Свами Вивекананда миссия христа миссия христа icon

Свами Вивекананда миссия христа миссия христа



НазваниеСвами Вивекананда миссия христа миссия христа
Дата конвертации03.09.2012
Размер296.21 Kb.
ТипДокументы


Свами Вивекананда


МИССИЯ ХРИСТА

МИССИЯ ХРИСТА


Волна поднимается в океане, а затем идёт спад. Снова, другая волна поднимается, может быть бóльшая, чем прежняя, чтобы снова низвергнуться. И так снова и снова – подъём и спад. Мы наблюдаем эти подъёмы и спады и с восторгом идём навстречу подъёму, забывая о спадах. Но оба этих процесса необходимы, и оба велики. Это ритмы Вселенной. Тот же закон ритма действует и в нашей природе, и в наших мыслях, не только в обществе и социальных отношениях, но и в нашем духовном развитии; повсюду те же чередования взлётов и падений, сменяющихся периодов расцвета и упадка.

И всё движется в вечном изменении Вселенной, и каждая новая волна, после нового падения, поднимается всё выше и выше.

История народов выглядит так же. Великая Душа, Пророк, в определённый момент истории приходит, поднятый волной на гребень, обычно после сильного спада, предшествующего ему. Он увлекает мир за собой и поднимает сознание на недосягаемые высоты, причём после сильных исторических потрясений наблюдается расцвет философии и религии. В силу нашего развития, мы обычно улавливаем только самую малую часть того великого богатства, которое приносит нам эта Великая Душа.

Так появился Христос. Он пришёл в тот период, когда его народ находился в глубоком упадке. До сих пор мы не восприняли и сотой доли Учения этого Великого Пророка. Мы совсем не понимаем ни его слов, ни его поступков. Если бы мы попробовали осуществить в жизни его Учение, наша Земля превратилась бы в рай, несравнимый ни с какими мечтами. Три года его служения были словно спрессованные века, сконцентрировавшие годы и годы, и вот уже девятнадцать веков они не могут исчерпать себя, и кто знает, когда это произойдёт! Маленькие люди, такие как я и вы, оставляют после себя маленькую энергию. Несколько минут, несколько часов, несколько лет, в лучшем случае, хватает, чтобы исчерпать её после их смерти. Но посмотрите на этих гигантов – годы и целые века проходят, но энергия, которую они приносят миру, не исчерпывается и до сих пор питает души людей. Они словно зажигают от своего огня новые и новые сердца.

И вот то, что мы видим в жизни Христа, есть сама жизнь во всём её протяжении.

Жизнь каждого человека есть совокупность всей Жизни. Она приходит к нему через накопления рода, через образование, через его собственные воплощения,– жизнь каждого включает в себя жизнь всей расы. Таким же образом, прошлое Земли есть прошлое всей Вселенной, заключённое в каждую человеческую душу. И так же, как человек в себе несёт прошлое всей своей расы, сама Земля несёт и проживает в себе жизнь всей Вселенной, и каждая душа проживает жизнь Земли от её зарождения.

Что мы представляем из себя в настоящем, как не результат всего накопленного прошлого? Что мы, как не совокупность всей энергии, накопленной в наших прошлых существованиях? Я и Вы, мы – только маленькие всплески.
Но существуют гигантские волны в океане человеческой жизни. Во мне и в вас прошлое расы реализовалось самым незначительным образом, но эти гиганты невероятной силой своего характера, невероятной борьбой сумели раскрыть до предела заложенную в них энергию прошлого, взять настоящее в свои руки и, таким образом, определить будущее целых народов.

В мировой истории время от времени появляются эти гиганты духа, и по их стопам направляет свои шаги все человечество. Это и есть истинное бессмертие на Земле – они стоят и сегодня среди нас во всем блеске живой жизни.

Сказал Великий Пророк: «Никто не может познать Отца, как только через Сына». И это правда. Где можем мы увидеть Бога, если не в Сыне Человеческом? Это правда, что Вы и я, и самый бедный из нас, всё проникнуто Богом, существует в Боге. Вибрации света повсюду, везде оне заполняют пространства. Но мы должны «поймать свет», зажечь лампу, для того чтобы увидеть свет! Вездесущее присутствие Бога во Вселенной не может быть увидено нами, если свет Его не будет запечатлён в этих гигантских светильниках – Пророках, Сынах Божиих, Воплощениях Бога на Земле. Мы все знаем, что Бог существует, но тем не менее, мы не видим Его, мы не понимаем Его.

Возьмите одного из этих Великих Пророков, сравните его характер с самым высоким божественным идеалом, какой только Вы можете вообразить. Вы найдёте, что Ваш бог недостаточен для Бога и что характер избранного вами Пророка перекрывает Вашу собственную концепцию. Мы не сможем даже сформулировать идеал Бога, если перед нами не было идеала. В таком случае, является ли грехом приклониться к ногам этого Человека-Бога и поклониться ему как единственно достойному поклонения в этом мире? Разве есть что-либо реальнее и выше, чем такая концепция Бога, разве есть что-либо более достойное поклонения?

Единственное, что не несёт в себе негативного оттенка – поклонение в образе богочеловека. Как бы ни старались Вы абстрагировать это понятие, какие бы методы ни применяли, до тех пор, пока Вы остаётесь людьми в этом мире людей, Ваш мир будет миром человеческим, Ваша религия будет религией человеческой и Ваш Бог будет Богом человеческим. Так и должно быть. Принять неконкретную концепцию, охватить мыслью абстрактное понятие, не переводя их в ощутимые формы, едва ли по плечу всему человечеству. Вот почему Воплощениям Бога на Земле поклонялись во все времена и у всех народов.

Теперь попробуем познакомиться с жизнью Христа, великого Воплощения Бога. Когда Христос родился, еврейский народ находился на стадии, которую я назвал бы упадком, провалом между двумя волнами, на стадии глубокого консерватизма. В то время человеческий ум устал от постоянного движения вперёд и замер в пассивном ожидании. Внимание остановилось только на близлежащих и преходящих вещах – только материальное, только ощутимое, игнорируя главные проблемы духа. Жизнь установилась на стадии, где было гораздо больше рефлексии, чем живого действия. Заметьте, я не проклинаю эту стадию жизни. Мы не имеем права критиковать её, потому что не будь упадка, следующий подъём, воплощённый в Иисусе Христе, был бы невозможен.

Фарисеи и саддукеи должны были проявить всю свою неискренность, они должны были переполнить чашу терпения Господня, они должны были продемонстрировать всё лицемерие, показывающее, что наступил предел, для того чтобы миссия Христа была эффективна. На фоне фарисейства ярче засияла звезда Иисуса из Назарета.

Привязанность к ритуалам и формулам, строгая регламентация обрядов и всех деталей религии, порой выглядевших смехотворно, прочно пустили корни в общественной жизни.

Часто, делая рывок вперёд, мы теряем много сил; к тому же известным является факт, что фанатик гораздо сильнее, чем либерал. Фанатики и консерваторы, при всем всём отрицательном естестве, имеют одну добродетель – они очень сильно концентрируют энергию. Они накапливают колоссальную энергию. Так же как в случае с отдельным человеком, так же и в случае с целой нацией – энергия, вот что должно быть прежде всего накоплено.

Притесняемые, окружённые врагами, терзаемые и разрываемые то римлянами, то эллинами, подвергаемые давлению Персии, Индии, Александрии – давлению физическому, духовному и нравственному – евреи остаются расой глубоко консервативной, невероятно сильной, с предрассудками, не потерянными до сегодняшнего дня. Они стараются сконцентрировать в фокус всю свою энергию вокруг Иерусалима и иудаизма. Но сила, однажды накопленная, не может просто сохраняться, она должна постоянно пополняться. Эта энергия, накопленная в еврейском народе, в следующий период захлестнула мир волной христианства. Накопленная энергия вознесла волну, на вершине которой мы находим ослепительный характер Иисуса из Назарета. Так, каждый пророк является созданием его времени и созданием прошлого его нации, и он становится созидателем будущего. Сегодняшний день пророка есть результат прошлого и причина будущего. В фокусе времени всегда стоит пророк. И в нём сосредотачивается всё лучшее и великое, что есть в нации, все духовные накопления, за которые боролась нация долгие годы, и сам он становится фундаментом будущего не только своей нации, но и фундаментом бесчисленных народов мира.

Мы должны учесть ещё один факт, для меня лично это очень существенно,– Великий Пророк из Назарета проявился на Востоке. Часто Вы забываете, что Иисус был плотью от плоти Востока, несмотря на то, что в своём воображении Вы наделяете Его облик голубыми глазами и тёмными волосами. Назаретянин остаётся всё-таки восточным человеком. Все символы, все картины в «Библии» – сцены, пейзажи, притчи – всё это голос Востока. Ослепительное солнце, пустыня, люди и животные, изнемогающие от жажды, мужчины и женщины с головы до кончиков пальцев – всё это картины Востока. Всё это и сегодня Вы можете увидеть в Азии.

Голос Азии всегда был голосом религии. Голос Европы – это голос политики. Каждый велик в своей собственной сфере. Европа ассоциируется в нашем сознании с Древней Грецией. Для греческого ума превыше всего была жизнь общества, и вне общества остальные народы были для него варварами. Только грек имел право на жизнь. То, что делали греки, было истинным и правильным, всё остальное, существующее в мире, – неправильно и несправедливо, и ему нельзя позволить жить. Тем не менее, в своём собственном бытии они были интенсивно гуманны, интенсивно артистичны и естественны. Греки жили во внешнем мире. Они не придавали значения мечтам. Даже поэзия их очень практична. Их боги и богини не только человеческие, они существенно человеческие, со всеми человеческими страстями и чувствами, такими же, как и у всех нас. Греки любили всё прекрасное, но заметьте, это всегда внешняя природа: красота холмов, снега, цветов; красота фигур, женского тела, главным образом, красота человеческих форм – вот, что могли любить греки. Именно греки сформировали сознание европейцев. Голос Европы звучит из Греции.

В Азии – совсем иной тип духовности. Подумайте об этом огромном суровом континенте, где горные вершины почти касаются голубых небес; простирающиеся пустыни, где на протяжении многих миль невозможно найти ни одной капли воды, и с другой стороны – непроходимые леса и гигантские реки, текущие в море. Любовь Востока к прекрасному разворачивается в другом направлении. Взгляд восточной философии устремлён внутрь, а не вовне. Восток не хуже Европы понимает эстетику. Это тоже жажда природы и жажда власти. Это тоже жажда благородства. Те же идеи, что и у греков, и у варваров, но повёрнутые в другую сторону. В Азии даже сегодня рождение, цвет кожи или язык никогда не будут признаком расы. То, что является признаком расы – это религия. Мы все – христиане, мы все – магометане, мы все – индусы или все – буддисты. Не имеет никакого значения, если буддист – китаец или перс, всё равно, если они – буддисты, они будут чувствовать себя братьями, потому что они принадлежат к одной религии. Религия есть связь, соединяющая людей. И ещё, представитель Востока, по той же причине, опутан грёзами,, он рождён мечтателем.

Шум водопада, пение птиц, красота солнца и луны, и звёзд, и всей земли пленяют его, но они не могут удовлетворить восточный ум. Он хочет мечтать и продвигаться мечтой вглубь. Он хочет прорвать пределы настоящего. То настоящее, которое перед ним, ничто для него. Восток был пророком человечества в течение веков. Восток вёл человечество через царства и империи, через власть, славу и благополучие – и всё это приходило и уходило. Восток вёл человечество к Голгофе, как выражению самой несокрушимой власти и знания. Голгофа – это власть, царство, учение. Неудивительно, поэтому, что восточный ум смотрит сквозь эти преходящие мирские вещи и, естественно хочет увидеть нечто, что не может измениться, нечто, что не может умереть, нечто, что есть стержень в этом мире несчастья и смерти, нечто бессмертное и благословенное. Пророк с Востока никогда не отступит от этого идеала. И что касается пророков вообще, вы должны вспомнить, что все без единого исключения, все пророки были представителями Востока.

Вы видите, в жизни Иисуса, этого Великого Пророка, от начала до самого конца звучал призыв поднять глаза от этой жизни к более высокой жизни, к Небу, и, как истинный сын Востока, он ввёл этот призыв в практику жизни. Вы, люди Запада, практичны в ваших учреждениях, в ваших военных делах, в ваших политических кругах. Возможно, представители Востока не практичны настолько, но они практичны на своём собственном поприще – они практичны в религии. Если кто-то проповедует что-либо, завтра появятся сотни, которые будут сражаться, чтобы ввести это в практику их собственной жизни. Если кто-то проповедует, что стоя на одной ноге можно прийти к спасению души, он немедленно обретёт пять сотен людей, ставших на одну ногу. Вы имеете полное право обвинить его последователей в легковерии, но заметьте, благословение – вот их философия, интенсивная практика религии. На Западе принцип спасения души означает интеллектуальную гимнастику – планы, которые никогда не выполняются, которые никогда не входят в практику жизни. На Западе – проповедник, который лучше других строит фразы и подбирает аргументы, является лучшим проповедником.

Итак, мы находим Иисуса из Назарета, прежде всего, как истинного сына Востока. У него не было никаких привязанностей к этому внешнему миру, со всеми его соблазнами. Он не имел никакой нужды в текстах и аргументах, заполонивших Запад в наши дни, никакой нужды ни в каких доказательствах. Тексты – это тоже ограничения! И во что превратилась религия в наши дни?! Давайте будем честными. Если мы не можем следовать идеалу, признаемся в нашей слабости. Давайте не будем дальше деградировать и постараемся не уничтожать идеал своим сопричастием. Можно сойти с ума, сердце разорвётся от этих многочисленных выдумок о жизни Христа, которые распространили западные люди. Я уже не знаю, кем он был и кем не был!

Один делает из него великого политика, другой непременно хочет видеть его яростным приверженцем иудаизма. Разве найдётся столько листов в книге, сколько существует интерпретаций этой великой жизни!

Но ведь лучшая интерпретация жизни Учителя – это сама его жизнь. «Лисы имеют норы, и птицы – гнёзда, но Сыну Человеческому негде приклонить голову». Вот, что сказал Христос. Вот путь к спасению, который Он указал нам. Он не оставил других путей. Давайте же со стыдом, но честно, признаемся, что мы не можем встать на этот путь. Мы всё ещё полны своими «я» и «моё». Мы хотим собственности, денег, благополучия. Таковы мы! Давайте признаемся в этом и не будем бросать тень самости на Великого Учителя Человечности, называя себя его учениками!

У него не было никаких родственных уз. И Вы думаете, что этот человек носил хоть одну чувственную идею в себе? И вы думаете, что эта громада света, этот бог, не человек, мог уйти в землю, подобно животным? И, несмотря на это, люди называют себя его последователями и уверяют, будто они говорят от его имени. Они вкладывают в уста Пророка слова о собственных низменных желаниях. В нём не было сексуальных идей! Христос – это бесконечный дух! Ничего, кроме бесконечного Духа – и ещё тело, заключающее в себе этот дух, тело, которое было инструментом работы для блага человечества. И только таким было его отношение к своему телу. В духе нет идеи секса. Освобождённая душа не имеет животных отношений, не имеет привязанности к телу. Идеал может быть очень далёк от нас. Но это ничего не значит, держись идеала!

Давайте же признаемся, что это наш идеал. Иисус Христос олицетворяет наш божественный идеал, но мы недостойны к нему приблизиться и называться его последователями. У него не было другого занятия в жизни, другой мысли, кроме одной, что Он – Дух. Он, с его потрясающим прозрением, нашёл, что каждый мужчина и каждая женщина, независимо – еврей или кто угодно, независимо – богатый или бедный, независимо – святой или грешник, является обладателем этого бессмертного Духа, который он носит в себе. Христос отдал свою жизнь, показав нам путь, призвав нас реализовать нашу божественную натуру. Отбросьте, говорил он, эти фантастические предрассудки о том, что вы низки и что вы бедны. Думайте не о том, что вы рабы, и что вами могут помыкать и тиранить вас, как рабов, думайте о том, что вы – Дух, который не может быть ни убит, ни подавлен, ни унижен! Вы все – дети Бога, бессмертные души.

«Царствие Небесное внутри нас»,– говорил Иисус. «Я и мой Отец – Одно». Восстаньте и скажите только это: «Я – Сын Бога», и Вы услышите в глубине Вашего сердца: «Я и Отец – Одно». Вот, что говорил Иисус из Назарета. Он никогда не говорил об этом мире и об этой жизни. Ему нечего было делать с этой оболочкой вещей, разве только разбить её, чтобы обнажился сияющий огонь, Свет Господа. Он знал: когда каждый человек реализует свою духовную природу, тогда только отступят несчастья и болезни, и сама Смерть. Мы прочитали много историй, написанных об Иисусе Христе, мы узнали учёных и их писания, и прошли научным путём. Мы собрались не для того, чтобы спорить о «Новом Завете». Это совершенно неважно, когда написан «Новый Завет», и даже неважно, что именно в его жизни правда, и что вымысел. Но существует нечто за всем этим, чему мы хотим следовать. Мы хотим следовать Истине, а эта Истина является фактом, она – сам Христос!

Проповеди Христа несут в себе заряд неимоверной силы и духовной власти – вот о чём мы говорим сегодня. Его присутствие нерушимо. Нас не испугает никакая критика учёных! Если я, как представитель Востока, поклоняюсь Иисусу из Назарета, у меня есть только один путь – поклоняться ему, как Богу,– и ничего другого. Разве мы не имеем права поклоняться ему таким образом? Что можете Вы возразить? Если Вы сбрасываете его вниз, на Ваш собственный уровень, и просто платите ему небольшую дань уважения, как Великому Человеку, зачем тогда говорить вообще о поклонении? Наши книги говорят: «Великие Дети Света, которые сами собой демонстрируют Свет, они должны быть объектом поклонения, и, поклоняясь им, мы становимся едины с ними, как и они пребывают едиными с нами». Человек идёт к Богу, поднимаясь по трём ступеням. Вначале развивающийся интеллект человека видит Бога далеко, далеко отделённого от человека, на небе, где Он восседает на троне, как грозный судия. Человек смотрит на Бога со стороны, с ужасом. Ну что же, нет в этом ничего дурного. Вы должны помнить, что человечество идёт не от ошибок к Истине, а от Истины к Истине или, если хотите, от меньшей Истины к более высокой Истине. Но никогда – от ошибки к Истине. Представьте себя вставшим против восходящего Солнца. Сначала это будет луч, потом линия, потом Солнце будет становиться всё больше и больше, и, наконец, это будет круг – полное Солнце. На каждой стадии Солнце будет становиться всё больше и больше. Представьте двести тысяч фотографий восходящего Солнца – с самых разных углов зрения – все фотографии будут отличаться одна от другой. Разве не будут все фотографии снимками одного и того же Солнца? Также все формы религий, высокие и низкие – это только разные стадии Единого Света, который есть сам Бог. Кто-то находится на низшей стадии, кто-то на высшей – вот и вся разница.

Религия огромного большинства необразованных, диких народов трактовала и до сих пор трактует Бога, как некоего далёкого судию; Он отделён от Вселенной, Он живёт на Небесах, правит оттуда, Он наказывает за зло и вознаграждает за добро. Если человек раскрывает в себе духовность, он начинает чувствовать, что Бог присутствует повсюду, Он должен быть и в нём, Он должен быть везде, что Бог недалеко, Он в душе, Он в нашей глубине. Если моя душа делает подвижным моё тело, это потому, что Бог есть источник движения в моей душе. Дух в душе. Немногие души, которые развили себя достаточно и очистили себя достаточно, наконец, находят Бога. В «Новом Завете» сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Именно они находят, что «они и Отец – Одно». Все три стадии даны Великим Учителем в «Новом Завете». Иисус учил общей молитве: «Отче Наш, сущий на Небесах, да святится Имя Твоё!». Просто понимаемая, она доступна ребёнку. Заметьте, это общая молитва. Она предназначена для всех, для необразованных масс. Для более высокого круга, для тех, кто уже имеет некоторый опыт.

Он даёт более сложное Учение. «Я – в Отце, и вы – во мне, и я – в вас». Вы помните это? И ещё. Когда евреи спросили его, кто он, он провозгласил: «Я и Отец – Одно», а евреи подумали, что это кощунство. Что он подразумевал под этими словами? То, что было сказано ещё древними пророками: «Вы – боги, и все вы – дети Всевышнего».

Здесь те же три стадии, три ступени религиозного сознания. Вы найдёте, что легче каждому из Вас начать с первой ступени, чтобы прийти к последней.

Пророк пришёл, чтобы показать путь: дух – это не формы, дух – это не философия и не интеллект. Лучше, если Вы не будете философствовать, если Вы не прочтёте ни одной книги, где интеллектуальным путём стараются постичь духовные Истины. Совсем не важны для спасения ни благополучие, ни власть, ни слава, ни даже образование. А вот что необходимо, так это одно – чистота. «Блаженны чистые сердцем», потому что природа духовности – Чистота. И как же может быть иначе? Чистота и есть Бог, и она приходит от Бога. На языке «Библии»: «Чистота – дыхание Господа», на языке «Корана»: «Чистота – душа Господа». Можете ли Вы представить, что Дух Божий нечист? Господи, какой плесенью и грязью покрылись с годами эти сияющие Истины, плесенью и грязью наших дел и наших предрассудков. Сколько различных книг и комментариев затемнили простой и величественный смысл этих сияющих слов! Но стоит только очистить сердце от грязи и плесени эгоизма и самости, и глазами сердца прочесть эти слова, и Истина засияет немедленно, освобождая пленённый Дух! «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». «Царство Божие внутри нас». Куда пойдёшь ты искать Царство Божие, спрашивает Иисус из Назарета, если оно здесь, внутри тебя. Освободи свой Дух, и ты найдёшь Царство Божие. Оно всегда твоё. Как можешь ты обладать тем, что не принадлежит тебе? Но оно твоё, по праву! Твоя природа бессмертна, потому что ты – дитя бессмертного Отца.

Ещё один урок Великого Пророка, который является фундаментом всех религий, – это Самоотречение. Каким образом можем мы достичь чистоты и духовности? Только самоотречением. Богатый молодой человек спросил Иисуса: «Благой Учитель, что мне сделать, чтобы достичь совершенства?» Иисус сказал ему: «Одной вещи тебе недостаёт: пойди, продай твоё богатство и раздай деньги бедным, и ты обретёшь богатство на Небесах. И тогда приди, возьми свой крест и следуй за мной». И молодой человек отошёл в печали, ибо он имел большое состояние. Мы все в большей или меньшей степени подобны этому человеку. Голос звучит в нас день и ночь, но мы не слышим его. В гуще удовольствий и радостей, в гуще мирской суеты мы забываем обо всём. Но приходит момент, наступает пауза, и голос звучит в нашей душе. «Отдай всё, чем ты обладаешь, и следуй за мной!»

«Тот, кто спасает свою жизнь, потеряет её, и тот, кто отдает её мне, обретает Жизнь Вечную». Только отдающие свою жизнь за него обретают бессмертие. В самой гуще наших забот, в нашей слабости, всё равно наступает момент затишья, когда голос звучит: «Отдай всё, чем ты обладаешь, отдай это бедным и следуй за мной!» Единственный идеал, который он проповедовал, и этот идеал проповедовали все Великие Пророки мира, – самоотречение.

Что достигается самоотречением? Самоотречение ведёт нас к божественному идеалу, к освобождению от эгоизма. Будь свободен от эгоизма! Идеал – совершенное отсутствие эгоизма. «Кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и левую». «И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю».

Нам нужно работать из последних сил, чтобы совсем не затоптать идеал. Когда человек не имеет больше эгоизма в себе, никакой собственности, ничего, что он называет «я» или «моё», когда он может отдать себя миру, сокрушить себя для блага людей, в таком человеке проявляется сам Бог, потому что в нём преобразована природа, разрушена стена, отделяющая его от Вселенной.

Это идеальный человек. Вряд ли нам удастся достичь такой стадии. Давайте поставим как цель наш идеал и будем сражаться, чтобы достичь его, даже если путь к нему очень и очень долог. Важно иметь его всегда перед глазами. Он будет достигнут завтра, или через тысячи лет, но человечество всё равно достигнет его. И пришедшее достижение будет не конец, а только одна из стадий на пути развития человека. Всё будет во Всём, и сама Смерть будет сокрушена.

И ещё очень важный момент. Все Учителя человечества были совершенно безличностны. Когда Иисус учил, некто подошёл к нему и сказал: «То, чему ты учишь,– прекрасно. Я верю, что это и есть путь к совершенству, и я готов последовать за тобой. Но я не могу признать тебя сыном Бога». Что же ответил ему Иисус из Назарета? «Очень хорошо, брат, следуй идеалу и избери свой собственный путь. Мне совершенно неважно, дашь ли ты мне кредит под моё Учение, – я не торговец. Я не торгую религией. Я только учу Истине, а Истина не является ничьей собственностью. Никто не имеет права присваивать Истину себе. К Истине идут разными путями. Истина – это сам Господь. Иди вперёд!»

Слова, сказанные Иисусом, сегодня звучат иначе: «Если в Учителе вы видите только человека, не будет вам пути. Ученик такого учителя будет деградировать, и вся его борьба будет только во имя собственного престижа. Но если вы видите человека, преодолевающего свой эгоизм, человека, способного забыть себя для мира, человека, целиком отдавшегося своей миссии, человека, готового отдать жизнь снова и снова для спасения бедных и угнетённых, человека, приносящего в жертву всю жизнь свою, неизвестного, молчаливого, работающего, как трудится сам Господь, если Вы видите такого человека, что Вы скажете о нём? – Это сам Господь проявился в нём». Люди уверены, что Бог может проявиться только однажды и только в одной личности. Почему? В чём причина такого предрассудка, такого невежества? Ученик думает, что Бог может проявить Себя лишь однажды. Это ошибка, ошибка и ложь. Бог проявляет Себя для тебя в человеке. Но, по закону природы, случившееся однажды должно было уже случаться раньше, и должно будет случиться в будущем. Нет ничего в природе, что было бы свободно от Закона – случившееся однажды, должно повторяться и повторяться.

В Индии существует подобная идея воплощения Бога. Одно из самых великих воплощений – Кришна – говорит в «Бхагавад-Гите»: «Когда добродетель ослабевает, и беззаконие увеличивается, Я рождаюсь собственной властью. Для защиты добра, для разрушения несправедливости и для утверждения дхармы Я прихожу в мир на каждом переломе жизни». Господь приходит, чтобы дать новый импульс к движению вперёд. Постоянно Он приходит от времени ко времени, и от места к месту. Кришна говорит: «Когда ты находишь нашу Вселенную, полной невероятной силы и чистоты, сражающейся за то, чтобы возвысить человечество, знай, что воплощённая Душа рождается Моей Волей, это Я Сам работаю через неё».

Давайте смело искать Бога не только в Иисусе из Назарета, но во всех Великих Душах, которые предшествовали Ему, во всех, кто приходит после него, во всех, кто ещё придёт. Пусть будет наше поколение свободно и непредубеждённо. Все Они – манифестация одного и того же Бесконечного Бога. Все Они – чисты и безличностны. Все Они сражались и отдавали свои жизни за нас, бедных человеческих созданий. Все, каждый из Них, страдали и приносили себя в жертву за каждого из нас, и за тех, кто придёт после нас, чтобы каждый смог открыть в себе свою Божественную Природу.

По замыслу творения все люди – пророки, каждый – пророк, способный взять тяжесть мира на свои собственные плечи. Разве Вы не видели в Вашей жизни хотя бы одного мужчину или хотя бы одну женщину, которые тихо, терпеливо и самоотверженно несли бремя ответственности за своих близких. Великие Пророки были гениями – они брали на себя ответственность за всё человечество. По сравнению с ними мы – пигмеи, и несмотря на это мы можем уподобиться им. В нашем маленьком кругу, в наших маленьких делах мы можем достойно нести наши маленькие кресты. Нет ни одного человека, кто не нёс бы свой крест. Со всеми нашими ошибками, со всеми нашими злыми мыслями и злыми деяниями в нашем сердце сохраняется золотой мост, благодаря которому мы можем постоянно касаться Божественного. И знайте, твёрдо знайте, что в миг, в который мы касаемся Божественного, мы соединяемся с Богом, мы сами становимся Богами.

В сердце каждого человека, несмотря на все его ошибки и грехи, постоянно теплится Божественный Огонь. И каждый человек всегда имеет возможность подвигом своей жизни воспламенить своё сердце, чтобы оно озарило путь человечеству.

Слава всем Великим Пророкам, которые учили Жизнью своей, во всех веках и во всех народах! Слава всем благородным мужчинам и женщинам, которые работают для помощи человечеству, не взирая на рождение, цвет кожи и национальность! Слава тем, кто придёт в будущем – живым Богам, которые придут, чтобы бескорыстно работать для нашего полного освобождения.


^ ДУША, БОГ И РЕЛИГИЯ


Из далёкого прошлого приходит к нам голос тысячелетий; голос святых с Гималаев и голос отшельников из лесов; голос, который пришёл от семитских рас и голос, который говорит через Будду и других духовных гигантов; голос, который приходит через тех, кто живёт в Свете, сопровождающем человека от начала его существования – Свете, который живёт с человеком вечно – этот голос звучит даже сейчас. Этот голос подобен маленькому ручейку, спускающемуся с гор. Он то исчезает, то вдруг вырывается с новой силой, до тех пор, пока все ручьи не объединятся в один могучий, величественный поток. Также и благовестия, принесённые всеми святыми мужчинами и женщинами всех вероисповеданий и национальностей, объединяются, и трубный глас звучит нам из прошлого: «Да пребудет мир между вами и между всеми религиями». Это весть о единстве религии. В ней нет разделения, она объединяет.

Давайте изучим эту весть. В начале этого века был повсеместный страх, что религии пришёл конец. Под воздействием научных открытий старые представления были раздроблены на куски, подобно груде разбитого фарфора. Те, для кого религия означала только сухие верования и не всегда понятные обряды, приходили в отчаяние; для них это был конец. Всё утекало, как вода сквозь пальцы. Временами казалось, что антагонизм и материализм уничтожат всё, что до того было. Были люди, не смевшие говорить то, что они думали. Многие считали: всё безнадежно, основы религии потеряны безвозвратно. Но ветер переменился, и пришло спасение. В чём заключалось оно? В изучении различных религий. Изучая различные религии, мы находим, что в сущности своей оне едины.

Когда я был мальчиком, этот скептицизм настиг и меня, и временами казалось, что я потерял всякую надежду стать когда-нибудь религиозным. Но по счастью для меня, я занялся изучением христианства, буддизма, мусульманской религии, и каково же было моё изумление, когда я обнаружил, что те основополагающие принципы, которые составляли фундамент моей религии, были основой и всех других религий. Это обратило меня на Путь. В чём же Истина? – спросил я себя. Истинен ли этот мир? – Да.– Почему? – Потому что я вижу его. И эти прекрасные звуки – пение и музыка,– которые мы порой слышим, и они истинны? – Да. Потому что мы слышим их. Мы знаем, что человек имеет тело, глаза, уши, но мы знаем, что он имеет ещё и духовную природу, которую мы не можем видеть. И именно при помощи своих духовных даров он может изучать эти различные религии и постичь, что где бы религии ни проповедовались – в лесах и джунглях Индии, или в христианских землях,– в существе своём все оне едины. Это показывает нам, что религия – естественная потребность человеческого существа. Если права одна религия – правы все другие. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Если у меня шесть пальцев, но других таких людей больше нет, Вы можете смело утверждать, что это ненормально. Таким же образом может быть отброшен аргумент, что только одна религия истинна, а все остальные ложные. Утверждение истинности единственной религии было бы так же ненормально, как утверждение закономерности шести пальцев на руке. Мы видим поэтому, что если одна религия истинна, все остальные должны быть истинны. Между ними есть различия, но в основе своей все оне едины. Если правда, что у меня пять пальцев, то это доказывает, что, и Ваши пять пальцев – тоже правда. Где бы ни был человек, он должен возрастать в вере, он должен расширять своё религиозное сознание.

И ещё я обнаружил, изучая мировые религии, что есть три различных стадии в представлении о душе и Боге. Хотя все религии согласны в том, что помимо смертного тела есть какая-то часть, нечто неизменяемое, вечное, что никогда не умирает; но некоторые, более поздние религии учат, что хотя и существует нечто бессмертное, оно всё же имеет начало. Но всё, что имеет начало, должно непременно иметь конец. Мы, то есть наша сущность, никогда не имели начала и у нас никогда не будет конца. И над всеми нами, над вечной нашей природой существует вечное, бесконечное Бытие, которое есть Бог. Люди говорят о начале мира, начале человека. Но слово «начало» просто означает здесь начало цикла. Говоря о начале, можно прийти и к мысли о начале целого Космоса. Но ведь это совершенно невозможно, чтобы творение могло иметь начало. Ни один из вас не может вообразить себе начало времени. То, что имеет начало, должно иметь конец. «Никогда Я не прекращал Своё существование, ни ты, ни каждый из нас никогда не перестанет быть»,– так говорит «Бхагавад-Гита». Где бы ни говорили о начале творения, это означает только начало цикла. Ваше тело примет объятия Смерти, но душа – никогда.

Наряду с этой идеей о душе, мы находим идеи, говорящие о её совершенстве. Душа по сути своей совершенна. «Ветхий Завет» утверждает изначальное совершенство человека. Человек сделал себя нечистым своей собственной волей. Но он должен вновь обрести свою прежнюю природу, свою чистоту. Некоторые говорят об этом при помощи аллегорий, притч и символов. Но когда мы начинаем обнажать зерно, лежащее в основе их, мы находим, что все они учат: по природе своей душа совершенна, и человек обязан обрести свою изначальную чистоту. Но как? – Познанием Бога. Как говорится в «Библии»: «Никто не может увидеть Бога, кроме как через Сына». Что это значит? Это значит, что созерцание Бога есть цель и смысл всей человеческой жизни. Сыновство должно прийти к нам, прежде чем мы ощутим себя едиными с Богом. Не забывайте, что человек потерял чистоту через свои поступки. И когда мы страдаем, мы должны искать причину в наших собственных деяниях, Бог здесь ни при чём.

Тесно связана с этими идеями доктрина, которая была универсальна до того, как европейцы исказили её – доктрина перевоплощения. Некоторые из вас, возможно, слышали, но проигнорировали её. Эта идея перевоплощения шла параллельно с другой доктриной, утверждающей вечность души человеческой. Всё, что имеет конец в какой-либо точке, не может не иметь начала, и всё, что начинается в какой-либо точке, не может не иметь конца. Мы не можем поверить в такую чудовищную невозможность как начало человеческой души. Доктрина перевоплощения утверждает свободу души. В противоположность этому было утверждение неизбежного начала. Тогда вся тяжесть нечистоты человеческой падает на Бога. Бесконечно милосердный Отец ответственен за грехи мира! Если таким путём приходит грех, почему одни страдают больше, чем другие? Несправедливо, если грех приходит от милосердного Бога! Почему миллионы попраны?

Почему умирает человек, когда, казалось бы, нет никакой причины для этого? Кто ответственен за это? Если – никто, значит Бог будет ответственен. Поэтому лучшее объяснение состоит в том, что каждый отвечает за несчастья, которые приносят ему страдания. Если я привожу в движение какой-либо механизм, я отвечаю за результат. И если я могу принести страдания, именно я должен остановить его. Мы свободны. Нет рока, нет судьбы. Нет ничего, что принуждает нас. Что мы сделали, только мы и можем искупить.

Теперь, в связи с доктриной перевоплощения, я попрошу Вашего сосредоточенного внимания. Мы приобретаем все наши знания через опыт – это единственный путь. То, что мы называем опытом, сосредоточено в нашем сознании. Например, человек играет мелодию на пианино, он опускает каждый палец на каждую клавишу сознательно. Он повторяет эти движения пальцев до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Тогда он играет мелодию уже не обращая внимания на каждую клавишу в отдельности. Также мы обнаруживаем, что наши стремления есть результат наших прошлых сознательных действий. Ребёнок рождается с определёнными наклонностями. Откуда это идёт? Нет ни одного ребёнка, который рождён с разумом, подобным «tabula rasa», – листу чистой бумаги. Страница исписана до его рождения. Древние философы, греки и египтяне, учат, что ни один ребёнок не приходит с «чистым разумом». Каждый ребёнок приходит с сотнями наклонностей, выработанными его прошлыми сознательными действиями. Они не приобрели их в этой жизни, и мы склонны утверждать, что они должны были приобрести их в прошлых жизнях. Самые закоренелые материалисты вынуждены признать, что эти наклонности есть результат прошлых действий, они только добавляют, что эти наклонности переходят по наследству. Наши родители, прародители, наши предки возрождаются в нас посредством этого закона о наследственности. Если всё можно объяснить только наследственностью, то нет необходимости вообще верить в душу, потому что тело объясняет всё. У нас нет необходимости вступать в различные дискуссии по поводу материализма и спиритуализма. Путь ясен для тех, кто верит в индивидуальную душу. Мы видим, что если прийти к разумному заключению, мы должны согласиться, что мы имели прошлые существования. Это и есть вера великих философов и мудрецов прошлого и настоящего. В эту доктрину веровали иудеи. Иисус Христос верил в неё.

Он сказал в «Новом Завете»: «Прежде Авраама я был». И в другом месте говорится: «Это Илия, о котором сказано, что он должен прийти».

Все различные религии, которые возросли в разных странах, под влиянием различных условий и обычаев, вышли из Азии, и азиаты понимают их хорошо. Когда оне вышли из лона своей родины, оне подверглись всевозможным влияниям. Самые глубокие и блестящие идеи христианства никогда не были поняты в Европе, потому что идеи и притчи, которые наполняют «Библию», всегда были «чужеродными» здесь. Возьмите, к примеру, изображения Мадонны. Каждый живописец пишет свою Мадонну, в соответствии со своими собственными идеями. Я видел сотни изображений Тайной Вечери, и везде на них Иисус сидел за столом. Это в то время, как Христос никогда не сидел за столом. Он сидел на корточках с другими, и перед ними была чаша, в которой они преломляли хлеб, – не тот хлеб, который мы едим сегодня. Это вообще трудно – одной нации понять привычки и обычаи другой нации, как трудно европейцу понять обычаи иудеев после веков изменений и преломлений через греческое, римское и прочие влияния. Неудивительно поэтому, что люди почти не имеют представления о великолепной религии Иисуса, и неудивительно, что они сделали из неё современную торгашескую религию.

Далее мы находим, что все религии учат вечности души, так же как и то, что знание это тускнеет со временем, и первородная чистота его может быть вновь обретена только через познание Бога. Что же это за идея Бога в этих различных религиях? Первичная идея Бога была очень расплывчата. Самые древние нации имели различные божества – солнце, землю, огонь, воду. У древних евреев мы находим множество богов, ожесточённо сражающихся друг с другом. Затем появляется Элохим, которому поклоняются евреи и вавилоняне. Затем мы находим одного Бога, стоящего над всем. Но эта целостная идея раздробилась применительно к разным племенам. И каждый уверял, что его бог самый великий. И они старались доказать это, сражаясь друг с другом. Тот, кто был сильнее, доказал, таким образом, что его бог – величайший. Такие расы были спасены. Постепенно новые идеи всё больше и больше вытесняли старые. Все эти старые идеи исчезли и исчезают, как тени от яркого света. Все эти религии произросли во времени, ни одна из них не упала с неба. Каждая вырабатывалась шаг за шагом. Вслед пришли монотеистические идеи – вера в одного Бога, Всемогущего и Всезнающего, единственного Бога Вселенной. Этот Бог является сверх-космическим: Он живёт в небесах. Он был окутан грандиозными концепциями Его создателей. Он имел и правую сторону, и левую сторону, и птицу в руке и так далее и тому подобное. Но мы уже находим здесь одну особенность – племенные боги навсегда исчезли, и единственный Бог Вселенной занял их место – Бог всех богов. С тех пор Он единственно сверх-космический Бог. Он Недостижимый, никто не может приблизиться к Нему. Но постепенно и эта идея также менялась, и на следующем этапе мы находим Бога растворённого в Природе.

В «Новом Завете» мы читаем: «Наш Отец, сущий на Небесах». Бог, живущий на небесах, отделён от человека. Мы живём на земле, а Он живёт на небесах. В дальнейшем мы находим Учение о том, что Он растворён в природе; Он уже не только Бог на небесах, но и на земле тоже. Он – Бог в нас. В индийской философии встречается такая же близость Бога к нам. Но мы и здесь не останавливаемся. Существует недуалистическая стадия, достигнув которой человек понимает, что Бог, которому он поклоняется, не есть только Отец на небесах и на земле, что «Я и Отец – Одно». Он понимает в душе своей, что он сам есть Бог, только более слабое выражение Его. Всё, что есть истинного во мне – Он; всё, что есть истинного в Нём – я. Через бездну, отделяющую человека от Бога, перекинут мост. Так, познавая Бога, мы обретаем Царствие Небесное внутри нас.

На первой или дуалистической стадии человек знает, что он – маленькая индивидуальная душа, Джон, Джим или Том. И он говорит: «Я буду Джоном, Джимом или Томом вечно, и никогда никем другим». Это всё равно как если бы пришёл убийца и сказал: «Я останусь убийцей навсегда». Но так же, как проходит время, Том как бы исчезает и возвращается назад, к изначальной чистоте Адама.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Можем ли мы видеть Бога? Конечно, нет. Можем ли мы знать Бога? Конечно, нет. Если Бог будет познан, Он не будет Богом. Знание ограничено. Но «Я и Отец – Одно» – эту истину я нахожу в своей душе. Эти идеи выражены в некоторых религиях, в других мы находим только намёк на них, из некоторых же оне были выдворены. Учение Христа в настоящее время мало кто понимает. Извините меня, но я скажу, что оно никогда не было хорошо понято.

Приспособление к различным стадиям сознания совершенно необходимо в деле возрастания и совершенствования. Различные системы религий имеют в основе это положение. Иисус сказал: «Царствие Небесное внутри нас». И ещё он сказал: «Отец наш, сущий на Небесах». Как согласовать эти два положения? Вот как. Он говорил необразованным массам. Необходимо было говорить с ними на их собственном языке. Массы хотят конкретных идей, чтобы оне воздействовали на их чувства. Человек может быть величайшим философом в мире, но ребёнком в религии. Когда человек переходит на более высокую ступень духовного развития, он уже понимает, что Царствие Небесное внутри него. Это действительное, реальное царство разума. Таким образом, мы видим, что различные стадии религиозных форм объясняются различным уровнем религиозного сознания. Вот почему мы не имеем права третировать кого-либо, каких бы форм религии он ни придерживался. Есть стадии, при которых именно данные формы и символы необходимы, есть язык, при помощи которого на данной стадии идеи становятся доходчивыми.

Следующая идея, которую я хочу довести до вас, состоит в том, что религия не заключена в доктринах и догмах. Религия – это не то, что Вы читаете, не те догмы, в которые Вы верите, будто именно оне важны. Религия – это только то, что вы реализуете. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – здесь, в этой жизни. Это и есть спасение. Есть такие люди, которые учат, что спасения можно достичь бормотанием слов. Но ни один Великий Учитель никогда не учил, что поклонением внешним формам можно спастись. Сила достижения внутри нас. Мы живём, и растём, и движемся в Боге. Верования и секты играют свою роль, но всё это для детей, они существуют временно. Книги никогда не создавали религий. Это религии создавали книги. Мы не должны забывать об этом. Никогда ни одна книга не создала Бога – Бог явился причиной создания всех книг. И ни одна книга не сотворила души. Мы никогда не должны забывать об этом. Завершение всех религий есть реализация Бога в собственной душе. Это и есть единственная универсальная религия. Если существует одна единственная Истина во всех религиях – я помещаю её сюда – в реализацию Бога. Идеалы и методы могут быть различными, но реализация – сердцевина религии. Может быть тысяча различных лучей, но все они сходятся к одному центру, и это есть реализация Бога. Всё остальное – то, что относится к миру чувств – это вечная погоня за едой, питьём, это бессмысленная болтовня, этот мир фальши, теней и себялюбий. Поверх всех книг, всех верований, всей суетности мира сего – лежит реализация Бога в Вас самих. Человек может быть причастен всем церквям мира, он может держать в своей голове все тексты священных книг, когда-либо написанных, он может креститься во всех реках мира – и всё-таки, если у него нет ощущения живого Бога, я отнесу его к закоренелым атеистам. И, наоборот, человек может не войти ни в одну церковь или мечеть, не исполнить ни одного обряда, но, если он ощущает в себе Бога, если он поднялся, таким образом, над суетой мира – он святой. Этот человек – праведник, назовите его, как хотите. Как только человек встанет и скажет, что он прав и только его церковь права, а все остальные ошибаются, он сам глубоко ошибётся. Он не знает, что, доказывая правоту своей религии, он доказывает правоту всех религий. Любовь и сострадание ко всей человеческой расе – вот что есть истинная религиозность. Я не имею здесь в виду сентиментальные заверения, что все люди братья, но каждый должен ощущать себя единственным представителем человечества. Я вижу, что все секты и верования – все они мои, все они великие. Все они помогают человеку на пути к Истине. И я добавлю, что хорошо родиться в церкви, но плохо умереть в ней. Церкви, обряды и символы хороши для детей, но, когда ребёнок подрастёт, он должен воздвигнуть церковь в себе самом. Мы не можем оставаться детьми навсегда. Это всё равно как стараться натянуть одно платье на людей всех возрастов. Я не возражаю против существования сект в мире. Если Бог хочет, пусть их будет в двести миллионов раз больше, чем теперь – тем большее поле будет для выбора. Я возражаю, когда стараются приспособить одну религию на все случаи жизни. Хотя все религии в сущности своей сходны, оне должны иметь различные формы, сложенные непохожими обстоятельствами среди различных наций. Мы, каждый из нас, должен иметь свою индивидуальную религию, индивидуальную настолько, насколько она может получить своё собственное развитие.

Много лет назад я посетил великого святого в нашей стране, очень мудрого человека. Мы говорили о наших священных книгах, о «Ведах», вашей «Библии», о «Коране», – о священных книгах вообще. В откровенности нашей беседы этот добрый человек попросил меня подойти к столу и взять книгу. Это была книга, которая между прочим содержала отчёт о выпадении дождей в течение года. Святой сказал: «Прочти. это». И я прочёл о потоках дождя, который пролился. Он сказал: «Теперь возьми книгу и выжми её». Я сделал это, и он сказал: «Почему, мой мальчик, хотя бы одна капля дождя не выпала оттуда? Несмотря на то, что вода прибывает, книга остаётся книгой. Так, несмотря на все твои религиозные занятия – всё бесполезно. Тот, кто изучает религию только по книгам, подобен ослу из басни, который нёс на своём горбу тяжёлый мешок сахара, но не знал его сладости».

Посоветуем ли мы людям опускаться на колени с криком: «О, мы, несчастные грешники!» Нет, дайте нам возможность напомнить им об их божественной природе. Я расскажу вам историю. Львица, в поисках добычи, напала неожиданно на стадо овец, и когда она бросилась на одну из них, она внезапно разродилась и умерла на месте. Молодой лев возрастал в стаде овец, ел траву и блеял как овца, и не знал, что он был львом. Однажды лев побежал наперерез стаду и был страшно удивлён, увидев льва, который ест траву и блеет, как овца. При виде льва стадо убежало, и лев-овца с ним. Но взрослый лев стал следить за ним и однажды нашёл льва-овцу, который спал. Лев разбудил его и сказал: «Ты – лев».– «Нет»,– ответил тот и заблеял подобно овце. Но чужой лев взял его, подвёл к озеру, велел посмотреть в воду на своё отражение и увидеть, что он похож на незнакомца-льва. Он посмотрел и узнал, что это так и есть. Тогда незнакомец-лев начал рычать и попросил его сделать то же самое. Лев-овца испытал свой голос и вскоре зарычал так же величественно, как и первый. И теперь он уже недолго оставался овцой.

Мои друзья, я хотел бы сказать вам, что вы могли бы стать подобными львам. Если комната погружена во тьму, что же, пойдёте вы, бия себя в грудь и плача: «Темно, темно, темно!» Нет, единственная возможность иметь свет – это бороться за Свет, и тогда тьма исчезнет. Единственный путь реализовать Свет, который над вами, – это сражаться за духовный Свет, который внутри вас, и тьма греха и нечистоты уйдёт прочь. Думайте о вашей высшей природе – и никогда о низшей.


* * *





Похожие:

Свами Вивекананда миссия христа миссия христа iconНаставления Правителю Раджагрихи из жизни христа звезда Хождение Приход Христа Знаки Христа рассказ
В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды. Духовное устремление мощного коллектива запечатлевает...
Свами Вивекананда миссия христа миссия христа iconОбраз Христа Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись
Страдальцу предложила Ему платок, чтобы утереть капли крови и пота, струящиеся по изнуренному лицу Его. Когда платок был возвращен...
Свами Вивекананда миссия христа миссия христа iconОснова христианства
Бог есть любовь, и верующий во Христа должен быть подобен Ему, Он должен иметь Христа в своем сердце. Итак, тот, кто не любит, не...
Свами Вивекананда миссия христа миссия христа iconА. П. Мойсеенок гуо «Дисненский детский дом» в одаренности особый смысл. Одаренность это миссия на земле. Задача
В одаренности особый смысл. Одаренность – это миссия на земле. Задача педагога – открыть дар, развить способности
Свами Вивекананда миссия христа миссия христа iconОтношение Иисуса Христа к ветхому закону
Вопрос отношения Христа к ветхому закону имеет огромное значение, поскольку его разрешение приводит к различным выводам
Свами Вивекананда миссия христа миссия христа iconДокументы
1. /1. Вступление.doc
2. /10. ВОСКРЕСЕНИЕ И...

Свами Вивекананда миссия христа миссия христа iconТруд во Имя Христа
И нам хорошо бы последовать этому примеру и никогда не омрачать собою тот свет, при котором мы работаем. Нам надо так постановить...
Свами Вивекананда миссия христа миссия христа icon«Церковь Иисуса Христа святых последних дней» в Украине. Мормоны – кто они ?
В этой книге рассказывается о Церкви Иисуса Христа святых последних дней The Church of
Свами Вивекананда миссия христа миссия христа iconНациональность Христа (о книге Дж. Коннера «Христос не был евреем»)
Павел и другие не покинули землю. Не было бы священного прошлого, если бы они отвергли иудаизм – прошлого, протянувшегося до самого...
Свами Вивекананда миссия христа миссия христа iconПобеда, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4)
Может со Стефаном видеть Христа на небе сквозь целый вихрь и дождь каменьев. Может с бедной хананеянкой видеть сострадание Христа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов