Рмо учителей физики icon

Рмо учителей физики



НазваниеРмо учителей физики
Дата конвертации13.09.2012
Размер59.01 Kb.
ТипДокументы





РМО учителей физики

4

январь


2006




АНОНС

СОВРЕМЕННЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

На следующем заседании РМО учителей физики (март 2006 г.) предполагается рассмотреть следующие вопросы:


1. Круглый стол «Элективные курсы по физике и их роль в организации предпрофильного и профильного обучения» (Коротаева Н.В., методист РИМК, Каверин Ю.А., руководитель РМО).

2. Многоуровневые задачи как средство дифференциации обучения в малочисленных классах (Поляков В.М., учитель Новокирсановской СОШ).

3. Методика разработки комплекса вопросов для оценки теоретических знаний (^ Лошакова И.В., учитель Русановской ООШ).




Преподавание, ориентированное на развитие личности ученика, приобретает все большую популярность. В число важнейших заповедей, образующих основу этой системы обучения, входят:

- обязательная разработка для каждого занятия совокупности мер, обеспечивающих возникновение у учащихся желания познать новое (мотивация учебной деятельности);

- организация учебных занятий, базирующаяся на личной познавательной активности школьников (реализация деятельностного подхода);

- опора на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимуляция продвижения в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);

- учет индивидуальных психических особенностей учеников;

- создание положительного эмоционального настроя и доверительной, деловой атмосферы в классе.

Для того чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную деятельность, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. Мотив – это то, что побуждает и направляет деятельность человека.
В практике работы учитель может использовать следующие мотивы:

- познавательный;

- саморазвитие;

- достижение;

- профессионально-жизненное самоопределение;

- коммуникативный;

- эмоциональный.

Учителю следует помнить о том, что мотивацию активизирует формирование у учащихся чувства радости достижением, преобладание стремления к успеху над стремлением избегать неудачу, умение выполнять самоанализ причин достижений и затруднений.

Для реализации деятельности учащихся на уроке и деятельностного подхода к преподаванию учителю следует обратить внимание на схему деятельности, принятую психологами: потребности  мотив  цель и задача  действие  операции  результат  рефлексия. При разработке урока, продумав конкретные меры реализации этой схемы, учитель должен конкретизировать следующие компоненты:

- содержание материала (чему учить);

- мотивы деятельности;

- способы «включения» учащихся в деятельность;

- средства труда;

- формы организации труда;

- меры стимулирования работы;

- способы руководства;

- формы контроля;

- тип отношений во время работы;

- формы проведения рефлексии.

Об учете индивидуальных особенностей учащихся, о конкретизации процесса составления плана урока рассказывает Э.М.Браверман в статье «Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути» в журнале «Физика в школе», №№ 6, 7 за 2005 г.


^ Учитель - учителю

Методический фестиваль «Учитель – учителю» пройдет в ноябре 2006 года. Вы имеете прекрасную возможность заявить о себе как о творческом учителе, обладателе огромного багажа методических находок, разработок уроков, авторе учебных пособий. РМО надеется, что вы поделитесь с коллегами сценариями своих лучших уроков, оригинальными авторскими разработками, позволяющими педагогу увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию школьников, разнообразить учебный процесс.







^ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

НА УРОКЕ



ФИЗИКА В ЛИТЕРАТУРЕ







Проблема «включения» учащихся в работу неразрывна с созданием эмоциональных и занимательных ситуаций на уроке. В учебном процессе должно быть больше положительных эмоций, которые играют существенную роль и в формировании мотивации учения, и в снятии психологической напряженности, и в развитии познавательного интереса. Учеными-дидактами выделены три уровня развития эмоций учащихся:

уровень любопытства: у учащихся наблюдается эпизодический интерес к эффектным внешним сторонам явления при отсутствии интереса к его сущности;

уровень любознательности: обнаруживается интерес к накоплению информации, постижению сущности явлений;

устойчивый эмоционально-познавательный уровень: наблюдается постоянный интерес к сущности явлений, существенным связям и закономерностям, стремление разобраться в них.

Классификацию эмоциональных ситуаций в зависимости от критериев можно представить следующим образом:

- уровень вызываемого познавательного интереса (любопытство, любознательность, устойчивый уровень интереса);

- причины появления (взаимодействие в системе: ученик – школа, ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – его познавательные возможности, ученик – новый материал, ученик – его самостоятельность);

- формы задач и заданий, порождающие эмоции (задачи и задания, связанные с загадками, сказками, пословицами, опытами, детскими игрушками, историческими фактами, парадоксами, жизненным опытом учащихся, отрывками из художественных произведений, любимыми детскими героями);

- преимущественное действие на группы учащихся («физиков», «лириков», на обе группы).

(По материалам статьи В.С.Данюшенкова, О.В.Коршуновой «Эмоциональные ситуации как средство реализации индивидуально-ориентированного обучения физике», «Физика в школе». – 2003. - №7)


Большую помощь в работе по созданию эмоциональных ситуаций на уроке учителю окажет книга В.И.Елькина «Необычные учебные материалы по физике», выпущенная в серии «Библиотека журнала «Физика в школе», выпуск 16, 2000 г.


Важная задача, стоящая перед учителем, - развивать познавательную активность учащихся, стимулировать их творческую деятельность, так как только через собственную деятельность можно понять окружающий мир и физические явления в нем. Помочь в этом учителю могут качественные задачи, составленные на основе фрагментов текстов из научно-популярной и художественной литературы, содержащих описания физических явлений.

Работа с текстом – это осмысление его содержания, отыскание в словаре значений новых слов, ответы на вопросы, предложенные учителем, формулировка собственных вопросов, поиск в литературе отрывков, подходящих для иллюстрации того или иного физического явления, закона. Такая деятельность позволяет сформировать у школьников представление о целостной картине мира. Совокупность фактов, изложенных в текстах, имеет не только информационную значимость, но и побуждает к классификации явлений, определению их практической значимости. Работа с литературным текстом расширяет словарный запас, способствует развитию образности мышления, повышает культуру речи.

Данная тема освещена в следующих материалах:

Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. – М.: Школа-Пресс, 2000. – (Библиотека журнала «Физика в школе», выпуск 17).

Мир физики в художественной литературе / Ред.-сост. С.А.Тихомирова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – (Библиотека журнала «Физика в школе», выпуск 10).

Петрухин В.И. Качественные задачи на основе поэтических и научно-популярных текстов.// Физика в школе. – 2004. - №3.

Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002. – (Библиотека журнала «Физика в школе», выпуск 22).



Выпуск подготовил: Ю.А.Каверин, руководитель РМО учителей физики.

Свои предложения и пожелания можно сообщить по электронной почте kavua@vmail.ru или по телефону 68-2-43 (рабочий).







Похожие:

Рмо учителей физики iconРмо учителей физики
Каждая из этих позиций напрямую затрагивает сложившуюся систему деятельности всех учителей физики региона, а соответственно настоятельно...
Рмо учителей физики iconАнализ работы рмо учителей физики 2009-2010 учебный год
Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области физики и методики...
Рмо учителей физики iconСписок учителей физики рмо

Рмо учителей физики iconРмо учителей физики
Современные пути повышения эффективности учебных занятий Каверин Ю. А
Рмо учителей физики iconРмо учителей физики
Система промежуточного контроля знаний по физике. (Лодяная З. Г., учитель Терновской сош №1)
Рмо учителей физики iconРмо учителей физики
Анализ методической работы за 2005/2006 уч год. (Коротаева Н. В., методист римк)
Рмо учителей физики iconВ физическом образовании
...
Рмо учителей физики iconПротокол №1 заседания рмо учителей математики от 27 августа 2010 года. Присутствовало 30 человек. Повестка дня: Анализ работы рмо за 2009/2010 учебный год
Признали работу рмо удовлетворительной. Отметили положительные и отрицательные стороны в работе, наметили перспективный план работы...
Рмо учителей физики iconРмо учителей физики Терновского района
Использование личностно-ориентированных технологий, развивающих у учащихся способности и умение самостоятельно приобретать знания...
Рмо учителей физики iconАнализ деятельности мо учителей математики и физики моу сош №7 за III четверть 2010-2011 учебного год
В мо учителей математики и физики входят 6 учителей: 4 человека- учителя математики (Морщинова Т. Н., Гладышева Е. И., Киселева Л....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов