Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба icon

Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба



НазваниеПрактическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба
Дата конвертации10.10.2012
Размер246.64 Kb.
ТипПрактическая работа

Вопросы общения, функционирование коллектива, межгрупповые отношения и конечно вопросы социализации представлены в сфере образования. Не случайно, поэтому в условиях радикальных преобразований школы, связанных с изменениями в обществе, именно в этой сфере практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба.

Суть школьной психологической деятельности – в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения. Школьная Среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться. В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Это Педагог, Родитель и Психолог.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия

Основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие и сами работники школы, и родители, и психологи.

Однако среди множества проблем и задач, которые приходится решать психологической службе в школе, четко вырисовывается блок собственно социально-психологических проблем. Это легко проследить при перечислении основных видов деятельности школьного психолога:

  • Психологическое просвещение,

  • Психологическая профилактика,

  • Психологическое консультирование,

  • Психодиагностика,

  • Психокоррекция.

В области психологического просвещения учителей и родителей школьный психолог концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола.

Вообще необходимость психологического просвещения как вида деятельности школьного психолога наиболее очевидна; здесь присутствуют три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители

В области профилактики акцент на социально-психологические проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками. В данном случае консультационной работе должно предшествовать исследование ситуации, а оно может быть проведено социально-психологическими методами. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социализации, специфика межгруппового взаимодействия в школе.



^ Анализ психологической работы за 2007-2008 учебный год

Профилактическая работа

  1. Участие в общешкольных и классных собраниях:

Классные родительские собрания на темы: «Адаптация обучающихся к новым условиям обучения», «Психологические особенности выпускников. Проблемы страхов перед экзаменами», «Психологические особенности восьмиклассников», «Компьютерные технологии и психологическое здоровье ребенка». Общешкольные родительские собрания: «Дети в период адаптации к средней школе», «Психологическая помощь подросткам и их родителям в период подготовки к экзаменам».

  1. Индивидуальные консультации для родителей, детей, педагогов в течение года.

Всего в течение года – 35 консультаций по следующим проблемам:

= плохая успеваемость;

= пропуски школьных занятий;

= неадекватное поведение;

= проблемы в межличностном общении;

= проблемы в эмоциональной сфере;

= проблемы подготовки к итоговой аттестации.

^ Диагностическая работа

В сентябре проводились следующие исследования:

Исследования в 1 классах:

1. Методика «Рисунок в квадрате».

Цель: выявить детей с проблемами в общении, самооценке, самоорганизованности и дисциплинированности, адаптации в коллективе.

В результате исследования были получены следующие данные:



Общительность

1. очень общителен

1 А

1 Б

1 В


10


11


10

2. недостаточно общителен

8

11

8

3. ситуационная общительность

10

6

11

Самооценка

1. высокое чувство уверенности в себе


5


8


0

2. адекватная самооценка

3

4

1

3. неуверенность в себе

8

10

27

4. неустойчивая самооценка

10

6

1

Дисциплина, самоорганизация

1. высокая самоорганизованность


4


2


1

2. низкая самоорганизация

17

15

24

3. зависит от ситуации

7

9

5

Адаптация в коллективе

1. хорошая адаптация


22


21


22

2. адаптация затруднена

6

6

7

Круг общения

1. избирательность в общении, узкий круг


19


18


19

2. широкий круг общения, стремление к новым знакомствам, желание быть на виду

9

10

10

Целеустремленность

1. высокая целеустремленность


6


3


9

2. пока нет целеустремленности

22

25

20

Интересы дома, вне дома

1. высокая зависимость от родителей


9


14


18

2. ориентация на социальное окружение

18

14

11


2. Методика «Дом-дерево-человек»

Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.


Симптомкомплексы

1 А

1 Б

1 В

Незащищенность

3

2

4

Тревожность

8

9

9

Недоверие к себе

6

6

12

Чувство неполноценности

2

2

2

Враждебность

1

1

0

Конфликтность

3

4

4

Трудности в общении

0

4

5

Депрессивность

0

0

0

Затруднения в интеллектуальной деятельности на определенных этапах, быстро устают, могут быть менее внимательными:

1 А -1ч.

1 Б – 2ч.

1 В – 1ч.

На конец учебного 2007-2008 уч.года выявлены дети с проблемами в самооценке, высокой тревожности, агрессии. У детей есть стремление к оригинальности, но нет творческого потенциала.

1Б – 3 чел.; 1В – 2 чел.

^ В октябре проводились следующие исследования:

1. Исследования социально-психологического климата в 10 классах (10 А,Б)

Цель: изучение эмоциональных связей. т.е. взаимных симпатий между членами группы.

В результате проведенного исследования (социометрия ДЖ. Морено) были получены следующие результаты:

10 А (26 чел.)

1. Группа находится на высоком уровне межличностных взаимоотношений.

2. В группе 1 «звезда».

3. Есть предпочитаемые, т.е. друзья на короткое время (5 чел.)

4. Пренебрегаемые дети (20 чел.)

5. Есть изолированный ребенок.

На конец 2 полугодия 2007-2008 уч.года изолированных детей нет.

10 Б (26 чел.)

1. Группа находится на среднем уровне межличностных взаимоотношений.

2. В группе 1 «звезда».

3. Есть предпочитаемые, т.е. друзья на короткое время (6 чел.)

4. Пренебрегаемые дети (16 чел.)

5. Есть 2 изолированных детей.

На конец 2 полугодия 2007-2008 уч.года изолированных детей нет.

  1. Исследование проявления тревожности в 5 классах (А,Б,В)

Основная цель: измерение уровня тревожности в коллективе (по методике Филипса)

В результате были получены следующие данные:


Класс

норма

Повышенный уровень

Высокий уровень

5 А (22 ч.)

73%

9%

18%

5 Б (26 ч.)

50%

35%

15%

5 В (31 ч.)

79%

7%

14%




  1. Исследование уровня школьной мотивации в 7 классах (А,Б)

Цель: определить уровень школьной мотивации.

^ 5- ый уровень: максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

4-ый уровень: хорошая школьная мотивация.

3-ий уровень: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

^ 2-ой уровень: низкая школьная мотивация.

1-ый уровень: негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Класс

1

2

3

4

5

7 А (16 чел.)

0

44%

25%

31%

0

7 Б (21 чел.)

0

24%

38%

24%

14%


^ В ноябре были проведены следующие исследования:

1. Исследования особенностей мышления в 8 классах (А,Б)

Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Класс

Абстрактно-логическое мышление

Конкретно-ситуативное мышление

8 А (18 чел.)

0

18

8 Б (18 чел.)

3

15


2. Исследования особенностей мышления в 8 классах (А,Б) «Числовые ряды»

Цель: исследование логического аспекта математического мышления.

Класс

низкий уровень

средний уровень

выше среднего

высокий уровень

высший уровень

8 А (20 чел.)

1

2

6

11

1

8 Б (18 чел.)

0

9

4

5

0


3. Исследование уровня школьной мотивации в 7 классах (В,Г)

Цель: определить уровень школьной мотивации.

^ 5- ый уровень: максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

4-ый уровень: хорошая школьная мотивация.

3-ий уровень: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

^ 2-ой уровень: низкая школьная мотивация.

1-ый уровень: негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.


Класс

1

2

3

4

5

7 В (23 чел.)

0

22%

48%

7%

22%

7 Г (23 чел.)

17%

22%

43%

17%

0

В декабре проводились следующие исследования:

1. Исследования акцентуации личности в 6 классах (А,Б,В)

Цель: диагностировать типы акцентуации личности.

1. демонстративный тип

2.застревающий тип

  1. педантичный тип

  2. возбудимый тип

  3. гипертимный тип

  4. дистимический тип

  5. тревожный тип

  6. экзальтированный тип

  7. эмотивный тип

  8. циклотимный тип




Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6 А(23ч)

6

4

0

8

12

0

1

7

6

0

6 Б(21ч)

6

3

0

5

8

1

0

6

1

8

6 В(22ч)

4

2

0

14

15

0

0

6

4

2


^ В январе-феврале проводились следующие исследования

1. Исследование на определение профессиональных предпочтений личности

Карта интересов в 9 классах (А,Б,В,Г)

Цель: выявление предпочтений детей по отдельным предметам и наукам.

В результате исследования были получены следующие данные:

1. Физика

2. Математика

3. Техника

4. Юриспруденция

5. Химия

6. Биология

7. Медицина

8. География/геология

9. История

10. Языки/литература

11. Искусство

12. Педагогика

13. Сфера обслуживания

14. Военное дело

15. Спорт


класс

1

%

2

%

3

%

4

%

5

%

6

%

7

%

8

%

9

%

10

%

11

%

12

%

13

%

14

%

15

%

9 А(19)

5

5

11

0

5

16

5

0

11

5

32

11

5

9

47

9 Б(18)

0

0

28

0

6

0

0

0

11

0

6

11

17

17

44

9 В(20)

0

0

10

0

15

30

0

5

15

0

10

0

15

5

35

9 Г(16)

6

0

6

6

19

25

6

0

0

0

25

0

25

19

25


2. Исследование социально-психологического климата в 9 классах (А,Б,В,Г)

Атмосфера в группе.

Цель: замерить психологическую атмосферу в группе, т.е. динамическую психологического климата.

В результате исследования были получены следующие данные:

  1. Дружелюбие-враждебность

  2. Согласие-несогласие

  3. Удовлетворенность-неудовлетворенность

  4. Увлеченность-равнодушие

  5. Продуктивность-непродуктивность

  6. Теплота-холодность

  7. Сотрудничество-отсутствие сотрудничества

  8. Взаимная поддержка-недоброжелательность

  9. Занимательность-скука

  10. Успешность-неуспешность

Оценивается по 9-ти балльной системе.


Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9 А(19)

6

5

7

7

5

6

4

4

5

9

9 Б(19)

5

5

4

5

5

5

7

7

5

5

9 В(22)

5

5

6

9

7

5

8

8

9

7

9 Г(21)

9

5

5

5

6

8

8

9

5

5




  1. Исследование стилей разрешения конфликтов в 9 «Б» классе.

Класс

стиль соперничества

стиль сотрудничества

стиль компромисса

стиль избегание

стиль приспособления

9 Б(21 чел.)

33%

28%

14%

24%

14%




  1. Исследование на определение профессиональных предпочтений личности

Карта интересов в 11 классах (А,Б)

Цель: выявление предпочтений детей по отдельным предметам и наукам.

В результате исследования были получены следующие данные:

1. Физика

2. Математика

3. Техника

4. Юриспруденция

5. Химия

6. Биология

7. Медицина

8. География/геология

9. История

10. Языки/литература

11. Искусство

12. Педагогика

13. Сфера обслуживания

14. Военное дело

15. Спорт


класс

1

%

2

%

3

%

4

%

5

%

6

%

7

%

8

%

9

%

10

%

11

%

12

%

13

%

14

%

15

%

11 А(19)

0

0

0

0

0

6

18

12

0

0

29

12

18

0

29

11 Б(16)

19

25

13

6

0

6

6

6

19

13

31

31

19

25

19




  1. Исследование социально-психологического климата в 11 классах (А,Б)

(Определение индекса групповой сплоченности Сишора)

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.

Ответы кодируются в баллах. Максимальная сумма 19, минимальная 5.

1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе? ( максимальная сумма 5б.)

2. Перешли бы Вы в другой класс, если бы предоставилась такая возможность (без изменения прочих условий)? (максимальная сумма 5б.)

^ 3. Каковы взаимоотношения между членами Вашего класса? (максимальная сумма 3б.)

4. Какие у Вас взаимоотношения с руководством? (максимальная сумма 3б.)

5. Каково отношение к учебе в Вашем классе? (максимальная сумма 3б.)


^ Класс, балл

1

2

3

4

5

11 А (17)

13.1 балл

4

4

2

2

1

11 Б (16)

13.5 балл

3

3.5

2.5

2

2


В марте проводились следующие исследования:

1. Исследование уровня школьной мотивации в 4 классах (А,Б,В)

Цель: определить уровень школьной мотивации.

^ 5- ый уровень: максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

4-ый уровень: хорошая школьная мотивация.

3-ий уровень: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

^ 2-ой уровень: низкая школьная мотивация.

1-ый уровень: негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Это направление разрабатывается в оказании психологической помощи школьникам, демонстрирующим низкий уровень психологической и собственно учебной готовности к обучению в среднем звене.


Класс

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

4 А (29 ч.)

0

1

1

9

18

4 Б (26 ч.)

1

2

10

8

5

4 В (27 ч.)

1

0

7

7

12




  1. Исследование проявления тревожности в 4 классах.

Цель исследования: измерение уровня тревожности в коллективе (методика Филипса ).

В результате исследования были получены следующие результаты:


Класс

норма

Повышенный уровень

Высокий уровень

4 А (29 ч.)

27

1

1

4 Б (27 ч.)

8

7

12

4 В (28 ч.)

25

2

1


^ В мае-апреле проводились следующие исследования:

1. Исследование на определение профессиональных предпочтений личности

в 9-11 классах.

Цель: определить профессиональные типы личности.

В результате исследования были получены следующие данные:

1. Реалистический (практический) тип

2. Интеллектуальный тип

3. Социальный тип

4. Стандартный (конвенциальный) тип

5. Предприимчивый

6. Артистический


Класс

1

%

2

%

3

%

4

%

5

%

6

%

9 А (17ч.)

6

12

23

6

23

47

9 Б (21ч.)

0

14

14

19

19

42

9 В (25ч.)

8

16

28

8

12

44

9 Г (18 ч.)

11

16

16

5

0

77

11 А (ч.)

14

7

36

21

14

29

11 Б (ч.)

11

0

44

11

22

39


^ Групповая работа


В течение года проводилась следующая работа:

1. Занятия с элементом тренинга для 5 А Б В класса «Наши учителя»

Цель: помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам. Адаптация к средней школе.

2. Групповая развивающая/коррекционная работа в 5 классах по результатам диагностики школьной тревожности Филипса.

Занятия с элементом тренинга(5 занятий).

Цель: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы. Создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддерживать и развивать в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми преподавателями.

3.Занятия с элементом тренинга в 7 А классе. «Неологические игры со словами»

Цель: способствовать развитию нестандартного мышления.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


В течение всего года принимали участие в секциях психологов. Присутствовали на всех педагогических советах школы. Посещала школьные методические объединения. Участвовали в профилактических советах школы.

Провели районный семинар для социальных педагогов и школьных психологов по теме: «Социализация и воспитание школьников».


Анализ подготовлен школьными психологами Чинарева Т.Н.

Егорова И.М.



Похожие:

Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба iconСоциально-психологическая служба. Работа с родителями
Консультации проводят социальный педагог – чернушко анжелика евгеньевна и педагог-психолог волотовсктий антон сергеевич
Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба iconС педсовет Заместители директора Методический совет Медицинская служба Психологическая служба Информационная служба Методические объединения
Образовательная область «Филология. Русский язык» Образовательная область «Филология. Английский язык»
Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба iconДокументы
1. /Pril4-1/Контрольная работа Поиск в Интернет.doc
2. /Pril4-1/Правила...

Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба iconДокументы
1. /Практическая работа/График.doc
2. /Практическая...

Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба iconПрограмма "Психологическая подготовка к егэ" Коррекционная работа психолога в школе Программы Автор: Administrator 03. 09. 2010 12: 10
Программа "Психологическая подготовка к егэ" разработана Михеевой М. В., Кусакиной С. Н., педагогами-психологами сош №287
Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба icon«Вместе против хандры» Экстренная психологическая помощь «Телефон Доверия»
Осуществляется анонимно высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии
Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба icon«Вместе против хандры» Экстренная психологическая помощь «Телефон Доверия»
Осуществляется анонимно высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии
Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба iconАнализ методической работы школы в 2010 2011 учебном год
Обж, биологии, технологии, классных руководителей, социально-психологическая служба
Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 «Общая психология, психологии личности, истории психологии»
Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению...
Практическая работа по психологии приобрела права гражданства: создана психологическая служба iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса – одновременного происхождения из психологии и социологии....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы