План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока icon

План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока



НазваниеПлан урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока
Дата конвертации12.10.2012
Размер67.33 Kb.
ТипПлан урока

План урока

Тема «Коллективизация – успех или трагедия крестьянства?!»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: семинар с элементами дискуссии


Цели урока: - обобщить и закрепить знания учащихся по проблеме

коллективизации;

- развивать умения учащихся формировать и

отстаивать свою

точку зрения на основе изучения и анализа

различных источников;

- воспитывать гражданскую позицию учащихся.


Оборудование: СД;

карточки-задания;

архивные документы;

фотографии и иллюстрации.


Основные понятия: коллективизация, репрессии, раскулачивание, расказачивание, обобществление, спецпереселенцы, кулаки, подкулачники.


Основные события.

1927г. – острый хлебозаготовительный кризис.

1927г. – XV съезд компартии, курс на коллективизацию.

1929г. – статья Сталина «Год великогоперелома».

Март 1930г. - статья Сталина «Головокружение от успеха».

1937г. – завершение сплошной коллективизации.

^ Ход урока

I Организационный момент.


II Опрос учащихся по домашнему заданию.

  1. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

Коллективизация – итог социалистического переустройства деревни, важный и сложный процесс в истории нашей страны.

Деревня в к.1920-х гг. рассматривалась как важный источник продовольствия и получения средств для индустриализации. Наша задача на уроке: обобщить и закрепить знания по теме «Коллективизация», полученные из разных источников информации, ответить на проблемный вопрос – это был успех или трагедия крестьянства?!


Предварительно учащиеся были поделены на 4 группы, получившие разноуровневые задания.


Работа в группах.

  1. ^ Причины, цели, задачи коллективизации.

1 группа учащихся .

Вопрос. Каковы были причины и задачи коллективизации?


Причины коллективизации.

  1. Потребность государства в огромных средствах для индустриализации.

  2. Мелкие частные крестьянские хозяйства не могли поставлять государству в достаточном количестве продукцию сельского хозяйства.

  3. Частные крестьянские хозяйства были независимы от государства.

  4. Хлебозаготовительный кризис 1927г.

  5. Увеличение в селе за годы НЭПа числа сельской буржуазии – кулаков, что противоречило социалистической идеологии.



Задачи коллективизации.

    • Перекачать средства из деревни в город для индустриализации.

    • Обеспечить промышленные центры дешевыми продуктами питания и сырьем для предприятий.

    • Превращение крестьянства в послушную, управляемую массу.

    • Уничтожение кулачества как враждебного класса.


Вопрос. Какую оценку хлебозаготовительного кризиса 1927г дали Сталин и Бухарин?

Сталин. Бухарин

Кризис носит структурный характер Кризис вызван ошибками

Быстрое развитие индустрии в экономической политике

порождает товарный голод, отсутствие резервного фонда

мелкие крестьянские хозяйства не промышленных и

могут обеспечить потребности продовольственных товаров,

промышленности. Низкие цены на зерновые и

Кризис носит классовый характер. технические культуры.


Вопрос. Сталин и Бухарин имели свое мнение о преодолении кризиса.

На ваш взгляд, какое мнение было наиболее рациональным?

^ Какое мнение и почему было взято за основу?

Преодоление продовольственного кризиса 1927г.


Мнение И.В. Сталина Мнение Н.И. Бухарина

Сплошная коллективизация Не прибегать к чрезвычайным мерам,

развивать кооперацию в селе.

Установить полный контроль над крестьянами Использовать экономические рычаги

по отношению к крестьянам.

Уничтожение кулачества Усилить налогообложение кулаков


Обеспечение города дешевым хлебом Сбалансировать цены на хлеб,

по необходимости закупать хлеб

заграницей

Вывод. В конце 1920-х гг. сложились объективные и субъективные причины коллективизации. Был принят за основу сталинский метод

преодоления кризиса хлебозаготовок.


3. Процесс коллективизации.

2 группа учащихся.

Вопрос Расскажите, как проходил процесс коллективизации в СССР?

^ Каковы были методы коллективизации? Почему?

Почему было выгодно раскулачивать?


.Методы коллективизации


Добровольный Принудительный

(раскулачивание,

расказачивание)


Статьи И. В. Сталина

«Год великого перелома» 07.11.1929г.

«О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» 05.01.1930г.

«Головокружение от успехов» 02.03.1930г.


Вопрос. Каковы результаты и последствия коллективизации?


Результаты коллективизации

1937г. – 92% крестьянских хозяйств объединены в колхозы

Государственные поставки зерна увеличились в 2 раза.

Созданы необходимые условия для индустриализации.

Обретена независимость от импорта сырьевых культур.

Увеличена численность тракторов и комбайнов в МТС, повысилась механизация сельхозтруда.

Создан класс колхозного крестьянства

Полное огосударствление экономики.


Последствия коллективизации

Массовый голод в 1932 – 1933гг.

Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда.

«Исход» крестьян из деревни.

Укрепление социальной базы сталинской диктатуры.

Ликвидация экономических стимулов сельхозпроизводства.


Вывод. Процесс коллективизации завершился в 1937г. Поставленные задачи были выполнены.


^ 4.Коллективизация в ст. Прохладной и районе.

3 группа учащихся.


Вопрос. Как проходил процесс коллективизации в ст. Прохладной и районе?


Основная форма объединения единоличных хозяйств - колхозы.

В КБР планировалось проведение коллективизации в течение 1930 года.

Первоначальное объединение бедняцких хозяйств –ТОЗы были экономически не состоятельны. В первой коммуне «Новый быт» в 1930г. было 25человек,в 1932г. – 104человека. Процесс коллективизации сопровождался острой классовой борьбой. В ст. Екатериноградской в 1932г. были убиты коммунисты Н.Т. Петренко и Д.И. Петров.

В 1932г. было создано несколько коллективных хозяйств – коммуна «Заветы Ильича», сельхозартель им. Петровых, колхоз им. Сталина, , колхоз «Красная Бессарабия». Позднее были объединены в один колхоз им. Петровых. В ст. Прохладной несколько мелких колхозов объединили в конце 30-х годов в колхоз «Рассвет».

Коллективизация сопровождалась раскулачиванием.

Списки зажиточных крестьян составлялись в 1929-1930-м годах, делалась опись имущества.

Очередько Иван Матвеевич, 1884г. рождения, казак, уроженец ст. Прохладной. Хлеб сдал государству добровольно, отказался вступать в колхоз. В 1932г. был арестован ,и отправлен в тюрьму. Конфискованы один из двух домов, а также сеялки, молотилки, 3 лошади, 5 коров, домашняя птица. Вся собственность передана в колхоз. Опасаясь ареста жена Очередько И.М. вместе с детьми выехала в Ингушетию, а затем в Осетию. В 1939г. после освобождения главы семьи все вернулись домой.


Клюй Александр Сергеевич. Казак, служил в белой армии в конвое генерала Ляха. Имел 100 га земли, 2 дома, 8 лошадей, 8 коров, 65 баранов, 10 коз, 2 плуга, 2 бороны. В хозяйстве постоянно работали 10 батраков. Раскулачен. Сбежал в с. Урвань, где жил по чужим документам.

Семья Курдюк в 1933г., имевшая 2 лошадей, 2-х коров.10 овец, была раскулачена и выслана вначале в Ставрополье, а затем на Урал.

Вопрос. Каковы итоги и последствия коллективизации для ст. Прохладной?

Вывод. Коллективизация в ст. Прохладной и районе проходила сложно и противоречиво., привела к серьезным изменениям в жизни казачества.


^ Какие документы подтверждают процесс коллективизации?

Проанализируйте их, дайте свою оценку событиям в ст. Прохладной и ст.Екатериноградской.


  1. ^ Различные оценки процесса коллективизации.


Вопрос. Дайте свою оценку коллективизации. Что вы находите позитивным, а что негативным? Мнение обоснуйте.

^ Вы считаете коллективизацию успехом или трагедией? Рассмотрите ситуацию с разных точек зрения.

Как процесс коллективизации отразился на истории вашей семьи?


Учащиеся приводят свои точки зрения, а также мнения российских историков.


Вывод. Коллективизация – сложный и противоречивы процесс, не имеющий однозначной оценки. Она обеспечила скачок в индустриализации , изменила социальную структуру советского общества.


III Инструктаж домашнего задания.

Д/З Написать эссе по теме « коллективизация – успех или трагедия крестьянства?!»


IV Итог урока


Прилагаются документы


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №6»

^ Управления образования городского округа Прохладный КБР


Республиканский методический семинар учителей истории и обществознания, проводимого в рамках выездных курсов повышения квалификации ИПК и ПРО КБГУ

«Современные технологические подходы в организации учебно – воспитательного процесса по историко – обществоведческим дисциплинам»


Открытый урок по истории России в 11 классе.

Тема « Коллективизация – успех или трагедия крестьянства?!»


Учитель истории и

обществознания

Терентьева О.В.


20 ноября 2008 года




Похожие:

План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconУрока: каким я вижу компьютер будущего. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: беседа, индивидуальная работа. Цели урока
Цели урока: проследить развитие вычислительной техники с момента возникновения первых вычислительных инструментов до сегодняшних...
План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconКонспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
Каждый из них должен написать, что появится на экране при выполнении данных задач
План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconТема урока Тип урока, форма урока
Познако-мить учащихся с предметом изучения географии 7 класса; развивать умение читать и анализировать карты
План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconТема урока Тип урока, форма урока
Способство-вать развитию знаний об особенностях источников географичес-кой информации; научить учащихся работать с планом
План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconПлан урока Тема урока Цели работы Учебно-материальное оснащение Ход урока Организационная часть
Закрепление нового материала (вопросы к учащимся). Указать какие. А)
План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconТема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека
Тип урока: Итоговый (результирующий) урок по защите проектов, связанных со значением ароматических углеводородов и их производных...
План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconТема урока Мутационная изменчивость
Тип урока: Урок усвоения новых знаний (лекционное занятие – школьная лекция – с элементами индивидуальной работы учащихся)
План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconУрока Наименование раздела програм-мы Кол-во час-ов Тема урока (этап проектной или исследовательс-кой деятельности ) Тип урока Элементы содержания
Знать определение вектора и равных векторов. Уметь изображать и обозначать векторы
План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconПлан-конспект урока химии с учащимися 9класса Тема урока: «Алюминий металл будущего». Цели урока: Изучить свойства металлов а группы на примере алюминия
Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов
План урока Тема «Коллективизация успех или трагедия крестьянства?!» Тип урока: повторительно-обобщающий Форма урока: семинар с элементами дискуссии Цели урока iconПлан-конспект урока по технологии тема урока: комнатные растения в жизни человека и их размещение в интерьере квартиры слайд Цели урока
Обучающие: создать условия для формирования практических умений и навыков, учащихся при работе с творческими проектами
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов