Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов icon

Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов



НазваниеОрганизация учебного процесса на основе использования опорных конспектов
Дата конвертации13.09.2012
Размер40.36 Kb.
ТипКонспект

Каверин Ю.А., Тамбовская СОШ

Организация учебного процесса

на основе использования опорных конспектов.

Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. С методикой работы с опорными конспектами я познакомился на курсах В.Ф. Шаталова в Донецком институте усовершенствования учителей, а на семинаре у учителя физики из г. Дубны Г.Д. Луппова я увидел использование опорных конспектов вместе с тестовыми заданиями.

Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики? Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект. Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, формулами, отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация. Необходимость конспектов (схем, сигналов) обусловлена тем, что в каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки».1

Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала.

При изучении нового материала максимально использую демонстрационный и фронтальный эксперимент, техничес­кие средства обучения, аудиовизуальные средства. Ведь еще Я.А.Коменский писал: "Пусть будет для ýчащих золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания". Об этом же говорил и великий русский педагог К.Д.
Ушинский: "… Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств … приняли участие в акте запоминания". И современные психологи подтверждают значительно бóльшую силу восприятия, если в нем участвует несколько органов чувств.

В зависимос­ти от содержания материала, состава класса, задач, решаемых уроком, выбираю ту или иную форму работы: беседу, лекцию, эв­ристическую беседу и т.д.

Изложение материала строится в строгом соответствии с планом расположения его в опорном конспекте и его содержанием. Но, конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок, биографических сведений. В конспект же включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником. Во время объяснения учителя ученики не делают никаких записей. Главное для учеников на данном этапе – внимательно слушать объяснение учителя, отвечать на его вопросы, размышлять, разбираться в изучаемом материале, а задача учителя - добиться, чтобы каждый ученик понял каждую часть конспекта.

После объяснения материала всему классу предъявляется опорный конспект (через кодоскоп). Ис­пользуя рисунки на опорном конспекте, быстро и четко повторяю весь изложенный материал. Ученикам хорошо видно, что они должны усвоить по данной теме.

В конце урока учащиеся получают напечатанный конспект, который они дома переписывают в тетрадь для конспектов. Данный вид работы диктуется необходимостью активизации моторной памяти.

Опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.

На этапе проверки знаний стараюсь добиваться не простого запоминания конспекта (что прекрасно получается у учащихся с хорошо развитой зрительной памятью), а его глубокого осмысления и понимания. Для этого использую разнообразные формы контроля, такие как написание по памяти опорного конспекта (полностью или частично по вариантам), тихий опрос (рассказ у стола учителя во время написания классом опорного конспекта), магнитофонный опрос, взаимоопрос (рассказ конспекта соседу по парте), «щадящая» форма фронтального опроса (на вопросы учителя один вариант отвечает другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя и оценивают ответ своего соседа).

Одним из видов оперативного контроля усвоения теоретического материала являются физические диктанты, которые составлены мною в соответствии с материалом, изложенном в конспекте.

Дальнейшая отработка материала проходит в ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий, решения качественных и количественных задач, во время выполнения лабораторных работ, тестовых заданий, самостоятельных работ.

Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изло­жение его небольшими порциями, удобными для усвоения и запо­минания, обеспечивает ученикам успешность продвижения в усво­ении системы физических знаний.





1 См. : Педагогика сотрудничества: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов. // Учительская газета. 1986. 18 октября.




Похожие:

Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconУо «Миорский государственный Дом детского творчества» Организация учебно-воспитательного процесса в кружке
Организация учебно-воспитательного процесса в кружке. Аспекты подготовки, проведения и анализа учебного занятия: Сборник материалов...
Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconПрограмма «информатизация учебно-воспитательного процесса моу «сош №16» Исполнители: педагогические работники школы Пихтовникова Нина Васьльевна
Информатизация учебно-воспитательного процесса через развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса и...
Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconПояснительная записка к образовательному плану
Организация образовательного процесса в моу регламентируется учебным планом. Образовательный план отражает структуру учебного процесса...
Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconМетодические рекомендации по составлению плана учебного занятия. План учебного занятия (поурочный план) представляет собой обязательный и необходимый документ для работы
План необходим преподавателю, он свидетельствует о продумывании учебного процесса, отражает поиск оптимального варианта учебного...
Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconУчебный план групп дошкольного образования муниципального общеобразовательного учреждения
Организация образовательного процесса в моу регламентируется учебным планом. Образовательный план отражает структуру учебного процесса...
Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconДокументы
1. /разработка педсовета Здоровьесберегающая организация учебного процесса.doc
Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconРеферат научного промежуточного отчёта на тему: "Оценка племенных и продуктивных качеств кроликов акселератов и организация племенной работы на их основе."
Цель исследований состоит в разработке системы научного обеспечения и внедрения в практику фермерского и специализированного кролиководства...
Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconИсследование по теме «Реабилитация детей с нарушениями зрения на основе использования полифункциональной и интерактивной среды развития»
Система связей, обеспечивающих инноватику и развитие коррекционно-воспитательного процесса
Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconОрганизация учебного процесса в многопрофильном лицее Никонова Серафима Андреевна
Чем больше классов в параллели, тем более точно учитываются индивидуальные запросы
Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов iconПротокол №3 заседания Управляющего совета ксош №4 от 07. 12. 2007 года
Итоги контроля за обеспечением безопасных условий организации учебного процесса: организация школьного питания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов