Правительство Москвы Московский комитет образования icon

Правительство Москвы Московский комитет образования



НазваниеПравительство Москвы Московский комитет образования
Дата конвертации14.09.2012
Размер353.26 Kb.
ТипКраткое содержание



Правительство Москвы

Московский комитет образования

______________________________________


Проект


ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ


РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

НА 2001-2005 ГОДЫ”


Москва, 2001


Оглавление





Паспорт 4

Общие положения 8

Основные направления (компоненты) информатизации образования 8

Краткое содержание программы по направлениям 9

1. Модернизация образования, базирующаяся на информационно-коммуникационных технологиях 9

2. Кадровый потенциал 10

3.Организационно-методическое обеспечение Программы. 12

4. Формирование информационного пространства и ресурсов образования 12

5. Обеспечение образовательных учреждений оборудованием информационных и коммуникационных технологий. 13

6. Нормативно-правовая база 15

7. Информатизация управления образованием 15

Организационно-методическое, инфраструктурное и финансовое обеспечение Программы 16

Состояние проблемы 18

Оценка уровня информатизации московского образования 18

Имеющийся перспективный задел 19

Зарубежный опыт и международные рекомендации 21

Система финансирования Программы 22

23



Паспорт


^ Целевой программы Правительства Москвы

Развитие единой образовательной информационной среды

на 2001-2005 гг.”


Наименование Программы

“Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.”

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Правительства Москвы

от 27 июня 2000 г. N 478-ПП,

Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.
»

Государственный заказчик Программы

Правительство Москвы

Основной разработчик Программы

Московский комитет образования

Конечная цель Программы

Создание единой образовательной информационной среды как важнейшего условия, инструмента и результата модернизации системы образования в целях: 1) повышения качества образования, 2) предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам на получение образования всех уровней и ступеней.

Задачи Программы

  1. Модернизация системы московского образования, в том числе – содержания и технологий образования, уклада школы, отвечающая современной системе образовательных приоритетов, максимально использующая преимущества информационных и коммуникационных технологий для повышения качества образования детей, сохранения здоровья учащихся.

  2. Достижение уровня профессиональной квалификации работников образования, позволяющей им реализовывать современные модели образовательного процесса, с использованием информационных и коммуникационных технологий

  3. Создание системы методической поддержки, повышение квалификации, переподготовки, подготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в образовательном процессе современные информационные и коммуникационные технологии.

  4. Формирование, постоянное расширение и развитие информационного пространства и информационных ресурсов московского образования. Реализация в информационном пространстве образования всех связей и взаимодействий между участниками образовательного процесса, окружающим обществом.




  1. Обеспечение образовательных учреждений средствами информационных и коммуникационных технологий, подключение к телекоммуникационной сети, технологической поддержкой.

  2. Разработка нормативной базы, создание системы проектирования и управления ходом выполнения программы. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных и коммуникационных технологий в образовании. Разработка (совместно с органами Госсанэпиднадзора) современных нормативов и требований к средствам информационных технологий и режиму их использования в образовательных учреждениях.

  3. Информатизация процесса управления системой образования

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2001-2005 годы.

^ Базовый этап - 2001-2002 годы. Формирование системы проектирования и управления Программы. Разработка и реализация программ, учебных планов и материалов для системы повышения квалификации работников образования. Формирование базовой системы информационных образовательных ресурсов, в том числе в Интернете. Обеспечение базовых учреждений Программы средствами информационных и коммуникационных технологий и организация доступа к основным информационным ресурсам в соответствии с приоритетами Программы. Создание сети ресурсных центров и опорных учреждений, Формирование системы технологической поддержки.

^ Этап широкого развертывания Программы 2003-2005 годы. Обеспечение образовательных учреждений средствами информационных и коммуникационных технологий и организация доступа к основным информационным ресурсам в соответствии с приоритетами Программы. Формирование базиса для развития информационной среды московского образования в последующие годы.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий. Основные направления Программы

  1. Модернизация образования, базирующаяся на информационно-коммуникационных технологиях

  • Формирование и применение информационно-коммуникативной компетентности учащихся в учебном процессе

  • Формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии

  • Формирование нового уклада школы и системы отношений, использующих информационно-коммуникационные технологии

  1. Кадровый потенциал:

  • Привлечение дополнительных кадровых ресурсов (координаторов информационных технологий различных уровней, методистов в сети Интернет)

  • Методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка, подготовка кадров

  • Аттестация кадров в Программе

3. Организационно-методическое обеспечение Программы

  • Формирование общего видения и поддержки Программы у работников образования, структур управления, родителей, средств массовой информации

  • Разработка, согласование и анализ выполнения программ на всех уровнях

4. Информационное пространство и ресурсы

  • Формирование системы информационных ресурсов

  • Создание, поддержание, расширение, развитие информационного пространства Программы

5. Оборудование информационных и коммуникационных технологий

  • Поставка оборудования в образовательные учреждения

  • Обеспечение телекоммуникации

  • Установка, обслуживание, ремонт

6. Нормативно-правовая база

  • Разработка и принятие нормативных документов

  • Создание и утверждение документов, регламентирующих использование ресурсов программы

7. Информатизация управления

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Московский комитет образования и другие структуры Правительства Москвы, Министерство образования РФ, образовательные, научные и производственные организации различных форм собственности.

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование работ предполагается осуществлять за счет средств бюджета г. Москвы, бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования 5 млрд. руб.

Ожидаемые конечные результаты

В результате выполнения Программы будет сформирована, апробирована и введена в эксплуатацию развивающаяся единая образовательная информационная среда московского образования, которая позволит получить следующие результаты:

  • Создание условий для повышения качества образования и снижения перегрузок учащихся за счет эффективного использования современных информационных технологий

  • Обеспечение: возможности для использования компьютера каждым учащимся и работником образовательного учреждения по 6 часов в неделю, наличия в каждом образовательном учреждении аттестованного координатора информационных технологий, наличия 2-х компьютеров в каждой библиотеке и у администрации образовательного учреждения, подключение каждого учреждения общего среднего, дополнительного и профессионального образования к широкополосному телекоммуникационному каналу



  • Создание условий для реализации моделей открытого образования, в том числе: для обеспечения равных возможностей на получение образования для всех жителей Москвы, возможности для вариативности и индивидуализации образования, реализации основных педагогических систем московского образования (включая образование учащихся с проблемами физического, психического и социального развития); широкого доступа учащихся к российским и глобальным информационным ресурсам

  • Формирование системы методической поддержки преподавателей образовательных учреждений всех уровней, проведение повышения квалификации и переподготовки 80% преподавателей общеобразовательных учреждений, всех преподавателей системы профессионального образования и 60% преподавателей системы дополнительного образования детей в области новых информационных технологий. Обеспечение возможности рационального использования педагогических кадров высшей квалификации за счет средств телекоммуникации (сетевые методисты, открытые телеуроки и др.)

  • Создание системы разработки и использования инфраструктуры опорных учреждений Программы использования московских и федеральных информационных образовательных ресурсов, в том числе: информационно-справочных источников, компьютерных сред учебной деятельности (виртуальных конструкторов), тренажеров и электронных учебников

  • Создание условий учащимся Москвы с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование за счет использования средств информационных и коммуникационных технологий, создание благоприятных условий для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования

  • Развитие системы поиска одаренных детей и работы с ними на основе использования возможностей новых информационных технологий для организации общения одаренных детей с ведущими преподавателями и учеными

  • Создание системы опорных учреждений и центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды города



^

Общие положения

Основные направления (компоненты) информатизации образования


Основными направлениями развития информационной среды образования (в частности, выделяемыми в настоящей Программе) являются:

  • ^ Модернизация образования на основе ИКТ (модернизация содержания образования и уклада школы, соотнесенная с модернизацией моделей учебной деятельности на базе ИКТ, индивидуализация, особые категории детей и педагогические системы, экстернат, домашнее образование, дополнительное образование, управление образованием)

  • ^ Кадровое обеспечение (подбор, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка кадров, обобщение опыта на уровне города, округа, образовательного учреждения, экспериментальных площадок, межшкольных сообществ и проектов)

  • ^ Организационно-методическое обеспечение (включая общее видение необходимости и путей реализации Программы на всех уровнях, систему проектирования и анализа выполнения Программы), научно-методическое обеспечение в области образовательных систем и технологий. Взаимодействие с общественностью, средствами массовой информации, организациями вне системы образования, родителями, формирование многоканального финансирования

  • ^ Информационное пространство и ресурсы (анализ существующих в России и мире ресурсов, апробация, выбор, приобретение лицензий, адаптация, разработка методик использования, обеспечение доступа для образовательных учреждений и органов управления образования).

  • ^ Оборудование информационных и коммуникационных технологий (помещения, компьютеры, общее и специализированное дополнительное оборудование, бескомпьютерные средства ИКТ, установка, усовершенствование, ремонт и обслуживание, телекоммуникация)

  • Нормативная база (учебные планы, штатные расписания и оплата труда, в том числе в режиме дистантного образования, режим работы учителей, использующих ИКТ, координаторов ИКТ, санитарно-гигиенические нормы проектирования зданий, установки и использования техники, регламенты использования, передачи и списания технических средств, коммуникационных ресурсов, комплектующих изделий и расходуемых материалов, налоговые и другие льготы)


Процесс информатизации является комплексным, он органически связан с общим процессом модернизации образования, с реализацией новых образовательных приоритетов. Как показывает мировой опыт, недооценка любого из перечисленных направлений приводит к существенному снижению эффективности процесса информатизации.
^

Краткое содержание программы по направлениям

1. Модернизация образования, базирующаяся на информационно-коммуникационных технологиях


Информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России, входит как один из основных компонентов в Программу «Столичное образование 3»

Она необходима:

  • Для обеспечения качественного и эффективного образовательного процесса

  • Для достижения важнейших общеобразовательных целей и продолжения выпускниками жизни в обществе

  • Для повышения доступности образования.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно.

Модернизация предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Сформированность этой компетентности у выпускника школы – важнейшее условие современной эффективной высокотехнологичной экономики.
^

Содержание образования. Информационно-коммуникативная компетентность



Основное содержание элементов информационных технологий и математической информатики рассматривается сегодня в мире как составляющие общей грамотности, базовой компетенции. Информационно-коммуникативная компетентность (и ее база – информационная грамотность) в наиболее прогрессивных моделях современной школы осваивается и применяется во всем образовательном процессе, в различных предметах и формах учебной и воспитательной деятельности.

Информационная компетенция предполагает умение:

  • самостоятельно работать с информацией: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать ее;

  • моделировать, проектировать объекты и процессы, в том числе при взаимодействии с другими, ответственно реализовывать свои планы;

  • принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях, учиться всю жизнь.

Работа с информацией охватывает:

  • использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), деятельность человека без технических средств,

  • все виды информационных объектов – тексты, числовые данные, звуки, неподвижные и движущиеся изображения, гиперобъекты (то есть объекты с ассоциативными связями между элементами).
^

Уклад школы. Открытое образование


Движение к открытому образованию является одной из основных тенденций и перспектив развития российского и мирового образования, важнейшим направлением модернизации. При этом открытость понимается в отношении

  • источников образования;

  • места, формы и технологии его получения;

  • индивидуальных образовательных траекторий в рамках образовательных систем, отвечающих основным группам, охватывающим наиболее широкий состав обучающихся;

  • взаимодействия со структурами и индивидуумами общества (родителями, попечителями, потребителями, другими образовательными учреждениями).

Информатизация является одним из основных инструментов в построении моделей открытого образования.
^

Использование ИКТ в образовательном процессе



Сегодня возможно эффективное использование средств ИКТ всеми участниками образовательного процесса в следующих формах (детально – см. в Приложении 1):

  • Сочинение (создание и совершенствование информационного объекта, предназначенного для восприятия другими людьми, в соответствии с потребностями образовательного процесса)

  • Выступление (непосредственное представление информационного объекта другим)

  • Исследование (материальных и информационных объектов и процессов, приводящее к получению информационных объектов – описаний, моделей, выводов и т.д.)

  • Проектирование и конструирование (объектов и процессов на основе потребности, задания, описания и т.д.)

  • Отработка технических навыков

  • Погружение в иностранный язык

  • Проверка (аттестация) (определенных результатов обучения с помощью процедур, поддающихся компьютерной реализации)

  • Взаимодействие в едином информационном пространстве «Учащийся-учитель-родитель-администрация-управление-общественность». Дистанционное консультирование, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка, подготовка кадров

  • Учебная деятельность детей с проблемами физического и психического развития

  • Управление деятельностью образовательных учреждений

Освоение учащимися ИКТ может идти в рамках классно-урочной системы в различных предметах – «Информатика и информационные технологии», «Технология», в ходе их применения во всех предметах, проектной деятельности. Оно может идти концентрированно или распределенно.

^

2. Кадровый потенциал

Лидеры. Формирование общего видения


Роль образовательных лидеров в процессе информатизации является чрезвычайно важной именно в силу того, что информатизация сопряжена со всем процессом модернизации образования. Поэтому она может идти эффективно только тогда, когда руководители системы образования региона имеют видение развития системы образования, в котором важную роль занимает информатизация в ее полноценной форме. Это видение должны разделять руководители и сотрудники ресурсных центров информатизации, методических центров, в конечном итоге – руководители и работники всех образовательных учреждений. Это видение играет существенную роль и во взаимодействии системы образования с различными структурами власти, с общественностью, бизнесом.
^

Координаторы информационных технологий


Роль координатора информационных технологий в образовательном учреждении является ключевой для процесса информатизации. Координатор разделяет общее видение процесса информатизации, организует и принимает участие в:

  • деятельности по разработке программы информатизации образовательного учреждения, вовлекающую наибольшее число его работников;

  • координации реализации программы, отслеживание потребностей в обслуживании, ремонте, усовершенствовании технических средств, пополнении расходных материалов;

  • повышение квалификации и методическую поддержку работников образовательного учреждения в области использования ИКТ в их работе и возможно, в других направлениях модернизации образования;

  • взаимодействие (с руководителем учреждения) с общественностью, структурами управления образованием по вопросам ИКТ

Координатор информационных технологий, по своим служебным обязанностям не ведет преподавания учащимся. Однако такое преподавание по отдельным модулям и проектам, безусловно, является желательным.

^

Учителя информатики


В сегодняшней московской школе со средствами ИКТ имеют дело, прежде всего, учителя информатики. Некоторые из них фактически выполняют роль координаторов информационных технологий. Однако для большинства полноценное выполнение этой роли затруднено, как минимум, по двум причинам:

  • Большая загруженность преподаванием предмета «Информатика»

  • Замкнутость внутри предмета, отсутствие серьезной установки на широкое применение ИКТ в образовательном процессе.

Таким образом, объективная тенденция состоит в переходе учителей информатики в новый статус – координаторов информационных технологий.
^

Учителя-предметники – методисты информационных технологий


Реальная практика применения ИКТ в образовании возникает в работе отдельных учителей. В случае, если возможен перенос возникшей практики в работу других учителей, в инновационном режиме целесообразно использование такого предметника в качестве методиста, с ограничением его учебной нагрузки и оплатой методической работы.

Библиотекари


Библиотека приобретает важную роль информационного центра образовательного учреждения – библиотекарь, руководитель подразделения выполняет функцию поддержки этой роли.


Лаборанты

Для обеспечения максимально эффективного использования техники целесообразно предусмотреть ее функционирование, по крайней мере, с 8 утра до 8 вечера (84 астрономических часа в неделю). В это время должна быть обеспечена техническая поддержка техники на уровне лаборанта, которым может быть и учащийся школы.
^

Методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка и подготовка кадров


Процесс информатизации невозможен без методической поддержки, повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров. Особая важность методической поддержки и повышения квалификации педагогов всех специальностей связана с комплексным характером информатизации, включенный во весь процесс модернизации образования. Переподготовка, помимо этого, важна еще и тем, что большое число учителей информатики не имеет высшего педагогического образования и стремится его получить в рамках переподготовки. Там они могут получить представление об общеобразовательном аспекте процесса информатизации, то самое общее видение, которое столь существенно в этом процессе. Подготовка кадров по всем предметам также должна вестись в рамках общего видения.

Важнейшей чертой повышения квалификации и переподготовки в этой области является упор на практический, проектный характер учебного процесса для учителей, которые фактически повторяют путь учащегося, ведут анализ и делают теоретические обобщения на материале собственной практики.

Приоритетным направлением методической поддержки, повышения квалификации и переподготовки является дистанционная форма образовательной деятельности. Институт сетевых методистов (работающих через Интернет) будет расширяться.

При решении вопроса о внеочередном повышении квалификации учителя будет приниматься во внимание включение его в программу развития информационной среды учреждения, где учитель работает, согласованную с методическим центром.
^

Подбор и аттестация кадров


Подбор кадров для работы в области построения информационного образовательного пространства является достаточно сложной задачей. Большинство учителей не имеет достаточного опыта работы с современными средствами ИКТ и не чувствуют себя достаточно компетентными, чтобы браться за эту работу. С другой стороны, привлекаемые специалисты в области компьютеров, обычно не обладают необходимым образовательным видением. Это приводит к существенной деформации стратегии информатизации. В связи с этим, наряду с задачей внеочередного повышения квалификации координаторов ИКТ и других приоритетных категорий работников, встает задача аттестации кадров. При этом будет использован и европейский опыт аттестации на Международный сертификат компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовании («Компьютерные водительские права учителя»), проводимой Московским институтом повышения квалификации образования совместно с Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО.
  1. ^

    Организационно-методическое обеспечение Программы.


Реализация Программы требует формирование общего видения задач и путей реализации, поддержки со стороны работников образования, структур управления, родителей, средств массовой информации.

Организационно-методическое обеспечение Программы требует разработки, согласования и анализа выполнения программ информатизации на всех уровнях (образовательное учреждение, управа, округ, город).
^

4. Формирование информационного пространства и ресурсов образования


Эффективное образовательное использование устанавливаемого оборудования возможно только при включении в комплект поставки информационных ресурсов. Отсутствие информационных ресурсов, соответствующих оборудованию, делает работу с компьютером и другими устройствами невозможной. Наличие нелегальных («пиратских») копий этих средств, имеющее место в большом числе московских учреждений образования, является нарушением действующего законодательства, особенно серьезным для оборудования, приобретенного недавно.
^

Информационные ресурсы классифицируются следующим образом:


  • Системные программные средства

  • Программные средства общего назначения

  • Информационно-справочные источники

  • Виртуальные конструкторы

  • Тренажеры

  • Тестовые среды

  • Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники).

  • Информационно-управленческие средства

С точки зрения современных приоритетов системы образования указанные виды информационных ресурсов имеют различный статус. Системные программные средства поставляются вместе с техникой и обеспечивают ее работоспособность. С образовательной точки зрения важнейшими являются источники информации и виртуальные конструкторы, позволяющие реализовывать исследовательскую, проектную модель учебной деятельности учащегося, что является одним из актуальных направлений развития современного образования. Существенную помощь при отработке отдельных навыков в различных моделях образовательного процесса могут оказывать качественные тренажеры, позволяющие отрабатывать те или иные навыки.

Особую роль в школьном образовании всего мира играет информационный ресурс Лого (в отечественных версиях, разработанных в Москве – Логорайтер для компьютеров предыдущих поколений, ЛогоМиры для современных компьютеров, ПервоЛого для обучения грамоте на современных компьютерах).

Описание типов информационных ресурсов, предлагаемых к поставке в рамках Программы и перечень рекомендуемых Программой сред см. в Приложении 2.

^

5. Обеспечение образовательных учреждений оборудованием информационных и коммуникационных технологий.


Следующий список содержит основные виды оборудования, используемого в общеобразовательном процессе. Более детальное описание видов оборудования и их применений приведено в Приложении 3

Оборудование:


  • Универсальное устройство обработки информации – компьютеры, в том числе ноутбуки и «усеченные» конфигурации компьютеров,

  • Устройства, используемые при создании графической и музыкальной информации

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации

  • Устройства регистрации данных

  • Устройства вывода информации

  • Управляемые компьютером устройства

  • Коммуникационные устройства и сети

  • Переносное и стационарное аудио-видео оборудование
^

Телекоммуникационная инфраструктура:


  • Каналы передачи данных – обеспечивают для образовательных учреждений доступ к необходимой учебной, воспитательной, управленческой информации,

  • ^ Образовательные серверы, поддерживающие основные сетевые образовательные ресурсы для московских образовательных учреждений и содействующие использованию этими учреждениями общемировых образовательных и информационных ресурсов,

  • ^ Системы доступа к информации, регулирующие доступ участников образовательного процесса к различным видам информации в сети.

Телекоммуникационная инфраструктура, наряду с другими видами технологических ресурсов системы образования, позволяет превратить образовательные учреждения в центры информационной системы города.

Список учреждений для подключения по выделенному каналу к Интернет в 2001 г. приведен в Приложении 4.
^

Технологический уровень средств ИКТ и уровень их образовательных применений


С точки зрения образовательных применений выделяются следующие технологические уровни, каждому из которых отвечают принципиально различные возможности для использования ИКТ в образовательном процессе (наименование уровней условно):

  • Нулевой уровень

    • Отсутствие технических средств

Применение современных ИКТ невозможно. Знакомство учащихся с ИКТ происходит по книгам и другим источникам информации, моделирование некоторых существенных принципов и алгоритмов работы систем ИКТ возможно (и осмыслено в учебном процессе) и в низкотехнологичной (в частности – бескомпьютерной) среде.

  • Знакомство

    • Компьютеры, иллюстрирующие некоторые возможности и принципы работы вычислительной техники (в частности, отечественного производства)

Обеспечивает возможность для учащегося получить лишь общее впечатление от работы с компьютером, изучить некоторые принципы его работы, но не использовать его интенсивно в учебной деятельности.

  • Надежность

    • Надежно и безопасно работающая техника, совместимая с основными компьютерными системами, используемыми в мире

Обеспечивает принципиальную возможность применения компьютера в учебном процессе, например, для создания текстов или передачи электронной почты.

  • Доступность

    • Развитая графика и графический интерфейс для пользователя (Макинтош, Windows)

Обеспечивает возможность применения компьютера в учебном процессе широким кругом непрофессионалов (учителей различных предметов, управленцев) по отдельным направлениям.

  • Интегрированность

    • Обеспечивает возможность для непрофессионалов осуществлять все виды деятельности со всеми видами информации, используя экранное представление, подключаемые к компьютеру устройства и глобальное информационное пространство

Обеспечивает возможность широкого интегрированного применения основных видов информации, средств и сред информационных технологий в образовательном процессе.

Реализация программы требует организации структур, осуществляющих функции технологической поддержки:

  • обслуживание установленного оборудования;

  • обслуживание установленного программного обеспечения и его переинсталляция в случае необходимости;

  • ремонт оборудования, предоставление оборудования взамен ремонтируемого в пользование на время ремонта;

  • поставка расходных материалов.

Для продления срока эксплуатации установленного оборудования, отодвигания срока его морального устаревания, необходимо предусмотреть процедуры регулярного усовершенствования.

Технологическая поддержка может осуществляться через систему ресурсных центров.

^

6. Нормативно-правовая база


Реализация программы информатизаци требует внесения изменений в существующую нормативно-правовую базу. Без внесения изменений в систему оплаты труда учителей, введения ставок координаторов информационных технологий, невозможно эффективное в полном объеме использование устанавливаемого оборудования. Малая загруженность оборудования приводит к тому, что оно морально устаревает задолго до физического износа. В связи с этим также должен рассматриваться вопрос об использовании и списании морально устаревшей, но еще работающей техники.

Значительные изменения в качестве и безопасности производимого и поставляемого оборудования требуют пересмотра нормативов его использования в учебном процессе.
^

7. Информатизация управления образованием


Системы управления образования включает стандартные технические средства и специализированные информационные ресурсы:

  • Специальное программное обеспечение (оболочки) для баз данных, бухгалтерии, документооборота

  • Наполнение и пополнение конкретными данными по системе образования

  • Документы

  • Кадры

  • Детское население

  • Учреждения

  • Включение в общегородские системы и согласование с другими системами


Эти системы на уровне учреждений интегрируются в общее образовательное информационное пространство учреждения.
^

Организационно-методическое, инфраструктурное и финансовое обеспечение Программы

Руководство Программой


Руководство проектированием и ходом реализации Программы осуществляет Координационный совет, образованный Правительством Москвы в соответствии с ПП № 449 (Председатель Совета – Первый вице-премьер Правительства Москвы В. П. Шанцев)

На уровне административных округов создаются координационные советы под руководством Префекта
^

Проектирование и анализ хода программы


Одним из основных направлений реализации Программы является вовлечение всех ее участников – и работников образования и организаций, от учителя-предметника до Комитета образования, в процесс ее проектирования. Процесс проектирования также является механизмом вовлечения всех образовательных учреждений города в программу, выделения среди них опорных. В процессе согласования программ принимается решение о выделении ресурсов для программ исходя из уже достигнутого уровня информатизации образовательного процесса, обоснованности следующего шага в программе. При этом параллельно решаются две задачи:

  • Достижения минимального уровня развития информационной среды всех учреждений

  • Содействие в осуществлении очередного этапа развития информационной среды учреждений, уже достигших определенного уровня

Особенно существенным является выделение ресурсов для ресурсных центров.


Управленческие и методические структуры, ресурсные центры постоянно анализируют ход выполнения Программы в отдельных образовательных учреждениях и в городе в целом. На основании анализа осуществляется корректировка планов, выявляется наиболее интересные результаты, трудности в реализации, учреждения получают или подтверждают свой статус опорного учреждения программы, валеологический мониторинг отслеживает состояние здоровья учащихся. Анализируется – внутрипрофессиональная и общественная реакция на информатизацию.
^

Инфраструктура ресурсных центров и опорных учреждений


Реализация программы требует включения специальных структур и организаций, осуществляющих функции поддержки Программы:

  • технической (ремонт, обслуживание, предоставление во временное пользование техники);

  • методической (консультирование, помощь в организации образовательного процесса, организация повышения квалификации);

  • учебной (обучение учащихся общеобразовательных учреждений).

Эти функции могут быть совмещены в одном ресурсном центре, по такой схеме в настоящее время работают: Центр информационных технологий и учебного оборудования (а ранее работал Институт новых технологий образования) и, в масштабах Центрального административного округа, – Московский центр непрерывного математического образования. На общегородском уровне также необходимо выделение Ресурсного центра по подготовке кадров – МГПУ, Ресурсного центра по психологической поддержке программы – МГППИ.

Другим вариантом организации деятельности ресурсного центра является выбор:

  • в качестве технического центра – организации, обслуживающей технику на территории округа;

  • в качестве методического центра – специального подразделения окружного методического центра;

  • в качестве учебных центров – межшкольных учебных комбинатов, а также, возможно, учреждений дополнительного образования детей, клубов, в том числе, образуемых на базе технического центра.


Работа в этой системе ресурсных центров координируется окружным Координационным советом Программы. Между различными организациями, входящими в ресурсный центр, заключается договор, предусматривающий, в частности, внебюджетное финансирование, возможность оказания дополнительных платных образовательных и информационных услуг населению для учебных центров, финансирование методической деятельности из средств технического центра и внебюджетных средств учебных центров.

^ Опорные учреждения программы – это образовательные учреждения, реализующие на базе своей основной образовательной деятельности также и методическую помощь другим учреждениям в форме консультаций, открытых уроков, размещении методических материалов на своем сайте, проведении телеконференций. Система опорных учреждений была сформирована в рамках городских экспериментальных площадок Московского комитета образования «Школьное информационное пространство», «Образовательная область Технология». Их список приводится в Приложении 5. Некоторые из опорных учреждений могут фактически выполнять роль ресурсных центров уровня муниципального района (управы). В частности, они могут предоставлять свою технику другим учреждениям, обеспечивать ремонт техники других учреждений, методическую поддержку, обучение учащихся. Работа опорного учреждения базируется на деятельности координатора ИКТ и предметников – методистов ИКТ.
^

Нормативная база


Типовые программы. Разработка программ всех уровней предполагает освещение в них ряда конкретных аспектов, намеченных, в частности, в городской Программе. В соответствии с этим техническое задание на разработку программ представляется в форме типовой программы соответствующего уровня, которая может быть произвольным образом расширена разработчиком программы. Частью Программы является обновляемый Паспорт информационной среды образовательного учреждения, описывающий текущее состояние информационной среды.


Кроме этого, в рамках программы разрабатываются, если нужно в сотрудничестве с учреждениями и специалистами вне системы образования, и утверждаются в необходимых инстанциях:

  • должностные инструкции для координаторов информационных технологий, учителей-предметников – методистов ИКТ и других сотрудников образовательных учреждений;

  • типовые положения об учреждениях Программы

  • типовые положения о документах, в том числе – электронных, для школы (сайт, журнал и т.д.);

  • типовые дополнения к штатным расписаниями, связанные с выполнением Программы, совместная работа учителей

  • нормативы финансирования;

  • нормативы и процедуры списания, передачи техники для индивидуального использования учителями для научно-методической работы;

  • современные правила эксплуатации техники, архитектурно-строительного проектирования.
^

Приоритеты программы среди образовательных систем и типов учреждений


При проектировании программ всех уровней учитывается не только логика самой программы, в первую очередь – готовность образовательных учреждений, но и общая специфика образовательных учреждений, их социальная роль. В частности, наряду с важностью приоритетного выполнения программ информатизации ресурсных центров, прежде всего – городского и окружных методических центров, реализуются направления работы в педагогических системах для особых категорий детей. Особое направление работы образует информатизация образовательных учреждений, осуществляющих надомное обучение. Программа информатизации такого учреждения может предусматривать установку домашних компьютеров и обеспечение телекоммуникационной связи через Интернет.

Таким образом, приоритетность программы информатизации образовательного учреждения определяется следующими показателями:

  • значение работы учреждения для московской системы образования, как опорного, экспериментальной площадки и т.д.;

  • достигнутый уровень работы учреждения в области ИКТ и других областях;

  • уровень планирования развития информационного пространства школы;

  • многоканальное финансирование.


С учетом этих критериев, приоритетными являются задачи оснащения следующих категорий учреждений:

  • ресурсные центры, в частности, методические центры, обеспечивающие методическую поддержку и повышение квалификации педагогов. Возможно также обеспечение методических центров техническими средствами для проката и лизинга;

  • опорные учреждения;

  • межшкольные учебные комбинаты, обеспечивающие учебный процесс ряда образовательных учреждений;

  • учреждения высшего и среднего специального педагогического образования;

  • детские дома;

  • интернаты;

  • школы-лаборатории, гимназии, лицеи, учреждения, работающие с одаренными детьми и учащимися с повышенной мотивацией;

  • учреждения, работающие с детьми с проблемами физического и психического здоровья, в частности, ведущие надомное обучение, обучение в условиях стационара.
^

Состояние проблемы

Оценка уровня информатизации московского образования


В середине 80-ых гг. была осуществлена поставка отечественных компьютеров практически во все московские школы. В большинстве школ началось преподавание курса информатики как предмета, включающего основные компоненты, соответствующие современному представлению об информатике в образовании. В то же время в силу ряда причин сформировалась определенная изоляция информатики от остальной школы. Ниже перечислены некоторые из этих причин.

  • Несовершенство технологии, требующей специальных навыков и сложных процедур даже для выполнения простейших действий с интуитивно ясным содержанием

  • Принадлежность большинства преподавателей информатики к инженерно-технической, а не к педагогической среде, их ориентация в школе на изучение программирования, а не на применение информационных технологий в различных сферах жизни учащихся.

  • Ненадежность отечественной техники, крайне затрудняющая образовательные применения (помимо отдельных разделов информатики, где ненадежность можно считать особенностью изучаемого объекта).

  • Высокая стоимость средств ИКТ, боязнь поломки, кражи техники, экономия на приобретении программного обеспечения и расходуемых материалов.
^

Имеющийся перспективный задел


Вот основные компоненты и характеристики результатов, достигнутых в информатизации московского образования к концу 90-х годов.

  • ^ Нормативная база

    • Апробирован на экспериментальных площадках и введен в базисный учебный план вариант совместной деятельности преподавателя информатики и учителя-предметника, прошло экспериментальную апробацию на уровне округа введение должности координатора информационных технологий школы. Разработаны характеризации технических уровней оснащения и программы преподавания информационных технологий.

    • Принято Постановление Правительства Москвы от 13 июня 2000 г. N 449-ПП «Об оснащении образовательных учреждений г. Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой» предусматривающее (начиная с 2001 года) расходы на оснащение общеобразовательных школ средствами информационных технологий.




  • ^ Кадровое обеспечение

    • Сформировано сообщество учителей информатики и учителей-предметников, реализующих перспективные модели учебной деятельности и обновление содержания образования с использованием широкого круга средств ИКТ

    • Работают методические объединения учителей информатики, в том числе виртуальные (дистанционные)

    • Ведется повышение квалификации работников образования в области ИКТ, в том числе – дистанционное.

    • Организована переподготовка учителей, имеющих высшее образование, для получения ими квалификации «учитель информатики»

    • Ведется подготовка учителей информатики в МГПУ




  • Организационно-методическое обеспечение

    • Специализированная организация, Институт новых технологий образования, в течение последних 12 лет выполняет роль ресурсного центра информационной среды московского образования, ведет работы по всем направлениям ИКТ в образовании, в том числе, преподаванию информатики на всех ступенях образования, использованию программных сред, поддерживающих основные российские курсы физики, математики и других дисциплин, поддержанию российского Лого-сообщества, разработке и внедрению программного и методического обеспечения, методической работе с широкими кругами образовательной общественности в рамках клуба Технология и др.

    • Поддерживается база данных по оснащенности учреждений.

    • В отдельных округах ведется комплексная паспортизация состояния и планирование развития информационного пространства образовательных учреждений.

    • Создан Центр информационных технологий и учебного оборудования, выполняющий функции головной организации по проблеме информатизации образования.

  • Научно-методическое обеспечение

    • Проанализирован и адаптирован к условиям работы московской школы мировой опыт информатизации образования

    • На экспериментальных площадках отработаны модели деятельности учащихся и учителей-предметников, использующих средства ИКТ в образовательном процессе, в таких направлениях образовательного процесса, как изучение Москвоведения, Истории, Литературы, Физики, Математики, Биологии (Экологии), в начальной школе и др.

    • ^ Региональная программа информатизации образования удостоена Премии Президента РФ в области образования.




  • Технологическая база ИКТ

«Компьютерный класс» сейчас имеется более, чем в 90% школ, однако менее половины могут реально его использовать. Приведем оценочные данные по широкому спектру ИКТ. Данные должны быть уточнены в ходе развертывания системы планирования и мониторинга:


Помещение для размещения компьютерной лаборатории

95%

Компьютер в управлении школой

40%

Средства копирования образовательных материалов

30%

Библиотека с доступом в Интернет

10%

Лицензионные основные информационные источники

10%

Компьютер-ноутбук для оперативного использования

5%

Средства для мультимедийного выступления

10%

Озвучивание актового зала

80%

Телевизор и видеомагнитофон для учебного процесса

60%

Доступ к учебному телевидению

35%

Развивающая среда Лого

30%

Средства сбора мультимедийной информации

25%

Средства для автоматизации естественно-научного эксперимента

10%

Средства учебного автоматического управления

10%

Доступ в Интернет

35%

Широкополосный Интернет

5%


Поставка средств информационных технологий во второй половине 90-ых гг. за счет централизованного финансирования производилась только в рамках строительства новых школ. В частности, школы-новостройки имеют, как правило, по 2 компьютерных класса. Оснащение других школ (за средства префектур, спонсоров и т. д.) носило несистемный характер и не вписывалось в общегородскую стратегию.


  • ^ Информационные ресурсы:

    • Учреждения московского образования используют программные средства общего назначения. Прежде всего это редакторы текстов, издательские системы, телекоммуникационные и презентационные средства.

    • Образовательные учреждения города используют учебно-методические комплексы, отражающие специфику основных московских программ и учебных планов.

      • Творческая развивающая среда ЛогоМиры

      • Тренажер машинописи Клавиатор

      • Виртуальные конструкторы для физического и математического эксперимента

      • Компьютерные комплексы для естественно-научного эксперимента и технологического моделирования

      • Компьютерные энциклопедии и другие справочно-информаци­онные источники




    • Ведется работа по обеспечению образовательных учреждений лицензионным программным обеспечением общего назначения, в частности, лицензионным является обеспечение, приобретаемое Юго-Западным окружным управлением образования

    • Созданы и поддерживаются образовательные серверы, например, сервер математического образования Центра непрерывного математического образования, Московские учебники МИПКРО, сотни школ поддерживают свои страницы в Интернете




  • Около 45% московских школ имеет выход в Интернет, в большинстве школ полученный за счет программы компании МТУ-Информ, обеспечившей, по договору с МКО, бесплатное подключение к Интернету учреждений московского образования.

  • Взаимодействие с общественностью, средствами массовой информации, организациями вне московской системы образования, родителями, многоканальное финансирование.

    • Постоянно ведется работа по всем этим направлениям. Результатами этой работы является, в частности, бесплатное предоставление выхода в Интернет для всех московских школ, получение бесплатного лицензионного программного обеспечения от компаний Adobe, Microsoft, InfoSoft, оборудование от компании Apple и Формоза и т.д.

    • Ведутся совместные проекты с Институтом Открытого общества, Проектом Гармония и др. некоммерческими организациями

    • Информатизация московского образования ведется во взаимодействии с Министерством образования, ЮНЕСКО и другими заинтересованными сторонами.
^

Зарубежный опыт и международные рекомендации


В настоящее время во всем мире происходит изменение основ системы образования, пересмотр таких базовых понятий, как грамотность. Крупнейшая в мире федерация учителей Education International формулирует роль учителя уже «не как распространителя знания, но гида, помогающего учащемуся в путешествии по разнообразным учебным средам и обмене знаниями». Эти изменения непосредственно связаны с ИКТ.

Имеется позитивный опыт информатизации школьного образования в ряде стран различных регионов, от Европы и Израиля до Центральной Америки. В странах ближнего зарубежья национальные программы информатизации школы приняты в Казахстане, Белоруссии и др. Наибольший интерес представляет программа Эстонии.

Опыт ряда регионов и стран мира нашел отражение, в частности, в документах ЮНЕСКО и других международных организаций, использованных при разработке настоящей программы, в частности, Рекомендаций ЮНЕСКО-ИФИП по информатике в начальном образовании.
^

Система финансирования Программы


Эффективность расходования ресурсов, в частности, финансовых, является, наряду с образовательным результатом одним из основных параметров успешности Программы. В связи с этим выделяются важнейшие принципы:

  • адресное, целевое выделение ресурсов в соответствии с потребностями развития конкретных образовательных учреждений;

  • конкурс программ учреждений на выделения ресурсов;

  • баланс между ресурсами, выделяемыми на разные направления:

    • Дополнительная нагрузка работников образования

    • Подготовка, повышение квалификации, переподготовка кадров

    • Компьютеры

    • Другие виды оборудования информационных технологий, включая аудио-визуальные

    • Учебно-методические комплексы, базирующиеся на информационных и коммуникационных технологиях, включая информационные ресурсы

    • Техническое обслуживание, ремонт, совершенствование, утилизация техники, расходуемые материалы

  • многоканальность, выделение городских ресурсов в приоритетном порядке для задач и организаций, получивших федеральную поддержку, привлекающих финансирование на уровне учреждения, управы и т.д., задействование механизмов инвестиционных проектов, благотворительных программ и фондов, в частности, для достижения более ритмичного финансирования;

  • долгосрочное партнерство Правительства Москвы с организациями, поставляющими средства информационных и коммуникационных технологий, использование механизмов лицензирования, реинвестирования, налоговых льгот и т.д.;

  • приоритетность включения в Программу в качестве поставщиков оборудования, программного обеспечения, образовательных услуг организаций Правительства Москвы, московских, российских производителей;

  • стабильность, ежеквартальное выделение ресурсов, ежегодное включение задач Программы в бюджет;

  • координация с федеральными, региональными (Московская область и др.) программами. Включение в международные (ПРООН, ЮНЕСКО) программы.


В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13 июня 2000 г. N 449-ПП «Об оснащении образовательных учреждений г. Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой» предусматриваются, начиная с 2001 года, расходы на оснащение общеобразовательных школ средствами информационных технологий в объеме около 350 млн. руб. в год.

В соответствии с современной общемировой практикой эффективными являются программы информатизации (в том числе – в странах с переходной экономикой, низким уровнем доходов населения и т.д.), для которых доля расходов на компьютерное оборудование составляет менее 50% от общей стоимости программ. Тем не менее, в настоящей программе предусмотрен больший объем финансирования на оборудование, исходя из крайней ограниченности средств, выделяемых на образование, и существования значительного интеллектуального ресурса по заданному направлению в г. Москве, который в течение периода выполнения программы возможно использовать на условиях недофинансирования (несмотря на негативные социально-экономические последствия в дальнейшем).






Похожие:

Правительство Москвы Московский комитет образования iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008-2009 учебном году
Правительство Москвы Московский комитет образования iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008-2009 учебном году
Правительство Москвы Московский комитет образования iconДепартамент образования города москвы московский детско-юношеский центр «резерв» московский городской дворец детского
Первенство по тактической подготовке является седьмым этапом Кубка военно-патриотических клубов города Москвы по военно-прикладным...
Правительство Москвы Московский комитет образования iconДепартамент образования города москвы московский детско-юношеский центр «резерв» московский городской дворец детского
Первенство по строевой подготовке является Пятым этапом Кубка военно-патриотических клубов города Москвы по военно-прикладным видам...
Правительство Москвы Московский комитет образования iconДепартамент образования города москвы московский детско-юношеский центр «резерв» московский городской дворец детского
Первенство по оказанию первой доврачебной помощи является Вторым этапом Кубка военно-патриотических клубов города Москвы по военно-прикладным...
Правительство Москвы Московский комитет образования iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под...
Правительство Москвы Московский комитет образования iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования центр экологического образования и устойчивого развития
Ягодин Г. А., Аргунова М. В плюснина Т. А, Моргун Д. В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под...
Правительство Москвы Московский комитет образования iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие»
Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ
Правительство Москвы Московский комитет образования iconМосковский комитет образования лицей №1533 (информационных технологий)

Правительство Москвы Московский комитет образования iconМосковский комитет образования лицей №1533 (информационных технологий)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов