Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу icon

Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу



НазваниеМалая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу
страница1/10
Е.Б.Дементьева
Дата конвертации27.09.2012
Размер1.5 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

МАЛАЯ РЕРИХОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Н.К.Рерих

МОЛОДОМУ ДРУГУ



Международный Центр Рерихов

Москва, 1993

Составитель Е.Б.Дементьева

Редактор С.А.Пономаренко

Автор предисловия Т.С.Яковлева

Н.К.Рерих.

МОЛОДОМУ ДРУГУ

Москва, Международный Центр Рерихов, 1993. ― 100 с.

В книгу вошли очерки, эссе, статьи Н.К.Рериха, обращенные к молодому читателю.

О вечных истинах и истинах, волнующих прежде всего молодежь, говорится в ней. Книга актуальна; она затрагивает проблемы, представляющие острейший интерес для современности.

На обложке: Н.К.Рерих. Жемчуг исканий.

Редакционная коллегия: А.Д.Алехин, Е.Б.Дементьева,

С.Н.Кайдаш, Л.В.Шапошникова.


ISBN 5-86988-016-5

© Международный Центр Рерихов, 1993.


^ "ДАТЬ РАДОСТЬ - ЭТО КАК УВИДАТЬ

ВОСХОД СОЛНЦА"


Не открою Америки: нашей молодежи более известен Николай Ре­рих – художник, нежели Николай Рерих-публицист. В том нет его вины. До недавнего времени его публицистика, прежде чем дойти до нас, тща­тельно отмерялась на гомеопатических весах цензуры.

Можно бесконечно сожалеть, что во всей полноте, не таясь, она при­ходит к нам только сегодня. И вместе с тем есть какая-то непостижимая правда (или высшая мудрость жизни? или высшая ее тайна?), что именно в наши дни, которые нарекают смутными, в сложную переходную пору, когда прежние приоритеты и истины сокрушены и все сильнее жажда но­вых духовных ориентиров, – именно в это переломное время нам дано ус­лышать не стесненный никакими запретами голос Николая Рериха.

Молодость – не возраст, а состояние мышления, – утверждает он. И сам до конца дней блистательно доказывал неоспоримость этого. Но соб­ственно молодежь всегда занимала особое место в его раздумьях о жиз­ни. "Молодежь", "Племя младое", "Молодому другу", – читаем мы в наз­ваниях его статей, очерков, дневниковых страниц. Последнее – "Моло­дому другу" - стало названием этой книги. Им создан стихотворный цикл "Мальчику". Строфы из него вы прочтете в эпиграфах к главам.

Но было бы ошибкой увидеть обращенность к молодежи только там, где она обозначена столь явно. В оркестре рериховской мысли "тема мо­лодежи" возникает часто, иногда лейтмотивом, иногда неожиданно, слов­но попутно. Вот в далеких Гималаях, где он жил, зимой сорокового года он с радостью узнает, что в Москве чествовалась память Скрябина. "Кто-то любит его, – записывает в дневнике, – и трудится над его достоянием. Наверное, молодежь". Вот вспоминает художника Серова: "Молодежь верила в него, а это суд праведный...
" Он хотел быть услышанным Росси­ей, миром, человечеством, но, может быть, главным внутренним адреса­том его была молодежь.

Его вера в молодежь была глубока и одновременно далека от духов­ной зависимости от нее, заискивания перед ней. От этой крайности так страстно предостерегал один из современников Н.К.Рериха, отец Сер­гий Булгаков. Взор Николая Рериха, устремленный к юношеству, – добросклонный и взыскующий. Взор надежды, столь естественный для чело­века, чьи мысли и дело выходят далеко за границы собственного земного существования.

Великая рериховская идея о необходимости Красного Креста Куль­туры – охранения культурных ценностей народов, идея, родившаяся в первые десятилетия века, сейчас все так же насущна и бесспорно пере­шагнет в век XXI. Мыслимо ли ее осуществление – в поколениях – без мо­лодых рук, умов, сердец?

"Для кого все строится, собирается, запечатлевается? – писал Н.К.Ре­рих. – Прежде всего для той же молодежи". Молодежи, которая, приняв дар, сама будет "строить, собирать, запечатлевать" и понесет эстафету да-




3


льше, в века. Три красных круга на белом полотнище – прошлое, настоя­щее и будущее, замкнутые окружностью вечности на рериховском "Зна­мени мира". Так предложил он назвать флаг Красного Креста Культуры (всемирно известного "Пакта Рериха"). И знак этот, соединяющий време­на в кругу вечности, когда узнаешь об отношении Рериха к молодежи, словно спускается с высоких ступеней символики, наполняясь живым че­ловеческим содержанием.

Испокон века люди старшего поколения сетовали на молодежь: "Не та пошла! Вот в наши годы..." Время Рериха не было исключением.

"Много нападают на молодежь", – писал он: "Она поглощена спор­том". "Она отшатнулась от гуманитарных предметов..." "Она не бережет чистоту языка и наполняет его всякими нелепыми, выдуманными выраже­ниями". "Она уходит от семьи". "Она предпочитает танцы..." "Она не хо­чет читать".

Не правда ли, знакомые и нашему времени упреки?

"Мало ли что говорят про молодежь, – размышлял Рерих. – Допус­тим, что все это так и есть. Но если мы посмотрим в причины происходя­щего, то ведь прежде обвинения молодежи нужно призвать к ответу стар­шее поколение.

Много ли сердечности в семье? Притягательна ли домашняя обста­новка? Есть ли возможность серьезных устремлений?.. Кто прокурил дом свой? Молодежь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напит­ками? Хотят ли в семье говорить с молодежью? Устремлена ли семья к будущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу?.. Где впер­вые услышала молодежь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательного?"..

Этот вызов – "К ответу старшее поколение!" – звучит и в сегодняшних дискуссиях о молодежи и часто, при всей кажущейся бесспорности, вызы­вает бурное противодействие: в нем видится односторонность, попытка "оправдать" молодых людей, снять с них ответственность за свои поступ­ки, переложив ее на плечи старшего поколения. Но по отношению к Ни­колаю Рериху, одному из создателей "Живой Этики", учения о неисполь­зованных возможностях человека, о творческих силах, которые таятся в глубинах его сознания, его души, по отношению к Рериху, с молодых лет глубоко увлекавшемуся самообразованием и самовоспитанием, такие уп­реки не состоятельны. Беря молодежь под крыло защиты, отводя от нее разного рода наветы, он в то же время, глубоко веря в ее духовные потен­ции, старался силой искусства, мысли, деятельности своей показать, вну­шить, как много в жизни зависит от нее самой.

Да, огульные нападки отвергал категорически. Возражал с решите­льностью: "Спросим себя: "Знаем ли мы молодежь, истинно трудящую­ся?" - Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, несущую в семью все свои заработки?" – Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, сердечно мечта­ющую о будущем?" – Конечно, знаем. "Знаем ли мы молодежь, устрем­ленную к серьезным книгам и обсуждениям?.. К поискам прекрасного? И так, мысленно перебирая все лучшие высоты человеческие, мы на каждой из них найдем и прекрасное выражение молодежи."




4


Считал, что именно к этим добрым примерам разумно прежде всего обращать общественное внимание: "Если молодые люди, иногда еще и не­опытные, все же так мужественно и вдохновенно противостоят темным силам, то как же бережно нужно поддержать их тем, кто считает себя уже умудренным".

И старался сам – поддержать. Реальных, ему известных. Учеников из петербургской школы Общества поощрения художеств, директором кото­рой он был. Своих сыновей. Членов молодежных секций "Пакта Рериха", возникавших в разных странах. Тех, кто искал с ним общения, писал пись­ма, прося совета. И сотни, тысячи тех, которых он не знал, не видел и ко­торым помогал своим словом, опытом жизни, провидческой мудростью.

Его слово поддержки так сильно, что сказанное десятилетия назад, воспринимаешь как сказанное сегодня.

Обращенность к молодежи, которой дышит наследие Николая Конс­тантиновича Рериха, имеет не только философские корни. В этом проя­вилось и одно особенное свойство его личности. "Дать радость, – говорил он, – это как увидать восход солнца". Среди многих даров, которыми бо­гато наделила его природа, принеся всемирную славу художника, мысли­теля, литератора, общественного деятеля, ему был дан еще один дар – или поверх всех даров дар: душевная щедрость, потребность отдавать. Дар, отличающий Учителя и сделавший Николая Рериха величайшим просветителем XX века.

Дар этот, жалованный природой, усилен был российской почвой кон­ца прошлого – начала нынешнего веков, насквозь пронизанной токами просветительства.

"Молодой друг", – говорил Рерих. И находил синонимы для этих слов: сотрудник, со-деятель. Так он понимал отношения с молодежью: со-деятельность, сотрудничество. В делах практических, на ниве борьбы за культуру, и в раздумьях о мире и человеке. Публицистические работы Н.К.Рериха – не свод истин, вещаемых Мудрецом, но приглашение к диа­логу, к работе мысли и сердца, духовным исканиям, осознанию себя в мире.

"Истинная книга не может быть прочтена лишь однажды, – писал он. – Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепен­но". В полной мере эти слова могут быть отнесены и к его работам. Исти­ну и красоту их тоже постигаешь не сразу. Язык их поначалу может пока­заться иногда непривычным, иногда устаревшим (мы не скажем сегодня "фильма" вместо "фильм" или "кинемо" вместо "кино"), иногда труднова­тым. Но приподняв завесу архаических слов и, казалось бы, давних фак­тов, вдруг открываешь для себя наисовременнейшую жизнь, сегодняшние наши тревоги, сегодняшние поиски выхода из духовных тупиков.

Как известно, безвременье больнее всего бьет по молодежи. И как от­кровение, как путь указующий звучат ныне рериховские слова: "Нет та­кого ужаса, который, вызвав к жизни еще более напряженные энергии, не мог бы превратиться в светлое разрешение".

Вера в победу светлых начал в жизни у него не от прекраснодушия. Долгие годы он прожил в горах, Гималаях, но никогда – в башне из сло-




5

новой кости. Не миражи, а реальный мир с его болями и страданиями был перед его глазами. Он ясно видел – и хотел, чтобы так же ясно видели и другие, и, может быть, в первую очередь, молодежь – два полюса в жиз­ни: созидание и разрушение. И два человеческих полюса, два антипода: созидатели и разрушители; "вдохновители" и "тушители" всего святого. "Идите не с теми, – звал он, – у кого "нет" на первом месте. Пусть свет­лое "да" ободрит и поможет найти лучшую тропу". Его оптимизм – поиски выхода из тьмы, поиски "лучшей тропы", в основе этого оптимизма – фило­софия созидания. Н.К.Рерих убежден: только "беспредельное строите­льство" может обратить жизнь в светлый праздник. "Воспитание, форми­рование миросознания, – подчеркивал он, – достигается синтезом, и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчест­ва". Даже само сосредоточение мысли только на разрушении считал раз­рушительным для личности: "Не будем останавливать мысль на разруше­нии, подумаем, какое светлое обновление жизни в руках нового поколе­ния".

Он указывает "спасительные пристани" на пути к свету и одной из са­мых первых называет "стремление к честному и неограниченному зна­нию": "Знать – это уже будет преуспевать".


Мир спасет Знание.

Мир спасет Творческая мысль.

Мир спасет Культура.


"Человечество, – писал Н.К.Рерих, – привыкло к знаку Красного Креста. Этот прекрасный символ проник не только во времена военные, но внес во всю жизнь еще одно укрепление понятия человечности".

Увы, к знаку Культуры оно еще не привыкло и на исходе века.

"Особенно ужасно слышать, когда отягощенные кризисом люди, не очень плохие сами по себе, начинают говорить, что сейчас не время даже помышлять о Культуре", – это написано Н.К.Рерихом несколько десяти­летий назад. Но разве это не о нас, сегодняшних? Разве сейчас мы не слы­шим: сначала – экономика, потом – культура? Или, что еще хуже, слова о культуре звучат самые высокие, а практика являет обратное: культуру упорно держат на пайке "остаточного принципа", разрушают, загоняют в "элитные" резервации, уже сейчас концерт или театр не каждому доступ­ны.

"Эти ужасные "нельзя", "не время", невозможно" приводят молодое сознание в тюрьму беспросветную" – как ко времени звучит эта горестная мысль Н.К.Рериха. И как же важно понять другую его – такую ясную – мысль: "Культура – источник жизни молодого поколения".

"Не нужно думать, что возможно помыслить о Культуре когда-то, пе­реваривая пищу вкусного обеда, – писал он. – Нет, именно в голоде и хо­лоде, как тяжелораненым светло горит знак Красного Креста, так же и го­лодным телесно и духовно будет светло гореть знак Культуры... Мысля о Культуре, нужно сказать и друзьям и врагам: будем действовать по спо­собности, т.е. положим все силы наши во славу неотложного в своей живоносности творческого понятия Культуры."

"И свет во тьме светит, и тьма его не объят".




6


* * *


Сотни полотен в художественном наследии Николая Константино­вича Рериха, великое богатство сокрыто и в его наследии публицистичес­ком, его статьях, эссе, письмах, "Листах дневника". В этой книге – малая толика. Это –начало дороги к Рериху. Врата открыты – иди! И еще: не го­товые ответы найдешь ты в этой книге, а путь к ним. Помните: "И свет во тьме светит..."

И, может быть, лучшим предварением предстоящего чтения будут слова самого великого художника и мыслителя:


Дар мой прими, милый друг!

Трудом и знаньем я накопил

Этот дар. Чтобы отдать его,

я сложил. Я знал, что отдам

его. На даре моем наслоишь

радости духа...


^ Татьяна Яковлева.




7


Мальчик, вниз не смотри!

Обрати глаза свои вверх.

Сумей увидать великое небо.

Своими руками глаза себе

не закрой.


Н.К.Рерих


^ НЕБЕСНОЕ ЗОДЧЕСТВО


ЕЩЕ РАДОСТИ


Еще радости. Если мир сейчас скуп на радости, если мир сейчас пог­рузился в безобразное человеконенавистничество, то тем более хочется вспомнить об истинных радостях, которые слагали энтузиазм. Вот вспо­минаю прекрасного "Принца и нищего" Марка Твена, который дошел к нам уже в первые школьные годы. Удивительно, как имя Марка Твена ши­роко прошло по всей Руси и всюду несло с собой радость и светлое воо­душевление. Писатель нашел подход к душе человеческой и рассказал просто и зовуще о вечных истинах. Многие из нашего поколения помянут добром это великое имя. Также вспоминаю и Золя, который в своем рома­не, посвященном битве за искусство Мане, был для меня вратами в позна­ние искусства. Подошли и Шекспир, и Гоголь, и Толстой, и Вальтер Скотт, и Эдгар По. Иногда даже не знаешь, откуда и как доходили такие многозначительные книги, которые явились на всю жизнь поворотными рычагами, но они приходили как бы предназначенные, и тем сильнее за­поминается эта радость [...]. А потом, через многие годы эти первые пу­тевые вехи вырастают в целые монументы, и всегда хочется сказать этим знаемым и незнаемым авторам сердечную признательность. В шуме быта так много стирается, и тем замечательнее посмотреть, какой именно от­бор сделает сама жизнь. История в конце концов отчеканивает характер­ные лики. Так же точно и в человеческой жизни остаются вехи нестира­емые. Обернешься назад и, как с холма, сразу видишь отметки на придо­рожных камнях. Почему-то говорят, что детство особенно ярко встает лишь с годами. Думается, что это не совсем верно, просто мы оборачива­емся пристальнее и ищем, где же те добрые вехи, которые помогли сло­жить весь последующий путь. Естественно, что к этим добрым вехам, пер­вым и поразительным, обращается наше особое внимание. К ним – наша первая радость, наше первое воображение и наша первая признатель­ность.


1939


^ ГЛАЗ ДОБРЫЙ


Добрый глаз редок. Дурной глаз в каждом доме найдется.

Мне говорили, что Станиславский заставляет своих учеников: "Умей­те в каждой вещи найти не худшее, но лучшее".

Чуткий художник видит, что огромное большинство из нас с наслаж­дением служит культу худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит.

С великим рвением мы готовы произносить хулу перед тем, что нам не любо. Какое долгое время мы готовы проводить около того, что нам по­казалось отвратительным.

Встреча с нелюбимым порождает яркие слова, блестящие сравнения. И быстры тогда наши речи, и сильны движения. И горят глаза наши.




11

Но зато как медленно скучны бывают слова ласки и одобрения. Как страшимся мы найти и признать. Самый запас добрых слов становится бедным и обычным. И потухают глаза.

Удалось испытать одного любителя живописи. За ним ходил с часами и незаметно замечал время, проводимое им около картин. Оказалось, около картин осужденных было проведено времени слишком вдвое боль­ше, нежели около вещей одобренных.

Не было потребности смотреть на то, что, казалось, доставило ра­дость; нужно было потратить время на осуждение.

"Теперь знаю, чем вас удержать. – Надо окружить вас вещами нена­вистными".

Мы, славяне, особенно повинны во многоглаголаний худшего. В Ев­ропе уже приходят к замалчиванию худого, конечно, кроме личных выс­туплений.

Если что показалось плохим, – значит, оно не достойно обсуждения. Жизнь слишком красива, слишком велика, чтобы загрязнять себя зрели­щем недостойным. Слишком много радостного, много заслуживающего отметки внимания. Но надо знать бодрость и радость.

Надо знать, что нашему "я" ничто не может вредить. Останавливаясь перед плохим, мы у себя отнимаем минуту радости. Удерживаем себя вместо шага вперед.

Учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. Строго себя удержать от общения с тем, что не полюбилось.

И у нас жизнь разрастется. И нам недосуг станет всматриваться в не­навистное. Отойдет ликование злобы.

И у нас откроется глаз добрый.


1913


^ НЕБЕСНОЕ ЗОДЧЕСТВО


От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых боль­ших радостей. Среди первых детских воспоминаний прежде всего вырас­тают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые перестрое­ния, мощное творчество надолго привязали глаза ввысь. Чудные живот­ные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гри­вами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы – чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных. Без них и охота, и первые раскопки не были бы так привлекательны. И в раскопках, и в большинстве охот глаз все-таки уст­ремлен вниз, и это не наскучит, лишь зная, что вверху уже готова заман­чивая картина. Сколько раз из-за прекрасного облака благополучно уле­тал вальдшнеп или стая уток и гусей спасалась неприкосновенно. Курга­ны становились особенно величественными, когда они рисовались на фо­не богатства облаков. На картине "Морской бой" первоначально все не-




12


бо было занято летящими валькириями, но затем захотелось их убрать, построив медно-звучащие облака, – пусть сражаются незримо. Картины "Небесный бой", "Видение", "Веление неба", "Ждущая. Карелия" и мно­гие другие построены исключительно на облачных образованиях. Прек­расна и небесная синева, особенно же когда на высотах она делается тем­но-ультрамариновой, почти фиолетовой.

Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи бы­ли одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: "До свидания, а может быть, и прощайте, – вот так люди и замерзают". Но в то же время уже сияли мириады звезд, и эти "звездные руны" напомина­ли, что ни печаль, ни отчаяние неуместны. Были картины "Звездные ру­ны" и "Звезда героя", и "Звезда матери мира", построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звездную кра­соту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышен­ными.

Люди определенно делятся на два вида. Одни умеют радоваться не­бесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают свое вообра­жение. А ведь воображение наше – лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красо­те своей небесная книга. Была и картина "Книга голубиная".


1939


ТУШИТЕЛИ


Все человечество делится на два вида – тушители и вдохновители. На каждого доброго, жизнерадостного вдохновителя найдется десяток мрачных тушителей. Кто их знает, откуда они берутся.

Можно бы думать, что всякие земные невзгоды притупили в них доб­ро и радость. Но среди тушителей найдутся и такие, кому живется не пло­хо. Казалось бы, и судьбой не обижены, и пути им не закрыты, никто их не ущемляет, а вот погоди те же! – сами из кожи вон лезут, чтобы хоть что-нибудь умалить. Выгоды они никакой не получают. Наталкиваются на чувствительные удары, но все же продолжают свое вредительство.

Кому вредят? За что вредят? Вероятно и сами подчас не знают. Уж не болезнь ли особая? Может быть "завистливая лихорадка" или "судорога ненависти"? Не придумать ли звонкое латинское название? Среди вра­чебной помощи можно прописать ледяной душ – пока не одумаются.

Некоторые отнесут такие эпидемии к зависти. Но это не определительно. Казалось бы, двуногий может завидовать лишь человеку. Но можно убедиться, что тушители извергают злобную слюну решительно против всего сущего. Даже солнечный день и тот оговорят. В любом настроении хоть что-нибудь им ненавистно.

Повсюду проявились два типа. Одни начинают осуждать от хороше­го, но другие даже первое свое слово направляют в осуждение. Они не бу-



13

дут искать доказательств. Просто, де, не нравится. И в этом заскрипит са­мая ржавая самость.

Тушителей не исправить. Как бы неизлечимая мозговая болезнь. Кто знает – может быть хроническое разжижение мозга. Но опасность в том, что эти носители микробов заражают все на пути своем. Как говорится: "и трава не растет на следу их!"

Они прикидываются авторитетами. Запасаются иностранными тер­минами. Окутываются лживою ласковостью. Полны всяких уловок – лишь бы повлиять на слушателей, лишь бы протолкнуть разложение в мозг мо­лодежи. Они особенно охотятся за молодежью. Опасайтесь!

Опасайтесь всех тушителей на всех путях их. Идите не с теми, у ко­го "нет" на первом месте. Пусть светлое "да" ободрит и поможет найти нужную тропу. Вдохновение – жизнь. Разложение – смерть. Красиво са­мо слово вдохновение. Ко злу – отвращение. К добру – вдохновение.


^ 1939


Публикуется впервые.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу iconМалая рериховская библиотека н. К. Рерих душа народов
«Каждая страна, у сердца своего, бережет имена, ведшие к Свету», — писал Н. К. Рерих
Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу iconМалая рериховская библиотека н. К. Рерих россия
Россия: [Сб ст.]. – 3-е издание, исправленное. –– М: Международный Центр Рерихов, 2004.– 92 с
Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу iconМалая рериховская библиотека н. К. Рерих художники жизни
Статьи Н. Рериха, включенные в этот сборник, посвящены деятелям русской культуры, литературы и искусства: Куинджи, Серову, Врубелю,...
Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу iconМалая рериховская библиотека н. К. Рерих восток-запад
Взаимодействие культур Востока и Запада, их общие истоки и элементы будущего синтеза в процессе космической эволюции человечества...
Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу iconМалая рериховская библиотека н. К. Рерих культура и цивилизация
Сопоставление «механической цивилизации» и грядущей Культуры духа — тема очерков Николая Константиновича Рериха, вошедших в этот...
Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу iconМалая рериховская библиотека ю. Н. Рерих: материалы юбилейной конференции
Рериха, составили этот сборник. Проведенная Международным Центром Рерихов совместно с Сибирским Рериховским обществом, музеем им....
Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу iconМалая рериховская библиотека н. К. Рерих берегите старину
Величие и красота Древней Руси были главной темой художественного и публицистического творчества Н. Рериха в дооктябрьский период....
Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу iconДети нового сознания материалы международной научно-общественной конференции. 2006
Дети Нового СознаниЯ: Материалы Междунар научно-общест конф. 2006. — М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2007. — 400 с. (Рериховская...
Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу iconЖивотные Москвы Класс
Обыкновенный еж, европейский еж, европейский крот, обыкновенная бурозубка, малая бурозубка, кутора, малая белозубка
Малая рериховская библиотека н. К. Рерих молодому другу icon80 лет центрально-азиатской экспедиции н. К. Рериха материалы международной научно-общественной конференции. 2008
Лет центрально-­азиатской экспедиции н. К. Рериха: Материалы Междунар научно-общест конф. 2008. — М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер­Банк,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов