20 февраля 2001 года icon

20 февраля 2001 года



Название20 февраля 2001 года
Дата конвертации21.09.2012
Размер125.24 Kb.
ТипДокументы

А С ВНУКАМИ РАЗВЕ НЕ ИНТЕРЕСНО?

Нина и Хозяйка Медной горы.


20 февраля 2001 года. Приехал к Н и н е на посиделки. У первоклассников зимние мини-каникулы. Встретила меня и ведет на кухню есть молочную рисовую кашу-малашу. Принесла своего разлюбезного Моню-свинчука, посадила на стол. Моня, что ж? бессловесное милое животное терпит (узнать бы у него) безропотно ее ухаживания, нехотя, наверно, расставаясь с подругой своей Дусей.

После завтрака ведет меня к телеку смотреть фильм «Каменный цветок», с диска. У меня появилась догадка о том, что моя подопечная целеустремленно ведет развлекательную программу, чтобы нам с ней не было скучно. Что ни день - что-то новое в этом плане…

Пока истязали маленького пастушонка Данилку за пропавших коров из стада, сидели и молчали. Я вспоминал свое пастушье детство: два лета я пас во время каникул овец в предвоенные годы. До овец я начинал с телят, но с ними никакого сладу не было, так как они, задрав хвосты, бежали кто куда, по сельской терминологии - бзыкали. Помаялся я с ними день-два, прыть у них не убавлялась. Конечно, оводы своими игольчатыми укуса ми заставляли их так по-шальному бегать. Никакое сердце и ни какие ноги не выдержат такой беготни, и я отказался от этих в общем-то милых телят. С некоторыми из них, которые поменьше и без рожек, я бодался. Все это происходило на выгоне за нашей избой, крайней в деревне.

А что, если отвлечься от темы, и рассказать об одной интересной истории. В пору летней жары, с 12 до трех примерно, коровы и овцы находились на стойле, у пруда. Лежали, занимались пустой жвачкой. Пора со стойла выгонять на пастбища - в овраги или в поле на жнивье. У меня был кнут, крученый из волокон конопли, а к концу его привязывалась крученая из конских полос (из хвоста лошади выдергивали) тоненькая плеточка. К самому ее кончику делалась нахлобучка из глины, дай Бог памяти, как она называлась? Нет, забыл. При размахе кнута она, эта катышка, пулей летела в нужном направлении. И довольно далеко, метров на 40-50, а взрослые пуляли и за сто

Так вот, поднимаю овец и гоню их пока по выгону. И придумал такую абракадабру: сесть на волоцкого барана, его недавно привезли в колхоз в качестве племенного. Овцы У нас были грубошерстные, теперь будут тонкорунные. Овчинка стоит выделки! Я был чуть повыше этого барана. Рога у него были, что у быка! Залез на него верхом, баран хоть бы что — спокоен. Но вот что же дальше? Овцы видят, что их какой-то «кентавр» преследует (чудище обло, огромно, стозевно и лаяй) – бежать! Баран за ними. Овцы в испуге блеют на ходу, оглядываясь и еще более убыстряя бег. Долго так бежали они от нас, но кто-то дернул, видимо, меня за руку... и я спрыгнул со спины тонкорунного производителя, белого красавца.

Прокатился-то я на баране хорошо, у него, не как у лошади, холки нет и держаться за длинную плотную шерсть можно...
Но о последствиях я тогда совершенно не подумал, а ведь они могли быть губительными для овец. Уже будучи в зрелом возрасте я всегда возвращался к этому событию, и мне становилось страшно, хоть это уже было позади. Если б я с него не спрыгнул вовремя — быть беде! А спрыгнул я с него перед спуском в овражек. Не сделай я этого, овцам был бы капут. Почему капут, а вот почему. Овцы трусливые, как зайцы, но зайцы в случае смертельной опасности падают на спину и: мощными своими когтями поражают нападающего хищника, даже орла. Овцы бежали бы до тех пор, пока не попадали от разрыва сердца!

И вот с Ниной видим и жалеем Данилку - бьют его за ротозейство. А что было бы со мной? Целую отару овец погубившего! Но вот на экране повзрослевший красавец Данило-мастер. Показываю на него и обращаюсь к Нине: «Коля!» Нина согласно кивнула головой, но тут же отпарировала (не спросила!): «А — я?» - А ты хозяйка Медной горы. - Нет, она плохая! В ответ я ей говорю, что она волшебница, чаровница, как на Украине говорят, но тебя красота её разве не волнует? Нина протестует и удивляется, что дед не понимает главного, пусть она раскрасавица, но она злая, заманила «Колю» в пещеру и он не выйдет оттуда!

- Ну ладно, ей говорю, ты - Катя, невеста Данилкина, и ты на неё очень похожа, как две капли воды. Ага! - попал в яблочко . Ей это сравнение понравилось. Вспомнил, что бабка дала мне две конфетки на помин души отца моего Александра. Взяла себе и оставила Коле. - А у нас, говорит, много конфет. Принесла целую банку карамели, чтобы не быть голословной. Даёт мне одну, а потом вторую - это бабушке. Молодец! говорю ей, будешь хорошей невестой и женой. А у самого на уме: «Кто он, где он, твой будущий суженый-ряженый, «крошечка-хаврошечка» Нина?»...

^ СПОР МЕЖДУ КОЛЕЙ И НИНОЙ

Не верю Коле (он только что пришел из школы), что Нина плохо учится и совершенно не допускаю в мыслях, что на самом деле - плохо. Вопреки своим очевидным способностям. Спрашиваю её: «Правду ли Коля говорит, что тебя Галина Григорьевна хочет оставить на второй год?» И удивлению моему и огорчению не было предела. Она не стала «оправдываться», чего я ожидал, а без обиняков спокойно ответила: «Да, она говорит, что если я и дальше. ..? буду такой же неисправимой, то... оставит». Притихшим голосом закончила она свой невесёлый монолог.

Значит, Коля прав, реальная возможность такая существует. Хотя у меня такое не укладывается в голове. И на уме учёное словцо-нонсенс: «Такого не может быть, потому что этого быть не может». А Нина подтвердила свои слова и сказала: «Да»

До этого дня у нас всегда напрашивался разговор на отвлечённые темы: интересно ли в школе учиться, радостно ли от того, что узнаёшь на уроках что-то новое, какие в классе мальчики и девочки, с кем дружится, а с кем нет, и почему и т. д. Почти по всем этим вопросам были нелицеприятные мнения... Нине даже противно было слушать о школе, если о ней говорилось что-либо хорошее, даже если речь шла об аквариуме, например, или о сладкозвучном звонке, возвещающем перемену.

Коля же уклонялся от прямого поношения школы, и я беру грех на душу, - почему? Ему нравится в их классе девчонка одна. . .


^ 21 февраля 2001 года. Смотрю, на столе в двух тарелках каша манная, молочная, и не почата. Подумал, что Нина будет со мной завтракать, говорю ей: «Сейчас разогреем и будем завтракать». Но Нина предупреждает, что каша эта «перегрета» и что Коля не стал её есть - невкусная.

- Ничего, говорю ей, - на вид каша как каша - я «схрюкаю»! И вспомнил как наш деревенский «москвич», дружили мы в военное лихолетье, напевал развесёлую песенку одной бабушки, которая не остановилась на свисток милиционера:

«ОЙ, милый, милый мой, как я спешу домой

- сегодня мой Абгаша выходной.

Несу я в сумочке четыре булочки,

три бублика, два пирожка-а-а-а. .

Я никому не дам, всё скушает Абгам,

и будет мой Абгам как багабан...»

и т. д. Он очень хорошо пел, играл на гармошке, после войны вернулся в Москву и вскоре… погиб. Бедовый был этот Толька (у меня о нём есть что рассказать). Ехал «зайцем» на крыше электрички, и его снесло, когда он поднял голову при подъезде к мосту на Электрозаводской. Но Нина за своё: «Есть такую кашу не надо, она «перегретая» Я тоже не сдаюсь и говорю: «Подгорелая, если чуть-чуть, даже немножечко вкуснее. Добавлю немного мяса, и то что в тарелках и то что в кастрюле разогрею и съем. Не лопнет же пузо от этого!». Нина махнула рукой и с нескрываемой обидой (не слушается, мол, глупый человек, что добрые люди говорят) проговорила: «Ты - обжора, ешь всё подряд, а Коля нет».

Мне оставалось посмеяться над её серьёзным поведением будущей хозяйки.

Эпилог. Каша оказалась очень даже вкусной. Запаха горелого я даже не почувствовал!

Смотрели «Аладдина и волшебную лампу». Никаких ассоциаций в личном плане, как вчера, не произошло. Потом катались на санках и просто так, как поучал поэт: «Садись на собственные ягодицы и... катись!» Нашли кормушку для птиц, и ещё одну Нина сделала сама. Подвесили их на окна. «А учусь я по-настоящему у детей трепетной искренности, неприятию авторитарности и неподдельной любви ко всему живому, душевной щедрости и внутренней духовной свободе... » (Юрий Рост - здорово сказано! Это действительно так).

^ 20 марта 2001 года. Коля так, между прочим, проговорил, не обращаясь ни к кому (Нину я только что привёл с «продлёнки»): «Галина Григорьевна сказала, что Нину оставит на второй год, в первом классе». Мне сначала показалось, что Коля сказал это в шутку, однако не похоже: слишком уж серьёзный тон.

В ответ я Коле говорю: «Ну и придумал же ты, голубчик! Не во сне ли тебе всё это приснилось?» Подумал вот о чём — не хочет ли с Ниной расстаться эта ваша ГэГэвна, потому что она Нине не нравится? — Нет, Коля жестко, решительно отверг этот довод, она плохо учится, вредничает, на уроках ничего не делает или делает вид, что что-то делает...». Вот так дела! Откуда у Коли такой перечень прегрешений сестры? Похоже, как раньше в школах, когда изучали «Закон Божий», батюшка вёл на каждого ученика так называемый «кондуит», в который заносил всё то, что заслуживало порицания и наказания за недостойное поведение как в школе, так и вне школы.

А я у Нины всегда спрашивал, не лучшая ли она ученица в классе? В способностях ее я никогда не сомневался. Наоборот, в этом смысле она оставляла во мне хорошее впечатление — находчива, умна. Чего же ещё от неё требовать? Не открыта она этой ГэГэ - вот я чем секрет! Ничего, толкач муку покажет!

Недавно слышал сообщение о присуждении нашему математику престижной какой-то премии, равноценной Нобелевской, а его выгоняли из университета как студента неуспевающего...

По дороге из школы говорю ей, что бабушка тебе и Коле прислала подарки — я их привёз. Встрепенулась, услышав про подарки (кто же их не любит?), спросила: «Подарки-то какие?» по пододеяльнику и по наволочке. - Какие это подарки, - смущенным и опавшим голосом отозвалась на моё сообщение она. Я не стал уверять её в обратном и не обиделся на неё за бабушку. Подрастёт, глядишь, и в словарь Даля нет-нет, да и заглянет и узнает смысловое значение слова «подарок».

И я вот вспомнил такой случай. В Козельске, где я служил, встречали митрополита из Калуги (это было в 1950-м). Оказался в этой толпе и я, с бабушкой, у которой жил на квартире. Она была богомольной, членом церковной двадцатки - старая дева к тому же. Выходит священник из автобуса, снимает шляпу и всех встречающих приветствует. И в шляпу его чего-то кладут старушки (я не вижу), но бабушка Александра Степановна была рядом и всё видела. Мне потом сказала, как одна женщина горсточку семечек сыпнула ему. И он сказал ей: «Всякое подаяние - есть благо». А как сказал Христос в Иерусалимском храме, когда одна прихожанка положила в жертвенник один свой грош из двух у неё имевшихся? - Для церкви этот грош дороже самого богатого пожертвования.

Вот так, Нина. Если б пододеяльник был от миллионера, то тогда бы ты, может быть, и была права, с брезгливостью отвергнув этот подарок.

^ 15 февраля 2001 года (ошибся в хронологии). Спросил у Нины, как поживает свиночка у подружки Саши. Нина подарила ей из очередного Дусиного выводка (кстати, вот ещё разновидность подарка, о чём был разговор выше).

- Она её в трусы сажает, - укоризненным тоном ответила Нина. - Ну и что такого? В трусы, в чулок ли, во всякое тряпьё любят зарываться эти свинки, греться, а также из-за боязни.

Нина удивлённо смотрит на меня как на чудака какого и недотёпу. С явным укором повторяет: "Она её в трусы сажает" и дает понять, что в трусы сажать свинку??? по меньшей мере, неприлично... И через минуту, сделав серьёзное, глубокомысленное выражение лица, с придыханием и глубоким вздохом заявила: «Коля хочет отобрать у Саши нашу свинку». Да, подумал я, проблему эту они уже обсуждали, и она их волнует - каково, сажать милое, безобидное животное, ещё крошечку, - в трусы?! Не в розарий же, где аромат приятно щекочет нос...

Сидим за столом втроём - Коля, Нина и я - дружная семья. Нина, наверно, лучше всех учится в своём классе? - говорю я отвлеченно, ни к кому не обращаясь, но вопрос подразумеваю Коле — она умная девочка, читает не очень быстро, но не плохо считает в уме, как продавщица, а рисует - вообще молодец, можно сказать.

Но Нина сразу же, без запинки признается, что «нет, не лучше всех». Я продолжаю разговор с другого конца: «Но и не хуже всех и наверняка лучше этой кичливой Даши?» Нина дипломатично промолчала, а, может быть, Коля опередил её: «Галина Григорьевна говорит, что Коля в первом классе учился лучше Нины...». Коля сказал это без хвастовства.

Нина не возразила. Видимо, крыть ей было нечем. Но чтобы Коле показать кукиш, даю Нине задачу: «Один плюс ноль - сколько будет?» Не задумываясь, Нина ответила правильно - 1. Коле это не понравилось, и он сделал упрёк мне в том, что я ей задаю очень простые задачки.

Хорошо, скажи, Нина, сколько у трёх мышей хвостиков и ушей? Нина посчитала в уме и дала ответ: «Двенадцать». Посчитай получше, что у них по два хвоста? - А-а-а, - девять! Молодец, быстро исправила ошибку. Но Коля тотчас возразил и с возмущением сказал, что он, де, ей подсказал. Лично я не слышал, может быть по глухоте своей, что Коля прошептал ей подсказку. Нина, уязвленная «подлостью» Коли, запротестовала, - нет, я, мол, сама! И пошло, и поехало. Началась у них ожесточённая перебранка, какие раньше, ещё «в молодости», у них происходили, но по пустякам. Здесь же спор «по грамоте», а не какому-либо слову за слово.

Пора, думаю, вмешаться в их всё разгорающийся спор, и говорю, чтобы урезонить Колю, что он, де-мол, в классе самый рослый и сильный, как буйвол, - нет, - как свирепый бегемот, у него много подхалимов-суфлёров, и они наперебой рвутся ему подсказать, когда он долго обдумывает ответ на заданный вопрос и когда учительница начинает нервно шаркать ножкой под столом. Смотрю, Коля осёкся, и гонорок у него сбавляет обороты.., а Нина, наоборот, поднимается на самом гребне волны.

Однако, чтобы не совсем сбить с Коли спесь превосходства, говорю Нине, что Коля скоро будет не то русский, не то немец! Он сейчас уже знает по-немецки не меньше… (делаю паузу) ста слов. Представь себе, что, еще до института, окончив школу, которую ты не любишь, будет сносно разговаривать по-ихнему, то есть на одном из пяти мировых языков! Каково!

«Недурственно!» - как сказал бы герой Чехова, и будет Коля Миклухой-Маклаем, а не Тяни-Толкаем. Будь он Тяни-Толкаем, чего доброго, убежал бы ненароком в Африку. А в Африке — гориллы, злые крокодилы и много разных змей...

Коле это польстило, и он по скромности своей не полез в бутылку, куда по неосторожности попал Джинн, а сказал, как завязал: «… больше ста, наверно...». Вот в этом, говорю Нине, пример, достойный подражания, - учись, как твой любимый, после Мони, брат Коля-Миклухо-Маклай! А Коле говорю, вгрызайся, как червь, в грани науки, и ползи только вперёд - ни шагу назад! А Нина ещё себя покажет до твоего пятого ей плыть да плыть!

Она любознательная девочка, и очень любит школу, хотя и говорит, что не любит. При этих словах Нина аж подскочила от этой неправды - только так можно было понять этот жест - заявила с явным оттенком брезгливости и при этом чуть не плюнула, что школу она не любит! Так и сказала: «Школу я не люблю!»

Э-э-э, как же так? А вот Коля любит свою школу! Но она поспешно ответила и за Колю: «Он тоже не любит». Не может быть говорю ей, он всегда охотно, и я это вижу, идёт в школу и насвистывает какой-то весёленький мотивчик про стрекозу... не про тебя ли?

Коля не стал оспаривать то, что про него сказала Нина. Стало очевидным, что отношение их к школе сближает их как беспризорников в детдоме. И на этом их горячий спор постепенно затух, как костёр при слабом дуновении ветерка.

Признаться, что школу я тоже не любил, но эта нелюбовь проявилась у меня только с пятого класса. И не полюбил я школу по совершенно для Коли с Ниной непонятной причине. Когда, окончив свою деревенскую начальную школу, я пошёл дальше, а дальше куда - в Каменку, в райцентр, за семь-восемь километров щи хлебать! - впервые в моей короткой ещё жизни предстояла разлука с родителями. Без родителей я тогда не преставлял свою жизнь - просто не мог жить о ними в разлуке! Когда с воскресенья (всего один день в неделю!) меня снова отправляли на каменскую квартиру Моховых, - я скулил как щенок. Отвернувшись от всех, плакал, и со стыда от своей слабости не знал, куда деться.

Родители очень переживали, и отец, видя моё болезненное состояние, привёл меня к врачу, матёрому, бывшему земскому, и Яков Иванч, узнав о причине моей «болезни», проще сказать, хандры, стал успокаивать меня шутками: «Мишь, тебе что, наши каменские девочки не нравятся?» Мне повезло в людях, и в Каменке я четыре года! жил на квартире замечательных людей. Я был как член их семьи. С Клавкой я спал на печке два года, потом нас разъединили. Василий, их сын, всё больше сидел и карпел над цитированием «Капитала» Маркса, а его коньки и лыжи вовсю я использовал по назначению! Речка Свала — не забыть её во веки вечные! Её лёдок гладко-синий, её опасные проруби, и мои стремительно-успокоительные гонки на ней. Василий погиб на фронте, и Карл Маркс, - увы! - ему не пригодился.

Я вот сейчас думаю, и передо мной возникает перспектива шутливо-ребяческого характера, пусть не роман, но повесть о Каменском периоде моей жизни вышла бы интересная. Сколько было ребятишек из Зимбулатово, Зарощи, Протасове, Осиновки, тяготеющих к Каменке с нашей, северной стороны, и сколько было забавных случаев той далёкой поры, которые сейчас стали анахронизмами, то есть неповторимыми. Куда там героям «Молодой гвардии» до нас, хотя это был еще мирный период жизни, до войны-метелицы. Война нас разъединила, а в «Молодой гвардии» Фадеев своих героев соединил в организованный отряд сопротивления врагу.

Коле и Нине не приходится жить врозь с родителями, на квартире у чужих людей, не снимать с гвоздя за печкой, под палатами, сумочку-катомочку с продуктами, что тебе положили туда родители на неделю. Хлеб с четверга уже становился чёрствым и плесневелым. Слезы навертывались на глаза. Но мне повезло, я обедал за одним столом вместе со своими хозяевами квартиры, и теперь могу сказать – благодетелями! После войны я к ним заезжал. Привязал лошадь к заборчику, зашел в сени, в прихожую жилую комнату, и уже с порога увидел траурную фотографию на столе следующей комнатки - горницей её не назовешь, потому что она была совсем маленькая. Тетя Саня, увидев меня живым и невредимым, заплакала горючими слезами... молниеносно поразила мысль - Василий погиб. Он был старше меня на год, и к началу войны он окончил 9, а я - 8. Сколько было надежд??? мечты, мечты, где ваша сладость... Кажется, так где-то сказано с щемящей скорбью о несбывшемся.

Школа, видимо, не любится детям тем, что отнимает у них самое дорогое — свободу действий. Им хочется делать то, что им хочется!

Вот за эту откровенность мы и любим детей, как искренних выразителей наших чувств благородства, которые мы растрачиваем на большом жизненном пути. И правильные слова Роста, выше приведенные, есть тому подтверждение и обоснование!

Чуть погодя Коля отправился на занятия по волейболу. Что ж, с его постоянным тяготением к небу, вопреки закону Ньютона, этот вид спорта ему подходит. Удачи ему!!!

Благодарю за внимание!




Похожие:

20 февраля 2001 года iconПринят Государственной Думой 20 февраля 1998 года Одобрен Советом Федерации 13 марта 1998 года статья
Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 года, со следующими оговоркой и заявлениями
20 февраля 2001 года iconПриказ 20 февраля 2010 года №88 Об изменении тарификации на 2010 финансовый год в связи с утверждением нового фонда оплаты труда на 2010 год приказыва ю
Производить оплату с 1 февраля 2010 года на второе полугодие 2009-2010 учебного года согласно тарификации по измененным нормативам,...
20 февраля 2001 года iconФинансовая деятельность по обеспечению увп. С 01 февраля 1997 года, в соответствии с Приказом №37 от 20. 01. 1997 г. «О переходе школы №1272 на новые условия хозяйствования»
Это означает, что гоу цо №1272 (гоу сош №1272) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, устав, лицензию и государственную...
20 февраля 2001 года iconВведение к статье Не далее, как в конце февраля текущего года, на форум «Гипотезы неофициальной физики»
Не далее, как в конце февраля текущего года, на форум «Гипотезы неофициальной физики», было вынесено «Сообщение №67225 от Бабинцев...
20 февраля 2001 года iconРасписание консультаций по телефону: 4, 8, 10 февраля
Подгоренского муниципального района №23 от 2 февраля 2011 г. «О приостановлении занятий в образовательных учреждениях Подгоренского...
20 февраля 2001 года iconСправочные данные о солнечной активности с сайта «Солнечное обозрение»
Тем не менее, все эти всплески несравнимы по масштабу с событиями 2000 года. Как следствие, среднегодичные индексы пятнообразования...
20 февраля 2001 года iconЯна: Сегодня, 6 февраля 2009 года мы встречаемся с выпускниками 1999 года, возмужавшими и повзрослевшими. Света
Света: Добрый вечер, дорогие друзья! По сложившейся доброй традиции в первую пятницу февраля педагогический коллектив и выпускники...
20 февраля 2001 года iconПриказ Департамента образования города Москвы
Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №196, Законами города Москвы «О развитии образования в городе Москве» от...
20 февраля 2001 года iconРежим работы школы в 2011-2012 учебном году
Дополнительные каникулы для первоклассников с 13 февраля по 19 февраля 2012 года
20 февраля 2001 года iconРешением Педагогического совета
Об образовании, Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов