Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока icon

Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока



НазваниеТип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока
Дата конвертации04.09.2012
Размер73.73 Kb.
ТипУрок

Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла.

Цель урока: показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки на примере поэзии Николая Рубцова

Задачи урока:

Воспитательные

Воспитать любовь к родной природе и чувство патриотизма.

Обучающие

Обучить выражать словами свои чувства, создавать пейзаж и музыкальную драматургию произведения по ассоциациям.

Развивающие

Развить умение соотносить поэзию с музыкальными произведениями и полотнами русских художников.



^ Первый этап урока


Слово учителя словесности

Звучит стихотворение Н.Рубцова “Пусть душа останется чиста” на фоне Прелюдии №10, ор.32 (№20) С.Рахманинова.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!

Перед этой желтой, захолустной,
Стороной березовой моей
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.

Перед этим старым сельсоветом,
Перед этим садом у моста
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного креста!

  • Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи?

  • Какие чувства испытывает лирический герой?

  • Помогла ли вам музыка понять настроение героя?

  • Что позволило объединить стихи и музыку двух талантливых людей, живших в разные эпохи и творивших в разных сферах искусств?



Слово учителя ИЗО

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.

^ Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, синий цвета.

Волнующее воздействие - пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета.
В изобразительном искусстве принято считать, что

красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный;

желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный;

оранжевый - веселый, радостный, пламенный, добрый;

зеленый - спокойствие, приятное и мирное настроение;

синий - серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;

фиолетовый - 1. приятный, полный жизни; 2. отталкивающий, тоска, грусть.

  • Выразите в красках настроение, переданное в стихах и музыке.



Второй этап урока

Слово учителя словесности

  • О чем стихотворение? Найдите ключевые слова? (“Душа”, “чиста”).

  • Подберите синонимы, антонимы к слову “душа”.

Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание, мышление.

Бездушие - 1. Без сочувствия, живого отношения к чему-либо; 2. Жестокость.

  • Так толкует наука, а ваши ассоциации? Подберите эпитеты так, чтобы они начинались составляющими слово “душа” буквами.

Д - доброжелательная

У - умиротворенная

Ш - широкая

А - артистичная

  • Что значит “душа чиста”?

^ Цель нашего урока: дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.

Как обновляет землю первый дождь, так поэзия способна пробудить в нас чувство прекрасного. Пусть сегодняшний урок будет подарком для вас и посеет в каждом из вас доброе зернышко, чтобы в будущем у каждого из вас был свой добрый причал, такой как поэзия Рубцова.

Попробуйте найти основные мотивы и любимые образы в творчестве Н. Рубцова, прослушав песню на стихи поэта “В горнице моей светло…”. (Песня исполняется солисткой школьного фольклорного ансамбля).

В горнице моей светло -
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день.

Буду поливать цветы,
Думать о судьбе своей,
Беду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.

^ Основные мотивы творчества поэта - Родина (большая и малая), природа, русская душа.

Любимые образы: свет, звезда, огонек, дом.

  • Как вы понимаете, что значит “дом” для поэта?

  • Как вы считаете, дом в стихах открытое или закрытое пространство?

Дом - расширяется, выходит за рамки замкнутого пространства. У дома есть порог: граница. У Рубцова дом - это “весь мир”.

Зеркало души - это природа. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его Родиной, частью его самого. Не исключение и Н.Рубцов.

Сравните два стихотворения “Березы” и “Ночью я видел…

Русь моя. Люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…

Ночью я видел: ломались березы,
Видел: метались цветы.
Гром, рассылающий гибель и слезы
Всех настигал с высоты…
Как это странно и все-таки мудро -
Гром роковой перенесть,
Чтоб удивительно светлое утро
Встретить, как светлую весть.

  • Что общего? В чем различия?

Давайте еще раз обратимся ко второму стихотворению и попробуем себя в роли музыкантов, композиторов.

  • Как вы думаете, в стихотворении описаны только явления природы или же поэт передал чувства, волнующие его душу? Какие?

В стихотворении передано два настроения (тревожное и спокойное). Первое настроение может быть передано взволнованной, тревожной, грозной, громкой, быстрой музыкой, в то время как второе - спокойной, умиротворенной, тихой, медленной.

Так как мы с вами не владеем музыкальными навыками, необходимыми для создания музыки, предлагаю обратиться за помощью к С.В.Рахманинову и послушать его произведение. Это прелюдия. Небольшая пьеса для фортепиано. Подумайте, совпали ли чувства, переданные Рубцовым в стихотворении, Рахманиновым в прелюдии с нашими чувствами.

^ Звучит прелюдия №1, ор.32 (№11) С.Рахманинова.

Музыка и стихи отражают одно настроение, одинаковые чувства и дополняют друг друга. Чувства, выраженные в стихах и музыке, совпадают с нашими чувствами.

Грусть, печаль, тревога, одиночество – все эти чувства находят отражение в стихах Н. Рубцова. Но что человек без этих чувств? Лирический герой связывает свою печаль с миром природы. Рубцов - поэт-пейзажист. Попробуем доказать это.

^ Третий этап урока


Слово учителя словесности

У каждой страны и у каждой стороны своя природа, свой осенний пейзаж. Поэт говорит стихами о своей родине, о северной стороне. Художник разговаривает цветом, линиями, мазками. Поэт и художник… Они сотворили чудо. Написали так, как только они могут написать, поделились этим чудом с нами. Жанр пейзажа говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, при солнечном и лунном освещении, передает чувства, настроение.

  • Давайте попробуем выполнить задание. Как вы чувствуете стихи Н.Рубцова? Подберите репродукции картин художников к стихам Н.Рубцова. И объясните свой выбор (на карточках стихи Н.Рубцова).

1. Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные клики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

2.Звезда полей во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал Родину мою.
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.

3.Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез
Слушаю, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

4.Я так люблю осенний лес,
Над ним сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист…


5.Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.

6.Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя.

7.В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь.
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.

8.О, сельские виды!
О, дивное счастье родиться в лугах, словно Ангел, под куполом синих небес!
И храм старины, удивительный, белоколонный,
пропал, как виденье, меж этих померкших полей…

9.“Вот бы здесь построить домик в три окна. За домом - березы, а под окном - смородина, рябина, черемуха. Пиши сколько угодно, никто не помешает”. (Н.Рубцов)

^ На доске репродукции картин:

В. Сидоров “Пора безоблачного неба”;

С. Герасимов “Церковь покрова на Нерли”;

Н. Ромадин “Север. Красный фиорд”;

Н. Ромадин “Последний луг”;

Б. Кустодиев “Сенокос”;

И. Грабарь “На озере”;

Л. Бродская “Лето”;

Л. Грицай “Осень. Северный ветер”;

В. Дмитриевский “В родных местах”;

И. Левитан “Над вечным покоем”;

И. Левитан “Озеро. Русь”;

М. Нестеров “Осенний пейзаж”;

Е. Табакова “Весна”;

^ Четвертый этап урока

Слово учителя ИЗО

Рисуем северный пейзаж.

I. Жанр - пейзаж.

II. Выразительные средства.

  1. Выбор сюжета (северная природа, небо, деревья)

  2. Композиция (выбор формата: вертикальный или горизонтальный, композиция должна быть соразмерная, уравновешенная;.не забудьте о линейной перспективе, а затем и о законах воздушной перспективы).

рисунок 3.



  1. Рисунок: линии рисунка; горизонт; средний план - сопки, линия воды; первый план - силуэты деревьев, стволы, веточки, почва, камни, трава; детали рисунка)



рисунок 4.



  1. Техника выполнения может быть смешанная. Давайте возьмем мелки, акварель.

  2. Контраст цвета.

  3. Колорит: выбираем время года, время суток, состояние природы; определяем построение, цвет, фон.

III.  Практическая работа.

  1. Смочить лист водой.

  2. Выбрать 2-3 цвета, покрыть небо (говорят, что самое красивое - северное небо).

  3. Выемка краски - светило, тучи.

  4. Воздух (голубая планета Земля).

  5. Добавить цвет (вода темнее, чем небо).

  6. Средний план (чем ближе предмет, тем теплее).

  7. Первый план - силуэты деревьев, стволы, большие ветви, средние, маленькие. веточки, внизу почва, растения.

Теплые тона: коричневый, светло-желтый, оранжевый, красный.

Холодные тона: фиолетовый, голубой, синий.

^ После выполнения рисунков выставка работ на доске. Учащиеся показывают свой рисунок и цитируют к нему строки из стихов Н.Рубцов (рисунок 5, 6, 7).


Слово учителя словесности

Благодаря музыке, звучащей в поэзии Н.Рубцова, к его стихам часто обращаются композиторы. На стихи Н.Рубцова написано много хороших песен. С одной из них мы сегодня познакомимся.

Звучит песня “Букет”, муз. Барыкина в исполнении автора.

Эта песня о самом прекрасном чувстве, которое окрыляет и вдохновляет человека - о любви.

Подведение итогов: связь поэзии, музыки и изобразительного искусства является неразрывной; лишь искусство наиболее точно может передать волнения человеческой души, поэзия с помощью слова, музыка силой звука, а живопись – цветом, формой.







Похожие:

Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconУрока: Лист часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconУрок с компьютерной поддержкой на тему «Формула n-го члена арифметической прогрессии» в 9 а физико математическом классе. Тип урока : комбинированный. Образовательные цели
Цель данного этапа урока: повторить известные учащимся сведения об арифметической прогрессии
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconУрок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви» Тип урока: комбинированный. Цель: Изучить Тип Круглые черви. Задачи: 1 Образовательные
Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности»
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconУрок на тему «Ацетилен и его свойства», 10 класс Тип урока: комбинированный. Цели урока
«Химия в школе. Электронные уроки и тесты. Углерод и его соединения. Углеводороды». Зао «Просвещение-Медиа»,2005г
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconУрока: Атом. Ион. Ионная химическая связь. Тип урока: комбинированный Цель урока : расширение знаний о строении атома и ознакомление с понятиями «ион», «ионная химическая связь»
Цель урока: расширение знаний о строении атома и ознакомление с понятиями «ион», «ионная химическая связь»
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconТип урока – комбинированный урок. Цели и задачи урока
Учитель: Как всегда, прежде чем начать урок, займемся разминкой. С какой целью мы развиваем речевой аппарат, дыхание? (Ответы учащихся)...
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconУрок 44. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала тип урока: комбинированный (изучение нового материала и тестовый контроль по теме в конце урока). Цели и задачи
Познакомить с природными уникумами Урала: Ильменским заповедником, Кунгурской пещерой, р. Чусовой
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconУрока: Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека. Тип урока: урок обобщения знаний Цель урока: Образовательная: обобщить знания учащихся о водах Земли
Развивающая: закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, развивать умственную самостоятельность, творческую познавательную...
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconУрока : «Слагаемое, сумма». Тип урока : изучение нового материала. Форма урока: урок игра
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с терминами «слагаемое», «сумма», учить использовать эти термины при чтении...
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Цель урока iconУрок 43. Своеобразие природы Урала тип урока: комбинированный (проверка материала предыдущего урока, изучение нового). Цели и задачи
Познакомить учащихся с особенностями природы Предуралья и Зауралья, Полярного, Приполярного, Северного, Среднего и Южного Урала
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов