Сокра т познайсамогосеб я предисловие icon

Сокра т познайсамогосеб я предисловие



НазваниеСокра т познайсамогосеб я предисловие
страница1/6
Дата конвертации03.09.2012
Размер1.23 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6


«Человек, посвятивший себя этим исследованиям, занят в жизни делом, не заставляющим раскаиваться».

Платон


С о к р а т


П О З Н А Й С А М О Г О С Е Б Я


ПРЕДИСЛОВИЕ


Парадокс: о Сократе написаны не просто тома, а целые библиотеки, но при этом сам Сократ не написал ни строчки.

Мы попытались положить конец такому положению вещей, как бы сделать ненужными эти библиотеки, дав слово самому Сократу и предоставив ему стать автором собственной книги.

Нетрудно понять, что работа при сём была проделана нешуточная. Теперь, без ложной скромности, мы можем сказать, что полученный результат с лихвой искупает потраченные нами труды и время.

И всё же, в сократических «библиотеках» есть много ценного. Чтобы читатель мог убедиться в этом и дабы нам не писать десятитысячное жизнеописание Сократа, а без лишних слов ввести читателя в курс дела, лучше всего, по нашему мнению, предоставить слово мудрецам древним (древним и не очень). Пусть они свободно выскажутся о Сократе.




16 ноября 2008 г.

^ ВОСПОМИНАНИЯ И СУЖДЕНИЯ О СОКРАТЕ


В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Ещё в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нём как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена.

^ Ф.Х. Кессиди


Сократ первый, сведя философию с небес, распространил её между людьми, побуждая их изучать науку жизни, человеческих нравов и следствия добрых и злых дел.

Цицерон


Всевозможные дискуссии и обсуждения нередко сопровождаются прямыми или косвенными ссылками на учение и личность Сократа. И это не случайно: вопросы, над которыми бился древний философ, не утратили актуальности. Вот почему Сократ был и остаётся одним из вечных «спутников» человечества.

^ Ф.Х. Кессиди


Мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.

Платон


Сократ хотя и считал глупость несовместимой с мудростью, не называл невежество глупостью. Но не знать самого себя и воображать себе, что знаешь то, чего не знаешь, вот что он называл безумием.


Ксенофонт


Говорят, что Херефонт, который смолоду был другом и последователем Сократа, прибыв однажды в Дельфы, святилище бога Аполлона, осмелился обратиться к пифии, устами, которой якобы вещал бог, с таким вопросом: «Есть ли кто на свете мудрее Сократа?». Ответ пророчицы гласил: «Никого нет мудрее».

^ Ф.Х. Кессиди


Мудрость Сократа состояла в том, что он не думал, что знал то, чего не знал.

Цицерон


Говорят, Еврипид дал ему [Сократу] сочинение Гераклита и спросил его мнение; он ответил: «То, что я понял, прекрасно; из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, – наверное, тоже. Только, право, для такой книги надо быть хорошим пловцом, чтобы не захлебнуться».*

^ Диоген Лаэрций


* Другой вариант русского текста: «То, что я понял – превосходно. Очевидно, так же превосходно должно быть и то, чего я не понял. Впрочем, тут нужен делосский водолаз».

В этом отзыве поучительны две вещи. Первая: человек, которого дельфийский оракул признал самым мудрым из всех греков, не боится признать, что чего-то не понимает в предложенном ему сочинении. Вторая: он вовсе не стремится осудить непонятое им, сославшись на неудобопонятность написанного. Он только выражает желание самому стать таким же искусным в исследовании глубин, как водолазы с острова Делос. (Й.Р.)


Сократ говорил, что для людей, которые ничего более не желают, как сделаться хорошими, легка всякая наука, потому что они в каждой науке желают знать только то, что нужно всем людям.

Цицерон


Сократ не имел столь обычной для учёных слабости толковать о всём существующем, отыскивать происхождение того, что софисты называют природой, и восходить до основных причин, от которых произошли небесные тела. В особенности удивлялся он слепоте тех ложных учёных, которые не понимают того, что человеческий ум не может проникнуть в эти тайны.

Ксенофонт


Сократ постоянно указывал своим ученикам на то, что при правильно поставленном образовании в каждой науке надо доходить только до известного предела, который не следует переступать.

Ксенофонт


По геометрии, говорил он достаточно знать настолько, чтобы при случае быть в силах правильно измерить кусок земли, который продаёшь или покупаешь, или чтоб разделить на части наследство, или чтоб суметь распределить работу рабочим. Это так легко, говорил он, что при небольшом старании не будешь затрудняться ни над каким измерением, хотя бы пришлось размерять всю Землю. Но он не одобрял увлечения большими трудностями в этой науке, и хотя сам лично знал их, но говорил, что оне могут занять всю жизнь человека и отвлечь его от других полезных наук, тогда как оне ни к чему не нужны.

Ксенофонт


По астрономии он находил желательным знать настолько, чтоб по небесным приметам узнавать часы ночи, дни месяца и времена года, уметь не потерять дорогу, держать направление в мире и сменять сторожей. Эта наука настолько легка, прибавлял он, что она доступна всякому охотнику, всем мореплавателям, вообще всякому, кто хочет сколько-нибудь ею заняться. Но доходить в ней до того, чтоб изучать различные орбиты, описываемые небесными телами, высчитывать величину планет и звёзд, их отдалённость от земли, их движения и изменения, – это он крайне осуждал, потому что не видел в таких занятиях никакой пользы. Он был такого низкого мнения о них не по неведению, так как сам изучил эти науки, а потому, что не хотел, чтоб на излишние занятия тратилось время и силы, которые могли быть употреблены на самое нужное человеку: на его нравственное совершенствование.

Ксенофонт


Сократ не замыкается в себе, он носитель не божеского, а человеческого образа; Сократ оказывается не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком.

К. Маркс


Сократ – это олицетворённая философия.

К. Маркс


На пиру не говори, как следует есть, но ешь, как следует, и помни, что именно так Сократ всегда и во всём осаживал всяческую спесь и роскошь. Молодые люди шли к нему, чтобы попросить его порекомендовать их философам, и он вёл их, куда его просили, без жалоб на то, что его самого таковым не считают.

Эпиктет


Есть люди настолько незрячие, что они и самого Гефеста не признали бы хорошим кузнецом, не будь на нём фартука. Как глупо, стало быть, жаловаться, если оказываешься непризнан столь ничтожным судьёй, который достойного человека отличает лишь по вывеске! Ведь именно так Сократ оставался в неведении для большинства своих сограждан. Они обращались к нему, чтобы он познакомил их с каким-нибудь философом, и он вёл и знакомил их. Разве он когда-нибудь жаловался, что его самого не считают философом? Нет, у него не было такой вывески, он был счастлив быть философом, а не им казаться. И кто когда был более философом, нежели он? И ты будь таким же, пусть философия покажет себя в твоих делах.

Эпиктет


Человек, умеющий играть на лире, стоит ему взять её в руки, тут же замечает, какие струны расстроены и звучат фальшиво и без труда настраивает их. Чтобы жить без вреда для себя среди людей, мудрец должен знать искусство обращаться с ними, как музыкант со струнами своей лиры: сразу замечать, какие фальшивят, должным образом настраивать их и приводить к гармонии. Этим искусством и обладал в полной мере Сократ.

Эпиктет


Феноменальность Сократа состояла в крайне редко наблюдаемом соединении горячего сердца и холодного ума, обострённого чувства и трезвого мышления, фанатизма и терпимости – фанатической преданности идее, доходящей до всецелого подчинения ей своей жизни, и способности понимать чужие взгляды и воззрения. Сократ – это воплощение аналитического ума в соединении с пророческой вдохновенностью; это сплав критического мышления, свободного исследования с горячим энтузиазмом, граничащим с мистическим экстазом.

^ Ф.Х. Кессиди


Поистине, легче говорить, как Аристотель, и жить, как Цезарь, чем говорить и жить, как Сократ. Здесь именно предел трудности и совершенства: никакое искусство ничего сюда не прибавит.

^ М. Монтень


Если бы понадобилось назвать имя человека, первым познавшего культурную, собственно «человеческую» ценность общения между людьми и превратившего беседу – взаимный разговор, общительную речь – в подлинное искусство, то им по праву можно считать Сократа.

^ В.И. Толстых


Диалоги Сократа оканчиваются, не заканчиваясь: они предоставляют простор для дальнейших изысканий, открывают новые горизонты для поиска.

^ В.Н. Татакис


Сократ – это и определённый, резко очерченный характер, готовый вступить в диалогическое партнёрство с любым собеседником, с условием, что разговор будет доведён до конца; не боящийся выслушать любые точки зрения, если они без хитрости и уловок выражают позицию его оппонентов.

^ В.И. Толстых


Истина не возникает и не находится в голове отдельного человека, она рождается в процессе беседы между людьми, совместно ищущими истину. Сократ называл себя «сводником», потому что сводил людей и сталкивал их в споре, в результате чего и рождалась истина. По отношению же к этой возникающей истине он называл себя «повивальной бабкой», так как помогал рождению истины. Именно посредством диалога вырабатывается и воспитывается умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (на обыденном уровне – мнение) на вещи и события с целью проверки последней на истинность.

^ М.М. Бахтин


Сократовское самопознание своим остриём было направлено против «всезнайства» софистов и их ориентации на внешний успех, против их «техники» доказывать и опровергать любой тезис, даже заведомо ложный. По мысли Сократа, приобретённые знания и мастерство в какой-либо области деятельности, как таковые, ещё не дают блага человеку. Они могут быть использованы и во вред ему. Поэтому нет гарантий относительно того, как и в каком направлении они будут использованы. Рассуждая в духе Сократа, можно сказать, что «всезнайству» и мастерству софистов не хватает самого главного – знания человека, носителя знания и мастерства. Правда, если «знания о человеке» свести к знаниям психологических механизмов человеческой природы и использованию их в определённых (узкоэгоистических и политических) целях, то в этом деле софисты своим мастерством убеждать, своей «техникой» воздействия на аудиторию, красноречием и диалектическим (полемическим) искусством достигли многого. И секрет их успеха – безразличие к истине, индифферентность к добру, равнодушие к человеку, к его нравственному миру. Ведь софисту важнее всего доказывать и опровергать, а что именно – не имеет значения: сегодня он будет защищать одни положения, отвечая на возражения, которые ему могут быть предъявлены, а завтра не исключено, что он станет отстаивать прямо противоположные положения, также отвечая возможным оппонентам. Главное и решающее для софиста – это успех. Всё остальное – лишь средства.

^ Ф.Х. Кессиди


Не беда, если человек не спорит с другими; беда, когда он перестаёт спорить с самим собой. Самосознание Сократа полно поучительности потому, что он был всегда устремлён в глубь самого себя и непрерывно, даже беседуя о первоначалах бытия, мыслил и о том, как он мыслит. Поэтому-то сократовская мысль постоянно развивается, а внутреннее оппонирование ей необходимо для того, чтобы измениться необратимо.

^ М.М. Бахтин


«Многознайству» софистов Сократ противопоставил знание своего незнания, которое свидетельствовало отнюдь не о его скептицизме или ложной скромности, а о его стремлении к более глубокому знанию, к отказу от свойственного софистам накопления разнородных знаний, пригодных во всех случаях жизни. По Сократу, и софисты знают многое, обладают энциклопедическими знаниями. Но их знания имеют раздробленный характер, являются частичными. Это, собственно, и не знания, а всего лишь мнения. Раздробленность «знаний» не позволяет им задуматься о единстве знания, о различии между разрозненными мнениями и пониманием; софисты многое «знают», но мало понимают: они сведущи, но не мудры. Оно так и должно быть, ибо мудрость, тождественная пониманию, не сводится к набору знаний, к множеству мнений. Вот почему платоновский Сократ в «Пире», указывая на отличие подлинного знания (понимания) от мнения, или представления, замечает, что «правильное, но не подкреплённое объяснением мнение», нельзя считать знанием: «Если нет объяснения, какое же это знание? Но это и не невежество. Ведь если это соответствует тому, что есть на самом деле, какое это невежество? Повидимому, верное представление – это нечто среднее между пониманием и невежеством».

^ Ф.Х. Кессиди


Можно представить Сократа на месте Александра Македонского, но последнего на месте Сократа – невозможно. Ибо один научился лишь подчинять мир своей власти, а другой умеет жить, как подобает людям, то есть в соответствии с предписаниями природы, а для этого требуются более обширные, более глубокие и более полезные знания. Ценность души определяется не способностью высоко возноситься, но способностью быть упорядоченной всегда и во всём.

^ М. Монтень


Подлинное знание выходит за пределы описания и констатации того, что есть «на самом деле»; оно требует обоснования «мнения», предполагает выяснение смысла и значения установленного, побуждает к познанию общего и единого. Стремление к пониманию – отличительная особенность философии и философа. Согласно Сократу, софистам чуждо это стремление, они игнорируют понимание, ограничиваются установлением различий (в частности, описанием различных восприятий, представлений и оценок), останавливаются на индивидуальном, частном и субъективном; абсолютизируя индивидуальное, особенное и субъективное, они забывают об объективном и общем, о едином. Не удивительно, что для них нет ценности за пределами оценки индивида: ведь если «человек – мера всех вещей», то это значит, что каждый по-своему прав: нет ни истины, ни лжи, есть только техника внушать и убеждать. К овладению этой техникой софисты, согласно мысли платоновского Сократа, и свели всю ценность знания и познания: они хотят основать господство над человеком на науке о человеке.

^ Ф.Х. Кессиди


Неофициальным девизом всех материалистов является изречение Протагора о том, что человек есть мера всех вещей: существующих в том, что оне существуют, и несуществующих в том, что оне не существуют. Но ещё Платон показал полную несостоятельность такого утверждения, вложив в уста Сократа доказательство того, что данное положение равносильно другому, ему родственному – свинья есть мера всех вещей. И в самом деле, почему именно человек есть мера всех вещей? Здесь явный отход от истины, открытое нежелание признать стоящую над человеком объективную реальность. И потому правомерно влезть в шкуру свиньи и заявить, что ни наук, ни искусств, ни ремесёл, ни вообще чего-либо, кроме жёлудей и того, что можно съесть или в чём можно выпачкаться, не существует.

^ П.А. Гелевá


Человек, смотрящий на вещи с точки зрения матерьяльной, впадает в обман; чтобы оценить их по справедливости, надо смотреть с высоты, то есть с духовной точки зрения. Истинный мудрец должен, значит, как бы отделить душу от тела, чтобы видеть очами разума.

^ А. Кардек


Сократовское понимание разума вполне согласуется с марксовым определением его как той универсальной независимости мысли, «которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи». И стало быть, сила разума заключена не в сознании (тем более – не в «мнениях»), а в объективной всеобщности, следовать которой и значит быть разумным.

^ В.И. Толстых


Зрелый, обладающий опытом разум, ставший мудростью, устами Сократа среди ярмарки всевозможных товаров радостно восклицает: сколько здесь ненужных мне вещей!

И. Кант


Когда Сократа спросили, откуда он родом, он сказала что он гражданин всего мира; он считал себя жителем и гражданином всей вселенной.

Цицерон


Такие личности, как Сократ, не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем, чем оне были; оне стали тем, чем хотели быть, и остались верными этому своему стремлению до конца жизни.

^ Г.В.Ф. Гегель


Не каждому дано проявить себя на поприще искусства. Но каждый может стать автором по крайней мере одного «художественного произведения» – создать себя как личность, уникальность которой будет иметь всеобщее, общечеловеческое значение и ценность. Сократ – лишь один из множества примеров, подтверждающих эту истину.

^ В.И. Толстых


Сократ занимал различные гражданские должности, проявив качества, первостепенные для общественного деятеля: ответственность, принципиальность, справедливость и, наконец, то, что можно назвать безукоризненным благородным характером, и это нечто иное, чем проявляемые человеком моральные достоинства «по обязанности», «из чувства долга».

^ Г.В.Ф. Гегель


Добродетели, которыми обладал Сократ, были деянием его индивидуальной воли, выработаны им сознательно и потому не могут быть объяснены генетической предрасположенностью или просто выведены из нравов той эпохи.

^ В.И. Толстых


Видя, что правительство тридцати тиранов убивает самых славных граждан и преследует тех, кто обладает значительным богатством, Сократ сказал: «Никогда не было столь отважного и дерзкого трагического поэта, который вывел бы на сцену обречённый на смерть хор!»

Элиан


Сведения, которыми мы располагаем о Сократе, не позволяют утверждать, что он предлагал какую-либо конкретную этическую или политическую программу преобразования человека и общественных порядков. Сократ был не политиком и политическим деятелем, а проповедником, моралистом и созерцательным философом, учившим о том, как прожить жизнь лучше и отвратить людей от пути зла и несправедливости.

^ Ф.Х. Кессиди


Сократ, несомненно, был не всегда тем Сократом, которого изображают Платон и Ксенофонт. Но если он бывал таким хоть иногда, это уже много. А раз он бывал таким, значит, Сократ Платона и Ксенофонта и есть настоящий Сократ; а каким он был на самом деле, не имеет ровно никакого значения.

^ Л. Фейхтвангер


Как жаль мне, что Сократ, являющийся величайшим примером всех добродетелей, был, как утверждают, безобразен лицом и фигурой, – это так не соответствовало красоте его души: ведь он был до безумия влюблён во всё прекрасное.

^ М. Монтень


Сократу однажды пришлось увещевать Алкивиада, который робел и страшился выступать с речью перед народом. Чтобы ободрить и успокоить его, Сократ спросил: «Разве ты не презираешь вон того башмачника?» – и философ назвал его имя. Алкивиад ответил утвердительно; тогда Сократ продолжал: «Ну, а этого разносчика или мастера, шьющего платки?» Юноша подтвердил опять. «Так вот, – продолжал Сократ, – афинский народ состоит из подобных людей. Если ты презираешь каждого в отдельности, тебе следует презирать и всех купно.

Элиан


Лучше быть недовольным человеком, чем довольной свиньёй, лучше – недовольным Сократом, чем довольным дураком. И если дурак или свинья иного мнения, то лишь потому, что они знают только свою сторону вопроса, другие же знают обе стороны.

^ Дж.С. Милль


Часто Сократ говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!»

Диоген Лаэрций


Сократ советовал избегать таких кушаний, который соблазняют человека есть, не чувствуя голода. Он шутил, что и Цирцея, должно быть, превращала людей в свиней, угощая их такими кушаниями в изобилии; а Одиссей держался от чрезмерного их употребления и оттого не превратился в свинью.

Ксенофонт


Сократ говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

^ Диоген Лаэрций


Мудрец Сократ сам воздерживался от всего лишнего, такого, что едят не для утоления голода, а для вкуса, и уговаривал своих учеников делать так же. Он говорил, что и для тела и для души большой вред от лишней еды и питья и советовал никогда не наедаться, а выходить из-за стола, пока ещё есть хочется. Он напоминал своим ученикам сказку о мудром Улиссе: как волшебница Цирцея не могла заколдовать его только оттого, что он не стал объедаться, а товарищей его, как только они набросились на её сладкие кушанья, всех обратила в свиней.

^ Л.Н. Толстой


Когда Антисфен стал выставлять напоказ дыру в своём плаще, то Сократ, заметив это, сказал: «Сквозь этот плащ я вижу твоё тщеславие!»

Диоген Лаэрций


Женщине, с успехом отвлекавшей его учеников, Сократ сказал: «Вести вверх труднее, чем вниз».

^ Диоген Лаэрций


Когда Ксантиппа упрекнула своего мужа Сократа за то, что он бедно принимает своих друзей, он сказал: «Если они любят нас, они не обратят на это внимания; если не расположены к нам, нам не следует заботиться о них».

Арриан


Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, Сократ ответил: «Делай, что хочешь, – всё равно раскаешься».

^ Диоген Лаэрций


Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: «Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру – больше друзей».

Элиан


Царь Македонский Архелай приглашал Сократа к своему двору, чтобы дать ему возможность жить богато; но тот велел передать ему, что в Афинах на один обол можно купить четыре хэника муки, что же касается воды, то её там вдоволь. «Если моих средств, – говорил Сократ, – мало для меня, но я лично – по ним, следовательно, и они – по мне. Разве ты не замечаешь, что роль Эдипа-царя актёр Пол играл ничуть не более громким или приятным голосом, чем роль Эдипа-изгнанника и нищего на холме Колона? А разве философ должен быть хуже Пола и играть верно не каждую роль, назначенную ему Богом? Не следует ли ему брать пример с Одиссея, который и в рубище держал себя нисколько не ниже, чем в пышной царской порфире?»

Арриан


Для хорошего человека характерно нежелание управлять другими людьми, потому что он не корыстолюбив и не честолюбив. И если он всё-таки берёт на себя подобное бремя, то, по словам Сократа, лишь из опасения перед самым страшным для него несчастьем – оказаться во власти человека несравненно худшего, чем он сам.

^ П.А. Гелева


Учение Сократа не было языческим, потому что оно имело целью победить язычество.

А. Кардек


Сократ так же, как и Христос, ничего не написал или, по крайней мере, не оставил ничего написанного. Как и Христос, он умер узником, жертвой фанатизма за то, что нападал на современные верования и ставил действительную добродетель выше притворства и соблюдения формы; одним словом, за то, что боролся против религиозных предрассудков. Как Иисус был осуждён фарисеями за совращение народа своими поучениями, так и Сократ был осуждён фарисеями своего времени за совращение молодёжи провозглашением единства Бога, бессмертия души и будущей жизни.

^ А. Кардек


Сократ не просто мудр, но всегда считался эталоном мудрости, а ведь он ни на какие знания не претендовал, но, напротив, утверждал, что ничего не знает. Ты же, мой милый, имеешь нешуточные претензии на глубочайшие познания. Боюсь, как бы тебе, останься ты в веках, не оказаться эталоном глупости.

^ П.А. Гелева


Лучше быть недовольным мудрецом, чем довольным дураком; лучше – недовольным Сократом, чем довольной свиньёй; потому что если дурак или свинья знают только свою сторону предмета, то мудрецу ведомы все его стороны. И поэтому лучше ошибаться вместе с Сократом, чем быть правым вместе со всеми.

^ П.А. Гелева


Следуя во всём не чужим мнениям – единственно голосу рассудка, Сократ стоял на недосягаемой нравственной высоте. Ты пока ещё не Сократ. Избери же Сократа хотя бы своим идеалом в жизни.

^ Эпиктет


Ни золотом, ни знатностью, ни знаньями надмившись, трон Сократовый не выследишь.

Теренций Варрон


Тайна обаяния мудреца заключается в глубине и яркости его духовной жизни, в замечательной гармонии, единстве умственного и нравственного в нём. Он есть философ по существу, живое воплощение философии, как особенного настроения ума и воли, особенно искренней и чистой любви к мудрости. Эта-то философия сообщается, передаётся другим, заражает других. Она неподкупна и никогда не обманывается на счёт человеческих мнений, каковы бы и чьи бы они ни были, и никогда не принимает их за свой конечный предмет, за идеал.

^ С.Н. Трубецкой


В молитвах Сократ просто просил богов даровать добро, ибо боги лучше всех знают, в чём состоит добро.

Ксенофонт


Перед началом суда над Сократом один из его друзей спросил: «Не следует ли подумать тебе и о том, что говорить в свою защиту?» – Сократ отвечал: «А разве вся моя жизнь не была подготовкой к защите?

Ксенофонт


Когда ему [Сократу] сказали: «Афиняне осудили тебя на смерть», он ответил: «А природа осудила их самих».

^ Диоген Лаэрций


Когда тебе сообщают скверную новость, вспомни, что на самом деле она тебя не касается, так как она не относится ни к одной из вещей, находящихся в твоей воле. «Но мне предъявлено страшное обвинение, меня обвиняют в безбожии и безнравственности!» Ба! Да разве не в том же обвиняли и Сократа? «Но ведь меня могут приговорить к смерти!» А что, разве Сократа не приговорили к тому же? Пойми толком, что наказание бывает только там, где есть преступление. Эти две вещи нераздельны. Так что и не вздумай считать себя несчастным, коль за тобой нет никакой вины! Кто, по-твоему, был несчастнее: Сократ или же те, кто его осудил? Опасность, стало быть, грозит не тебе, она подстерегает исключительно твоих судей. И поскольку ты не можешь умереть виновным в преступлении, которого не совершал, то они, стало быть, могут приговорить к смерти только невиновного. Может ли быть доля ужаснее той, что они себе уготовят?

Эпиктет


Горячо преданный Сократу, но простодушный человек, некий Аполлодор, сказал: «Но мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорён к смертной казни несправедливо». Сократ, говорят, погладил его по голове и сказал: «А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорён к ней справедливо?»

Ксенофонт


«Если б Сократ, – говоришь ты, – согласился тогда на побег, он мог бы ещё принести много пользы людям». Нет, друг мой, то, что Сократ сказал и сделал, отказавшись спасать свою жизнь и умерев за справедливость, людям гораздо полезнее всего, что он мог сказать и сделать после того, как спасся бы бегством.

Эпиктет


Сократ, когда он уже был приговорён к смерти и заключён в темницу, услышав, как один музыкант распевал под аккомпанемент лиры стихи Стесихора, попросил того учить его, пока есть ещё время; на вопрос певца, какая ему от этого польза, когда ему предстоит умереть послезавтра, Сократ ответил: «Чтобы уйти из жизни, зная ещё чуть-чуть больше».

^ Аммиан Марцеллин


Не вещи причиняют людям беспокойство, а их мнения о вещах. К примеру, смерть ни в коей мере не является злом, ведь будь она таковым, Сократ считал бы её злом. Но вот мнение людей о смерти, которое гласит: смерть есть зло, оно-то и является злом. А потому, если мы встревожены, грустны или омрачены, не будем искать других виноватых, помимо самих себя, ведь такие уж мы позволяем себе иметь мнения о вещах внешних.

Эпиктет


Окажись мы в тюрьме накануне суда над нами по обвинению в преступлении, караемом смертью, смогли бы мы терпеть человека, который, войдя к нам, задал бы такой вопрос: «Хочешь, я почитаю тебе стихи, которые только что сочинил?» Мы, наверняка, сказали бы ему: «Зачем, друг, ты докучаешь мне нелепыми разговорами? У меня сейчас другие заботы. Иль ты не знаешь, что завтра меня судят?» А между тем, когда Сократ был в тюрьме, он, накануне пресловутого суда, сам сочинял стихи.

Эпиктет


По Сократу, люди, жившие на земле, встречаются после смерти и узнают друг друга. Спиритизм показывает нам их продолжающими отношения, в которых они были, так что смерть является не перерывом, не прекращением жизни, а переходом без разрыва связи и отношений.

^ А. Кардек


Если бы победу смерти – этого крайнего физического зла, нужно было признать как окончательную и безусловную, то никакие мнимые победы добра в области лично-нравственной и общественной нельзя было бы считать серьёзными успехами. В самом деле, представим себе, что человек добра, скажем Сократ, восторжествовал не только над своими внутренними врагами – дурными страстями, но что ему ещё удалось убедить и исправить общественных своих врагов, преобразовать эллинскую политию – какая польза в этой эфемерной и поверхностной победе над злом, если оно торжествует окончательно в самом глубоком слое бытия над самыми основами жизни? Ведь и исправителю и исправленным – один конец: смерть. По какой логике можно было бы высоко ценить нравственные победы Сократовского добра над нравственными микробами дурных страстей в его груди и над общественными микробами афинских площадей, если бы настоящими-то победителями оказались ещё худшие, низшие, грубейшие микробы физического разложения?

^ Вл.С. Соловьёв


Когда умирает мудрец, его заменить трудно, но когда умирает царь, весь Израиль, без исключения, готов взойти на престол.

Еврейская пословица


Что есть Истина? Наиболее полно и удачно, насколько возможно говорить человеку об этом, сказал, как мне думается, Сократ. Ему для этого понадобилось лишь три слова: «Истина – это Бог». Этим всё сказано, насколько можно сказать, не вдаваясь в тщету. Следует ещё только утвердить основание Истины, её Столпы. Столпов этих 7: 1) Бог; 2) душа; 3) Иерархия; 4) Любовь (Красота); 5) Бессмертие; 6) Вечность; 7) Беспредельность. Всё здесь взаимосвязано, одно влечёт за собой другое. И всякий человеческий разговор, устный или письменный, не содержащий в себе победного утверждения хотя бы одного из этих Столпов, есть непролазный, непроходимый, дремучий, дикий, несусветный вздор, выражение бессилия, невежества и мракобесия. Следует помнить, что за каждое лишнее, и тем более недолжное слово каждому придётся дать ответ.

^ П.А. Гелева


Вся Греция верила во вмешательство духов в дела человеческие. Так у Сократа был свой «демон», или дружественный гений. И когда при Марафоне и Саламине греки с оружием в руках отбросили назад ужасающее нашествие персов, их вдохновляло при этом убежденье в том, что невидимые силы поддерживают их усилия.

Л. Дени


О знаменитом «демоне» Сократа говорится во многих работах, Сократу посвящённых; немало упоминает о нём в своих диалогах и Платон; особо затронут этот вопрос в его диалоге «Феаг», ставящем по этой причине всех марксистских критиков в крайне затруднительное положение. Но для Сократа и Платона природа этого «демона» выражала некую основную истину, именно то, что природа человека не животна, т.е. не материальна, но духовна, и что человек есть не физическое тело, но нематериальная душа, т.е. дух.

^ П.А. Гелева


Всякое дело внутреннего усовершенствования человека зависит не от людского произвола, не от преходящих добрых желаний, а от чего-то более важного и глубокого, чем мы не можем распоряжаться, а с чем должны сообразоваться. Есть более важный, чем мы сами хозяин в нашем внутреннем дому, – есть у всех, хотя явственно он говорит только таким исключительным людям как Сократ – для блага их собственного и чужого.

^ Вл.С. Соловьёв


Слово δαίμων (daimon), из которого сделали «демон», не имело такого дурного значения в древности, как теперь; оно вовсе не означало существ, исключительно дурно поступающих, но относилось ко всем духам вообще, между которыми отличали духов возвышенных, называемых богами, и духов низших, или собственно демонов, сообщавшихся непосредственно с людьми. Замените слово «демон» словом «дух» – и вы получите спиритическую доктрину; поставьте слово «ангел» – и будет доктрина христианская.

^ А. Кардек


Великие беседы, из которых мы знаем хоть немного о мудрости Сократа, Будды или даже Конфуция, часто кажутся нам обрывками бесконечной прогулки, и в них, по всей видимости, нет ни начала, ни конца. Сократа, правда, прервали, но в том и величие Сократа, что смерть была для него просто досадной помехой. Мы не поймём всей нравственной его силы, если не заметим, что он смотрит на палачей с невинным удивлением, я сказал бы даже, с невинным раздражением: неужели нашёлся неразумный, который обрывает разговор, помогающий установить истину? Он ищет истины, а не смерти. Смерть – камень на его дороге.

^ Г.К. Честертон


«Познай самого себя» – это изречение, или формула мудрости, приписываемая одному из «семи мудрецов» (обычно Хилону или Фалесу), фигурировало среди других аналогичных изречений и заповедей («Ничего слишком», «Заручился – разорился») на фронтоне Дельфийского храма. Знаменательно и то, что дельфийское изречение, известное до Сократа и после него, закрепилось за ним. И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности.

^ Ф.Х. Кессиди


В дельфийское «Познай самого себя» Сократ вкладывал более широкое содержание и более глубокий смысл, чем это подразумевается в просторечии. Самопознание в устах древнего философа означало прежде всего познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы полезными они ни были.

^ Ф.Х. Кессиди


Γνώθι σεαυτόν!Гноси сэавтон!» – «Познай самого себя!») – эти слова дельфийской прорицательницы стали смыслом жизни для Сократа, величайшего мудреца всех времён и народов. И, по мысли Платона, его гениального ученика, «человек, посвятивший себя этим исследованиям, занят в жизни делом, не заставляющим раскаиваться». В конце концов, этот завет Сократа лёг во главу угла всего здания европейской цивилизации. Нисколько не удивительно, что премудрости, помещённые в фундаменте этого здания, остаются недоступными бессмысленным взорам легковесных обитателей его чердака – нынешним поколениям оголтелых прожигателей жизни. Такова трагедия современной «цивилизации».

^ П.А. Гелева


В этот век скептицизма и материализма немногие стремятся познать Истинное «Я», божественное и бессмертное. Но познание Истинного «Я» всегда было главной задачей философии Йоги и религии Веданты. В самых древних писаниях, в «Упанишадах», составляющих часть писания «Вед», мы видим, как ревностно стремились к самопознанию, как высоко его ставили, как много уделяли ему внимания. Великие духовидцы, упоминаемые в этих «Упанишадах», открыли и учили, что познание Высшего «Я» есть корень всякого знания, науки, философии и религии. Поэтому каждый человек, ищущий знания, стремящийся к интеллектуальному, нравственному и духовному развитию, должен прежде всего научиться распознавать душу и тело, дух и материю, а затем осуществить всеведущее, божественное «Я», которое есть вечная основа мира.

^ Свами Абхедананда


У людей, живущих в этом механическом и суетливом веке, сложилась твёрдая уверенность, что жизнь у человека одна и что со смертью всё для него прекращается. Жалкое заблуждение! Жизнь у человека не одна, у него бесчисленное множество их. И, стало быть, человек совсем не то, чем он себя считает: он не тело, но дух, а тело – лишь вещь, до известной степени ему принадлежащая, которою он пользуется, пока она естественным образом не износится или внезапно непоправимо не сломается, после чего дух (человек) берёт себе новую оболочку и опять-таки пользуется ею до завершения её естественного срока службы. Так утверждают и всегда утверждали философско-мистические учения Востока и Запада.

^ П.А. Гелева


По мнению йогов и спиритов, ничем не поколебимая убеждённость большинства людей в том, будто «человек есть тело», нелепа и наивна, как семь смертных грехов. Она вполне соответствует уровню самосознания животных, но совершенно неуместна у человека и недостойна его.

^ П.А. Гелева


Тело, по мнению оккультистов, всего лишь машина, которую человек обязан поддерживать в исправном состоянии: не он её создал, не ему в конечном счёте принадлежит она, и он должен держать ответ за неё перед Создателем. Притом машина эта в силу индивидуальных особенностей её конструкции может быть человеку (духу) либо наказанием, либо наградой. Можно смотреть на физическое тело и как на одежду, в которую дух облачается на время своей жизни в материальном мире.

^ П.А. Гелева


Таким образом, дельфийское «Познай самого себя!» было для Сократа признанием души (ψυχή) руководящим началом в человеке, призывом к «заботе о душе», к осмысленной духовной жизни, к воспитанию благородства духа.

^ Ф.Х. Кессиди


Сократ и Платон говорят так, словно бы они знали наставления, данные Христом 500 лет спустя и даваемые теперь духами. Тут нечему удивляться, приняв во внимание, что великие истины вечны; что Высокие Духи должны были их знать прежде, чем явились на землю, куда они их принесли; что Сократ, Платон и другие великие философы того времени могли впоследствии содействовать Христу в исполнении его божественной миссии и быть избранниками именно в силу своей способности постичь его божественные поучения; что, наконец, они теперь могут быть в числе духов, которым поручено поучать людей тем же истинам.

^ А. Кардек


Если бы Платон воскрес, то нашёл бы теперь положение вещей таким же, каким оно было в его время, и мог бы сказать то же самое; Сократ равным образом встретил бы людей, насмехающихся над его верой в духов и считающих его так же, как и его ученика Платона, говорящим нелепицы. За исповедование этих принципов Сократа сначала осмеивали, затем обвинили в безбожии и присудили выпить цикуту. Закономерно, что новые великие истины, возбуждая против себя попираемые ими интересы и предрассудки, не могут водвориться без борьбы и не иметь своих мучеников.

^ А. Кардек


Поучения Сократа, сохранённые в писаниях его друзей, восхищают нас лишь потому, что их чтят и уважают все, а не потому, что мы ими прониклись: в жизни они нами не применяются. Возникни что-либо подобное в наши дни, весьма немногие одобрили бы его. Разве непосредственность, по-нашему, не родственна глупости и не является пороком? Душевным движениям Сократа свойственны естественность и простота. Так говорит крестьянин, так говорит женщина. На устах у него одни возчики, плотники, сапожники и каменщики. Формулы и сравнения свои он заимствует из простейших, повседневнейших человеческих действий. Каждому они понятны. Мы никогда не распознали бы в столь жалкой оболочке благородства и великолепия его философских построений, мы, считающие пошлым и низменным всё не сдобренное учёностью, мы, способные усмотреть богатство лишь в показной пышности.

^ М. Монтень


На самом деле глупцу не так уж и сложно получить высшее образование. Более того, это занятие ему вполне впору. И образованные глупцы – основное бедствие нашей цивилизации. Главная беда от образованного глупца в том, что он внутренне непоколебимо убеждён: он не только ровня Сократу, но и знает гораздо больше его. И, в конечном счёте, такой глупец стремится занять должность Соломона или хотя бы аналогичную ей. Поскольку спрос на эти должности в миллионы раз уступает предложению, то так и выходит, что дело одними главами государств не ограничивается, но что дипломированные глупцы сидят на всех командных должностях в обществе. Сократ, правда, говорил, что, при всём отвращении к власти и к обладанию ею, он всё-таки согласился бы управлять – из опасения оказаться во власти человека худшего, нежели он сам. Да только где уж ему! Мало того, что ему самому всё это противно, так ведь ещё и глупцы на все времена сговорились сократов во власть не пропускать. Вот человечество и варится в собственной глупости две с половиной тысячи лет (на нашей памяти) или сколько там на самом деле ещё.

^ П.А. Гелевá

  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconПредисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам
Предисловие переводчика
Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconОглавление издательство Предисловие Предисловие к третьему изданию 6
Вопрос об условиях тождественности фарадеевской и максвелловской формулировок закона электромагнитной индукции 58
Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconСодержание предисловие
Предисловие (Йог Раманантата)
Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconПредисловие к русскому изданию предисловие I. Чувство направления
Беседа Питера Брука с Питером Робертсом во время репетиций “Короля Лира” в Стратфорде-на-Эйвоне в 1962 году
Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconВ. Н. Сагатовский Антропокосмизм мировоззрение для пост-новой эры Оглавление предисловие 4 диагностика 5 Урок
Предисловие 4 диагностика 5 Уроки ХХ века. Конец «новой эры» 5 Разочарование 6 Аксиологическая типология человечества 11 Кто я и...
Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconПредисловие

Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconПредисловие переводчика

Сокра т познайсамогосеб я предисловие iconСодержание предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов