О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях icon

О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях



НазваниеО. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях
Дата конвертации04.09.2012
Размер111.17 Kb.
ТипДокументы

Учитель технологии

МБОУ «Коммунарская СОШ №1»

Хямяляйнен О.А.


К вопросу об обучении детей с ЗПР в общеобразовательных учреждениях.


На сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей). Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. До настоящего времени государственная социальная политика России была ориентирована в основном изоляцию детей с ограниченными возможностями и содержание их в закрытых стационарных учреждениях интернатного типа. Основой данного подхода выступает то, что в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения таким детям якобы можно создать оптимальную среду для развития, обучения и воспитания. В последние годы политика государства в отношении образования лиц, с ограниченными возможностями здоровья изменилась. Основываясь на Конвенции о правах ребенка, Законе «Об образовании», политика государства взяла курс на интеграцию детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения. Причем, понятие «интеграция» выступает здесь как «движение навстречу». Т.е. мы не просто помещаем ребенка в общеобразовательную среду, но и создаем условия для его обучения – как технические, так и педагогические.

Не смотря на то, что данная политика реализуется лишь в последние годы, работники общеобразовательных учреждений (детских садов, школ) сталкиваются с явлением «вынужденной интеграции» уже давно. Прежде всего, это обусловлено отсутствием специальных (коррекционных) учреждений, их удаленность от места жительства ребенка с ОВЗ или несогласие родителей к реализации специальной (коррекционной) программы по ряду причин.

Учитывая, что данная проблема за последние годы нашла свое место в научных исследованиях, педагоги общеобразовательных школ получили возможность расширить свои представления не только об особенностях детей с ОВЗ, но и о педагогических особенностях работы с данной категорией учащихся.

Наиболее часто педагоги общеобразовательных учреждений сталкиваются с присутствием в своих классах детей с задержкой психического развития (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий школьник имеет ЗПР. Это обусловлено рядом причин:

  • растущим числом учащихся этой категории,

  • отсутствием учреждений,

  • реализующих программу VII вида, несвоевременным обращением родителей ребенка в психолого-медико-педагогические центры.


В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.

Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних учащихся и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания.

У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться, и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др. [1,3], позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития:

  • конституциональный,

  • соматогенный,

  • психогенный,

  • церебрально-органического происхождения.

ЗПР конституционального происхождения.

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.

Ребёнок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.

Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения.

Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю.

^ ЗПР соматогенного происхождения.

Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития – следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий.

В школе учащиеся данной категории прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблема данных детей в школе – трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать.

Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используется такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую-либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное.

Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Наиболее целесообразно помещать такого ребёнка в школы санаторного типа, при их отсутствии – необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим.

ЗПР психогенного происхождения.

Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором – неблагоприятными условиями воспитания. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка; как результат – снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.

Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции),непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная атмосфера ребёнка пропитана ссорами, конфликтами между взрослыми. Основная форма родительского воздействия – подавление и наказание систематически травмирует психику ребёнка. В ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности.

Дети данной группы интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В их поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.

При заинтересованности со стороны учителя, индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях в обычных условиях школы-интерната.

^ ЗПР церебрально-органического происхождения.

Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.

Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга является патология беременности, в том числе тяжёлый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия, тяжёлые заболевания на первом году жизни, тяжёлые инфекционные заболевания.

У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижения памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям с умственной отсталостью. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к собственным промахам. Ведущий мотив – игра, что ведёт к постоянному конфликту между «хочу» и «надо».

Обучение таких детей по общеобразовательной программе бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка.

Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

Серьёзные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической, психологической, медицинской поддержке.

В связи с этим нужна адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Особое место должны занять уроки ручного труда, изо так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.

Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.

Опыт показывает невозможность решения сложных вопросов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии без глубокой работы с родителями. Со всеми родителями необходимо проводить разъяснительную работу об особенностях психофизического и соматического состояния ребёнка, о необходимости оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии.

Таким образом, мы приходим к выводу, что при педагогической работе с детьми с ЗПР необходимо учитывать не только наличие соответствующих рекомендаций по выбору образовательного маршрута, но и в условиях общеобразовательного процесса строить индивидуальный подход. Основание для построения своей работы с ребенком с ЗПР, прежде всего, должна выступать работа с школьным психологом и родителями, что позволить определить объем работы ученика, темп, критерии оценки, которые к нему предъявляются.

Список литературы.



  1. Задержка психического развития у детей // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.

  2. Закон РФ «Об образовании» от 10. 07.1992 №3266-1

  3. Клиническая характеристика задержки психического развития. //Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. Задержка психического развития и пути ее преодоления / Под ред. Т.А. Власовой. Москва, 1976.

  4. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. -
    Москва : РИОР, 2009.

  5. Специальная педагогика: Учебн.пособие для сту.высш.пед.учеб.заведений / Л.И.Аксенова, Б.А. Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр "Академия", 2002. 

  6. Никольская О. С. Всероссийское совещание специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии // Альманах института коррекционной педагогики. URL: http://almanah.ikprao.ru

  7. Кузнецова В.Л. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. URL: http://togu.68edu.ru/metod.kopi/Psihologo_Pedagogicheskaya_Harakteristika_detey_s_Zadergkoy_psihicheskogo_razvitiya.doc




Похожие:

О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconПсихологические особенности детей с зпр
«зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории – детей с задержкой психического развития (зпр)
О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconПроек т положение о муниципальном образовательном учреждении, организующем инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Оказание помощи детям осуществляется в учреждениях специального (коррекционного) образования, в специальных (коррекционных) классах...
О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Направляем для использования в практической работе
В соответствии с планом реализации Программы развития воспитания в системе образования России Управлением воспитания и дополнительного...
О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconПриказ №817 г. Белая Калитва о проверке деятельности общеобразовательных школ Согласно плану работы отдела образования, в целях контроля за организацией питания в общеобразовательных учреждениях,
Согласно плану работы отдела образования, в целях контроля за организацией питания в общеобразовательных учреждениях, обучения детей...
О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconИнформационные технологии в компенсирующем обучении
Совмина СССР от 07. 81 г. «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях» и приложение...
О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях общие положения
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...
О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconПоложение о профильном обучении Общие положения Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»
Законом РФ «Об образовании» от 13. 01. 1996, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования...
О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconПриказ №205 -од «Об организации горячего питания обучающихся 1-11 классов в 2011-2012 учебном году»
«О внесении изменений в Постановление главы местной администрации городского округа Прохладный кбр от 09. 11. 2010 года №1297 «Об...
О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconПриказ №11-04/17-а г. Новохопёрск о мероприятиях по введению фгос в муниципальных общеобразовательных учреждениях в целях координации введения государственного
В целях координации введения государственного образовательного стандарта начального общего образования в муниципальных общеобразовательных...
О. А. К вопросу об обучении детей с зпр в общеобразовательных учреждениях iconСправка по результатам тематической проверки «Эффективность использования цифрового оборудования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
«Эффективность использования цифрового оборудования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов