«Разговоры с самим собой» icon

«Разговоры с самим собой»



Название«Разговоры с самим собой»
страница1/68
Дата конвертации03.09.2012
Размер8.13 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   68

«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце».

Анаксагор


П а в е л Г е л е в а


Р А З М Ы Ш Л Е Н И Я


О САМОМ СЕБЕ И ПОНЕМНОГУ

ОБО ВСЁМ ПРОЧЕМ


(1972 – 2009 гг.)


изречения и размышления


сиречь


(но это уже для разумеющих по-иноземному

и не понимающих по-русски)


максимы и рефлексии


МОСКВА – 2008 г.


Автор, уникальный специалист в области классического спиритизма и его философии, знаток йоги и натуропатии, русский переводчик книг Аллана Кардека, Леона Дени, Артура Конан-Дойля и Йога Рамачараки, делится с читателем своими мыслями о фундаментальных проблемах бытия, приглашая и его глубоко задуматься о душе, о Боге, о науке, религии, искусстве, философии, о добре и зле, об истине и заблуждении, о смысле жизни, о подлинных и мнимых ценностях и иных «вечных» вопросах.

Собиратель афоризмов, тонкий знаток формы и возможностей афоризма, автор продолжает в новых условиях славные традиции Ларошфуко, Лабрюйера, Шамфора, Гёте, Шопенгауэра, Ницше, Оскара Уайльда и других мэтров жанра.


© Гелева П.А., 2008г.


У книги этой нет и не может быть начала, нет у неё и быть не может конца. Конец её так же условен, как условно её начало: возникнув из ничего, она обрывается ни в чём; в ней же самой –


ВСЁ


ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ*


Книга эта есть как бы дневник автора и в то же время – прямое и естественное продолженье таких сочинений как: 1. «Разговоры с самим собой» императора Марка Аврелия; 2. «Изречения Эпиктета»; 3. «Письма к Луцилию» Сенеки; 4. Записки Леонардо да Винчи; 5. «Опыты» Монтеня; 6. Сочинения Бальтасара Грациана; 7. «Максимы и моральные размышления» герцога Ларошфуко; 8. «Мысли» Паскаля; 9. «Характеры» Лабрюйера; 10. «Максимы и мысли, характеры и анекдоты» Шамфора; 11. «Афоризмы» Вовенарга; 12. «Афоризмы» Гельвеция; 13. «Изречения и размышления» Гёте; 14. Писания Лихтенберга; 15. «Заметки о нас, вздорных людях» Жан-Поля; 16. «Афоризмы житейской мудрости» Шопенгауэра; 17. «Zibaldoni di pensieri» Дж.Леопарди; 18. «Мысли» Жубера; 19. «Душа Человека при Социалистическом Строе» Оскара Уайльда; 20. «Мудрость и Судьба» Метерлинка; 21. Рассуждения Поля Валери; 22. «Дневник» Жюля Ренара; 23. «Круг чтения» Льва Толстого; 24. «Книга Духов» и «Книга Медиумов» Аллана Кардека; 25. «Хатха-Йога» и «Раджа-Йога» Йога Рамачараки; 26. «После смерти» и «Человек и Судьба» Леона Дени; 27. Рериховская «Агни-Йога»; и иных, им подобных. Кто не читал сих сочинений и, особенно, кто не жалует их, кому они не пришлись по вкусу, тот пусть не читает и этого, ибо результат будет тот же: камень, брошенный не в воду, но в пустоту, не производит кругов.

Так что, читатель, не обманывайся! Несмотря на заглавие, предмет сей книги – не Я, а Ты.


П.Г.



* Здесь перечислены как бы некоторые из родственников данного опуса по отцовской линии, материнскую же – я представляю исключительно сам. (П.Г.)


«Кто пишет кровью и образами, тот хочет, чтобы его не только читали, но и выучивали наизусть».

Ф.Ницше


«Философ расходует свою жизнь, наблюдая людей, и пользует силы ума своего, распознавая людские пороки и несообразности; и если он и даёт какой-то ход своим мыслям, то менее всего из тщеславия авторского, а того ради, чтоб со всею необходимою ясностию показать найденную им истину, дабы произвесть таким образом то впечатление, какое послужит его замыслу. И всё же некоторые читатели полагают, будто платят ему с излишком уж тем только, если снисходительно скажут, что они читали его книгу и полагают, что она умна; но он возвращает им все похвалы их, коих и не думал искать трудом своим и бдениями. Он выше этого устремляет свои помыслы и действует ради более высокой цели: от людей он ожидает гораздо большей и более редкой награды, нежели похвалы, нежели всякие вознаграждения. И награда сия в том, чтобы сделать их лучшими, чем они сейчас есть».

Ж.Лабрюйер


«Даже одному непьющему атому вполне под силу протрезвитъ всю пьяную вселенную».

Мысль N° 1360


«Я не более, как исследователь. И всё то, что только могут написать, сказать обо мне или подумать, мне до последней крайности безразлично. Ни одно из соображений выгоды, какого бы рода она ни была, ни разу не направило ни одного моего шага».

К.Фламмарион


Интенция: Итак, с сегодняшнего дня начинаю вести что-то в духе дневника или, вернее, записной книжки, куда буду вносить свои замечания, наблюдения, пожелания, впечатления, стилизации и т.д. (01.I.1972.)


Мысль N° 1: Познай самого себя и сделай после этого лучше себя и себя, и других, начиная с себя самого!


Мысль N° 2: Forward and always forward, across the impossible!


Мысль N° 3: Всё в нашей жизни, как и сама жизнь – палка о двух концах: никто не знает, что мы находим, теряя, и, наоборот, теряем, находя.


Мысль N° 4: Совесть – это умение ставить себя на место другого, когда собираешься нечаянно или нарочно сделать ему гадость, и, побывав мысленно в его шкуре, осознав те страдания, которые можешь ему причинить, как свои, умение не сделать её.

Кто станет понимать совесть таким образом и кто будет руководствоваться этим пониманием её в своей жизни, тот уже больше никогда не будет испытывать угрызений совести.


Мысль N° 5: У каждого своё понятие о красоте.


Мысль N° 6: Не всегда цель оправдывает средства. Бывают такие средства, которые никакая цель оправдать не может.


Мысль N° 7: Если костюмы, причёски и идеалы красоты меняются в зависимости от моды, то мода меняется в зависимости от образа жизни и работы. Но несмотря на это, всегда существует объективный идеал красоты, к которому, презрев все моды, и надо стремиться всю свою жизнь.


Мысль N° 8: На известной ступени, развитие приводит к полному разрыву с тем, что развивалось. В процессе развития развивающееся изменяется и становится уже чем-то совершенно иным, чем-то совершенно новым, отличным от того, из чего оно развивалось, а зачастую, и прямо противоположным ему. Поэтому развитие есть гибель того, что развивается.


Мысль N° 9: Почему человеку, которому не приходится стыдиться за себя самого, бывает стыдно за другого, который сам за себя не стыдится?


Мысль N° 10: Процесс человеческого познания есть собирание по крупицам объективной истины.


Мысль N° 11: Не насмехайся над тем, чего не знаешь или не понимаешь, ибо из-за невежества своего в данном вопросе можешь попасть в нелепое и глупое положение, и тогда окажется, что насмехаешься лишь над самим собой, что само по себе достаточно нелепо.


Мысль N° 12: Посредством рассуждения гораздо проще доказать то, что чёрное – это белое, чем то, что чёрное – это чёрное. А поскольку чёрное не нуждается в доказательстве того, что оно чёрное – ведь это и так очевидно, – то рассуждать берутся только для того, чтобы доказать то, чего нет на самом деле, и опровергнуть то, что существует.


Мысль N° 13: On m’intimidait trop, et voilà je me sais si facile à intimider que nul danger ne m’intimide plus.


Мысль N° 14: Не только мудрость, но и глупость человеческая не знает пределов. Человеческая природа, как и природа вообще, безгранична во всех отношениях.


Мысль N° 15: Каждая новая историческая эпоха ознаменовывается каким-либо чрезвычайным открытием, переворачивающим всю жизнь и весь духовный мир людей наизнанку. Для нашей же эпохи главным таким открытием является тот факт, что теперь человек может уничтожить современным оружием саму жизнь на Земле (мгновенное уничтожение), и то, что он постепенно уничтожает её, отравляя среду своего обитания и всю биосферу стихийным, варварским развитием современной промышленности (постепенное уничтожение). Зачем?! Наконец, по какому праву?! И разве в этом состоит назначение мыслящего существа? Открытие это омрачило жизнь всего современного человечества.


Мысль N° 16: Предназначение человечества как совокупности существ, одарённых способностью мыслить, состоит в том, чтобы познавать объективную истину. Но поскольку невозможно познать её всю до конца, поскольку процесс её познания бесконечен, постольку человечество, познающее эту объективную истину, бессмертно.


Мысль N° 17: Парадокс: именно та самая мысль, которая наиболее интересна и жизненноважна с точки зрения современности, оказывается совершенно ненужной для потомков. Возьмём, к примеру, такую фразу: «То, что мы здесь живём поскотски, сегодня понимают уже почти все; но лишь очень немногие способны увязать эту нашу скотскую жизнь с октябрьской революцией». Сегодня мысль эта крайне важна, весьма ценна, понимание её необходимо для переустройства всего нашего общества, всего нашего быта; лишь поняв её, мы сможем начать жить почеловечески; и требуется известная проницательность для того, чтоб её выразить, и сколь великое гражданское мужество нужно, чтоб такую мысль обнародовать. Да что там мужество! сегодня для этого потребно просто полнейшее безразличие к собственной участи. А что она, мысль эта, с точки зрения вечности? Что может дать она потомкам? Она – ничто, не более чем листы, упавшие с веток позатутошней осенью, давно перегнившие и смешавшиеся с почвой. Прочитает лет чрез двести потомок такую тираду – и останется в полном недоумении, а у слов «октябрьская революция» будет стоять сноска, и в низу страницы или где-нибудь в комментарии будет дана небольшая пояснительная запись: «Октябрьской революцией в ХХ веке кичливо называли роковой политический переворот, происшедший в России в 1917 году, когда группа фанатичных, атеистически настроенных евреев, называвших себя марксистами, воспользовавшись смутой, свергла демократическое правительство и на долгие десятилетия установила в стране диктатуру самых мрачных сил невежественной черни. Эта диктатура, нередко имевшая характер геноцида, занималась чудовищным самовосхвалением, целеустремлённо уничтожала русскую культуру, методично изводила русскую нацию (равно как и все остальные, подпавшие под её власть), и при этом лицемерно притязала на роль вселенского миротворца и благотворителя; и т.д., и т.п.». Таким образом, оценить по достоинству подобную сугубо актуальную мысль в будущем смогут одни только специалисты. А какое мне дело сегодня, когда я страдаю и мучаюсь, до того, что где-нибудь в ХХIII веке какой-нибудь академик Попыздрыхайло воздаст должное моей проницательности?! (26.IV.1972.)


Мысль N° 18: Ни что не имеет привилегии быть неуязвимым. И лишь ничто неуязвимо.


Мысль N° 19: Основой жизни человеческого общества должны быть не сила и деньги, с одной стороны, а патриархат, с другой, но любовь и матриархат. Только такое общество может итти по пути здорового развития, не знающему ни войн, ни эксплуатации, ни других болезней современного общества. Только такое общество будет отвечать современным требованиям гуманизма. И только такое общество сможет со временем развиться в коммунистическое. Современное общество, в особенности советское, – смертельно больное общество. Оно хоронит само себя. Но похороны его опасны тем, что на них может быть похоронено и само человечество.


Мысль N° 20: Etre sage en soi-même, c’est la sagesse suprême.


Мысль N° 21: Для чего нужно искусство, если оно не делает людей лучше, если оно не делает их умнее и добрее?! Ведь именно в этом состоит назначение искусства, а не в том очищении, которое оно даёт, позволяя тем самым со спокойной совестью делать новые подлости!


Мысль N° 22: Только тогда человек творит истинно прекрасное, когда он отчаянно, глубоко несчастен, либо когда он безмерно, беспредельно счастлив. Но, увы, первый случай характернее второго: мало счастливых творцов!


Мысль N° 23: Никогда не следует забывать, что дураками не столько рождаются, сколько становятся.


Мысль N° 24: Мышление – величайшее благо, но вместе с тем и величайшее несчастье человека: почти всеми бедами, которые теперь рушатся на его незадачливую голову, хотя и всеми своими достижениями, он обязан ему.


Мысль N° 25: Экзамены существуют для того, чтобы забыть то, что выучено. Вся экзаменационная система порочна, так как она приучает людей учиться не ради знаний, а исключительно ради того, чтобы сдавать экзамены и получать бумажки. Экзаменационная система плоха тем, что человек, сдавший экзамен, привыкает считать, будто знания эти ему уже никогда не понадобятся, и забывает выученное. В придачу к тому и само оценивание знаний экзаменуемого не имеет объективного характера. Оценка зависит главным образом от личных отношений экзаменуемого с экзаменатором или, если они незнакомы, его ассистентом. Если же учиться без сдачи экзаменов, строго контролируя и проверяя самого себя, то выученного не забудешь, так как будешь считать, что эти знания понадобятся тебе на всю жизнь. «Экзамены» надо сдавать самому себе. Жизнь – вот единственный экзамен, и тот, кто не будет учиться, провалится на этом экзамене.


Мысль N° 26: Любопытная особенность нашего государства: чем больше мы кричим о своих успехах и достижениях, тем хуже нам живётся. Наше государство гибнет и в конце концов погибнет от собственной глупости. Вся его история – это история агонизирующего уродства. (23.VII.1973.)


Мысль N° 27: Знать всё. Чем больше человек имеет оснований сказать это о себе, тем больше он видит невозможность этого.


Мысль N° 28: Тот образ жизни, который большинство людей ведёт сегодня, противоестествен и вреден, такой образ жизни неизбежно ведёт к болезням и вырождению. Спасение человечества от физического и духовного вырождения только на Востоке, у йогов. Не нужно выдумывать никакой новой теории, которая сперва может, как, например, марксизм, показаться истинной, а на деле превратится в фикцию. Всё необходимое для преобразования мира уже создано человеческой мыслью. нужно лишь трезво подвести итоги.


Мысль N° 29: Всё бессмысленное некрасиво.


Мысль N° 30: Хочу всегда быть только самим собой! Что может быть скромнее, грандиознее, прекраснее и... невозможнее в этом мире? Для того, чтобы каждый человек мог стать самим собой, этот лживый человеческий мир должен быть преобразован на основе гуманности и естественности, причём гуманность должна господствовать над естественностью, а естественность – над всем остальным.


Мысль N° 31: Работать умеет тот, кто умеет отдыхать.


Мысль N° 32: Два самых страшных на свете зла – невежество и жестокость. Одно обусловливает другое: невежество проистекает от жестокости, жестокость всегда невежественна. Поэтому невежда, как правило, жесток, а жестокосердый – невежествен. Между тем, природа не для того подняла человека разумом над животным, чтобы он стал ещё более свирепым, чем дикие звери. Но ведь дикие звери, и те, жестоки только по необходимости: сытый лев никогда не убивает; а невежда – бессмысленно жесток. Жестокий невежда не позволяет в себе проявляться разуму. Поэтому он не только не достоин называться «человеком», но и быть внешне на человека похожим, что часто и происходит. Он просто тупое животное, вроде крокодила.


Мысль N° 33: Wenn man schon sich selbst mit Mühe ernst nehmen kann, so kann man die andern nur noch mit größerer Mühe ernst nehmen.


Мысль N° 34: Природные богатства, армия, ложь и страх – вот те четыре кита, на которых держится советская власть в СССР. (12.IX.1973.)


Мысль N° 35: Марксизм-ленинизм уже давно стал таким учением, с помощью которого можно оправдать и очернить всё что угодно.


Мысль N° 36: Если человек говорит, что он что-то хорошо знает, то это лишь означает, что он недостаточно знает то, что считает для себя известным. Если человек действительно хорошо что-то знает, то он никогда не будет до конца уверен в своём знании и не станет кичиться им, ибо ему хорошо известно, насколько это сложная вещь – познание.


Мысль N° 37: The more subtle instinct about things one has, the more one thinks for oneself.


Мысль N° 38: Об инакомыслии: кто не способен мыслить иначе, тот не способен мыслить вообще. (17.IX.1973.)


Мысль N° 39: Стремление как можно скорее обзавестись потомством свойственно более всего существам непрочным и недолговечным.


Мысль N° 40: Avoir de l’esprit à contretemps, c’est plus pire encore que n’en avoir point.


Мысль N° 41: Истинные чувства никогда не афишируются. Это вносило бы элемент искусственности и противоестественности, а вместе с ними –неискренности.


Мысль N° 42: Трагедия возвышает. Счастье делает великодушным.


Мысль N° 43: Научиться на ошибках других почти невозможно. Человек должен пройти через многое сам.


Мысль N° 44: Ne quid nimis, sed quantum satis. Est utrumque dimidium.


Мысль N° 45: Никогда не надо торопиться жить. Нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, сделав его прекрасным. Если человек живёт один раз, то жизнь должна быть для него удовольствием, а не карой.


Мысль N° 46: Le plus difficile, c’est de se taire quand on n’a rien à dire.


Мысль N° 47: Высокая и благородная цель оправдывает небольшую ложь. Ложь простительна, когда лгут с добрым намерением.


Мысль N° 48: Важно не только начать, но и ещё важнее довести до конца.


Мысль N° 49: Нелепо называть целеустремлённость упрямством, как это часто происходит. Упрямство происходит от тупости, целеустремлённость же – от осознания человеком своих сил и возможностей и от желания добиться поставленной перед собой цели.


Мысль N° 50: Ängstlich zu sinnen und zu denken, was Schlechtes könnte geschehen sein, ist das Schlechteste, was geschehen ist.


Мысль N° 51: Для того, чтобы плодотворно трудиться, человеку нужно какое-то вознаграждение за свой труд, моральное или материальное, а может быть, и то и другое вместе. Если же такого вознаграждения нет, если работа бесконечна, если её столько, что сколько ни делай – не переделаешь, то у человека опускаются руки, он становится бездельником и сам больше всех страдает от этого.


Мысль N° 52: Le grand et glorieux mérite du sage, c’est de l’être à propos.


Мысль N° 53: По своей природе большинство людей лениво и честолюбиво, но лениво в большей степени, чем честолюбиво. И противоречивое положение это весьма мучительно.


Мысль N° 54: Все те научные открытия, которые могли быть использованы либо с большой пользой, либо с большим вредом, люди всегда использовали во вред себе.


Мысль N° 55: Если бы вначале развивалась нравственность, а не наука, то тогда бы нравственность руководила наукой, а не наука нравственностью, как это происходит теперь, и тогда бы сегодняшнего катастрофического положения не создалось. Наука в руках безнравственного человека – всё равно что автоматическое оружие в руках сумасшедшего. Развитие такой науки идёт во вред человеку и всему на Земле. Нравственное сознание современного человека ещё просто не доросло до того уровня, который необходим для права обладания теми научными знаниями, какими он уже сегодня располагает. Рано или поздно плоды развития такой науки уничтожат её саму, а заодно могут уничтожить и того, кто её создал, потому что цель своего развития эта наука, вопреки лицемерной болтовне политиканов, видит в совершенствовании существующих и создании новых, более ужасных орудий убийства. Единственное спасение – это нравственное совершенствование и, прежде всего, самосовершенствование человека, потому что лишь нравственность может обуздать такую науку, каковая на самом деле есть не что иное, как отражение первобытной, дикарской сущности современного человека, который, считая себя цивилизованным, тем не менее попрежнему продолжает враждебно смотреть на мир жестокими глазами питекантропа.


Мысль N° 56: Не от счастья приходит человек к философии.


Мысль N° 57: Деньги потеряны – ничто не потеряно. Честь потеряна – много потеряно. Здоровье потеряно – очень и очень много потеряно. Ум и воля потеряны – всё потеряно.


Мысль N° 58: Становиться умнее и лучше самого себя – характерное свойство совершенствующейся натуры. Сократ говорит: «Лучше всех живёт тот, кто больше всех заботится о том, чтобы делаться как можно лучше, а приятнее всех – кто больше всех сознаёт, что он делается лучше».


Мысль N° 59: There is such a thing as a false shame, there is no such thing as a false conscience.


Мысль N° 60: Глупость человеческая, преобладающая численно над мудростью, побеждает в этом противоречиво устроенном мире, но не надолго, потому что мудрость, терпя поражение от глупости в настоящем, всё же всегда одолевает её задним числом.


Мысль N° 61: Правда – она, увы, как палка: конца в ней два. Среди людей говоришь – говори то, что есть; а говоришь среди существ, внешне на людей немного похожих, – будь осторожен!


Мысль N° 62: Делать можно и нужно всё. Разумеется, «всё» из того, что позволено и положено человеческой природой. Только во всём обязательно надо знать меру.


Мысль N° 63: Совет лжецу: если хочешь солгать так, чтобы тебе поверили, то для этого прежде всего поверь самому себе сам.


Мысль N° 64: Воистину мудр тот, кто добр.


Мысль N° 65: Искусство – вопрос не только вкуса, но и понимания. Именно этого большинство людей, к сожалению, и не понимает.


Мысль N° 66: Conformity is the worst of all fatal things.


Мысль N° 67: Ложное самолюбие делает человека духовно бесплодным. Истинное самолюбие – основа основ духовного творчества.


Мысль N° 68: Когда не о чем говорить, говорят о погоде. Когда нечего делать, жалуются на погоду.


Мысль N° 69: Никто нас так не мучает, как мы себя сами мучаем.


Мысль N° 70: Всё познаётся в сравнении, а вместе с тем всякое сравнение хромает. Таким образом, если одновременно следовать логике этих двух пословиц, то получится, что все наши знания неточны и приблизительны.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   68




Похожие:

«Разговоры с самим собой» iconБудь самим собой

«Разговоры с самим собой» iconТелефонные разговоры Проектная работа выполнена учащимися 10 класса «б»
Одна из важнейших форм коммуникаций- это телефонные разговоры. Не только руководители, но и многие сотрудники затрачивают на них...
«Разговоры с самим собой» iconДокументы
1. /Ницше Ессе хомо или как становятся самим собой.doc
«Разговоры с самим собой» iconДокументы
1. /Фридрих Ницше Ecce Homo, как становятся самим собой.doc
«Разговоры с самим собой» iconИгры с самим собой: я-метафор ы в содержании индивидуальных нарративов субъекта
По экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева.– М.: Смысл, 2004. – С. 104-107
«Разговоры с самим собой» iconКак Камнесказ стал самим собой
...
«Разговоры с самим собой» iconГормональная буря и психологические особенности подросткового возраста почему подростку так нелегко с самим собой?
У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков
«Разговоры с самим собой» iconСанкт-Петербург
Рембо, стоя на берегу Красного моря, в белых простых штанах, в светлой холщовой рубахе навыпуск – обращается куда-то в запредельный...
«Разговоры с самим собой» iconДиалог сознательного (убежденного) трезвенника с самим собой
Я смирился с этим ужасным состоянием, считая его карой за мою личную вину и даже судьбой, которую нельзя преодолеть. Как я счастлив...
«Разговоры с самим собой» iconПояснительная записка
Мбоу сош №42 нравственно и социально значимые: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов