Обитель света icon

Обитель света



НазваниеОбитель света
страница1/14
Н.К.Рерих
Дата конвертации27.09.2012
Размер1.06 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

МАЛАЯ РЕРИХОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Н.К.Рерих

ОБИТЕЛЬ СВЕТА



Международный Центр Рерихов

Москва, 1992


Б 12 (02)

ББК 87.03

Р 42

Составитель и автор предисловия Шапошникова Л.В.

Редактор Дементьева Е.Б.

Р 42

Н.К.Рерих.

ОБИТЕЛЬ СВЕТА

Международный Центр Рерихов

МП «ЭКОС»

Выдающийся художник, ученый и мыслитель Н.К.Рерих оставил нам богатейшее литературное и научное наследие. В предлагаемый читателям сборник вошли очерки, в которых описываются различные загадочные явления в жизни людей, имеющие единую основу – энергетическую жизнь Космоса, взаимодействие миров.

Очерки написаны доступным и образным языком. И вместе с тем в них ставятся сложнейшие философские проблемы.

Для широкого круга читателей.


© Международный Центр Рерихов.

© Составл. и предисловие Шапошниковой Л.В.

© Оформление Шипова Г.А.

ISBN 5-86988-001-7

Р 4702010000

Б 12 (02)-92


^ ЭПОХА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

МИРОВОЗЗРЕНИЯ


«Некоторые люди называют всякие такие вехи святочными рассказами или не заслуживающими внимания совпадениями. Большинство из этих, якобы скептиков, очень боязливы сами и потому опасаются даже подумать о том, что помимо их повседневности, помимо их лопуха огородного, существует еще нечто, что мощно заставляет помыслить и отнестись внимательнее к жизни».


Н. К. Рерих. Вехи.


«Наш век есть эпоха энергетического мировоззрения».


Н. К. Рерих. Парапсихология.


« ... В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул он уста и скрестил руки и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.

В бережности принес Пламенный весть обновленного благословенного мира».

«Другой раз утром Юрий (старший сын Н. К. Рериха – Л. Ш.) проснулся, точно разбуженный, и увидел около постели падающий горящий дирижабль ... В то же время погиб в Бельгии дирижабль, летевший из Лондона в Индию».

« ...под Верденом, идя на смену караула, они встретили караул, который должны были сменить, уже в пути. Вся команда не только видела этот взвод, но и безуспешно пыталась окликнуть его. Подойдя к посту, они заметили безмолвно стоявшего часового, когда дотронулись до него, то оказалось, что это был труп. Выяснилось, что весь взвод был уничтожен неожиданным налетом германцев».

«Было указание о том, что получится очень ценная посылка.
Время прошло. Друзья наши уже как бы забыли об этом обстоятельстве, приехав в Париж. Однажды из банка «Бенкерс Трест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этим обычнейшим путем была доставлена самая необычная посылка».

«Священик из Ориссари утверждает, что из окна своего дома видел гигантскую фигуру голубого света – как бы могучий воин в полном вооружении, в шлеме и с мечом – поднимающийся над горизонтом ... Поселяне, которые наблюдали это, замечали, что как

_______________

От редакции: здесь и далее сноски – по этому изданию.

Н. К. Рерих. Обитель Света, стр. 16

2 Н. К. Рерих. Особенное, стр. 54, 55

3 Н. К. Рерих. Потустороннее, стр. 28

4 Н. К. Рерих. Вехи, стр. 34



3


бы все небо затем было покрыто языками голубого пламени ...»1

«Присутствие, великое присутствие наполняет природу. С чего бы колыхаться травинке, почему трепетать ветке дерева, откуда хруст валежника, почему срывается песок с горы, почему и куда всматривается напряженно собака: Он идет. Он приближается. Если сосчитать удары сердца, то в их ускоренности, в их наполнении можно понять, насколько сущность знает приближение. Он неслышно идет. Он не испугает. Он обережет, и если даже и дотронется в ведении, то и это прикосновение будет непередаваемо земным словом»2.

Что это? Отрывки из древних мифов и легенд? Описание галлюцинаций или экстатических религиозных видений? Кто собрал воедино все это?

Вышепроцитированные отрывки взяты из очерков Николая Константиновича Рериха, объединенных в сборник, предлагаемый читателям. Все, что содержится в сборнике, публикуется у нас впервые. Я не могу сказать, что об этих очерках не знали и что их никто не читал. Их машинописные и иные копии передавались из рук в руки, но публикаторы рериховских трудов тщательно их обходили по известным для всех нас причинам: цензура не пропустила бы все это в печать. Ибо все, что не могла объяснить наша идеологизированная наука, изымалось и не допускалось к публикации. К сожалению, современная наука слишком многое не может еще объяснить. Я не думаю, что мы должны ее упрекать в этом. Она развивается своим путем и своими темпами. Ее можно упрекнуть в другом: славные и бесславные ее носители считают науку единственным методом познания окружающей нас действительности и отрицают иные пути ее постижения. Приведенные отрывки свидетельствуют о том, что Вселенная, наша Планета и человек – живут более богатой и необычной жизнью, нежели себе это представляет наука.

Именно наш XX век подошел к той черте, когда меняется сознание, мышление человека, когда все, накопленное человечеством в предыдущие тысячелетия, порождает качественно новые подходы к проблемам космической эволюции человечества. Выдающиеся ученые, такие, как В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и другие, ощутили наступление изменений, связанных с процессами этой эволюции, предугадали приближение нового, более высокого ее витка. В этот ряд выдающихся ученых и мыслителей XX века можно без колебаний поставить и великого русского художника Н.Рериха. Ибо он был не только художником, но и оригинальным ученым и исследователем, путешественником и мыслителем. Он со своей супругой Еленой Ивановной Рерих принес человечеству целый свод новых знаний, стройную философию Космоса. Эта философская система базировалась на мировоззрении, которое назвал энергетическим сам Рерих. Именно с помощью этого мировоззрения можно объяснить факты и явления, приведенные в начале этой статьи.

______________

1 Н.К.Рерих. Видения, стр. 38

2 Н.К.Рерих. Он, стр. 43,44




4


Из своих 73 лет Рерих прожил в Индии более двадцати. Он приехал туда вместе с семьей в 1923 г. и умер там же в 1947 г. Появление Рерихов в Индии не было случайным. Именно здесь протекало регулярное сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны с группой анонимных философов и Учителей, которые и были создателями энергетического мировоззрения. Под их руководством Елена Ивановна Рерих подготовила серию книг «Живой Этики» или «Агни Йоги». Из Индии же отправилась в далекий путь и Центрально-азиатская экспедиция, которая несла на себе большую эволюционную нагрузку.

Энергетическое мировоззрение и идеи «Живой Этики» пронизывали творчество Рериха-художника, Рериха-ученого и литератора. Без этого невозможно понять Рериха, как крупнейшую личность нашего века.

То, что книги «Живой Этики» начали издаваться в 20-е годы нашего столетия, свидетельствует о их тесной связи с рядом важнейших процессов, происходивших в нашем веке. Век же оказался переломным моментом в духовно-культурной эволюции человечества, временем новой энергетики и перехода на следующий эволюционный виток. Все культурно-духовные изменения века определялись именно этими обстоятельствами. «Живая Этика», в которой были использованы древнейшие знания и современные нахождения, в которой мудрость Востока и Запада образовали единое целое, а духовные достижения человечества подтверждались последними изысканиями науки, являла собой целую философскую систему, посвященную космической эволюции человечества, в ее новом энергетическом понимании.

«Живая Этика» по-иному, нежели современная наука, трактовала такие фундаментальные понятия, как материя и энергия. Она сообщала нам о существовании миров иных состояний материи, иной энергетики, иных измерений. Кроме нашего плотного физического мира, вводились понятия о Мире Тонком, а затем Мире Огненном, мире лучистой материи. Все эти три мира были тесно связаны между собой, тесно взаимодействовали. Сам человек нес их в себе, реально соприкасаясь с материей различных состояний и различных измерений. Такая модель человека безмерно расширяла наши знания и о самом человеке и о Космосе в целом. Человек являлся неотъемлемой частью гигантской, единой, и в то же время многообразной, энергетической структуры Мироздания. Он заключал в себе космическую энергетику, а космос, в свою очередь, являлся одухотворенной системой, в которой дух представлял одну из сил Природы.

Энергетическая система мироздания, согласно «Живой Этике», живет и развивается по Великим Законам Космоса, таким как Закон Кармы или причинно-следственных связей, Закон соответствия формы и энергии, Закон космического сотрудничества, Закон гармонии двух начал, женского и мужского, и многим другим. Незнание нами этих законов и неумение ими пользоваться влияет на нашу эволюцию самым губительным образом, отчуждает ее от тех категорий, которые составляют ее основу: духовность, нравственность, этику. «Живая Этика» дает нам знание о предстоящем эволю-




5

ционном витке и определяет, в связи с этим, наше поведение.

Жизнедеятельность Космоса поддерживается энергетическим обменом. Космическая эволюция человечества есть по сути своей энергетический процесс, в основе которого лежит все тот же энергетический обмен, точнее энерго-информационный обмен. Последний составляет главную движущую силу эволюции.

В результате энергетического обмена происходят количественные и соответственно качественные накопления энергии в определенных структурах. Когда уровень энергии человека, народа, страны, планеты повышается, создается возможность эволюционного продвижения. Н.К.Рерих писал: «Вспышками энергии движется человечество»1. В основе подобных вспышек лежит все тот же энергетический обмен.

Главные направления энергетического обмена в трехмерном пространстве нашего мира могут быть определены горизонталью и вертикалью. Горизонтальный энергообмен идет со структурами, находящимися на поверхности Планеты, сюда можно включить и саму Планету, человеческие сообщества, народы, страны и т. д. Все это находится в постоянном энергетическом взаимодействии, в постоянном движении и изменении. Энергетика лежит в основе человеческой истории и обуславливает ее события и особенности, движение духовной, социальной и материальной культуры.

Вертикальный энергообмен, тесно связанный с горизонтальным, представляет собой сложнейший космический процесс. Он направлен вверх и так же, как и горизонтальный, имеет свою обратную связь. Мы обмениваемся энергиями с Солнцем, с зодиакальными созвездиями, с созвездием Ориона, играющим в энергетике нашей Планеты свою особую роль и со многими другими космическими телами и энергетическими потоками. Мы несем в своей ауре, нашем энергетическом поле, Большой Космос, и часто не осознаем этого, не умеем этим правильно пользоваться. Поэтому проблема развития, повышения и расширения нашего сознания это не только энергетическая или этическая проблема, но и космическая.

Качество сознания или его уровень тесно связаны с местом, которое отдельный человек или человечество занимают в космической эволюции. Являются ли они объектами этой эволюции или ее субъектами? Условное расстояние между таким объектом и субъектом включает энергетические процессы, связанные с совершенствованием человека и расширением его сознания. Объект эволюции – категория объективная и в какой-то мере пассивная. Причем прохождение человека по эволюционной спирали не зависит от того, хочет он этого или не хочет. Энергетика тянет его по эволюционному коридору, но до известного предела. Если человек не развивает свой дух, не совершенствует свое сознание, он может остановиться в какой-то точке. Однако ни в эволюции, ни в Космосе нет состояния неподвижности. Если спираль эволюции, спираль восхождения, перестает действовать, в силу нехватки энергии, то сейчас же «включается» спираль инволюции или нисхождения. Весь Космос основан на противоположениях, в том числе и его эволюция. По-

_____________________

1 Л. Шапошникова. Некоторые проблемы «Живой Этики», «Путь к себе», № 7, 1991, стр. 4




6

пасть или не попасть в такую точку зависит от самого человека. Если путь его совершенствования приводит к осознанию задач и смысла эволюции, человек становится ее субъектом. А именно он получает возможность не только дальнейшего, уже осознанного продвижения, но и обретает умение пользоваться теми силами, участвовать в тех энергетических процессах, которые представляет в его распоряжение космическая эволюция. Иными словами, индивидуум, достигший необходимого уровня сознания, оказывается способным воздействовать и на ход самой Космической эволюции. Космос собственно и одухотворен такими субъектами эволюции, стоящими на самых различных ступенях бесконечной Иерархической лестницы. И Елена Ивановна Рерих, и Николай Константинович, и их Учителя являлись и являются такими субъектами Космической эволюции, которые несут свою миссию, связанную с эволюцией нашей Планеты, и развитием земного человечества.

Но вертикальный и горизонтальный энергетические обмены не исчерпывают всей сложности энергетического взаимодействии даже в нашем трехмерном мире. Плотный физический мир нашей планеты участвует в энерго-информационном обмене с Мирами иной материи, иного качества энергий, иных пространственно-временных измерений. Мы находимся в постоянном контакте с Миром Тонким, в наш мир приходят отзвуки Мира Огненного. Все это приносит в нашу жизнь немало интересного и пока неизведанного. Явления, которые возникали в результате взаимодействия с иными мирами, долгое время отрицались современной наукой. Однако XX век внес и сюда свои коррективы. Исследования ряда талантливых ученых в различных странах снабдили нас фактами, которые утверждают реальность взаимодействия миров.

«Учитель, прежде всего, – сказано в одной из книг «Живой Этики», – должен разъяснить сотрудничество между мирами. Невозможно оставлять жителей Земли в заблуждении об изолированности. Нужно пока не поздно дать сведения о ближайшем сотрудничестве миров ... Так мы приветствуем истинное отношение к Тонкому Миру. Отблеск его можно найти по всему миру».1

И еще: «В уяснении этой истины заключается успех эволюции, а затем придет и познание тонких энергий».2

Три направления энергетического обмена – горизонтальный, вертикальный и взаимодействие с мирами иного качества материи, – определяют основные явления нашего феноменального мира, которые упомянуты в очерках Н.К.Рериха. Несмотря на разнообразие своих проявлений, они имеют единую основу – энергетическую жизнь Космоса. Сближение миров различных измерений и энергий есть, согласно «Живой Этике», одна из важнейших особенностей данного этапа эволюции.

Вот все это вышеописанное и составляет основу энергетического мировоззрения, которое дано в «Живой Этике». В небольшой, предваряющей этот сборник, статье нет возможности представить это мировоззрение во всей его сложности и богатстве, как это сдела-

______________

1 Надземное. Рукопись, 52

2 Там же, 77




7


но в самих книгах «Живой Этики». Однако полагаю, что сказанное выше в какой-то мере поможет читателям сориентироваться в нелегких вопросах и разобраться в том неожиданном и необычном материале, который содержится в предложенном им издании.

Перед тем как перейти к анализу конкретных очерков, имеющихся в сборнике, хотелось бы обратить внимание читателей на следующее обстоятельство. Очерки Рериха написаны доступным и образным языком, они читаются легко и захватывают своими сюжетами. И вместе с тем в них ставятся и решаются сложнейшие философские проблемы энергетического мировоззрения. Эта удивительная способность Рериха коротко излагать самые сложные мысли и синтетически сочетать с образностью научное исследование сама по себе является частью нового мышления, нового восприятия важнейших проблем космической эволюции.

Рассматривая эволюцию как энергетический процесс, Рерих обращает наше внимание на неожиданные явления, безусловно связанные с этим процессом. Предчувствие нового этапа духовно-культурной эволюции человечества нашло свое отражение не только в пророчествах Востока или научной мысли Запада, но и в необычных явлениях, связанных с энергетикой эволюции. Именно с этой точки зрения Рерих и рассматривает различные знамения: появление на небе Христа, воина, языков пламени, всадника, святых. Знамения наблюдают тысячи людей, о них сообщают газеты. Многие из них происходят в середине тридцатых годов, когда закладываются основы тех энергетических изменений, которые затем сформировались позже.

«В этих видениях, – пишет Рерих в очерке «Видения», – заключен мировой момент огромной важности. Без всяких предрассудков и суеверий прислушаемся к этим сообщениям, за которые ручается множество народа, как пытливые историки соберем факты воедино, чтобы еще более осветить великий мировой час, о котором могут не думать лишь умы незрелые ... Современное мировое смущение имеет глубокие корни».1

Эти корни уходили в неведомые еще нам глубины космической эволюции, откуда возникали знамения, видения и прочие знаки надвигающихся космических изменений в энергетике планеты.

Рерих чутко ощущает складывающиеся направления в эволюции и среди них отмечает в первую очередь объективное ее движение к единству и синтезу. Однако, будучи ученым и мыслителем, он видит всю сложность и неоднозначность такого движения. Уже в 1917 г. он зорко замечает и зарождение каких-то негативных вихрей в течение этого процесса и перебрасывает пророческий мостик к болевым точкам наших дней.

«Теперь опять гребень мировой волны, – пишет он в очерке «Единство» – Опять слова об единстве. Слова еще грубые. Непохожие на великие провозвестия древности. Может быть, и теперь это только предчуствия. Еще сильна основа лжи и враждебности. Еще живо все, что единству противоположно. Может быть еще надо пережить ступень обратную «самоопределения народностей», ступень,

______________

Н. К. Рерих. Видения, стр. 40




8

противоречащую мировому единству. Но и здесь путь может быть. Пусть народности вспомнят свои корни. Пусть расчленятся на роды и кланы. Обессиленные очаги создадут новую необъятную волну единства. И новые люди скажут общечеловеческими словами».1

Приведенный отрывок примечателен глубиной заключенных в нем мыслей. В них мы находим диалектику эволюционного процесса. «Обессиленные очаги создадут новую необъятную волну единства». Волнообразный, похожий на бушующий океан, исторический процесс имеет свои взлеты и падения, имеет свои четко очерченные Великими законами Космоса объективные закономерности. «Эволюция протекает поверх всяких человеческих заторов и наветов».2 У нее есть своя программа, которая неуклонно выполняется. Наступает время познания новых энергий, неведомые тонкие энергии приближаются к Земле. Стремится ли человечество воспринять эти изменения или не стремится – ход эволюции остается неуклонным. На ответственности же человечества остается вина за задержку и искажение собственной эволюции.

XX век, предшествующий новому эволюционному витку, принес нам огромное количество фактов и доказательств, свидетельствующих об энергетических изменениях. «Живая Этика» обобщила их в новом энергетическом мировоззрении.

В своих очерках Рерих пытается еще раз разъяснить смысл происходящего, привести нужные для этого факты, заставить обратить на них внимание.

Он писал об энергии огня и ее приближении к Земле, о проявлении этой энергии в жизни самого человека.

«Огонь и свет; весь прогресс человечества приходит к этой вездесущей, всепроникающей стихии. Вызванная, она или будет осознана и законно приложена, или опалит неразумие несознательности».3

Такие энергии должны соответствовать энергетическому потенциалу людей. Только дальнейшее расширение сознания может создать это соответствие. Для людей с низким сознанием эта энергия окажется губительной и «опалит неразумие несознательности».

Для многих такое утверждение может показаться фантастическим, но космическая эволюция опережает развитие человеческой мысли и науки. Те же, кто старается нас об этом предупредить, не всегда бывают услышаны. И «Живую Этику» и Рериха начинают слышать только сейчас, далеко не многие...

Малоизучаемая нами человеческая мысль играет огромную роль в энергетических процессах космической эволюции. «Несомненно, что область мысли, область открытия тончайшей всеначальной энергии суждена ближайшим дням человечества»4, – отмечает Рерих в очерке «Парапсихология».

Он пишет о передаче мыслей на расстояние, о ее творящей и созидающей силе, о необходимости изучения энергии мысли. Высокая

_________________

Н. К. Рерих. Единство, стр. 62

2 Н. К. Рерих. Парапсихология, стр. 49

3 Н. К. Рерих. Обитель Света, стр.19

4 Н. К. Рерих. Парапсихология, стр.50



9

мысль в состоянии повысить нашу энергетику, утончить ее вибрации, низкая – наоборот огрубляет и понижает энергетику. Человек, мыслящий хаотично, неосознанно может нанести немалый вред процессу энергетического обмена на самых разных его уровнях. Подходя к вопросу об энергии мысли как ученый, Рерих останавливается на исследованиях этой энергии, которые начали в середине тридцатых годов проводить некоторые ученые. К тому времени были получены первые снимки мысли, как энергетического явления, исследованы закономерности влияния этой энергии на развитие растений. Он тщательно собирал эту информацию, стараясь подтвердить данными современной науки положения, содержавшиеся в книгах «Живой Этики», стремясь свести воедино науку и идеи «Живой Этики». Научное познание, – отмечает он в очерке «Мистицизм», – «которое в последние годы двинулось в «Мистицизм», – «которое в последние годы двинулось в области надземные, приблизилось к познаванию тончайших энергий»1.

Человек является обладателем тончайшей и сильнейшей энергии, так называемой всеначальной или психической. Наступающий этап космической эволюции приведет к осознанию этой энергии и умению правильно ею пользоваться. Всеначальная энергия наполняет весь Космос и энергетическую структуру человека. Ее волны, как бурное море, бушуют в пространстве. И у этого моря есть свои отливы и приливы, влияющие и на закономерности энергетического обмена и на эволюционное продвижение. Психическая энергия имеет решающее влияние на все жизненные процессы, связанные с человеком и его деятельностью. Она накапливается на вещах, с которыми человек соприкасается или которые он создает. С этой точки зрения произведения настоящего искусства являются аккумуляторами психической энергии и выполняют роль энергетического магнита, передающего тонкие энергии человеку в процессе энергетического обмена. Поэтому именно предметы искусства дают нам реальное представление об эпохе, ее духовной наполненности, о ее энергетике2.

«Запомним, – справедливо пишет Рерих, – что ни наука, ни техника, ни философия не отразят вполне душу народа. Ее прочтем лишь, отраженную в памятниках искусства».

Энергетика красоты с ее гармонией, отраженная в искусстве, является сама по себе уже сильнейшим энергетическим импульсом. «Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии»3 – сказано в одной из книг «Живой Этики».

Высокой энергетической роли искусства в сборнике посвящен очерк «Мера искусства», в котором центральное место занимают мысли философа Успенского.

«Впереди всех других человеческих способов проникновения в тайны природы идет искусство ... Оперируя с эмоциями, с настроениями, с инстинктами и с пробуждающимися интуициями, оно

_________________

1 Н.К.Рерих. Мистицизм, стр. 54

2 Н.К.Рерих. Единство, стр. 63

3 Надземное. Рукопись, 122



10


совершенно не стеснено пределами трехмерной сферы, совершенно не должно считаться с законами логики, и сразу выводит человека в широкий мир многих измерений».1

И еще: «Искусство, которое не говорит об этом «ином мире», не заставляет о нем думать или его чувствовать, или рисует тот мир, как подобие или продолжение нашего, это не искусство, а подделка, трезвая и рассудочная подделка, псевдоискусство».2

Действительно, если мы подойдем с этой точки зрения к произведениям подлинного искусства, то увидим в них отблеск иных миров, тех миров, о которых пишет «Живая Этика». Этим отличаются полотна великих художников, и в первую очередь таких, как сам Рерих. Именно художник и творец ощущает своей тонкой энергетикой веяния миров иных измерений. И имеет возможность отразить их в своих произведениях. В силу этой особенности подлинное искусство является одной из важнейших энергетических структур в Космической эволюции человечества. Оно является как бы мостом между мирами различного рода материи и в какой-то мере осознанно несет в себе эти миры. Именно на искусстве мы можем проследить закономерности энергетического обмена между нами и мирами иных измерений. В этом отношении его роль можно сравнить с высочайшей энергетической ролью сердца. «Сердце есть мост миров. Там, где особенно явлено соприкасание трех миров, там глубоко ощутится значение сердца»3 – сказано в одной из книг «Живой Этики».

Наше соприкосновение с другими мирами, осознанное или неосознанное, много шире и богаче, чем мы себе это представляем. В очерках «Особенное», «Сон», «Потустороннее», «Оттуда», «Туда и оттуда» и др. мы находим не только богатый фактический материал такого взаимодействия, но и ценнейшие рассуждения автора на эту тему. Невежество и научные предрассудки до сих пор мешают нам серьезно отнестись к таким фактам и сделать их предметом объективного исследования.

Согласно «Живой Этике», человек несет в себе энергетическое тонкое тело, которое и дает нам возможность контакта с Тонким Миром. Тонкий Мир находится не где-то в космическом отдалении от нас, он пронизывает наш плотный мир, как тонкое тело проникает в наше плотное. Осознание этого обстоятельства очень важно для дальнейшего эволюционного продвижения, ибо объективный энергетический процесс приводит к сближению миров и к их более близкому взаимодействию. Контакты с Тонким Миром расширяют наши знания о Мироздании и Космической эволюции, и они более регулярны, чем мы себе представляем. Контакты происходят в большинстве случаев во сне. Предвоенная (накануне 1 мировой войны) серия пророческих картин была написана Рерихом на основании таких снов (очерк «Сон»).

«Ночь приносит общение с Тонким Миром и обновление энергий. На утро люди, хотя и не помнят ночных приобретений, но чуют

______________

Н.К.Рерих. Мера искусства, стр. 58,59

2 Там же, стр. 59

3 Надземное. Рукопись, 22




11

прилив сил. Ученые поясняют это только узко-материально, но более опытные наблюдатели понимают иные причины».1

Однако существуют контакты и наяву. Некоторые из таких фактов приводит Рерих в своих очерках. «Много надземного и среди земной жизни»,2 – пишет он. Рерих сообщает нам о снимках Тонкого Мира, которые удалось сделать людям с высокой энергетической структурой. Тонкий Мир не есть нечто изолированное от нас, многим он уже знаком, если не сознательно, то интуитивно. Покидая свое плотное тело, тонкое после смерти уходит в Тонкий Мир, сохраняя свою энергетическую основу для следующих плотных воплощений. «Ведь только разница в вибрациях плотного и тонкого плана препятствует более тесному и ощутимому общению».3

Утончение энергии земного человечества в ходе космической эволюции, повышение уровня ее вибраций – одна из важнейших задач, связанная с новым эволюционным витком.

«Мысль, как тончайшая энергия, является основою Тонкого Мира. ...Там все творится мыслью, и мыслью же все разрушается»,4 – пишет Николай Константинович. Земная мысль тоже может воздействовать на Мир Тонкий, поэтому на тех, кто осознал эту особенность, лежит большая эволюционная ответственность. «Оттуда» также проникают в наш мир тонкие мысли, которые могут, под воздействием земной энергетики, принимать соответствующую форму или образ. Всякого рода «привидения», видения и прочие подобные феномены связаны теснейшим образом с непознанными нами еще процессами энергообмена между двумя мирами.

«Воздействия «оттуда» непрестанны, а люди вместо того, чтобы принять их благодарно, стараются отмахнуться, как от мух назойливых».

Невежество и предрассудки задерживают не только изучение проявлений иного мира в нашей жизни, но и уводят от необходимых и нередко полезных контактов с этим миром. Познание иных миров и взаимодействие с ними – неизбежность космической эволюции человечества. К осознанию этой неизбежности призывает нас и «Живая Этика» и автор предлагаемых читателю очерков.

Среди основополагающих вопросов космической эволюции, как путевая, указующая веха, стоит проблема Учителя. Без него не существует одухотворенного Космоса, без него нет эволюционного продвижения. Отрицание Учителя на любом уровне, пренебрежение им приводит к самым катастрофическим последствиям. Тема Учителя в очерках данного сборника звучит несколько приглушенно, как бы завуалированно. Для того, чтобы услышать ее в полную силу, необходимо знать связанные с ней обстоятельства. Некоторая прикрытость самого сюжета объясняется тем, что речь идет о личном Учителе Рерихов, высоком космическом Иерархе, который руководил всей эволюционной миссией этих удивительных людей. Учитель появляется в поэтическом очерке «Он», как некая при-______________

1 Надземное. Рукопись, стр. 138.

2 Н.К.Рерих. Особенное, стр. 55

3 Н.К.Рерих. Туда и оттуда, стр. 55

4 Там же, стр. 56

5 Там же, стр. 56

12


роднокосмическая сила, и в то же время как индивидуальная сущность, соприкасающаяся с конкретным человеком. «Он всегда заповедует о жизни, о жизни вечной. Он знает великую строительницу. Он знает пути ко Господу. Он говорит: Исполните все пути мирные, испытайте всю меру мира и тогда победа за вами. Он благословит битву после того, как удостоверился, что пути мирные исчерпаны, Он допустит все испытания и в них укажет прочные камни перехода и всхода. Он никогда не обременит непосильно. Он укажет путь, всегда новый, неожиданный в своем несказуемом значении».1

В этом удивительном очерке, написанном с большой художественной силой, заключена самая глубокая научная характеристика Учителя, как космического явления. Рерих здесь показал пример тончайшего синтеза, когда искусство обладает научной основой, а наука высокой художественностью. В этом очерке раскрыта главная тайна Великого Учителя, его как бы двойственность – космичность и человечность. Его способность пребывать в двух мирах: в Тонком, через который он воздействует на плотный, – «Присутствие, великое присутствие наполняет природу».2 И в плотном, где он взаимодействует с человеком, Учеником, чья энергетика соответствует тонким вибрациям Учителя.

«Урусвати (Елена Ивановна Рерих – Л. Ш.) находится в постоянных сношениях с Нами. Не легко получать токи напряженных энергий, оставаясь в физическом теле и в земном быте. Мы считаем такое совмещение особым достижением»,3 – читаем мы в одной из книг «Живой Этики».

И еще: «Мы живем наполовину в Тонком Мире. Многие наши близкие носят тонкое тело»,4 – это тоже об Учителях.

Контакты Рерихов с Учителями были постоянными и самыми разнообразными. Судя по очеркам они начались достаточно рано, о чем свидетельствует «Единство». «Делаю земной поклон Учителям Индии, – писал Николай Константинович 26 октября 1917 г. – Они внесли в хаос нашей жизни и истинное творчество и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды они подали нам зов. Спокойный, убедительный, мудрый знанием. Культ истинного знания ляжет в основу ближайшей жизни, когда растает в пространстве все зло, рожденное человекоубийством и грабежом последних лет».5

Рерих сообщает о фактах неожиданной помощи Учителя («Бывальщина»), о предупреждениях, приходивших вовремя на маршрут Центрально-азиатской экспедиции и предотвративших нападение кочевников на нее.

«Не забудется и встреча с незнакомцем в Музее Метрополитен. Не забудется и встреча в Чикаго. А Лондон в 1920! А Париж в 1923! А

______________

1 Н.К.Рерих. Он, стр. 44,45

2 Н.К.Рерих. Он, стр. 43

3 Надземное. Рукопись, стр. 48

4 Там же, 62

5 Н.К.Рерих. Единство, стр. 63




13

Дарджилинг! А Москва в 1926! А Белуха! А Улан-Батор! А Тибет! А Индия! Всюду вехи».1

В очерке «Вехи» Николай Константинович расшифровывает некоторые из упомянутых встреч, не говоря при этом об Учителе, стремясь не нанести вреда лишней информацией. Сам же он фигурирует в очерке как «Мой друг».

«А сколько писем, неизвестно откуда присланных, а сколько книг нужных и как бы случайно указанных, а сколько сроков очень примечательных может быть услышано внимательным ухом. Сколько добрых знаков подается в жизни. Если эти знаки ведут к добру, если их единственное назначение помочь человечеству, то это уже будут, истинно, добрые знаки»2 – это тоже о контактах с Учителем.

Но самое важное общение с Учителем и его сподвижниками на Земле шло при создании книг «Живой Этики». Принимаемые на расстоянии мыслеобразы сложнейшего философского смысла облекались Еленой Ивановной Рерих в форму доступную ее современникам. Так была передана человечеству одна из важнейших философских систем, столь необходимая для осознания предстоящих задач космической эволюции. Таким образом, хотим этого или нет, мы оказались свидетелями творчества Великого Учителя, представляющего собой одухотворенный Космос. Наш век не единственный в этом отношении. Великие Учителя, приносившие человечеству знания в той или иной форме, способствовавшие осознанию наступающих изменений, вызванных энергетическими процессами космической эволюции, прошли через всю историю человечества. Они были теми, в ком персонифицировались космические силы, продвигающие эволюцию на всех ее уровнях. Без них подобное движение не состоялось бы. Великие учителя были духовными наставниками, религиозными реформаторами, открывателями новых знаний. Имена многих из них нам хорошо известны. Будда и Христос, Зороастр и Нагарджуна, Кришна и Гермес и многие другие.

У каждого из них была своя ступень на иерархической лестнице одухотворенного Космоса. Есть там свое высокое место и у Учителя Рерихов. Эта условная лестница бесконечна и уходит вверх в Беспредельность. На ней и Ученики и Учителя Учителей.

«Для Нас, – говорят Учителя, – понятие Учителя священно. Каждый из нас имеет Учителя, и в этой лестнице ступени без числа».3

Великий Космический закон Учительства действует и живет не только в Космосе, но и на Земле. Космос заложил в энергетическую структуру человека уважение к Учителю, как условие его эволюционного продвижения от плотного мира его обитания к иным мирам.

Понятие Учительства велико и многообразно. Учитель тот, кто вложил в ребенка первое знание его, Учитель тот, кто научил его мыслить, научил писать и читать, расширил его кругозор, показал сложность окружающего мира, принес ему реальность мироздания.

В наше трудное переломное время мы, переходя от мертвящего

______________

1 Н. К. Рерих. Бывальщина, стр.61

2 Н. К. Рерих. Вехи, стр. 34

3 Надземное. Рукопись, стр. 28



14

тоталитарного режима, к существованию иного порядка, пытаемся найти причины той трудной ситуации, в которой мы оказались через 73 года строительства нашего «светлого будущего». Я не ошибусь, если скажу, что одной из причин всего этого было невежественное отрицание Великих Учителей, а также пренебрежение к школьному учителю, оказавшемуся в нашем обществе в самом низу социальной структуры, наконец, попытка насадить институт лжеучителей, внушавших народу псевдознания и псевдоидеи. Мы нарушили Великий Космический закон и теперь расплачиваемся за это невежеством, бездуховностью, вопиющей безнравственностью. Появились расчеловеченные люди, знающие об Учителях лишь понаслышке.

«Живая Этика», освещающая многие проблемы космической эволюции, создавшая концепцию энергетического мировоззрения, приносит нам и знание Великого Закона Учительства в его самом практическом и жизненном воплощении. На примере Рерихов мы можем видеть, как действует этот закон в земных обстоятельствах. Высокий уровень их Учителя, которого можно смело назвать Великим Учителем и Космическим Иерархом дает нам возможность охватить эту проблему достаточно широко и осмыслить ее и осознать на довольно длинном отрезке спирали космической эволюции. В связи с этим такие очерки сборника как «Вехи», «Он», «Знаки», «Единство», «Бывальщина» обретают бесценное значение. Большинство очерков, включенных в данный сборник, написаны Рерихом во время Китайско-маньчжурской экспедиции 1934 – 1935 гг. Пока эта экспедиция еще не получила нужного освещения в нашей литературе. Официальной ее задачей был сбор засухоустойчивых растений для решения ряда проблем сельского хозяйства Америки. Но если принять во внимание, что эта экспедиция была продолжением Центрально-азиатской, то цели ее выглядят не столь простыми, как это было в свое время представлено мировой прессой. Сюжеты очерков, написанных на маршруте экспедиции заставляют думать, что она имела также как и Центрально-азиатская, свою особую эволюционную нагрузку. Николай Константинович очень много размышлял в последней своей экспедиции о судьбах человечества, о путях его космической эволюции и приближающейся эпохе энергетического мировоззрения. Эти размышления добавляют немало важного к идеям, которые отразили книги «Живой Этики». Они приближают эти идеи к нашей жизни, делают их более понятными и дают возможность вникнуть в их глубинный смысл. Эпоха энергетического мировоззрения имеет своих провозвестников, толкователей и пророков. Имеет своих Учителей. Николай Константинович Рерих – один из них.


26.07.91. Юрмала, Латвия Л. В. Шапошникова




15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




Похожие:

Обитель света iconДействующие лица: Света 19 лет
Наконец, это ей удается. Света встает перед зеркалом в позы моделей, улыбается сама себе голливудской улыбкой. Раздается звонок в...
Обитель света iconИзмерение скорости света
Земли вокруг Солнца. Он впервые сделал вывод о конечной скорости распространения света и определил ее величину. По его подсчетам,...
Обитель света iconУрок пропедевтики физики 6 класс «Явление преломления света» Программа Н. Ю. Румянцевой «Познание мира» Образовательные цели : познакомить учащихся с явлением отражения света
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать световые явления. Прежде чем познакомиться с новыми законами распространения света, давайте...
Обитель света iconОптические явления Отражение света
Несамосветящиеся тела становятся видимыми благодаря отражению света от их поверхностей [1]
Обитель света iconОб отклонении луча света в гравитационном поле Земли
Исторически сложилось мнение о единой природе, приоритетном факторе, влияния на распространение света
Обитель света icon«Современные теоретические проблемы гравитации и космологии»
Отсутствие противоречия между изменяющейся скоростью света, и теорией относительности, необходимость проверки изменения скорости...
Обитель света iconМатвеев А. Н. Механика и теория относительности (М.: Мир и образование, 2003. – фрагменты из книги) стр. 84
Особенно они велики при скоростях, близких к скорости света. Эти отклонения впервые были открыты при исследовании скорости света,...
Обитель света iconВальтер Ритц (1878–1909) Баллистическая теория света (1908 г.)
Упрощённая схема установки Майкельсона по измерению разницы в задержках света вдоль и поперёк движения Земли по орбите
Обитель света iconОб аберрации света
Землю. Волновая теория света, однако, так красиво и просто объясняет сложнейшие явления, что мы, естественно, обратили внимание на...
Обитель света icon«обитель души»: экзистенциальное пространство субъекта
Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов