Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы icon

Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы



НазваниеПрограмма №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы
Дата конвертации10.10.2012
Размер351.89 Kb.
ТипПрограмма


2.5. Программа №1 коррекционной работы в рамках

образовательной программы НОО


Цель программы

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.



^ Задачи программы:

• своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

• определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

• определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

• создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

• разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

• обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

• оказание родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

^ Принципы формирования программы

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

^ Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

^ Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

• консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

^ Содержание направлений работы

Диагностическая работа включает:

• своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

• раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

• выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/ методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

• организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

• коррекцию и развитие высших психических функций;

• развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения;

• социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

^ Механизмы реализации программы

Основными механизмами реализации коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Взаимодействие специалистов образовательного учреждения предусматривает:

• комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

• составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальное партнёрство предусматривает:

• сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

• сотрудничество с родительской общественностью.


^ Условия реализации программы

Программа коррекционной работы предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включающих:

Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе:

• обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

• обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

• обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

• обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

• развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития1.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекцион- ных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен отвечать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекци- онной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое пред ставление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно- бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио- и видеоматериалов.


^ Программа №2 коррекционной работы в рамках

образовательной программы НОО


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Паспорт Программы

Раздел II. Пояснительная записка.

           2.1. Актуальность программы.

2.2. Инновационная составляющая нашей программы.

2.3. Цели, задачи и принципы.

         2.4. Условия реализации  программы коррекционной работы начальной школы.

          2.4.1.  Кадровые условия реализации программы.

          2.4.2. Механизм реализации программы.

          2.4.3. Управление реализации программы.

          2.4.4. Финансовые условия реализации программы.

          2.4.5. Методическая основа.

          2.4.6. Материалы и оборудование.

          2.5. Ожидаемые результаты программы.

          2.5.1  Возможные риски в ходе реализации программы.

Раздел III. Содержание программы коррекционной работы

3.1. Основные этапы.

3.2. Основные направления коррекционной работы.

3.3. Система оценки результатов программ.

 

Раздел I. Паспорт Программы


Наименование программы: Программа коррекционной работы


Заказчик: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Прималкинского»


Основные разработчики программы:

  • Степанова С.И. - заместитель директора по УВР;

  • Романенко И.Н. - заместитель директора по ВР

  • Карачихина Н.В. - педагог-психолог;

  • Пономарева М.А. - учитель 2А класса;

  • Савинова Т.М. - . учитель 1А класса;


Цели и задачи программы


ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы детьми «группы риска».


ЗАДАЧИ:

  • Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.

  • Развитие способностей гиперактивных детей к  самоконтролю и планированию своей деятельности.

  • Создание для ребенка зоны  ближайшего развития для преодоления недостатков агрессивного  поведения.

  • Помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.

  • Осуществление индивидуального подхода ко всем категориям детей, в том числе к детям с ОВЗ.


Исполнители: коллектив МОУ «СОШ с.Прималкинского».


Ожидаемые конечные результаты реализации программы


В результате выполнения программы планируются следующие результаты:

  • своевременное выявление обучающихся «группы риска»,

  • положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения  гиперактивными детьми);

  • снижение количества обучающихся «группы риска»;

  • достижение обучающимися «группы риска» предметных, межпредметных и лично-стных результатов.


^ Система управления программой и контроль

Общее руководство программой осуществляет заместитель директора по воспита-тельной работе и учебно-воспитательной , педагог-психолог и социальный педагог.

^ Раздел II.  Пояснительная записка

2.1 Актуальность программы.

Образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ с.При-алкинского» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих  возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.5 ст. 14), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п.36), МОУ «СОШ с.Прималкинского» и другими локальными актами.

Действительно ли школа может «всех научить всему»? Если иметь в виду базовый минимум – безусловно. Если вести речь об умении связывать, соотносить, совместно использовать знания по разным темам – то и это достижимо почти всегда (и если не для всех – то почти для всех, для большинства!). Появились  вопросы: «Как обучить всех детей базовому минимуму? Как вырастить воспитанную личность? Каковы должны быть действия  учителя?» 

Специфика контингента обучающихся определяется тем, что первоклассники, при-шедшие в школу, имеют разную стартовую подготовку к обучению. Многие  детей оказы-ваются в сложной жизненной ситуации из-за занятости родителей на работе, малограмот-ности родителей, материального неблагополучия семьи, отсутствия одного из родителей, алкоголизма отца или матери.

Нам стоит  бороться за успешность каждого ребенка в какой-то области. Как хоро-шо, когда в школе любой ученик хоть в чем-то да демонстрирует выдающиеся достижения. Важно ведь не то, чтобы каждый стал «звездой» по всем предметам – а в том, чтобы каждый нашел свой интерес в жизни, свое призвание.

Учителями начальной школы совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом выделены 5 направлений коррекционной работы, которые являются актуальными для младших школьников нашей школы:

  • повышение  учебной мотивации детей (по данным психологической диагностики за 2010-2011 учебный год средний уровень учебной мотивации имеют  35% учеников начальной школы);

  • работа с агрессивными детьми (в каждом классе имеются от 1 до 4 учеников с признаками агрессии);

  • работа с гиперактивными детьми ( из года в год увеличивается количество первоклассников, имеющих признаки неусидчивости, дефицита внимания);

  • работа  со слабоуспевающими учащимися;

  • работа с детьми имеющими ОВЗ (в общеобразовательных классах начальной школы обучаются дети - инвалиды).

С подобными проблемами сталкивается каждый учитель начальных классов в процессе своей педагогической деятельности. Но не каждый учитель имеет достаточный уровень  психологических знаний и жизненного опыта, поэтому возникает потребность в разработке алгоритма действий педагога при работе с детьми «группы риска».  Программа коррекционной работы  поможет каждому учителю, в том числе и молодому специалисту, подойти к работе  осознанно и системно.

^ 2.2.  Инновационной составляющей нашей программы является:

  • необходимость существенной коррекции работы учителя с детьми «группы риска» (содержания, методов, форм, организация воспитательно-образовательного процесса) в условиях внедрения ФГОС;

  • необходимость внедрения современных форм мониторинга достижения планиру-емых результатов ООП и личностного развития детей «группы риска».

Особенностью нашего ОУ является наличие в школе штатного психолога и социального педагога, что составит кадровый потенциал в расширении психологической службы школы.

 ^ 2.3.  Цель данной программы – создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы детьми «группы риска».

     

 ^ Основные задачи  программы коррекционной работы:

  • Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.

  • Развитие способностей гиперактивных детей к  самоконтролю и планированию своей деятельности.

  • Создание для ребенка зоны  ближайшего развития для преодоления недостатков агрессивного  поведения.

  • Помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.

  • Осуществление индивидуального подхода ко всем категориям детей, в том числе к детям с ОВЗ.

Решая поставленные задачи,  важно создать о каждом ребенке полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера. Это в свою очередь возможно при условии осуществления совместных усилий  в деятельности учителя начальных классов, школьного психолога, логопеда и родителей.

^ Программа коррекционной работы основывается на следующих принципах:

  • Принцип учета индивидуальных особенностей.

Всем детям определенного возраста свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к  индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

  • ^ Принцип деятельностного подхода.

 Данный принцип задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка.

  • ^ Принцип нормативности развития (Р.В. Овчарова).

Этот принцип заключается в учете основных закономерностей психического развития  и значения последовательности стадий развития для формирования личности ребенка. Данный принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста. Согласно этому принципу коррекционная работа осуществляется по следующей схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное.

  • ^ Принцип педагогической экологии (Р.В. Овчарова) заключается в том, что роди-тели и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем  сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

^ 2.4. Условия реализации  программы

коррекционной работы начальной школы

2.4.1.  Кадровые условия реализации программы.

Педагогические сотрудники МОУ «СОШ с.Прималкинского» имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются методической деятельностью; повышают свой педагогический уровень. Педагоги школы прошли  обучение по ФГОС нового поколения и владеют современными образователь-ными технологиями. В педагогическом коллективе  школы есть необходимые специалисты: учителя-предметники, психологи, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

Имеется специально оборудованные кабинет психолога и логопеда.

Состав и квалификация педагогических кадров начальной школы:

  • высшее педагогическое образование имеют 33% педагогических работников, среднее профессиональное – 67%,

  • высшую квалификационную категорию имеют - 25% педработников,

  • первую квалификационную категорию – 33%,

  • вторую квалификационную категорию – 33%,

  • аттестованы на соответствие занимаемой должности – 9%.

Основные направления в работе




Специалисты

Функции

1

Учитель начальных классов

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса. Обследование детей и выявление среди них, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Рекомендации родите-лям для обращения к логопеду.

2

Педагог- психолог

Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями

3

Педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию  вариативной части программы.

4

Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффектив-ной работы, осуществляет контроль и текущую организа-ционную работу

5

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагно-стику, функционирование автоматизированной информа-ционной системы мониторинга здоровья  учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

    

^ 2.4.2.  Механизм реализации программы.

Одним из основных механизмов реализации программы  коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей  «группы риска»  специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля на разных возрастных этапах (начиная с дошкольного возраста)

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Ещё одним  механизмом реализации программы коррекционной работы является взаимодействие с  социальными партнерами.  Определены социальные партнёры:

  • районная школа искусств, библиотека ДК с.Прималкинского,

  • МУЗ «Амбулатория с.Прималкинское», РЦДТ, ДЮСШ «Колос»,

  • сотрудничество со средствами массовой информации,

  • сотрудничество с родительской общественностью.

 2.4.3. Управление реализацией программы осуществляется по следующему алгоритму:

    1. назначение ответственных за подпрограммы:

  • «Работа с гиперактивными детьми»;

  • «Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста»;

  • «Программа по сопровождению слабоуспевающих учащихся»;

  • «Работа с детьми с ОВЗ и дефектами речи »;

2. «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников».

3. Организация информирования родителей о программе;

4. Создание мониторинга эффективности коррекционной работы;

5. Подведение итогов выполнения программы на заседаниях педсовета и Управляющего совета.

2.4.4. Финансовые условия реализации программы.

Ежегодный объём финансирования мероприятий программы уточняется при формировании бюджета при финансировании МОУ «СОШ с.Прималкинского». Используется как бюджетное финансирование, так и внебюджетные средства за счет пожертвований.

2.4.5. Методической основой является  совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в   УМК  «Перспективная начальная школа», посредствам следующих технологий:  игровые, научно-исследовательские, технология уровневой дифференциации, проектной деятельности.

       Учебники  эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мульти-медийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.).

      

^ 2.5. Ожидаемые результаты программы:

  • своевременное выявление обучающихся «группы риска»,

  • положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения  гиперактивными детьми);

  • снижение количества обучающихся «группы риска»;

  • достижение  предметных, метапредметных и личностных результатов в  соответствии с ООП НОО

 

2.5.1. Возможные риски в ходе реализации программы:

  • Неготовность ряда учителей к работе в рамках программы коррекционной работы.

  • Разрыв между представлениями родителей о целях и задачах образования в отношении их детей и целями и задачами развития школы.

  • Отсутствие контакта с родителями (неготовность родителей выполнять рекомендации специалистов).

 

^ Раздел III.   Содержание программы

      

Коррекционная работа должна строиться не как отдельные упражнения по совер-шенствованию каких-либо личностных качеств или норм поведения ребенка, а как  цело-стная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников.

Проблемно-творческими группами учителей начальных классов совместно с пси-хологом школы были разработаны подпрограммы по 5 направлениям коррекционной рабо-ты. Каждая программа включает ряд основных этапов: диагностический, коррекционно-развивающий,   консультативный, информационно – просветительский.

 

3.1. Основные этапы реализации программы коррекционной работы.

 

Диагностический этап


Цель: выявление проблем и трудностей, отклонений в развитии детей, определение их причин.

 

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки


Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.


Изучение истории развития ребенка, беседа с родите-лями, наблюдение класс-сного руководителя, ана - лиз работ обучающихся

Сентябрь

Классный руководитель

Медицинский работник


Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления «группы риска»

Создание банка данных  обу-чающихся, нуждающихся в специализированной помо-щи. Формирование харак-теристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, логопеди-ческое и психологичес-кое обследование; анке-тирование  родителей, беседы с педагогами

При приеме документов в 1 класс

(июнь, август)


Зам. директора по УВР

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Углубленная  диагностика детей «группы риска»


Получение объективных све дений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портре тов» детей


Диагностика. Заполне-ние диагностических до-кументов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

Сентябрь – октябрь

Педагог-психолог

Учитель-логопед


Проанализировать причины возник-новения трудно-стей в обучении.

Выявить резерв-ные возможности

Выбор индивидуальной образовательной траектории для решения имеющихся проблем

Написание индивидуальной программы развития ребенка

Октябрь – ноябрь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Классный руководитель

^ Социально – педагогическая диагностика

Определить уро-вень организован-ности ребенка; уровень знаний по предметам


Получение объективной ин-формации об организованно-сти ребенка, умения учиться, особенностей личности, уровня знаний по предметам.

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Сентябрь – октябрь


Классный руководитель


 

 Коррекционно-развивающий этап


Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей «группы риска».

Задачи

(направления) деятельности


Планируемые результаты


Виды и формы деятельности, мероприятия


Сроки


Ответственные


Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей «группы риска»

Планы, программы


Разработать индивидуальную программу по предмету. Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспита-тельную программу для детей «груп- пы риска». Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

В течение года

Классный руководитель

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей «группы риска»

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррек-ционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных заня-тий.

4. Отслеживание динамики развития ребенка


В течение года

Заместитель директора по УВР Педагог-психолог

Учитель-логопед


^ Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся «группы риска»



Позитивная динамика развиваемых параметров

Разработка  рекомендаций для педа-гогов, учителя, и родителей по рабо-те с детьми «группы риска».Внед рение здоровьесберегающих техно-логий в образовательный процесс Организация  и проведение меропри-ятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формиро-вание  навыков здорового и безо-пасного образа жизни.


В течение года

Педагог-психолог

Учителя-предметники

Медицинский работник


 

Информационно – просветительский этап

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса.

^ Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты


Виды и формы

деятельности, мероприятия

Сроки

Ответственные


Информирование родителей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам


Организация работы  се-минаров, родительских собраний, тренингов, ин формационных стендов. Организация встреч с приглашенными специалистами

^ Информационные мероприятия

В течение года

Специалисты Учитель – логопед

Педагог – психолог

Заместитель директора по УВР

^ Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей «группы риска»

Организация методических мероприятий

^ Информационные мероприятия


В течение года

Специалисты Учитель – логопед

Педагог – психолог

Заместитель директора по УВР

 

3.2. Основные направления коррекционной работы:

 

  • «Работа с гиперактивными детьми»

В данной программе представлено теоретическое обоснование проблемы гиперактивности (ее  медицинские, психологические и педагогические аспекты). Прописаны этапы реализации программы. Программа включает в себя календарно-тематичекий план и разработку занятий на 1 год обучения.

 

  • «Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста»

В  программе обоснована множественность причин проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.

Разработана программа коррекции и профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Представлен учебно-тематический план занятий.

 

  • «Программа по сопровождению слабоуспевающих учащихся»

Программа включает в себя план индивидуальной работы по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков.

Даны рекомендации по коррекции отклонений в развитии познавательной сферы, логопедических нарушений речи, и поведенческих отклонений слабоуспевающего ребенка.

 

  • «Работа с детьми с ОВЗ»

В программе описаны характерные особенности детей с ОВЗ, простроены этапы сопровождения детей с ОВЗ. Представлена система комплексной  работы  с детьми с ОВЗ, включающая обеспечение дифференцированных, психолого-педагогических, специализированных условий.

 

  • «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников»

Программа направлена на формирование учебно - познавательных мотивов,  повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование  адекватной самооценки.

В программе представлены методические приемы, направленные на создание атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

В приложениях отражены разные направления работы педагога по повышению учебной мотивации обучающихся.

 

 

^ 3.3. Результаты внедрения программы коррекционной работы отслеживаются  через систему оценки достижения планируемых результатов освоения Основой образовательной программы НОО, которая  предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, межпредметных и предметных.

 

1 При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям).




Похожие:

Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconДокументы
1. /ФГОС НОО/ПРОГРАММА по хореографии.doc
2. /ФГОС...

Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconПрограммы отдельных учебных предметов, курсов
Программы разработаны на основе требований к результатам освоения образовательной программы и программы формирования ууд. Каждая...
Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconСодержание основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ноо
Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconСодержание основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ноо
Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconПрограмма коррекционной работы
Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconПрограмма коррекционной работы
Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconРабочая программа по Новой истории в 8 классе Буяновой Надежды Ивановны Принято на заседании
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования истории мо РФ 2004 г., авторской программы «Новая...
Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconПрограмма по фгос ноо программа составлена Колесниковой З. М. заместителем директора по увр в начальных классах
...
Программа №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы iconРабочая программа по истории России в 7 классе Цветковой Майи Николаевны Принято на заседании
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004г., авторской программы «История...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов