Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст icon

Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст



НазваниеПсков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст
Дата конвертации11.10.2012
Размер71.97 Kb.
ТипДокументы

Литературно - краеведческая игра
ПСКОВ ЧЕРЕЗ ВЕКА.

Форма: литературно-краеведческая игра
Возраст: учащиеся 8-10 классов
Цели, идея: - воспитание национального самосознания через любовь к "малой
родине"
- приобщение к чтению книг по истории родного края
- развитие стремления к познавательной активности.
Место проведения: библиотека, школьный музей, кабинет истории, актовый зал.
Количество участников: от одного класса до параллели
Оборудование: - книжная выставка;
- мультимедиа/эпи/диапроектор или видеомагнитофон;
- "буклеты", стенные газеты, альбомы-раскладушки по истории Псковщины, сделанные школьниками,
- бумага, ручки для участников команд.
Этапы проведения и подготовки:
а) подготовительный этап
– разработка плана, определение сроков проведения;
– определение контингента;
– выбор жюри;
– организационная работа по анонсированию мероприятия (через объявления, устные приглашения, школьные средства массовой информации);
– разработка положения и объявление конкурса на лучший "буклет";
– организация книжной выставки;
– подготовка и проведение обзора литературы в классах, которые примут участие в игре.
б) проведение игры
– перед проведением игры проводится их награждение победителей конкурса «на лучший буклет»;
– ведущий (библиотекарь или учитель) объявляет условия игры;
– в перерывах между раундами, пока жюри подсчитывает очки, объявляется конкурс среди зрителей на лучшую похвалу любимому городу. За хорошие ответы зрители получают жетоны;
– после подведения итогов ведущий поздравляет и награждает победителей.
в) заключительный этап
– обсуждение игры со школьниками;
– оформление наглядности по результатам игры.
Правила игры: Игра проходит в несколько раундов, на некоторые вопросы команды отвеча-ют письменно. Жюри оценивает ответы по 2-х балльной система. За подсказки и неэтичное поведение жюри и ведущий имеют право штрафовать команды путем снятия баллов и лише-ния права очередного ответа
Вопросы предлагаются одновременно всем играющим. Сначала отвечает команда первой поднявшая руку. Если у других команд есть желание дополнить или дать другой от-вет, им предоставляется слово. Если игроки не дают правильного ответа - могут отвечать зрители, которые за правильный ответ поощряются жетонами.
На последний вопрос первого и второго раунда отвечают все команды по очереди. Очередь устанавливается путем жеребьевки. Ответы на эти вопросы они готовят письменно.
На вопросы третьего раунда отвечают все команды письменно. Ответы зачитывает ведущий.
Время на размышление дается на усмотрение ведущего и жюри.

^ Советы по проведению: В игре принимают участие команды, количество игроков в каждой из которых не превышает шесть человек. Количество команд определяется в зависимости от желающих играть.
Не стоит давать много времени на размышление, это только сбивает накал игры.
Жюри может состоять из учащихся старших классов.
Следует предусмотреть возможность поощрения участников игры и активных зрите-лей. Если нет возможности поощрить участников игры призами, необходимо продумать сис-тему морального поощрения. Например, лучшие участники от команд получают хорошую отметку по истории.
Конкурс на лучший буклет можно заменить конкурсом на лучшую стенгазету, сочи-нение о родном крае, произведение декоративно-прикладного искусства.
Литература:
1.Аршакуни О.К. Гражданская архитектура Пскова. Л.,1975
2.Бологов А.А. Псков. Путеводитель. Л.,1979
3.Древний Псков. М.,1988
4.Мельников С.Е. О чем говорят географические названия. Л.,1984
5.Псков. Памятники древнерусского зодчества. Л.,1969
6.Псков. Очерки истории. Л.,1990
7.Псков через века: Памятники Пскова сегодня. С-Пб,1994
8.Псковская икона XIII-XYI веков. Л.,1991
9.Псковский край в истории России. Сост. Е.П. Иванов. Псков, 1994
10.Спегальский Ю.П. Псков. Художественные памятники. Л.,1972

^ СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий: Дорогие друзья, сегодня мы собрались, чтобы вспомнить историю нашего славного города и немножко поиграть. Прежде чем я объявлю условия игры, давайте попри-ветствуем победителей «Конкурса на лучший буклет о Пскове».
А теперь я предлагаю командам придумать себе название, связанное непременно с нашим родным краем и выбрать капитана. Капитан выбирает того, кто будет отвечать на вопрос или отвечает сам.
После представления команд ведущий объявляет условия игры.

^ I раунд - исторический.

1.Откуда происходит название нашего города?
Название города происходит от названия реки Псковы. Существует несколько версий происхождения этого слова, но наиболее правдивой кажется версия о происхождении назва-ния " Пскова " от финно-угорского слова "Pihkava", что в переводе означает "смоляная вода", которое в славянском говоре трансформировалось в Пиисква, Пскова.
Другое толкование происхождения от слова «плеск». Реки назывались Великая Пле-скова и Малая Плескова, город назывался Плесков. Впоследствии названия рек и города уп-ростили: большая река стала Великой, малая - Псковой, а город - Псковом.
Другие толкования гидронима — «блеск», «рыбная река», «песок».
^ 2.Какой политический строй существовал у древних псковитян?
С конца XIII века до 1510г. Псков был самостоятельной феодальной республикой. Высшим органом, принимающим решения, было народное собрание - вече. До XIII в. Псковская земля входила в состав Новгородской феодальной республики.
^ 3.Почему в Пскове даже сейчас особенно чтут память святой Ольги?
Княгиня Ольга была нашей землячкой, по преданию родилась в селе Выбуты под Псковом.
4.Кто такой был Трувор?
Один из трех братьев - варягов (Рюрик, Синеус и Трувор), приглашенных славянами княжить на Руси. Трувор пришел в Изборск.
^ 5.Что такое Довмонтов город, почему он так называется?
Название Довмонтова города происходит от имени князя Довмонта (Домонта или До-манта), выходца из Литвы, который княжил во Пскове с 1266 по 1299 год. Довмонт считается создателем второго пояса оборонительных стен Пскова. В летописях и в документах XVII века Довмонтов город часто именуется "Домантовой стеной". В пределах этой стены князь Довмонт построил несколько храмов; здесь же, возможно, стояли и его палаты.
^ 6."Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику."
Чьи это слова и что они означали?
В 1510 году бояре Василия III объявили волю псковичам великого князя. Это означа-ло конец Псковской республики и присоединение Пскова к Москве.
^ 7."Любуемся ... Какой большой город, точно Париж!" О каком городе идет речь и кому принадлежат эти слова?
Так секретарь Стефана Батория Пиотровский писал о Пскове в XYI веке.
^ 8. В 1615 году псковичи сражались против иностранных завоевателей. Кто пы-тался захватить Псков и чем закончилась эта попытка?
Шведский король Густав-Адольф пытался захватить Псков, но псковичи отстояли свой город.
^ 9. Какое отношение имел к Пскову Петр I?
В годы Северной войны в 1701 году Петр I лично приезжал в Псков, чтобы проверить, как укреплен город, ибо планировал сделать наш город местом сосредоточения действующей русской армии.
^ 10. Что такое Ледовое побоище?
В апреле 1242 года князь Александр Невский выиграл сражение у немецких псов-рыцарей на льду Псковско-Чудского водоема, которое получило такое название.
^ 11.В связи с какими событиями упоминается Псков в "Повести временных лет"?
Первые упоминания о Пскове относятся к X веку:"...и привели ему жену из Пскова именем Ольгу". Кроме того, летопись рассказывает о киевском князе Ярославе Мудром, ко-торый в 1036 году приезжал в Новгород и назначил там князем своего старшего сына Вла-димира. А дальше летописец пишет: "В тот же год посадил Ярослав Судислава брата своего в темницу ("в поруб") во Пскове, был тот оклеветан в умышлении против него". Только через 24 года племянники Судислава освободили его из темницы.
^ 12.Что являлось основным предметом торговли Пскова в XYIII веке?
Лен и кожи.
13.Дайте рекламу книге
Каждой команде (по жребию) предлагается книга по краеведению, которую они должны кратко отрекламировать. Книга может быть любой, даже устаревшей по содержа-нию. Например, «Административно-территориальное деление Псковской области», 1960 года издания)

II раунд - памятники древнего Пскова

^ 1.Назовите самое древнее каменное церковное сооружение, построенное в Пскове.
Два уникальных памятника претендуют на звание старейших в Пскове.
1. Собор Ивановского женского монастыря. Дата его возведения неизвестна, предпо-ложительно XII век. Впервые он упоминается в летописи, уже как существующий, в записи 1243 года. Архитектурные особенности, роднящие его с новгородскими храмами XII века, убеждают в том, что он относится к тому же времени.
2. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Он был построен в1156г. по заказу новгородского архиепископа Нифонта
^ 2.Что такое Кром?
Это название псковского кремля, чаще всего употребляемое в псковских летописях.
3.Назовите отличительные черты псковского средневекового каменного зодчества.
Церкви и здания строились из известняка, были приземистыми, широкими, как бы расплывшимися по земле. Характерной чертой псковских храмов были встроенные звонни-цы - каменные стены с пролетами для колоколов.
^ 4.Что такое захабы?
Захаб, или захабень, или охабень (в крепостях) - особое устройство, защищающее во-рота и представляющее собой длинный коридор вдоль стены крепости, снаружи прикрытый подобной же стеной. 3ахаб имел наружные ворота, коридор и внутренние ворота.
^ 5.Что такое Перши?
Перши или Перси - это южная стена детинца, построенная примерно в 13 веке и имеющая решающее значение в обороне Кремля.
6.Назовите наиболее крупные памятники гражданского архитектурного зодчества XYII века.
Приказные палаты, "Солодежня", Поганкины палаты, Дом Печенко, палаты Меньши-ковых.
^ 7.Что такое фреска? Где в Пскове мы можем найти фрески?
Фреска - это роспись по сырой штукатурке. Уникальные фрески сохранились в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, в Снетогорском монастыре.
^ 8.Перечислите деятелей культуры и искусства, которые тесно связаны с псковской землей.
Художники К.И. Брюллов, Е.Е. Лансере, К.Ф. Юон, Н.К. Рерих, И.И. Бродский быва-ли и работали в Пскове, свидетельством чего являются их работы, посвященные псковской земле.
Композиторы Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский тесно связаны с псковской зем-лей.
^ 9.Кто такой Ф.К. Плюшкин?
Псковский купец, который собрал прекрасную коллекцию предметов старины и древ-ностей.
10.Определите по фотографии, что изображено.
Каждой команде предлагаются слайды, видеофрагменты или фотографии псковских храмов, гражданских строений, исторических мест, икон.

III раунд - Литературный.

^ 1.Назовите известных русских писателей, связанных с псковской землей. (ответы готовятся письменно)
А.С.Пушкин, В.А.Каверин, Ю.Тынянов. - тесно связаны.
Н.С.Лесков, Л.А. Мей, В.А.Сологуб - бывали в Пскове.
^ 2.Перечислите писателей-псковичей (ответы готовятся письменно)
В.А.Каверин, Ю.Тынянов, М.В.Ямщикова (Ал.Алтаев), В.В.Муйжель, А.Н.Яхонтов, С.И.Висковатов и др.
3.Сочините стихотворение, используя рифмы: (ответы готовятся письменно)
Псков - Покров
седой - стариной
закат - набат
хороша - душа
4.Каких современных псковских писателей и поэтов Вы знаете? (На этот вопрос можно предложить ответить письменно, чтобы объективно оценить, какая из команд назовет больше имен)
В.Курбатов, В.Золотцев, И.Панченко, В.Виноградов, В.Нечаев, И.Григорьев, О.Тиммерман и др.



Похожие:

Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconЛитературно-краеведческая гостиная
Цель мероприятия: -воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории,...
Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconЛитература 10 кл. 10 Класс (136 часов по программе) введение (3 часа)
Урок Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века
Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconПушкин и глинка форма: литературно-музыкальный вечер Цели
Оборудование: музыкальная аппаратура, пианино, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, портреты А. С. Пушкина, М. И. Глинки
Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconРослякова Татьяна Владимировна Направленность: туристско-краеведческая Возраст: 11-18 лет Срок реализации: 5 лет Третья редакция, переработанная и дополненная. Москва 2009 Настоящая программа
Настоящая программа комплексно сочетает туристско-краеведческую и социально-экономическую направленность
Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconОбщество с ограниченной ответственностью «псков»
Общество с ограниченной ответственностью «Псков» просит Вас продлить срок действия визы и оформить многократную визу с 09. 03. 2007...
Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconКонсультативная помощь родителям
Каждый возраст неповторим, в этом его прелесть. От чего зависит переход человека от одного возраста к другому? От числа прожитых...
Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconЛитературно-музыкальная композиция, посвященная 115-летию со дня рождения С. А. Есенина «И теперь я живу»
Добрый день дорогие друзья! Приглашаем вас на наш литературно-музыкальный вечер
Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconСеребряный век русской поэзии форма: литературно-музыкальный вечер Цели проведения
Цели проведения: содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение знаний об изучаемом предмете
Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconЛитературно спортивная игра «Остров сокровищ»
Цели: повышение мотивации обучения литературы, развитие художественного вкуса учащихся, формирование творческих способностей учащихся,...
Псков через века. Форма: литературно-краеведческая игра Возраст iconСергей Седов
Чисто игровой характер кино: игра в жанры, игра жанрами, игра в идеи и материал
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов