Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты icon

Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты



НазваниеКаверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты
Дата конвертации13.09.2012
Размер35.55 Kb.
ТипДокументы

Каверин Ю.А., Тамбовская СОШ

Физические диктанты

как форма текущего контроля знаний.

Проверка и оценка успеваемости учащихся составляют важную часть учебного процесса, способствуют повышению качества обучения и воспитания. Проверка успеваемости учащихся позволяет не только определить успехи и недостатки в знаниях и умениях, но на этой основе управлять учебным процессом. Результаты проверки позволяют учителю корректировать время на изучение отдельных вопросов программы, совершенствовать формы и методы работы с учащимися, изменяя виды учебной работы, долю самостоятельной работы каждого ученика, оптимально регулировать учебную нагрузку школьников.

Одной из форм текущего контроля знаний, позволяющей проверить знания учащихся всего класса, являются физические диктанты, получившие в настоящее время широкое распространение в школах. Это кратковременные проверочные работы, рассчитанные на 10-15 минут. Диктанты позволяют выявить прочность усвоения материала, развивают память и внимание ученика, формируют умение работать в заданном темпе, быстро принимать правильные решения, что важно для подготовки к жизни. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного. Они являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

Дидактические требования к содержанию и структуре диктанта определяются дидактическими целями: «упражнять», «закрепить», «проверить», «скорректировать». Таким образом, с помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи: диагностирование знаний учащихся, корректирование процесса обучения, предупреждение возникновения пробелов, проверка достижения конечного результата обучения.

В диктант вводится тот материал, который относится к обязательному и основному: физические формулы; символические обозначения, определения физических величин и их единиц, соотношения между ними; формулировки физических явлений, законов, математические связи между величинами; назначение физических приборов, правила обращения с ними. При подборе вопросов необходимо ориентироваться на репродуктивную деятельность учащихся, которая легко контролируется и самоконтролируется в процессе написания диктанта. Материал, требующий сложных умственных операций, в диктант не вводится.

Содержание диктантов составляют вопросы, требующие от всех учащихся независимо от их уровня знания физики, психологических особенностей примерно одинакового времени на обдумывание ответа и его запись. В диктанты не включаются качественные задачи, так как в этом случае оценка за работу, как показывает педагогический эксперимент, не является объективной.

Каждый диктант состоит из набора фраз физического содержания утвердительного характера.
В каждой фразе есть вступительная часть (написанная учителем) и констатирующая (обозначенная многоточием). Вторую часть учащийся должен дописать самостоятельно. В тетрадях учащиеся пишут только констатирующую часть при строгом соблюдении нумерации зачитываемых вопросов. Для удобства записи располагают в столбик. Вопросы диктует учитель (возможно использование магнитофонной записи), время ответа строго регламентируется. Вопрос повторяется два раза. При первом чтении учащиеся уясняют суть вопроса, второе чтение позволяет уточнить детали. При чтении некоторых вопросов учитель в случае необходимости дает варианты ответов, в отдельных утверждениях вместо многоточия возможна постановка вопросов. Например: «Чем дальше тело находится от Земли, тем … (сильнее, слабее) она его притягивает»., «Неравномерное движение характеризуется … (какой?) скоростью».

В классах с малой наполняемостью можно проводить диктант в одном варианте.

Проверка диктанта проходит сразу после его написания. Можно предложить одному из учащихся прочитать свои ответы. Остальные ученики сверяют их со своими, обсуждают, вносят исправления, дают объяснения. Возможно проведение самопроверки или взаимопроверки (обмен тетрадями с соседом по парте). Правильные ответы в этом случае проецируются на экран с помощью графопроектора. Оценивание диктанта проводится согласно критерию, предложенному учителем. Если вопросы диктанта равноценные, то для выставления отметки целесообразно оценить каждый из них долями балла (в случае 10 вопросов каждый оценивается в 0,5 балла).

Такая проверка позволяет учащимся сразу же получить информацию о своих пробелах в знаниях, а учителю – о степени усвоения изученного материала, о готовности класса к выполнению других видов работы.

Вопросы, приведенные в диктантах, можно использовать также для отработки учащимися изученного материала и при повторении в динамических парах путем взаимоопроса, при организации работы в малых группах.

Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Учащиеся знают, что для успешного написания диктанта необходимо готовиться к нему в течение всего времени изучения данной темы, работать с текстом учебника, внимательно слушать объяснение учителя на уроке. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал, привыкают к тому, что знания каждого из них будут проверены и оценены. Это способствует воспитанию трудолюбия, дисциплины труда, а в конечном итоге положительно влияет на развитие учащихся и их интеллектуальных умений и навыков.




Похожие:

Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconКаверин Ю. А., Тамбовская сош
Одним из путей решения данной проблемы и является использование группового обучения
Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconВеб-портфолио учителя как импульс к его саморазвитию каверин Ю. А., Каверина Т. И
Моу тамбовская средняя общеобразовательная школа Терновского района Воронежской области
Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconДокументы
1. /физические диктанты, 7 класс.doc
Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconЮ. А. Каверин Тамбовская средняя общеобразовательная школа Терновского района Психолого-педагогические основы групповой формы организации учебной деятельности
Одним из путей решения данной проблемы и является использование группового обучения. Вместе учиться и легче, и интереснее, и эффективнее....
Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconЮ. А. Каверин, учитель Тамбовской сош использование форм групповой деятельности в работе классного руководителя
В настоящее время российские школы нацелены на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание науки и практики...
Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconУрок Физические явления
Цель: Формирование понятия – физические явления. Ознакомление со способами разделения смесей, основанных на физических явлениях
Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconМоделируем физические явления с учениками
Мастерская Шакурова З. З. Моу «Куракинская сош». Республиканский конкурс «Учитель года 2008»
Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconБиологические диктанты. «Строение тела животных»

Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconВопрос Физические свойства веществ и физические явления. Химические свойства веществ и химические явления. Химическая реакция. Признаки течения химических реакций. Роль химии в жизни человека

Каверин Ю. А., Тамбовская сош физические диктанты iconРмо учителей физики
Современные пути повышения эффективности учебных занятий Каверин Ю. А
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов