Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» icon

Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю»



НазваниеМуниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю»
Дата конвертации04.09.2012
Размер304.15 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное образовательное учреждение

«Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 1»


Согласовано на заседании «УТВЕРЖДАЮ»

Экспертного совета КО ГМР Директор

Эксперт ________________ Коммунарской СОШ №1

Косырева Л.Г. ________

от «___» __________200 г.


Дополнительная

образовательная программа

«Основы

изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция»


Возраст учащихся 8 - 12 лет.

Срок реализации 3 года.


Разработана:

педагогом ДО ЦРТДЮ

им. А.В. Косарева

Мурлага Ростиславом

Иосифовичем

Адаптирована:

педагогом ДО

МОУ «Коммунарская СОШ №1»

Ковтун Н.В.


г. Коммунар.

Гатчинского района

^ Ленинградской области

2008 г.


Пояснительная записка.


Формирование творческой активности, духовно богатой, разносторонне мыслящей личности – важнейшая задача современной педагогики. Решение ее должно начинаться в детстве. Одним из наиболее эффективных видов деятельности для этого является изобразительная деятельность.

Программа кружка направлена на детей разного возраста, разных интересов и различного уровня развития. В то же время эти занятия имеют общую тематическую направленность, что позволяет проводить занятия одновременно со всеми деться в едином коллективе, разновозрастном по составу.

Кроме этого кружок преследует цель занятости детей любимым делом, хотя большинство из них не владеет даже азами художественного творчества. Но при общении друг с другом, с учителем, дети интересуются творчеством. Это оказывает благотворное влияние на развитие мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия, художественного вкуса и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности.

Спиральный принцип построения программы предполагает усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями детей, степенью освоения ими основ изобразительной грамоты, сформированности у них практических умений и навыков. Оптимальная наполняемость группы – 12 (15) человек.

Программа не предусматривает использование широкого спектра художественных материалов. Ограниченность средств вырабатывает ценное умение добиваться наибольшего результата наименьшими средствами (акварель, гуашь, пластилин, картон и пр.).


Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Рисунок.

  2. Живопись.

  3. Композиция.

Подобное деление носит условный характер, т.к. все разделы тесно связаны между собой и в каждом из них присутствуют элементы другого. В разделы «Рисунок» и «Живопись» включены задания по рисованию с натуры и по представлению о жанрах натюрморта и пейзажа. Раздел «Композиция» состоит из заданий по рисованию на темы природы и окружающей жизни, иллюстрированию сюжетов литературных произведений, декоративные работы.

Развивая творческую личность не всегда можно рассчитывать на творческий результат.


^ Актуальность и новизна.


Современная общеобразовательная школа не располагает возможностями в полной мере удовлетворить потребности учащихся в занятиях изобразительной деятельностью. Специализированные же программы, позволяющие обеспечить крепкую базу для развития творческого потенциала ребенка, ориентированы, как правило, на особо одаренных детей.


^ Цель программы.

Формирование творчески активной, духовно богатой, свободно и разносторонне мыслящей личности.


Задачи программы.


Образовательные:

  1. Овладение определенными навыками и умениями детей в освоении рациональных способов изобразительной деятельности;

  2. Совершенствование творческих умений и навыков детей;

3. Знакомство с лучшими образцами классической и современой живописи.


Развивающие:


1. Создание условий для творческого поиска для детей с различным уровнем технологической подготовки;

2.Развитие воображения, фантазии, пространственного мышления.

3. Формирование ценностных ориентиров.


Воспитательные:


1. Воспитание эстетического восприятия и художественного вкуса.

2. Развитие коммуникативных способностей, умений и навыков общения в совместной деятельности.


Возраст.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет .


^ Режим занятий.

Продолжительность занятий:

первый год обучения – 2 часа в неделю,

второй год обучения – 2 часа в неделю,

третий год обучения – 2 час в неделю,


^ Реализация целей и задач данной программы возможна при следующих организационных учебных процессах.


Принципы: : последовательности, доступности (от простого к сложному), системности, научности, единство теории и практики, наглядность, доступность, систематичность занятий и индивидуальный подход.


^ Методы обучения: практические, наглядные, словесные.

Формы работы: Индивидуальные, групповые. Участие в выставках, конкурсах.

Средства: Бумага, карандаши, краски. Данная программа не предусматривает использования широкого выбора художественных материалов для занятий, их спектра (несмотря на рекомендации ряда известных специалистов в области детского творчества). Ограниченность средств, по мнению автора, вырабатывает ценное умение добиваться наибольшего результата наименьшими средствами, что для юных художников, делающих первые шаги на пути к вершинам профессионального мастерства, имеет первостепенное значение.

^ Ожидаемые результаты освоения программы:

первого года обучения

- знать виды и жанры изобразительного искусства, их отличительные признаки;

- иметь представление об основных художественных стилях и направлениях в искусстве;

- знать произведения отдельных представителей национальной художественной школы;

- уметь подмечать в окружающей жизни интересные пластические, декоративные и содержательные мотивы и использовать их в своей работе;


второго года обучения

  • знать виды и жанры изобразительного искусства, их отличительные признаки и средства художественной выразительности;

  • иметь представление об основных художественных стилях и направлениях в искусстве;

  • знать произведения отдельных представителей национальной и зарубежных художественных школ и уметь их анализировать;

  • уметь подмечать в окружающей жизни интересные пластические, декоративные и содержательные мотивы и использовать их в своей работе;

  • сознательно пользоваться композиционными возможностями изображения, учитывая их взаимосвязи: выбор мотива и формата листа, трактовку предметов и пространства, ясное выделение ритмически выразительных элементов композиции и четкое выявление ее основной цветотональной структуры (колорита), восприятие цветовых отношений с учетом системы декоративного решения в целом, передачу «настроения» мотива;

  • уметь пользоваться эскизом с целью формирования и конкретизации замысла, сохранять и выявлять в длительной работе найденную в эскизе систему организации основных элементов изображения, понимать необходимость эскизной работы;


третьего года обучения

  • знать виды и жанры изобразительного искусства, их отличительные признаки и средства художественной выразительности;

  • иметь представление об основных художественных стилях и направлениях в искусстве;

  • знать произведения отдельных представителей национальной и зарубежных художественных школ и уметь их анализировать;

  • уметь подмечать в окружающей жизни интересные пластические, декоративные и содержательные мотивы и использовать их в своей работе;

  • сознательно пользоваться композиционными возможностями изображения, учитывая их взаимосвязи: выбор мотива и формата листа, трактовку предметов и пространства, ясное выделение ритмически выразительных элементов композиции и четкое выявление ее основной цветотональной структуры (колорита), восприятие цветовых отношений с учетом системы декоративного решения в целом, передачу «настроения» мотива;

  • уметь пользоваться эскизом с целью формирования и конкретизации замысла, сохранять и выявлять в длительной работе найденную в эскизе систему организации основных элементов изображения, понимать необходимость эскизной работы;

  • уметь добиваться полноты передачи предметно-пространственных свойств мотива, применяя элементы перспективы, конструктивное построение, моделировку форм светотенью, цветовые отношения и т.д.;

  • уметь самостоятельно контролировать свою работу, обнаруживать в ней недостатки и добиваться их устранения.


^ Учебно-тематический план




^ Раздел
(вид работы)


Темы

Кол-во часов

Из них


теор.

практ.




• Вводное занятие

1

1

-

1.

Рисунок

• Основы рисунка. Натюрморт • Рисование с натуры объектов и картин природы

3

1

1

2

1

2.

Живопись

• Основы акварельной живописи. Натюрморт • Живопись на пленэре

3

1

1

2

1

• Правда и красота повседневной жизни



5

1

4

• Мир природы

16

2

14

• Портрет

4

1

3

• Архитектурная фантазия

5

1

4

3.

Композиция

• Рисуем вместе

6

1

5

• «Дела давно минувших дней...»

5

1

4

• Аппликация

5

1

4

• Волшебные страницы

5

1

4

• Образ и цвет

5

1

4

• Свободная тема

6

1

5




• Итоговое занятие: подготовка и проведение выставки

1

-

1

Итого:

72

14

58



^ Содержание дополнительной образовательной программы.


Данный раздел включает содержание занятий первого (I), второго (II) и третьего (III) годов обучения по единой теме (как обозначено в пояснительной записке).

^ Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности.


^ Рисунок. Основы рисунка. Натюрморт

Рисунок-основа языка изобразительного искусства. Понятие о рисунке, его роли в разных видах изобразительного искусства. Материалы и техника рисунка (линия, штрих, тон и градация тона, линия в пространстве). Принципы конструктивного построения формы. Перспектива окружности, квадрата, куба.

I. Задание 1. ^ Упражнения на овладение способами передачи объема предметов различной геометрической формы

Использование разнообразия линий и штрихов, приведение их в определенную систему при передаче объема.

Задание 2. ^ Групповая постановка из геометрических тел Размещение элементов натюрморта на плоскости листа. Выразительность композиции. Соблюдение пропорций внутри каждого предмета и по отношению друг к другу. Тщательное построение овалов. При передаче объема (начальная стадия светотеневой моделировки) следить за переломами формы. Особое внимание обращать на постановку кисти руки и всей фигуры.

II. Задание 1. ^ Рисование отдельных предметов быта несложной формы

Выполнение 2 — 3 рисунков различных предметов на одном листе без моделирования формы светотенью. Композиция листа. При построении формы проследить невидимые линии контура.

Задание ^ 2. Натюрморт из нескольких предметов, контрастных по величине и форме. Решение композиции натюрморта. Передача пропорциональных соотношений предметов и их конструктивных особенностей. Лепка объема тоном (начальная стадия светотеневой моделировки). Цельность рисунка.

III. Задание. ^ Длительная работа над натюрмортом из предметов разной формы и фактуры. Проработка в эскизе композиции натюрморта, схематическое решение тональной системы организации листа. Передача пространственных планов, объема (градации тона) и характера поверхности предметов. Тоновая цельность листа.

Материалы: бумага, графитный карандаш.

Зрительный ряд: Микеланджело «Мужской обнаженный торс», Энгр «Николло Паганини», В. Серов «Портрет балерины Т.П. Карсавиной», И.Репин «На Невском проспекте», учебные рисунки из методического фонда студии.


^ Рисование с натуры объектов и картин, и природы

Рисунок пейзажа. Отражение закономерностей многообразных форм природы графическими средствами. Основные принципы и методы работы на пленэре.

I. Задание 1. ^ Краткосрочные рисунки отдельных элементов пейзажа (деревьев, трав, камней, построек и т.п.). Передача строения и характера объектов изображения. Пропорции и силуэт. Соотношение деталей между собой и их «звучание» в листе. Выразительность линии и штриха.

Задание 2. ^ Фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством. Выбор мотива и « кадра» изображения. Обобщенная передача характера основных пятен и масс по форме и тону.

II. Задание 1. Зарисовка с натуры группы деревьев. Композиция листа. Передача пропорций, объема и характера поверхности элементов изображения. Тональная цельность рисунка.

Задание 2. ^ Пейзажная зарисовка с ярко выраженной перспективой пространства. Размещение элементов пейзажа в пространстве рисунка с использованием знаний в области линейной перспективы. «Живописность» рисунка.

III. Задание. ^ Рисунок сложного пейзажного мотива

Выбор мотива и точки зрения на него. Быстрое решение эскиза. Передача характерных особенностей изображаемых объектов (конструкция, пропорции, фактура) в световоздушной среде. Тщательная проработка переднего плана. Цельность рисунка.

Материалы: бумага, графитный или цветные карандаши.

^ Зрительный ряд: Ф. Васильев «Ствол старого дуба», «Камни на берегу Волги», «Сети», И. Билибин «Прованс. Сосны на берегу», «Крым. Старый можжевельник», И. Левитан. Эскиз картины «У омута».


^ Живопись Основы акварельной живописи. Натюрморт

Живопись акварелью. Отличительные свойства акварели и ее выразительные возможности. Общие понятия о технике и материалах.

I. Задание 1. Упражнения на овладение приемами и способами работы акварельными красками. Приемы работы по сухой и увлажненной бумаге. Способы перекрытий (лессировок) и механических смешений. Освоение технических навыков работы с материалами и инструментом.

Задание 2. Маленький натюрморт на широком свободном фоне. Выразительность композиции Активное использование разнообразия цветовых оттенков в живописи однообразных поверхностей.

II. Задание 1. Изображение отдельно стоящего предмета в технике одноцветной акварели. Размещение рисунка предмета на плоскости листа. Внимательная моделировка формы одним цветом, близким к локальному цвету объекта изображения. Общая гармония тона, воздушность и прозрачность среды.

Задание 2. Натюрморт из 2— 3 предметов,контрастных по форме и цвету. Решение в эскизе композиции натюрморта. Лепка формы цветом и светотенью. Гармония цветотональных отношений. Цельность изобразительного решения.

III. Задание. Длительная работа над сложным натюрмортом. Решение в эскизе соотношений формата, предметов и фона. Тщательная цветовая моделировка объектов изображения, выявление планов. «Касание» контуров, предметов и фона. Колористическое единство.

Материалы: бумага, графитный карандаш, акварель.

Зрительный ряд: акварели К. Брюллова, А. Остроумовой-Лебедевой, А. Фонвизина, Е. Спрингиса; учебные работы из методического фонда студии.


^ Живопись на пленэре

Акварель в пейзажной живописи. Этюд с натуры. Пространство, цвет, воздушная перспектива как важнейшие средства художественной выразительности пейзажа. Понятие о законченности.

  1. Задание. ^ Пейзажный мотив с ограниченным по глубине пространством. Выбор «кадра» изображения. Размещение элементов пейзажа в пространстве листа. Передача основных отношений в цвете и по силе тона. Использование различных приемов и способов работы акварелью.

  2. Задание. ^ Пространственный пейзаж. Выбор мотива и точки зрения на него. Передача масштаба величин, абриса предметов, перспективы планов, цветотональных отношений, состояния. Един
    ство и гармония целого.

III. Задание. ^ Этюд сложного пейзажного мотива. Выбор мотива. Поиски композиционного решения в форэскизах. Подготовка рисунка под этюд. Использование разнообразия выразительных средств акварели в трактовке форм и фактуры объектов изображения. Передача «настроения», мотива.

Материалы: бумага, карандаш, акварель.

Зрительный ряд: А. Иванов «Итальянский пейзаж», И. Билибин «Корнвалийский этюд», А. Остроумова-Лебедева «Пруд в Павловске», Н. Волков «У пруда. Литвинове»


^ Композиция. Правда и красота повседневной жизни

Реализм в искусстве. Правда жизни и правда искусства. Процесс создания станкового произведения.

I, II, III Задание. ^ Составление композиции на основе летних впечатлений. Выбор сюжета. Поиски оптимального композиционного решения в форэскизах. Разработка окончательного варианта эскиза в карандаше. Использование масштабной сетки для увеличения изображения до необходимых размеров. Тщательная прорисовка отдельных деталей и узлов композиции. Колористическое решение эскиза. Работа над оригиналом композиции в цвете (первоначальное обобщение, отработка отдельных частей и мелких деталей, завершающее обобщение).

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: В. Иванов. Эскизы, наброски и зарисовки, этюды к картинам.


^ Мир природы

Русский пейзаж. Разновидности пейзажного жанра (героический, романтический, лирический). Национальная, художественная школа пейзажа и ее ярчайшие представители.

I, II, III Задание 1. ^ Выполнение пейзажной композиции на темы осенней природы.

Варианты тем (по годам обучения):

I — Уголок парка (фрагмент пейзажа с ограниченным по глубине пространством).

II — ^ Аллея (пейзаж с ярко выраженной перспективой пространства).

III — Прощальная краса (сложный пейзажный мотив). Графическое решение композиции в эскизе с учетом предварительной работы на пленэре (наблюдения, наброски и зарисовки с натуры). Масштабная сетка. Детальная проработка линейного рисунка оригинала композиции. Решение эскиза в цвете. Работа над пейзажем в окончательном размере (гармония цветотональных отношений, цельность изобразительного решения, единство состояния и «настроения» мотива).

I, II, III. Задание 2. ^ Пейзажная композиция на темы зимней природы.

Передача образа зимней природы, состояния и «настроения» мотива с предварительной разработкой эскиза.

Варианты тем (по годам обучения):

I — ^ Зимнее утро

II — Мороз и солнце- день чудесный

III — Зимний вечер

I, II, III. Задание 3. Составление пейзажной композиции на темы весенней природы. Разработка композиционного решения в эскизе. Передача основных планов. Использование знаний в области перспективы (линейной и воздушной). Приведение разнообразия оттенков и цветов в единую систему (колорит). Передача настроения мотива. Варианты тем (по годам обучения):

I — ^ Еще в полях белеет снег... (по мотивам стихотворений о весне).

II — Весна идет (городской или сельский мотив).

III — Пора цветения (сложный пейзажный мотив).

I, II, III. Задание ^ 4. Пейзаж родной земли. Разработка изобразительного решения композиции в эскизе. Размещение элементов пейзажа и построек в пространстве листа (масштабная сетка). Воздушная перспектива, цвет, тон. Цельность изобразительного решения, единство состояния и образа. Варианты тем (по годам обучения):

I — ^ Уголок России (лирический пейзаж).

II — Подмосковные вечера (романтический пейзаж).

III — Той ты, Русь моя родная... (героико-эпический пейзаж).

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

^ Зрительный рад: пейзажи А Саврасова, И. Левитана, А. Куинджи, В. Поленова, И. Остроухова, А. Рылова, С. Герасимова, А. Грицая.

Литературный ряд: стихи и фрагменты поэтических произведений А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина.

^ Музыкальный ряд: П.И. Чайковский — «Времена года». Первый концерт для фортепиано с оркестром (фрагменты). СВ. Рахманинов — отрывки из музыкальных произведений. Песни и романсы русских композиторов.

Портрет


^ Искусство портрета. Разновидности портретного жанра. Портрет в творчестве выдающихся мастеров изобразительного искусства.

I, II, III. Решение в эскизе соотношений формата, силуэта и фона. Передача пропорций и характера. «Конструкция» головы. Тщательная моделировка формы. Детальная проработка аксессуаров. Общая гармония изобразительного решения.

I. Задание. ^ Мужской (женский) портрет (погрудное изображение).

II. Задание. Моя семья (групповой портрет).

III. Задание. Автопортрет (рисование с натуры).

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: таблица «Пропорции головы человека», портреты Леонардо да Винчи, Рембрандта, Ф. Гойи, И. Репина, В. Серова.

^

Архитектурная фантазия


Искусство архитектуры. Архитектурные стили. Язык архитектуры (композиция, ритм, масштаб, свет и тень). Москва как уникальный памятник европейского и русского зодчества.

I, II, III. Задание. ^ Выполнение декоративной композиции. Составление рабочего эскиза. Ритм, силуэт, пропорции. Гармония цветовых отношений. Простота и цельность изобразительного решения. Соблюдение последовательности в работе.

Варианты тем (по годам обучения):

I — ^ Сказочный замок

II — Русь изначальная

III — Москва златоглавая

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: Парфенон, мавзолей Тадж-Махал, собор Нотр-Дам в Реймсе, церковь Покрова на Нерли, собор Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском, дворец Национального конгресса в Бразилии.

^ Музыкальный ряд: сочинения для органа И.-С. Баха.

Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала (репродукции, фотографии, рисунки архитектурных памятников и сооружений).


^ Рисуем вместе (праздничное оформление клуба к Новому году)

Монументальная живопись. Разновидности монументальной живописи (роспись, мозаика, сграфитто, витраж). Материалы и способы их применения.

I, II, III. Задание 1. ^ Создание декоративного панно на тему «Зимняя сказка».

Составление рабочего эскиза (общее руководство осуществляют представители старшей возрастной группы). Выполнение линейного рисунка в окончательном размере (сложные детали и узлы композиции разрабатываются более опытными учащимися). Завершение работы в цвете (единство декоративного решения: ритм, гармония цветовых отношений, зрительное равновесие форм).

I, II, III. Задание 2. ^ Декоративная роспись на стекле (имитация витража).

Создание рабочих групп по 2 — 3 человека (руководители групп назначаются педагогом из числа наиболее опытных учащихся). Выбор оконного проема и его обмеры. Индивидуальные поиски композиционного решения в форэскизах. Выбор наиболее удачного варианта и составление на его основе рабочего эскиза в масштабе 1:10. Выполнение росписи в натуре с учетом специфики работы на стекле.

Материалы: бумага (листовая или рулонная), карандаш, гуашь.

^ Зрительный ряд: произведения монументальной живописи, иллюстрации к сказкам, новогодние открытки.

Литературный ряд: отрывки из классических произведений детской сказочной литературы.

^ Музыкальный ряд: фрагменты произведений П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.

Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала, знакомство с оформлением станции метро «Добрынинская».


^ Дела давно минувших дней...

Историческая тема в живописи. Творчество В.И. Сурикова и В.М. Васнецова. Процесс работы над исторической картиной.

I. Задание. ^ Изображение фигуры витязя или русской красавицы на фоне исторического пейзажа.

II. Задание. Композиция по мотивам русских былин.

III. Задание. Сюжетная композиция на темы русской или миро
вой истории.


I, II, III. Выбор сюжета. Поиски различных вариантов композиционного решения в форэскизах. Составление рабочего эскиза. Размещение действующих лиц в рисунке с учетом общих закономерностей строения фигуры человека, пространства и перспективы. В процессе работы над композицией следить за исторической достоверностью деталей костюма, утвари, построек. Декоративность изобразительного решения.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: таблица «Пропорции фигуры человека»; В. Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»; В. Васнецов: «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Витязь на распутье», «Каменный век»; П. Корин: «Александр Невский» (триптих).

^ Музыкальный ряд: А. Бородин. Вторая симфония («Богатырская»), фрагменты оперы «Князь Игорь»; С. Прокофьев. Музыка к к/ф «Александр Невский».

Самостоятельная работа: изучение подробностей жизни в эпоху изображаемых событий — жилищ, костюмов, утвари, оружия и пр.

Аппликация


^ Декоративно-прикладное искусство. Аппликация как вид декоративно-прикладного искусства. Материалы и техника аппликации. Основные закономерности в построении декоративно-плоскостных композиций. Золотое сечение.

I. Задание. ^ Многослойная бумажная аппликация на тему «Цирк».

II. Задание. Деревенский натюрморт в технике деревянной мозаики (имитация).

III. Задание. Коллаж из подсобных материалов (эскиз театрального занавеса).

I, II, III. Выбор мотива. Составление рабочего эскиза на основе стилизации форм объектов изображения и с учетом знаний в области цветоведения (цветовой круг). Изготовление картона при помощи масштабной сетки (рисунок в натуральную величину). Подготовка мозаичного набора (детали композиции). Выполнение работы или ее фрагмента в материале.

Материалы: бумага различных цветов и оттенков, картон, фольга на бумажной основе и другие подсобные материалы; карандаш, нож-резец (ножницы), клей резиновый, акварель, измерительный инструмент (циркуль, линейка).

^ Зрительный ряд: изделия декоративно-прикладного искусства в технике аппликации, учебные работы из методического фонда студии.


Волшебные страницы

Художник и книга. Понятие об иллюстрации. Разновидности книжной иллюстрации. Сказочные сюжеты в рисунках И. Билибина.

I, II, III. Задание. ^ Иллюстрирование классических произведений детской литературы (по выбору учащихся).

Выбор литературного произведения. Использование различных сюжетов в работе над форэскизами, поиски лучшего композиционного решения. Составление окончательного варианта эскиза. Перенесение рисунка на оригинал (масштабная сетка) и детальная его проработка с учетом собранного материала и на основе внимательного изучения текста произведения. Следить за соблюдением пропорций в изображении людей и животных, пространственными связями. Колористическое решение эскиза с последующей проработкой этого решения в окончательном размере.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь.

Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина к сказкам А.С. Пушкина, русским народным сказкам.

^ Литературный ряд: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке».

Музыкальный ряд: М. Глинка. Фрагменты оперы «Руслан и Людмила»; М. Мусоргский «Картинки с выставки»; музыка Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, И. Стравинского.

^ Самостоятельная работа: изучение текста литературного произведения; сбор иллюстративного материала по теме, включая зарисовки архитектурных сооружений, деталей одежды и предметов быта.

^

Образ и цвет


Цветоснова искусства живописи. Основные характеристики цвета (светлота, цветовой тон, насыщенность). Взаимодополнительные цвета. Контраст и отношения цветов. Воздушная перспектива.

I, II, III. Задание. ^ Абстрактное изображение различных состояний одного и того же явления:

I — утро, вечер, ночь;

II — ласковый ветерок, порывистый ветер, ураган;

III — легкая грусть, хорошее настроение, бурная радость.

Образное восприятие явления и передача собственных ощущений цветом (без рисунка) с предварительной разработкой изобразительного решения в эскизах. Статика и динамика. Ритм цветовых пятен и линий. Уравновешенность и цельность каждой композиции в отдельности, единство изобразительного решения триптиха в целом.

Материалы: бумага, акварель или гуашь.

Зрительный ряд: таблица «Цветовой круг», К. Фридрих «Горный пейзаж», живописные произведения К. Малевича и В. Кандинского, образцы творческих работ учащихся студии из методического фонда.

^ Музыкальный ряд: музыка Л. Бетховена, А. Скрябина, С. Рахманинова.


Свободная тема

Искусство и время. Художественные стили и направления в изобразительном искусстве (реализм, сюрреализм, абстракционизм и т.д.)- Идея, форма, образ. Художник и зритель.

I, II, III. Задание. ^ Сюжетно-тематическая или декоративная композиция по замыслу учащихся (итоговая работа года).

Выполнение по этапам: выбор темы и сюжета, сбор материала, разработка эскиза, завершение работы в окончательном размере. Использование знаний, умений и навыков, полученных в результате прохождения курса обучения.

Материалы: по выбору учащихся.

Зрительный ряд: живописные произведения К. Брюллова, П. Пикассо, С. Дали.

^ Итоговое занятие. Подготовка и проведение итоговой выставки. Отбор работ на выставку, разработка экспозиции. Коллективное обсуждение представленных на выставку работ.


^ Методическое обеспечение программы


1. Для успешного выполнения учебных задач программы необходимо, чтобы все виды занятий в процессе обучения были тесно взаимосвязаны, дополняли друг друга и проводились с учетом степени сложности изучаемого материала, особенностей времен года и интересов учащихся. При реализации программы допускается некоторое изменение пропорций учебного времени, отводимого на те или иные задания, в зависимости от успеваемости членов коллектива. Для детей, готовящихся к поступлению в специальные художественные учебные заведения, педагог в индивидуальном порядке может увеличить количество заданий, соответствующих характеру вступительных экзаменов.

В процессе обучения учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Здесь приобретаются и систематизируются навыки и знания в области перспективы, конструктивного построения формы, передачи пропорций, объема и светотени, состояния и «настроения» мотива. Отдельные задания направлены на выполнение упражнений по работе с материалом. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей в раскрытии тем, выразительности и оригинальности композиции рисунков, их исполнения. Особое значение придается работе над эскизом, в котором решаются задачи интересного выбора мотива, организации картинной плоскости и проработки изобразительного решения. Все задания выполняются в определенной последовательности: предварительные наблюдения (если это возможно), составление рабочего эскиза, детальное выполнение на его основе линейного рисунка с последующим завершением работы в материале. В ряде случаев для стимулирования творческого процесса даются домашние задания по сбору и изучению тематического материала. Некоторые задания связаны с коллективным творчеством, где в процессе совместной работы по оформлению клуба к Новому году создается теплая дружеская атмосфера, в которой каждый ребенок чувствует себя уверенно, активно действует, с радостью учится новым приемам рисования; у детей развивается художественный вкус, способность к анализу и самооценке.

Беседы об искусстве проводятся, как правило, в начале занятий и сопровождаются демонстрацией произведений отечественного и зарубежного изобразительного искусства (репродукций, слайдов, фотографий), методических таблиц и учебных работ из методического фонда студии. Рекомендуемый для показа иллюстративный материал составляет зрительный ряд. Беседам об искусстве могут посвящаться и отдельные занятия. . Развитию эстетических чувств учащихся, наряду с беседами об изобразительном искусстве, помогает поэзия (литературный ряд) и музыка: песни, романсы, симфонические и другие музыкальные произведения (музыкальный ряд). Так, например, рисование на темы природы рекомендуется сочетать с демонстрацией картин-пейзажей А. Саврасова, И. Левитана, А. Куинджи, В. Поленова; чтением стихов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и прослушиванием «Времен года» П. Чайковского, песен и романсов русских композиторов. Подобный эмоциональный фон способствует нравственному преображению детей, развитию у них образного восприятия и творческого отношения к труду.

2. Основными художественными материалами для работы по данной программе являются: бумага, графитный и цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти и палитра.

Бумага служит основой для всех видов графических и живописных работ, предусмотренных программой (в отдельных случаях в качестве основы может быть использован плотный картон). Бумага бывает различных сортов. Некоторые из них, ввиду непрочности поверхности, не выдерживают продолжительной работы и длительного хранения. К лучшим сортам, рекомендуемым к использованию, относятся ватман, полуватман, отдельные сорта рисовальной и чертежной бумаги. Белая плотная бумага с зернистой поверхностью удобна для работы акварелью. Бумага же с глянцевой поверхностью малопригодна для рисования как карандашом, так и красками.

Графитный карандаш — наиболее распространенный материал для рисунка. Он хорошо держится на бумаге и легко поддается стиранию. Острием графита можно давать тончайшую линию, а его боковой поверхностью — живой, пространственный штрих. Лучше всего использовать карандаши «Кохинор» от Н до 2В или «Конструктор» от Т до 2М. Буквы обозначают силу карандаша, цифры — степень этой силы (Н и Т — твердый, В и М — мягкий, 2В мягче В и т.д.). Следует избегать применения графитных карандашей высокой степени твердости или мягкости, так как твердые «царапают» бумагу, а использование очень мягких может привести к затертос-ти рисунка, и, как следствие, к неряшливости в исполнении.

^ Цветные карандаши обычно выполняют очень узкую роль — раскраски локальным цветом детских рисунков, но и в этом материале можно найти интересную богатую изобразительную технику, стоит только посмотреть на него как на своеобразную жесткую пастель (что и есть на самом деле). Цветной карандаш хорошо ложится на бумагу, имеет яркий цвет, он очень графичен. Его штрихи могут быть и плотными, и легкими, что создает возможность разнообразить фактуру рисунка. Цвет одного карандаша может перекрываться цветом другого, создавая тем самым новый, сложный цвет. Используя качества цветного карандаша и разнообразные технические приемы, можно найти путь к выразительному, живому рисунку, к интересной композиции.

^ Гуашевые краски являются основным живописным материалом для работы по данной программе. Они продаются в баночках различных цветов. В набор, наряду с основными красками, обязательно входят белила. Это очень важно, так как без белил при работе в технике гуашевой живописи невозможно получить ни тональных, ни цветовых градаций. Несмотря на свою пастозность, гуашь очень податлива, легко ложится на бумагу, давая яркий плотный цвет, а в смесях с белилами — мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов. Некоторые трудности в работе гуашевыми красками связаны с высветлением красочного слоя при высыхании. Поэтому нужен определенный навык, для того чтобы знать заранее, каков будет окончательный тон после высыхания краски.

Акварель, как и гуашь, — водяная краска, и главное ее достоинство — прозрачность. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придает акварели необычную воздушность и звучность. Другим отличительным свойством акварели является большая ее подвижность. Благодаря воде, кисть легко наполняется красящим пигментом, и краска свободно сходит на бумагу, оставляя на ней заметный след. Поэтому акварель требует особенно хорошего, выразительного рисунка, иначе может получиться ничего не говорящее растекающееся пятно.

Существуют определенные требования к качеству акварели. Имеющиеся в продаже акварельные краски отечественного производства, лучшие из которых изготавливаются на заводе художественных красок в Санкт-Петербурге, в достаточной степени отвечают этим требованиям, получив признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

Кисти для работы водяными красками используют в основном мягкие (в некоторых случаях бывает уместно в сочетании с ними применять кисти с жестким волосом). Лучшие из них, изготовленные из волоса колонка, отличаются эластичностью и одновременно упругостью. Колонковые кисти во влажном состоянии должны иметь заостренный конец, позволяющий даже большой кистью заполнять небольшие поверхности или уточнять детали. После окончания работы их необходимо осторожно промыть и вытереть чистой тряпкой. Нельзя ставить кисти концом вниз: волос заламывается, конец его загибается, и кисть становится неудобной и даже непригодной для работы.

Для решения учебных задач программы достаточно иметь три кисти: две колонковые малого и среднего размеров (номера 3 и 8) и одну большую щетинную, желательно плоскую, кисть не меньше номера 14. Однако делу не повредит, если набор кистей будет шире. Меняя в ходе работы размер кисти, при переходе от решения больших плоскостей или форм к формам меньшего размера, легче сохранить масштабность мазка, а следовательно, добиться и большей точности и выразительности изображения.

Палитра служит для механического смешения красок. В качестве палитры можно использовать кусок оргстекла или пластмассы белого цвета, желательно прямоугольной формы. Можно также пользоваться белой глазурованной плиткой или прозрачныл оргстеклом, побеленным с обратной стороны или с наклеенное на обороте белой бумагой. Не следует использовать вместо палитры листки бумаги, особенно при работе акварелью, так как клей из такой размокшей «палитры» попадает в краску, лишает ее прозрачности и загрязняет всю живопись.

Работа с красками требует тщательной и серьезной подготовки. Так поступают художники-профессионалы, и начинающие свой путь в изобразительном искусстве тоже не должны позволять себе вольностей или поблажек. Для человека, который любит свое дело, который уважает свой труд, это должно быть не в тягость, а в удовольствие. Хорошо подготовившийся к делу при исполнении заданий будет незаметно для себя приобретать профессиональные навыки, любовь к труду и порядку в работе.


^ Оценка результатов дополнительного образования.

Промежуточная аттестация проходит в конце первого полугодия, в конце декабря. Ученику ставится зачет (по усвоению программы) и незачет (по не усвоению программы). В конце второго полугодия в мае месяце проходит вторая аттестация в форме зачет-незачет.

Аттестация проходит в форме открытого урока и выставки


Литература


  1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. — М.: Просвещение, 1984.

  2. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся-М.: Просвещение, Владос, 1994.

  3. Воловик А.Ф. Человечек на стене. М.: Детская литература, 1973.

  4. Волынский Л.Н. Страницы каменной летописи. М., Молодая гвардия, 1967.

  5. Изобразительное искусство в школе: Сб.материалов и документов/ Сост. Г.Г. Виноградова. — М.: Просвещение, 1990.

  6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.

  7. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1981.

  8. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов средней школы. / Под ред. B.C. Кузина. — М.: Просвещение, 1974.

  9. Учебный рисунок: Учебное пособие / Под ред. В.А. Королёва. — М.: Изобразительное искусство, 1981.

  10. Школа изобразительного искусства. Вып. 1: Учебное пособие. — М.: Изобразительное искусство, 1986.

Календарно-тематическое планирование.


№ занятия

Тема

Часы






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2






2




Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconМуниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю»
Решение ее должно начинаться с раннего детства. Подготовительный курс способствует развитию детей старшего дошкольного возраста,...
Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом муниципального бюджетного...
Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconСогласовано Рассмотрено Утверждаю Председатель ус на заседании Директор школы: /Кулагина О. Н
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Долина является учреждением, ориентированным на...
Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово Заявка на участие в районной научно-практической конференции «Одиссея разума»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconДоговор об оказании платных дополнительных образовательных услуг 20 г. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
«Федоровская средняя общеобразовательная школа» именуемого в дальнейшем школа и разра­ботано в соответствии со следующими нормативно-правовыми...
Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconМуниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №6» Моркинского района Республики Марий Эл Исследовательская работа
Муниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №6»
Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconПаспорт школы Муниципальное образовательное учреждение «Чернолученская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное образовательное учреждение «Чернолученская средняя общеобразовательная школа», 1983 год
Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Моу «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» и определяет теоретическую базу и основные направления воспитательной работы....
Муниципальное образовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» Согласовано на заседании «утверждаю» iconРабочая программа по озож 6 классе Цветковой Майи Николаевны Принято на заседании
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новосельское
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов