Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 icon

Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004



НазваниеУчебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004
Дата конвертации04.10.2012
Размер290.84 Kb.
ТипУчебник

Окружающий мир

4 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– федерального компонента образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;

– примерной программы начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень);

– авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиан, С. В. Тырина;

– учебного плана общеобразовательного учреждения.


На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится:

– всего – 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

В том числе:

– на написание контрольных работ – 2 часа;

– проведение экскурсий – 4 часа.


Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методи-ческий комплект:

– Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2004.

– Данилов, Д. Д., Сизова, Е. В., Харитонова, И. В., Кузнецова, С. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2004.

– Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2005

– Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. – М.: Баласс, 2002.


Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:

– Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева / авт.-сост. Н. В. Кий-ко, Н. А. Порунова. – Волгоград: Учитель, 2005.


Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по курсу «Окружающий мир» осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.


Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».






п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Домашнее

задание

Дата

проведения

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Человек и его строение (14 часов)

1

Как устроен организм человека

1

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма; правила личной гигиены

^ Знать:

– строение тела человека;

– органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья.

Уметь:

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

– определять температуру тела человека с помощью термометра;


с. 1–4;

с. 5,

№ 4, 5, 6




2

Кожа – «пограничник» организма

1

Знакомство с понятиями: строение и роль кожи, терморегуляция

^ Знать анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция.

Уметь соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья человека

с. 7–12; с. 11,

№ 4, 5




3

Как человек двигается

1

Опорно-двигательная система, работа мышц, правила предупреждения искривления позвоночника

^ Знать понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц.

Иметь представление о первой помощи при травмах, правилах предупреждения искривления позвоночника

с. 13–18, № 13, 14




4

Путешествие бутерброда

1

Органы пищеварения, их роль в организме

^ Знать понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения.

Понимать связь строения и роли органов человека.

Уметь выбирать продукты, полезные для организма

с. 19–24 № 4, 5, 6




5

Как удаляются ненужные вещества

1

Органы выделения, функции органов выделения

^ Знать органы выделения

и их функции.

Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности

в организме человека

с. 25–27, № 1, 2




1

2

3

4

5

6

7

6

Для чего и как мы дышим

1

Органы дыхания, правила гигиены кожи

^ Знать о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях.

Уметь применять правила гигиены органов дыхания

с. 28–33, № 8, 10




7

Волшебная восьмерка

1

Работа сердца, большой и малый круг кровообращения, польза физических упражнений для сердца

^ Знать о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения.

Уметь выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце

с. 34–38, №4, 7, 8




8

Что такое кровь?

1

Состав крови, клеточное строение, взаимосвязь строения и функций клеток

Знать о клеточном строении крови

с. 38–40, № 2




9

Почему наш организм работает слаженно

1

Функции спинного

и головного мозга

Знать о строении и функциях спинного и головного мозга, больших полушарий мозга, о гормонах и их роли в организме.



с. 41–46, № 6, 9




10

Окна в окружающий мир

1

Роль органов зрения, гигиена зрения, профилактика близорукости

^ Знать о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой.

Уметь применять правила гигиены зрения

с. 47–50, № 5




11

Многогранный мир чувств

1

Органы чувств, роль органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенические понятия: гигиена слуха

^ Знать о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса).

Уметь применять правила гигиены слуха

с. 51–55, № 8, 10




12

Родители

и дети

1

Понятия: внутреннее оплодотворение, вынашивание, выкармливание молоком, обучение потомства

Знать о размножении как свойстве живых организмов.

Уметь правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи


с. 56–60, № 4, 5




13

Отчего мы иногда болеем

1

Понятие об инфекционных заболеваниях, прививках способы предупреждения негативных последствий при порезах и ссадинах

^ Знать об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения.

Уметь:

– оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах);

– применять дезинфицирующие средства (йод, зеленка)


с. 61–65, № 8–11




1

2

3

4

5

6

7

14

Обобщающий урок по разделу «Человек и его строение»

1

Обобщение знаний

о строении тела человека, системах органов и их роли в жизнедеятельности

Уметь использовать приобретенные знания и умения

в повседневной жизни







^ Раздел 2. Происхождение человека (2 часа)

15

Наши предки – древесные жители

1

Сходство и отличие человека и обезьяны

^ Знать о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны.

Уметь работать с учебником

с. 66–71, № 6, 7




16

На заре человечества

1

Этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия). Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела. Освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова

^ Знать понятие эволюция.

Уметь объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного

с. 72–77, № 4




^ Раздел 3. Рукотворная природа (18 часов)

17

Рукотворная жизнь

1

Природа. Объекты живой и неживой природы. Понятия: сорт, порода. Способы выведения сортов культурных растений и пород домашних животных.

Дикорастущие и культурные растения. Уход за растениями

^ Знать, что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя.

Уметь различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы,

отличать объекты природы от изделий труда человека.

Понимать связи неживой

и живой природы

с. 1–4,

№ 5, 6, 7



















18

На службе

у человека

1

Сельское хозяйство, земледелие, животноводство

^ Знать о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека.

Иметь представление

о способах повышения

объемов продукции

с. 5–11, № 7, 8




19

Как стать сильным

1

Понятие о рычаге, колесе, наклонной плоскости, способах их использования

^ Знать о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным.

Уметь использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни


с. 12–17, № 6–8




1

2

3

4

5

6

7

20

Как человек использует свойства воды


1

Свойства воды. Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы и их использование человеком, охрана

^ Знать о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ.

Уметь различать разные состояния воды.

Понимать значение бережного отношения к воде

с. 18–21




21

Как человек использует свойства воды


1







22

Как человек использует свойства воздуха


1

Свойства воздуха, способы использования свойств воздуха человеком

^ Знать понятие воздух, его состав и свойства.

Уметь использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха

с. 24–29, № 9, 10




23

Горные породы и минералы

1

Понятие о свойствах горных пород и минералов. Способы их использования и добычи

^ Знать о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования.

Уметь применять полученные знания в жизни

с. 30–35, № 7–9, пословицы




24

Металлы

1

Понятие металлы,

их свойства

Знать понятие металл.

Иметь представление о многообразии металлов.

Уметь работать с учебником

с. 36–41, № 8, 9




25

Приручение огня

1

Представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека

^ Знать различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива.

Уметь применять полученные знания при выполнении учебных заданий

с. 42–47, № 11, 12




26

Невидимая сила

1

Представление об электричестве как универсальном виде энергии

^ Знать об электричестве как универсальном виде энергии, его роли в жизни человека.

Уметь соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов


с. 48–53




27

Чудо-волны

1

Свойства звука и света. Использование этих свойств человеком

^ Знать понятие волна, природу звука и света.

Уметь видеть проявление свойств звука и света в повседневной жизни; работать с учебником, проводить элементарные опыты

с. 54–56;





28

Чудо-волны

1

с. 56–60




1

2

3

4

5

6

7

29

Человек проникает в тайны природы

1

Формирование представлений о современных технологиях, используемых человеком. Научно-технический прогресс. Его положительные и отрицательные аспекты.

^ Знать о тенденциях развития человеческого общества.

Понимать важность экологических проблем и роль каждого человека в их решении

с. 61–65;




30

Человек проникает в тайны природы

1

с. 65–66




31

Как нам жить?

1

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

^ Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

с. 67–72




32

Как нам жить?

1







33

Обобщение по разделу «Рукотворная природа»

1

Основные понятия, изученные в рамках данного раздела

Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела







34

Обобщение по курсу «Человек и природа»

1

Основные понятия, изученные в курсе «Человек и природа»










^ Раздел 4. Человек и его внутренний мир (10 часов)

35

Почему нельзя подружиться

с Маугли

1

Биологическая (врожденная) и общественная (приобретенная) природа человека. Знакомство с научным объяснением того, какие факторы

в большей степени влияют на формиров. личности человека

^ Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека.

Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы других

с. 1–5,

№ 1, 2




36

Мир людей – мир личностей

1

Первичное представление о понятии личность

^ Знать, что такое личность и какими признаками она определяется.

Уметь различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его

с. 6–9,

№ 8




37

Эмоции – краски переживаний

1

Понятие эмоции. Виды эмоций, особенности их проявления

^ Знать понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления.

Уметь применять полученные на уроке знания для объяснения собственных эмоций и переживаний; строить логически правильный ответ; слушать других участников диалога

с. 10–12,

№ 13




1

2

3

4

5

6

7

38

Умение понимать эмоции, читать эмоции по лицам

1

Развитие умения определять эмоции окружающих по выражению их лиц. Представление о сопереживании

^ Знать о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица.

Уметь видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами

с. 13–15,

№ 16




39

Что такое настроение

1

Понятие настроение. Различие эмоционального состояния хорошего и плохого настроения

^ Знать, что такое настроение, каким оно может быть и из чего складывается.

Уметь понимать, в каком настроении находится человек,

и выбирать правильную тактику своего поведения

с. 16–18,

№ 20




40

Как победить тревогу

1

Представление о понятиях тревога, тревожность. Способы коррекции настроения. Приемы аутотренинга

^ Знать понятия: тревога, тревожность как эмоциональное состояние тревоги, элементарные приемы коррекции настроения, аутотренинга.

Уметь контролировать свое настроение, находить способы его сознательной коррекции

с. 19–22




41

Что такое характер

1

Характер как явление внутреннего мира человека. Понятия: черты характера, оптимист, пессимист

^ Знать о характере как явлении внутреннего мира человека; понятия: черты характера, оптимист, пессимист.

Уметь контролировать свое настроение, находить и усваивать способы коррекции своего характера

с. 23–25,

№ 25




42

Самопознание как путь развития личности

1

Развитие личности путем самопознания. Самооценка как один из способов самопознания

^ Знать о возможности и необходимости развития личности путем самопознания.

Уметь правильно оценивать себя

с. 26–28,

№ 27




43

Отношения между людьми: от чего

они зависят

1

Эмоциональная оценка других людей. Симпатия и антипатия как форма выражения эмоциональной оценки других людей

^ Знать о формах выражения эмоциональной оценки других людей (симпатии и антипатии).

Уметь корректировать первоначальную, эмоциональную оценку другого человека в связи со знакомством с его внутренним миром


с. 29–32,

№ 31




44

Зачем нам

общение

1

Понятие общение. Его задачи и виды (непосредственное

и опосредованное). Мимика и пантомимика

^ Знать понятие общение, его задачи и виды.

Уметь использовать в общении возможности мимики и пантомимики, стараться понимать других людей и быть понятым


с. 33–37,

№ 36




1

2

3

4

5

6

7

Раздел 5. Человек и общество (4 часа)

45

Что такое

общество?

1

Понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа

Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа.

Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе

с. 38–40,

№ 38




46

Как жить

в мире людей?

1

Личные и общественные способы регуляции человеческого поведения. Золотое правило нравственности

^ Знать понятия: совесть, мораль, право.

Уметь следовать правилам, принятым в данном обществе

с. 44–46,

№ 47




47

Что такое «мое общество»?

1

Круги общения и социальные группы. Понятие конфликт. Причины его возникновения и способы выхода из конфликтных ситуаций

^ Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей.

Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них

с. 41–43




48

Права человека в обществе

1

Личные права человека. Основные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности

^ Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении.

Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях

с. 47–50,

№ 50




^ Раздел 6. картина всемирной истории человечества (7 часов)

49

Всемирная история

1

Предмет изучения науки истории. Понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха. Целостная картина всемирной истории как смены нескольких исторических эпох

^ Знать о предмете изучения науки истории, понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха.

Уметь ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам; определять по году век, последовательность и длительность событий; работать с текстом учебной статьи

с. 51,

№ 57




50

Первобытный мир – «детство» человечества

1

Эпоха Первобытного мира. Первые человеческие общества – роды и племена. Первобытная мораль

^ Знать об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах.

Уметь объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание


с. 52–58




1

2

3

4

5

6

7

51

Древний мир – время первых цивилизаций

1

Эпоха Древнего мира (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества). Понятие цивилизация


^ Знать об эпохе Древнего мира; понятие цивилизация.

Уметь работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение

с. 59–66




52

«Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем»

1

Эпоха Средних веков (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали)


^ Знать об эпохе Средних веков.

Уметь ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, с дополнительной (энциклопедической) литературой

с. 67–72, № 76, 78




53

Новое время: торжество Европы

1

Эпоха Нового времени (временные границы, изменения в уровне развития техники в устройстве общества, особенности морали)


^ Знать об эпохе Нового времени.

Уметь ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей, аргументировать свое мнение

с. 73–79, № 82, 84, 85




54

Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству

1

Эпоха Новейшего времени (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали)


^ Знать об эпохе Новейшего времени, ее особенностях.

Уметь ориентироваться в историческом пространстве, работать с картами, высказывать свое мнение и анализировать ответы учащихся

с. 80–86, № 89




55

Обобщение по разделу «Человек и история человечества»

1

Обобщение первичных представлений

о понятиях всемирная история человечества, историческая эпоха



^ Знать основные понятия, изученные в данном разделе.

Уметь применять полученные знания при решении учебных задач







1

2

3

4

5

6

7

Раздел 7. человек и многоликое человечество (6 часов)

56

Короли, президенты и граждане

1

Представление о том, что единое человечество складывается из граждан разных государств. Право каждого государства на суверенитет. Различия между государствами на уровне форм правления и политических режимов. Различные органы власти

Знать о существовании различных по формам правления и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственных руководителей.

Уметь работать с учебником, строить монологический ответ, слушать других и анализировать услышанное

с. 87–92,

№ 94




57

Расы и народы Земли

1

Равенство всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности

^ Знать понятия: раса, народ, национальность.

Уметь различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности

с. 93–97




58

Кто во что верит?

1

Понятия: вера, атеизм. Мировоззрение. Религиозный и атеистический типы мировоззрения

^ Знать о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения.

Уметь уважительно относиться к убеждениям других людей; анализировать ответы товарищей, аргументировать свою собственную позицию

с. 98–104,





59

Кто во что верит?

1

№ 106;




60

Религии мира – богатство человеческого духа

1

Различные религии мира и их вклад в общемировую культуру. Равноценность каждой религии

Знать о существовании различных религий, о ценности их вклада в общемировую культуру вне зависимости от религиозных воззрений каждого человека.

Уметь уважительно и терпимо относиться к верующим различных религий, к людям

с другим мировоззрением


с. 98–104




61

Обобщение

по разделу «Человек

и многоликое человечество»

1

Обобщение первичных представлений о том, из каких крупных общностей складывается единое человечество

^ Знать основные понятия, полученные при изучении данного раздела.

Уметь применять полученные знания; работать с картами и научной литературой; строить уважительные отношения с окружающими








1

2

3

4

5

6

7

Раздел 8. человек и единое человечество (7 часов)

62

Мировое

хозяйство

1

Первичные представления об основных экономических понятиях. Товарно-денежный обмен. Основы мирового хозяйства. Право

на владение собственностью

^ Знать основные экономические понятия: труд, деньки, собственность, доход.

Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию

с. 105–108




63

Мировое

сообщество государств

1

Понятие мировое сообщество. ООН: история, структура, задачи. Основные права и свободы Всеобщей декларации прав человека

^ Знать понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН.

Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию



с. 109–112




64

Что человечество ценит больше всего?

1

Понятие об общечеловеческих ценностях – одинаково важных для всех идей, правил

^ Знать об общечеловеческих ценностях.

Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; аргументированно защищать свою позицию, участвовать в диалоге



с. 113–115




65

«Будет ли у нас завтра?»

1

Общие проблемы – выживание. Основные проблемы человечества. Значимость усилий каждого человека в решении общих проблем

^ Знать основные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Уметь осознавать значимость усилий каждого человека в решении общих проблем; соблюдать законы сосуществования в общества; работать с различными источниками информации


с. 116–120




66

Обобщение по разделу «Человек и единое человечество»

1

Обобщение представлений о человеке как части единого человечества и человечестве как сообществе людей

с различными религиозными, мировоззренческими установками

^ Знать основные понятия, изученные в рамках данного раздела.

Уметь сознавать себя частью единого человечества; работать с учебной литературой, с различными источниками информации







1

2

3

4

5

6

7

67

Обобщение по теме «Путь человечества

в ХХI век – дорога каждого из нас!»

1

Обобщение представлений об основных понятиях курса. Работа с учебной литературой. Диалог

Знать основные понятия, изученные в рамках курса.

Уметь участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание, применять полученные знания; соблюдать законы, принятые в обществе, и уважительно относиться к общечеловеческим ценностям

с. 121




68

Обобщение по теме «Путь человечества

в ХХI век – дорога каждого из нас!»

1










Похожие:

Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconУчебник для 1 класса. М.: Академкнига/Учебник, 2008 Агаркова Азбука: учебник для 1 класса. М.: Академкнига/Учебник, 2008
Чуракова Н. А. Русский язык: учебник для 1 класса. – М.: Академкнига/Учебник, 2008
Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / C. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др. М.: Просвещение, 2004
Информационный блок имеет целью помочь учащимся 9-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку
Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconТематическое планирование по математике для 3 класса (из расчета 5 часа в неделю, всего 168 час.) Учебник «Математика» для 3-го класса, в 3-х частях
Проверочные и контрольные работы по математике для 3-го класса (авторы: Л. Г. Петерсон, А. А. Невретдинова)
Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconТематическое планирование по русскому языку в 3 классе (из расчета 5 часа в неделю, всего 170 час.) Учебник «Русский язык» для 3-го класса, 2 части
Учебник «Русский язык» для 3-го класса, 2 части, (авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева)
Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2004. 668 с.: ил. Isbn 5-94723-759-8
Данный учебник отвечает всем требованиям обра­зовательного стандарта
Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconУчебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2003
Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений....
Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2003
Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений....
Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconУчебник для 6 класса естественнонаучного лицея. Челябинск, 2009. 254 с
Учебник рекомендован для общеобразовательных учреждений вида лицей. Содержание представлено в логике «Новой концепции биологического...
Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconКалендарно-тематический план по дисциплине «Общая биология»
Учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Основы общей биологии. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных...
Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2004 iconУчебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В. П. Журавлёва. М.: Просвещение, 2004 г
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов