Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Дата конвертации30.08.2012
Размер352.59 Kb.
ТипАнализ




Муниципальное

общеобразовательное учреждение

«Коммунарская средняя

общеобразовательная школа № 1»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________ Ф.Г.Фленов


« 15 « сентября 2010 г.


Концепция воспитания

2011 – 2015 г.г.


Гатчинский район

Ленинградской области

2010


КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ.

Данная Концепция разработана в МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» и определяет теоретическую базу и основные направления воспитательной работы. Она включает осмысление социокультурной ситуации становления современного человека, цели, основные направления и способы решения задач воспитания.

^ Основой для создания Концепции воспитания в школе является следующее:

  • Анализ состояния и тенденции развития воспитательной деятельности в школе;

  • Государственный заказ на качество образования подрастающего поколения, отраженный в документах Правительства и Министерства образования и науки РФ, Концепции воспитания в Ленинградской области;

  • ^ Социальные потребности учащихся и родителей, представителей общественности.


Мы живем в динамично и радикально изменяющемся мире. Эти изменения затрагивают человека, его сознание и образ жизни. Процессы глобализации в различных сферах деятельности современного общества, «смещение» ценностных ориентаций, все более усиливающийся разрыв между поколениями, научно-техническая революция, новые формы освоения мира природы, социальные противоречия, конфликты - все это особенности современного мира, оказывающие существенное влияние на становление молодых людей.

Основным ориентиром модернизации образования является достижение нового качества образования - достижение его соответствия современным жизненным потребностям страны.

Педагогический коллектив школы рассматривает это как ориентацию образования на усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, стремится интегрировать воспитательную деятельность системы образования с содержанием социально-экономической политики развития области и района с целью социализации личности в условиях инновационной экономики.


В нашем понимании образование в широком смысле этого слова должно быть направлено:

  • На создание социокультурной образовательной среды;

  • На оказание помощи детям в их социализации;

  • На понимание человеком самого себя;

  • На достижение более высокого качества жизни;

  • На оказание помощи детям в конструировании своего будущего.


В этом контексте приоритет в образовании отдается воспитанию.


^ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:


Важнейшей теоретико- методологической позицией современной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды.

^ История, культура и современное развитие г. Коммунар заключают в себе мощный воспитательный потенциал.

В муниципальном образовании «Город Коммунар» сосредоточены различные виды человеческой деятельности, закрепленные материальными фондами: производственными, жилыми и общественными зданиями, системами транспортных и инженерных коммуникаций, озеленения, благоустройства и т.п. Таким образом, город имеет целесообразно сформированную структуру, обеспечивающую наилучшие условия для производства и проживания людей.

Общественные центры и предприятия социально-бытового обслуживания: общественный центр города сформировался исторически в районе Театральной площади и вдоль Ленинградского шоссе и включает в себя дом культуры, дом быта, магазины, универмаг и административные здания.
Все остальные объекты обслуживания, за исключением небольших магазинов, находятся в капитальной застройке.
Обеспеченность социальной инфраструктурой является также одним из показателей уровня жизни населения.
На территории МО 'Город Коммунар' находятся три общеобразовательных школы
шесть детских дошкольных учреждений, спортивную школу, физкеультурно-оздоровительный комплекс, школу искусств, библиотеку.

Город Коммунар имеет интересную историю, которая прослеживается по письменным источникам на протяжении нескольких сотен лет.

Город Коммунар административно относится к Гатчинскому району, расположен в северо-восточной его части на реке Ижора, в 16 км к северо-востоку от Гатчины, в 35 км к югу от Санкт-Петербурга. Население города около 17 тыс. человек.

    Все это создает уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота, чей патриотизм основан на глубоких корнях любви к своей малой Родине.

Месторасположение г. Гатчины, развитая транспортная инфраструктура, дает возможность использовать так же воспитательный потенциал г. Санкт-Петербурга, г. Гатчины, Гатчинского района, имеющего славную историю и традиции, , Пушкина, Павловска и других культурно-истрических объектов области..

^ Таким образом, своеобразие образовательной среды школы позволяет формировать эффективное воспитательное пространство.


АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ.


^

Краткая история школы


МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 1» функционирует с 1975 года. В ее истории можно выделить четыре этапа.

1975 – 1985 годы – период стабильного функционирования школы в режиме унитарной системы образования. Складываются традиции школы, продолжающиеся до настоящего дня: комбинированный урок с авторитарной позицией учителя, ответственное классное руководство, разнообразные формы внеклассной работы, опирающейся на активность большой группы учащихся, работа сети кружков и факультативов. В эти годы школа воспитала многих выпускников, ставших впоследствии сотрудниками разных сфер народного хозяйства, в том числе учителей, врачей, специалистов сельского хозяйства и бумажного производства.

1986 – 1995 годы – период дестабилизации на фоне начавшейся в стране перестройки. В эти годы школа работает в две смены в связи с увеличившимся до 2000 человек контингентом. Школа приобретает «опыт выживания», а вместе с ним и некоторые негативные черты: пренебрежение воспитательными задачами, отставание материально-технической базы. В 1990 году осуществляется введение углубленного изучения математики, физики и установление связей с вузами, отработка модели школы с углубленным изучением ряда предметов. 1995 год – введение ранней (с 5-го класса) профилизации, работа физико-математического, гуманитарного, эстетического классов (5 – 11), обучение учащихся 1-х - 11-х классов в межшкольном учебном комбинате г. Пушкина.

1996 – 2005 годы – период поиска школой новых путей в изменившемся мире. В 1996 году было осуществлено включение в учебный план изучения основ педагогики и психологии в средней школе (прообраз элективных курсов). 2001 год – открытие инженерного класса с организацией обучения на базе предприятия «СПб КПК» (прообраз профильного обучения). В этот период школой был получен статуса региональной экспериментальной площадки по отработке модели личностно ориентированного обучения, социо-медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся, мониторинг на основе анкетирования учащихся и учителей, развивающее обучение в начальной школе (программа Л.В.Занкова). Началась работа по формированию школьных традиций (выездные загородные лагеря старшеклассников, выпускной спектакль старшеклассников), разработана символика школы

2005-2010 годы – период активной модернизации школы. В 2005 году введено предпрофильное обучение. В ноябре 2006 года по решению комитета по образованию Гатчинского муниципального района и экспертной комиссии МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 1» стала муниципальной экспериментальной площадкой по отработке модели многопрофильной школы, реализующей индивидуальный учебный план учащегося.
^

Характеристика материальной базы


Школа расположена в кирпичном 4х-этажном здании, построенном в 1975 году. Само здание, коммуникации, земля, оборудование находятся в собственности учредителя – Гатчинского муниципального района, обслуживаются за счет муниципального бюджета. В школе оборудованы и функционируют 28 учебных кабинетов, специализированные кабинеты химии, физики, биологии, информатики, домоводства, психологической разгрузки, актовый, танцевальный, спортивный залы, библиотека и читальный зал (7,5 тыс. наименований художественной литературы и 8,5 тыс. – учебной), конференц-зал, краеведческий музей, комната для вожатой, кабинет внеурочной работы, столовая. Учащиеся получают горячее питание, за счет регионального бюджета питаются дети из малообеспеченных семей. Оборудованы кабинет директора с секретарем, кабинеты заместителя директора по АХЧ и заместителей директора по УВР, кабинет социального педагога, медицинский кабинет, учительская.

Методическая оснащенность кабинетов недостаточная. Технические средства обучения используются в кабинетах иностранного языка, в конференц-зале, в кабинете физики. Карты географические и исторические, картины, таблицы, лабораторное оборудование остались от времен государственного попечения о школе, обладают большим процентом износа.

В кабинете информатики 13 персональных компьютеров для работы учащихся. Кроме того ПК оборудованы кабинеты иностранного языка (2), математики (1). Всего к интернету подключено 35 ПК.

Постепенно идет укрепление и развитие материально-технической базы школы. Особое внимание уделяется ИКТ-обеспечению учебного процесса. На сегодняшний день (2010) в школе имеются:

  • Компьютеры – 58 шт.

  • Ноутбуки – 4 шт.

  • Принтеры – 8 шт.

  • Сканеры – 3 шт.

  • Многофункциональные аппараты – 6 шт.

  • Телевизоры – 25 шт.

  • Мультимедийные проекторы – 12 шт.

  • Интерактивные доски – 2 шт.

  • DVD проигрыватели – 22 шт.

  • Видеомагнитофоны – 2 шт.

  • Музыкальные центры – 2 шт.

  • Магнитофоны – 11 шт.

  • Видеокамеры – 2 шт.

  • Цифровой фотоаппарат – 1 шт.

Проводятся: ежегодный косметический ремонт; пополнение методического материала силами учителей; приобретение мебели; приобретение компьютерной техники; приобретение спортивного инвентаря; пополнение оборудования актового зала.
^

Сведения о педагогах учреждения


Педагогический коллектив школы сформировался давно (средний возраст педагогов 40 лет), ротация происходит медленно. Педагогов школы отличает высокий профессионализм: 22 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 7 – первую квалификационную категорию, 9 – вторую квалификационную категорию. В школе работают 6 учителей – почётных работников РФ, 6 педагогов имеют статус Соросовских учителей.

Следует также отметить высокий образовательный уровень педагогического коллектива: 89% учителей имеют высшее образование, многие продолжают обучение в ВУЗах, в том числе, в аспирантуре; свыше 60% обучены основам ПК и владеют современными образовательными технологиями.
^

Характеристика контингента учащихся


Учащиеся нашей школы воспитываются в семьях рабочих, служащих с невысоким и средним уровнем дохода. В последние годы увеличилось число детей из семей переселенцев с Кавказа, Средней Азии, других территорий. Социальный паспорт школы на сентябрь 2010 года представлен в виде таблицы

Дети из благополучных семей

60%

Дети из неполных семей

20%

Дети из многодетных семей

10%

Дети из неблагополучных семей

2%

Опекаемые дети

2%

Дети-инвалиды

1%



^

Краткая характеристика воспитательной системы и потенциала её развития


Основным ориентиром модернизации образования является достижение нового качества образования – достижение его соответствия современным жизненным потребностям страны. Педагогический коллектив школы рассматривает это как ориентацию образования на усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В нашем понимании образование в широком смысле этого слова должно быть направлено:

  • На оказание помощи детям в их социализации, конструировании своего будущего;

  • На понимание человеком самого себя;

  • На достижение более высокого качества жизни.

В этом контексте приоритет в образовании отдается воспитанию. Основной направленностью системы воспитательных воздействий, реализуемых в учебные годы, предшествующие программе развития, было гражданско-патриотическое воспитание.

Одним из важнейших постулатов современной теории воспитания является признание невозможности рассмотрения процесса становление и образование человека вне анализа окружающей его социокультурной среды. В этом отношении Коммунарская школа №1 имеет весьма выгодное историко-географическое положение: города Коммунар, Гатчина, Павловск, Пушкин являются уникальными культурными центрами Гатчинского района, сохранившими во многом свой исторический облик. Развитая транспортная инфраструктура г. Коммунар дает возможность использовать воспитательный потенциал гатчинского района, имеющего славную историю и традиции, а так же г. Санкт-Петербурга и его окрестностей. Названные особенности социокультурной среды определяют своеобразие образовательной среды школы, способствуют формированию эффективного воспитательного пространства, позволяют формировать гражданина и патриота, чей патриотизм основан на глубоких корнях любви к своей малой Родине.

В результате анализа состояния и тенденций развития воспитательной деятельности в Школе назрела реальная необходимость создания собственной Концепции воспитания в рамках реализации программы развития школы.

Основанием для создания собственной Концепции являются:

  • Творческий потенциал педагогического коллектива и коллектива учащихся: успехи учащихся на уровне городских, региональных, всероссийских олимпиад

  • Содержание органов детского самоуправления, динамика роста общественной активности

  • Рост занятости учащихся в системе дополнительного образования

  • Воспитательные возможности процесса обучения в рамках реализации школьных образовательных программ

  • Наличие партнерских отношений с ВУЗами, учреждениями культуры, науки, общественными организациями

^ Дополнительное образование

В 2009 – 2010 учебном году блок дополнительного образования школьников МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» работал над целью - выявление и развитие способностей каждого ребенка. Создание условий для творческого развития личности ребёнка, выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки. Решение проблемы занятости детей.

Перед блоком дополнительного образования в отчетный период были поставлены следующие задачи:

  1. Продолжать работу по решению сети дополнительных образовательных услуг за счет договоренностей с учреждениями дополнительного образования, привлеченных специалистов, родителей. Расширить перечень платных образовательных услуг.

  2. Привлечь школьников в сеть дополнительного образования. Вести работу по росту мотивации учеников путем увеличения количества школьных конкурсов, разработать механизм поощрения участия в олимпиадах, школьных и внешкольных конкурсах, конференциях, фестивалях и т,п,

  3. Разработать механизм мотивации учителей для занятий конкурсной и олимпиадной деятельностью.

  4. Укрепление материально-технической базы.


Работа блока дополнительного образования осуществлялась по трем направлениям:

1. Художественно-эстетическое,

2. Физкультурно-спортивное,

3. Научно-техническое, естественно – научное,


и четырем уровням:

  1. Дошкольного образования,

  2. Начального общего образования,

  3. Основного среднего образования,

  4. Полного среднего образования.


В 2009 – 2010 учебном году расширена сеть дополнительных образовательных услуг. Количество кружков и секций увеличилось на 33 % в основном за счет внешних связей и платных услуг. По внешним связям к настоящему времени заключены договоры с Гатчинским ЦДОД, Коммунарской ДЮСШ, Коммунарской школой искусств, Коммунарской центральной городской библиотекой, Академической гимназией при СпбГУ, Коммунарским ЦИТ.

Охват детей дополнительным образованием увеличился на 14% Учащиеся других школ, занятые в дополнительном образовании школы, составляют 9% от общего количества детей, занятых в дополнительном образовании школы (Таблица 1).

^ Таблица 1.

5.1. Расширение сети дополнительных образовательных услуг


№ п/п

Показатели

Учебный год

2008-2009

2009-2010



Количество кружков, секций, клубов

31

45




В т.ч. бюджетных

14

16




платных

9

14




по внешним связям

8

15



Охват учащихся КСОШ № 1 дополнительным образованием (количество / %)



243 / 49%



296 / 62%



Количество учащихся других школ, занятых в ДО КСОШ № 1

19

24



Количество ДОУ – партнеров по ДО

4

6



^

Внешние связи школы и образовательных учреждений, включая связи с наукой


МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 1» имеет давние и прочные связи с учреждениями образования, прежде всего расположенными по соседству. Неоценимую методическую помощь педагогам школы оказывают научные учреждения.


^ Образовательное учреждение

Характер связи

МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Обмен опытом работы, совместные мероприятия

МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 3»

Обмен опытом работы, совместные мероприятия

МОУ «Коммунарская вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа»

Сотрудничество по комплектованию классов

МУДОД «Коммунарская школа искусств»

Совместные мероприятия

МУДОД «Коммунарская детско-юношеская спортивная школа»

Совместные мероприятия

ОАО СПб КПК

Обеспечение транспортом спортивно-технических соревнований

ЦГБ

Организация литературных бесед, встреч, конкурсов, игровых программ

МУП «Коммунарский центр информационных технологий»

Обучение педагогов и школьников на курсах, организация дистанционного обучения, проведение конкурсов

ЛОИРО

Курсы повышения квалификации; консультативная помощь сотрудников

ЛГУ им.А.С.Пушкина

Практика студентов в школе

РГПУ им. А.И.Герцена

Практика студентов в школе

Университет растительных полимеров

Подготовительные курсы для поступающих в вуз на базе школы

Методический кабинет комитета по образованию Гатчинского муниципального района

Учеба педагогов на семинарах, конференциях. Организация олимпиад школьников, других конкурсов

ОАО «БФ Коммунар»

ОАО СПб КПК

ООО «Запстрой»

ЗАО «АЙ СИ ЭЙ»

МУП ПЖЭТ

ОАО «Фанема»

ЗАО «Коммунар-Вторма»

ОАО «Коммунарские электрические сети»


Финансирование проекта «Шаг в будущее»



^

Характеристика основных результатов школы (олимпиады, поступления, итоговая аттестация и т.д.)


Показатели успеваемости и качества знаний учащихся в динамике за 3 года представлены в таблице



Показатели

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Всего учащихся

536

482

490

Число учащихся, закончивших год на «5»

46

48

34

3. % учащихся (от общего количества)

8,5%

9,9%

6,9%

4.Число уч-ся, закончивших год на «4» и «5»

170

166

164

5 % учащихся (от общего количества), закончивших год на «4» и «5»

32%

34%

33%

6.С одной «3»

32

34

38

7. % учащихся (от общего количества)

6%

7%

8%

8.Качество обученности

45%

50,5

39,8

9.Уровень обученности

99%

99,7

99,6


Особый вид оценки качества образования – результаты олимпиадной и конкурсной деятельности школьников. На 2009-2010 учебный год школа занимала 14 место по району в рейтинге школ, охват олимпиадным движением учащихся составлял 67% от их общего числа. Результаты участия школьников в олимпиадах различного уровня представлены в таблице.



№ п/п



Всероссийские конкурсы

Результаты участия на муниципальном уровне







Число участников

Число победителей /призеров (муниципальный уровень)







2008-2009 у.г.

2009-2010 у.г.

2008-2009 у.г.

2009-2010 у.г.



«Русский медвежонок»

218

270

3

5



«Кенгуру»

225

219

3

3



«Золотое руно»


11

-

-

-



«Британский бульдог»

30

18

12 место по региону

-



«Инфознайка»





19




2 вторых места по реиону



Всероссийская научно-практическая конференция по химии

2

3

2 диплома II степени

диплом III степени


Несмотря на некоторые успехи в олимпиадном движении, школа осознает тот факт, что использованы не все резервы для подготовки учащихся к олимпиадам. Усиление личностно-ориентированного и компетентностного подхода в обучении школьников, система психолого-педагогической поддержки, развитие дополнительного образования сыграют положительную роль в достижении новых успехов в олимпиадах школьников.

Одним из важнейших на сегодняшний день показателей качества обученности являются результаты сдачи ЕГЭ. Анализ результатов за 2008-2009 и 2009-2010 учебные года представлены в таблице.

№ п/п

Предмет

Проходной балл

Средний бал

Проходной балл

Средний бал

2008-2009

2009-2010

1

ФИЗИКА

32

50

34

57

2

ИНФОРМАТИКА

36

47

41

72

3

ИСТОРИЯ

30

62

31

45

4

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

39

48

39

52

5

БИОЛОГИЯ

35

43

36

44

6

ХИМИЯ

33

30

33

62

7

^ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

20

66

20

44

8

ЛИТЕРАТУРА

30

38

29

56

9

ГЕОГРАФИЯ

34

39







Школа является одним из звеньев единой системы непрерывного образования и потому важно прослеживать преемственность между разными уровнями образовательной системы. Поступление учащихся в ВУЗы и ССУЗы является показателем качества учебной подготовки школьников. Ежегодно свыше 60% выпускников школы продолжают своё обучение в высших учебных заведениях России, а около 20% идут получать профессию в средние специальные учебные заведения
    1. ^

      Краткая характеристика образовательной среды школы


В предыдущие пять лет функционирования и развития школы было положено начало модернизированию образовательной среды, обеспечивающему переход от «обучающей школы» к «школе развивающей» (по классификации И.М. Улановской). В предстоящий период развития школы (2010-2015) планируется продолжить данную работу.

Основными характеристиками формируемой образовательной среды является:

  • достижение развивающего эффекта посредствам оптимизации обучающих средств;

  • направленность деятельности на готовность детей к самообразованию;

  • учебная деятельность исследовательско-поискового типа;

  • ориентация на формирование способов репродуктивной и творческой деятельности;

  • применение методов дискуссии, проблемного изложения материала, проектов, ТРИЗ и др.

В настоящий момент в школе реализуются общеобразовательная программа начального общего образования, общеобразовательная программа основного общего образования, общеобразовательная программа среднего общего образования, а также программа предпрофильного обучения (9-е классы), программа профильного обучения (10, 11 классы). Школа предоставляет также дополнительные образовательные услуги на бесплатной и платной основе.


^ Общее образование

Специальное образование

Дополнительное образование

Общеобразовательная программа начального общего образования

Программа предпрофильного обучения (9 а и 9 б классы)

Интеллект: олимпиады, ученическое научное общество, факультативы

Общеобразовательная программа основного общего образования

Программа профильного обучения (10, 11 классы)

Общественник: школьная газета, ученическое самоуправление, дискуссионный клуб, музей

Общеобразовательная программа среднего общего образования




Досуг: театр, рукоделие, изо, хор







Здоровье и спорт: баскетбол, волейбол, теннис, ЛФК







Английский и французский язык (платная услуга)







Предшкольное образование: субботняя школа «Филиппок» (платная услуга)







Курсы по подготовке к ЕГЭ (платная услуга)



Основанием для создания собственной Концепции мы считать следующее:

  • Творческий потенциал педагогического коллектива и коллектива учащихся: успехи учащихся на уровне городских, региональных олимпиад ;

  • Содержание органов общественного управления школой; наличие нормативной базы по общественному управлению; разнообразие форм участия родителей в управлении школой ;

  • Содержание органов детского самоуправления, динамика роста общественной активности ;

  • Динамика роста занятости учащихся в системе дополнительного образования ;

  • Воспитательные возможности процесса обучения в рамках реализации образовательных программ, динамика роста качества обучения;

  • Активная включенность коллектива родителей и общественности в воспитательный процесс ;

  • Наличие партнерских отношений с ВУЗами, учреждениями культуры, науки, общественными организациями;


^ НАШ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ.


Воспитание - важнейший показатель качества образования, включающий характер человеческих контактов, поведение, поступки ребят и их мотивацию. За этим понятием - психологическая и нравственная атмосфера в школе и в обществе. Мы понимает, что никакое сколь угодно методически проработанное содержание учебного процесса не обеспечит эффективности воспитания школьников. Школа - это не только гарантия овладения учащимися определенной суммой знаний для поступления в ВУЗ. Школа формирует человека для активного участия в современной жизни, для готовности чувствовать себя гражданином, носителем нравственных и конституционных ценностей, умеющего гармонично строить свои отношения с людьми.

По мнению А.С. Макаренко, воспитание - это не совокупность условий, методов, действий талантливой личности. Это особые отношения, воспроизводимые самими воспитанниками в первую очередь потому, что сами они в таких отношениях нуждаются. В этих отношениях проявляются человеческие потребности, интересы, ценностные ориентации, целевые устремления и воля, в этих отношениях формируется особая педагогическая среда. Особенность этой ни с чем по силе не сравнимой педагогической среды выдающийся педагог В.Ф. Шаталов назвал «эффектом рассола», в котором «каждый огурец становится соленым».

Воспитание - это организация жизненного опыта детей, а коллектив - это специально создаваемая формирующая среда отношений, фактом своего существования обеспечивающая всем учащимся и школе нужный результат.


Таким образом, мы считаем, что самый эффективный способ воспитания - воспитание в коллективе.


Для педагогов школы воспитание является не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития (обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем).

В педагогическом смысле воспитание мы понимаем как целенаправленную систематическую деятельность, охватывающую весь учебно – воспитательный процесс, создающую условия для развития и саморазвития ребенка.

^ При разработке Концепции мы опирались на работы передовых педагогов Щурковой Н.Е., Кочетова В.Т, Иванова И.П, Караковского , а так же опыт педагогов нашей школы.

Концепция воспитания в МОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» составлена но основе анализа всем педагогическим коллективом состояния и тенденций развития воспитательной деятельности в школе за последние три года; государственного заказа на качество воспитания подрастающего поколения, отраженного в документах Правительства по модернизации образования, Министерства образования и науки РФ, Концепции воспитания в Ленинградской области; программой развития школы; социальных потребностей учащихся, родителей, представителей общественности.

Ценностные ориентации - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.

^ При определении ценностных ориентаций мы опирались на данные социологического опроса учащихся, их родителей и учителей.

Основными ценностями для нас являются: человек, семья, знание, физическое и нравственное здоровье, культура, отечество.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

^ Данные ориентиры легли в основу постановки цели воспитания.


ЦЕЛЬ:


Воспитание и развитие

  • Человека - качественно образованного, способного к самоопределению и самообразованию;

  • Человека - гражданина и патриота своей Родины, готового и способного нести личную ответственность как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, уважающего права и основные свободы человека;

  • ^ Человека - физически, нравственного и социально здорового, способного достойно отвечать на «вызовы» современного мира.



Принципы,

на которых строится Концепция воспитательной работы школы.


  • Принцип нравственной позиции воспитателя

Означает наличие личной и профессиональной ответственности педагога-воспитателя, личность педагога является нравственным ориентиром для воспитанников. Педагог – это человек, нацеленный на продуктивное взаимодействие с воспитанниками, коллегами и родителями, видящий в своей работе нравственный смысл.

  • ^ Принцип природосообразности воспитания

Предполагает, что воспитание должно основываться на глубоком понимании естественных и социальных процессов, воспитатель должен учитывать пол и возраст ребенка, а так же развивать у него ответственность за развитие самого себя.


  • ^ Принцип культуросообразности воспитания

Предполагает, что воспитание должно основываться на культурно- исторических традициях своей страны, Ленинградской области и нашего города, в контексте с общемировыми тенденциями развития.


  • ^ Принцип развития личности в процессе воспитания

Предполагает помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными группами людей, общественными инструментами, этот принцип означает, что каждый человек на этапах своего развития сохраняет возможность изменения и самоизменения.

  • ^ Принцип диалогичности воспитания

Означает, что становление личности осуществляется в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, при котором происходит обмен духовно-интеллектуальным содержанием (взглядами, пониманием, ценностями и др).

^ Диалогичность в воспитании означает признание ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса.



  • Принцип единства воспитания и обучения

Предполагает целостность образовательного процесса и взаимодополнение обучения и воспитания. Содержание каждого учебного предмета должно быть использовано учителем-предметником в целях воспитания .Особое значение в воспитании имеют гуманитарные предметы школьной программы. Вместе с тем отношение к учебе, познавательной деятельности зависит от мотивации и установок ученика, его взаимоотношений с учителем-предметником.


  • ^ Принцип открытости в воспитании

Означает взаимодействие различных воспитательных систем, взаимодействие и взаимовлияние социокультурной образовательной среды и воспитательного пространства, организуемого педагогами, взаимодействие различных систем ценностей, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур.


^ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(программы находятся в стадии разработки творческими группами)


Реализация целевых программ:


Дошкольное образование:

  • Программа «Будущий первоклассник»


Младшие школьники (1-4 классы)

  • Программа «Дополнительное образование»

  • Программа «Образование и здоровье»

  • Программа «Я и мой мир»


Школьники среднего возраста (5-9 классы)

  • Программа «Образование и здоровье»

  • Программа «Одаренные дети»

  • Программа Преодоление школьной неуспешности»

  • Программа «Дополнительное образование»

  • Программа «Я – гражданин»

  • Программа «Школьная экологическая инициатива»

  • Программа «Воспитание школьников в процессе профильного обучения»


Старшие школьники (10-11 классы)

  • Программа «Образование и здоровье»

  • Программа «Одаренные дети»

  • Программа «Дополнительное образование»

  • Программа «Я – гражданин»

  • Программа «Воспитание школьников в процессе профильного обучения»


Педагогическая целесообразнось программ.


  • Программа «Будущий первоклассник»

Целью программы является обеспечение возможности единого старта первоклассников, развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирования его готовности к системному обучению.

Содержание программы направлено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса детей и успешного обучения в школе.


  • ^ Программа «Дополнительное образование»

Дополнительное образование учащихся - неотъемлемая часть образования, создающая условия для развития способностей, склонностей, интересов, формирования ценностных ориентаций детей, выбора ими путей жизненного и профессионального самоопределения.

^ Мы рассматриваем дополнительное образование как:

  • Образование для жизни (привитие утилитарных умений и навыков, ориентация в социальной сфере);

  • Образование для духовного совершенствования (для развития душевных сил, способностей, умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия);

  • Образование для эстетического развития;

  • Образование для личностного роста;

  • Образование для личностного удовлетворения.


Возможность выбора направлений собственного личностного развития делает систему дополнительного образование самоценной подсистемой, способной осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода.

Востребованность данного направления работы школы определяется социальным заказом. Все большее число родителей по данным анкетирования понимают необходимость на современном этапе развития общества развивать интересы и способности своих детей, приобщать их к различным видам деятельности, адаптировать их к жизни в обществе, формировать привычки здорового образа жизни.


  • ^ Программа «Образование и здоровье»

Программа призвана создать условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, нравственного и социального здоровья участников образовательного процесс.

^ Результатом функционирования программы должны стать:

создание педагогической системы, обеспечивающей сохранение здоровья обучающихся и формирование здорового образа жизни;

организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка и уровня здоровья учащихся;

организация эффективной физкультурно-оздоровительной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы в школе;

обеспечение психолого-медико-социального сопровождения учащихся и воспитанников на каждом возрастном этапе через эффективное взаимодействие медицинских работников, психолога, социального педагога, учителей, родителей.


  • ^ Программа «Одаренные дети»

Необходимость данной программы обусловлена спецификой нашего образовательного учреждения. Программа призвана создать условия для выявления и развития одаренных детей, для реализации их потенциальных возможностей. Основная посылка - «все в чем-либо одаренные». Программа составлена на основании Федеральной целевой программ «Одаренные дети».


  • ^ Программа «Преодоление школьной неуспешности»

Одной из нерешенных в школе проблем на сегодняшний день остается проблема неуспеваемости учащихся. Уже на уровне начальной школы выявляется группа детей с девиантным поведением, которая требует к себе постоянного внимания.

Данная программа должна выстроить систему работы с девиантными детьми, выстроить систему профилактики негативных явлений, скоординировать действия всех заинтересованных лиц, способствовать позитивному развитию личности ребенка.



  • ^ Программа «Я – гражданин»

В национальной доктрине развития образования в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью…».

^ Гражданское образование - это воспитание и обучение, ориентированные на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Совокупность этих свойств может быть представлена в виде следующей триады: гражданская компетентность, активная гражданская позиция, гражданская социально – преобразующая деятельность. Становление данных свойств личности происходит в органической связи с процессом социализации.

Главной целью гражданского воспитания является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе.

Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а так же готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Становление у учащихся гражданских свойств личности происходит под воздействием многочисленных влияний – семьи, микросоциума, среды, средств массовой информации. Однако только школа обладает реальными возможностями создать целостную систему гражданского образования, охватывающую как классно-урочный процесс, так и внеурочные формы воспитания и обучения.


  • ^ Программа «Школьная экологическая инициатива»

Цель данной программы - формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

^ Программа разработана на основе российской целевой программы.

  • Программа «Воспитание школьников в процессе профильного обучения»

Необходимость разработки данной программы связана с Концепцией перехода школ России к профильному обучению.

Программа призвана обеспечить научно-методические, организационные и информационные условия для создания и развития системы профильного воспитания школьника, содействовать формированию его социальной и культурной компетентности, самоопределению в социуме.

Воспитание школьников в процессе профильного обучения должно способствовать определению профильной направленности школьников, развитию чувства ответственности за выбор профиля обучения, стремлению к самоутверждению в выбранном профиле, развитие таких качеств личности как настойчивость, целеустремленность, трудолюбие в овладении профильным содержанием учебного материала.


Формы и мероприятия внеурочной деятельности:


  • Познавательная и научно – исследовательская деятельность учащихся

  • Научное общество учащихся;

  • Проектная деятельность;

  • Участие в научно-практических конференциях разного уровня

  • Дни науки (два раза в год);

  • Предметные олимпиады разного уровня;

  • Участие во Всероссийской игре «Медвежонок»

  • Участие в международной игре «Кенгуру»;

  • Поддержание школьного сайта

  • Тематические экскурсии, поездки, посещения музеев




  • Гражданско-правовая и военно-патриотическая деятельность

  • Работа органов ученического самоуправления: Школьный парламент, Совет старшеклассников, активы классов;

  • Встречи с ветеранами войны;

  • Шефская помощь ветеранам войны и труда,

  • Операция «Красная звезда»

  • Школьные военно-спортивные и туристические соревнования «Зарница»;

  • Участие в городских и региональных играх «Зарница»

  • Смотры строя и песни.

  • Дни правовых знаний;

  • Диспут-клубы старшеклассников;

  • Экскурсии по памятным местам Гатчинского района и Ленинградской области

  • Конкурсы чтецов, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны.

  • Выставки рисунков;

  • Тематические классные часы

  • Трудовое воспитание, профориентационная работа.

  • Организация дежурства по школе;

  • Трудовые десанты на территории школы и микрорайона;

  • Работа летних трудовых бригад;

  • Диспут – клубы «Кем быть? Каким быть?», «Профессии, которые мы выбираем»

  • Дни открытых дверей в профтехучилищах города;

  • Участие в городских ярмарках профессий;

  • Заочные экскурсии по профтехучилищам и предприятиям города.

  • Профильное тестирование;

  • Месячник профориентации.

  • Досуговая и творческая деятельность.

  • Ежегодные конкурсы «Алло, мы ищем таланты»;

  • Праздничные концерты для педагогов, учащихся и их родителей;

  • Литературно-музыкальные композиции,

  • Общешкольные праздники;

  • Спектакли школьного театра;

  • Тематические экскурсии, поездки;

  • Посещение спектаклей театральных коллективов и концертов;

  • Традиционные интеллектуально-творческие конкурсы «А ну-ка, девушки!», «Вперед, мальчишки»;

  • Участие творческих коллективов и учащихся школы в городских концертах;

  • Участие в ежегодном городском фестивале детского творчества «Звездный дождь»;

  • Участие в хоровых и танцевальных смотрах, конкурсах;

  • Конкурсы поделок «Зимняя фантазия», осеннего букета, поделок из природного материала;

  • Школьные конкурсы рисунка и плаката;

  • Работа клуба «Юный журналист» и начало систематического выпуска школьной газеты «Золотой ключик»;

  • Творческие отчеты коллективов художественной самодеятельности перед родителями и общественностью.

  • Вечера отдыха.

  • Физкультурно-спортивная и оздоровительная деятельность.

  • Работа спортивных секций;

  • Школьные соревнования по параллелям по различным видам спорта;

  • Участие в спатакиадах школьников;

  • Участие в традиционном кроссе наций;

  • Игры «Веселые старты» по параллелям;

  • Дни Здоровья;

  • Туристические походы;

Годовой цикл школьных ключевых дел.

  • День Знаний;

  • День Школы;

  • Новогодние праздники;

  • Дни науки;

  • Игра «Зарница»

  • Вечера памяти;

  • Конкурс «Алло, мы ищем таланты»

  • Дни правовых знаний;

  • Дни здоровья;

  • КВН.

  • Месячник профориентации;

  • Праздники «Последнего звонка»

Результатом работы педагогического коллектива по реализации Концепции воспитания должен стать выход на предполагаемый портрет выпускника Лицея, созданный на основе ключевых компетенций, сформулированных в концепции модернизации образования и программе развития школы:


Портрет выпускника Лицея.

  • Владеет базовыми знаниями по различным предметам на уровне, который способен обеспечить осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута и профессионального определения;




  • Уважает права и основные свободы человека;




  • Сознательно и ответственно относится к своей жизни и здоровью;




  • Достаточно образован для достижения личного и семейного благополучия и успеха;




  • Обладает высоким гражданским самосознанием;




  • Способен к сотрудничеству с другими людьми, уважает права граждан, терпим и внимателен к чужому мнению;




  • Стремится стать мастером своего дела;




  • Обладает широким кругом культурных потребностей;




  • Воспринимает природу как жизненную необходимость.




Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом муниципального бюджетного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
«Федоровская средняя общеобразовательная школа» именуемого в дальнейшем школа и разра­ботано в соответствии со следующими нормативно-правовыми...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconОбразовательным программам
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 35, п. 2), Типовым положением об общеобразовательном...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconДоговор об оказании платных дополнительных образовательных услуг мо «коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» г. Коммунар 20 г. Общеобразовательное учреждение моу «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Косыревой Л. Г. действующего на основании Устава Исполнителя, утвержденного Постановлением главы администрации гмр от 14. 02. 2006...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 от 31. 08. 2009 года №298 о введении Положений На основании решения общего собрания трудового коллектива школы. Приказываю
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1»
Совет мбоу «Коммунарская сош №1» (далее по тексту Совет) является высшим органом самоуправления в соответствии с уставом школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconКраснодарский край, г. Славянск на Кубани Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца муниципального образования Славянский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconСвердловская область Верхнетагильский городской округ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Публичный отчёт по итогам 2010-2011 учебного года
Верхнетагильское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Контактная информация
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №1» iconСвердловская область Верхнетагильский городской округ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Публичный отчёт по итогам 2008-2009 учебного года
Верхнетагильское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Контактная информация
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов