Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год icon

Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год



НазваниеПояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год
страница1/3
Дата конвертации08.10.2012
Размер386.02 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

Пояснительная записка

к учебному плану МБОУ «Гимназия №2»

г. Прохладного КБР

на 2012-2013 учебный год.


1. Учебный план МБОУ «Гимназия № 2» на 2012-2013 учебный год разработан на основе Республиканского Базисного учебного плана, для государственных и муниципальных образовательных учреждений КБР на 2012– 2013 учебный год, на основе следующих нормативных документах:

  • приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (официальная публикация: «Вестник образования России» № 13, июль 2011 г.);

  • приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» - приложение № 1;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» - приложение № 2;

  • приказ Министерства образования и науки Российской (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год»;

  • постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. № МД - 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение № 4;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. № МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. № МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. № МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников»

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2010г. №6842 – 03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»

  • письмо МОН РФ Департамента общего образования Министерства образования и науки от 19.11.2010г. №03-296 от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».



2. Учебный план распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального (инвариантная часть) и предметы, учебные курсы, дисциплины (модули), содержание которых проектируется на основе учета социокультурной и экономической специфики Кабардино-Балкарской Республики, а также с учетом конкретного образовательного заказа обучающихся и их родителей (вариативная часть) по предметам и классам, определяет максимально допустимый объем учебной нагрузки учащихся и позволяет организовать образовательную деятельность учащихся в I-XI классах.


3. В учебном плане предусмотрено введение в образовательный процесс в I – II классах новых государственных стандартов общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в 1-х классах 5-дневная учебная неделя и 21 - часовая недельная учебная нагрузка. Во II – IV классах 6-дневная учебная неделя и 26-часовая нагрузка. Во II-IV классах начальной ступени по выбору родителей (законных представителей) вводится изучение иностранного языка.


4. Учебный план ориентирован:

  • на 6-летний нормативный срок освоения программ дошкольного образования с разделением на возрастные группы: группа раннего развития, I младшая группа, II младшая группа, средняя группа, старшая и подготовительные группы

  • на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования с продолжительностью учебного года в I классах – 33 учебные недели с продолжительностью урока 35 минут (сентябрь-октябрь) и 40 минут ( ноябрь-май) и во II-IV классах – 34 учебные недели и продолжительностью урока 45 минут;

  • на 7 - летний нормативный срок освоения общеобразовательных программ основного общего образования и полного общего образования с продолжительностью учебного года 35 учебных недель и продолжительностью урока 45 – минут.



5. При проектировании вариативной части использованы учебные программы и учебные пособия, ранее апробированные в общеобразовательных учреждениях в рамках регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, а также иные учебные курсы и учебные материалы, обеспечивающие не только целостное восприятие природных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей Кабардино-Балкарской Республики, но и реализацию условий для индивидуализации обучения.

Часы вариативной части учебного плана используются для введения новых учебных предметов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в рамках проектно-исследовательской деятельности.


6. Инвариантная часть учебного плана определяет количество часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, которые обеспечивают единство образовательного пространства и гарантируют овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования. Инвариантная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями: "Филология", "Математика", "Обществознание", "Естествознание", "Искусство", "Физическая культура", "Технология". Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания образовательных областей.

Часы, отведенные на преподавание предметов «Родной язык» и «Родная литература» (кабардинский язык и литература, балкарский язык и литература) при временном отсутствии учителей этих предметов в гимназии переводятся в компонент образовательного учреждения.

6.1. Образовательная область "Филология" учебного плана реализована учебными предметами: русский язык, русская литература, риторика, иностранный язык.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» учебный предмет «Иностранный язык» ведется со 2 класса. Гимназическое направление реализуется изучением (2 иностранного языка немецкого и испанского языков) в 5а, б, 6 а, б, 7б, 8 а, б, 9а, б классах. В 6а,б, и 7б классах введен предмет риторика с целью обеспечения коммуникативно-речевых умений и накопления опыта общения.

С целью организации личностно - ориентированного обучения и удовлетворения образовательных потребностей учащихся, подготовки к ЕГЭ вводятся элективные курсы: «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания», который в11 классе ведется со второго полугодия из расчета 2 часа в неделю. С целью ориентации учащихся на допрофессиональную подготовку и подготовку к исследовательской работе ведены элективные курсы: «Основы проектирования», спецкурс «Русский язык и основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

^ 6.2. В образовательную область "Математика" учебного плана входят: математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, информатика.

Предмет «Информатика» изучается как самостоятельный курс в VIII-ХI классах. Для обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, формирования ИКТ - компетентности ведется изучение «Информатики» со 2 по 7-е классы за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

На старшей ступени введен элективный курс: «Решение нестандартных задач по математике»,который в 11классе начинается во втором полугодии из расчета 2 часа в неделю с целью эффективной подготовки к государственной итоговой аттестации.

^ 6.3. Образовательная область «Естествознание». Вместо учебного предмета «Естествознание» изучаются три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») на базовом уровне.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV классы. Учебный предмет является интегрированным и в развивающих модулях содержит разделы естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности.

С целью удовлетворения потребностей учащихся в различной деятельности человечества на старшей ступени введены элективные курсы: «Молекулярная биология. Клетка - элементарная частица жизни», «Химия и повседневная жизнь человека», «Методы решения физических задач», «Глобальная экология человечества»

6.4.Образовательная область "Обществознание" включает в себя предметы: «История», «История КБР», «Культура народов КБР», «География», «География КБР». Учебный предмет «Обществознание» является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», модуль «Право» вводится с 5 класса. Предмет «География» на старшей ступени изучается по 1 часу в 10 – 11 классах. Для формирования мировоззренческих убеждений учащихся, гражданственности, формирования исторического мышления на старшей ступени учащимся предлагаются элективные курсы: « Политические деятели в истории России», «История развития права», «Изучаем конституцию», «Трудные дискуссионные вопросы истории», «География человеческих перспектив», а в 9-х классах курсы «Подросток и закон», «Реформы и реформаторы», Географическое положение России, «Основы экономических знаний».

6.5.Образовательная область «Физическая культура» включает предметы: «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Ритмика». Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится на ступени полного общего образования и на его освоение отводится в 10 -11-х классах – 1 час в неделю, а в 11 классе (оборонно-спортивная группа) – 2 часа в неделю, как профильный предмет. Профильный предмет «Физическая культура» включает учебные модули : спортивные танцы и специальная физическая подготовка. Введен курс «Спасатели», а так же учебный предмет «НВП». С 1 по 5 класс за счет вариативной части базисного учебного плана и в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19 введен предмет «Ритмика», в 10,11 классе предмет «Танец».

6.6. В образовательной области «Искусство» изучается предметы: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, театр, искусство. Во 2-5, 6в классах за счет вариативной части базисного учебного плана введен предмет «Театр» из расчета 1 час в неделю.

6.7. Образовательная область «Технология» включает: программы по предмету «Технология» с различными элементами трудового и профессионального обучения, черчения, основ информатики и информационно-коммуникационных технологий. В 9-х классах часы, отведенные на образовательную область «Технология», используются для организации предпрофильной подготовки. С целью выявления самореализации, саморазвития личности учащихся введены элективные курсы: «Профессиональное самоопределение», «Психологический мир личности и его безопасность».


7. При составлении учебного плана было учтено:

  • объем учебной нагрузки учащегося не может превышать предельно допустимую нагрузку, обозначенную в республиканском базисном учебном плане;

  • разрешается деление классов на две группы при наполняемости в классе 25 учащихся при проведении учебных занятий по предметам:

  • иностранный язык во II- XI классах;

  • технология в V - XI классах;

  • физическая культура в X-XI классах;

  • по информатике, физике и химии (во время проведения практических занятий).

При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также при проведении занятий по другим учебным предметам.


Допускается деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки, а так же при организации профильного обучения в 10-11классах.


8. При организации в XI классах профильного обучения в учебном плане выделены базовые общеобразовательные учебные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Физика», «Биология», «Химия», а также интегрированный учебный предмет «Обществознание» (включая экономику и право).


9. В качестве профильных общеобразовательных учебных предметов в учебном плане в 11 классе в группе обороно-спортивного профиля профильными предметами являются «Физическая культура», «ОБЖ».


10. При составлении учебного плана группы, обучающейся на профильном уровне на основе федерального базисного учебного плана учтено следующее:

  • в учебный план включены обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);

  • в учебный план включено не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле;

  • в учебный план включен национально-региональный компонент;

  • в учебный план включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента);



^ Система образования в гимназии (четыре ступени образования)

В этом разделе дано обоснование распределения учебного времени по конкретным учебным предметам и соответственно, образовательным областям, с учетом возрастных особенностей учащихся. Кроме того, приведены перечень и логическое обоснование отбора учебных предметов, предоставленных для выбора учащихся («школьный» компонент учебного плана).

Система образования в гимназии включает в себя четыре ступени, соответствующие основным этапам развития воспитанников и учащихся.


Дошкольная ступень - дошкольное образование.

Организация учебного процесса в дошкольном отделении №16 МБОУ «Гимназия №2» осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03. Учебный план предусматривает распределение учебной нагрузки в течение недели. В образовательную программу ДО№16 заложен модульный принцип организации воспитательно-образовательной работы.

В основе содержания дошкольного образования - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Целью, которой является всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В качестве модуля используется программа и учебно-методический комплект «Школа 2100» (дошкольная подготовка: развитие речи, математика, окружающий мир, эстетика, риторика), дополнительные парциальные программы познавательного, художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.

Программа «Школа 2100», целью которой является всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта и личностных качеств используется для решения задач преемственности с Образовательной программой МОУ «Гимназия №2».


1.Образовательная область «Филология» представлена занятиями по развитию речи (обучение грамоте), риторике, ознакомлению с художественной литературой.

Занятия по развитию речи в 1 младшей и 2-й младшей группе проводятся в соответствии с основной программой 1 занятие в неделю.

В средней и старшей группах – 1 занятие в неделю, в подготовительной – 2 занятия в неделю в соответствии с программой «По дороге к Азбуке» авт. Р.Н. Бунеев. Целями и задачами курса являются - обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

В целях формирования умения ориентироваться в разных ситуациях общения, используя различные речевые формы этикета в образовательном процессе, используется программа «Ты словечко, я словечко» - авт. З.И. Курцева. В учебный план включено 1 занятие в неделю по риторике в подготовительной группе.

Ознакомление с художественной литературой осуществляется по программе «Приобщение детей к художественной литературе» В.В. Гербовой.

В 1 младшей, 2 младшей, средней-1 занятие в неделю, в старших и подготовительной к школе группах ознакомление с художественной литературой проводится факультативно в соответствии с циклограммой планирования.


2. Образовательная область «Математика" представлена занятиями по математике в соответствий с программами «Игралочка» - авт. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. Во 2-й младшей и средней группах -1 занятие в неделю.

«Раз - ступенька, два - ступенька» - авт. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина -в старшей и подготовительной группах -1 занятие в неделю.

М Целями и задачами курса является развитие вариативного мышления, формирование приемов умственных действий, увеличение объема внимания и памяти.


З.Образовательная область «Естествознание» представлена занятиями в соответствии с программой «Здравствуй мир» - авт. А.А.Вахрушев. Целью курса является знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

В 1-й младшей, 2-й младшей, средней, старшей и подготовительной группах -осуществляется 1 занятие в неделю по ознакомлению с окружающим миром.

Для расширения и обогащения содержания познавательного развития в старших группах используются программы: «Юный эколог» - авт. С Николаева, «Начало - начал» -авт. Орликова, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - авт. Р.Б. Стеркина и «Расту здоровым» В.Н. Зимониной. В старшей и подготовительной группах в учебный план дополнительно вводится 1 занятие в неделю (чередуются экология, НРК, ОБЖ, валеология).


4. Образовательная область «Искусство» реализуется в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Василевой.

Во всех группах проводится по 2 музыкальных занятия в неделю. На занятия по изодеятельности отводится:

В 1-й младшей группе -1 занятие в неделю рисование, 1 занятие - лепка, 1 занятие конструирование.

В 2-й младшей, средней, старшей и подготовительной занятия по изодеятельности проводятся в чередовании - рисование/ лепка и аппликация/конструирование.

Основой для проведения занятий по изодеятельности является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; для проведения занятий по конструированию - программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» - авт. Л.В. Куцакова.

Для обогащения содержания образования и в целях формирования эстетически развитой личности дополнительно вводится занятие по эстетике в соответствии с программой «Путешествие в прекрасное» - авт. О.А. Куревина. В средней, старшей и подготовительной группах-1 занятие в наделю. Так же в старших и подготовительной к школе группах введена в учебный план ритмика – 1 занятие в неделю.


5.0бразовательная область «Физкультура» представлена занятиями по физическому воспитанию, которое проводится во всех возрастных группах два раза в неделю в физкультурном зале, в 2-й младшей, средней, старшей и подготовительной группах еще одно занятие на воздухе. Учебный процесс осуществляется в соответствии с программой «Расту здоровым» В.Н. Зимониной.

Национально-региональный компонент включен во все разделы дошкольного образования: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. Каждое 4-е занятие по ознакомлению с художественной литературой, окружающему миру, музыкальному воспитанию, изодеятельности, физкультуре начиная со средней группы, содержит национально-региональный компонент.

С целью обогащения содержания образовательного процесса и развития художественно-творческих способностей в ДО№16 организованы дополнительные бесплатные образовательные услуги.

В учебный план включены кружки: «Волшебная кисточка» - художественно-эстетической направленности -1 занятие в неделю. Методическое обеспечение - программа «Вдохновение» - авт. Г.Д. Посевина. «Соловушка» - художественно–эстетической направленности-1 занятие в неделю. Методическое обеспечение - пособие «Учите детей петь» Т.М. Орлова, СИ. Бекина.


Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном отделении №5 строится на основе « Программы воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Цели: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических, физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Учебный план разработан в соответствии с требованиями СанПина, не превышает предельно допустимых норм.

Развитие речи: организуется во всех возрастных группах в первую половину дня 1 раз в неделю, в подготовительной подгруппе 2 раза в неделю, каждое второе занятие планируется как обучение грамоте. В младше - средней группе развитие речи чередуется с занятием по художественной литературе: 1 и 3 недели – развитие речи, 2 и 4 недели – художественная литература.

Ознакомление с художественной литературой: планируется в старше – подготовительной группе 1 раз в неделю во 2 половине дня.

Для обогащения знаний детей используется Хрестоматия для детей от 3 до 7 лет, автор Н. П. Ильчук, В. В. Гербова; методическое пособие «Развитие речи» С. Новотворцева.

Ребенок и окружающий мир: проводится один раз в неделю во всех возрастных группах. В младшей и средней подгруппах чередуется: 1 неделя – предметное окружение; 2 неделя - явления общественной жизни;3 неделя – экологическое воспитание; 4 неделя – природное окружение.

В старшей и подготовительной подгруппах занятия чередуются 1 и 3 недели - предметное окружение; 2 и 4 недели - явления общественной жизни.

Природное окружение и экологическое воспитание проводятся 1 раз в неделю в старше – подготовительной группе чередуясь 1 и 3 недели природное окружение; 2 и 4 недели - экологическое воспитание. Для обогащения знаний детей о «Живой» и «Неживой» природе используется дополнительная программа «Юный эколог» Е. Николаевой, 1 раз в месяц каждое 4 занятие проводится НРК по программе «Чудеса родного края» Г. Савиной, Н. Бабенко, С. Стащалина. По углублению знаний по истории, географии, биологии, астрономии используются пособия «Неизвестное об известном», «Большая книга Вопросов и Ответов» изд. Росмэн.

ФЭМП: занятие проводится в младшей, средней и старшей подгруппах 1 раз в неделю, в подготовительной подгруппе 2 раза в неделю в первую половину дня. Для дополнительного обогащения знаний детей о цифрах используется методические пособия «Заниматика» Г. Юдин, «Игра и Задачи» А. В. Узорова.

Рисование: организуется во всех возрастных группах 1 раз в неделю в первую половину дня.

Лепка: проводится во всех возрастных группах 1 раз в неделю в первую половину дня.

Конструирование и аппликация: планируется во всех возрастных группах чередуясь: 1 и 3 недели – аппликация; 2 и 4 недели – конструирование.

Для дополнительного обогащения умений и навыков детей используется методическое пособие «Конструирование и аппликация», С. Титоренко.

Музыкальное занятие: планируется во всех возрастных группах 2 раза в неделю в первую половину дня. Для дополнительного обогащения детей творческими способностями используются методические пособия «Праздники в детском саду», Н. Зарецкая.

Физкультурное занятие: планируется 3 раза в неделю во всех возрастных группах, каждое 3 занятие организуется на воздухе в дни, когда нет музыкальных занятий.


Образовательная программа МБОУ «Гимназия №2» дошкольного отделения №21 формировалась на основе закона РФ «Об образовании». Воспитательно-образовательный процесс Дошкольного отделения №21 осуществляется на основе комплексной программы развития и воспитания в детском саду «Детство» ( авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина), а также используются дополнительная программа «Гармония развития» Д.И. Воробьевой. В I-II младшей группе образовательный процесс осуществляется на основе « Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (4-е издание, исправленное и дополненное).

Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, распределяет учебное время, отводимое на освоение государственных образовательных стандартов по возрастным группам и образовательным областям.

Дошкольное отделение № 21 работает в составе:

- 2-я группа раннего возраста (ясельная).

- I- младшая группа.

- II младшая группа.

- средняя группа.

- старшая группа.

- подготовительная группа

Учебный план разработан в соответствии с требованиями СанПина, количество занятий не превышает предельно допустимых норм.

В воспитательно-образовательном процессе Дошкольного отделения № 21 реализуется обязательный минимум национально- регионального компонента образовательной программы. Национально- региональный компонент включен во все разделы дошкольного образования, которые структурно объединены в следующие блоки:

- познавательное речевое развитие.

- художественно- эстетическое развитие.

- социально- личностное развитие.

- физическое развитие.

Реализация национально- регионального компонента происходит через тематическое, календарно- перспективное планирование, учебные занятия и внеурочную деятельность. В дошкольном отделении №21 каждое четвертое занятия по музыке, лепке. рисованию, ознакомлению с искусством (средняя гр.; старше-подготовительная гр.) и ознакомлению с окружающим миром (средняя гр., старше-подготовительная гр.) содержит национально- региональный компонент. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром даются знания о флоре и фауне КБР, о географии Республики и даются сведения о традиционной национальной кухне. На занятиях по ознакомлению с искусством даются знания о традициях и культуре народов КБР. Все используемые программы и технологии направлены на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Структура учебного плана соответствует структурным элементам учебного плана МОУ «Гимназии №2».

  1. Образовательная область «Филология» в дошкольном отделении представлена занятиями по развитию речи, обучению грамоте, ознакомлению с художественной литературой. Во всех возрастных группах проводится по одному занятию в неделю по развитию речи.

Ознакомление с художественной литературой осуществляется в средней группе и в старшей группе по одному занятию в неделю.

Занятия по обучению грамоте проводятся по одному занятию в неделю в старшей и подготовительной группах и вводятся в средней группе со II половины года по 1 занятию в неделю.

  1. Образовательная область «Естествознание»: Представлена занятием по ознакомлению с окружающим миром. Осуществляется во всех группах по одному занятию в неделю.

  2. Образовательная область «Математика»: представлена занятиями сенсорика - в группе раннего возраста и I младшей группе 1 занятие в неделю, по развитию элементарных математических представлений у детей во II младшей, средней , старшей и подготовительной группах 1-занятие в неделю.

  3. Образовательная область «Искусство» представлена занятиями по изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование, музыкальное воспитание, ознакомление с искусством.

Во II-й младшей, старшей и подготовительной группах занятия по рисованию проводится 1 раз в неделю, а в I младшей и средней – чередуются.

Во всех группах проводится по два музыкальных занятия в неделю.

Занятие по конструированию проводится 1 занятие в неделю в группе раннего возраста, в I младшей, II младшей, средней, старшей и подготовительной группах чередуются.

Занятия по аппликации, проводятся с I младшей, II младшей, средней, старшей и подготовительной группах чередуются.

Занятия по лепке проводятся по 1 занятию во II младшей, старшей и подготовительной группах, а I младшей, средней чередуются.

Ознакомление с искусством 1 занятие в неделю в старшей и подготовительной группе.

  1. Образовательная область «^ Физическая культура» представлена занятиями по физическому воспитанию, в группе раннего развития 2 занятия, во всех возрастных группах по 3 занятия в неделю, каждое третье занятие проводится на воздухе.

  2. Дополнительное образование по ИЗО:

Художественно-эстетический кружок: Проводится 1 занятие в неделю в старшей и подготовительной группе.

Предшкольное образование

Организация предшкольного образования в МОУ «Гимназия № 2» осуществляется в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1 1249-03.

Учебный план предусматривает распределение учебной нагрузки в течение недели. Занятия проводятся 3раза в неделю: вторник, четверг, суббота. Продолжительность занятий – 30 минут. В основе содержания предшкольного образования – «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, целью которой является всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

^ Занятия по развитию речи и обучению грамоте. Целями и задачами Программы подготовительного курса являются – формирование интереса к чтению, развитие умения различать звуки на слух, что способствует дальнейшему успешному усвоению программы начальной школы. Проводится 1 занятие в неделю.

^ Окружающий мир реализуется в соответствии с Программой подготовительного курса «Ребенок и окружающий мир: природное окружение, экологическое воспитание» для детей 6-летнего возраста группы предшкольной подготовки, цель которой – развитие ребенка, как субъекта познавательной деятельности. Организуется – 1 занятие в неделю.

Математика реализуется в соответствии с Программой подготовительного курса по математике для детей 6- летнего возраста группы предшкольной подготовки – 1 занятие в неделю. Цель программы – развитие математических способностей, познавательных процессов, логического мышления.

^ Музыкальное воспитани реализуется в соответствии с Программой музыкального воспитания для детей 6-летнего возраста группы предшкольной подготовки 2 занятия в неделю во всех возрастных группах. Цель программы – обогащение духовного мира ребенка, формирование художественно-творческих способностей.

На занятия по изодеятельности отводится 2 занятия в неделю: чередуются рисование, лепка, аппликация, конструирование Основой для проведения занятий по изодеятельности является «Программа подготовительного курса обучения изобразительной деятельности для детей 6-летнего возраста».


^ Начальное общее образование.

В целях создания преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу, в гимназии обеспечивается система непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2010 № 189 регистрационный номер 3997, «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях в первом классе допускается только пятидневная учебная неделя. Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка для обучающихся в первом классе составляет 21 час.

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 26. 11. 2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, зарегистрированным в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. №19707, внесены изменения в ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373)

С 1 сентября 2012-2013 уч.года все первые и вторые классы обучаются по новым образовательным стандартам. Обучение ведётся по УМК «Перспективная начальная школа». Обучение во 3-4 ых классах ведётся по образовательным программам «Школа 2100» - 3а, 4а, «Школа России» - 3б, 4б классы.

Образовательная область «Филология» учебного плана реализована учебными предметами: русский язык, литературное чтение, иностранный язык.

С целью развития связной речи в компонент образовательного учреждения включено: в первых классах- 2 часа и во вторых классах -1 час на изучение спецкурса «Раз словечко, два словечко», в 3-4-ых классах - 2 часа на изучение спецкурса «Любимое чтение».

Образовательная область «Математика» предусматривает изучение учебного предмета «Математика». В 3-их классах введён 1 час для изучения спецкурса «Математическая мозаика» за счёт компонента образовательного учреждения с целью развития познавательной активности, навыков самостоятельной работы.

Образовательная область «Естествознание» в 1-4 классах предусматривает изучение предмета «Окружающий мир». Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. При осуществлении календарно-тематического планируется уделить внимание изучению особенностей родного края, а также формированию экологических понятий и ценностей обучающихся, первичных понятий безопасного поведения человека в окружающем мире.
  1   2   3




Похожие:

Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconУчебный план ноо мкоу «сош с. Прималкинского» на 2012-2013 учебный год пояснительная записка к учебному плану Учебный (образовательный) план мкоу «сош с. Прималкинского»
Учебный (образовательный) план мкоу «сош с. Прималкинского» соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области...
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа с. Узморье» на 2011-2012 учебный год Общие положения
Учебный план начального общего образования моу «сошс. Узморье» на 2011-2012 учебный год разработан на основе перспективного учебного...
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconКол-во часов по плану за год
Информация по программам факультативных курсов мбоу «Гимназия №4 им. А. С пушкина» на 2012-2013 уч год
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconУчебный план На 2011-2012 учебный год Государственного общеобразовательного учреждения лицея №179 Калининского района Санкт-Петербурга Пояснительная записка к учебному плану лицея
Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга...
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconПояснительная записка Общие положения
Учебный план мкоу кантемировский лицей на 2012 – 2013 учебный год разработан на основе
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану моу «сош с. Терновка» на 2011-2012 учебный год Общие положения Учебный план моу «сош с. Терновка»
Учебный план моу «сош с. Терновка» является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение...
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану моу «сош с. Узморье» на 2011-2012 учебный год Общие положения Учебный план моу «сош с. Узморье»
Учебный план моу «сош с. Узморье» является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение...
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа с. Узморье»
Учебный план начального общего образования моу «сошс. Узморье» на 2011-2012 учебный год разработан на основе перспективного учебного...
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану моу павловской сош №3 Павловского муниципального района Воронежской области /2010- 2011 учебный год
Учебный план моу павловской сош №3 разработан в соответствии со следующими документами
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №2» г. Прохладного кбр на 2012-2013 учебный год iconГуреевой Ольги Николаевны, учителя начальных классов Принято на заседании педагогического совета протокол № от 2012г. 2012 -2013 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов