От составителя icon

От составителя



НазваниеОт составителя
страница1/3
Дата конвертации31.08.2012
Размер376.8 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


От составителя


Прежде, чем вы, уважаемые читатели, начнете знакомиться с брошюрой, хотелось бы поговорить о важных с нашей точки зрения вещах.

Тема суицидального поведения сложна, поэтому работать с ней нужно осторожно, постоянно задавая себе вопрос: что я делаю и для чего я это делаю. Важно не забывать о том, что суицидальное поведение, проблема, связанная, прежде всего с глубоким внутренним конфликтом ребенка. Поэтому простое информирование, запугивание, назидание детей не даст ожидаемого результата.

В силу особенностей детской психики далеко не все сведения, приведенные в этой брошюре могут быть даны детям в том варианте, в котором они представлены. Поэтому предлагаемый материал предназначен ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛОГО ЧИТАТЕЛЯ.

Выстраивание работы по профилактике суицидального поведения в образовательном учреждении связано с некоторыми проблемами.

Во-первых, проблема сохранения конфиденциальности информации об угрозе ребенка покончить жизнь самоубийством или о неудавшейся попытке суицида. Недопустимо стыдить ребенка при всех, недопустимо выносить эту информацию на педагогические советы. Из опыта работы, к сожалению, такие факты до сих пор имеют место в школах. Осторожность должна присутствовать и в разговоре с родителями ребенка. Правильное поведение взрослых при встрече с детским самоубийством залог успешной профилактики.

Во-вторых, проблема суицида связана с общим эмоциональным состоянием и ребенка и взрослых (родителей и педагогов). Поэтому в профилактике акцент ставится в первую очередь на обучении ребенка умениям: справляться со стрессами, управлять своим эмоциональным состоянием, радоваться жизни, ставить цели и добиваться их, быть уверенным в себе. Необходимо обучать конкретным моделям поведения в трудных ситуациях. Дети должны знать к кому они могут обратиться за помощью в трудных ситуациях. В жизни ребенка обязательно должен быть взрослый, которому ребенок доверяет.

Для нас важно донести главную мысль: жизнь это то, что дается нам просто так, и мы не в праве распоряжаться этим даром. Что бы ни случилось в жизни, жить надо.

Чтение данной брошюры может представлять трудность, так как в ней содержится большое количество теоретического материала. Однако сформировать адекватное отношение к проблеме можно лишь получив объективную научную достоверную информацию.

Материалы данной брошюры могут быть использованы при подготовке к педагогическим советам и родительским собраниям в образовательных учреждениях.

^ Золотова И.А.


Введение


Дети никогда не слушают старших,

но никогда не ошибаются, копируя их.

Д.Ж.
Болдуин


Слово «суицид» обычно произносится шепотом, оно не подходит для любой компании. Семья и друзья часто притворяются, что не слышат этого ужасного слова, даже когда оно произнесено. Дело в том, что суицид — это предмет табу, которым отмечена не только жертва, но и оставшиеся в живых. Конечно, любая смерть от естественных причин связана с определенными эмоциональными переживаниями: одиночеством, неверием в случившееся, сердечной болью и душевными мучениями. В случае суицида эти эмоции достигают невероятной силы и становятся невыносимыми. Люди с суицидальными намерениями часто находятся в состоянии ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, которое они НЕ В СИЛАХ РАЗРЕШИТЬ САМИ. Если они лишают себя жизни, то те, кто остаются в живых, испытывают не только боль от разлуки, но сильные чувства вины, стыда, гнева и самообвинения. Акт саморазрушения ставит перед ними очевидные вопросы: «Почему?», «Что я мог сделать, чтобы предотвратить это?» Каждый из оставшихся в живых, находясь во власти тревоги и горя, спрашивает: «Как я могу предстать теперь перед моими друзьями?», «Что они обо мне подумают?» Смерть — это грабитель. И все же смерть от суицида приводит к наибольшим трудностям тех, кто остается в живых.

Шведский центр суицидальных исследований опубликовал доклад, в котором сообщается, что по абсолютному количеству самоубийств среди детей в возрасте от 14 до 18 лет Россия, увы, вырвалась на первое место. Добровольно с жизнью расстаются около 2500 несовершеннолетних россиян в год. Второе место у США — 1800 детей-самоубийц в год.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью, или, иными словами, каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам. В среде подростков суициды особенно «популярны»: у них это третья по частоте причина смерти. В России частота самоубийств одна из самых высоких в мире — 38 человек на 100 тысяч населения. Причем цифра эта не меняется уже последние 10 лет. Начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди юных граждан. Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни. Порой целые города охватывают эпидемии детских суицидов.

По данным, предоставленным в январе 2005 года Государственным комитетом статистики, в России погибло в результате суицидов в 2003 году

- 8 детей в возрасте от 5 до 9 лет;

- 355 детей возраста от 10 до 14 лет;

- 2644 подростка и молодых человека возраста от 15 до 19 лет.

Число суицидов детей и подростков составляет от 2800 до 3000 в год и остается неизменным в течение ряда лет.
За последние 5 лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних.

В небольшом российском провинциальном городке под Нижним Новгородом на бельевой веревке повесился одиннадцатилетний Артем, обвиненный матерью в краже 150 рублей. «Эстафетную палочку» из его рук буквально тут же подхватил тринадцатилетний житель соседнего городка Кстова. Видимых причин у Саши — так звали мальчика — для такого страшного решения, по заверениям всех родных и друзей, не было. Третий случай был также зарегистрирован в Кстове — на поясе от кимоно повесился Женя, ребенок из вполне благополучной семьи, ему тоже было только 13 лет, и причин для его ухода из жизни также не обнаружили. К несчастью, эти три случая детского суицида нашли свое продолжение. Вскоре добровольно ушли из жизни еще четверо нижегородских подростков.

После воспитательной беседы в кабинете директора одной из московских школ 14 летний подросток выбросился из окна своей квартиры, послав предсмертную записку на мобильник другу: «Я скоро умру, передай, что я всех люблю».

В подмосковной Балашихе три девочки — 11, 12 и 14 лет — прыгнули с крыши многоэтажного дома, держась за руки? После этого случая, как рассказывают медики, признавшие, что они оказались совершенно не готовыми к подобному исходу, Россию словно накрыла волна коллективных, именно коллективных детских самоубийств.

И вот тут, стоит заметить, что суицидальное поведение — это фактически не только крик о помощи, это в какой-то степени ОТВЕТ НА ГЛУБИННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, признание своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему актуально и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить). И здесь психологи из разных стран мира практически единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств становятся не экономические факторы, социальные или бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные С ОТНОШЕНИЯМИ В СЕМЬЕ, ШКОЛЕ, В КРУГУ ДРУЗЕЙ И ТОВАРИЩЕЙ, а также общее положение дел в стране и даже в мире. Причем более 80 процентов детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, психически были абсолютно здоровы. 

Следует заметить, что мы живем в обществе, где нормой стал разрыв между декларируемыми целями и тем, как они реализуются на деле. Иными словами, обыденностью стали ситуации, когда утверждается одна система ценностей, а в реальности все происходит с точностью до наоборот. ЮНОСТЬ же БЕСКОМПРОМИССНА, она не понимает наших взрослых «игр», ей не нравится, что «истина где-то там». Вот поэтому-то именно подросток так легко порой впадает в депрессию. Жизнь для него уже пуста и бесполезна, раз она столь несовершенна, раз вокруг столь много лжи, предательства, глупости и зла. Это не только наша, российская, проблема, разумеется, потому так много и гибнет по всему миру детей, решивших наложить на себя руки, ибо жизнь, на их взгляд, скучна и беспросветна.


^ Суицидальное поведение. Что же это?


В советские времена существовало убеждение, что суицид - явный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра (со всеми вытекающими последствиями). Вообще размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а если хотите, избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить). Поэтому трудно переоценить заслугу известного психиатра А.Г. Амбрумовой - она сумела фактически доказать то, что БОЛЬШИНСТВО СУИЦИДЕНТОВ - люди ПРАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫЕ.

Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и демонстративные.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным - хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду – РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. Поэтому своего рода "группу риска" по суицидам составляют подростки и старики. Далеко не все подростковые самоубийства происходят от несчастной любви. Просто "юноша, обдумывающий житье" (или, соответственно, девушка) не нашел для себя ответа, каково его предназначение в этом мире (а в силу подросткового максимализма принять ответ "жить для того, чтобы жить" ему еще очень трудно). Да и основной процент самоубийств "из-за любви" происходит не потому, что подростку «приспичило» начать интимную жизнь или у него бушуют гормоны. Просто чаще всего детская влюбленность - не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ HИКОМУ HЕ HУЖЕH.

В конце концов, потеря смысла жизни может выглядеть как угодно - все зависит от того, кто в чем видит этот смысл. Безденежье может толкнуть на роковой шаг того, для кого вся жизнь сводится к богатству; несчастная любовь может стать причиной суицида в том случае, если влюбленный не мыслит будущего без любимой; а женщина, убежденная, что ее предназначение - только в материнстве, может покончить с собой из-за обнаруженного бесплодия.

Основная часть суицидов - это не что иное, как ПОПЫТКА ВЕСТИ ДИАЛОГ: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом.

Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, «нахамил» учительнице, избил товарища: Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой. Начинают (это, конечно, самые «умные») давать ему успокоительные препараты: а на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые могут отшлепать, обругать, но обратят на ребенка внимание. И как это ни цинично, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью: наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был.

Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия. «Сделай то-то и то-то, или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...». Бич демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать! Можно, конечно, добиться своего другими способами, но беда практически всех суицидентов в том, что они точно также глухи к окружающим, как окружающие к ним. Поэтому-то чаще всего и не получается конструктивного диалога.

Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути опять же найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. Сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

Любой человек, желающий покончить жизнь самоубийством, находится в состоянии кризиса. Суицид может быть попыткой прекратить существование, ставшее невыносимым.

Для человека в состоянии кризиса принципиальными факторами является подавляющая важность неразрешимой проблемы и чувство беспомощности и безнадежности. Давление этих чувств провоцирует индивида к действиям по немедленному разрешению ситуации.

Немного о самом КРИЗИСЕ.

Кризис, по определению означает «развилку на дороге» или поворотную точку. Это напряженное, тревожное состояние, которое не может переноситься равнодушно. Кризис ограничен во времени: что-то должно измениться, нельзя оставаться в кризисе постоянно. Решение любого кризиса может быть достигнуто только решимостью на какое-либо действие.

В жизни человека кризисы отмечаются как результат изменения хода событий вследствие какой-либо потери. Любой человек может быть в кризисной ситуации.

Выделяют пять СТАДИЙ КРИЗИСА.

Каждый человек имеет уровень, на котором он существует нормально. Это может быть стабильный или нестабильный жизненный стиль. Первая стадия встречается тогда, когда человек находится в своем обычном состоянии. Когда же внешние или внутренние события «выбивают из колеи», то может начаться кризис жизни. Вначале человек понимает, что он проиграл чему-то, с чем не смог справиться, имея уже готовые привычные средства, ресурсы, т.е. используя уже имеющиеся модели поведения или обращаясь к тем, кому доверяет. Это мы называем стадией УСКОРЕНИЯ СОБЫТИЙ (или первичным напряжением, спровоцированным проблемой). Если эта работа с собственными ресурсами проходит для человека с пользой или приносит успокаивающий эффект, то кризис проходит.

Однако, если эти привычные ресурсы не помогают, то кризис начнется. Это мы называем ДЕЗОРГАНИЗАЦИЕЙ. Первоначально чувство дискомфорта и тревожности возрастают, т.е. напряжение увеличивается. В таком случае человек обращается к ресурсам второго уровня. Обычно это другие люди, может быть не так известные в этом качестве, но имеющие подобные возможности, - знакомые, священники, психологи. Если и эти возможности не срабатывают, то увеличивающееся чувство беспомощности, личной несостоятельности, понижение самооценки, приводит к еще большему нарастанию напряжения.

В этот момент человек поворачивается к ресурсам третьего уровня, т. е. к неизвестным ранее людям и социальным институтам. Это могут быть кризисные стационары, психиатры, сотрудники Телефонов Доверия. Когда человек достигает стадии обращения к ресурсам третьего уровня, он находится на третьей стадии кризиса, ПОВОРОТНОЙ ТОЧКЕ. Здесь может идти дальнейшее нарастание напряжения, вызванное неудачными попытками по мобилизации ресурсов для решения проблемы. По мере развития личностного кризиса человек, от уже известных ресурсов и больше зависящих от него, обращается к неизвестным ранее источникам помощи. Именно на этой стадии возникает суицидальный риск или суицидальные попытки. Если кто-то вмешается на этих стадиях, то можно придти к решению кризисной ситуации.

Четвертая стадия кризиса - РЕОРГАНИЗАЦИЯ. Если человеку помогли разобраться и понять свои чувства, то он успокаивается и снова приобретает возможность контролировать свои эмоции. На этой стадии можно свободно говорить о событиях спровоцировавших кризис. Здесь человек способен устанавливать доверительные отношения с окружающими и раскрываться.

Пятая стадия кризиса - ВОССТАНОВЛЕНИЕ. На этой стадии человек восстанавливает нормальный уровень функционирования и ощущение жизненной стабильности.


^ Причины суицида детей и подростков


Суицидальное поведение или желание расстаться с жизнью возникает тогда, когда душевная или физическая боль становится невыносимой, когда пустота, боль, одиночество, мрак и ужас наполняют внутри психическую сущность человека.

Психолог Е. Вроно отмечает, что 70% современных детей, совершивших суицидальную попытку, называют в качестве основной причины такого поведения школьные конфликты. Но когда разбираешься в существе дела то, как правило, обнаруживаешь НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ В СЕМЬЕ. Это могут быть семьи внешне успешные, с хорошим материальным достатком, но с нарушенными отношениями внутри семьи. А роль «последней капли» могут играть школьные ситуации, поскольку школа - это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа - жесткая среда, которая лишь обостряет личные проблемы подростков.

В основном решение покончить с собой принимаются подростками в результате:

  • напряженных отношений с родителями;

  • конфликтов со сверстниками, неразделенной любви;

  • употребления наркотиков и алкоголя;

  • психических расстройств.

Психолог Л.В. Ким выделила еще одну причину детских самоубийств – ПРЕССИНГ УСПЕХА. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Родители настраивают ребенка на обязательный успех: поступление в ВУЗ, получение престижной работы. Все это сопровождается буквально «жертвенным» поведением родителей, готовых все продать для оплаты репетиторов и прочих услуг. Подобный груз непосильным бременем ложиться на плечи детей. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, гонка за успехом, собственные высокие притязания создают высокое напряжение, страх, гнетущую тревогу.

Психолог В.Ф.Войцех считает, что причины детского подросткового суицида часто состоят в том, что в СОЗНАНИИ ПОДРОСТКА НЕТ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СУИЦИДАМ. Самоубийца в нашем обществе вызывает сочувствие, сожаление, но ни в коем случае - возмущение или презрение. Для сравнения: в Англии, например, самоубийство не только уголовное преступление, но и большой позор для родителей. И поэтому процент покушения на собственную жизнь там, на порядок ниже, чем в России.

В какой-то степени именно жалость к самоубийцам способствует распространению среди подростков так называемого демонстративного суицида, при котором ставится цель не уйти из жизни, а привлечь внимание «обидчиков», наказать их, заставить «понять» и т.д. Как правило, эти суициды рассчитаны на «зрителей», но кончаются порой трагически, подростки ошибаются в расчетах, переигрывают, и в конце концов умирают, сами того не желая.

Частой причиной самоубийства, не только среди подростков, но и взрослых является СМЕРТЬ КУМИРА. Такие самоубийцы, как правило, инфантильны, эмоционально и интеллектуально незрелы. Самоубийство фанатов - явление давно известное и имеет одну страшную тенденцию: оно часто носит массовый характер. Не только смерть кумира, но и единичный случай самоубийства в школе вызывает эпидемию суицидальных попыток. «Вина» за такие суицидальные эпидемии лежит только на свойственные всем детям и подросткам внушаемости и подражании.

Утверждение о том, что к суициду склонны лишь дети из неблагополучных семей не всегда верно. Давно замечено, что часто к суициду прибегают внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой не хватает сил, для того, чтобы выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Мы, взрослые, порой бываем столь жестоки и несправедливы к ним. Домашнему же ребенку и вовсе хватает иной раз одного резкого слова, вздорного обвинения, злой насмешки со стороны взрослого или друга, или того, кому он привык доверять, чтобы почувствовать себя в полном жизненном тупике. Тупике, из которого, по его мнению, есть только один выход. У них, порой, совершенно нет сил, идти наперекор обстоятельствам, складывающимся не в их пользу.

ДЕТСКАЯ ПСИХИКА настолько РАНИМА, что ребенок может повеситься из-за конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в учительской. Неразделенная любовь, влияние религиозных сект, бытовая неустроенность, отсутствие тепла и понимания со стороны родителей, внутренняя опустошенность из-за того, что «все вокруг врут», самонаказание, когда ребенок решает, что он не заслуживает права жить, или, наоборот, бегство от наказания, когда подросток убивает себя, страшась наказания со стороны взрослых, наконец, памятное многим из нас по собственному, к счастью, так и не воплотившемуся в жизнь опыту, желание продемонстрировать всем, «каким я был хорошим» и «пусть они поплачут теперь без меня» — мотивов для совершения суицида может быть масса.

В последнее время все чаще и чаще причиной для самоубийства среди подростков становится СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ. Причем даже не всегда с их собственной стороны. Невольными виновниками трагедии оказываются родители. Молодому человеку постоянно вдалбливается (иначе и не скажешь!) мысль о том, что он должен непременно быть лучше всех прочих, главным образом в сфере образования — ведь без него сейчас никуда! От подростка буквально требуют совершенства: «Вон мы, сколько сил на тебя положили, а ты, бестолочь такая, учишься плохо, экзамены завалил, не смог поступить в университет». Подобный груз непрошеных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. А как его сбросить? Да нет ничего проще — ну его вместе с этой неудавшейся жизнью.

То, что реальность именно такова, подтверждает и статистика: число ДЕПРЕССИЙ ПРЯМО СВЯЗАНО С УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, особенно старшего возраста. И ЛИДИРУЮТ в этом печальном списке ОТЛИЧНИКИ, а вовсе не троечники, как можно было бы подумать. Правда, в наших школах в отличие, например, от японских или южнокорейских школьные проблемы обычно не становятся непосредственной причиной самоубийств подростков, но, тем не менее, приводят, по мнению врачей, к понижению общей самооценки учеников, а также к резкому падению уровня сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды. Наконец, проблемы эти оказываются иногда той самой злополучной «последней каплей», когда подростку кажется, что весь мир ополчился против него.

Ученые выделяют ряд факторов суицидального риска, связанных с обучением ребенка в образовательных учреждениях.

  1. Стрессовая педагогическая тактика.

  2. Интенсификация учебного процесса.

  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

  4. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.

  5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

  6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

  7. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

  8. Разрушение служб школьного врачебного контроля.

  9. Провалы в системе физического воспитания.

  10. Отсутствие системы в работе по формированию представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.

Фактором риска суицидного поведения, как отмечалось выше, является сам по себе ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (12 – 18 лет). Традиционно он считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. Этот возрастной период отмечается многими учеными как очень важный в психосоциальном развитии и формировании собственной идентичности, то есть собственного «Я».

Для данного возраста характерны следующие проблемы:

 проблема выбора карьеры;

 проблема выбора референтной группы и членство в ней (реакция группирования со сверстниками);

 употребление алкоголя и наркотиков, которое может временно ослабить эмоциональные стрессы, связанные с затруднениями в поиске собственного «Я».

Доминирующими вопросами этого возраста являются вопросы: «Кто Я?», «Как Я впишусь в мир взрослых?», «Куда Я иду?» Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением, ниспровергая их ценности. Классическим примером является движение хиппи.

Представление о смерти у подростков, как об универсальном и неизбежном конце человеческой жизни приближается к таковому у взрослых. Ж. Пиаже писал, что именно с момента постижения идеи смерти ребенок становится агностиком, то есть у него появляется присущий взрослому способ мировосприятия. Хотя, признавая интеллектуально «смерть для других», подростки фактически на эмоциональном уровне отрицают ее для себя. У них преобладает романтическое отношение к смерти. Часто они трактуют ее просто как иной способ существования.

Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, в прошлом которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве, отвергали мысли о его смертельном исходе. Среди 13–16 летних 20% верили в сохранение сознания после смерти, 60% — в существование души и только 20% — в смерть как прекращение физической и духовной жизни.

Для этого возраста характерны мысли о суициде, как о мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и родителей. Преобладают мысли типа: «Вот я умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».

Учеными были выделены некоторые характерные личностные особенности лиц, склонных к суицидальному поведению.

К ним относятся:

 повышенная эмоциональная напряженность, стремление к эмоциональной близости, при невозможности это реализовать, низкая способность к формированию психологических защитных механизмов, неумение справляться со стрессовыми ситуациями;

 импульсивность, повышенная враждебность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;

 наличие чувства вины и низкой самооценки;

 сниженная эмоциональная реакция на конфликтную ситуацию (то есть чувства ребенок «держит в себе»), затруднение в перестройке ценностных ориентаций.

Для людей склонных к суициду характерен высокий уровень ВНУТРЕННЕЙ, СДЕРЖИВАЕМОЙ АГРЕССИВНОСТИ. Данный вид поведения относится учеными к аутоагрессивному типу поведения.

Часто суицидальное поведение возникает как ответ на завышенные требования со стороны окружающих. Ребенок принимает решение расстаться с жизнью по причине невозможности существования в условиях бесконечного давления со стороны взрослых.

Говоря о значимости индивидуальных факторов в формировании суицидного поведения, нельзя не отметить, что неоднократные попытки создать эталонный «психологический портрет суицидента», до сих пор не увенчались успехом, так как индивидуальные характеристики определяются не только личностными особенностями, но и морально–этическими установками, социальными и культуральными нормами и правилами, религиозными предпочтениями, мировоззренческими позициями.

Реализация суицидальной попытки во многом зависит от того, во что ребенок верит, что он в этой жизни ценит, и какой смысл он в ней находит.

  1   2   3




Похожие:

От составителя iconСодержание от составителя 3 Стихотворение девушки с синдромом Дауна
Вооо «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» и моо «Ассоциация в поддержку детей
От составителя iconП. И. Давыдов arhivarij@rambler ru Москва, 2008 От составителя русского текста. Это перевод с чешского учебник
Это перевод с чешского учебника подлинник на чешском
От составителя iconАлександр Щедрецов записные книжки
«н м.»); 3) услышанное от людей, значимых для меня (в тексте ― фамилии или инициалы); 4) вычитанное из книг (библиографическая справка,...
От составителя iconЛекции по кинорежиссуре ленинград 1989 год оглавление: От составителя
Тарков­ским на Высших двухгодичных курсах сценаристов и режис­серов при Госкино СССР. Для того, чтобы дать наиболее пол­ное представление...
От составителя iconПредисловие составителя ни один обман в науке не вечен; в истории он возможнее, но
Дело в том, что в научных трудах и учебных пособиях не так-то легко найти информацию о том или ином человеке, чья судьба нас интересует....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов