Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» icon

Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа»



НазваниеБудьте совершенны изречения «Иисуса Христа»
Дата конвертации03.09.2012
Размер412.14 Kb.
ТипДокументы


Иешуа из Назарета


БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ


Изречения «Иисуса Христа»


Общая концепция, составление и редакция русского текста


Й о г Р а м а н а н т а т а

Приидите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я успокою вас; возьмите иго моё на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго моё благо и бремя моё легко. (1)


Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа моего. (2)


Я есмь путь, и истина, и жизнь. (3)


Царство Божие внутрь вас есть. Ищите сначала царства Божия, и вы всё получите. (4)


Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (5)


Царство Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают его. (6)


Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог – в нём. (7)


Бога никто никогда не видел. Если вы любите друг друга, то Бог в вас пребывает, и любовь Его совершенна в вас есть. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (8)


Любите друг друга, ибо любящий рождён от Бога и знает Бога, потому что Бог есть любовь. Пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог – в нём. (9)


Первая из всех заповедей: Господь Бог есть единственный наш хозяин. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всей силою твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет. (10)


Нет никакого различия между чужой и своей жизнью. (11)


Живите ради других. (12)


Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её; а кто погубит её, тот оживит её. (13)


Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (14)


Истина приходит с Неба. Взгляни, как те, кто говорят истину на земле, судимы теми, кто имеет власть на земле. (15)


Сын человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих. (16)


Не послал Бог сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через него. (17)


Потому любит меня Отец, что я отдаю жизнь мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у меня, но я сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил я от Отца моего. (18)


Если меня гнали, будут гнать и вас; если моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
Но всё то сделают вам за имя моё, потому что не знают Пославшего меня. (19)


В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: я победил мир. (20)


Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, чрез кого они приходят: лучше было бы ему, если бы мельничный жёрнов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтоб он соблазнил одного из малых сих. (21)


Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. (22)


Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в меня веруйте. (23)


В доме Отца моего обителей много; а если бы не так, я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». (24)


Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. (25)


Моё учение – не моё, но Пославшего меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно, или я сам от себя говорю. (26)


Не моя воля, но Твоя да будет. Не чего я хочу, а чего Ты. Не как я хочу, но как Ты. (27)


Пославший меня есть со мною; Отец не оставил меня одного, ибо я всегда делаю то, что Ему угодно. (28)


Пославший меня есть истинен, и что я слышал от Него, то и говорю миру. (29)


Ибо я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю мою, но волю пославшего меня Отца; воля же пославшего меня Отца есть та, чтобы из того, что Он мне дал, ничего не погубить. (30)


Не все вмещают слово сие, но кому дано. (31)


Если вы не верите моим словам, то верьте делам, которые я творю. (32)


Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познаётся по плоду. (33)


Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему. (34)


Верующий в меня не в меня верует, но в Пославшего меня; и видящий меня видит Пославшего меня. Я, Свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме. И если кто услышит мои слова и не поверит, я не сужу его, ибо я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий меня и не принимающий слов моих имеет судью себе: слово, которое я говорил; оно будет судить его в последний день. Ибо я говорил не от себя, но Пославший меня Отец, Он дал мне заповедь, что сказать и что говорить. И я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что я говорю, говорю, как сказал мне Отец. (35)


Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если я сказал вам о земном и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? (36)


Истинно, истинно говорю вам, если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную. (37)


Многие же будут первые последними и последние первыми. (38)


Мы должны терпеливо переносить то, что не можем изменить ни в себе самих, ни в других. (39)


Претерпевший же до конца спасётся. (40)


Кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет жизнь свою ради истины, тот сбережёт её. Ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить или повредить себе. (41)


Кто любит отца или мать более, нежели Бога, недостоин Бога; и кто любит сына или дочь более, нежели Бога, недостоин Его; и кто не берёт креста своего и не следует за мной, тот недостоин Бога. Сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради Бога сбережёт её. (42)


Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною; ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет жизнь свою ради меня, тот обретёт её. (43)


Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (44)


Терпением вашим спасайте души ваши. (45)


Вас мир не может ненавидеть, а меня ненавидит, потому что я свидетельствую о нём, что дела его злы. (46)


Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя моё, даст вам. (47)


Невозможное человекам возможно Богу. (48)


Я свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (49)


Много званых, но мало избранных. (50)


Научен будет достойный. (51)


Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнáют все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (52)


Блаженны нищие в духе, ибо их есть царство Небесное. (53)


Блаженны невидевшие и уверовавшие, ибо им истина ведома. (54)


Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (55)


Блаженны плачущие, ибо они утешатся. (56)


Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (57)


Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. (58)


Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (59)


Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. (60)


Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство Небесное. (61)


Кто нарушит одну из заповедей сих и научит так людей, тот ничтожным наречётся в царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности буквоедов и святош, то не войти вам в царство Небесное. (62)


Если тебя пригласят на пир или свадьбу, не садись на лучшее место, чтобы не пришлось уступать его гостю почётнее тебя. Но сядь на худшее место, и тогда тебе предложат лучшее, если ты его заслужил. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя – возвысится. (63)


От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. И многие первые тогда последними будут, а последние – первыми. (64)


Князья народов господствуют над вами и вельможи властвуют вами; но между вами да не будет так. А кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будем вам рабом. Так как человек не для того пришёл, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих. (65)


Что вы называете меня благим? Никто не благ, как только один Бог. (66)


Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А я посреди вас, как служащий. (67)


Больший из вас да будет вам слуга; ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (68)


Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. (69)


Никто, зажегши свечу, не ставит её в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. (70)


Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (71)


Если же тело твоё всё светло и не имеет ни одной тёмной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием. (72)


Суд состоит в том, что Свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (73)


Если мир желает быть обманутым, то зато Бог поругаем не бывает. (74)


Ещё на малое время свет есть в вас; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идёт. (75)


Доколе свет в вас, веруйте в свет, да будете сынами Света. (76)


Познаете истину, и истина сделает вас свободными. (77)


Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям. (78)


Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить её? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают её. Кто имеет уши слышать, да слышит! (79)


Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (80)


Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного. (81)


То, что услышите, распространяйте по домам. (82)


Имеющий уши да слышит. (83)


Итак наблюдайте, как вы слушаете; ибо, кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. (84)


Вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад. (85)


Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. (86)


Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. (87)


Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. (88)


Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьёт, подлежит суду. А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «безумный», обличает сам себя, а кто скажет: «ничтожество», вступает на злой путь погибели. (89)


Если хочешь обратиться к Богу твоему и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, умолкни и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда только обратись к Богу твоему. (90)


Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», – прости ему. (91)


Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. (92)


Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя. (93)


Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последнего гроша. (94)


Трудно богатому войти в царство Небесное! Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство Божие. (95)


Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (96)


О, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды». А не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. (97)


Безумный! нынче же ночью душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил? (98)


Даром получили, даром давайте. (99)


Бедные блаженны духом, ибо их есть царство Небесное. (100)


Напротив горе вам, богатые! Ибо вы уже получили своё утешение. (101)


Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчёте. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. (102)


Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу. (103)


Трудящийся достоин награды за труды свои. (104)


Воистину знай, что получивший удар знаменует ударившему, что тот не мог научить его. (105)


Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (106)


Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (107)


Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своём. (108)


Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (109)


Сказано также, что, если кто разведётся с женой своей, пусть даст ей разводную. А я говорю вам: кто разводится с женою своей, кроме вины любодеяния, тот подаст ей повод прелюбодействовать; а кто женится на разведённой, тот прелюбодействует. (110)


Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да», «да», «нет», «нет», а что сверх этого, то от лукавого. (111)


Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобою. (112)


Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (113)


Любите врагов ваших – и не будет у вас врага. (114)


Когда вы видите человека, чей дух скор на гнев, знайте, что дни его сочтены, ибо такие погибают во цвете лет. (115)


Все, взявшие меч, мечом погибнут. (116)


Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (117)


Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же и больше. (118)


Но вы любите врагов ваших и благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. (119)


Всякому, просящему у тебя, давай и от взявшего у тебя не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (120)


И так во всём: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и сами поступайте с ними; ибо в этом закон и мудрость пророков. (121)


Будьте милосердны ко всем, потому что все люди – ваши ближние и братья. (122)


Не спрашивай, кто ближний, а сознавай своё единство со всем живым, сострадай и служи всему живому. (123)


Нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для царства Божьего, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. (124)


Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (125)


Как же можете вы надеяться, что Бог простит вас, когда вы поступите дурно, если сами вы не будете прощать других? (126)


Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. (127)


Когда ты творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в церквах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. (128)


У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, дабы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (129)


И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в церквах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. (130)


Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. (131)


Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших. (132)


Все те, которые говорят: «Господи, Господи», которые молятся языком, а желаниями своими пребывают во зле, не войдут в царство Небесное. (133)


Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, причеши голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (134)


Ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Благо же тому, кто избрал благую часть, которая не отнимется у него. (135)


Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (136)


Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Два господина эти: душа и тело. (137)


Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить? (138)


Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. (139)


У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собой: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. (140)


Если у вас есть деньги, не давайте в рост, но дайте тому, от кого вы не возьмёте их. (141)


Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. (142)


Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною. (143)


У тебя удивительная душа. Совершенствуй её. Будь самим собой! Не думай, будто совершенство твоё в накоплении внешних благ или обладании ими. Твоё совершенство внутри тебя. Если только ты сумеешь осуществить его, тебе незачем желать богатства. (144)


Обыкновенные богатства могут быть украдены. Истинные же богатства украсть нельзя. В сокровищнице твоей души сокрыты бесконечно большие драгоценности, которые нельзя у тебя отнять. А потому старайся устроить свою жизнь так, чтобы ничто внешнее не причиняло тебе огорчений. (145)


Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападёт на него и победит его, тогда возьмёт всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. (146)


Ты должен отказаться от имения. Оно влечёт за собой низменные заботы, бесконечный труд, беспрерывную несправедливость. (147)


Старайся отрешиться от всякого имения. Имение препятствует жизни души на каждом шагу. Оно мешает тебе совершенствоваться. Это бремя. Это жёрнов на твоей шее. Твоя душа не нуждается в нём. (148)


То, что ты ищешь и что тебе действительно необходимо, находится внутри тебя, а не вовне. (149)


Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: оне не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? (150)


Если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? (151)


И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как оне растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (152)


Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут безбожники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. (153)


Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Трудящийся достоин пропитания. (154)


Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы. (155)


Тому, кто имеет мудрость, ещё прибавится и будет в изобилии. (156)


Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет у того отнимется и то, что имеет. (157)


Необходимо и важно всецело жить данной минутой. (158)


Не заботьтесь о завтрашнем дне. Душа не больше ли пищи и тело – одежды? (159)


Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает. Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. (160)


Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (161)


Есть ли между вами такой человек который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбу, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст благо просящим у Него. (162)


Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам буду мерить. (163)


Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? (164)


И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (165)


Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое. (166)


Что вы зовёте меня: учитель! учитель! – и не делаете того, что я говорю? Всякий приходящий ко мне и слушающий слова мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне, почему, когда случилось наводнение и вода налегла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда налегла на него вода, тотчас же обрушился; и разрушение дома сего было великое. (167)


Живи и бодрствуй так, словно вот-вот умрёшь, и твори добро с таким усердием, словно будешь жить вечно. (168)


Жизнь дана нам, как ребёнок дан няньке, чтобы возрастить его. (169)


Безразлично, кто ты есть, раз ты стремишься к усовершенствованию души, вложенной в тебя. (170)


Верный в малом и во многом верен будет, а неверный в малом неверен во всём. (171)


Кто в малом был верен, того над многим поставлю. (172)


Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадёжен для царствия Божия. (173)


Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в царство Небесное. Кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве Небесном. (174)


Пустите детей приходить ко мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него. (175)


Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам! (176)


А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его в глубине морской. (177)


Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. (178)


Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. (179)


Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. (180)


Кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Всё это зло изнутри исходит и оскверняет человека. (181)


Спуститесь в сердце своё, чтобы из него вырвать корни всего дурного. Внешнее не важно. И добро и зло во внутреннем. (182)


Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: «Милости хочу, а не жертвы»? ибо я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию. (183)


На небесах, у ангелов Божиих, больше бывает радости об одном кающемся грешнике, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. (184)


Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их. (185)


Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за учение моё. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. (186)


Входя в дом, приветствуйте его, говоря: «Мир дому сему»; и если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. (187)


Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. (188)


Кто принимает вас, принимает меня; а кто принимает меня, принимает Пославшего меня. (189)


Разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? (190)


Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. (191)


Сие заповедую вам: да любите друг друга! Если мир вас ненавидит, знайте, что меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы вас; а как вы не от мира, но я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. (192)


Кто не против вас, тот за вас. (193)


Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего. Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. (194)


Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. (195)


Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово моё и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. (196)


Не мечите жемчуга вашего перед свиньями и не давайте святыни псам, чтобы они не попрали её ногами своими и, обернувшись, не растерзали вас. (197)


Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём. (198)


Ищете убить меня, потому что слово моё не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца моего; а вы делаете то, что видели у отцов ваших. (199)


Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не даётся ему. (200)


Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? (201)


О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? (202)


Блаженны очи, что видят, и уши, что слышат. (203)


Потому говорю человекам притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, и не разумеют сердцем, и не обратятся к Богу, чтобы Он исцелил их. (204)


Ко всякому слушающему слово и неразумеющему приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его. (205)


Кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, но, не имея в себе корня и непостоянен, когда настанет скорбь, или гонение за слово, сразу же охладевает. (206)


Для того, кто слышит слово, но кого гнетёт забота века сего и в ком обольщение богатства заглушает всё, слово оказывается бесплодно. (207)


Слышащий и разумеющий слово бывает плодоносен, так что иной приносит плод в тридцать, иной в шестьдесят, а иной во сто крат. (208)


Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (209)


Кто от Бога, тот слушает слова Божия; вы потому не слушаете, что вы не от Бога. (210)


Враги человеку – домашние его. (211)


Мать моя и братья мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. (212)


Если кто приходит ко мне и не возненавидит самой жизни своей, тот не может быть моим учеником. И кто не несёт креста своего и идёт за мною, не может быть учеником моим. (213)


Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть моим учеником. (214)


Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай, не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою. Вот что тебе делать, чтобы наследовать жизнь вечную! Если же всё сие сохранил ты, ещё одного не достаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною! (215)


Остерегайтесь грамотеев, которые любят ходить в красивых одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах; которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. (216)


Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать. Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в преисподнюю. Да, того, говорю вам, бойтесь. (217)


Остерегайтесь людей, ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас. (218)


Когда будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. (219)


Горе вам, ползучие гады, порождения змеиные! Лицемеры! Притеснители бедных! По наружности вы пастухи, а внутренне вы ряженые волки, желающие съесть овец, вам доверенных. Горе вам, буквоеды, лицемеры, святоши! (220)


Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом. (221)


Дом Божий домом молитвы наречён, а вы сделали его вертепом разбойников! (222)


Лицемеры! Вы придерживаетесь законов человеческих, а не соблюдаете законов божеских! Вы моете руки, но не души ваши. Вы, слепые управители слепых и вместе с последователями вашими падаете в канавы и лужи. Прочь с лицемерием вашим! (223)


Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши. (224)


Горе вам, грамотеи и святоши, лицемеры, что затворяете царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. (225)


Горе вам, грамотеи и святоши, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. (226)


Горе вам, грамотеи и святоши, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном преисподней, вдвое худшим вас. (227)


Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «Если кто поклянётся храмом, то ничего; а если кто поклянётся золотом храма, то повинен». Безумные и слепые! Что больше: золото, или храм, освящающий золото? (228)


Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! (229)


Горе вам, грамотеи и святоши, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. (230)


Горе вам, грамотеи и святоши, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (231)


И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрогиваетесь до них. (232)


Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали. (233)


Ныне ваше время и власть тьмы. (234)


Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму. (235)


Если они умолкнут, то камни возопиют. (236)


Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех. (237)


Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (238)


Выбирая сорную траву, вместе с нею подчас выдёргивают и пшеницу. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы. И во время жатвы соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу. (239)


По причине умножения беззакония во многих охладевает любовь. (240)


Добро можно делать в любой день. Суббота создана для людей, а не люди для субботы. (241)


Человек больше, чем храм. Суббота установлена для человека, а не человек создан для субботнего праздника, ибо человек – хозяин праздникам. (242)


Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани; ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. (243)


Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. (244)


Никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше. (245)


Дух – единственная ценность. (246)


Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Дух не простится человекам. (247)


Буква умерщвляет, а дух животворит. (248)


Признание жизни своей не в личности своей, а в том духе, коий живёт в каждом человеке, есть вознесенье сына человеческого. (249)


Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. (250)


Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. (251)


Дерзай! Вера твоя спасает тебя. (252)


Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. (253)


Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить. (254)


Где труп, там соберутся и вóроны. (255)


Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов. (256)


Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых, ибо у Него все живы. (257)


Между Богом и человеком не нужно посредников. Все люди – сыны Бога. Какие же могут быть нужны посредники между отцом и сыном? (258)


Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Бог ищет себе. Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (259)


Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (260)


Люби Бога, создавшего тебя. (261)


Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (262)


Прощаются грехи многие тому, кто возлюбил много; а кому мало прощается, тот мало любит. (263)


Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (264)


Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? (265)


Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (266)


Слепы все, кто слушают и говорят; как медь звенящая или кимвал звучащий, не понимающие звука своего, таковы они. (267)


Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься. (268)


Уста должны раскрываться лишь от полноты чувств. И да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх сего, то от лукавого. (269)


Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, может осквернить его. (270)


Всякий, имея уста, может говорить и доброе, и дурное. (271)


Речь твоя обличает тебя. (272)


Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. (273)


Порождения змеиные! как вы можете говорить доброе, будучи злы? От избытка сердца говорят уста. (274)


Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает языка своего, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие. (275)


На верных чашах и правильным весом измерил Отец мой долг ваш. И ещё: о каждом слове праздном, которое скажете вы, будете судимы. Ибо нет возможности избегнуть смерти, так же, как никто не избегнет своих добрых или злых дел. (276)


Истинно, истинно говорю я тебе, что если человек не родится вновь, то не видать ему царства Божьего. (277)


Все святые и все люди, какие родятся на этом свете, будь они праведны или нечестивы, должны непременно вкусить смерти. (278)


И если бы человек прожил много тысяч лет на этой земле, всё-таки он должен был бы сменить жизнь на смерть. (279)


Кто наконец из всех людей, сущих во плоти, не вкусит смерти? Ибо смерть владычествует над всем родом людским. (280)


Если человек преступает предписания Бога и исполняет дела невежества, совершая грех, – его дни исполнились. Ему сохраняется жизнь, чтобы он мог покаяться и убежать рук смерти. (281)


Если он упражняется в добрых делах, время жизни его продолжится, дабы слухи о его преклонном возрасте возросли и праведные подражали бы ему. (282)


Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый путь ещё сквернится; праведный да творит правду ещё и святой да освящается ещё. Се гряду скоро, и возмездие моё со мною, чтобы воздать каждому по делам его. (283)


Знайте, что кончина благочестивого не смерть, но вступление в жизнь вечную, которая не знает конца. (284)


Как долга ни была бы жизнь человеческая, она пройдёт, и ни один не скажет: «Я не вкусил смерти». (285)


Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что я сказал тебе: должно вам родиться вновь. (286)


Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от духа. (287)


Истинно, истинно говорю я тебе, что если человек не родится от воды и духа, он не может войти в царство Божие. Что рождено от плоти есть плоть, и что рождено от духа есть дух. Не удивляйся же тому, что я сказал тебе: надо, чтоб вы родились вновь. (288)


Необходимость умереть положена всем созданиям, какие рождаются на земле, и смерть имеет твёрдую власть над всем родом людским. Существа человеческие, вы должны все приготовиться к окончанию вашей жизни. (289)


Смерть человеческая не есть смерть, но жизнь вечная. Ибо, избавленный от скорбей века сего, человек входит в покой вечный, не знающий конца. (290)


В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах. (291)


Пусть неплодные дадут плод свой, слепые прозрят, хромые пойдут прямо, бедные возрадуются и мёртвые воскреснут, и да возвратится всякий к началу своему и пребывает в Том, Кто есть корень жизни и сладости вечной. (292)


Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнáете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнáете их. (293)


Не всякий, говорящий мне: «Учитель! Учитель!», войдёт в царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего небесного. Многие скажут мне в тот день: «Учитель! не от твоего ли имени мы пророчествовали? и не твоим ли именем бесов изгоняли? и не твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от меня, творящие беззаконие». (294)


Я сказал вам всё это как людям разумным, и вы не вняли голосу моему, потому что вы меньше меня, и от неверия вашего. (295)


Я начало и конец всего. Я есмь жизнь, путь и истина. (296)


Не принимаю славы от человеков. Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришёл во имя Отца моего, и не принимаете меня; а если иной придёт во имя своё, его примете. (297)


Говорящий сам от себя ищет славы себе; а кто ищет славы Пославшему Его, тот истинен, и нет неправды в нём. (298)


Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? (299)


Всякого, кто слушает слова мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал; потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. (300)


Итак, молиться надо втайне. Нельзя делать различий между чужими и своими. Нельзя гневаться, никого не надо унижать. Надо мириться и прощать. Не надо клясться. Не надо судить. Милостыню творите тайно. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный. (301)


Кто не со мною, тот против меня; и кто не собирает со мною, тот расточает. (302)


Жатвы много, а делателей мало. (303)


Не думайте, что я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл я принести, но меч. (304)


Если я и сам о себе свидетельствую, свидетельство моё истинно, потому что я знаю, откуда пришёл и куда иду; а вы не знаете, откуда я, и куда иду, ни откуда вы, и куда вам идти. Вы судите по плоти, а я по плоти не сужу никого. (305)


Вы от нижних, я от вышних; вы от мира сего, я не от сего мира. (306)


Огонь пришёл я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Думаете ли вы, что я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. (307)


Не знаете, о чём просите. Можете ли пить ту чашу, которую я пью и креститься тем крещением, которым я крещусь? (308)


Пища моя в том, чтобы творить волю Пославшего меня и совершить дело Его. (309)


Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даёт вам сын человеческий; ибо на нём положил печать Свою Отец, Бог. (310)


Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими. (311)


Смотрите же за собою, дабы день, когда откроется царство Божие, не постиг вас внезапно. (312)


Кто приближается ко мне, приближается к Огню. (313)


Кто близко от меня, близко от Огня, а кто далеко от меня, далеко от Царства. (314)


Когда исполните всё повеленное вам, говорите, мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (315)


Должно всегда молиться и не унывать. (316)


Думаете ли вы, что я мир пришёл принести на землю? Нет, говорю вам, – но разделение. Я пришёл принести на землю истину, а она, как и добро, прежде всего разделяет. (317)


Есть два пути: путь жизни и путь смерти. И разница великая между этими двумя путями. Путь жизни такой: во-первых, люби Бога, создавшего тебя. Во-вторых, ближнего своего, как самого себя, и потому не делай другому всего того, чего не хочешь, чтобы тебе сделали. (318)


Люби Бога всем сердцем и всею душою, всем умом и всею силою, и ближнего твоего, как самого себя. Мы в Нём, как и Он в нас. (319)


Благословляйте проклинающих вас; молитесь за врагов ваших, за нападающих на вас и поститесь за тех, которые обижают вас, потому что – то не добро, чтобы любить только тех, которые любят вас. То же делают и безбожники. Они любят своих и ненавидят врагов, и потому у них есть враги. Вы же любите ненавидящих вас, и тогда не будет у вас врагов. Берегитесь телесных и мирских побуждений. (320)


Если кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую, и будешь совершенен. Если кто принудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две. Если кто возьмёт у тебя кафтан твой, отдай и рубаху. (321)


Если кто взял у тебя твоё, не возворачивай назад, потому что этого нельзя делать. А всякому просящему у тебя дай и не требуй назад, потому что Отец хочет, чтобы у каждого было то своё, которое Он дал всем людям. (322)


Блажен тот, кто по заповеди даёт: тот прав; но горе тому, кто берёт, потому что прав только тот, кто берёт по нужде; тот же, кто берёт без нужды, должен дать отчёт, почему и для чего он взял. (323)


Кто пойман в сети маммоны, тот будет мучим за то, что он сделал, и не высвободится из них до тех пор, пока не отдаст последнее. Об этом-то сказано: пусть милосердие твоё выходит пóтом из рук твоих, покуда ты ещё и не знаешь, кому ты дашь. (324)


И блажен будешь, что люди не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. (325)


Люби ближнего, как самого себя; не делай другому того, чего не хочешь, чтобы с тобою сделали. (326)


Не убивай, не прелюбодействуй, не оскверняй детей, не распутничай, не крадь, не колдуй, не отравляй, не умерщвляй младенца в утробе матери и рождённого не убивай, не желай иметь того, что у ближнего твоего, не клянись, не лжесвидетельствуй, не сквернословь, не скверномысли, не будь двумыслен, ни двуязычен – двуязычие есть сеть смерти. (327)


Чтобы твоё слово не было ни лживо, ни пусто, но всегда полно дела не будь ни алчным, ни хищным, ни лицемером, ни угрюмым, ни гордым. Не держи зла на ближнего своего, не ненавидь никакого человека, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей. (328)


Избегай всякого зла и всего того, что похоже на него. Не входи в гнев, гнев ведёт к убийству; не входи в задор, в споры, в горячность от всего этого бывают убийства. (329)


Избегай похоти, похоть ведёт к распутству; не сквернословь и не озирайся на то, чего тебе не нужно видеть; это ведёт к прелюбодеяниям. (330)


Не ворожи, потому что это ведёт к идолопоклонству, не волхвуй, не чернокнижничай, не делай заговоров и не присутствуй при подобных делах, потому что это идолопоклонство. (331)


Не будь обманщиком, потому что обман приводит к воровству; не будь корыстолюбив и тщеславен – и это доводит до воровства. (332)


Не будь недовольным, недовольство ведёт к ругательству, не будь самодовольным и осуждающим, потому что и это ведёт к ругательству: будь кроток, потому что кроткие наследуют землю; будь терпелив, милостив, и незлобив, и смиренен, и добр, и со страхом при всяком случае вспоминай слова эти, которые ты слышал. (333)


Не возвышай сам себя и не допускай самоуверенность в сердце своё. Сердце твоё чтоб не лежало к высоким и сильным, но пусть прилепляется оно к праведным и смиренным. Всё же, что случается с тобою, принимай, как благо, зная, что без Бога ничего не бывает. (334)


И днём и ночью вспоминай того, кто учит тебя слову Божию, и почитай его, как Господа, потому что Господь там, откуда ты узнал про Него. (335)


Всегда отыскивай святых людей и общайся с ними, чтобы в словах их находить успокоение душе своей. (336)


Не желай разделения между людьми, но примиряй враждующих. Рассуживай их по правде и, невзирая на лица, уличай их в грехах. Не двоедушничай и не говори: можно так, можно и этак. (337)


Не протягивай руку, когда приходится брать, и не сжимай её, когда приходится давать. То, что ты заработал руками своими, давай как выкуп за грехи свои. (338)


Не раздумывай давать и, когда дал, не жалей, потому что ты узнаешь, в чём лучшая награда за добро твоё. (339)


Не отворачивайся от нуждающегося, но пусть всё то, что есть у тебя, будет общим с братом твоим, и не называй ничего своей собственностью, потому что если то, что бессмертно, всё у вас общее, то тем паче должно быть общим между вами всё тленное. (340)


Не переставай руководить сына своего или дочь свою, но от юности учи их страху Божию. (341)


Не повелевай рабу или служанке: они веруют тому же Богу, как ты. А то как бы от огорчения они не перестали бояться того Бога, который над вами обоими, потому что приходится повелевать не по лицам, а тому кого назначил Дух. (342)


Ненавидь всякое лицемерие и всё, что неугодно Богу. (343)


Не оставляй заповедей Господа, но храни те, которые получил, ничего не прибавляя и не откидывая. (344)


Среди верующих кайся в грехах своих и не думай молиться, пока у тебя есть зло на сердце. Таков путь жизни. (345)


Путь же смерти такой: прежде всего он бедственен и полон мерзостей. Убийства, прелюбодеяния, похоти, распутство, воровство, идолопоклонство, колдовство, отравления, грабежи, обманы, лицемерие, двоедушие, хитрость, гордость, злоба, самоуверенность, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, высокоумие, тщеславие, гонители добрых, ненавистники истины, любители лжи, не признающие награды за праведность, не прилепляющиеся к добру и не знающие правильного суждения, те, которые заботятся и хлопочут не о добром, а о злом, не знающие кротости и терпения, любители пустяков, искатели мирских наград, не жалеющие нищего, не трудящиеся для утруждённого, не знающие Того, Кто создал их самих, убийцы и соблазнители детей, погубители образа Божия, отвращающиеся от нуждающегося и домучивающие трудом измученного, утешители богатых и беззаконные судьи бедных, – кругом и во всём грешники. Берегитесь таких людей! (346)


Берегитесь лицемерия. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу. (347)


Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. (348)


С сего времени царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. (349)


Не придёт царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Нет, там». Ибо вот, царствие Божие внутри вас есть. (350)


Любите друг друга, как я полюбил вас, и потому все узнáют, что вы мои ученики, если вы будете иметь любовь друг к другу. (351)


Где двое или трое собраны во имя моё, там я посреди их. (352)


Если пребудете в слове моём, то вы истинно мои ученики. (353)


Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (354)


* * *


Возлюби господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и мудрость пророков. (10)


Если кто услышит мои слова и не поверит, я не сужу его, ибо я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий меня и не принимающий слов моих имеет судью себе: слово, которое я говорил; оно будет судить его в последний день. Ибо я говорил не от себя, но пославший меня Отец, Он дал мне заповедь, что сказать и что говорить. И я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. (35)


Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных. (38)


Нищие блаженны духом. (53)


Блаженные алчущие ныне, ибо насытитесь. (55)


Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь. (56)


Блаженны миротворцы, ибо нарекутся сынами Божиими. (60)


Когда зван будешь, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошед сказал: «Друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою. Ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится. (63)


Кому дано много, много и взыщется. (64)


Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (71)


Всякий, делающий худые дела, ненавидит свет и не идёт к свету. (73)


Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. (81)


Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. (87)


Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие. (95)


Кесарю кесарево, Богу Богово. (103)


Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своём. (108)


Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует. (110)


Не клянись вовсе. Но да будет слово твоё: «да, да», «нет, нет»: а что сверх того, то от лукавого. (111)


Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Отец небесный повелевает солнцу Своему восходить над злыми и над добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (113)


И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. (118)


Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. (121)


Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь. Потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том. Наиначе ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. (153)


Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. (157)


Ищите да обрящете! (161)


Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него. (162)


Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Давайте, и дастся вам, ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. (163)


Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. (171)


Сказываю вам, что там на небе более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. (184)


Горе вам, если все будут о вас говорить хорошо. (185)


Се заповедь новую даю вам: да любите друг друга. (192)


Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. (194)


Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами и обратившись не растерзают вас. (197)


Нет пророка в своём отечестве. (198)


Боже! прости им, ибо не ведают, что творят. (238)


Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой. (243)


Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое. (244)


Буква убивает. Добродетель обретается только в духе. (248)


Дух бодр, плоть же немощна. (251)


Пусть мёртвые хоронят мёртвых! (256)


Бог есть Дух, и поклоняться Ему надо в духе и истине. (259)


Прощаются грехи тебе многие за то, что возлюбил много. (263)


Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот. (264)


За всякое праздное слово дадут люди ответ. (268)


Когда из мёртвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как ангелы на небесах. (291)


Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Так по плодам их узнáете их. (293)


* * *


Кому много дано, с того много и спросится. (64)


Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царство Небесное. И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные ушки, нежели богатому войти в царство Небесное. (95)


Не осуждайте и не будете осуждены. Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясённую, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. (163)


На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. (184)


Не давайте святыни псам и не бросайте бисера вашего перед свиньями, чтоб оне не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (197)


Никто не пророк в отечестве своём. (198)


Буква убивает, а дух животворит. (248)


* * *


Как трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие! Удобнее верблюду пройти скозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. (95)


Никакой пророк не принимается в своём отечестве. (198)


* * *


Не бойся, бедный брат, и не отчаивайся. Доброта, которая была во мне, возможна и тебе. Бог так же близок к тебе, как Он близок был тогда ко мне, и так же богат истиной и так же готов вдохновлять каждого, кто захочет служить Ему. (355)


Всякий книжник, наученный царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. (356)


Ищите прежде царствия Божия и правды его, а прочее всё приложится вам. (357)


Если любите меня, соблюдите мои заповеди, и я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Утешитель же, Дух Святый, которого пошлёт Отец во имя моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что я говорил вам. (358)


Пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить: когда же придёт Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам; Он прославит меня, потому что от моего возьмёт и возвестит вам. (359)


Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня, дела, которые творю я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что я к Отцу моему иду. (360)


Царство моё не от мира сего. (361)


Жизнь моя завершилась, её назначение исполнено, она достигла совершенства. (362)


Боже, в руки Твои предаю дух мой! (363)


* * *





Похожие:

Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» icon«Церковь Иисуса Христа святых последних дней» в Украине. Мормоны – кто они ?
В этой книге рассказывается о Церкви Иисуса Христа святых последних дней The Church of
Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» icon1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа
От кого? От Павла, но он намерено указывает на авторитет призвавшего его на это служение Бога. Ефесяне должны были принять это послание...
Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» iconОтношение Иисуса Христа к ветхому закону
Вопрос отношения Христа к ветхому закону имеет огромное значение, поскольку его разрешение приводит к различным выводам
Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» iconДокументы
1. /БОЖЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА.doc
Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» iconДокументы
1. /Познание глубин Иисуса Христа.doc
Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» iconДокументы
1. /Николай Нотович - Неизвестная жизнь Иисуса Христа.doc
Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» iconДокументы
1. /Жанна Гийон. Познание глубин Иисуса Христа.txt
Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» iconДокументы
1. /Е.А. Климчук О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА..doc
Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» iconХочу Вам рассказать о чуде, которое произошло со мной по воле Господа нашего Иисуса Христа и Николая Чудотворца

Будьте совершенны изречения «Иисуса Христа» iconПрактическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева
Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит неопровержимым доказательством истинности христианской веры
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов