II. содержательный раздел icon

II. содержательный раздел



НазваниеII. содержательный раздел
страница1/3
Дата конвертации10.10.2012
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования


Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа ФУУД) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет тради­ционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки учебных программ. Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы началь­ного общего образования, Примерной программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования


^ Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания.


Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.


Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

    1. описание ценностных ориентиров начального образования;

    2. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

    3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

    4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.;

    5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования;

    6. Планируемые результаты сформированности УУД.



Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального образования конкре­тизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результа­там освоения основной образовательной программы, и отра­жают следующие целевые установки системы начального об­щего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

    • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, на­род и историю, осознания ответственности человека за 'бла­госостояние общества;

    • восприятия мира как единого и целостного при разно­образии культур, национальностей, религий; уважения исто­рии и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития об­щения, сотрудничества на основе:

    • доброжелательности, доверия и внимания к людям, го­товности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

    • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

    • принятия и уважения ценностей семьи и образователь­ного учреждения, коллектива и общества и стремления сле­довать им;

    • ориентации и нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития эстетических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

    • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной ху­дожественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

    • развитие широких познавательных интересов, инициа­тивы и любознательности, мотивов познания и творчества;

    • формирование умения учиться и способности к органи­зации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

    • формирование самоуважения и эмоционально-положи­тельного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

    • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

    • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

    • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здо­ровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.


Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это человек:

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

  • Владеющий основами умения учиться.

  • Любящий родной край и свою страну.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

  • умеющий высказать свое мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, сущест­венное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усва­ивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают уча­щимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной дея­тельности, включающей осознание её целевой направленнос­ти, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование матери­ала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно­го морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятель­но осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа­ты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, фор­мирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образо­вания, можно выделить четыре блока: личностный, регуля­тивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспе­чивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этичес­кими принципами, знание моральных норм и умение выде­лить нравственный аспект поведения) и ориентацию в соци­альных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личност­ных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопреде­ление;

  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, дру­гими словами, между результатом учения и тем, что побуж­дает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик дол­жен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оце­нивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо­ральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обес­печивают обучающимся организацию своей учебной деятель­ности.

К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование — определение последовательности про­межуточных целей с учётом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уров­ня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и кор­рективов в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата; внесение измене­ний в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качест­ва и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • общеучебные,

  • логические учебные действия,

  • а так­же постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; примене­ние методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого выска­зывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; сво­бодная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой ин­формации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со­ставляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; уме­ние слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррек­ция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации; владение монологической и диалогической формами ре­чи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор­мами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в со­ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характерис­тики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой це­лостную систему, в которой происхождение и развитие каж­дого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возраст­ного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.


^ Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».


2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.


3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации)

к учению.


4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.


2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеуроч-ной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.


3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеуроч-ной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.


4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые бу-дут сформированы на основе изучения данного раздела.


2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.


3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.


4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.


5. Подробно пере-сказывать прочитан-ное или прослушан-ное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.


2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.


2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.


3. Слушать и понимать речь других.


4. Участвовать в паре.


2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».



1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.



1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.



2. Уважение к своему народу, к своей родине.


2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.



2. Отвечать на про-стые и сложные воп-росы учителя, самим задавать вопросы, на-ходить нужную инфор-мацию в учебнике.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.


3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.



3. Сравнивать и груп-пировать предметы, объекты по несколь-ким основаниям; нахо дить закономерности; самостоятельно про-должать их по уста-новленном правилу.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.



4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизнен ных ситуациях под руководством учителя

4. Подробно пере-сказывать прочитан-ное или прослушан-ное; составлять простой план.


4. Выполняя различные роли в группе, сотруд-ничать в совместном решении проблемы (задачи).


2 класс




5. Соотносить выпол-ненное задание с образцом, предложен-ным учителем.

6. Использовать в

работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

8. Оценка своего зада-ния по следующим па раметрам: легко вы-полнять, возникли сложности при выполнении.

5. Определять, в ка-ких источниках мож-но найти необходи-мую информацию для выполнения задания.


6. Находить необхо-димую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы




3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.


1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые бу-дут сформированы на основе изучения дан-ного раздела; опреде-лять круг своего нез-нания; планировать свою работу по изу-чению незнакомого материала.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.


2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.


2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная ин-формация буде нужна для изучения незнако-мого материала; отби- рать необходимые ис-точники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.


2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.


3. Извлекать инфор-мацию, представлен-ную в разных формах (текст, таблица, схе-ма, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)


3.Читать вслух и про се-бя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеуроч-ной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.


4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.


4. Выполняя различные роли в группе, сотруд-ничать в совместном решении проблемы (задачи).


3 класс




5. Определять правиль ность выполненного задания на основе сравнения с предыду-щими заданиями, или на основе различных образцов.


6. Корректировать вы-полнение задания в соответствии с планом, условиями выполне-ния, результатом дейс-твий на определенном этапе.


7. Использовать в ра-боте литературу, инст рументы, приборы.

8. Оценка своего зада-ния по параметрам, заранее

представленным.


5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.


6. Критично относиться к своему мнению.


7. Понимать точку зрения другого.


8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.



1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.


3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые бу-дут сформированы на основе изучения дан-ного раздела; опреде-лять круг своего нез-нания; планировать свою работу по изуче-нию незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная ин-формация будет нуж-на для изучения нез-накомого материала;

отбирать необходи-мые источники ин-формации среди пред-ложенных учителем словарей, энциклопе-дий, справочников, электронные диски.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения

общечеловеческих норм, нравственных и этиче ских ценностей, ценнос- тей гражданина России.




3. Сопоставлять и от-бирать информацию, полученную из раз-личных источников (словари, энциклопе-дии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

5. Отстаивать свою точ-ку зрения, соблюдая пра вила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помо-щью фактов и дополни-тельных сведений.








4. Анализировать, сравнивать, группи-ровать различные объекты, явления, факты.


6. Критично относиться к своему мнению.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

4 класс







5. Самостоятельно де лать выводы, перера- батывать информа-цию, преобразовывать её, представлять ин-формацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять слож-ный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

7. Понимать точку зрения другого


8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предви-деть последствия коллективных решений.
  1   2   3



Похожие:

II. содержательный раздел iconПравила проектирования fire-extinguishing and alarm systems desinging and regulations norms нпб 88-2001 Москва 2001 Разработаны
Сперанский раздел 5; С. М. Дымов раздел 6; д т н. В. М. Николаев, к т н. Н. В. Смирнов раздел 7; к т н. В. А. Кущук, к т н. А. В....
II. содержательный раздел iconII. содержательный раздел ооп ООО программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Программа развития универсальных учебных действий (ууд) в основной школе определяет
II. содержательный раздел iconII. содержательный раздел программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована...
II. содержательный раздел iconДокументы
1. /Авторский коллектив.doc
2. /Введение.doc
II. содержательный раздел iconДокументы
1. /Авторский коллектив.doc
2. /Введение.doc
II. содержательный раздел iconДокументы
1. /1 паспорт/1паспорт/ПАСПОРТ образовательного учреждения.doc
2. /2аналитический/БЛОК...

II. содержательный раздел iconДокументы
1. /проект 2-х этажного дома/проект 2-х этажного дома/1 раздел Инженерная подготовка площадки...
II. содержательный раздел iconДокументы
1. /Оглавление.doc
2. /Приложение 1 (Полож....

II. содержательный раздел iconПрограмма развития моу сош с. Узморье на 2010 2013 г г. Раздел I. Введение. Раздел II. Информационная справка
Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему...
II. содержательный раздел iconПрограмма развития моу сош с. Узморье на 2006 2010 г г. Раздел I. Введение. Раздел II. Информационная справка
Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов