Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация icon

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация



НазваниеПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация
Дата конвертации05.10.2012
Размер143.15 Kb.
ТипПрограмма

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.

Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

^ 1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  • отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  • выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  • апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  • формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

  • обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  • разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

  • универсальные учебные действия младших школьников;

  • психолого- педагогические условия обучения;

  • педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга (какие ресурсы и условия нужны, чтобы программа была реализована): банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.


^ Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

^ Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

  • сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседа.



Рекомендованная циклограмма мероприятий



УУД

Характеристика УУД

Инструментарий

Методы

Периодичность проведения

Сроки проведения

Самопознание и самоопределение


Самооценка


Тест на определение самооценки «Лесенка»

тестирование

1 раз в год

Март- апрель

Смыслообразование

Мотивация

Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации

Приложение

Опросник мотивации


тестирование

1 раз в год

Март- апрель

Нравственно-этическая ориентация





Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Методика «Незаконченные предложения»


анкетирование

1 раз в год

Март- апрель

Регулятивные УУД

контроль

Рисование по точкам

Корректурная проба

тестирование

1 раз в год

февраль- апрель

Познавательные УУД

Логические УУД

Сравни картинки

Выделение существенных признаков

Логические закономерности

Исследование словесно-логического мышления

тестирование

1 раз в год

февраль- апрель

Коммуниникативные УУД




«Рукавички»

«Левая и правая сторона»

«Узор под диктовку»

«Совместная сортировка»

«Дорога к дому»

«Кто прав?»

Тестирование


Беседа


Тестирование


Тестирование

тестирование

беседа

1 раз в год

февраль- апрель



Технологическая карта планируемых результатов начального общего образования

УУД (коммуникативные)


УУД

Составные компоненты (умения) УУД

Способы (алгоритмы) формирования

Учебно-тренировочные задачи

Учебные ситуации

Базовый уровень


Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

Осознавать цель общения

Объяснение правил поведения при общении

Для чего люди общаются?

Кто говорит- кому- с какой целью

Осознавать разнообразие речевых ситуаций

Умение ориентироваться в ситуации общения

Умение говорить - слушать

Общение в быту (обыденное- повседневное)

Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности

Приведение примеров удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих

Эффективное общение- умелая, искусная устная и письменная речь

Риторический треугольник

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Анализировать ситуацию

Планирование сотрудничества

Установление добрых уважительных взаимоотношений

Речевая (коммуникативная) ситуация

Прояснение непонятных моментов

Делиться мыслями и чувствами в заданной ситуации

Виды общения и риторические действия (раскрытие понятий)

Вежливые слова. Тон вежливой речи

Развитие способности положительно общаться с глазу на глаз

Установление добрых уважительных взаимоотношений


Вопросы, связанные с культурой речевого поведения (речевой этикет)

Учитывать тон, темп, жесты, мимику при общении

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности

Анализ поведения в общении

Гибкое, сообразное, уместное речевое поведение

Сотрудничество в поиске и сборе информации

Анализировать высказывания с точки зрения различных позиций

Развитие представлений об обращении как коммуникативном умении

Уметь описывать различные жизненные ситуации, различные речевые роли (отца, матери, подруги…)

Вырабатывать умения учитывать различные обстоятельства общения, чтобы оно было эффективным

Формулировать собственное мнение и позицию

Делать простые выводы и обобщения

Умение реализовывать намеченную программу высказывания

Умение использовать уместные, адекватные ситуации. Словесные и несловесные средства общения

Ученик в роли ведущего телепередачи (сообщить словесно, заинтересовать)

Принятие решения и его реализация

Уметь доказывать свою точку зрения

Дискуссия, игра

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания

Развитие умения сотрудничать в паре

Обмениваться информацией, делиться мыслями и чувствами в кругу знакомых и близких

Сотрудничество в паре (интервью, вопрос- ответ, диалог)

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе, в ситуации столкновения интересов

Выявление проблемы

Поток информации в устном или письменном виде

Обсудить полученную информацию и прийти к единому мнению

Общение для контакта и для сообщения информации

Подчинять свое высказывание соответствующей ситуации

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение кратко изложить свою точку зрения

Коммуникативная удача, точность речи, фактические ошибки

Поиск и оценка способов разрешения конфликта

Быстро и правильно ориентироваться в условиях общения

Проявление эмоциональной отзывчивости и доброжелательности в спорных ситуациях



Неподготовленная и подготовленная речь



Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

Оценивать соответствие высказывания относительно ситуации

Анализ своего речевого поведения

Излагая информацию, учитывай знания

Что сказал, что хотел сказать, что не сказал

Умение взаимодействовать с партнером, готовность понимать его мысли, чувства

Постановка себя на место партнера

Уметь понимать, чувствовать, сопереживать

Оценка поведения собеседника со своей точки зрения

Адаптироваться применительно к ситуации

Найти оптимальную позицию к данной ситуации

Умение общаться применительно к данной ситуации

Кому сказал, с какой целью, как сказал?

Задавать вопросы

Создавать устные высказывания


Планирование устного высказывания

Определять основные части данной ситуации

Способы выражения согласия, вежливые возражения в споре

Реализовывать простое высказывание на заданную тему

Уметь правильно спланировать свою речь

Умение ориентироваться в ситуации и содержании общения

Высказывание своего отношения к данному вопросу

Достаточность информации для понимания цели вопроса


Правильно выбрать содержание общения

Расширение кругозора, применение знаний на практике

Интеллектуальные игры


Повышенный уровень


Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

Осознание ответственности за произнесенное слово

Понимать и знать для чего и с какой целью ты произносишь речь

Распределение ролей в игре

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной


Уважение к иной точке зрения

Анализировать и оценивать свои успехи и неудачи в общении

Учет речевой ситуации для успешного общения

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать

собственную позицию

Умение договариваться

Оценивать тактичность речевого поведения

Осознание недостатка информации, использование дополнительного материала

Речевые ситуации (согласен-не согласен)

Находить общее решение

Согласование разных точек зрения и получение общего результата

Определить вид общения по его основной задаче (сообщить, запросить информацию, поддержать контакт…)

Общение для контакта и общение для получения информации

Строить высказывания


Умение ориентироваться в ситуации и содержании общения

Определять уместность употребления словесных и несловесных средств

Побуждение желания выступить в общении

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

Пользоваться знаниями и уметь применять их


Умение планировать будущее высказывание

Алгоритм действий

Рассуждение, обсуждение, дискуссия

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач

Умение осмысливать свой опыт

Выявлять причины удач и неудач

Делать выводы, обобщения

Осознавать вариативность подходов к решению проблемы

Умение сопоставлять, анализировать

Решая проблему учитывать вариативность данной ситуации

Найди несколько вариантов ответов

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Аргументировать свое мнение

Анализировать информацию, извлекая при этом необходимые для решения коммуникативных задач сведения

Умение общаться (говорить, слушать, писать, читать)

Дискуссия, обсуждение

Убеждать и уступать

Умение оценивать и принимать точку зрения партнера, согласовывая со своей точкой зрения

Умение вежливо оценить чужую работу. Умение утешить словом и делом

Вежливая оценка

Утешение

убеждение

Умение четко и грамотно выражать свои мысли

Развитие целеустремленности, ориентированности на достижение успеха

Обращаться к нормативным словарям за справкой. Анализировать словарные статьи

Написать заметку в газету ( что- где- когда и как произошло)

Принимать позицию собеседника

Профилактика и коррекция завышенной самооценки



Проявление отзывчивости в спорных ситуациях, умение прислушиваться к мнению собеседника

Ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение ( свое и партнера), оценивать его реализацию

Продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

Проявление эмоциональной отзывчивости и доброжелательности в спорных ситуациях

Установление добрых уважительных взаимоотношений. Умение разрешать конфликты

Аргументы в рассуждении должны быть убедительными, серьезными, иначе конфликт останется неразрешенным

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Построение диалога с учетом типа, стиля, жанра речи

Умение ориентироваться в ситуации общения

Определять степень вежливости при общении

Умение осуществлять контроль над культурой речи

Умение выражать вежливость при общении (жесты, мимика, манеры, тон, настроение)

Опиши себя, свой характер, напиши о себе хорошее и то, что вызывает неодобрение окружающих

С учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Находить адекватные средства для передачи информации

Формирование общеречевых умений

Сопоставление, разбивка, анализ

Речевые ситуации. Обмен информацией. Недостаток информации

Анализировать структуру рассуждения

Умение подчинять свое высказывание основной мысли, выразить свой замысел, свое отношение

Формируем потребность доказывать, объяснять высказанное мнение

Отвечая на вопрос, объясни или докажи, почему…

Выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов



Осознание недостатка информации, использование дополнительного материала

Учимся создавать точные и убедительные аргументы

Хочу (не хочу) с тобой разговаривать, дружить, беседовать потому, что…




Похожие:

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация iconII. содержательный раздел ооп ООО программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Программа развития универсальных учебных действий (ууд) в основной школе определяет
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация icon2 Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования
Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация iconII. содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация iconПротокол №1 от «28»
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация iconДокументы
1. /2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация iconПланируемые результаты освоения междисциплинарных программ
Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация iconПрограмма формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования пояснительная записка
Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов