Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы icon

Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы



НазваниеИз опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы
Дата конвертации05.10.2012
Размер82.16 Kb.
ТипДокументы

Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П.И. Курсова и зала Боевой славы


1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)



Система традиционных и альтернативных форм работы по краеведению, как средство развития творческого потенциала учащихся.


2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Традиционное образование не в состоянии своевременно реагировать на изменения в общественной жизни, в сфере науки и культуры.

В настоящее время в общеобразовательной школе предпочтение, как правило, отдается базовым предметам, тогда как воспитательный процесс и мотивация к обучению осуществляются на факультативных занятиях по выбору и кружках. Однако занятия по интересам бывают не всегда и не у всех. Возникает противоречие между активной исследовательской природой ребенка и традиционно-информативной системой обучения.

Создавшаяся ситуация заставляет активно использовать традиционные и искать альтернативные формы учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

В моем инновационном педагогическом опыте сложилась следующая система таких форм.

- На уроках среднего звена это активные формы работы: викторины, диспуты, формы самостоятельной работы (составление тезисов, планов, схем, таблиц, защита творческих работ), пресс-конференции.

- В старшем звене это семинарские занятия, лекции, зачеты, дискуссии, деловые и ролевые игры. Во внеурочное время свою деятельность осуществляют кружок «Поиск» через походы и экскурсии, школьный музей.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в изменении содержания образования,в организации учебного или воспитательного процесса, др.)



Данная форма деятельности преподавателя повышает эффективность организации учебно-воспитательного процесса и является средством развития творческого потенциала обучающихся.

Концепция преподавания основана на «трех китах»: интерес, творчество, инициатива.

^ Используются технологии сотрудничества, технологии индивидуализации и групповой дифференциации, игровые технологии, проблемное обучение, ИКТ.

4.
^ Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Особенностью ИПО является создание системы альтернативных форм внеурочной деятельности. Становление данной системы проходило следующие этапы:

1.Использование на уроках подлинных музейных экспонатов, что позволило повысить интерес учащихся к истории и выявить группы наиболее заинтересованных, которые стали участниками кружка «Поиск».

2.Создание кружка «Поиск», целью которого стали:

- развитие интереса учащихся к истории родного края;

- встречи с интересными людьми;

- изучение основ безопасности жизнедеятельности;

-привлечение учащихся к основам научно-исследовательской деятельности.

3. Выход с обучающимися в многодневные походы, что позволяет на практике изучить и закрепить теоретические знания по туризму, практический осуществить здоровый образ жизни.

4. Организация секции школьного научного общества (ШНО). ^ Его цель - формирование навыков научно-исследовательской деятельности. Здесь занимаются обучающиеся, которые проявили более стойкий интерес к ЗОЖ и краеведческим исследованиям.

5. Создание школьного музея и зала Боевой славы.

Основные разделы экспозиции:

-Сменная выставка истории Отечества:

-Великие полководцы и флотоводцы;

- Символы России;

- Военная техника;

- Дни воинской славы;

- Краеведческие материалы в музее.

^ Основные формы работы музея: обзорные и тематические экскурсии, уроки истории, уроки по истории культуры народов, лекции, конференции, семинары, встречи с интересными людьми, занятия членов кружка.

Для работы школьного музея среди учащихся созданы профильные группы:

- поисково-собирательская,

- экспозиционно-выставочная,

- экскурсионно-просветительская,

- научно-исследовательская.

Сначала создание музея являлось целью и результатом совместной деятельности детей и взрослых. Теперь же музей является образовательной средой для творческого саморазвития, как учащихся, так и педагога.

5. Условия реализации изменений

Необходима поддержка школьников в укреплении материально-технической базы музея, эффективной деятельности школьного научного общества.

6. Результаты изменений

Реализация педагогической деятельности по указанным направлениям приводит к следующим результатам:

*позволяет выявлять и объединять учащихся, имеющих склонность к углубленному изучению гуманитарных предметов и к поисково-исследовательской работе;

* способствует развитию у школьников самостоятельности, инициативы, творческого потенциала;

* помогает школьникам лучше узнать историю своей страны и родного края.

*формирует уважительное отношение к истории своего Отечества, что способствует воспитанию чувства патриотизма

*помогает старшеклассникам определиться с профессиональным выбором;

*формирует навыки социального поведения, адаптирует школьников к изменяющимся условиям среды;

Об эффективности применяемой системы работы педагога на протяжении лет свидетельствуют результаты, которых достигли школьники:

- Юные туристы участвовали в 9 многодневных походах и экскурсии (более 90 чел.);

- Принимали участие в 4 туристических слетах в Республике Марий Эл, так и за её пределами (Ростовской области); - Команда кружка « Поиск» и ВСК « Патриот» стала призёром республиканского туристического слёта полевого лагеря 2003,2004, 2005 г.г.

- По итогам республиканских научно-практических конференций 4 работ кружковцев были опубликованы в научных тематических сборниках;

- Актив кружка регулярно участвует в районных и республиканских конференциях, слётах ;

- На базе школьного музея проводятся районные выставки и конференция по краеведению. 2009 г.

- Музей и зал Боевой славы принимал активное участие в Республиканском смотре-конкурсе военно-исторических музеев, залов и экспозиций, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и к 90 - летию туристского движения. Свидетельства Министерства образования РМЭ;

- Руководитель Пауткин А.Л. награжден грамотами Министерства образования РМЭ, Почетной грамотой (1998 г.) и знаком « За активную работу» Всероссийского ЮТЦ (2008 г.)

- К 65- летию Победы над фашистской Германией музей в республиканском конкурсе занял 2 место и стал лауреатом конкурса.

7.Публикации о представленном

инновационном педагогическом опыте

- Опыт педагогической работы отражен в сборнике 11 научно- практической конференций РМЭ - 4 публикаций.

- в районной периодической печати» Морко мланде» - - ^ Результаты внеклассной деятельности многократно освещались по республиканскому радио, телевидению, а также размещены в Интернете.




^ Описание инновационного опыта учителя

В своей педагогической работе значительное место отвожу внеклассной деятельности, привлекаю учащихся к научно – исследовательской работе через краеведение.

Важнейшим побудительным мотивом в организации кружковой работы было увлечение туризмом во время обучения в школе, участие в многочисленных соревнованиях и походах, осознание необходимости поделиться своими приобретениями и опытом, желание заинтересовать учащихся романтикой туризма и краеведческих исследований, расширить их кругозор.

Желание детей знать больше и глубже историю своего родного края привело к созданию кружка «Поиск». На занятиях была поставлена общая цель: знать хорошо историю, участвовать в туристических походах, заниматься научно-исследовательской и поисковой работой, помочь в создании школьного музея. Намечены были наиболее близкие и конкретные задачи: изучить основы краеведения, иметь понятия о видах исторических памятников, хорошо знать историю родного края.

Основной целью создания кружка было желание увлечь кадетов общественно-полезной деятельностью посредством приобщения к исследовательской работе и развить интерес к научной работе. Изначально кружок стал школьным научным обществом с работой по трем основным направлениям:

  1. Краеведческая работа.

  2. Участие в работе конференций, конкурсах, олимпиадах.

  3. Музейное направление.



Конференции, конкурсы, слеты :

В 2003 г. по инициативе юных туристов- кадетов был официально создан ВСК «Патриот». Определены четыре направления деятельности: один из них - историко-краеведческая. Руководителем был избран кадет Орехов Владислав, имеющий опыт работы в двух категорийных походах, участник республиканских слетов, далее его инициативу подхватили активисты : Отто Дмитрий, Киргизов Александр, Каменский Евгений.

В школе традиционно проводятся научно-практические конференции по краеведению, в форме защиты творческих исследований, на которых школьники получают опыт работы, как с научной литературой, так и навыки устной защиты.

Кружковцы неоднократно участвовали в заочном республиканском конкурсе, докладами и презентациями по отдельным темам. Юные туристы регулярно выступают на районных и республиканских краеведческих конференциях.

3. Музейное направление

Одной из эффективных форм организации внеклассной краеведческой деятельности учащихся школьный музей. Организация музея является результатом многолетней деятельности кружка « Поиск», участия школьников в краеведческих и туристических походах, слетах, конференциях.

Основа музея заложена в 2003 г. в СШ №6, но только в 2005 г. ему был официально присвоен статус и звание «Школьный музей» на базе СШ №6 п. Морки.

В 2003/2004 гг. проведена полная реконструкция и оформление помещения. Общая площадь музея составляет 60 м2 и зала Боевой Славы 100 м2. Своеобразие музея состоит в том, что он создавался совместно с детьми.

Коллекция состоит из подлинных экспонатов. Экспозиция музея расположена в 4 витринах и поделена на 8 разделов.

Шесть разделов Отечественную войну 1941 – 1945 гг. и 2 современным локальным войнам. Витрины размещены таким образом, что каждый раздел посвящен определенной исторической теме.

Отдельно выделены следующие разделы экспозиции: летопись школьной работы, где через газетные публикации, фотоматериалы, дипломы, грамоты отражена история школьного музея и деятельность кружка «Поиск», выставка краеведческой литературы. Все разделы экспозиций имеют сопроводительные и пояснительные тексты, составлен подробный путеводитель.

Школьный музей активно включился в воспитательно-образовательный процесс. В нем проходят обзорные и тематические экскурсии для посетителей, уроки по истории и культуре народов Республики Марий Эл, семинары, конференции, встречи с интересными людьми. Здесь занимаются члены кружка.

Создание и оформление музея стало итогом совместного творчества учеников, их родителей, бывших кружковцев, спонсоров и администраций школы. За время работы музея было проведено свыше 50 экскурсий, количество посетителей превышает 900 человек.

Участие в поисково-собирательной работе, создание и оформление музея, знакомство с историческими малоизвестными фактами помогает школьникам лучше узнать историю своей страны и родного края. Это воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Для дальнейшего продолжения приобщения учащихся к научно – исследовательской работе и достижения новых высоких результатов, необходима материальная поддержка. Средства необходимы для участия школьников в многодневных походах, укреплении материально-технической базы музея, эффективной деятельности школьного научного общества.




Похожие:

Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconИсследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов »
Исследование и обработка музейных экспонатов: семейные письма, фотография, поздравительные открытки / Сбор материалов для школьного...
Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconПрезентация по материалам Зала Боевой славы. Выступают учащиеся 5, 7 класса Руководитель Игнатьева О. И

Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconМузей Боевой Славы и истории села Палкино
В сентябре месяце 2010 года музею Боевой славы и истории села Палкино исполнится 40 лет
Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconТеория и методика школьного исторического образования в России Этапы процесса реформирования системы школьного исторического образования
Определение оптимального баланса между историей всеобщей, российской, региональной и местной (локальной)
Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconКраснодар – город боевой славы

Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconДокументы
1. /План работы школьного музея..doc
Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconС. В. Чернышов История музея Володарского района г. Брянска
В г. Брянске была создана ассоциация юных музееведов, объединившая учащихся школ и преподавателей, занимающихся музейно-экскурсионной...
Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconДокументы
1. /План, приказ неделя Боевой Славы 2009.doc
Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconЛист оценивания уровня профессиональной деятельности руководителя моу «сош №102 имени А. В. Крестьянинова»
Ф. И. О. руководителя
Из опыта работы руководителя школьного исторического музея имени П. И. Курсова и зала Боевой славы iconМетодические рекомендации к организации работы классного руководителя в условиях перспективы развития в школе информационно-коммуникативной компетентности школьного коллектива

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов