Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах icon

Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах



НазваниеЗадача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах
Дата конвертации04.10.2012
Размер136.91 Kb.
ТипЗадача

«Задача всех будущих деятелей движения

общественно-активных школ это найти

лучшие способы раскрытия потенциала в

детях, их семьях и всех членах

сообщества. Существует неизбежная

связь между тем, что происходит в

школах, и тем что происходит дома и на

улице. Наша ответственность – это

попытаться найти способ сделать эту

связь положительной».

Ларри Е. Деккер


ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«Демократизация» составляет основу для развития двух других компонентов модели ОАШ: «добровольчества» и «партнерства». Для развития демократического общества, отвечающего потребностям всех граждан, необходимо, чтобы следующее поколение выросло активными гражданами.

Именно поэтому, работу нужно начинать со школы.

«Демократизация» – это демократизация школы, демократизация уроков и

возможность получать образование на протяжении всей жизни для членов

сообщества. Существуют разные подходы к демократизации образования, которые рассматривали в своих трудах зарубежные и российские деятели образования. Но родоначальником первой целостной теории демократического обучения считается Джон Дьюи. На его взгляд, особую роль в становлении гражданина играет опыт демократической жизни, а так как «школа – демократическое общество в миниатюре», то она должна стать «лабораторией демократии». В своем труде «Демократия и образование» он весьма четко связал содержание образования с определенной моделью демократии, где все должно строиться на сравнении и анализе. Джон Дж. Патрик, профессор Университета штата Индиана, г. Блумингтон также считает, что «…реалистический и ответственный подход к преподаванию

демократии предполагает ее преподавание в глобальном и международном

контексте, при этом основным методом преподавания и изучения должен быть метод сравнения, включающий в себя анализ и оценку…»

  1. ^ Как и с чего начинать демократические изменения?


Шаг 1. Получение демократического опыта.


Рекомендуем начать со знакомства всего коллектива школы с одним из

трех направлений модели ОАШ «Демократизация», которое позволяет систематизировать имеющийся опыт демократических преобразований в общеобразовательном учреждении в рамках программы «Демократизация школы», которую ОАШ наполняют собственным содержанием.


Составить программу «Демократизация школы»,


ЦЕЛЬ: формирование демократической культуры как основы развития гражданского общества.


ЗАДАЧИ:


1.
Реализовать демократические принципы во всех аспектах школьной жизни.

2. Содействовать развитию школьного самоуправления

Данная программа состоит из трех компонентов:


1. Демократизация учебной деятельности.

2. Демократизация внеурочной деятельности.

3. Демократизация управления школой.

Для знакомства с этим направлением представители движения ОАШ

разрабатывают собственные семинары и тренинги.


«Демократическое образование» – тема, которая интересует педагогов разных стран достаточно давно. Дискуссии о том, как реализовать демократические идеи в школе, велись деятелями образования на Западе, начиная с XIX века. Их результатом стало появление множества идей и планов, но лишь немногие школы смогли не только изучить, но и реализовать их. В большинстве зарубежных школ демократические идеи изучаются в основном в изоляции от внешнего мира с использованием традиционных форм.

В результате образ демократии выглядит в глазах школьников как набор механических элементов:

-участие в выборах (голосование),

-умение разбираться в системе разделения властей и т.д.

Нужно не только рассказывать о демократии, но и помочь жить демократично. Выражение «демократизация образования» не имеет политической подоплеки. Это не политическое устройство, а воплощение в школьную жизнь демократических принципов и ценностей, осуществление демократических преобразований в области управления школой. Некоторые педагоги понимают демократизацию образования как процесс становления демократических отношений между всеми участниками образовательного процесса, но чаще демократизация в их понимании – это введение в школьную жизнь дополнительных структур и органов самоуправления .


Российские деятели образования видят тесную связь между демократией и

образованием. Одно влияет на другое и служит друг для друга. С этим соглашаются и западные коллеги. Автор современной американской педагогики Д. Гудлад считает, что школа не может быть только средством для демократии, характер обучения должен быть демократичен по своей сути, а образование и демократия

– инструменты друг для друга. При этом может возникать многообразие мнений и несогласие между участниками образовательного процесса. Д. Дьюи также настаивал на демократической природе подлинного образования, поскольку прогрессивное образование строится на общем интересе и включает в себя общение с другими людьми по поводу решения различных проблем. Причем, вовлечение в решение этих проблем и азы демократического образования нужно закладывать еще в дошкольном возрасте. С некоторыми рекомендациями, как это сделать, вы можете познакомиться в статье К. Сполияр.

«Демократическое образование в дошкольном обучении» (К. Сполияр, профессор дошкольной педагогики, Университет Загреба, Хорватия )

Педагогика играет жизненно важную роль в развитии демократичного

поведения и образа жизни в обществе. Другими словами, маленькие дети должны ощущать демократию в повседневной жизни. Ребенку нужно давать возможность почувствовать, насколько важно, что его чувства и мнения воспринимаются серьезно и принимаются взрослыми. Дети должны чувствовать, что они являются частью сообщества. Такое отношение к ребенку является предпосылкой его уважения и принятия других людей. Развитие демократических процессов и ценностей (свободы, справедливости, солидарности и ответственности) могут оказать огромную поддержку общественно-ориентированному образованию и могут существенно помочь применению этих принципов. Это значит: действовать единодушно, принимать участие в жизни сообщества, принимать активное участие

в решении реальных проблем сообщества.


^ Шаг 2. Определение принципов


Все школы имеют иерархию в виде ролей и обязанностей, которые определяются государством. Демократизация школ не означает смену этой иерархии. Речь идет об улучшении потенциала школы для достижения положительных результатов образовательного и общественного института. В предыдущем примере мы рассмотрели демократический процесс, которым управляют принципы. Для ОАШ важно определить принципы, которые будут руководить школой в будущем.

Мы рекомендуем вам провести мозговой штурм по теме: «Что такое

демократические принципы». Участники могут высказывать любые мнения. Ваша задача записать все ответы на листе ватмана. Среди ответов наиболее часто встречаются: «Власть людей», «Свобода слова», «Равные права», «Уважение личности», «Ответственность».

Принцип «ответственность» называют не всегда. Если он не появился в списке, мы советуем обсудить эту тему. Люди часто представляют демократию только в терминах свободы и прав, но свобода без ответственности может повлиять на права и свободу других людей. Ответственность гражданина так же важна для здорового демократического общества, как и права, которые они получают, являясь частью этого общества.

Далее обсудите с аудиторией какие из этих принципов должны стать базисом для демократических процессов в вашей школе. Некоторые школы, разрабатывали «Миссию» для того, чтобы прояснить принципы и цели своей работы в качестве ОАШ.

Например:

Миссия школы №21 Куйбышевского района г. Самары: создание

воспитательной системы, направленной на формирование у учащихся

ключевых компетенций (гражданской, коммуникативной, личностной,

компетенции саморазвития, информационной, интеллектуальной) в

проектировании и осуществлении социально значимой деятельности.

^ Первомайская средняя школа, Алтайский край: интеграция гражданского

образования и воспитания во всю образовательную работу школы

Школа №4 г. Черногорска, Хакасия: формирование социально – мобильной личности, способной нести ответственность за собственное благополучие, умеющей отстаивать свои права, толерантно относящейся к иным взглядам, умеющей быть успешной и имеющей желание изменять жизнь в обществе.

После того, как вы определитесь с основными принципами вашей

ОАШ, вы можете начать обсуждение, как можно применить эти принципы, чтобы сделать школу более демократичной. Мы рекомендуем провести групповую работу по двум вопросам:

Шаг 3. Применение принципов.

1. Какие процедуры и механизмы, отражающие принципы демократии , уже

имеются в вашей школе?

2. Что можно сделать, чтобы помочь школьникам, учителям, родителям и

другим членам сообщества применять демократические принципы на базе

школы?

Проведение групповой работы даст возможность каждому участнику изложить свою точку мнения.

Если вы считаете, что у людей остались сомнения в вопросе демократизации

школы, мы предлагаем добавить следующее групповое упражнение. Разбейте

участников на 4 группы и попросите каждую группу нарисовать вертикальную линию посередине листа ватмана. С левой стороны листа попросите перечислить преграды на пути демократизации школы. Отведите 15 минут на обсуждение. После истечении времени, группы меняются листами и заполняется правая часть листа, «каким образом возможно преодолеть эти преграды». Обсуждение должно занять 15 минут. Обобщив результаты упражнения, вы определите, как нужно начать процесс «демократизации» в вашей школе.

Вопрос об их работе по демократизации.

^ Результаты могут быть следующие:

�� Школа открывает двери для сообщества - 89%

�� Укрепились отношения между школой и сообществом -89%

�� Улучшились отношения между учителями и учащимися-86%

�� Созданы условия, для того, чтобы голос и мнение учащихся были услышаны при выработке школьной политики-86%

�� Учителя стали использовать на уроках более интерактивные технологии-83%

�� Создан ____________орган самоуправления учащихся-83%

�� Улучшились отношения между учителями, школьной администрацией и

родителями-75%

�� Улучшились отношения между учителями и школьной администрацией-73%

�� Школьникам стало интересно ходить в школу-73%

�� Укрепились отношения между школой и местной властью-68%

�� Учителям стало больше нравится их работа-67%

�� Учителя стали вовлекать сообщество в работу класса-64%

�� В процессе выработки школьной политики возрсло участие родителей- 63%

�� Школа улучшила связь со своими выпускниками-61%

^ Шаг 4. «Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью». Л.Н.Толстой


В нашей школе созданы и функционируют демократические институты, которые по аналогии с государственной структурой власти можно разделить на группы законодательных и исполнительных органов. Каждая группа включает учеников, родителей, педагогов.

^ Законодательные органы

• Педагогический совет

• Совет школы

• Совет старшеклассников.

Исполнительные органы

• Органы ученического самоуправления,

• Институт классного руководства

• Администрация.

• Совет старейшин (в плане)

Не существует фиксированного набора действий. Между всеми компонентами существует тесная взаимосвязь, нельзя развивать демократизацию без продвижения добровольчества и партнерства, и наоборот.

Школе проводятся различные акции. (Перечислить) Правда не всегда инициатива идет от ребят. Важно, чтобы стратегии по демократизации направлялись на создание постоянных механизмов или методов организации

демократических процессов.

Интересен опыт по созданию школьных парламентов ОАШ в Кыргызстане.

Выборы – наиболее важный элемент демократических органов управления.

Некоторые школы в Грузии даже включили наблюдателей за выборами. Это не только подчеркнуло важность наблюдения граждан за проведением честных и сводных выборов, но и предоставило возможность для укрепления партнерства с другими институтами сообщества

Многие ОАШ разработали программы, направленные на денежную составляющую жизни при демократии. Например, средняя школа п. Хохолский, Воронежская область: проводила

« социально-экономическую игру «Демократическая республика «Хохляндия». Все граждане этой республики могли получить

работу: убрать школьный двор, провести праздник для малышей или дискотеку для школы и микрорайона, организовать экскурсию на предприятие, организовать акцию помощи детям из бедных семей и другое. Любой гражданин Республики мог сам предложить работу, которую считал важной для школы. “Министерство труда” следило за выполнением работ, “Министерство финансов” выплачивало зарплату. Президент республики рассказывает, что очередь за зарплатой выстраивалась на переменах, и иногда деньги выдавались в течение трех дней, так как Министерство финансов не всегда быстро справлялось со своей работой, потому что работающих граждан было очень много, а бухгалтерия требует точности и правильного ведения документов. Президент, министры, государственные служащие также получали зарплату за свой труд. Кроме того отличники и ударники получали стипендию. В конце каждого месяца магазин «Алсу» проводил распродажу товаров, которые были приобретены за школьные деньги и деньги спонсоров.

Здесь продавались канцелярские и хозяйственные товары, парфюмерия,

косметика, сувениры, мягкие игрушки, изготовленные школьниками, книги. Все товары можно было купить только за местную школьную «валюту».

Школьники не только принимали участие в игре, но и зарабатывали деньги,

покупали товары в магазине. Эта идея очень понравилась учителям, которые

вместе с детьми участвовали в игре». Как было отмечено в начале главы, управление – это только один аспект демократизации школы, другая ее составляющая – это работа с сообществом.

Подумайте, как вы можете представить ОАШ в виде материального ресурса, как, например это было сделано в школах Казахстана. В 11 школах Казахстана были открыты спортивные залы, библиотеки, компьютерные залы.

Вы можете также выбрать другой вариант работы с сообществом– организовать работу по программам, направленным на помощь уязвимым группам населения в сообществе. Например, Омский региональный ресурсный центр ОАШ разработал экспериментальную программу для

усиления роли школьных пресс - центров в сообществе и для обучения этим

знаниям и навыкам детей из местного детского дома. Организация

«Возрождение», ^ Республика Алтай разработала программу «Путь к пониманию», которая была направлена на интеграцию молодых людей с физическими недостатками в общество.

У нас есть пример школы, которая научилась этому на своем опыте. Школа не открыла двери местным пенсионерам. Школа запланировала и организовала праздник на День Победы.

Дети подготовили концертную программу; были собраны старые вещи для тех, кто в них нуждался; юрист и психолог согласились добровольно провести консультации. Когда настал важный день, десятки добровольцев пришли, чтобы поделиться своими знаниями и талантами, но присутствовала только горстка пенсионеров. Когда мы начали разговор о том, почему люди не пришли, один из организаторов была в слезах,. Был солнечный день, первый хороший день для работы на даче, и именно там были все пенсионеры. Организаторы не спросили пенсионеров, когда ОНИ хотели организовать праздник. У них не было возможности принять участие в планировании события, которое посвящалось им, и вся большая работа была бы напрасна, если бы не важный урок, который вынесла школа. Эта школа с тех пор стала примером общественно-активной школы, включающей в свою деятельность успешную программу для пенсионеров.

Из этого примера можно вынести следующее: ^ Начинайте с малого, не

пытайтесь сделать слишком много сразу, учитесь на маленьких ошибках. Если у вас что-то не получается, проанализируйте проблемы.

Оценка работы ОАШ в Казахстане за 2 года выявила следующую статистику, относительно процесса демократизации и управления:

�� 100% школ сделали свои процедуру управления более демократичными;

�� 10 школ создали фонды школа-сообщество, состоящие из учителей, родителей, бизнесменов, жителей и выпускников школы;

�� 9 школ создали Советы Директоров, куда входят родители, представители

местного бизнеса, члены сообщества, школьная администрация;

�� 7 школ создали Школьные Советы, в состав которых входят представители

школьной администрации, учителей, родителей и местной власти;

�� 5 школ создали Школьные Парламенты для старшеклассников;

�� Советы Учителей в 11 школах были расширены и включают учащихся, родителей, представителей родительских комитетов и Совета Директоров;

�� Одна школа создала Совет Старейшин;

�� В 12 школах, предоставивших данные, к управлению школой было подключено на 1254 человек больше людей (550 учеников, 358 родителей, 204 членов сообщества, 72 представителей власти, 70 представителей бизнеса).


^ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


Неделя добра

День 1: “Сделаем добро просто так!”

Примерные формы/виды деятельности:

Каждый может сделать что-нибудь доброе

для своей семьи, друзей, коллег, знакомых и

незнакомых людей.

^ День 2: “Весна пришла”

Примерные формы/виды деятельности:

Проведение концертов, выступлений в детских

учреждениях, больницах ВОВ, домах престарелых.

^ День 3: “Классный день календаря”

Примерные формы/виды деятельности: "Хорошие новости" - от СМИ,

конкурс стихов на радио, местном ТВ (тема связана с Весной и Добром).

^ День 4: “День открытых сердец“

Примерные формы/виды деятельности: Патронаж, помощь

нуждающимся, общение с ними, уход (можно и нужно показать то, что

уже есть - людей, которые этим постоянно занимаются).

^ День 5: “День профессиональной помощи“

Примерные формы/виды деятельности: Консультации и услуги

специалистов - бесплатно! или по сниженным ценам.

^ День 6: “День земли“

Примерные формы/виды деятельности: Ярмарка, передача продуктов

питания в детские учреждения, дома инвалидов и престарелых.

^ День 7: “Всегда молодой”

Примерные формы/виды деятельности: Организация досуга для людей

старшего возраста.

День 8: “Заразитесь чистотой”

Примерные формы/виды деятельности: Субботник, уборка подъездов,

дворов, улиц, наведение порядка в парках, скверах города.


дела, для любого сегмента населения – от вашего соседа до детей в детском

доме. ^ Неделя Добра приглашает специалистов подарить один свой день тем, кто нуждается в их услугах, а журналистов – написать о положительных делах, происходящих в сообществе. Для организаторов – это возможность подойти к работе творчески и придумать темы дня, которые бы вдохновили большое количество людей для участия. Результаты того первого года превзошли все ожидания: 50 организаций из 4 городов Красноярского края провели 80 мероприятий, в которых приняло участие 5000 добровольцев. Эффективность данной технологии в том, что ее можно легко приспособить под нужды, интересы и ресурсы любого сообщества. Неделя Добра обладает

огромным потенциалом в качестве механизма мобилизации сообщества, что подтверждается снова и снова, с каждой новой школой, которая использует его. Например, в Армении другая «добрая акция» называется «Бари, Бари, Бари» («Добрая воля, Добрые дела, Хорошие результаты»).


^ В заключение:


Как определить эффективность процесса демократизации?

Для примера приведу разработанные Карплюк П.Н.


признаки демократической школы:


. признание личности школьника как активного субъекта;

. обеспечение прав и социальной защищенности ребенка;

. изменение отношений в системе «Учитель – ученик»;

. развитие самоуправления;

. предоставление самостоятельности школе;

. выборность в школе;

. гласность;

. информационная открытость.

Возможные варианты, которые предлагают участники обсуждения:

. комфортность, доброжелательная обстановка в школе;

. наличие попечительского совета в школе;

. интерес к школе, высокая мотивация учения;

. отсутствие конфликтных ситуаций;

. делегирование полномочий на всех уровнях.


Несколько советов по демократизации школы

Если что-то выходит не так, как вы планировали, начните ваш анализ проблем с перечня принципов, задайте вопрос: «Работали ли мы в соответствии с нашими принципами на каждом этапе своей деятельности?»




Похожие:

Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах icon2002 hello paul
У всех пошли неотложные дела, и нам посоветовали вначале найти спонсоров. В это время я поселился у друзей в Москве и, как в Челябинске,...
Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах iconСеминар для директоров всех школ нашего района. Подробнее
В школе состоялся педагогический совет по проблеме "Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки в оу". Все материалы...
Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах iconКак провести урок музыки Челнокова В. Н
Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало, а не загонять его...
Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах iconПоминальный воинский храм
Воинский Храм памятник, в котором молятся об упокоении душ всех павших воинов во всех, к сожалению, многочисленных битвах, конфликтах...
Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах iconЗадача для командиров всех степеней, прямо скажем, весьма неопределенная
Республики Афгани­стан в целях оказания интернациональ­ной помощи дружественному афганско­му народу, а также создания благопри­ятных...
Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах icon13. Найти наибольший и наименьший элементы матpицы Х(k,n) и поменять их местами
Имеется матpица S(m,n). Найти максимальный из всех минимальных элементов стpок. Вывести номеp стpоки матpицы S,в котоpой pасположено...
Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах iconДвижения в эфирной физике
На первый план в эфирной физике выдвигаются, как объект исследования, движения. Энергия движения в замкнутом изолированном объёме...
Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах iconОтчет о проведении краевой тематической Недели «О, женщина, начало всех начал!» в мбоу сош №5 с 07. 03 по 12. 03. 2011 года
С целью повышения интереса к предметам через процесс активизации внеурочной деятельности, развития творческого и познавательного...
Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах iconСведения о семьях и детях, учащихся гооу санаторной школы интерната г. Петровска на начало 2009-2010 у г
Сведения о семьях и детях, учащихся гооу – санаторной школы – интерната г. Петровска на начало 2009-2010 у г
Задача всех будущих деятелей движения общественно-активных школ это найти лучшие способы раскрытия потенциала в детях, их семьях и всех членах iconРябушинский в. П. Русский хозяин судьбы русского хозяина
Всех людей по тому, как они относятся к собственности, можно разделить на пять групп: четыре активных и одну пассивную
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов