Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » icon

Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов »



НазваниеИсследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов »
страница1/2
Дата конвертации05.10.2012
Размер437.43 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2

Министерство образования республики Марий Эл


Поисково – исследовательская работа

по направлению «Военная история»


на тему «По следам одного письма, фотографии, документов….»


Работа выполнена

кадетами группы «Поиск»

МОУ «Моркинская средняя/полная/

общеобразовательная школа № 6»

Руководитель группы Пауткин А.Л.


пгт. Морки

2010


Содержание:

Введение.

А./Актуальность, цели и задачи поисковой работы/

Б./ Формы и методы краеведческой работы группы «Поиск»

1.Исследование и обработка музейных экспонатов: семейные письма, фотография, поздравительные открытки / Сбор материалов для школьного музея и зала Боевой славы/

3. Изучение биографии Павла Ильича Курсова через переписки кадетов с 2003 по 2007 годы.

2.Исследовательская работа по материалам однополчанина, боевого друга Кондратьева К. Ф.

а) переписка с музеем п.Васильсурск –Хрусталевой Зоей Петровной.

б) переписка с учащимися группы « Поиск» г. Подольска – музеем 129 стрелковой дивизии, где служил начальником штаба П.И.Курсов.

3. Экскурсия на родину Курсовых, сотрудничество с племянником Юрием Петровичем и руководителем музея Коркатовской средней школы Подбойкиным В.А.


^ В память Курсова Павла Ильича

к 101 годовщине со дня его рождения.


Краеведческая работа группы « Поиск» на тему

« По следам одного письма, фотографии и документа…»

Введение

Остыли могилы, заросли воронки от бомб и снарядов.

Осыпались окопы, утихает боль.

Но остается добрая, благородная память, остается зажженный Вечный огонь, возведенные памятники и обелиски, на которых высечены имена тех, кто не вернулся.

Именно сюда, в самые торжественные моменты жизни, несут свои цветы первоклашки, впервые переступая порог школы; повзрослевшие выпускники, прощаясь со школой.

Время, отдаляя от нас эти грозные годы, позволяет глубже осмыслить и полнее оценить бессмертный подвиг воинов, принявших смерть во имя жизни, во имя победы, независимости и чести любимой Родины. Они были и будут с нами, в наших сердцах. Павших нельзя воскресить. Но дело, за которое они боролись, бессмертно. Никто не забыт, ничто не забыто!

Как знаки народной любви и признательности погибшим по всей нашей необъятной стране стоят памятники, воздвигнутые в их честь потомками. Святынями стали их могилы. Именами героев названы населенные пункты, улицы, парки и площади, их с гордостью носят и школы.


В торжественные моменты приходят сюда ветераны – фронтовики. Но их все меньше остается среди нас. И это обязывает нас еще бережнее относиться к ним, окружить их всеобщим вниманием. Ведь они – последние очевидцы Великой Отечественной войны среди нас. Поэтому не прекращается поисковая работа в нашей школе.

^ Любовь к Родине начинается с горячей привязанности к своему дому, своей школе, своему селу. Впечатляющие картины героического прошлого не могут не тронуть детскую душу, не могут не зародить мечту повторить подвиг отцов. И окружающая их жизнь получит новую, яркую окраску благодаря своей неразрывной связи с героическим прошлым.

Несколько лет работает в школе клуб «Поиск». Основная деятельность - организация походов и экскурсии по следам героев - своих земляков, изучение знаменательных событий, связанных с историей родного края. Девиз клуба «Искать, найти, равняться на героев».

^ Актуальные задачи краеведения в ходе проведения походов:

В связи с возрастанием интереса к истории Великой Отечественной войны – к 65-летию Победы, в настоящее время, усиливается значение краеведения. Именно краеведение помогает решать исследовательскую, охранительную, воспитательно-образовательную задачи.

В ходе многодневных походов учащиеся имеют возможность специально заниматься поиском разнообразного фактического материала на местах.

Юные путешественники в своих походах, на слетах, конференциях получают знания и впечатления о своем крае, его истории и знакомятся с героями войны и труда, посещают музеи.

Туристско – краеведческой работе характерно разнообразие форм. Не зря форму работы с детьми через него называют самым комплексным видом внеклассной воспитательной работы.

^ Цель поисковой работы – помочь увидеть просторы и богатства своей Родины, узнать каким трудом достигаются эти богатства, привить уважение и любовь к ним.

История родных мест дорога и близка сердцу каждого человека. Она вокруг нас: в памятниках, обелисках, памятных местах, наконец - в людях. Фотография, документы, живой рассказ участника исторических событий нередко оставляют в памяти и сердце любого человека более глубокий след, чем иная книга или лекция.

^ Каковы были формы и методы изучения истории родного края?

Это организация кружковой работы, подготовка путеводителя, вопросника, изучение карт своего края и составление историко-краеведческих карт и маршрутов, посещение районного музея, отдела краеведения при центральной библиотеке поселка Морки, встречи со старожилами- ветеранами и местными краеведами.

Все это послужило основой для накопления материалов, оформления альбомов и формирование школьного исторического музея и зала « Боевой славы» в нашей школе.

В течение учебного года учащиеся 1-11 классов совершают экскурсии, походы по родному краю, в ходе которых знакомятся с историческими местами района, приобретают новые знания и выполняют общественно-полезные дела.

Итоги туристско-краеведческой работы подводятся на школьной краеведческой конференций. Группа туристов из ВСК «Патриот» совершают тематические экскурсия в течении года.

С целью изучения исторического прошлого, ведут большую работу по изучению литературы о Великой Отечественной войне, изучают архивные материалы, встречаются с родственниками П.И.Курсова.

Побыв, на родине своего куратора встречались Ю.П.Курсовым, посетили музей Коркатовской средней школы, где познакомились с руководителем школьного музея – Подбойкиным В.А., который показал школьный музей и рассказал много интересного о П.И. Курсове.

Эти экскурсии ребята из 10 - 11 кадетских классов совершили в дни 100- летия со дня рождения П.И. Курсова.

Кадеты в течении шести лет вели переписку с П.И.Курсовым, который проживал в г. Риге и изучили боевой путь своего земляка и ^ 129 стрелковой дивизии…


Одним из важных направлений государственной молодежной политики является воспитание гражданственности и патриотизма у современной молодежи через поисково – краеведческую работу.

^ Группа «Поиск» активно изучает боевые подвиги 129 Орловской стрелковой дивизии, в дни Великой Отечественной войны, в лице начальника штаба Павла Ильича Курсова.





^ В нашем районе много мест, где можно найти интересных людей, различные материалы о Великой Отечественной или локальных войнах, о славных трудовых подвигах земляков.

Наибольшую активность в краеведческой деятельности кадеты проявили, в связи присвоением кадетским классам имени своего земляка П.И.Курсова. Увлеченные носить имя прославленного земляка, совершившего подвиг воина- офицера, гвардии полковника П. И. Курсова, ребята с энтузиазмом изучают музейные материалы, разыскивают знакомых и родственников. Завели переписку, совершают экскурсии и походы на родину, связанных с жизнью и деятельностью П.И. Курсова.

Изучение боевых походов своего земляка, вызывает у кадетов огромный интерес к истории Великой Отечественной войны. Искреннее стремление увековечить дела гвардии-полковника П. И. Курсова, подтолкнуло их к активному сотрудничеству с Павлом Ильичом, через переписку еще после данного письма – обращения: заведующей Районо Моркинского района республики Марий Эл.


Здравствуйте, уважаемая землячка!

(А возможно и земляк, ведь я не знаю).

Прежде всего, позвольте горячо поздравить Вас, сотрудников отдела с наступающим Новым 2003 годом и от души пожелать всего доброго и больших успехов в учебно-воспитательной работе подрастающего поколения нашего народа.

Мне стало известно, что Вы получили бандероль с моими Буклетами и раздали адресатам – директорам школ на традиционном августовском совещании. Буду рад, если все это положительно отразится на учебном процессе. А теперь я высылаю Вам выписку из приказа Наркома обороны СССР К. Ворошилова. Возможно, Вы найдете изюминку и в этом документе…

Его история такова: после упорной подготовки осенью 1939 года в звании старшего лейтенанта я отправился в Москву, чтобы поступить учиться в Военную Академию им. М.В. Фрунзе. Конкурсы оказались большими – четыре человека на одно место. Но, несмотря на это я успешно выдержал все экзамены и был зачислен слушателем первого курса общевойскового факультета.

Тогда я испытывал огромную радость. Шутка ли! Бывший лапотник (19 лет мои ноги не знали кожаной обуви) из глухого марийского края теперь будет учиться в прославленном высшем военно-учебном заведении Красной Армии, где не так давно обучались полководцы гражданской войны. Разумеется, одно это многому обязывало меня.

В это же время меня заинтересовал такой вопрос: нет ли среди слушателей Академии моих земляков? Чтобы получить ответ на этот вопрос я отправился в Отдел кадров. Здесь меня тепло приняли, дважды полистали толстый журнал и сказали: «На данный момент в стенах Академии ваших земляков нет. Из марийцев вы первый». Такой ответ сильно подействовал на меня. Тогда как во сне услышал похвальные слова родного края: «Сынок! Экзамены ты выдержал, молодец! Учись хорошо и начатое дело доведи до конца».

Все это поднимало боевой дух и я всем своим существом погрузился в учебу. Надо же было оправдать доверие своих земляков. И результат не заставил долго ждать. Подходил к концу первый год учебы и я приказом Наркома обороны №141 от 28.02.1940 г. в числе других 18 слушателей награжден памятным значком «Отличник РККА». В то время это чуть ли не орден. Вот такова история этого документа и значка!

Направлять их побуждает меня чувство патриотического долга комсомольца Ленинского призыва, старого солдата Великой Отечественной войны. На мой взгляд этот жизненный пример с успехом можно использовать для повышения учебно – воспитательной работы в школах нашего района под девизом: «Учитесь ребята так, как в свое время учился наш земляк Отличник Рабоче-Крестьянской Красной Армии!» И тогда получится вроде я приглашаю их на соревнование.

Просил бы Вас продумать этот вопрос и пустить его в ход. Для этого потребуется совсем немного: размножить выписку из приказа, фото значка и на очередном совещании раздать их директорам школ. Убедительно рассказать им о целесообразности этого мероприятия в интересах дела. От души желаю успеха!

О Вашей оценке данного предложения и принятых мерах просил бы поставить меня в известность по адресу: Латвия. Рига LV – 1067, ул. Слокас/183, кв. 84.

Салам ден Ваш П. Курсов 06 декаюря 2002 г. Рига


^ После обращения И.И. Курсова к школам района на августовской конференции в августе 2002 года нами было отправлено письмо в г. Ригу к нашему ветерану (см. содержание письма). Первые документы для школьного музея.




Первое письмо кадетам школы от " 3 " октября 2003 г. г. Рига

Дорогие мои юные друзья-кадеты!

Наверно Вы заметили, что до сего времени я общался с Вами через ди­ректора школы. А вот, получив его последнее письмо с фотокарточками и внимательно прочитав статью " Юные защитники Родины" - решил обратиться непосредственно к Вам.

Дело в том, что я сугубо ВОЕННЫЙ человек, защитник Родины из числа. людей старшего поколения и прошедший по огненным дорогам земляков Отечественной войны с первой бомбежки на западной границе до последнего выстрела на реке Эльба в Германии. Получается от звонка до звонка. Почти за четыре года войны "намотал" десять тысяч километров боевого пути и все это под вражеским огнем. Ведь на войне прямиком не ходят: пере­двигаются от одного участка фронта на другой, обороняются, наступают, ведут встречный бой, а иногда создается такая тяжелейшая обстановка, что даже приходится на время отступать. На войне, как на войне!

Разумеется, все это прошлое. Мы, ветераны, свой священный долг вы­полнили - врага разгромили, Родину защитили. Но она постоянно должна находится под защитой. Мы уже состарились, теперь эту ответственную задачу должна брать на себя молодёжь. И в частности Выкадеты. Меня старого солдата радует то, что Вы в школе активно защищаете честь своей школы и на Республиканском соревновании отличились. Молодцы! На что хотелось бы обратить Ваше внимание!

- Занятый рубеж сохранить и его следует наращивать особенно в ходе подготовки к 60-летию Великой Победы над фашистской Германией.

- Учитесь только на отлично и хорошо, чтобы директор мог бы сказать всем остальным: «Берите пример с кадетов».

- Воспитывайте себя настоящими патриотами. Ведь мы все сыновья Родины. Ее радости и печали в равной мере касаются нас с Вами. Навсегда за­помните, что отсутствие патриотизма в человеке - это прибежище для не­годяев.

- Вы будущие .защитники Родины, маленькие солдатики. А солдатам крайне необходимы .знания современного оружия, строжайшая дисциплина, организо­ванность и исполнительность. Приказ для них - закон /приказано, исполнено и доложено /. Всему этому уже сейчас надо приучать себя.

- Особое внимание обратите на здоровье и крепите его всеми мерами, Солдат с плохим здоровьем ненадежный защитник Родины. Каждый день сле­дует начинать с физзарядки. Я уже в солидном возрасте, а зарядку делаю ежедневно после подъема.


- Вы побывали у моего племянника Юрия Петровича и куда-то спешили. Поэтому остались в долгу. Теперь уже летом 2005 года найдите время, заранее договоритесь с ним. Он проведет с Вами увлекательную экскурсию по местам, связанным с молодостью

^ Вашего шефа - почётного комсо­мольца Ленинского призыва. Желаю успеха и удачи!


Ответное письмо кадетов школы П.И. Курсову

Здравствуйте уважаемый Павел Ильич!

Пишут Вам кадеты 9 класса Моркинской средней школы №6. Теперь мы с радостью можем называть себя кадетами, т.к. 22 февраля у нас состоялось мероприятие, где мы были приняты в число кадетов. За период учебы у нас уже имеются успехи, которыми мы гордимся. Мы участвовали в районных олимпиадах, где заняли призовые места, принимали активное участие в районных и республиканских конференциях, мероприятиях. 16 февраля ездили в гор. Йошкар-Ола в учебный центр МВД Республики Марий Эл, где даже имели возможность ознакомиться с настоящим боевым оружием. Посетили музей воинской славы и еще больше утвердились в своем выборе.

Все свое свободное время мы посвящаем физической и умственной подготовке: посещаем кружки, секции, тир. Занимаемся подготовкой к празднованию 60-летия Победы. 23 марта будем выступать с анализом боевых действий в 1943 году. Так же мы ведем шефство над памятниками боевой славы в парке поселка Морки, занимаемся его благоустройством. В перспективе поездка в ракетную воинскую часть пос. Солнечный, где хотим немного побыть солдатами. Мы надеемся своими успехами не посрамить звание кадета, а так же быть достойными носить Ваше имя, ведь теперь мы стали и вашими кадетами, а кадеты не срамят своего имени.

Уважаемый Павел Ильич! От всего сердца поздравляем Вас с 23 февраля, и с предстоящим праздником 60-летия Победы. Желаем вам крепкого здоровья, мирного неба и спасибо Вам за все, что Вы сделали ради мирной жизни на Земле.

^ С уважением 9 «к» класс.


Обратное письмо П.И. Курсова

Уважаемый Анатолий Логинович!

Как видите, пишу я Вам уже второе письмо. Сообщаю, что в свое время я получил Ваше письмо. Рад, что и в нашем районе появились кадеты. Я, как военный, оперативно ответил и выразил согласие с Вами. Но ответа пока не имею.

Видимо, тут помешали летние каникулы - ребята разошлись. А Вам нужно было с кадетами обсудить поднятые мною вопросы в порядке ус­ловия. Пошел уже второй месяц, как начался новый учебный год. Надо полагать, что теперь успели положительно решить их.

Если у кадетов есть такое желание, то я готов над ними шефствовать в интересах общего дела и заодно помочь вам в оборудовании музея боевой славы, Школа с кадетами обязательно должна иметь его.

Кстати, в августе Россия торжественно отметила юбилей 60- летия знаменитой Курской битвы. Я как активный участник этого события, подготовил было три статьи на эту тему. Их выслал в Районо и просил передать Вам на традиционном августовском совещании. Хочется знать, как решился этот вопрос и кто ныне возглавляет отдел народного об-разования нашего района. И в заключение, позвольте горячо поздравить Вас, учителей, уча­щихся / особенно кадетов / с 86-й годовщиной великого Октября. От души желаю всем Вам, мои земляки: благополучия, доброго здоровья и, конечно же, больших успехов в учебно-воспитательной работе.


^ Дорогой наш, Павел Ильич!


От всей души мы: педагогический коллектив и Ваши кадеты благодарим за письмо и буклет, присланный нам Вами. Мы постоянно помним Ваши наказы и установки.

^ К юбилею 60-летия Победы сегодня посвящены все наши дела. О всех делах, где участвуют Ваши кадеты можете познакомиться из газетных материалов.

Но мы не остаемся в долгу.

Во-первых, активно помогаем вести поиск Вашей реликвии – боевой шашки. Были в прокуратуре, милиции, администрации района и обратились к Совету ветеранов. Написали статью в газету.

Кроме того, по вашим материалам участвуем на различных конкурсах. В феврале месяце участвовали на научно – исследовательской конференции в г. Йошкар-Ола, в апреле собираемся участвовать на республиканской конференции, на секции «Поиск продолжается». Написали письмо в среднюю школу №24 г. Подольска и семье К. Кондратьева, но пока ответа не получали.

^ Уважаемый Павел Ильич, мы хотели бы получить адреса ваших однополчан, с которыми можно было бы переписываться нашим кадетам.

Сейчас мы готовимся к 9 маю, должны наших кадетов поставить у Вечного огня в г. Йошкар-Ола и активно принимать участие во всех проводимых мероприятиях как в районе, так и в республике. 4-6 марта в г. Йошкар-Ола состоялась республиканская Спартакиада допризывников. Открывал и закрывал эту Спартакиаду сам генерал А. И. Самсонов – комиссар Республики Марий Эл. Здесь мы участвовали по всем видам: в стрельбе, подтягивании, лыжных гонках, в подымании гирь заняли первое место в республике. Трое юношей 11-классников выполнили норму кандидата в мастера спорта. Романов Станислав стал абсолютным победителем по всем видам.

26-28 апреля состоится II этап соревнований по летним видам и пойдет борьба за Кубок по сумме двух этапов. Мы надеемся его выиграть и сделать Вам подарок к 60-летию Победы.

Все наши дела записываем на видеоматериалы. А пока мы Вам желаем крепкого здоровья, успехов в ваших творческих делах воспитания молодежи. Ждем ответа, бог даст, может и свидимся. Будьте только здоровы.

^ С уважением и наилучшими пожеланиями: Ваши кадеты, педагогический коллектив школы. Салам дене А. Пауткин.

15 марта 2005 г. п. Морки


Краеведение и его формы :





  1. Мы много узнали из статьей и воспоминаний К.Ф. Кондратьева

заместителя редактора газеты «Ленинский путь», журналиста Воротынского района Нижегородской области.

Из статьи газеты « Марийская правда» 1978 года, автором которого является К.Ф.Кондратьев - однополчанин П.И.Курсова.

…В Марийской республике хорошо известно имя ^ Павла Ильича Курсова, уроженца Моркинского района, бывшего в годы войны начальником штаба прославленной 129-й Орловской, Краснознаменной ордена Кутузова стрелковой дивизии. Мы хотим рассказать о Павле Ильиче Курсове – человеке интересной судьбы.

Его родители, бедные крестьяне из села Кутюк-Кинер, вряд ли могли предположить, что в их многодетной семье растет будущий офицер, наделенный незаурядными способностями. Правда, в юности П.И. Курсов отличался в кругу сверстников живым умом, энергичным характером. Одним из первых в своей волости вступил в комсомол, возглавил ячейку РКСМ Кожлаерского сельсовета. Помогая отцу вести немудреное хозяйство, яростно боролся с богатеями-кулаками, с неграмотностью и религией, вникал в работу потребительских обществ, заготовлял лесоматериалы для новостроек Страны Советов. Иначе говоря, был в самой гуще кипучих событий.

В Армию Курсов пошел служить с большим желанием, сознавая, что завоевания Октября и покой родного края требуют надежной защиты. Направили Павла в Ростов-Великий, что в Ярославской области, в полковую школу младших командиров.

Военная наука давалась Курсову легко. После учебы он был назначен командиром отделения, а затем – помощником командира взвода. Здесь вместе с ним служили и его земляки. Многие из них не знали даже русского языка, а Павла они понимали отлично. У молодого командира дни были насыщены до предела: многочисленные занятия, самоподготовка, изучение русского языка. Зато на контрольной проверке взвод занял первое место.

Осенью 1933 года срок службы заканчивался, и Павел уже представлял себя возвращающимся в отчий дом. Но жизнь распорядилась иначе. По комсомольской мобилизации Курсов вынужден был перейти на кадровую службу и навсегда связать свою судьбу с Армией.


В Киевской военной школе учился успешно, получил звание лейтенанта и был направлен в город Бердичев. Здесь, в полковой школе 100-й стрелковой дивизии сам стал обучать курсантов на младших командиров. Кстати, эта дивизия за успешные боевые действия на подступах к Москве в сентябре 1941 года стала называться первой гвардейской.

Полковая школа в Бердичеве считалась передовым подразделением. Лейтенанту Курсову часто приходилось проводить показные занятия для офицерского состава. Авторитет Павла Курсова рос день ото дня. В начале 1938 года его назначили заместителем начальника полковой школы, а к концу года он стал помощником начальника оперативного отделения штаба дивизии. В это же время экстерном окончил среднюю школу.

Столь же блестяще старший лейтенант П. Курсов выдержал и конкурсные экзамены в Военную Академию им. М.В. Фрунзе в Москве. Этим самым среди ее слушателей он стал первым представителем народа мари. Учился вдохновенно, не жалея сил, труда и времени. По итогам учебы первого курса приказом Министра Обороны №141 от 28 февраля 1940 года ему присваивается звание «Отличник РККА».

Весной 1941 года слушатели третьего курса выехали на стажировку в город Ковель, небольшой городок в центре Волынской области недалеко от границы с Польшей, уже захваченной фашистами. Ранним утром 22 июня военный городок, где размещались стажеры, подвергся варварской бомбардировке противника. Началась Великая Отечественная война.

С тяжелыми оборонительными боями наши войска отходили на восток. В том же направлении вместе со своими товарищами шел и капитан Курсов: Ковель – Луцк – Ровно – Киев – Гомель. По всему пути бомбежки, скоротечные схватки с фашистами на промежуточных рубежах и колонны отступающих беженцев. Возвратившись в Академию, слушатели получили направление в действующую армию. При этом сказали: «Экзамены будете держать на полях сражения, а дипломы получите после Победы».



Капитана П. Курсова первые испытания настигли в сражениях под Вязьмой. К октябрю обстановка у стен столицы усложнилась и на ее оборону поднимались ополченцы. Срочно формировалась 2-я Московская стрелковая дивизия, куда начальником оперативного отделения штаба был назначен П. Курсов. Времени мало, а дел невпроворот: укомплектование частей и подразделений, их сколачивание, учеба воинов и их подготовка к боевым действиям. Вся эта работа находилась в центре внимания Московского городского комитета партии.

В те дни Павел Ильич работал без сна и отдыха, выполняя свои и обязанности начальника штаба дивизии. Первые подразделения дивизии вступили в бой с противником уже в конце октября, а основные силы ушли на передовую прямо с Красной площади после исторического парада 7 ноября 1941 года.

2-я Московская стрелковая дивизия защищала Москву с севера и северо-запада.


При этом передовой отряд под командованием капитана Курсова непосредственно прикрывал Рогачевское шоссе, мужественно сражаясь на рубежах: Озерецкое-Владычино, Красная Поляна-Горки, Киово-Лобня. Свыше 900 воинов дивизии были награждены памятной медалью «За оборону Москвы», орденами, а капитану Курсову был вручен орден Красной Звезды.

С переходом Красной Армии под Москвой в контрнаступление дивизия была переименована в 129-ю и переброшена на северо-западный фронт. Здесь, под Старой Руссой, в тяжелейших условиях лесисто-болотистой местности она вела ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками до полной ликвидации Демянского плацдарма противника в начале 1943 года.


В октябре 1942 года П. Курсов, почти минуя звание «майора», стал подполковником и назначен начальником штаба дивизии. На этом посту раскрылись во всей полноте незаурядные способности офицера. Штаб, возглавляемый им, стал надежной опорой командира дивизии при разработке и осуществлении боевых операций. Внешне они сильно отличались друг от друга.


Полковник И.В. Панчук был богатырского телосложения, а П.И. Курсов – худощав, строен и подвижен. И в тоже время комдив и начальник штаба прекрасно понимали друг друга с полуслова. Между ними было дружеское отношение. Сближало их и то, что оба были из бедных крестьян: один - батрачил в степях Украины, а другой тянул лямку в марийских лесах. Наконец, каждый из них имел случай убедиться, что его соратник – человек далеко не трусливого десятка.

Золотым правилом для командования дивизии был девиз: «С меньшими потерями – больший успех». Так было и летом 1943 года при переходе наших войск в наступление на Орловском направлении. Оно началось утром 12 июля. По сигналу красной ракеты, мощные залпы «Катюш» ринулись в атаку, танки, самоходки, а за ними стрелковые полки. Пехота с ходу ворвалась в первую траншею врага. С большим упорством и самоотверженностью наши воины врывались в мощный оборонительный пояс, который враг создавал в течение 22 месяцев.

В результате двухдневных боев дивизия прорвала оборону фашистов на всю тактическую глубину (12 км). Действуя в первом эшелоне 63-й армии, она на протяжении 87 км сокрушила тринадцать оборонительных рубежей врага и 5 августа вместе с другими частями освободила старинный русский город Орел. За заслуги в орловской операции командиру дивизии И.В. Панчуку было присвоено звание генерал-майора и вручен орден Красного Знамени, а начальник штаба П.И. Курсов стал полковником и кавалером ордена Отечественной войны I степени.



  1   2



Похожие:

Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconДокументы
1. /Исследовательская работа/Карта участков Ровеньского лесничества.doc
2. /Исследовательская...

Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconКлассный час на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Оборудование: фотографии Брестской крепости, фотографии разрушенных городов, пионеров – героев, городов – героев
Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconКонтрольная работа по дисциплине: история государства и права зарубежных стран. На тему: английская буржуазная революция и её роль в развитии парламентаризма
Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Учебник. «Высшая школа», М., 1983
Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconИсследовательская работа на тему: «Поиски путей увеличения урожайности сельскохозяйственных культур» Барсегян Тарон Учащийся 10 класса
В настоящее время наше государство, правительство большое внимание уделяет развитию подсобных личных и фермерских хозяйств
Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconПредъявления документов для опознания
России предъявил защищённому свидетелю Памфилиусу Магнусу для опознания фотографию коридора сизо ООН и три различные фотографии комнаты...
Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconДокументы
1. /Формы основных документов в отраслевом профсоюзе/Бланки документов ЦК/Блан письма ЦК.doc
Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconЛист оценки работ. Номинация I. "Этнография. Литературное краеведение. Поисково-исследовательская краеведческая работа". Группа «учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования»
Группа «учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования» Тебенькова А., Менькова О. «История Сарапульского...
Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconОбъявляет набор в магистратуру по направлению История. Магистерская программа: История православной церкви. Руководитель магистерской программы
Руководитель магистерской программы: доктор исторических наук, доцент Аркадий Юрьевич Минаков
Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconХлызова Н. Ю. Научно-исследовательская работа студентов лингвистического университета как способ внедрения медиаобразования в учебный процесс
Хлызова Н. Ю. Научно-исследовательская работа студентов лингвистического университета как способ внедрения медиаобразования в учебный...
Исследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов » iconИсследовательская работа работа ученика 11Г класса
В ветреную погоду ветер нарушает равновесие поверхности воды, и тогда можно видеть волны. Кажется, будто озеро надвигается на берег....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов