Протокол № от 20 г icon

Протокол № от 20 г



НазваниеПротокол № от 20 г
страница1/4
Дата конвертации13.09.2012
Размер0.5 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тамбовская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

На заседании

ШМО естественно-научного цикла


Протокол № ___ от «___»___________20___г.


Руководитель ШМО _______ / /




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


_________/Г.И.Мерзликина/


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор


________ /Н.А.Комарова./



Приказ № ____ от «___»______20__г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

для 5-6 классов


Составитель: Ю.А.Каверин,

учитель информатики

МОУ Тамбовской СОШ

Терновского района

Воронежской области


2010/2011 уч. год


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-6 классов составлена на основе авторской программы профессора Н.В.Макаровой, ориентированной при отборе содержания учебного материала на Государственный стандарт Министерства образования и науки РФ основного общего и среднего (полного) образования по дисциплине «Информатика и ИКТ» для базового уровня. Поставленные цели в авторской концепции обучения полностью соответствуют целям Государственного стандарта по информатике и ИКТ, а по некоторым позициям являются более широкой их интерпретацией.


^ Общая характеристика учебного предмета

Нечеткость границ научной области «информатика» и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений определяют в качестве первоочередной задачи разработку концепции преподавания. Наиболее перспективной нам представляется такая концепция, где ярче всего выделены те направления, которые будут способствовать развитию учащихся, формированию их системного мировоззрения, овладению ими современными информационно-коммуникационными технологиями, что в итоге обеспечит необходимый фундамент информационной культуры выпускника.
Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которых используются компьютерные технологии, при этом учитывается развиваемый в научном сообществе информационный подход.

Почему актуален такой подход к обучению информатике в школе? Мы исходим из того, что в информационном обществе особая роль отводится развитию мышления, уровень которого определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения.

Обратимся к философскому словарю, где дается такое определение: «…Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий…» Исходя из этого определения, можно утверждать, что при обучении следует делать акцент на понимании того, что есть «предмет и явление», какова их структура, как организованы связи между элементами этой структуры, каков механизм проведения исследования, почему важны цели и идеи исследования, какие инструменты и методы при этом надо применять.

Наиболее близок к поставленным задачам развития мышления системный подход. Системный подход — это группа методов, с помощью которых на этапе анализа определяются состав и структура системы, ее функции и свойства, взаимодействие со средой, а также разрабатывается модель системы. Моделирование является основным средством исследования.

Если встать на позиции широко развиваемого в информатике объектно-ориентированного проектирования и программирования, то вполне очевидно, что, исходя из поставленной цели, при рассмотрении структуры любой системы («предмета или явления») прежде всего надо научиться выделять его основные элементы, то есть, используя тезаурус данного направления, — объекты. Поэтому первоочередной задачей, способствующей развитию мышления учащегося, следует считать задачу усвоения того, что есть объект, каковы его свойства, как этот объект может взаимодействовать с окружающей средой или другими объектами. Это и есть анализ, который открывает путь к зарождению новых идей по совершенствованию или созданию объекта с новыми свойствами, а значит, способствует развитию мышления учащегося.

Исследование объектов и систем непосредственно связано со сбором и переработкой информации, что тоже определяется своими законами, методами, подходами, средствами. В научном обществе сейчас развивается информационный подход, целью которого является изучение законов функционирования информации в природе и в обществе, выявление общих закономерностей информационных процессов в системах различной природы.

Преломляя и объединяя основные идеи этих подходов к образовательным целям информатики в школе в виде системно-информационной концепции, мы приходим к выводу о том, что дисциплине «Информатика и ИКТ» определена интегрирующая роль среди всех школьных дисциплин. Благодаря наличию огромного спектра компьютерных технологий для реализации разноплановых задач образовательная область «Ин­форматика» позволяет аккумулировать знания из разных предметных областей. Это именно то направление обучения, где реально можно воплотить идею развития системного мышления каждого учащегося, научить его системному анализу, сформировать навыки исследовательской и познавательной деятельности.

В этой образовательной области за счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные при изучении других предметов. При этом акцент следует делать на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить, что развитием мышления занимаются практически во всех школьных предметах, но на базе системного и объектно-ориентированного подходов — нигде.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление о системе, объектах, связях. Изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза является информационное (абстрактное) моделирование, выполняемое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и воспроизводить их поведение в соответствии с поставленной целью.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, цель, модель, моделирование, — мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Следствием этого является расширение этих понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся следующие: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл и др.

Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями при передаче знаний и умений цели: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислять еще множество различных аспектов цели, но важно одно — требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной, а не идти по схеме «делай, как мы», очень распространенной при передаче знаний из областей точных наук.


^ Цели изучения информатики и ИКТ

В качестве основных целей обучения в соответствии с системно-информационной концепцией выделяются следующие:

  • формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:

  • система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;

  • умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;

  •   развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;

  •   приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности;

  •    воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.


^ В 5–6-х классах осуществляется пропедевтика основных понятий и технологий базового курса «Информатика и ИКТ». Начальный (пропедевтический) уровень предполагает:

  •  формирование представления об основных понятиях информатики;

  •  развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;

  •  освоение начальной технологии работы в системной среде Windows;

  •  освоение технологии работы в среде графического редактора Paint;

  •  освоение технологии работы в среде ЛогоМиры;

  •  пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде графического редактора и в среде ЛогоМиры.

Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50 % отводится на изучение теоретического материала и 50 % — на практическую работу на компьютере.

Программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю в течение двух лет). Программой предусмотрено проведение зачетных (контрольных) уроков: в 5 кл. – 3; в 6 кл. – 3.


Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

  1. Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). — СПб.: Питер, 2007.

  2. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.

  3. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.

  4. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь № 2. Начальный уровень / Под ред. проф.  Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2007.


Программное обеспечение

Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики является стандартным для большинства образовательных учреждений и ориентировано на программные продукты компании Microsoft: операционная система Windows, графический редактор Paint, среда программирования ЛогоМиры.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Обучение работе на компьютере


Тема 1.1.  Освоение системной среды Windows

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.

Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочих столов. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.

Освоение приемов работы с мышью.

Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.

Представление об окне как об объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.

^ Учащиеся должны знать:

  назначение основных устройств компьютера;

  правила работы за компьютером;

  назначение Рабочего стола;

  понятие графического интерфейса;

  назначение компьютерного меню и Главного меню;

  роль окна при работе в системной среде Windows;

  назначение служебных клавиш на клавиатуре.

Учащиеся должны уметь:

  работать мышью;

  выбирать пункты меню;

  запускать программу и завершать работу с ней;

  изменять размеры и расположение окна.


Тема 1.2.  Простейшая технология работы с текстом

Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора.

Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

^ Учащиеся должны знать:

  основные правила набора текста;

  назначение Основного меню;

  основные операции редактирования;

  назначение буфера обмена.

  Учащиеся должны уметь:

  вводить и редактировать текст;

  копировать, перемещать, удалять фрагмент текста.


Тема 1.3.  Вычисления на компьютере с помощью Калькулятора

Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.

Учащиеся должны знать:

  назначение программы Калькулятор;

  технологию работы с программой Калькулятор.

Учащиеся должны уметь:

  приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов;

  выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.


Тема 1.4.  Представление о составном документе

Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием двух программ.

Учащиеся должны уметь:

  располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать;

  создавать составной документ.




Раздел 2.  Компьютерная графика как средство развития
творческого потенциала



Тема 2.1.  Освоение среды графического редактора Paint

Понятие компьютерной графики. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

^ Учащиеся должны знать:

  назначение и возможности графического редактора;

  назначение объектов интерфейса графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  настраивать Панель инструментов;

  создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.


Тема 2.2.  Редактирование рисунков

Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещения. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

^ Учащиеся должны знать:

  понятие фрагмента рисунка;

  понятие файла.

Учащиеся должны уметь:

  выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  создавать графический объект из типовых фрагментов;

  сохранять рисунок в файле и открывать файл.


Тема 2.3.  Точные построения графических объектов

Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.

Понятие пиксела. Редактирование графического объекта по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселам.

^ Учащиеся должны знать:

  точные способы построения геометрических фигур;

  понятие пиксела;

  понятие пиктограммы.

Учащиеся должны уметь:

  использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;

  редактировать графический объект по пикселам;

  рисовать пиктограммы.


Тема 2.4.  Представление об алгоритме

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.

Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов.

Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

^ Учащиеся должны знать:

  понятие алгоритма;

  понятие линейного алгоритма;

  понятие циклического алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

  разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  использовать при создании графического объекта циклический алгоритм.


  1   2   3   4




Похожие:

Протокол № от 20 г iconПротокол № от 2011 г. Директор мбоу-сош с. Новосельское: Протокол № от 2011 г. Председатель ус: А. В. Погодин. Н. Г. Жарикова
Приказ № от 2011 г общешкольным род собранием Протокол № от 2011 г
Протокол № от 20 г iconПечать подпись расшифровка подписи
На основании решения собрания трудового коллектива (протокол №10 от 30. 12. 2010г.), решения Совета школы (протокол от 30. 12. 2010г....
Протокол № от 20 г iconПротокол №1 от 26. 08. 2009 Протокол №1 от 27. 08. 09 С. Б. Трещёва
Проведение занятий в казачьих классах, согласно утвержденного расписания; работа в школьных музеях
Протокол № от 20 г iconOverview протокол отдельный вид Гибкость Sheet 1: протокол
Результаты первенства секции акробатики по физической подготовке среди взрослых 22 февраля 2010 г
Протокол № от 20 г iconДокументы
1. /протоколы олимпиад 2011/МХК Протокол .doc
2. /протоколы...

Протокол № от 20 г iconПротокол №1 согласовано упрвляющим Советом школы Протокол №1 от 03. 09. 2010 г. Председатель ус о. П. Аванесова
Героя России гвардии майора С. Г. Таранца муниципального образования Славянский район
Протокол № от 20 г iconПротокол №1 заседания Управляющего совета моу сош№1 От 22 мая 2008 года Присутствовало: 8 человек Бауков О. И, Щербакова И. В. Нагубникова Н. В
Данный протокол. Голосование отрытое
Протокол № от 20 г iconРеферат Киселев Владимир Александрович
И сказало arpa: Да будет протокол. И стал протокол. И увидело arpa, что он хорош
Протокол № от 20 г iconПротокол № мс протокол №1 шмо 2011 г

Протокол № от 20 г iconПротокол География мэ протокол Биология мэ

Протокол № от 20 г iconКаслинского муниципального района
Протокол № Педагогического совета А. П. Мельникова 2011 г. Протокол №2011 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов