Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление icon

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление



НазваниеПричинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
страница1/4
Дата конвертации11.09.2012
Размер0.56 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4
1. /Бажанов.О мерах принуждения в уголовно-процессуальном законодательстве.TXT
2. /Вольский.Задержание и доставление лица, причастного к совершению преступления.TXT
3. /ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ ПО РЕШЕНИЮ СУДА Обобщение практики применения ст. 108 УПК РФ.doc
4. /Кальницкий.Основания задержания.doc
5. /Российская юстиция [Москва], 28_10_2002, ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО НОВЫЕ ГРАНИ СТАРЫХ ПРОБЛЕМ.txt
6. /Российский следователь [Москва], 28_10_2002, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УПК РФ ПРИВОДА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.txt
7. /Уголовное право [Москва], 28_9_2002, РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАДЕРЖАНИ.txt
8. /Шумилин.Вред при задержании.DOC
9. /основания задержания.суд.практика.TXT
В. золотых ( ) ``заключение под стражу по решению суда`` Обобщение практики применения ст. 108 Упк РФ
На Ваши вопросы отвечает: в в. кальницкий
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

Развитие законодательства РФ

о причинении вреда при задержании лица,

совершившего преступление

В соответствии со ст. 1 Конституции, "Россий­ская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления". Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей цен­ностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и сво­боды (ст. 2 Конституции).

Деятельность государства, осуществляемую с целью обеспечения законности и правопорядка, за­щиты прав и свобод граждан и является его правоо­хранительной функцией, для осуществления кото­рой государство создает правоохранительную сис­тему, то есть совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих за­щищенность человека от противоправных наруше­ний'.

Правоохранительная система состоит из норма­тивной подсистемы, в которую входят правоохра­нительные нормы, то есть нормы, устанавливающие ответственность за определенные действия (бездей­ствие) и государственных органов (организаций, должностных лиц), обеспечивающих и поддержи­вающих стабильность, неприкосновенность общест­венных отношений складывающихся под воздейст­вием государства и права.


40

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Одним из проявлений правоохранительной функции государства является задержание лица, совершившего преступление. Обязанность задержа­ния такого лица возлагается на государственные ор­ганы, основной задачей которых является борьба с преступностью. Вместе с тем право задержать лицо, совершившее преступление, и передать его органам власти предоставляется любому гражданину, кото­рый считает это своим общественным долгом.

В теории уголовного права следующим образом определяется значение института задержания лица, совершившего преступление. "Значение задержания лица, совершившего преступление состоит в том, что представляет собой эффективное средство частной и общей превенции, так как при задержании устра­няется опасность продолжения задерживаемым пре­ступного посягательства и возможность совершения новых акций, а всем очевидцам демонстрируется возможность причинения вреда при попытке поме­шать правосудию"2.

В деятельности органов уголовной юстиции уже давно возникли проблемы привлечения к уголовной ответственности за причинение вреда в связи с за­держанием лица, совершившего преступление. Не­льзя сказать, что законодатель не предпринимал по­пытки решить их правовыми способами. В этой свя­зи уместно напомнить, что в ст. 16 Указа Президиу­ма Верховного Совета СССР от 26.07.96 "Об усиле­нии ответственности за хулиганство" (ст. 15 в ре­дакции от 05.06.81) была закреплена норма, соглас­но которой действия граждан, направленные на пре­сечение преступных посягательств и задержание пре­ступника, являются, в соответствии с законодатель­ством СССР и союзных республик, правомерными и не влекут уголовной и иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику. Если лицу, в целях пресечения его хулиганских или других преступных действий, были причинены телесные повреждения, то лечение этого лица производится за его счет1.

В У К Украины, Узбекистана и Эстонии были закреплены нормы аналогичного содержания. По­скольку в законодательстве других республик СССР таких норм не было, а вопросы причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, возникали достаточно часто, постольку Пленум Вер­ховного суда СССР в Постановлении № 14 от 16.08.84 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" сформулиро­вал правоположение в соответствии с которым "дей­ствия народных дружинников и других граждан, вы­полнявших общественный долг по поддержанию пра­вопорядка и причинивших вред лицу в связи с пре­сечением его общественно опасного посягательства и задержанием или доставлением посягавшего не­посредственно после посягательства в соответствую­щие органы власти, должны рассматриваться как совершенные в состоянии необходимой обороны. Уголовная ответственность за причинение вреда за­держанному может наступить лишь при условии, если такие действия не являлись необходимыми для задержания, явно не соответствовали характеру и опасности посягательства. В этом случае содеянное, в зависимости от конкретных обстоятельств, должно квалифицироваться как совершенное при превыше­нии пределов необходимой обороны либо на общих основаниях". Судам предписывалось также "строго соблюдать требования закона, направленные на за­щиту представителей власти, работников правоохра­нительных органов, военизированной охраны и иных лиц, в связи с исполнением ими служебных обязан­ностей по пресечению общественно опасных посяга­тельств и задержанию правонарушителей", имея при этом в виду, что "вышеуказанные лица не подлежат уголовной ответственности за вред, причиненный посягавшему или задерживаемому, если они дейст­вовали в соответствии с требованиями уставов, положений и иных нормативных актов, предусмат­ривающих основания и порядок применения силы и оружия" (п. 3 и 4У.

Приведенные правовые нормы и правоположе-ния все же не могли разрешить все проблемы, воз­никающие в связи с причинением вреда при задер­жании лица, совершившего преступление. Это об­стоятельство, надо полагать, и обусловило закреп­ление в У К РФ 1996 г. норм, устанавливающих сле­дующие положения:

~ Не является преступлением причинение вре­да лицу, совершившему преступление, при его за­держании для доставления органам власти и пресе­чения возможности совершения им новых преступ­лений, если иными средствами задержать такое лицо не представилось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

— Превышение мер необходимых для задержа­ния данного лица, совершившего преступление, при­знается их явное несоответствие характеру и степе­ни общественной опасности совершенного задержи­ваемым лицом преступления и обстоятельствам за­держания, когда лицу без необходимости причиня­ется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного при­чинения вреда(ст. 38).

Появление в уголовном законе процитирован­ных положений неоднозначно воспринимается в тео­рии уголовного права. А.В. Наумов, отмечая, что "причинение вреда преступнику при его задержании имеет самостоятельную юридическую природу и отличается от необходимой обороны хотя бы тем, что осуществляется или может быть осуществлено

41

^ 3:)к. 3^01

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

уже после окончания посягательства , приходит к выводу о том, что "правильной является позиция У К РФ 1996 г., в котором задержание преступника пред­усмотрено в виде самостоятельного обстоятельства, исключающего преступность деяния"5.

По мнению Э.Ф. Побегайло, "вынужденное при­чинение вреда лицу, совершившему криминальное посягательство, является самостоятельным обстоя­тельством, исключающим преступность деяния. Поэ­тому нет никакой необходимости приравнивать его к акту необходимой обороны, как это, например, сде­лано в п. 3 Постановления Пленума Верховного суда от 16 августа 1984 г."".

В. И. Ткаченко, анализируя институт задержания лица, совершившего преступление рассуждает сле­дующим образом: "Согласно ст. 14 У К, преступле­ние — это виновное совершение предусмотренного законом общественно опасного деяния. Вина на ос­новании ст. 49 Конституции РФ устанавливается только судом. Институт задержания относится к лицу, совершившему преступление. Деяние не мо­жет считаться преступлением, если таковым его не признает суд. Между тем, из смысла ст. 38 У К выте­кает, что лицо может соответствующим образом за­держиваться задолго до вынесения приговора, то есть до признания его виновным. Возникает очевидное противоречие. В момент задержания неизвестно;

будет ли лицо признано виновным. При задержании путем причинения вреда неизвестно, кто совершил деяние: невменяемый, малолетний, лицо, случайно оказавшееся на месте преступления. Неизвестно так­же, было ли вообще событие преступления, а в дея­нии — наличие признаков состава преступления. Кроме того, само уклонение от доставления в орга­ны власти вследствие ничтожной степени общест­венной опасности не образует преступного деяния. В связи с изложением введение данного института в УК представляется недостаточно продуманным, от­крывая дорогу для субъективных решений о его на­личии или отсутствии"7.

Если следовать рассуждениям В.И. Ткаченко, то окажется, что задержание лица, совершившего пре­ступление, а также применение меры пресечения в зиде заключения под стражу невозможно до вступ­ления в законную силу обвинительного приговора, что в ряде случаев невозможно без применения дан­ных мер уголовно-процессуального принуждения к лицу, совершившему преступление. Поэтому Кон­ституция РФ (ст. 22), устанавливая право граждан на свободу и личную неприкосновенность, допускает тем не менее арест, заключение под стражу и содер­жание под стражей на основании судебного реше­ния (до внесения соответствующих изменений в У ПК — на основании постановления следователя, санкционированного прокурором). Более того, со­гласно ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, лицо может быть

подвергнуто задержанию без судебного решения не срок до 48 часов.

В то же время следует признать обоснованным опасения автора относительно возможного прояв­ления субъективизма при применении положений ст. 38 УК РФ. Почвой для этого является неопреде­ленность ряда понятий, на основании которых при­нимается решение о правомерности причинения вре­да при задержании лица, совершившего преступле­ние и др. Для того чтобы избежать ошибок при при­менении указанных понятий, они нуждаются в ис­следовании и объяснении, чему и посвящается боль­шая часть настоящей главы. Вместе с тем анализ этих понятий невозможен без предварительного уясне­ния таких понятий как "задержание лица, совершив­шего преступление", "лицо, совершившее преступле­ние", "превышение мер, необходимых для задержа­ния лица, совершившего преступление" и некоторых других, связанных с ними понятий.

Задержание по законодательству РФ

Задержание лица, совершившего правонаруше­ние, в том числе и преступление, предусматривается уголовным, административным и уголовно-процес-суальным законодательством. Для уяснения сущ­ности уголовно-правового задержания, то есть за­держания, предусмотренного ст. 38 У К РФ, необхо­димо дать характеристику связанных с ним, и в то же время самостоятельных видов задержания: ад­министративного и уголовно-процессуального.

Уголовно -правовое задержание. Задержание лица, совершившего преступление, состоит в том, что со­трудники правоохранительных органов или гражда­не осуществляют захват такого лица, лишают его возможности скрыться и в принудительном поряд­ке доставляют задержанного в орган дознания или к следователю, которые уполномочены законом про­извести уголовно-процессуальное задержание. В тех случаях, когда задержание сопряжено с причинени­ем задерживаемому лицу вреда, обусловленного не­обходимостью преодолеть оказываемое им сопро­тивление, имеет место уголовно-правовое задержа­ние, предусмотренное ст. 38 УК РФ.

Уголовное законодательство не устанавливает, кто конкретно вправе задержать лицо, совершившее преступление, и поэтому, как уже было отмечено, таким правом пользуются все граждане, которые счи­тают выполнение действий по задержанию преступ­ника своим гражданским, нравственным долгом.

Для некоторых сотрудников правоохранитель­ных органов задержание лица, совершившего пре­ступление, является служебной обязанностью. Так, например, сотрудники органов ФСБ обязаны пресе­кать преступления, дознание и предварительное след­ствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ, а также осуществлять ро-

42

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

зысклиц, совершивших указание преступление или подозреваемых в их совершении (ст. 12 03 "Об ор­ганах Федеральной службы безопасности в Россий­ской Федерации" отОЗ.04.95)^. Пресечение преступ­лений может осуществляться путем задержания лиц, их совершивших. Аналогичные обязанности возла­гаются на органы милиции (ст. 2, 8—10 Закона РСФСР "О милиции" от 18.04.91)". Для выполне­ния данной обязанности органам милиции предо­ставлены достаточно широкие полномочия (ст. 11), в том числе право применять к задерживаемым фи­зическую силу, специальные средства и огнестрель­ное оружие.

Физическая сила, в том числе боевые приемы, применяется для пресечения преступлений и адми­нистративных правонарушений, задержания лиц. их совершивших, преодоления противодействия закон­ным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на ми­лицию обязанностей (ст. 18 Закона "О милиции").

Специальные средства имеющиеся на вооруже­нии милиции применяются в следующих случаях:

— для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления — резиновые палки, слезо­точивый газ, наручники, служебные собаки;

— для задержания лица, застигнутого при совер­шении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться — наручни­ки, служебные собаки;

— для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление — слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлека­ющего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки;

— для доставления задержанного лица в мили­цию — наручники, служебные собаки (ст. 14 Закона "О милиции").

Огнестрельное оружие может применяться для задержания лица, застигнутого при совершения тяж­кого преступления против жизни, здоровья и соб­ственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление (ст. 15 Закона "О милиции").

Следует иметь в виду, что согласно ст. 12 Закона "О милиции", при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:

— предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для вы­полнения требований сотрудника милиции, за ис­ключением тех случаев, когда промедление в при­менении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудни­ков милиции, может повлечь иные тяжкие послед­ствия или когда такое предупреждение в создавшей­ся обстановке является неуместным или невозмож­ным;

— стремиться в зависимости от характера и сте­пени опасности совершенного правонарушения и лиц, его совершивших и силы оказываемого противодей­ствия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным.

Уголовно-правовое задержание начинается с момента захвата лица, совершившего преступление, и завершается передачей задержанного лица органу дознания или следователю, уполномоченному при­нять решение о применении уголовно-процессуаль-ного задержания либо об освобождении задержан­ного.

Уголовно-правовое задержание предусмотрено Правилами использования и применения служеб­ного оружия, специальных средств и служебных со­бак должностными лицами, выполняющими задачи по охране объектов животного мира (утверждены Постановлением Правительства РФ № 133 "О ме­рах по обеспечению служебным оружием и специ­альными средствами должностных лиц, выполняю­щих задачи по охране животного мира" / Россий­ская газета. 1998.20 февраля).

В соответствии с п. 2 названных Правил, долж­ностные лица, выполняющие задачи по охране объ­ектов животного мира наделены правом применять служебное оружие, специальные средства (резино­вые или пластиковые палки), а также использовать служебных собак для задержания лиц, подозревае­мых в совершении тяжких преступлений, или ока­зывающих вооруженное сопротивление, или отка­зывающихся выполнить требование должностного лица о сдаче оружия (п. 2). Применению служебно­го оружия вышеуказанными должностными лица­ми должно предшествовать предупреждение о наме­рении его применить (п. 3).

Уголовно-правовое задержание, предусмотрен­ное ст. 38 УК РФ, может применяться к любым ли­цам, совершившим преступления, без применения специальных средств и огнестрельного оружия в от­ношения лиц, о которых имеются специальные ука­зания в законодательстве. В частности, по смыслу ст. 14 и 15 Закона "О милиции" при задержании лиц, совершивших преступления запрещается применять:

специальные средства — в отношении женщин с ви­димыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме слу­чаев оказания ими вооруженного сопротивления;

огнестрельное оружие — в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершен­нолетних, когда возраст очевиден или известен со­труднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления.

Согласно п. 4 и 5 этих Правил, "запрещается ис-

43

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

пользовать повторно устройства снаряженные сле­зоточивым или раздражающим веществом, в преде­лах зоны поражения и периода действия этого веще­ства. При применении специальных средств запре­щается наносить резиновыми палками удары по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам".

В деятельности правоохранительных органов нередко возникает вопрос о том, может ли быть при­менено уголовно-правовое задержание в отноше­нии депутатов Совета Федерации и Государствен­ной думы Федерального собрания, судей Конститу­ционного суда РФ, судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, Уполномоченного по правам человека в РФ, сотрудников органов ФСБ, сотруд­ников органов государственной охраны, а также лиц, обладающих дипломатической неприкосновен­ностью.

Указанные лица могут быть задержаны в поряд­ке предусмотренном ст. 38 У К, если они застигнуты в момент совершения преступления либо непосред­ственно после совершения преступления. Основание для такого ввода дает анализ и систематическое тол­кование законодательных актов, устанавливающих депутатскую, дипломатическую и иную неприкос­новенность, и законодательных актов, регламенти­рующих деятельность правоохранительных органов, осуществляемую с целью пресечения преступлений и задержания лиц, их совершивших.

Так, например, в ст. 15 ФКЗ "О Конституцион­ном суде Российской Федерации" от 21.07.94 закреп­лены следующие положения: "Судья Конституцион­ного суда Российской Федерации неприкоснове­нен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного суда Россий­ской Федерации, за исключением случаев задержа­ния на месте преступления... Судья Конституцион­ного суда... личность которого не могла быть извест­на в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению. Должност­ное лицо, произведшее задержание судьи Конститу­ционного суда... на месте преступления, немедленно уведомляет об этом Конституционный суд... кото­рый в течении двадцати четырех часов должен при­нять решение о даче согласия на дальнейшее приме­нение этой процессуальной меры или об отказе в даче согласия"!".

Согласно ч. 5 ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.92 (с изменения­ми и дополнениями, внесенными Законом от 14.04.93 и ФЗ от 21.06.95), "судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об админи­стративных правонарушениях. Судья задержанный по подозрению в совершении преступления, задер­жанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производ­ства по делам об административных правонаруше­ниях, по установлении его личности должен быт немедленно освобожден"31.

Таким образом, если лицо, обладающее депутат­ской, дипломатической и иной неприкосновеннос­тью, застигнуто в момент совершения преступления или непосредственно после его совершения, то оно может быть задержано и доставлено в орган дозна­ния или к следователю независимо от наличия де­путатской, дипломатической и иной неприкосновен­ности. Например, депутат может быть задержан в момент получения взятки, а дипломат в момент по­лучения сведений, содержащих государственную тайну. Однако такое задержание длится лишь до ус­тановления их личности: предъявления дипломати­ческой или консульской карточки, служебного удостоверения или иных документов, свидетельст­вующих о том, что их предъявители обладают той или иной неприкосновенностью. Такие лица либо не подлежат административному и уголовно-процес-суальному задержанию (дипломаты, консулы и пр.), либо могут быть задержаны при наличии предусмот­ренных законом условий, о чем речь пойдет ниже.

Под административным задержанием понима­ется принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, уполномоченным на пресечение и прекраще­ние административных правонарушений.

Административное правонарушение применяет­ся также в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях установления личности правонарушителя, со­ставления протокола об административном право­нарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составле­ние протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам.

Административное задержание может иметь место только при наличии правонарушения, за ис­ключением случаев, когда такое задержание приме­няется в отношении психически больных и малолет­них, нахождение которых в общественных метах представляет опасность для окружающих и для них самих.

Административное задержание не допускается:

— при малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения дру­гими способами (выполнение нарушителем требо­вания о прекращении правонарушения, устное заме­чание, разъяснение противоправности и недопусти­мости того или иного действия и т. п.);

44

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

~ при наличии возможности на месте соверше­ния правонарушения установить личность наруши­теля и обстоятельства происшествия, составить про­токол об административном правонарушении;

— при наличии оснований для наложения взыс­кания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения.

В соответствии с действующим законодатель­ством РФ, не подлежат административному задер­жанию:

— депутаты Совета Федерации и депутаты Госу­дарственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального собрания (ст. 18 ФЗ "О стату­се депутата Совета Федерации и депутата Государ­ственной думы Федерального собрания Российской Федерации" от 08.05.94)12;

— судьи Конституционного суда без согласия Конституционного суда РФ (ст. 15 ФКЗ "О Кон­ституционном суде Российской Федерации");

— судьи судов общей юрисдикции и арбитраж­ных судов (ст. 1 б Закона "О статусе судей в Россий­ской Федерации");

— уполномоченный по правам человека в РФ без согласия Государственной думы (ст. 12 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.97)13;

— председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты без согласия той палаты Федерального со­брания, которая их назначила на должность в Счет­ную палату (ст. 29 ФЗ "О Счетной палате" от 11.01.95)14;

~ кандидаты в депутаты (без согласия прокуро­ра (соответственно уровню выборов), кандидаты на должность Президента РФ — без согласия Генераль­ного прокурора РФ, кандидаты в депутаты предста­вительных органов местного самоуправления — без согласия прокурора субъекта РФ (ст. 20 ФЗ "Об ос­новных гарантиях избирательных прав граждан Рос­сийской Федерации" от 06.12.94'''; ст. 37 ФЗ "О вы­борах Президента Российской Федерации" от 17.05.9511'; ст. 44 ФЗ "О выборах депутатов Государ­ственной думы" от 21.06.9517; ст. 44 Временного по­ложения о проведении выборов депутатов предста­вительных органов местного самоуправления и вы­борных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечива­ющих реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранны­ми в органы местного самоуправления (утверждено ФЗот 26.11.96)^.

Кроме того, привод и задержание ряда лиц долж­ны производиться с соблюдением установленных законом требований. В частности, "при исполнении сотрудником органов федеральной службы безопас­ности служебных обязанностей не допускается его

привод, задержание... без официального представи­теля органов ФСБ или решения суда" (ст. 17 ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности В Российской Федерации" от 03.04.95)м.

Не допускается привод, административное за­держание сотрудника федерального органа прави­тельственной связи и информации без участия пред­ставителя этого органа либо без санкции прокурора (ст. 13.3 Закона "О федеральных органах правитель­ственной связи и информации" от 19.02.93)''"'.

При исполнении сотрудниками федеральных органов государственной охраны служебных обязан­ностей не допускается его привод и административ­ное задержание без представителя соответствующе­го федерального органа государственной охраны или без решения суда (ст. 20.1 ФЗ "О Государственной охране" от 27.05.96)^.

В отличии от уголовно-правового задержания административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может произ­водиться лишь уполномоченным на то органами и должностными лицами (органами внутренних дел, органами Федеральной пограничной службы, стар­шим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны, должностными лицами военной автомобильной ин­спекции, должностными лицами органов государст­венного надзора, федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охра­не окружающей среды и природных ресурсов, феде­рального органа по рыболовству, внутренними вой­сками МВД) в пределах компетенции, установлен­ной в ст. 211 КоАП, а также должностными лицами таможенных органов РФ, в случаях, предусмотрен­ных ст. 330 и 331 ТК.

Административное задержание лица, совершив­шего административное правонарушение, может длиться не более трех часов (ч. 1 ст. 242 КоАП, ч. 1 ст. 331 ТК). Лица, нарушившие режим государст­венной границы РФ, пограничный режим или ре­жим в пунктах пропуска через государственную гра­ницу, а также совершившие правонарушения па кон­тинентальном шельфе РФ, могут быть задержаны до трех часов для составления протокола, а в необхо­димых случаях для установления личности и выяс­нения обстоятельств правонарушения ~ до трех су­ток с сообщением об этом письменно прокурору в течении двадцати четырех часов с момента задержа­ния или на срок до десяти суток с санкции прокуро­ра, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность (ч. 2 ст. 242 КоАП).

В соответствии с ч. 2 ст. 221 ТК, на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течении двадцати четырех часов с момента задержа­ния или на срок до десяти суток с санкции прокуро­ра должностные лица таможенных органов могут за-

45

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

держать лиц, в отношении которых имеются доста­точные данные о перемещении ими через таможен­ную границу РФ товаров путем сокрытия их в своем теле, если эти лица оказывают сопротивление должностным лицам таможенного органа РФ в про­ведении личного досмотра либо, будучи уличенны­ми в нарушении таможенных правил, пытаются скрыться с места совершения правонарушения, а так­же в случае воспрепятствования установлению их личности.

Лица, совершившие мелкое хулиганство, нару­шения порядка организации и проведения собраний;

митингов, уличенных шествий и демонстраций, не­законную торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлю с рук в неустановленных местах, неповиновение работни­ку милиции, иному уполномоченному должностно­му лицу или представителю общественности, неза­конную продажу товаров или иных предметов... мо­гут быть задержаны до рассмотрения дела судьей или начальником (заместителем начальника) органа внут­ренних дел (ч. 3 ст. 242 КоАП).

По смыслу закона действия по доставлению на­рушителя с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел не являют­ся административным задержанием. Этот вывод ос­новывается на анализе содержания правовых норм, в соответствии с которыми срок административно­го задержания исчисляется:

— с момента доставления нарушителя для со­ставления протокола (ч. 2 ст. 242 КоАП;

— с момента доставления лица б служебное по­мещение таможенного органа РФ или иное помеще­ние, где производство необходимых действий в це­лях пресечения нарушения таможенных правил, ока­жется возможным (ч. 5 ст. 331 ТК);

— со времени вытрезвления нарушителя, нахо­дящегося в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 242 КоАП, ч.5ст.331ТК).

Действия по доставлению нарушителя с места совершения административного правонарушения в органы внутренних дел и уголовно-правовое задер­жание, предусмотренное ст. 38 У К, имеют одинако­вую юридическую природу. Это находит свое под­тверждение в том, что действия по доставлению пра­вонарушителя с места совершения административ­ного правонарушения так же как и действия, обра­зующие уголовно-правовое задержание могут сопро­вождаться применением физической силы (ст. 424 ТК), наручников, резиновых палок, слезоточиво­го вещества и других специальных средств (п. 3 ч. 1 ст. 425 ТК), огнестрельного оружия, если необходи­мо задержать лицо, оказывающее вооруженное со­противление, а также вооруженное лицо, отказываю­щее выполнить требование о сдаче оружия (п. 4 ч. 1 ст. 427 ТК). При этом запрещается применять спе­циальные средства в отношении женщин с видимы­ми признаками беременности, лиц с явными при­знаками инвалидности и малолетних, кроме случа­ев оказания ими вооруженного сопротивления, а ог­нестрельное оружие (в отношении женщин, лиц с яв­ными признакам инвалидности и несовершеннолет­них, кроме случаев оказания ими вооруженного со­противления (ч. 3 ст. 427 ТК).

Уголовно -процессуальное задержание — это крат­косрочное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при­меняемое органами дознания и следователем при наличии одного из следующих оснований:

— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совер­шения;

— когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

— когда на подозреваемом или на его, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо во совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не уста­новлена личность подозреваемого(ч.1 и ч. 2 ст. 122 УПК РСФСР).

В соответствии с уголовно-процессуальньш за­конодательством РСФСР (ст. 87, ч. 1 ст. 119 УПК РСФСР) задержание подозреваемого является след­ственным действием и поэтому может быть произ­ведено только по возбужденному уголовному делу. Поэтому в случае доставления в орган дознания или к следователю лица, застигнутого при совершении преступления или непосредственного после его со­вершения, должно быть безотлагательно принято решение о возбуждении уголовного дела (при нали­чии к тому повода и оснований, указанных в ст. 108 УПК РСФСР) и произведено уголовно-процессу-альное задержание.

При принятии решения об уголовно-процессу-альном задержании следует соблюдать особый по­рядок задержания депутатов, судей, Уполномочен­ного по правам человека в РФ, председателя Счет­ной палаты, заместителя председателя Счетной па­латы и аудиторов Счетной палаты и других лиц, от­носительно которых имеются специальные указа­ния в законодательных актах, упоминавшихся при рассмотрении административного задержания.

Кроме того, следует иметь в виду, что, в порядке ст. 122 УПК РСФСР, ни при каких обстоятельствах не могут быть задержаны дипломатические агенты зарубежных государств, то есть глава представитель-

46
  1   2   3   4



Похожие:

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconДокументы
1. /Info.txt
2. /ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ...

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconДело о гибели заключенного Лободы1
Однако Свердловский областной суд переквалифицировал приговор на ст. 114 ч. 1 Ук РФ (причинение тяжкого вреда здоровью при превышении...
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета истории и международных отношений по специальности
Охватывается: 1 причинение легкого вреда здоровью
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconКнига «Похудеть без вреда» дополненное и переработанное издание книги «Коррекция веса»
Похудеть без вреда. Теория и практика здорового питания (очерки прикладной физиологии)
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconКраткое изложение дела по иску Корнева А. А., Корнева В. А., Дубковой Р. И. к Баркалову М. В., Ано «Редакция газеты «Зори» о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда
Истцы: Дубкова Раиса Ивановна, Корнев Александр Александрович, Корнев Владимир Александрович (частные лица)
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconКраткое изложение дела по иску Корнева А. А., Корнева В. А., Дубковой Р. И. к Баркалову М. В., Ано «Редакция газеты «Зори» о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда
Истцы: Дубкова Раиса Ивановна, Корнев Александр Александрович, Корнев Владимир Александрович (частные лица)
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconОбязанности лица, ответственного за организацию питания в столовой и буфете моу «Сош№21»
Организует проведение с классными руководителями и обучающимися, не реже 1 раза в полугодие, целевого инструктажа по правилам безопасности...
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconКраткое изложение дела по иску Табачникова Б. Я. к Суркову И. М., Муп «Редакция газеты «Берег» о защите чести, достоинства и компенсации морального вреда
Истец: Табачников Бронислав Яковлевич (деятель культуры, профессор, член Консультативного Совета при главе администрации Воронежской...
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconКраткое изложение дела по иску Табачникова Б. Я. к Суркову И. М., Муп «Редакция газеты «Берег» о защите чести, достоинства и компенсации морального вреда
Истец: Табачников Бронислав Яковлевич (деятель культуры, профессор, член Консультативного Совета при главе администрации Воронежской...
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление iconАкт о передаче товаров и тары при смене материально ответственного лица

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы