Программа коррекционной работы icon

Программа коррекционной работы



НазваниеПрограмма коррекционной работы
Дата конвертации29.08.2012
Размер149.14 Kb.
ТипПрограмма

РАЗДЕЛ 9

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ


Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».


Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-развивающей программы.

Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования РФ);

Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), утвержденная Министерством образования РФ от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6;

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196);

Письмо Управления социального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 года № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»;

«Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях» (приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992)


^ Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.



^ Задачи программы:

— своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.


^ В данной программе коррекционно-развивающий процесс осуществляется с учётом следующих принципов:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

  • ^ Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).


^ Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


Направления

Содержание

Мероприятия, направления коррекционной деятельности

Срок реализации

Ответственные

Диагностическая работа

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;


-ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей;


-комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов

  • Постановка на учёт детей (ПМПк)




  • диагностика речевого развития (тестовая методика Т.А. Фотековой)




  • диагностика эмоционально-волевой сферы




  • обследование учебных умений независимым педагогом




  • составление социального паспорта обучающегося




  • коллегиальное заключение

  • программа сопровождения ребёнка специалистами ПМПк

Сентябрь


Сентябрь, декабрь, май


Сентябрь, декабрь, май

Учитель, специалисты, родители


Специалисты ПМПк


Специалисты ПМПк

Коррекционно-развивающая работа

-выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его образовательными потребностями


  • Разработка программы индивидуальной траектории преодоления предметных трудностей в обучении

  • Разработка программы индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей в обучении

  • Разработка программы индивидуальной помощи детям с трудностями межличностного взаимодействия

  • Разработка программы по восполнению пробелов (предшествующего обучения) в знаниях детей с ЗПР



Учитель, специалисты ПМПк

Консультативная работа

-выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов

  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ

В течение года

Педагог-психолог

Информационно-просветительская работа

-организация различных форм просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), связанные с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ

-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ

Родительские собрания:

1. «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения».

2. «Особенности взаимодействия родителей и ребёнка в условиях его недостаточного физического и психического развития».

3. «Свободное время ребёнка с ОВЗ.»

Родительская конференция на тему «Опыт работы семьи, воспитывающий ребёнка с ОВЗ»

Индивидуальные консультации педагога-психолога, учителя, завуча.

Постоянно действующий информационный центр со сменной информацией для участников коррекционно-развивающего процесса

В течение года

Педагог-психолог



^ Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

^ I этап (май – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.


^ II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

^ III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

^ IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.


^ Актуальность программы сопровождения обусловлена основными направлениями развития российской системы образования, изложенными в стратегических документах, которые ставят перед образовательными учреждениями всех типов и видов следующие задачи:

•  обеспечить реализацию государственных гарантий в получении качественной социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

• обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья медико-психолого-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательных учреждениях по месту жительства. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации;

•   создать условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в соответствии с Декларацией от 18 апреля 2008 г. № АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

• своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в школьном возрасте для обеспечения коррекции основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на следующих ступенях общего образования;

  • создать условия для развития интегрированного образования, которое способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общество.



^ Программа сопровождения

коррекционно-развивающего процесса


Педагог-психолог

Учитель

Независимый педагог

Родители

Диагностика психического развития


Рабочая программа по курсам

Учебный входной контроль

Включение в процесс сопровождения

Программы развития основных психических процессов

Разработка системы коррекционно-развивающих занятий по восполнению пробелов в знаниях детей класса с учётом рекомендации специалистов консилиума

Рекомендации учителю по восполнению пробелов в знаниях учащихся

Согласование расписания коррекционно-развивающих занятий специалистов

Построение диаграммы развития психических процессов у учащихся коррекционного класса


Мониторинг успеваемости учащихся

Текущий контроль

Медикоментозное лечение

Работа по коррекции эмоционально-волевой сферы

Корректировка коррекционно-развивающих занятий по результатам мониторинга

Итоговый контроль

Знакомство с коррекционно-развивающими приёмами при выполнении домашнего задания

Коллегиальное заключение






Специфика данной модели заключается, прежде всего, в том, что в условиях конкретного образовательного учреждения решение проблем, связанных с изучением, развитием и воспитанием учащихся, требует комплексного подхода на всех возрастных этапах.

Сопровождение детей с ОВЗ ПМПК МОУ Грушевской СОШ показало, что для успешной социализации этих детей необходимо привлекать специалистов других ведомств и учреждений для оказания специальных услуг.


Взаимодействия ОУ со структурами и учреждениями

в системе сопровождения ребенка с ОВЗ.


  1. Управление социальной защиты.

  2. Родители (законные представители).

  3. Муниципальная ПМПК.


Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.

Программно методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно развивающие программы (психолога, педагога) (см. приложения), инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.

Материально техническое обеспечение

Материально техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально технической базы, позволяющейобеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.


^ Планируемые результаты



Ожидаемые результаты

Измерители, показатели


 Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ

 

Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов


Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса


Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ


Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ


Внутришкольные и районные семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио.




Похожие:

Программа коррекционной работы iconViii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа коррекционной работы iconДокументы
1. /6. Программа коррекционной работы.docx
Программа коррекционной работы iconДокументы
1. /Программа коррекционной работы.doc
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы образовательного учреждения пояснительная записка
Задания для этой группы детей, обучающихся по системе учебников «Начальная школа XXI века», включены в учебники, рабочие тетради,...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Программа коррекционной работы iconПрограмма коррекционной работы
Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Программа коррекционной работы iconЭтапы работы Содержание коррекционной работы
Воспитание умения сосредоточить внимание и удержать определенное количество предметов в памяти
Программа коррекционной работы iconПрограмма №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы
Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Программа коррекционной работы iconДокументы
1. /Образовательная программа начального образования по ФГОС/ЗОЖ ПРОГРАММА.doc
2....

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов