Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» icon

Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов»



НазваниеМетодическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов»
Дата конвертации05.10.2012
Размер139.29 Kb.
ТипМетодическая разработка

Методическая разработка по теме:

«Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов»


Развитие двигательных качеств занимает важное место в физическом воспитании школьников. Очень важно, при проведении этой работы, не упустить из поля зрения возрастные периоды особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Необходимо учитывать характер индивидуального развития ребёнка.

Исходя из имеющихся в школе условий, надо выделять на каждом уроке в 5-11 классах от 8 до 20 минут времени на развитие двигательных качеств учащихся. Этим подчёркивается не только значимость общей физической подготовки учеников, но и необходимость специального развития двигательных качеств, применительно к тем умениям и навыкам, которые подлежат усвоению на уроке.

Так, при прохождении раздела легкой атлетики необходимо воздействовать на развитие скоростно-силовых качеств, скоростной и силовой выносливости; при прохождении раздела гимнастики – развитию силы, силовой и статической выносливости; при прохождении раздела спортивных игр – развитию прыжковой выносливости, быстроты и точности движений, скоростно-силовых качеств.

В практической работе по развитию двигательных качеств учителю необходимо учитывать не только степень воздействия физических упражнений на организм учащихся, но и особенности их индивидуального возрастного развития. Объясняется это тем, что эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста.

Различные двигательные качества развиваются не одновременно и неравномерно. Например, быстрота движений особенно интенсивно развивается у девочек с 7 до 10 лет. В связи в этим, наиболее благоприятным периодом для развития качества быстроты у девочек следует считать младший школьный возраст. Это не значит, что в другом возрасте совершенствовать быстроту не рационально. Однако, эффект здесь окажется меньше, чем в возрасте 7-10 лет.

Следовательно, высокие темпы роста двигательных качеств приходятся у девочек на более ранний возраст, чем у мальчиков.

В дальнейшем, вплоть до 16 лет, развитие замедляется и лишь после 16 лет вновь намечается активизация роста качеств двигательной деятельности.

Объясняется это тем, что организм девочек 12-16 лет проходит период полового созревания. Связанные с этим периодом, преобразования в организме девочек ведут к замедлению темпов роста двигательных качеств.

Двигательные функции мальчиков значительно меньше подвержены неблагоприятным влияниям в период полового созревания.
За исключением качества быстроты, у них все двигательные качества стабильно развиваются на протяжении школьного возраста.


Оценка уровня развития двигательных качеств школьников


Учитель физической культуры должен осуществлять контроль за уровнем развития двигательных качеств учащихся.

По мере прохождения учебного материала он проводит проверочные испытания по технике освоения различных двигательных действий.

Для оценки уровня развития двигательных качеств учащихся необходимо два раза в учебном году проводить измерения по экспресс-тестам. Рекомендуется придерживаться следующих единых методических требований при проведении экспресс-тестов:

  1. ^ Прыжок в длину с места. Выполняется на размеченной дорожке. Встав на исходную линию, ученик делает взмах руками назад, и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперёд, приземляясь на обе ноги. Лучший результат из трёх попыток фиксируется в сантиметрах по следам пяток в момент приземления.

  2. ^ Бросок набивного мяча (1 кг) обеими руками из-за головы. Производится из исходного положения сед ноги врозь. Ученик выполняет три броска. Фиксируется лучший результат.

  3. Подтягивание на высокой перекладине (мальчики). Исходное положение вис, хват сверху. Сгибая руки, коснуться подбородком перекладины. Туловище прямое.

  4. Упражнение для мышц брюшного пресса (девочки). Исходное положение лежа на спине, руки за головой. Поднять туловище в положение сед, опуститься в исходное положение.

  5. Бег на короткую дистанцию. Выполняется вдвоём с низкого старта. Результат фиксируется секундомером.

  6. ^ Бег на длинную дистанцию. Выполняется небольшими группами учащихся (5-6 человек) с высокого старта. Результат фиксируется секундомером.


Измерения по экспресс-тестам следует проводить два раза в учебном году: в сентябре и в мае. Результаты, показанные учениками, позволяют объективно оценить уровень физической подготовки. Для этого, результаты, показанные каждым учеником в тестах, сопоставляют с нормативами, предназначенными для оценки физической подготовленности детей одинакового с ними возраста и пола.

Результаты проверок по экспресс-тестам позволяют, по мере необходимости, вносить коррективыв в работу по развитию двигательных качеств учащихся.

Полезно сделать эти данные результатов предметом широкой гласности в школе. Например, повесить таблицу рекордов школы. Отдельно результаты по параллелям классов и по половому различию. Это будет стимулировать дух соревнования между учащимися и способствовать повышению их физической подготовленности.


Организационно-методические формы развития двигательных качеств


Развитие двигательных качеств школьников на уроке может осуществляться посредством различных организационно-методических форм. Существует определенная система способов организации деятельности учащихся на уроке физической культуры, направленная на развитие двигательных качеств. Она объединяет следующие организационно-методические формы проведения занятий: упражнения-задания; контрольные упражнения (экспресс-тесты); подвижные и спортивные игры; станционные занятия; круговые занятия.


Упражнения-задания

Выполняются с целью развития быстроты, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. Это может быть бег в различном темпе, прыжки, метания и т.п.

Они широко используются на уроках лёгкой атлетики, спортивных игр. Выполняются они различными способами организации учащихся – фронтально, поточно, по группам, индивидуально.


^ Контрольные упражнения

Проводятся для того, чтобы определять уровень развития двигательных качеств учащихся. Контрольные упражнения лучше проводить групповым способом, который позволяет всем учащимся поочередно продемонстрировать свои двигательные возможности.


^ Подвижные и спортивные игры

Они оказывают комплексное воздействие на физическую подготовленность школьников, и их надо рассматривать, как упражнения разностороннего воздействия. Играя, учащиеся многократно повторяют разнообразные движения, проявляя при этом, определенные двигательные качества.

Для развития качества ловкости применяются игры, побуждающие учащихся быстро переходить от одних действий к другим в соответствии с изменяющейся обстановкой. Игры, требующие быстрых ответов на зрительные, звуковые сигналы, игры с внезапными остановками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время содействуют развитию быстроты. Для развития силы подходят игры, требующие проявления кратковременных силовых и скоростно-силовых напряжений. Развитию выносливости способствуют игры с многократно повторяемой двигательной деятельностью.

Игра, как вид деятельности, представляет большие возможности не только для развития двигательных, но и волевых качеств учащихся.


^ Станционные занятия

Они направлены на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков. Суть этой формы состоит в следующем. Класс разделяется на несколько групп. Группы расходятся по местам занятий (станциям). На станциях очередность выполнения упражнений планируется так, чтобы упражнения по направленности на развитие различных мышечных групп сменяли друг друга. При станционных занятиях, по сигналу учителя, все ученики одновременно начинают выполнение упражнений, каждый на своей станции. Выполнив упражнение, группы переходят на очередную станцию. Упражнения выполняются заданное количество раз.


^ Круговые занятия

Движения учащихся происходят по кругу, с последовательным выполнением, на каждом месте, заданных учителем упражнений.

В отличии от станционных, круговые занятия направлены на развитие двигательных качеств, и здесь ученикам предъявляются новые, повышенные требования: повторить заданное упражнение максимальное количество раз, или заданное количество повторений выполнить максимально быстрее.

Повторы упражнений, как можно большее количество раз в установленное время (20-40 сек), в течении которого должно выполняться упражнение на каждой станции.

На отдых и для перехода на следующее место занятий дается 20-40 секунд.


Последовательность развития двигательных качеств на уроке


Задачи физической подготовки учащихся решаются в основной части урока. Упражнения, связанные с развитием быстроты движений, выполняются сразу после комплекса общеразвивающих упражнений.

Упражнения для развития ловкости, скоростно-силовых качеств – после изучения нового и перед закреплением ранее изученного материала.

Развитие силы, различных видов выносливости проводится в основной части урока.

Упражнения направленные на развитие гибкости включаются в конец основной или заключительной части урока.

Станционные занятия, направленные на совершенствование изученных ранее умений и навыков, следует располагать во второй половине основной части урока.

Круговые занятия составляются, как правило, из упражнений на быстроту, ловкость и скоростно-силовых упражнений. При проведении круговых занятий во второй половине основной части урока в комплексы подбираются упражнения на силу, выносливость, гибкость.

Круговые занятия не следует часто повторять на уроке. Включение круговых занятий подряд, в несколько уроков, приводит к потере интереса учащихся к этой, довольно трудной для них, работе.


Подбор упражнений для развития двигательных качеств


Подбирая упражнения для развития двигательных качеств, надо соотнести их с основными упражнениями, изучаемыми на уроке, а затем определить их направленность на развитие того или иного двигательного качества (метод сопряженного воздействия). Подобранное таким образом упражнение будет, с одной стороны, способствовать совершенствованию техники основного движения, а с другой развивать качество или качества, без которых изучаемое движение не может быть полноценно освоено. Метод сопряженного воздействия используется при подборе подготовительных упражнений.

Подбор упражнений также осуществляется методом направленных мышечных нагрузок. Суть этого метода заключается в выборе упражнений, позволяющих направленно действовать на 1-2 мышечные группы при минимальной занятости остальных мышечных групп.

В силу более или менее тесного взаимодействия качеств параллельно с избранным развиваются и другие двигательные качества. Так, целенаправленное развитие силовых качеств сопровождается развитием быстроты и скоростно-силовых качеств.

Развитие быстроты способствует параллельному развитию скоростно-силовых качеств, а совершенствование скоростно-силовых качеств – развитию быстроты и силы.

Работа с малыми отягощениями способствует развитию быстроты, силы и выносливости, а работа с большими отягощениями – развитию силы.

Не все упражнения вызывают одинаковый интерес у школьников. Так, лучше всего учащиеся воспринимают упражнения скоростно-силового характера. Упражнения на быстроту школьники выполняют с большей охотой, если они проводятся в игровой форме. Упражнения на силу с большим интересом выполняют мальчики.

Быстрее всего дети теряют интерес к упражнениям, связанным с проявлением выносливости. Эти особенности взаимодействия физических упражнений и восприятия школьниками упражнений с различной направленностью так же следует учитывать при подборе упражнений в комплексы для развития двигательных качеств.


Методика развития двигательных качеств


Развитие быстроты

Быстрота движений рассматривается как способность совершать движения в минимальный отрезок времени.

Различаются три, относительно независимые друг от друга, формы проявления качества быстроты. Это – быстрота (время) двигательной реакции (старт, остановка и другие виды быстрого реагирования), быстрота отдельных движений (бросок, удар) и быстрота выполнения нескольких движений (бег, плавание).

Быстрота может развиваться не вообще, а в определенных движениях, в конкретном двигательном навыке. При этом, изменения, происходящие в центральной нервной системе и периферическом нервно-мышечном аппарате, в связи с развитием быстроты всегда обусловлены конкретной системой динамического стереотипа, связанного с выполнением определенного движения или действия.

Ведущим методом развития быстроты является повторного скоростного упражнения.

Упражнения для развития быстроты, выполняемые с максимальной скоростью, применяются в относительно небольшом объёме на уроке.

Если в повторных попытках в упражнениях на быстроту скорость снижается, то работа над развитием быстроты прекращается, так как при этом происходит уже развитие выносливости. Продолжительность выполнения упражнений на быстроту не превышает 10 секунд. При повторах упражнений целесообразны короткие интервалы отдыха.

Упражнения для развития двигательной реакции проводятся в вводной части урока.

Быстроту отдельных движений целесообразно развивать параллельно с быстротой реакции.

С повышением скорости выполнения определенных движений их амплитуда непроизвольно снижается.

Для развития качества быстроты очень полезными являются подвижные и спортивные игры.


^ Развитие скоростно-силовых качеств

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к проявлению предельных или около предельных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

Скоростно-силовые упражнения выполняются в неравномерном ритме, где подготовительные движения до приложения основного усилия производятся замедленно, а основное движение, связанное с приложением максимального усилия, - с предельной скоростью.

Например, сгибание рук в упоре – медленно, а разгибание быстро.

Для успешного развития скоростно-силовых качеств величина отягощения должна составлять 40-70% максимальных силовых возможностей, проявляемых в конкретном двигательном действии.

Скоростно-силовые упражнения выполняются с максимальным усилием. Упражнения со снарядами малой массы проделываются в быстром темпе, который снижается до среднего по мере увеличения массы отягощения.

Количество повторений в одной серии в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий колеблется в пределах 6-12 повторений.

Упражнения выполняются непрерывно. Пауза отдыха между сериями 2-3 минуты, а количество серий 3-6. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств выполняются в первой половине основной части урока.


^ Развитие силы

Силовые возможности выражаются в способности преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.

Развитие силы осуществляется методом повторных упражнений. Суть его состоит в повторном проявлении различных по величине усилий, в трёх режимах напряжения мышц: динамическом, статическом, смешанном. Например, вис на согнутых руках – статический режим, подтягивание – преодолевающий, опускание вниз – уступающий. Подтягивание, с остановкой во время опускания – смешанный режим.


Метод стандартно-повторяющегося отягощения

Когда устанавливается величина отягощения ≈70% от максимальной силы, и упражнения выполняются повторно заданное количество раз или «до отказа».

Малое отягощение – максимально возможное количество повторений упражнений 8-12 раз, среднее отягощение 5-7, большое отягощение 2-4 раза. Предельное отягощение 1-2 раза.

Суть метода состоит в том, что от урока к уроку, по мере роста силовых возможностей, количество повторений заданного упражнения увеличивается.


Метод прогрессивно-изменяющегося отягощения

Он состоит в том, что учащимся предлагается последовательно выполнить несколько силовых упражнений с различным отягощением, например сначала с малым, затем со средним, и потом с большим.

Этот метод способствует эмоциональной окраске занятий по силовой подготовке учащихся.

Процесс развития силы можно разделить на этап начальной стабилизации (1-3 занятия), активного развития (4-14 занятий) и вторичной относительной стабилизации.


^ Развитие выносливости

Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Различают два вида выносливости – общую и специальную. Выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности называют специальной. Общая выносливость – способность к длительному выполнению работы умеренной интенсивности, включающей функционирование большей части мышц.

Ведущим методом развития общей выносливости является метод непрерывного упражнения которое может выполняться в равномерном и переменном темпах. Продолжительность непрерывного упражнения 2-5 минут (время, необходимое для развертывания дыхательных процессов).

Средство для развития специальной выносливости определяются видом, характером специфической выносливости. Например, для развития скоростной выносливости используются упражнения на быстроту, для развития скоростно-силовой выносливости – скоростно-силовые упражнения. При этом методика их применения в уроке строится так, чтобы вызвать значительное утомление нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего движение.

При развитии силовой выносливости интенсивность упражнений составляет 20-50% от максимальной силы, а само упражнение выполняется в среднем темпе «до отказа». Упражнения проводятся во второй половине основной части урока.


^ Развитие гибкости

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Упражнения на гибкость следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду, в начале в медленном темпе, затем быстрее.

Для достижения большой амплитуды полезно использовать какую-либо предметную цель (коснуться носком маховой ноги подвешенного мяча и т.п.).

Для развития гибкости у школьников наиболее целесообразны маховые движения с постепенным увеличением амплитуды, пружинящие движения с выпадами, приседания, наклоны.

После достижения необходимой величины гибкости, количество упражнений на гибкость следует уменьшить, при этом сохранив достигнутую амплитуду. Если не соблюдать это условие, то гибкость быстро уменьшится.

Упражнения на гибкость целесообразно проводить в конце основной или заключительной части урока.


^ Развитие ловкости

Ловкость – это способность быстро и правильно решать двигательные задачи.

Основа ловкости – подвижность двигательного навыка, поэтому хорошая ловкость является важной предпосылкой успешного изучения новых двигательных действий.

Для развития ловкости привлекаются упражнения, отличающиеся степенью трудности в координационно-двигательном отношении.

Упражнения для развития ловкости можно разделить на ряд групп:

  1. Необычные исходные положения.

  2. «Зеркальное» выполнение упражнений.

  3. Изменения площади, в пределах которой выполняются упражнения.

  4. Спортивные и подвижные игры.


Упражнения на ловкость быстро ведут к утомлению, поэтому лучше их проводить в начале урока. Проводить эти упражнения желательно на каждом уроке.

Для измерения ловкости применяют преодоление различных полос препятствий. Используют контрольные упражнения. Суть их состоит в оценке разницы (в процентах, во времени) между результатами, показанными в обычных и в усложненных условиях.

Например, разница во времени между гладким бегом на 60 метров и «челночным» бегом 4x15 м. Из времени, которое ученик затратил на «челночный» бег, вычитаем время, затраченное на гладкий бег, получаем результат, который сравниваем с таблицей. Если результат выше средних величин, то это указывает на хорошее развитие ловкости, и наоборот.

Возраст

мальчики

девочки

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

15,6

13,8

11,2

10,6

9,7

9,6

8,8

8,6

8,3

8,2

8,1

16,2

14,8

12,1

11

10,6

10

9,7

9,1

9,3

9,5

9,8


Результативность профессиональной деятельности


Государственный стандарт обучения по программе – Физическая культура для учащихся V-XI классов – выполняется полностью.

У учащихся классов, в которых я преподаю, высокий процент обучающихся на 4 и 5. В среднем это составляет 80% от количества занимающихся.

Динамика роста физической подготовки учащихся за последние три года существенно увеличивается. Это видно по результатам экспресс-тестов, выполняемых учащимися в начале и конце учебного года. Некоторые учащиеся намного перевыполняют требования экспресс-тестов, в отдельных видах упражнений, существующих для их пола и возраста.

Учащиеся показывают неплохие результаты в районных соревнованиях.

В 1993 году команда старших школьников заняла IV место в «Туристическом слёте молодёжи Петроградского района».

В 1994 году команда средних школьников заняла I место в соревнованиях «Весёлые эстафеты», проводившихся во дворце спорта «Юбилейный».

В этом же году средние и старшие девочки заняли третьи места по спортивному ориентированию.

В 1995 году средние школьники заняли V место в спортивном празднике, посвященном началу учебного года.

В работе использую дополненную государственную программу.




Похожие:

Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconДокументы
1. /Методическая разработка педагогического консилиума по теме.doc
Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...
Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconПлан-конспект открытого занятия по теме: «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников» Занятие подготовлено и проведено
Цель занятия: «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников посредством совершенствования навыков и умений, необходимых...
Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconИнформационное сообщение Начинает работу Заочная Школа Информационной Безопасности для школьников Красноярского края. Цели
Расширение кругозора и развитие когнитивных способностей школьников старших классов
Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconМетодическая разработка по теме: Предложения с обособленными членами (система уроков) Учитель русского языка и литературы
С. Г. Бархударова. В пособии представлена система уроков по теме «Предложения с обособленными членами». Автором детально разработана...
Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconМетодическая разработка урока по теме «Задачи на смеси и сплавы»
Когда-то они имели исключительно практическое значение. В настоящее время эти задачи часто встречаются в тестах на выпускных экзаменах...
Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconМетодическая разработка Тема: "Обучение игре в волейбол в средней школе" Исполнитель: Учитель физической культуры школы №87 Петроградского района Русаковский Дмитрий Андреевич
Действие в коллективе для них сложны и поэтому они играют в не командные игры. У детей от 9-10 лет заметно прибавляется сила, улучшается...
Методическая разработка по теме: «Развитие двигательной способности у школьников 5-11 классов» iconМетодическая разработка урока. Предмет геометрия Класс Тема урока Обобщение по теме «Теорема Пифагора». Используемый умк
Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5 – 11 класс». М.: «Дрофа»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов