Модель единого информационного пространства icon

Модель единого информационного пространства



НазваниеМодель единого информационного пространства
Дата конвертации08.10.2012
Размер80.65 Kb.
ТипРешение

Модель единого информационного пространства.


Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является одной из главных задач, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно—образовательную среду в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями. Информационное пространство рассматривается как конструкция, выступающая в различных формах: физическое пространство совместной учебной деятельности учащихся, виртуальное пространство гипертекстов, иерархические системы пространства.

Рационализация информационного процесса с распространением на него элементов производственной деятельности должна повысить эффективность управленческого труда. Одним из основных показателей эффективности работы учреждения является его продуктивность: качество, количество и скорость обработки информации.

Основные процессы, происходящие в образовательном учреждении

Единое информационное пространство образовательного учреждения представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.

Организация работы по формированию информационного пространства предполагает решение следующих задач: описание структуры данного пространства и всех его информационных уровней и подуровней, определение информационных потоков, определение участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.

Участниками информационного пространства являются:

  • администрация,

  • преподаватели,

  • учащиеся,

  • родители.

Информационными потоками:

структура учебного заведения,

  • учебный план,

  • штатное расписание,

  • тарификация.

Информационное пространство образовательного учреждения рассматриваетя как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода. Все это обеспечивает возможность эффективного внедрения и использования с учетом реального состояния материально-технической базы.

Гимназия №2 г. Прохладного не стала исключением. Процесс информатизации идет с 2004 года. В гимназии разработана и внедряется Программа информатизации образовательного процесса.


Приоритетными направлениями информатизации образовательного процесса в гимназии являются:

  • формирование информационной культуры учащихся, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий;

  • внедрение компьютерных информационных технологий для различных подразделений гимназии;

  • создание единого информационного пространства;

  • создание алгоритма управления качеством образования:

  • использование информационных технологий в управлении качеством образования;

  • информационно-коммуникационное обеспечение учебного процесса;

  • информационно-коммуникационное обеспечение общественной жизни гимназии.

Оснащение 8 предметных кабинетов даже одним компьютером с комплексом средств мультимедиа позволило решить сразу несколько важнейших задач: подготовить учителей к использованию современных информационных технологий и обеспечить индивидуальную работу со способными учащимися. Наличие кабинета «Информационных технологий», оснащенного современной компьютерной техникой, соединенных локальной сетью и имеющего выход в Интернет, позволило проводить уроки по различным предметам, во внеурочное время создать условия для самостоятельной работы учащихся и учителей, обеспечив доступ к мультимедийным словарям, энциклопедиям, урокам, интерактивным репетиторам, обучающим и контролирующим урокам, развивающим играм, а через Интернет – доступ к мировым информационным ресурсам.

Развитие информационной инфраструктуры, необходимость внедрения информационных технологий во всех отраслях науки и производства предъявляют новые требования и к общеобразовательной подготовке учащихся и к квалификации педагогов. Поэтому важной целью работы с кадрами является формирование новой педагогической установки, изменения менталитета по отношению к новым технологиям, формирование у учителей своего видения использования их в профессиональной деятельности.

За последние три года курсы повышения квалификации по использованию информационных технологий закончили 76,3% педагогического состава гимназии.

Огромное значение для роста профессионального мастерства педагогов имеет конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ», проводимый в гимназии. 12 участников этого конкурса получили дипломы в различных номинациях.

Исследовательская деятельность учащихся.

Использование информационных технологий содействует интеллектуальному, творческому развитию учащихся, личностно-ориентированному общению учителя с каждым учеником. Изучение материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по актуальным темам, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющая предложить учащимся интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальности. Освоение инструментальных средств, знакомство с технологией мультимедиа, создание презентаций, работа в Интернет позволяет вести исследовательскую работу на качественно новом уровне.

Особенно значимым в этом направлении следует признать широко используемый в гимназии метод проектов.

Информационные системы управления учебным процессом.

Обновление управления системой образования в современных условиях связано, прежде всего, с формированием структуры информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. На современном этапе необходимо решать следующие задачи:

  • сопровождение, обновление базы данных гимназии;

  • разработка и сопровождение базы данных по одаренным детям,

  • сопровождение, обновление базы данных по педагогическим и методическим нововведениям, литературе, справочникам, методическим пособиям;

  • организация методического обеспечения по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе.

Автоматизация учебно-административного процесса

Попытки автоматизировать отдельные фрагменты управленческой деятельности гимназии возникли несколько лет назад. С 2008 года расписание гимназии составляется с помощью программы «ХроноГраф 3.0 Мастер», что значительно упростило составление расписания, так как в гимназии, помимо изучения английского языка со второго класса, изучается второй иностранный язык, где необходимо деление класса на группы. В отдельных классах введены классно-групповые занятия по физкультуре (два класса объединяются, а затем делятся на группы). В этой ситуации идеально подходят поточные часы, предлагаемые программой «ХроноГраф 3.0 Мастер».

Но работы в программе «ХроноГраф 3.0 Мастер» для создания единого информационного пространства оказалось недостаточно. Необходимо такое компьютерное приложение, которое:

  • обеспечивало бы значительное сокращение времени и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;

  • поддерживало бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей — сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря и специалиста по кадрам, классных руководителей и учителей-предметников;

  • обеспечивало бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами;

  • поддерживало бы «доступность» необходимой информации для родителей;

  • обеспечивало бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием.

Это заставило коллектив гимназии начать использование в своей работе программного продукта «1С: Школа 2.5», который позволил бы создать информационную среду гимназии.

Модель информационного пространства, реализуемая в «1С: Школа 2.5»





Несомненными преимуществами данного пакета являются:

  • оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия решений о его улучшении;

  • ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;

  • мониторинг движения учащихся;

  • создание системы школьного документооборота;

  • автоматизированное составление отчетности для управления образования;

  • экспорт отчетов в Excel;

  • создание собственных отчетов;

  • экспорт расписания, созданного в формате «ХроноГраф 3.0 Мастер».

Естественно, процесс внедрения идет непросто.

Мы столкнулись со следующими трудностями:

  • человеческий фактор;

  • отсутствие компьютеров в каждом учебном кабинете и локальной сети во всем школьном здании.

Однако на сегодняшний день проделана огромная работа: созданы базы данных по учителям, ученикам, родителям, сформирована алфавитная книга, ведутся книги приказов.

Для новой информационной технологии характерны:

  • работа пользователя в режиме манипулирования данными. Пользователь должен «видеть» и «действовать», а не «знать» и «помнить»;

  • сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;

  • безбумажный процесс обработки документа, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант документа, а промежуточные версии и необходимые данные записаны на машинные носители и доводятся до пользователя через экран монитора;

  • интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя;

  • возможности коллективного исполнения документов на основе группы компьютеров, объединенных средствами коммуникаций.

Итак, в основу автоматизации учебно-административного процесса, базирующейся на широком применении компьютерной техники, должны быть положены три основных принципа: интегрированность, гибкость и интерактивность.

Нашим учащимся предстоит решать проблему адаптации к условиям жизни в обществе, где решающую роль будут играть не вещество и энергия, а информация и научные знания – факторы, которые станут определять как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития.



Похожие:

Модель единого информационного пространства iconМодель единого информационного пространства моу «Гимназия №6» города Прохладного кбр единое информационное пространство моу «Гимназия №6»
Все участники образовательного процесса объединены и могут общаться между собой в локальной сети и выходить в Интернет
Модель единого информационного пространства iconСовременные информационные технологии в образовательном пространстве школы
Для поддержания качества образовательных услуг на должном уровне необходимо поэтапное формирование информационного пространства....
Модель единого информационного пространства iconМетодические рекомендации по внедрению программных комплексов в практику управления муниципальным общеобразовательным учреждением для создания единого информационного пространства

Модель единого информационного пространства iconПротокол заседания педагогического совета
Икт как основа современной школы. Информатизация учебно-воспитательного процесса и административной работы школы в системе единого...
Модель единого информационного пространства iconПрограмма развития информационного пространства гимназии. Введение
Программу развития информационного пространства гимназии, определяющую ключевые проблемы, приоритетные направления информатизации...
Модель единого информационного пространства iconПлан работы ммо учителей математики моу «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на 2008-2009 учебный год
Создание единого информационного пространства как условие модернизации муниципальной системы образования
Модель единого информационного пространства iconМ. Ворошилова График работ по внедрению в управление школой компьютеризированных информационных систем
Цель: Создание локальных документов, сопровождающих внедрение программных комплексов в практику управления муниципальным общеобразовательным...
Модель единого информационного пространства iconПриказ №150 -о д. Тямша
В целях реализации Программы развития гимназии «Управление качеством образования на основе индивидуального стиля образовательной...
Модель единого информационного пространства iconИнформационная зона образовательного учреждения как часть единого информационного пространства школы
Информатизация образовательного учреждения направлена на развитие образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов...
Модель единого информационного пространства iconАнализ реализации программы информатизации Кодинской сош №2 за 2007-2008 уч г
Анализ общего состояния использования икт показал, что внедрение информатизации в образовательный процесс школы и организация единого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов