Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики icon

Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики
Дата конвертации07.10.2012
Размер113.58 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное общеобразовательное учреждения

«Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского»

Прохладненского муниципального района

Кабардино – Балкарской Республики


У т в е р ж д а ю


Директор М О У «С О Ш

с. П р и м а л к и н с к о г о»

_________В.В. Грудзинская

«12» сентября 2006г.


Программа

«Формирование основ толерантного поведения в школе»




Разработали программу заместители директора по ВР Романенко И.Н .


Программа

«Формирование основ толерантного поведения

в школе»

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.

Курс «Формирование основ толерантного поведения в школе» вряд ли стоит воспринимать как учебную дисциплину, подобную математике, истории и т.д. Он задуман таким образом, чтобы разработанные занятия можно было проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Поэтому программа составлена так, что ее можно представить не только в виде в элективного курса. Методические разработки отдельных занятий можно включать в курсы инвариантной части федерального базисного плана (обществознание, право и т.д.). Кроме того, программа обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий, что, несомненно, представляет интерес для школьных психологов, социальных педагогов и классных руководителей.

^ Цель курса: Сформировать теоретические и методические основы для проведения занятий по воспитанию толерантности с учащимися старших классов образовательных учреждений.


Задачи:

- сформировать представления о понятии «толерантность»;

- раскрыть основные методические принципы, приемы, формы организации педагогической деятельности в воспитании толерантного сознания у школьников;

- создать условия для овладения педагогами основными методами и приемами воспитания ценностей толерантности у школьников;

- создать условия для осознания важности воспитания толерантности педагогами и для определения ими своего места в воспитании ценностей толерантности в целостном педагогическом процессе.

Курс ориентирован на практическое применение. Поэтому лишь небольшой объем информации передается в привычной для многих форме лекций. Большая часть занятий выстраивается таким образом, чтобы участники обучающих семинаров (курсов повышения квалификации) апробировали на себе активные и интерактивные методики, которые могут применяться в ходе занятий в школах, гимназиях, лицеях и т.п.

^ В результате прохождения курса обучающиеся будут иметь представ-ление:

- об основных теоретических подходах к понятию «толерантность», его месте в системе гражданских ценностей;

- об основных понятиях, связанные с проявлениями нетерпимости: «нацизм», «ксенофобия», «дискриминация», «геноцид», «расизм» и т.д.;

- о механизмах происхождения стереотипов и предрассудков и их роли в возникновении нетерпимости;

- о мировом опыте общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму;

- об особенностях формирования ценностей толерантности в подростковом возрасте;

- об основных путях выхода из конфликтов.

^ Будут в состоянии:

- вырабатывать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании и о месте занятий по воспитанию толерантности в урочной и внеурочной деятельности;

- отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;

- находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;

- распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ;

- применять активные и интерактивные методы и приемы обучения, аналогичные предложенным, в различных видах педагогической деятельности и анализировать цели и возможности их применения;

- диагностировать уровень сформированности толерантности у школьников.

^ Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

- сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- выработки собственной гражданской позиции;

- нравственной оценки социального поведения людей.

Представленная программа рассчитана на 24 часа и состоит из трех проблемных блоков.
Основная задача первого блока - ознакомление с понятием «толерантность», дифференциация понятий толерантности и терпимости. Иными словами, его цель договориться об основных понятиях, на которых будет выстраиваться весь курс. Также в этом блоке представлены основные педагогические принципы заложенные в курс.

Во втором блоке рассматриваются различные ситуации проявления нетерпимости в общественной жизни.

Третий блок посвящен рассмотрению проблем противостояния нетерпимости. Здесь же большое внимание уделяется организации деятельности учащихся по развитию способностей к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога с окружающими и самим собой. Также учителя смогут определить место воспитания толерантности в системе педагогического процесса в своей деятельности и в деятельности школы.
Кроме того, в программе отводится время на вводное и итоговое занятия.


^ Содержание программы

«Формирование основ толерантного поведения в школе»

ВВЕДЕНИЕ

Роль ценностей толерантности в общей «картине мира» личности. Возможности педагогического влияния на развитие ценностей толерантности. Опыт воспитания толерантности в России и Пермской области. Курс «Уроки толерантности» в средней школе. Соответствие курса федеральному и региональному компоненту примерного государственного стандарта в области образования. Гражданское образование в системе учебной и внеучебной работы ОУ. Учебно-методическая и справочная литература по гражданскому образованию. 

^ ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Философское понимание толерантности. «Толерантность» и «терпимость». Западное и восточное понимание толерантности.

Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства. Основные методические принципы воспитания толерантности. Личностно-ориентированная педагогика в создании условий формирования и развития толерантности у воспитанников. Деятельностный подход. Вариативность в обучении основам толерантного поведения.

 ^ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПИМОСТИ

Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе. Религиозные, национальные и другие меньшинства. Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения. Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли здоровые люди и люди с ограниченными возможностями иметь равные права. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли, совести религии, слова: их границы и значение для создания толерантного общества. Нетерпимость к асоциальным группам. Проблема людей без определенного места жительства. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни. Проблемы межнациональных отношений. Понятия «расизм», «нацизм», «национализм», «патриотизм». Защита от дискриминации. Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Отцы и дети. Взрослые и дети: причины непонимания. Социализация личности. Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность.  

^ Я И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ВОКРУГ МЕНЯ. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.

Черты толерантной личности. Адекватная самооценка как основа для формирования толерантной личности. Приемы формирования у учащихся адекватной самооценки. Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов. «Образ врага» как устойчивый стереотип. Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости. Гражданская активность. Организация гражданской акции. Общественные организации их роль в жизни общества. Коллективные формы взаимодействия при воспитании ценностей толерантности. Роль коллектива в воспитании толерантности. Личное принятие ценностей толерантности каждым членом коллектива. Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Горячие точки планеты. Глобальные проблемы человечества. Пути выхода из международных конфликтов. Проявления нетерпимости и толерантности в России и в регионе. Диагностика сформированности ценностей толерантности у школьников. Основные принципы диагностики. Оценки и отметки на урочных занятиях, посвященных толерантности. Воспитание толерантности в деятельности педагога и в деятельности школы.

^ Тематическое планирование

24 часа

Темы

Проблемы

Формы работы

1.Вводное занятие

Курс «уроки толерантности» в средней школе. Соответствие федеральному и региональному компоненту примерного государственного стандарта в области образования. Гражданское образование в системе воспитательной работы ОУ: внеклассной и учебной.

Лекция

2. Понятие толерантности (3 часа)

 

2.1. Толерантно-сть как понятие

Философское понимание толерантности. «Толе-рантность» и «терпимость». Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства.

Работа с карточками. Мозговой штурм.

2.2. Педагогичес-кие основы воспи-тания толерантно-сти.

Основные методические принципы воспитания толерантности. Личностно-ориентированная педагогика. Деятельностный подход.

Лекция

3. Проявления нетерпимости (9 часов)

 

3.1. Большинство и меньшинство.

Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе.

Меньшинства: религиозные, национальные.

 

Ролевая игра «Блон-дины и брюнеты».

Упражнение «Пустите меня в круг».

3.2. Богатые и бед-ные.

Богатые и бедные. Теория справедливого нера-венства. Равенство в распределении благ, раве-нство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения.

Ролевая игра «Спра-ведливое неравенст-во».

3.3. Инвалиды и здоровые люди.

Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли и здоровые люди и люди с ограни-ченными возможностями иметь равные права.

 

Упражнение «Эмпа-тия».

Упражнение «Слепой, глухой, парализован-ный».

3.4. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим.

Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли, совести религии, слова: их границы и значение для создания толерантного общества.

 

Деловая игра «Сокра-щение отпуска»

3.5. Нетерпимость к асоциальным группам.

Нетерпимость к асоциальным группам. Бомжи – социальная проблема или личная проблема отдельных людей. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни.

Дискуссия (микрофон по кругу).

3.6. Проблемы ме-жнациональных отношений.

Проблемы межнациональных отношений. Расизм. Патриотизм, национализм и нацизм – соотношение понятий. Защита от дискриминации.

 

Упражнение «Нацио-нальности вокруг нас».

«Паутина Националь-ного конфликта».

3.7. Столица и провинция.

Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Москва и Россия. Пермь: столица или провинция?

Дискуссия.

3.8. Отцы и дети.

Взрослые и дети: причины непонимания.

Социализация личности в семье и вне ее.

 

Упражнение «Шкала отношений».

Упражнение

«Кто есть кто?».

Ролевая игра «Семей-ные проблемы».

3.9. Мужчины и женщины.

Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность.

Дискуссия по групп-пам.

4. Я и толерантность вокруг меня. Воспитание толерантности в школьной образовательной среде (10 часов)

 

4.1. Стереотипы и предрассудки (2 часа)

Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов.

Работа с текстом.

Групповая работа.

 

«Образ врага» – как один из самых устойчивых стереотипов.

Упражнение «Портрет».

4.2. Как противос-тоять нетерпимо-сти (2 часа)

Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости.

Проектирование гра-жданской акции

Гражданская активность.

Реализация граждан-ской акции

4.3. Декларация принципов толерантности.

Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерант-ности.

Инсценировка статей Декларации

4.4. Насколько я толерантная личность (2 часа)

Черты толерантной личности. Самоанализ и самоопределение в деятельности учителя как важный фактор в воспитании толерантности.

Упражнение «Черты толерантной личности».

Толерантность как положительное и негативное качество. Всегда ли толерантность – это благо для человека и общества.

Работа с текстом.

4.5. Толерантность вокруг меня (2 часа).

Международные конфликты. Проявления Нетер-пимости и толерантность в России и Пермском крае. Основы конфликтологии. Простейшие пути выхода из конфликтов.

Ролевая игра «конф-ликтная ситуация»

Диагностика сформированности толерантности у школьников.

 

Групповая разработка критериев монитори-нга толерантности в образовательной среде школы.

4.6. Воспитание толерантности у школьников в пе-дагогической дея-тельности (2 часа).

Определение места воспитания толерантности учащихся в деятельности педагога и в дея-тельности школы.

 

Подготовка минипро-ектов «Воспитание то-лерантности в моей педагогической Дея-тельности».

 

Защита минипроек-тов.

5. Подведение ито- гов.

Оценка курса

Рефлексия, анкетиро-вание

 





Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Устав муниципального общеобразовательного учреждения ”Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского” Прохладненского района...
Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино Балкарской Республики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики icon«средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Устав муниципального общеобразовательного учреждения ”Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского” Прохладненского района...
Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики
«Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Прохладненского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики
Программа включает в себя основы общей и неорганической химии, а также сведения об органических веществах
Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики iconМуниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики
Несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого...
Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики iconМуниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения,...
Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Муниципальное общеобразовательное учреждение является средней общеобразо-вательной, сельской школой, в сельском поселении Прималкинское...
Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Пролетарского»
Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и на основании методики формирования, распределения фонда оплаты...
Муниципальное общеобразовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Прохладненского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики
Учебный (образовательный) план моу «сош с. Прималкинского» соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов