I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе icon

I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе



НазваниеI. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе
Дата конвертации13.09.2012
Размер347.83 Kb.
ТипДокументы

Ю.А.Каверин, Тамбовская СОШ




I. Введение. Актуальность проблемы.

II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе.

1. Особенности учебного процесса в классах малой наполняемости.

2. Деятельностный подход к организации учебного процесса.

В начало

III. Из опыта преподавания физики в сельской малочисленной школе.

1. Оборудование учебного кабинета.

2. Организация учебного процесса.

2.1. Изучение нового материала с использованием опорных конспектов.

В начало

2.2. Физический эксперимент – средство развития познавательных и творческих способностей учащихся.

В начало

2.3. Контроль знаний.

В начало

2.4. Нетрадиционные формы обучения.

IV. Заключение.

V. Библиография.



^

I. Введение. Актуальность проблемы.



Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью на них, нестандартностью педагогических условий, проблем, способов их решений. Процессы, происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к снижению численности детей школьного возраста на селе. Во многих селах школа стала малочисленной. Многие "умные головы" часто говорят об экономической дороговизне обучения детей в малочисленной школе. Но видно они забывают, что школа на селе – это центр возрождения национальной культуры, сохранения народных традиций, народных промыслов, приемов землепользования. У сельской малочисленной школы большие социальные задачи: способствовать складыванию семейно-общинных форм жизни и воспитания детей, укоренению растущего человека в родной местности, развитию школьника (формированию мышления, воображения, рефлексии, коммуникации и т.д.)

В сельской малочисленной школе складывается совершенно особая психолого-педагогическая ситуация. Малочисленную школу можно считать перспективной моделью школы будущего: малая наполняемость, расположение на природе, условия для личностно-ориентированного обучения.

Каким же должно быть содержание обучения в сельской малочисленной школе? Ведь совершенно очевидно, что организовывать обучение сельского ребенка без учета социального окружения, его потребностей и возможностей, интересов родителей и социума не возможно.
Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в специфических условиях класса малой наполняемости, без учета которых этот процесс будет малоэффективным? Какой должна быть организация учебных занятий, форм и видов деятельности учащихся, чтобы достичь главной цели учебного процесса в условиях сельской малочисленной школы: формирование личности ученика, общекультурное развитие, воспитание интереса к учению, навыков общения, способности адаптироваться при необходимости к условиям "большого" коллектива?

Поисками ответов на эти и другие вопросы, связанные с деятельностью СМШ, и занимаются в настоящее время ученые и учителя-практики. Эти же проблемы рассматриваются и в данной работе.

В начало


^

II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе.




1. Особенности учебного процесса в классах малой наполняемости.



Сельская малочисленная школа имеет ряд особенностей, которые проявляются в организации учебного процесса, содержании обучения, в выборе ведущих методов, средств, форм учебных занятий.

Специфика деятельности СМШ определяется следующими факторами:

организационно-педагогическими:

  • организация учебного процесса в малых группах;

  • неоднородность учебных групп по составу, уровню познавательных интересов;

  • использование на более высоком уровне индивидуального обучения;

  • более слабое выражение процессов группового взаимодействия (подражание, внушение) и, как следствие, бóльшая дисциплинированность учащихся;

  • ослабление интеллектуального поля, так как сила процессов группового взаимодействия прямо пропорциональна числу членов группы;

  • потеря учащимися инициативы и стремления к творчеству;

социообразовательными и социокультурными:

  • опора на специфику сельскохозяйственного окружения;

  • опора на народные традиции;

  • отдаленность культурных центров;

психологическими:

  • специфика общения людей в сельской местности;

  • практическая ориентация учащихся и родителей;

  • создание условий для доверительного стиля отношений учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, и для самовыражения;

  • признание ученика личностью, понимание его интересов и перспектив развития;

  • возрастание эмоциональной перегрузки учащихся независимо от сложности и объема изучаемого материала.

Классы малой наполняемости коренным образом отличаются от обычных классов. Отсутствие двух-трех учеников на уроке в городской школе существенным образом не влияет на запланированный учителем тип урока, его структуру, сочетание видов учебной деятельности учащихся. В сельской школе ситуация резко изменяется: учителю приходится существенно изменять организацию, структуру урока. Вместо запланированного урока приходится проводить совсем другой урок – тренировочный или повторения пройденного. Это делается тогда, когда присутствующие на уроке учащиеся имеют какие-либо пробелы в знаниях по изученному материалу или есть возможность углубленно рассмотреть отдельные вопросы программы с хорошо успевающими детьми.

В составах обычного и малочисленного класса есть определенные качественные различия, что необходимо учитывать при выборе видов учебной деятельности. Обычный школьный класс практически всегда включает учащихся трех основных типологических групп: с высокими, средними и низкими учебными возможностями. Если больше учащихся первой группы, а поменьше третьей группы, то класс считается "сильным", если наоборот – речь идет о "слабом" классе. Основная масса учеников обычного школьного класса относится, как правило, ко второй типологической группе. Составы малочисленных классов выглядят иначе. Для малочисленного класса характерны семь различных вариантов. Весь малочисленный класс может быть представлен либо только одной типологической группой, либо учащимися двух типологических групп, либо тремя типологическими группами. Хотя последний вариант похож на структуру класса высокой наполняемости, здесь есть существенное отличие: вторая типологическая группа учащихся уже не является доминирующей и по количеству учащихся может быть меньше любой из других групп.

Индивидуальные различия учащихся касаются многих сторон психической деятельности человека: восприятия, воображения, мышления, памяти. Бóльшую группу составляют школьники со средними показателями индивидуально-психологических особенностей наряду с представителями полярных типов. В каждом классе обычно имеются дети и с сильной, и со слабой нервной системой, подвижные и инертные, с аналитической и геометрической направленностью ума, с их равновесным сочетанием. Благодаря достаточно высокой наполняемости класса интервалы между полярными значениями индивидуально-психологических особенностей школьников заполнены многочисленными промежуточными показателями основной массы учащихся, что сглаживает переходы от одного ученика к другому, усредняет представление об ученике. Использование фронтальных видов работы позволяет учителю лишь интуитивно учитывать индивидуально-психологические особенности детей, приводит к необходимости ориентировать методику на "среднего ученика", обладающего усредненными показателями нервной системы, психики, ума и, как правило, не существующего реально.

В условиях сельской малочисленной школы диапазон разнообразий индивидуально-психологических особенностей учащихся любого класса, во-первых, становится значительно меньше, что упрощает работу учителя, связанную с учетом в обучении индивидуальных особенностей каждого школьника, во-вторых, становится менее плотным по насыщенности различными показателями, что вынуждает учителя ориентировать учебный процесс непосредственно на каждого учащегося класса.

Малочисленность классов приводит к изменчивости показателей индивидуально-психологических особенностей их составов. Класс может состоять из представителей полярных групп школьников или близких к ним по своим интеллектуальным способностям учащихся. Возможны и классы, состоящие из учащихся с одинаковыми индивидуально-психологическими особенностями.

В классах с малой наполняемостью немыслимо работать без дифференциации. Например, если в классе из двух учеников один проявляет интерес к физике и имеет хорошие и отличные оценки, а другой - с трудом "тянет" на тройки, то совершенно очевидно, что преподавать в таком классе с расчетом на среднестатистического ученика нерезультативно.

В связи с дифференциацией обучения самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе приобретает совершенно новую функцию - регулятора эмоциональной нагрузки учащихся. Известно, что в малом классе каждый ученик находится под постоянным воздействием учителя: в ожидании опроса или в положении отвечающего, что, если не принять специальных мер, ведет к его эмоциональной перегрузке; налицо негативное проявление малой наполняемости. Но это можно нейтрализовать посредством организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Здесь-то и может осуществляться уровневая дифференциация. Индивидуальные дифференцированные задания - это мощное средство вовлечения в учебную работу всех учащихся. При организации уровневой дифференциации решаю три основные задачи: сформировать рабочие группы, отобрать учебный материал для них, практически реализовать разноуровневое обучение.

Индивидуальная работа на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности, развитием способностей и познавательных возможностей каждого учащегося, она является наиболее эффективной формой для углубления знаний, восполнения имеющихся пробелов в изучении материала, снятием трудностей в учении. Успех индивидуальной работы как раз и определяется подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся трудностей. Индивидуальный подход проявляется во внимательном и заботливом отношении учителя к каждому ребенку, в формировании положительного отношения к учебе, в поощрении успехов ребенка.

Таким образом, индивидуальный подход включает в себя:

  • систематическое изучение каждого ученика;

  • постановку ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

  • фиксацию и анализ полученных результатов.

Недостатком нынешнего образования является отрыв школы от жизни, просветительский характер обучения, который не обеспечивает социализации личности учащегося, так как не вводит в учебный процесс в качестве его основания социальный опыт. А это связано с потерей учащимися инициативы и стремления к творчеству. В СМШ это легко преодолевается практической направленностью учебной деятельности учащихся. Учитель корректирует программы в соответствии со спецификой местности, сельскохозяйственного производства, адекватно индивидуальным особенностям, интересам своих учеников. Используя конкретный местный материал, жизненный опыт детей, учитель побуждает учащихся актуализировать их познавательный опыт, создает условия для слияния своего опыта с общественно-историческим научным опытом. Это существенно меняет само отношение учащихся к учебному предмету, к учению, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной, так как сельские школьники в силу особенностей своего мышления лучше усваивают практический материал, нежели какие-то абстрактные знания.

Надежный путь интенсификации процесса обучения в условиях СМШ – это блочная подача материала, которая дает возможность значительно увеличить объем изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика.

Использование укрупненных дидактических единиц позволяет использовать скрытые резервы мышления, что существенно повышает результативность процессов обучения. По мнению кандидата педагогических наук Г.М.Анохиной, согласно современным представлениям физиологии высшей нервной деятельности и психологии в коре головного мозга человека образуются функциональные системы, т.е. ассоциации нейронов, специализирующихся на решении сходных и взаимосвязанных задач. Эти функциональные системы способны непосредственно схватывать пространственные, количественные, логические отношения. И поэтому разнородные знания, организованные в некоторую целостность, запечатлеваются в психике в пространственной и временной взаимосвязи.

Широкое использование символов в виде опорных сигналов, таблиц, структурно-логических схем создает возможность переработки информации мозгом человека на подсознательном и сознательном уровнях одновременно, т.е. на "кодах знаков, звуков, слов, фраз и смысла".

Блочная подача материала позволяет высвободить время для коррекции знаний и практических навыков, формирует логическую речь учащихся, устойчивый интерес к предмету, дает учащимся целостную систему знаний.

Учитель и ученик должны быть обеспечены своевременной интенсивной обратной связью: постоянно получать сведения о своей работе, чтобы вовремя вводить необходимые коррективы в обучение. Обратная связь, осуществляемая учителем на уроке, постоянно сопровождается воспитанием ответственного отношения к учению. Успешной обратная связь возможна в том случае, если учитель умеет проникать в психологию своего ученика, познавать ее и своевременно перестраивать в соответствии с его возможностями и интересами собственную деятельность.

Хорошим средством обратной связи, на мой взгляд, является программированное обучение. Программированный опрос помогает решить ряд педагогических задач:

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке;

  • добиться самостоятельности в выполнении программированного задания;

  • установить оперативную обратную связь, выявить затруднения учащихся в процессе усвоения непосредственно при их возникновении и быстро устранить их;

  • добиться систематической работы над домашними заданиями благодаря частому контролю всех учащихся;

  • повысить интерес учащихся к этапу закрепления учебного материала.


Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Как уже отмечалось, это связано с частым обращением учителя к ученику. Все ученики постоянно находятся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. Они пребывают весь урок в состоянии готовности к ответу, так как ожидают вызова учителя в любую минуту. Такой усиленный гиперконтроль со стороны учителя за деятельностью учащихся приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на психику ребенка. Поэтому в ходе урока необходимо предусмотреть краткий отдых (физкультминутка между разными видами деятельности), включение занимательного материала (загадок, отрывков из литературных произведений, связанных с изучаемым материалом, интересных фактов из жизни ученых и различных областей науки).

Оценивание результатов учебной деятельности учащихся в условиях СМШ является одной из важнейших проблем. С одной стороны, каждое действие ребенка должно быть оценено, так как каждый человек заинтересован в оценке своего труда. Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, сделал, решил, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно. С другой стороны, малое количество учащихся в классе приводит к их психическому перенапряжению, так как учитель за урок должен ставить ученику несколько отметок. Это приводит к тому, что нивелируется значимость отметок, выставленных за различные виды работы, так как в условиях обилия их обесценивается значимость тех, которые выставлены за самостоятельные и контрольные работы, ослабляется влияние каждой текущей отметки на итоговую, заметно притупляется эмоциональная реакция на отметку у детей и родителей. Все это приводит к снижению значимости оценки учебного труда в жизни школьника. Поэтому в классах малой наполняемости следует оценивать не все виды работ учащихся, а наиболее значимые, не каждое формируемое действие, а целостные комплексы знаний, связанные с конкретными учебными темами на заключительных этапах их изучения, а также этапы продвижения ученика, так как основные результаты учебного процесса нельзя свести только к функциональным знаниям, умениям и навыкам, они должны способствовать развитию личности, ее творческих способностей.

Узкий круг общения в малочисленных классах требует обогащения урока за счет использования разнообразных форм и методов обучения. Основными методами, направленными на развитие ученика, являются методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение и учебного диалога. Использование этих методов способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность. Сила восприятия, запоминания достигает высокого уровня, так как поставленную задачу учащиеся решают сами. Еще А.Дистервег писал: "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить". Также активность учащихся стимулирует использование разнообразных активных форм обучения (нестандартные уроки, уроки с использованием компьютера).

Эффективно использование в СМШ различных форм организации работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных.

Учитывая замкнутость отношений, узкий круг общения, необходимо так планировать учебное занятие, чтобы на некоторых этапах учащиеся контактировали не только непосредственно с учителем, но и друг с другом, чтобы педагогическое воздействие оказалось не прямым, а косвенным, чтобы поставить ребенка в такую ситуацию, при которой он овладевал бы знаниями не ради учителей и родителей, не из страха наказаний, а с интересом, увлеченно. У детей сильна потребность в эмоциональном контакте, поэтому в условиях СМШ особое значение приобретает деятельность учащихся в малых группах. Такую работу можно использовать на различных этапах урока: и при изложении нового материала, и при отработке знаний, и при контроле знаний. Групповая форма работы дает каждому ученику возможность развить свое мнение, обосновать свою точку зрения, так как обсуждение вопроса происходит с равными себе. Преимущества работы в малых группах следующие:

  • продуктивной работой охватывается весь класс;

  • учитель может больше внимания уделить ученикам, нуждающимся в помощи;

  • стимулирует активную мыслительную и речевую деятельность каждого учащегося;

  • повышает уровень знаний, умений, навыков;

  • способствует обучению учащихся деловому общению;

  • формирует умение понимать и оценивать личность и действия других людей, регулировать свое поведение в соответствии с требованиями партнеров и непрерывно меняющимися окружающими условиями;

  • повышает интерес к учению, вырабатывает положительное отношение к нему;

  • позволяет каждому ученику сразу выявлять причины ошибок и в случаях возникновения непреодолимых для него трудностей тут же на месте получить помощь либо товарищей, либо учителя.

Конечно, нельзя заменить все формы организации учебного процесса групповой работой. Академик Х.Й.Лийметс считает, что она должна проводиться не более чем на двух уроках в день, так как связана со значительным напряжением учащихся.


Таким образом, в сельской малочисленной школе необходимо:

  • традиционное усредненное обучение заменить индивидуальным, рассчитанным на каждого конкретного ученика с его индивидуальными психологическими особенностями;

  • структурировать предметные курсы на блоки (укрупненные дидактические единицы);

  • подачу учебного материала проводить с опорой на жизненный опыт учащихся;

  • центр тяжести в оценке знаний перенести на конечные результаты;

  • планировать способы получения обратной связи;

  • предусматривать в ходе урока возможности для переключения внимания, краткого отдыха с целью снятия эмоциональной перегрузки детей;

  • использовать классические и нетрадиционные формы и методы обучения.

В начало
^

2. Деятельностный подход к организации учебного процесса.


Испокон веков процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику; к сожалению, это в корне противоречит человеческой природе. Дело в том, что люди - существа деятельные: только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, создает для себя определенные условия жизни, ищет пути решения жизненных, личных и профессиональных проблем; внутренний же мотив этой деятельности связан с удовлетворением личных потребностей. В школе же дети выполняют, преимущественно, совершенно иную "деятельность": слушают учителя и одноклассников, причем не по потребности, а потому что им "велят", производят указанные учителем действия, в которых, по большей части, не видят смысла. Это несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой, и той, которую требуют выполнять в школе, рождает массу педагогических проблем, решение которых не найдено до сих пор. Одна из них - неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Решить эту проблему можно лишь одним единственным путем: строить учебный процесс в соответствии с природой человека. Это означает, что как аксиому следует принять следующий тезис: человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ.

Чтобы это произошло, придется изменить представление о роли учителя в учебном процессе: он должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся.

Оптимальное управление обучением основано на общих законах управления трудовой деятельностью - законах повышения эффективной деятельности и экономии времени. Сущность этих законов в обучении - достижение максимально возможных результатов в усвоении знаний и умственном развитии при минимально возможных затратах ученического времени (в пределах его нормативных расходов). На это должен быть нацелен весь учебный процесс - его содержательная, операционная и эмоциональная стороны.

Содержательная сторона обучения в основном определяется учебными программами и учебниками. Однако овладение знаниями и умственное развитие невозможны без разносторонней активной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, и чем более развитые виды деятельности заданы учащимся при обучении, тем выше уровень усвоения ими учебного материала. В условиях воспитывающего и развивающего обучения в центре внимания учителя стоит ученик, его деятельность. Активная позиция учащихся на уроке зависит от того, насколько учитель продумал факторы, влияющие на работоспособность каждого из них

Деятельность учащихся - основа усвоения, она представляет собой, по мнению Н.Ф.Талызиной, "главное звено, через которое обучающий может управлять усвоением знаний". Деятельность - это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Она играет решающую роль в становлении физических и духовных качеств личности. Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует собственную познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.

Содержание и структура учебного материала, способы его подачи учителем, в особенности организация работы учителя и учеников с ним на всех этапах обучения должны быть образцами бережного отношения к труду, времени и возможностям учеников и должны способствовать формированию у них умений учиться.

Также известен и тот факт, что только работа, которую ученик выполнил без чрезмерного напряжения и смог успешно закончить, является стимулом к дальнейшей познавательной деятельности и развитию интереса к предмету и учебе. Поэтому, предлагая учебные задания ученикам, я стараюсь видеть не "однородную массу" детей, а конкретные личности с их особенностями, склонностями к какой-либо работе и слабой приверженностью к другим ее видам, с их совершенно разной степенью подготовленности. Только приспособление задания к личности определенного ученика обеспечит педагогический успех дела.

Современный урок требует научно обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся. Конструируя урок, я учитываю не только особенности содержания, но и закономерности его усвоения и процесса обучения, обеспечивая при этом активную самостоятельную деятельность учащихся, продумываю, как обучать учащихся приемам познавательной деятельности. Ведь всем хорошо известно изречение древних: лошадь можно подвести к воде, но нельзя заставить ее пить. Эта истина весьма применима и к процессу обучения. Без устремленности школьника к овладению знаниями никаких результатов достичь нельзя. Поэтому одной из главных задач своей работы я считаю развитие познавательного интереса учащихся, что в условиях сельской школы приобретает особую роль, так как невостребованность знаний в современном обществе (в сельской местности это проявляется особенно отчетливо) приводит у детей к потере интереса к учению, а у родителей – к ослаблению заинтересованности в учебе своих детей.

Основные принципы формирования познавательного интереса, которые я использую в своей работе, следующие:

  • консультирование с учетом отношения школьника к учебному предмету;

  • консультации отдельных учащихся по трудным разделам;

  • проектирование индивидуального подхода к ученикам;

  • включение занимательных фактов с учетом любознательности детей;

  • насыщение урока материалом, требующим мыслительной активности;

  • объяснение с опорой на самостоятельный поиск учащихся;

  • побуждение к высказыванию самостоятельных мнений;

  • использование разнообразных форм поощрения.


Совместная деятельность учителя и ученика, а, следовательно, успешное обучение на уроке, осуществляется при условии положительного отношения школьников к учебному процессу и их готовности к восприятию изучаемого. Деятельность ученика на уроке всегда подчинена главной задаче урока – усвоению основных элементов знаний на определенном уровне. Активную работу школьников на уроке я обеспечиваю через разнообразные формы и средства их деятельности, через многообразные учебные ситуации, которые могут успешно решать и дополнительные задачи, например, воспитание и развитие ученика. В учебном процессе широко использую такие виды работы, как работа с опорными конспектами, выполнение фронтальных экспериментальных заданий, уроки опытов, домашние экспериментальные задания, выполнение тестовых заданий по каждой изученной теме, самостоятельная работа на компьютере. Большую роль я отвожу проблемному обучению: постановка учителем проблемы, выдвижение учениками гипотез для их решения, совместное обсуждение экспериментов и формулирование учениками выводов, то есть нового знания.

Совместное сотрудничество учителя и учеников на уроке эффективно лишь в том случае, если учитель может управлять работой учеников, то есть умеет правильно выделить и донести до них цель деятельности, умело организовать и направить труд учеников, спланировать результат их работы.

Вовлечение учеников в творческий поиск, их активность идет от сознания необходимости приобретений тех знаний и умений, которыми они овладевают. Одним из путей решения этого вопроса на уроках физики является связь изучаемого материала с жизнью через показ использования получаемых ими знаний в науке, технике, сельском хозяйстве, быту, производстве и создание ситуаций, понятных и близких ученикам в соответствии с их возрастными особенностями.

^

В начало

III. Из опыта преподавания физики в сельской малочисленной школе.

1. Оборудование учебного кабинета.


Одним из условий повышения качества и эффективности работы сельской малочисленной школы является создание матери­ально-технической и учебной базы. Поэтому большое внимание в моей работе было уделено оборудованию физического кабинета. Кабинет физики нашей школы оснащен приборами общего назначе­ния, демонстрационными и лабораторными приборами, моделями, приборами для практикума, печатными таблицами, диафильмами, что позволяет обеспечить выполнение демонстраций и лаборатор­ных работ, определяемых программой по физике. Физический ка­бинет оснащен техническими средствами обучения: графопроектором, эпипроектором, диапроектором "Пеленг", киноаппаратом "Радуга". Все учебное оборудование систематизировано и разме­щено в шкафах по разделам физики; составлен каталог с указа­нием мест хранения приборов. Диафильмы (с аннотациями) хра­нятся в специальных ячейках. Материалы для индивидуальной ра­боты (карточки, раздаточный материал), для контрольных работ, тестовые задания, набор кодограмм также распределены по темам и классам. Таблицы наклеены на картон и пронумерованы. В ка­бинете размещены стенды "Сегодня на уроке" (с требованиями к знаниям и умениям учащихся по изучаемой теме, примерами реше­ния задач), "В мире физики" (с дополнительными материалами, новостями науки и техники), "Учись учиться" (с планами отве­тов о физических теориях, законах, явлениях, понятиях, прибо­рах, памятками по работе с учебником, образцами оформления контрольных и лабораторных работ), "Алгоритм решения задач", "Проверь свои знания" (с занимательными материалами, виктори­нами, ребусами, кроссвордами) и другие. Кабинет оснащен биб­лиотечкой методической и справочной литературы.

Хорошо оборудованный кабинет позволяет широко использовать в преподавании физики активные методы обучения, дает возмож­ность рационально организовывать учебный процесс, затрачивая минимум времени на всякого рода подготовительные и вспомога­тельные операции.

В начало
^

2. Организация учебного процесса.


В условиях сельской малочисленной школы, учитывая специфи­ческие особенности контингента учащихся и родителей, необхо­дим подбор таких форм и методов работы, которые и в данных условиях приводили бы к достижению положительного результата. О таких формах работы и пойдет речь.
^

2.1. Изучение нового материала с использованием опорных конспектов.


Учебный процесс я строю на основе использования опорных конспектов и тестовых заданий к ним. С методикой работы с опорными конспектами я познакомился на курсах В.Ф.Шаталова в Донецком институте усовершенствования учителей, а на семинаре у учителя физики из г. Дубны Г.Д.Луппова я увидел использование тестовых заданий вместе с опорными конспектами. Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изло­жение его небольшими порциями, удобными для усвоения и запо­минания, обеспечивает ученикам успешность продвижения в усво­ении системы физических знаний. Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект.

При изучении нового материала максимально использую демонстрационный эксперимент, техничес­кие средства обучения, аудиовизуальные средства. Ведь еще Я.А.Коменский писал: "Пусть будет для ýчащих золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания". Об этом же говорил и великий русский педагог К.Д.Ушинский: "… Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств … приняли участие в акте запоминания". И современные психологи подтверждают значительно бóльшую силу восприятия, если в нем участвует несколько органов чувств. В зависимос­ти от содержания материала, состава класса, задач, решаемых уроком, выбираю ту или иную форму работы: беседу, лекцию, эв­ристическую беседу и т.д.

После объяснения материала всему классу предъявляется опорный конспект (через кодоскоп). Ис­пользуя рисунки на опорном конспекте, быстро и четко повторяю весь изложенный материал. Ученикам хорошо видно, что они должны усвоить по данной теме. Главное в процессе изложения нового материала - добиться, чтобы каждый ученик разобрался в каждой части конспекта.

Дальнейшая отработка материала проходит в ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий, решения качественных и количественных задач, во время выполнения лабораторных работ, тестовых задании, самостоятельных работ.
^

В начало

2.2. Физический эксперимент – средство развития познавательных и творческих способностей учащихся.


В процессе обучения физике большая роль отводится фронтальным экспериментальным заданиям, которые представляют собой кратковременные лабораторные работы, которые выполняются од­новременно всеми учащимися класса под руководством учителя. Во-первых, эксперимент является методом исследования физических явлений, обеспечивающим научность школьного курса, и средством наглядности. Во-вторых, эксперимент способс­твует формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические яв­ления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с при­борами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы. В ходе выполнения фронтальных эк­спериментальных заданий происходит овладение методами научно­го познания и формирование на этой основе научного мировоз­зрения как базы для развития познавательных и творческих спо­собностей.

В своей работе я использую следующие виды заданий:

  • наблюдение и изучение явлений;

  • наблюдение и изучение свойств тел;

  • изучение устройства, действия измерительных приборов и правил обращения с ними;

  • измерение физических величин;

  • наблюдение зависимостей между физическими величинами;

  • опыты, подтверждающие физические законы.

Например, при изучении испарения в 7 классе предлагаю следующее фронтальное экспериментальное задание:
^

Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости


от рода жидкости, площади ее свободной поверхности, температуры и скорости удаления паров.

Приборы и материалы: 1) стакан с водой, 2) пипетка со спиртом, 3) пипетка, 4) листы бумаги – 2 шт., 5) веер бумажный.

Задание: определить, от чего зависит скорость испарения жидкости.

Наиболее сильные учащиеся самостоятельно разрабатывают план выполнения работы, проводят необходимые опыты и делают выводы. Учащиеся, испытывающие затруднения в выполнении работы, анализируют задание вместе с учителем, а затем выполняют его по инструкции:

  1. Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды, спирта и наблюдайте за их испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?

  2. Нанесите пипеткой по капле спирта на разные листы бумаги и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого расположите один лист бумаги вертикально, чтобы капля растеклась по нему. Наблюдайте за испарением капель. Какая капля испарилась быстрее?

  3. Нанесите пипеткой по капле спирта на ладонь и лист бумаги. Какая капля испарилась быстрее? С чем это связано?

  4. Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли. Какая капля испарилась быстрее? Почему?

  5. Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости.

Такие задания соответствуют познавательным возможностям учащихся, усложняются постепенно, что способствует поэтапному формированию системы знаний, умений и навыков учащихся. Акти­визация мыслительной деятельности достигается путем постановки соответствующих вопросов в ходе выполнения заданий.

В работе с малым коллективом не должно быть однообразия. Также и результативность учебного процесса может быть повышена за счет использования различных форм организации учебных занятий, различных видов деятельности. В своей работе я стараюсь использовать такие виды работ, которые пробуждают у детей интерес к предмету, развивают их познавательные и творческие способности.

Очень интересны для учащихся уроки опытов, проводимые в конце темы, когда весь материал изучен, а его глубокое осмыс­ление требует проведения учениками самостоятельно тех опытов, которые они видели на демонстрационном столе, и ряда других, новых.

К уроку подбирается 10-12 заданий, находящихся в какой-то логической связи. По каждому заданию подбираются приборы (на одном столе приборы для выполнения одного задания). На каждом столе есть краткая инструкция к работе. Со списком работ уче­ники знакомятся на предыдущем уроке, чтобы дома повторить те­оретический материал. В начале урока учитель проводит краткий инструктаж (4-5 мин.)

Наблюдения, которые проводят учащиеся на одном рабочем месте, занимают 4-5 минут. За это время ребята успевают озна­комиться с инструкцией, проделать необходимые опыты и наблю­дения, в черновике сделать краткую запись. Через 4-5 минут по команде учителя ученики пересаживаются на следующее место и т. д.

Дома ученики пишут краткий отчет по каждому опыту (установка, ход эксперимента) с объяснением результатов наб­людений.

Пример заданий для урока опытов (7 класс):

  1. Определение цены деления измерительных приборов.

  2. Сжимаемость газов. Свойства газов.

  3. Расширение тел при нагревании.

  4. Модель хаотического движения молекул.

  5. Диффузия в жидкостях и газах. Зависимость скорости диф­фузии от температуры.

  6. Сцепление свинцовых цилиндров.

  7. Изучение свойств жидкостей.

  8. Определение скорости равномерного движения тела.

  9. Изменение скорости тел при взаимодействии.

Большую роль в своей работе я отвожу организации учеб­но-познавательной деятельности учащихся на материале, связан­ном с окружающей жизнью, т.е. практическому обучению, т.к. одна из целей обучения физике как раз и заключается в ознакомлении с применением основных достижений физики в народном хозяйстве и в быту. Одним из направлений в организации практического обучения являются экспериментальные домашние зада­ния. Домашние экспериментальные задания ориентированы главным образом на выявление и осмысление физических явлений и зако­нов, проявляющихся в окружающей среде и лежащих в основе действия технических игрушек, бытовой техники, домашних приборов, инструментов и приспособлений.

Примеры таких заданий:

  1. Определить ускорение велосипеда, скатывающегося с горы.

  2. Определить выигрыш в силе при пользовании ножницами.

  3. Изменится ли температура воды и как, если в ней растворить поваренную соль? Объясните явление.

4. Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для мо­лока. Определите объем той посуды, которой вы пользуетесь.

5. По параметрам, написанным на баллоне электрической лам­пы, определите номинальное сопротивление ее спирали.
^

В начало

2.3. Контроль знаний.


Для оперативного контроля знаний я использую различные ви­ды опроса: написание опорного конспекта, тихий опрос (рассказ у стола учителя во время написания классом опорного конспекта), магнитофонный опрос, взаимоопрос (ученики рассказывают друг другу материал и взаимно оценивают рассказ друг друга), "щадящий" фронтальный опрос (на вопросы учителя один вариант отвечает другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя), физический диктат, устный фронтальный опрос.

С помощью физических диктантов проверяю знание законов, определения понятий, усвоение и правильное написание физических терминов, символических обозначений, графиков и формул, единиц измерения физических величин.

Для текущей проверки знаний, для проверки сформированности умений обобщать, сравнивать, делать выводы, объяснять физические явления и факты на основе изученных теорий и законов я использую разноуровневые задания. Например, вопросы для про­верки усвоения материала темы "Строение вещества. Молекулы" следующие:

а) вопросы первого уровня усвоения (воспроизведения):

  1. Определите цену деления мензурки.

  2. Определите объем тела с помощью мензурки.

6) вопросы второго уровня усвоения (применение знаний по образцу):

  1. Как объяснить слипание двух свинцовых цилиндров? Что нужно сделать, чтобы такое слипание происходило сильнее?

  2. Определить объем твердого тела с помощью мензурки.

в) вопросы третьего уровня усвоения (применение знаний в новой ситуации):

  1. Как можно определить объем тела, если оно не помещается в мензурке?

  2. Как с помощью мензурки определить объем одной капли воды?

Для проверки усвоения изученного материала ученики выполняют тестовое задание (задание к опорному конспекту). Тест позволяет получить весьма информативный результат проверки благодаря тому, что множество вопросов и задач позволяет про­верить знание понятий, законов, формул, изученных в теме, умение применять их в различных ситуациях. Кроме того, зада­ния в тесте могут требовать от ученика применения разных мыс­лительных операций и разного уровня сложности, т.е. проявить определенные познавательные или конструкторские творческие способности. После выполнения тестового задания обязательно следует его проверка и обсуждение вопросов, в которых допуще­ны ошибки, т.к. уходя с урока, ученик не должен оставлять "белых" пятен в изучении темы и должен знать, на каком уровне знаний он сегодня находится. Обоснование каждого из ответов поручается одному или нескольким ученикам, исходя из общедидактических соображений: выяснить причину заблуждений слабого ученика или проверить прочность знаний хорошо успевающего ученика. Аргументация ответов протекает как обсуждение результатов только что проведенной работы, и это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей исчезает "ответобоязнь".

Пример такого задания для 7 класса по теме "Механическое движение. Скорость движения":

1. Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют ...

А. пройденным путем. Б. траекторией. В. механическим движением.

2. Относительно каких тел пассажир, сидящий в движущемся автобусе, покоится? Относительно ...

А. автобуса. Б. Земли. В. колес автобуса.

3. Теплоход за каждые 0,5 ч проходит 20 км, за 0,25 ч - 10 км, за 1ч - 40 км. Какое это движение?

А. Неравномерное. Б. Равномерное.

В. Равномерное на некоторых участках пути.

4. Линию, которую описывает тело при своем движении, назы­вают …

А. пройденным путем.

Б. механическим движением.

В. траекторией.

5. Какое из перечисленных движений неравномерное?

А. Движение автомобиля при торможении.

Б. Течение воды в равнинной реке.

В. Движение Земли вокруг Солнца.

6. Какие тела или части тел находятся в покое относительно Земли?

А. Нижние части гусениц движущегося трактора.

Б. Верхние части гусениц движущегося трактора.

В. Солнце.

7. Автомобиль движется в 10 раз быстрее пешехода. Во сколько раз путь, пройденный автомобилем, больше пути пешехода за одно и тоже время?

А. В 5 раз. Б. В 10 раз. В. В 20 раз.

8. Мотоцикл движется со скоростью 20 м/с, поезд - 50 км/ч. Какой транспорт имеет большую скорость?

А. Поезд. Б. Мотоцикл. В. Скорости равны.

9. Пассажирский поезд движется равномерно со скоростью 54 км/ч. Какой путь он пройдет за 10 с?

А. 150 м Б. 540 м В. 300 м

10. Парашютист с высоты 1200 м опустится в течение 5 мин. Вычислить среднюю скорость падения.

А. 40 м/с Б. 4 м/с В. 1400 м/с


Одной из важных форм итоговой проверки знаний в старших классах являются зачеты. Их я провожу после изучения больших тем. В ходе зачета происходит комплексная проверка знаний и умений: проверяются теоретические знания, умение решать зада­чи и выполнять практические работы.

Оценки, полученные учеником, заносятся в ведомость откры­того учета знаний. Оценку за любую работу ученик имеет воз­можность исправить на более высокую, выполнив аналогичное за­дание после консультации учителя. Система открытого учета знаний создает для учащихся возможности выбирать (задавать себе) в пределах требований стандарта уровень усвоения предмета в зависимости от их индивидуальных склонностей и способностей, интеллектуальных и психофизических особенностей, что обеспечивает реализацию принципа дифференциации и мобильности образования. Постоянный контроль учителя за работой учащихся, завершающийся ежеурочным выставлением оценки, создает для них психологический дискомфорт и может привести к нервному срыву. Поэтому многие виды работы, выполняемой на уроке, не оцениваются. Их назначение - выявление пробелов в знаниях и их устранение. Ученики чувствуют себя свободнее, смело высказывают свои мнения по решаемым проблемам, не боясь ошибиться, ведь за неверный ответ не последует наказания оценкой. Учитель на данном этапе выступает больше в роли консультанта, а не контролера. Оцениваю я в основном тестовые задания, самостоятельные, контрольные, лабораторные и зачет­ные работы. Уменьшение психологического давления на ученика, создание доброжелательного психологического климата, стимули­рующего учебную деятельность - это и есть путь реализации принципа гуманизации образования.
^

В начало

2.4. Нетрадиционные формы обучения.


Одним из путей воспитания у учащихся интереса к учению, развития познавательной активности школьников, формирования мотивов учения является организация игровой деятельности уча­щихся. «Без педагогической игры невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока», - подчеркивает Ш.А.Амонашвили.

Игра, учение, труд являются основными видами человеческой деятельности. Игра, всегда являясь немного учением и немного трудом, готовит ребенка к учению и к труду.

Игровые ситуации делают урок разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску. Коллективная форма органи­зации урока способствует тому, что ребята обмениваются мысля­ми, мнениями, ошибаются, выдвигают и обосновывают свои сооб­ражения, способы решения задач, вместе ищут и поправляют ошибки. В процессе общения учащиеся лучше и быстрее разбира­ются в учебном материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяет практически всем двигаться вперед своим темпом, подтягивает слабых и не сдерживает сильных учеников.

По мнению французского ученого Луи де Бройля, игра имеет много общего с работой ученого: поставленная задача, труд­ность которой можно преодолеть, затем радость открытия, ощу­щение преодоленного препятствия. Именно поэтому нельзя отри­цать роль дидактических игр в процессе обучения.

На своих уроках я применяю различные виды игр. Это игры на выполнение занимательного задания (начертить на доске гори­зонтальную прямую с помощью сообщающихся сосудов, опустить яйцо в бутылку и т.д.), игры с раздаточным материалом (лото, домино). Эти игры не только пробуждают интерес к предмету, но и служат хорошим средством разрядки для детей, способствуют снятию умственного напряжения, усталости, а также являются удачным способом переключения с одного вида работы на другой. При обобщении изученной темы применяю игры-соревнования, сос­тоящие из различных конкурсов, игру-гусек "Незнайкины вопро­сы". Уроки решения задач проходят иногда в форме игры в "Морской бой", "Восхождения на пик Знаний", "Ну, погоди!".

Очень нравятся ребятам нашей школы уроки с применением компьютеров. Они позволяют в концентрированной форме изучать и повторять материал в темпе, который каждый ученик сам под­бирал для себя в соответствии с индивидуальными особенностя­ми; контролировать усвоение материала учащимися; моделировать опыты, постановка которых в школе невозможна вследствие их сложности. Работа на компьютере создает у детей положительный настрой в учебе. Использование ЭВМ в учебном процессе способствует активизации самостоятельной индивидуальной учебной деятельности учащихся.

Все используемые мной формы и методы работы нацелены на приобретение учеником системы физических знаний о мире и его законах, на формирование умений применять эти знания на прак­тике, на развитие личности ученика, его познавательных и творческих способностей.

В начало
^

IV. Заключение.


Сельская малочисленная школа традиционно испытывает самые большие трудности – и кадровые, и финансовые, и материально-технические, и в обеспечении научно-методической литературой. Несмотря на это она продолжает жить и развиваться, так как не может оставаться в стороне от социально-экономических перемен, происходящих в обществе.

Учитель сельской малочисленной школы удален от научных, методических и культурных центров, не так часто он может ознакомиться с новинками методической литературы, а по проблемам малочисленных школ можно найти не так уж и много книг. Задачи, стоящие перед сельской школой требуют решения, и учитель ищет пути адаптации образовательных программ для сельских школьников, продумывает организацию дифференцированного и индивидуального подхода, работает над развитием ученика с учетом социокультурной среды. Результатом таких размышлений и является данная работа.

В начало


^

V. Библиография.



Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ. – М.: Просвещение, 1990.

Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. – М.: Просвещение, 1981.

Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение,1987.

Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н.Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.

Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. – М.: Просвещение, 1988.

Зайкин М., Вагина Ж. Специфика малочисленного класса. // Сельская школа. –1999.- №4.

Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М.: Просвещение, 1990.

Малафеев Р.И. Проблемное обучение в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.

Малочисленная школа в современных условиях. / Под общей ред. С.А.Рогачева. - Воронеж: ВОИПКРО, 1993.

Михалькова З.И. и др. Педагогическая технология: что это такое? – Воронеж: ВОИПКРО, 1997.

Морозова Н.А. Малочисленная школа-99. – Воронеж, ВОИПКРО, 1999.

Морозова Н.А. Ступени мастерства. – Воронеж: ВОИПКРО, 1996.

Обучение в малокомплектной школе: 5-9 классы. / Под ред. Г.Ф.Суворовой. – М.: Просвещение, 1990.

Оптимизация обучения физике и астрономии. / Под ред. Д.И.Пеннера. – М.: Просвещение, 1989.

Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Из опыта работы. / Под ред. П.Т.Фролова. – М.: Просвещение, 1991.

Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993.

Рогачев С.А., Морозова Н.А. Концепция сельской малочисленной школы. – Воронеж: ВОИПКРО, 1995.

Рогачев С.А. Сельская малочисленная школа: перспективы развития. – Воронеж: ВОИПКРО, 1998.

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей. / Сост. Э.М.Браверман. Под ред. В.Г.Разумовского. – М.:Просвещение, 1993.

Учиться работать по-новому. / Автор-составитель Морозова Н.А. – Воронеж: ВОИПКРО, 1990.

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985.

Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

Шейман В.М. Технология работы учителя физики. – М.: Новая школа, 1992.


В начало









Похожие:

I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе iconИспользование современных информационных технологий в сельской малочисленной школе
Ш является их компьютеризация. Как сделать так, чтобы персональный компьютер одно из самых мощных и эффективных из всех существовавших...
I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе iconКак можно повысить качество обучения через методическую работу?
Создать психолого педагогические условия, направленные на повышение качества обучения, преподавания; на совершенствование педагогического...
I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе iconПроблемы интенсификации обучения 9 Основные подходы к проблеме интенсификации обучения 9
Особое внимание уделяется вопросам автоматизации процесса интенсивного обучения, методическому и психолого-педагогическо­му обеспечению...
I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе iconПедагогическим
Вопрос 29. Особенности педагогического процесса в профессиональной школе. Методы обучения в профессиональной школе
I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе iconПубличный отчёт о выполнении Программы развития школы «Организация профильного обучения в сельской школе. Создание модели базовой школы» за 2007 год
«Организация профильного обучения в сельской школе. Создание модели базовой школы»
I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе iconЮ. А. Каверин Тамбовская средняя общеобразовательная школа Терновского района Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности
Одним из путей решения данной проблемы и является использование группового обучения. Вместе учиться и легче, и интереснее, и эффективнее....
I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе iconОглавление Введение
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе icon26 августа 2009 года в рамках областного образовательного форума в Липецком институте развития образования был проведен круглый стол «Актуальные проблемы преподавания физики и пути повышения качества обучения» в работе круглого стола приняли участие
«Роль современного учебно-методического комплекса в повышении эффективности процесса обучения физике в основной школе»
I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе iconПрограмма конференции Открытие конференции
Тема конференции: «Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения» март, 2010 лицей №179
I. Введение. Актуальность проблемы. II. Психолого-педагогические особенности процесса обучения в сельской малочисленной школе iconПсихолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте гл ас д-р Евгения Минкова Тополска кафедра „Дошкольное и начальное образование”
Психолого – педагогические техники о компенсировании дефицитах в подготовке к обучение грамоте
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов