«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы icon

«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы



Название«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы
Дата конвертации06.10.2012
Размер74.33 Kb.
ТипУрок
1. /Урок по Цветаевой.doc«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы



МОУ «СОШ №7»


План открытого урока

по литературе в 11 классе

на городском семинаре для

замдиректоров по УВР по теме:


«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!»

(Трагизм в творчестве М.Цветаевой)


Струкова Е.Н.

Учитель русского языка

и литературы


28.02.08г.

г. Нальчик


Тема урока: «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!»

(Трагизм в творчестве М.Цветаевой)

Вся моя жизнь – роман с собственной душой”

Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”.

Цель урока:

  1. Познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой. Определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.

  2. подвести детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств;

  3. обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несут образы в стихотворениях М.Цветаевой;

  4. Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту.

Оборудование:

  • фотографии,

  • плакат-цитата,

  • проигрыватель,

  • сборники стихов,

  • гроздья рябины,

  • осенние листья;

  • оформление стенда к уроку,

  • выставка книг Цветаевой.

Инструментарий: верно-неверно, регистрационный журнал, глоссарий,толстые-тонкие вопросы, фишбон, личностный текст, кластер, инсерт, синквейн.

Ход урока:

ВЫЗОВ:

Звучат колокола, на их фоне исполняется стихотворение М. Цветаевой "Кто создан из камня...".

Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская.

Цветаева есть тайна.
И эту тайну надо разгадать, и если будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, потому, что
Цветаева, как огромный океан, и каждый раз, погружаясь в него, твое сердце испытывает восторг и сострадание, а глаза наполняются слезами.

Гете сказал: "Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта".
М. Цветаева говорила: «Поэт издалека заводит речь. Поэта далеко заводит речь».

Верные – неверные утверждения


ВЕРНО

НЕВЕРНО

Марина родилась 26 октября 1892 года в Москве…




Отец Марины Цветаевой – профессор Московского университета Иван Владимирович




Ближайшим его сотрудником была жена – Мария Александровна, урождённая Мейн. Когда Марине исполнилось 11 лет – скончалась мать, а через 11 лет умер и отец.




В 1910 г., ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник “Вечерний альбом”.




Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 г




Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 г.

“Я назвала её Ариадной,-вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно. …Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью”.




13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина “Я сначала её хотела назвать … Анной (в честь Ахматовой). – Но ведь судьбы не повторяются!”




“Ундина” (раннее детство), Гауф-Лихтенштейн (отрочество), Ростан (ранняя юность), “позже и поныне: Гейне – Гете – Гельдерлин; русские прозаики – Лесков и Аксаков; русские поэты – Державин и Некрасов, из современников – Пастернак”. “Евгения Онегина” не любила никогда. Любимые книги в мире – те, с которыми сожгут: “Нибелунги”, “Илиада”, “Слово о полку Игореве”.

И далее – “Наилюбимейшие стихи в детстве – пушкинское “Анчар” (К морю)и лермонтовский (Парус)“Жаркий ключ”.

юношеское увлечение “наполеоновской легендой”, образами античной мифологии, пристрастие к немецким романтикам




2 марта 1920 года от голода умирает вторая дочь – Ирина.

Весной 1921 года Марина вместе с дочерью отправляется в Прагу к своему мужу.

1 февраля 1925 года родился сын Георгий.




В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине. Ранее вернулись на Родину Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.




Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её “одиночества верховный час”.

Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.




Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам ! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт !),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

- И, действительно, наступило это время…

Читает ученица :

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Поэтесса характеризует мир героини с помощью слов: серебрюсь, сверкаю, бренная пена, измена, крещена, поёт, непрестанно разбита, кудри беспутные, своеволие, дробясь, воскресаю; ребром и промыслом певчая, невесомость, безмерность. Мир лирической героини противостоит миру обыкновенных людей. В "мире гирь" и "мер", где "вдохновенье хранят, как в термосе", среди обыкновенных, созданных из камня и глины, она "невесома", "безмерна". Она подобна Венере – богине любви, рождённой из "бренной пены".

Образ символичен для Цветаевой: Марина – в переводе с латинского буквально "морская".


Регистрационный журнал.

потребность,

преображение

наслаждение

творчество

бескорыстие

страсть

самопожертвование

спасение

страдание

истязание

одухотворение

возвышение

духовное тяготение

максимализм

бескомпромиссность

сверхраспахнутость

сила духа

честность

мужество

несгибаемость

хрупкости

страстность

благородство

самоотдача

разлука

жертва

душа

невстреча

сокровенность







Одиночество

РЕФЛЕКСИЯ

Глоссарий: крест, день, ночь, …………………………………….

  1. Примерный набор ассоциаций:

    - образ радуги небесной – символ отражения божественного света;
    - образ креста – символ страдания, жертвы;
    - образ раковины – символ восприятия мира, его ограниченности;
    - образ жемчужины – символ дара, гармонии, души;
    Солнце – любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает, т. е. любовь – насущно необходимое чувство.

Учитель: Трагедия – в «разминовении», «невстрече» людей, предназначенных друг другу судьбой.

Даны мне были и голос любый
И восхитительный выгиб лба.
Судьба меня целовала в губы,
Учила первенствовать Судьба.
Устам платила я щедрой данью,
Я розы сыпала на гроба…
Но на бегу меня тяжкой дланью
Схватила за волосы Судьба.

Судьба – разлучница, но и союзница Духа. Сила страдания усиливает чувство.

Фишбон: Жизнь или смерть выбирает Марину?





Личностный текст ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Кластер ( по художественно-выразительным средствам)

Конкорданс - традиционный, давно известный, но до сих пор недостаточно оцененный способ изучения текста. Он дает полный индекс слов в ближайших и расширенных контекстах.

Для этого Вам достаточно открыть конкорданс любого произведения и выйти на все слова с морфемой "счаст".

Компьютерный конкорданс позволит Вам сравнить все контексты употребления слова, проанализировать их, увидеть слово в самом тексте художественного произведения.

Это один из эффективных инструментов изучения литературного текста.

Звучит песня «Мне нравится…»


Инсерт

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

Распущенной-и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.


Мне нравится еще, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем ни ночью -- всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!


Спасибо Вам и сердцем и рукой

За то, что Вы меня -- не зная сами! --

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас на головами,

За то, что Вы больны -- увы! -- не мной,

За то, что я больна -- увы! -- не Вами.


РЕФЛЕКСИЯ

Синквейн




Похожие:

«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconЭлектронное средство обучения в преподавании русского языка и литературы лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3»
Лариса Генриховна Лапковская, учитель русского языка и литературы уо «Миорская госш №3»
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconЛесина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы высшее учитель русского языка и литературы по специальности русский язык и литература
«Педагогика и методика нач образования» с доп специальностью «Русский язык и литература»
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconЕ. А. Демидова, учитель русского языка и литературы
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconИван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Цель урок
Мурина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №32» г. Энгельса Саратовской области
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconИван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Цель урок
Мурина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы моу «сош №32» г. Энгельса Саратовской области
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconУча других, мы учимся сами
Оба- учителя. Он. Подколзин Тимофей Прокофьевич, учитель биологии. Она, Шилова Раиса Тимофеевна, учитель русского языка и литературы....
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы icon100-летию творчества писателя А. П. Чехова Бежок З. Н.(учитель русского языка и литературы) и Подовалова С. М
К 100-летию творчества писателя А. П. Чехова Бежок З. Н.(учитель русского языка и литературы) и Подовалова С. М.(библиотекарь сельского...
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconПоздравляем Сунцеву Екатерину Александровну, учителя русского языка и литературы
Поздравляем Сунцеву Екатерину Александровну, учителя русского языка и литературы. Классного руководителя 7а класса, занявшую почетное...
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconАнализ текста с точки зрения подготовки к письменному экзамену по русскому языку; подготовка к сочинению-рассуждению. Учитель русского языка и литературы Семёнова В. В. Цели урока
Повторить и систематизировать зун уч-ся по анализу художественного текста, получение на уроках русского языка
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconКурсы повышения квалификации учителей литературы и русского языка
Соловьев Николай Александрович, почетный работник образования, лауреат Премии Сороса, автор статей по методике преподавания литературы...
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» (Трагизм в творчестве М. Цветаевой) Струкова Е. Н. Учитель русского языка и литературы iconО преподавании немецкого языка в моу «сош г. Бирюча» Красногвардейского района в 2008-2009 учебном году
Учитель русского языка и литературы, немецкого языка по специальности «Филология»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов