О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя icon

О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя



НазваниеО роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя
Дата конвертации13.09.2012
Размер43.09 Kb.
ТипДокументы

О РОЛИ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В ТВОРЧЕСКОМ САМОРАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ

Каверин Ю.А., Каверина Т.И.

МОУ Тамбовская средняя общеобразовательная школа Терновского района Воронежской области

kaverin@rambler.ru


Творческое саморазвитие учителя направлено на активизацию его внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы в полной мере реализовать себя в профессии, и охватывает философские, психологические, педагогические, физиологические и другие процессы личности, поднимая на новый уровень функционирования процессы «самости». Целью саморазвития учителя является освоение качественно нового уровня профессиональной компетенции, профессионального мастерства, обеспечивающего способность совершенствовать педагогическую реальность; рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное – «это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности» [2, с.9].

Существенной особенностью учителя сельской школы является его «одиночество по предмету»: он часто является единственным учителем по преподаваемой дисциплине (за исключением учителей начальных классов, русского языка и математики). В малочисленных сельских школах учитель не может получить полную нагрузку по своей специальности, поэтому он вынужден брать другие предметы, по которым он не является специалистом, для получения полной ставки, что приводит к усложнению его труда. Профессиональные навыки такого учителя складываются лишь на основе собственного опыта и разумения, проб и ошибок. Существенные ошибки в содержании и методике учебной работы порой остаются им не замеченными, что в свою очередь рождает рутинные формы педагогической работы, примитивизм. Учитель сельской малокомплектной школы работает, как правило, «в автономном режиме», возможности его общения с коллегами предельно ограничены, до многих педагогических истин он доходит путем «проб и ошибок», «варится в собственном соку», а это часто создает непреодолимые помехи в его творческом росте (П.Т. Фролов).

Одним из путей преодоления «педагогического одиночества» учителя сельской школы является его участие в работе сетевых педагогических сообществ («Всероссийский интернет-педсовет», «Интернет – государство учителей», «Сетевое объединение методистов», «Открытый класс» и др.). Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода в образовании, в основе которого лежат принципы гуманистического направления в философии, педагогике и психологии.

Сетевое сообщество, по мнению Н.Н.
 Рыхловой, - это новый атрибут самостоятельно формируемого профессионального пространства  учителя XXI века, обладающего научным мышлением, реализующего индивидуальную образовательную траекторию, включающую интернет-ресурсы, с целью максимальной самореализации и самоактуализации. Профессиональное сетевое сообщество учителей - это база образовательных информационных ресурсов, это место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации [1]. Его основные цели:

  • осуществление постоянного профессионального взаимодействия для обмена опытом;

  • осуществление информационной и методической поддержки учителей школ;

  • повышение квалификации педагогических кадров;

  • предоставление возможностей для педагогов устанавливать внутренние контакты и налаживать взаимодействие с целью оказания поддержки друг другу.

Сетевые педагогические сообщества могут обеспечить:

  • организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;

  • создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;

  • методическую поддержку педагогов;

  • презентацию современного программного обеспечения, учебных и методических материалов;

  • внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения.

Как новая форма организации профессиональной деятельности в сети Интернет, сетевые педагогические сообщества позволяют учителям развивать свои творческие способности, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повысить свой профессиональный уровень. Внутри сообщества педагогов-единомышленников создана плодородная почва для профессионального саморазвития учителя, для совместного, более объективного обсуждения и решения возникающих педагогических проблем. В сообществе можно получить оценку своих материалов и рекомендации по их улучшению.

В сетевом педагогическом сообществе учителю предоставляется возможность самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность. Участвуя в работе сообщества, учитель может:

  • обмениваться своим опытом работы;

  • обсуждать на форумах и в чатах волнующие его проблемы образования;

  • напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования;

  • знакомиться с лучшими образовательными ресурсами, представленными участниками сообщества;

  • совершенствовать свою методическую подготовку;

  • участвовать в теле- и видеоконференциях, семинарах, мастер-классах;

  • участвовать в виртуальных викторинах, олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

  • расширить круг профессионального общения.

Таким образом, сетевые педагогические сообщества предоставляют сельскому учителю безграничное пространство для общения с коллегами на расстоянии, возможность повышения профессиональной квалификации. Работа в сетевых педагогических сообществах является для учителя мощным стимулом для творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности и способствует его творческому саморазвитию.


Библиографический список


  1. Владимирова Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах // Информатика и образование. - 2006. - № 6. - С. 56 - 61.

  2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта, 1998. – 201 с.

  3. Фролов П.Т. Особенности внутришкольного управления педагогическим процессом в малокомплектной школе // Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.




Похожие:

О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя iconКонкурс докладов фестиваля сетевых сообществ "Всероссийский интернет-педсовет" (далее конкурс)
...
О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя iconСтатья учителя технологии Близниковой Н. Н. «Способности детей находятся на кончиках пальцев» (В. Сухомлинский)
Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа». Рассмотрение психолого-педагогических публикаций показывает,...
О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя icon5 октября 2010 года в моу сош №5 учащиеся поздравили своих учителей с Днём учителя! В этот день прошёл день самоуправления. Директором школы была назначена ученица 11 класса Орехова Амалия.
Орехова Амалия. Ученики старших классов выступили в роли преподавателей. А учителя вспомнили, что значит быть учеником. Надеемся,...
О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя iconИнформационное обеспечение сельского учителя как основа роста его профессионального мастерства

О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя iconОбщее число педагогических работников
Школа в основном укомплектована кадрами, но есть специальности, по которым имеется дефицит педагогических работников. Для улучшения...
О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя iconСравнительный анализ социально-сетевых проектов
Представлен сравнительный анализ социальных Интернет-проектов, а именно популярных социальных сетей коммерческого назначения, сетей...
О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя iconПрактические ссылки с инсталляцией по использованию икт для интенсивного дистанционного обучения Интенсивное дистанционное обучение основы и подробности Возможности сетевых технологий для диалогового и коллективного общения
Возможности сетевых технологий для диалогового и коллективного общения через чат и форум, с использованием голосовой и видеосвязи,...
О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя iconЧупахин Александр Валентинович на протяжении четырёх лет успешно сотрудничает с издательством «Просвещение». Он дважды награждён грамотами и ценными подарками издательства «Просвещение» за победу во Всероссийском творческом конкурс
Просвещение» за победу во Всероссийском творческом конкурсе «Учитель Учителю», результаты которого представлены в журнале «Вестник...
О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя iconКорнелий абрамцев сеанс у психотерапевта
Комедия в двух действиях, для шести персонажей. Три роли женские, три роли мужские
О роли сетевых педагогических сообществ в творческом саморазвитии сельского учителя iconДокументы
1. /Методические рекомендаци по аттестации педагогических работников МБОУ на первую категорию-...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов