Церковно приходская icon

Церковно приходская



НазваниеЦерковно приходская
страница1/2
Дата конвертации08.09.2012
Размер395.96 Kb.
ТипДокументы
  1   2
1. /лтпХР.docЦерковно приходская


Церковно - приходская



Летопись.


Владимирской епархии Вязниковского уезда, села

Южи Смоленской церкви.




Составлена местным священником

Андреем Миртовым


1876 год


  1. часть первая – общая ……




  1. часть вторая – частная ……
ПРЕДИСЛОВИЕ


Церковно-приходская летопись, подготовленная нами к публикации, хранится ныне в архиве Администрации Южского района Ивановской области. Она была сохранена в советские годы южским краеведом … Гусевым, после кончины которого хранилась в Детско-юношеском центре.

В нашем издании полностью сохраняется оригинальный текст, включая пунктуацию и заглавные буквы, кроме устаревшей орфографии и явных ошибок. В квадратных скобках [27об.] дается нумерация листов рукописи (с их оборотами) или отмечаются особенности письма [неразб.].

К каждой главе, как она нумеруется в рукописи, сделаны примечания. Авторами примечаний историко-архивного характера являются Н.В. и Э.В.Фроловы. Список встречающихся в их примечаниях сокращений:

ВЕВ — Владимирские епархиальные ведомости.

ГАВО — Государственный архив Владимирской области.

Малицкий — Малицкий Н. В. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии. 1750-1900 гг. Владимир, 1902.

РГАДА — Российский государственный архив древних актов.

РПН — Русский провинциальный некрополь. Т.1. М., 1914.


Публикация данной летописи, начатой иереем Андреем Васильевичем Миртовым, приурочена к 210-летней годовщине храма Смоленской иконы Божией Матери в Юже. Составитель публикации благодарит за помощь Е.В.Сметанина и Т.В.Лихачеву.

[2] I. О селе.

«Название села. Местоположение. Расстояние от городов и соседних сел. Наружный вид села. Число жителей. Нравственное состояние их. Промыслы, степень богатства их и причины упадка благосостояния.»


Село Южа в прежнее время имело два названия: Никольское и Южа, что видно из того, что в старинных бумагах писалось: Село Никольское, Южа тож1.

Название – Никольское - село получило вероятно от храма во имя Святителя Чудотворца Николая, а отчего, когда и по какому случаю получило оно название Южа - неизвестно. Трудно даже объяснить само слово Южа. Есть, говорят, старинное славянское слово «Юзга», означающее топкое, сырое место. [2об.] Cело построено действительно, на топком сыром месте.
В настоящее время первое название села, то есть «Никольское», совсем оставлено, и село известно под одним только названием – «Южа».

Расположено село Южа на невысокой горе вдоль прежде бывшей большой так называемой Балахонской (из Москвы чрез Владимир и Балахну в Нижний) дороге. Место положения довольно красивое. Кругом села большие леса, отчего воздух в селе лёгкий и здоровый, благодаря которому никакая пока эпидемическая болезнь не посещала села.

Жаль только что в близи села нет ни одной порядочной реки, а протекают на южной и западной сторонах небольшие ручейки –Кожевино и Вазаль. Ручейки эти никогда не пересыхают и есть основания думать, что они были когда-то [3] большими реками, так как ручейки эти и до сих пор носят названия речек и берега их заставляют думать о прежде текущих в них больших реках. Старожилы рассказывали, что в древности, на месте, где построено село, были сплошные непроходимые леса. Леса эти истреблены, и вероятно по причине истребления их и вода в реках иссякла. На Западной стороне, в пол версте от села, на протоке речки Вазаля, в недавнее время устроен огромный красивый пруд с двумя плотинами для снабжение водою бумаго-прядильной фабрики.

Южа построена в глухом месте, нет в близи её ни городов, ни значительных селений. Владимир, губернский город в 120 верстах; уездный город Вязники в 40 верстах. Единственное, порядочное торговое село [3об.] вблизи Южи – Холуйская слобода, – в 12-ти верстах. Есть и другие села неподалёку от Южи, но небольшие, например на северо-восток в 7-ми верстах две Ламны – Большая и Малая. На восток два Мугреева – Спасское и Никольское, – в 12-ти верстах2.

Наружный вид села самый обыкновенный, непривлекательный: дома деревянные, низменные, бедной крестьянской постройки, расположены в два порядка, просторною, широкою и довольно красивою улицею. В прежнее время постройка села была до безобразия тесная и улица узкая и грязная; настоящий же планный вид приняло село только с 1832 года, после пожара, истребившего дотла всё селение. Позади домов отведены большие гуменники, в которых вы не встретите ни садов, ни огородов. Причин отсутствия этих [4] садов и огородов в Юже две: первая та, что жители села коренные офени, всю, почти, свою жизнь таскающиеся с коробками по дальним местам, не имеют ни времени, ни охоты, ни уменья разводить сады и огороды; а вторая та, что самый грунт земли, сырой и холодный, не благоприятствует разведению садов.

Домов в селе Юже считается 42; в них жителей мужского пола 85 и 104 женского пола. Жители в нравственном отношении, вообще народ хороший, особенно женщины – нет в них ни раскола, ни распутства, ни воровства; все добрые христиане, к церкви усердные, к духовенству почтительные, на исповедь ходят и Св. Тайн приобщаются. К сожалению, в последнее время, с открытием повсеместно кабаков и с умножением фабричного производства, начало [4об.] распространяться и в Юже, как и везде, пьянство и другие пороки.

Коренной промысел жителей Южи издавна офенство. С молодых годов мужчины приучаются таскаться с коробами на плечах, с так называемым, на их языке, мелким товаром: крестиками, поясками и пр. по губерниям Самарской, Саратовской и Астраханской. Промысел этот в прежнее время давал офеням возможность жить порядочно, но в настоящее время это офенство только разоряет крестьян, потому что, не давая хорошей выручки, приучает их к бродяжничеству и заставляет бросать дом и хлебопашество. С устройством бумаго-прядильной фабрики жители Южи понемногу начинают приучаться к фабричному производству, но и оно, к несчастию, не столько обеспечивает благосостояние народа, сколько портит добрую нравственность его.


[5] II .

О Храме.

«История построения храма. Строители его. Внешний вид. Церковные строения. Колокола. Внутреннее расположение. Главный престол. Приделы. Иконостасы. Иконы. Церковная утварь. Книги. Кто содействовал украшению храма.»

Храм в селе Юже перестраивался несколько раз. Когда построен был первый храм – неизвестно, но думать надобно, что в очень давнее время; достоверно известно только то, что первый храм был деревянный, во имя Святителя и Чудотворца Николая. Предание говорит, что в древнее время на месте села была небольшая деревушка, окруженная [5об.] густым непроходимым лесом, и что проехать благополучно эту деревушку считалось за особенную милость Божию, потому что нередко в ней производились грабежи и разбои. Но вот в одно время жители этой деревушки на срубленном толстом пне находят медную небольшую икону Смоленской Божией Матери1. Считая эту икону явленною2, они надумали на этом месте построить храм и тотчас же приступили к делу, вырубивши кругом лес, очистили место и испросивши разрешения начальства на месте явления иконы, из нарубленного кругом лесу, построили деревянный храм. Новопостроенный храм посвятили имени Святителя и Чудотворца Николая, а в честь Смоленской Божией Матери устроили придел. Найденная икона хранится в храме и в настоящее [6] время. С течением времени деревянный храм пришел в ветхость и прихожане этого храма решились, на собственные средства, вместо деревянного построить новый, каменный, вблизи ветхого деревянного. Долго ли строили каменный храм неизвестно, только по записям видно, что новопостроенный храм в 1795 году освящен с благословения Преосвященного Виктора3; главный престол посвящен Смоленской Божией Матери, а во имя Святителя и Чудотворца Николая устроен тёплый придел4. Ветхий же деревянный храм, по построению каменного, в 1819 г перенесён на кладбище и освящён во имя Святой Троицы, а потом лет сорок назад, именно 1837 года, с разрешения епархиального начальства упразднен, сломан и продан в какое-то небогатое село. [Примеч. на полях др. почерком – в село Сакулино] Каменный храм разделялся на две половины – тёплую и холодную, и был [6об.] очень непоместителен, особенно в зимнее время, а потому, когда построилась вблизи села бумаго-прядильная фабрика и таким образом увеличилось число богомольцев, храм понадобилось распространить. В 1862 году Святое дело это из усердия, принял на себя строитель фабрики и владелец Южи с деревнями помещик Иван Александрович Пратасьев.5 На свои деньги, своими мастерами, из своего материала в продолжение трех с половиною лет он распространил храм, устроил его весь тёплым6, построил новую колокольню, сломавши прежнюю, и обвел кругом всего храма широкую, толстую каменную ограду. Вся постройка церковная обошлась строителю около 50-ти тысяч рублей серебром.

Каменный храм и в прежнем виде был хорош; но в настоящем, переделанном виде он стал великолепен, особенно хороша новая [7] колокольня, построенная по плану и под наблюдением Aрхитектора Рейма. В переднем углу ограды, на южной стороне построена ещё в 1855 году каменная обширная сторожка. Большая часть денег на постройку этой сторожки пожертвована местными прихожанами Балабановым и Желаевым. Звон церковный весьма хорош, колокола невелики, но приятны, большой весом немного более 200 пудов, слит на средства прихожан в 1837 в самом селе Юже. Средний, полиелейный колокол в 113 пудов сооружён в 1802 году.

Если южский храм хорош с наружи, то внутри он ещё лучше: светел и просторен. Весь храм сделан теплым и имеет два престола, - первый главный престол посвящён имени Смоленской Божией Матери. Южный, придельный, устроен в честь [7об.] Святителя и Чудотворца Николая. На северной стороне, против Никольского придела устроен тоже придел, но в нём не имеется престола7, а помещается ризница и библиотека. Иконостасы в храме не богаты, но красивы. Передний, большой иконостас устроен в одно время с построением каменного храма в 1795 году, украшен золоченою на полимент резьбою рококо и покрыт кармином; в прежнее время он был покрыт зеленым кроном. Придельные иконостасы украшены тоже золоченою резьбою и покрыты - южный зеленым кроном, а северный голубым (кроном) кобальтом.

Иконы в храме не имеют роскошных, дорогих украшений, но писаны искусной кистью, особенно иконы большого переднего иконостаса; писаны они Холуйским Живописцем Иваном Петровым Путиловым в [8] первых годах настоящего столетия. В Южном приделе иконы писаны Холуйским же Иконописцем Бессемьянниковым в 1860 году, а северный иконостас составлен из различных икон. По древности замечательные в храме иконы: 1. Смоленской Божией Матери, медная, небольшая, по преданию, найденная на срубленном пне и считающаяся явленною; 2. Икона Святителя и Чуд. Николая с житием Его, храмовая; 3. Икона Святой Троицы из древнего деревянного храма. Надобно думать, что в древности в деревянном храме во имя Св. Троицы устроен был престол; потому что праздник Св. Троицы и доныне считается храмовым праздником в Юже, и самая икона храмовою. Есть и другие иконы из прежнего деревянного храма, но они, кроме своей древности, ничем особенно не замечательны.

[8об.] Церковная утварь в храме в достаточном количестве, но не отличается ни богатством, ни древностию. Есть только две вещи, сохраняющиеся теперь в ризнице, – потир8 и маленькая дароносица9, которые, по всем признакам, принадлежат далекой старине. Потир деревянный, неискусной работы, с наружи и внутри выкрашен грубой красной краской с изображением, - на одной стороне деисуса10, а на противоположной животворящего креста; краска и писание наполовину слиняли. Дароносица оловянная, ветхая, в виде креста; на верхней доске вычерчено распятие Господа; внутри сделаны перегородки, – в одной находится круглая чашечка, для Св. даров, в другой дискос11, в средней полагается лжица12, всё это тоже неискусной простой работы. Если эти вещи принадлежали Южскому храму, то они доказывают, что храм Южский, а след. и само [9] Село Южа существовали в глубокой древности. Облачений Cвященнических и Диаконских достаточно, и все они приличны и разнообразны. Книг Богослужебных в довольном количестве, хотя некоторые из них уже ветхи. Книг для чтения в церковной библиотеке довольно много разного содержания; в этом отношении Церковная библиотека, благодаря охоте к чтению церковного причта и некоторых прихожан, с каждым годом более и более увеличивается.

К чести прихожан Южского храма надобно сказать, что все почти украшение храма сделано и большая часть его предметов приобретена на доброхотные их пожертвования. В этом отношении заслуживают благодарности крестьяне: Балабанов и Желаев, особенно последний: его усердием устроено металлическое, [9об.] посребренное облачение на престол, сделаны многие ризы13 на св. иконы, приобретены прекрасные священнические облачения. Но самый великий и щедрый благодетель Южского храма владелец села, покойный, Иван Александрович Пратасьев; большие суммы затратил он на устройство и украшение Южского храма, за что по всей справедливости, заслуживает он вечной памяти и теплых молитв в устроенном им храме.


III.

О Прихожанах.

«Приход самостоятельный. Какого звания прихожане. Число приходских людей. Почему приход самостоятельный. Число дворов. Название деревень. Местоположение их и расстояние от села. Постройка [10] деревянных домов. Экономическое состояние прихожан. Нравственность. Занятия. Расположение к храму Божию и духовенству. Речь. Грамотность. Суеверия и предрассудки.»

Приход в селе Юже, по реформе 1876 года назначен самостоятельным; прихожане в настоящее время все крестьяне – Собственники, а прежде, при существовании крепостного права, были барскими. Владельцами их были в древности Г.г. Опочинины1, Нарышкины2 и наконец Пратасьев. Коренных прихожан, в настоящее время, по церковным документам считается 436 душ мужского пола и 440 душ женского пола, всего 876 душ. В прежнее время, лет 25 назад, приход, по количеству душ, был значительно больше, – именно 664 души мужского пола и ж. п.3, но с уничтожением крепостного права многие зажиточные крестьяне-[10об.]офени, получивши свободу, бросили хозяйства, продали дома и со всеми семействами переселились в места своей торговли, каковое переселение продолжается и доныне. Переселение это некоторым офеням принесло пользу, но большинству их положительный вред, потому что разорило их до нищенства.

Смотря на небольшое количество приходских душ может показаться странным, что Южский храм не сделан приписным, а оставлен самостоятельным4. Причина этому та, что ко времени церковно-приходской реформы, вблизи села Южи построилась бумаго-прядильная фабрика, которая приходом причислена к Южской Смоленской Церкви. Хотя рабочие на этой фабрике большею частью набирается из окружных мест, и след. к Южским [11] прихожанам не причисляются; но все-таки фабрика дает некоторый доход и Церкви, и Причту, - этим-то доходом и восполнилось недостающее в норму, для самостоятельных приходов, количество душ.

Весь Южский приход состоит из села и семи деревень, в которых насчитывается 160 дворов, - именно: в селе 42 двора, в деревне Омелове 18 дворов, в деревне Нефедове 17, в деревне Тарантаеве - 11, Реброве 12, в дер. Костяеве 11 , в деревне Сойне 20, в дер. Русинове 33 двора. Деревни расположены не очень в дальнем расстоянии от села, самая дальняя Русиново 8 ½ верст, ближайшая Омелово в 2-х верстах. Деревни все расположены в одну сторону на запад от села к Холуйской слободе, по большой Балахонской дороге и сообщение с селом имеют очень удобное; препятствий [11об.] в сообщении никаких нет, – нет ни рек, ни значительных оврагов.

Постройка домов, экономическое состояние, нравственность, занятия, расположение к храму и духовенству, все это во всем Южском приходе совершенно такое же, как и в самом селе Юже. В этом отношении все, что сказано о селе, до малейших подробностей, приложимо и к каждой деревне.

В обращении Южские прихожане довольно вежливы, в домах чистоплотны, в одежде довольно приличны, чему вероятно научились они ходя по чужим сторонам; речь их приятная и язык довольно правильный. Встречаются правда в речах слова и выражения неуместные, но не часто; для выражение напр. будущего времени они употребляют слово вось, - Я вось сделаю, Я вось приду к вам, или вместо [12] трижды, дважды говорят: трои, двои. Уху называют щербой; ходебщики часто, не к месту, употребляют слова: значит, стало быть и т.п. Болезни имеют названия: озепище, лихоманища, кровища, банный брызг. Впрочем с каждым годом речь крестьян делается правильнее; и можно надеяться, что в недалеком будущем она совершенно исправится. У коренных офень-ходебщиков существует свой офенский жаргон, на котором они очень бойко между собою объясняются, но со сторонними людьми его не употребляют. Многие крестьяне ходя по немецким колониям в Сибирской губернии научились понимать и даже говорить по-немецки.

К прискорбию, грамотность в Южских прихожанах распространена очень мало, так что во всем приходе до сих пор нет правильного организованного училища, несмотря на [12об.] то, что многие лица, понимающие нужды в грамотности, долго хлопотали об открытии в селе училища5. Причина этого грустного явления заключается не в том, чтобы крестьяне не имели возможности открыть училища, или не понимали важности образования и не считали нужным учиться, а в каком-то глупом, старинном большинства прихожан упрямстве, которого до сих пор никому из благомыслящих людей не удается победить в них: боятся расходов, лишних сборов на училище, не смотря на то, что напрасно выходит у них денег каждодневно столько, что ими покрылись бы нужны училища. В настоящее время устраивается училище при фабричном корпусе, в которое, вместе с фабричными детьми, может быть, не будут ли допущены учиться и дети местных жителей; что конечно же было бы великим благодеянием для прихода. Особенных [13] суеверий, предрассудков и грубых обычаев, к счастью, в приходе нет, кроме так сказать, общих всему народу русскому6; но и те заметно по-немногу уничтожаются.


IV.

О праздниках.

«Какие праздники в приходе. Как празднуются праздники храмовые и праздники приходские гости. Угощение. Окропление домов святой водою. Молебствия в домах в храмовые праздники.»

В Южском приходе, кроме храмовых, общих всему приходу праздников,1 есть еще праздники особые в каждой приходской деревне. День святителя и чудотворца Николая [13об.] 6 декабря2 и день Смоленской иконы Божией матери3. Особенные праздники: в селе Юже – день Святой Троицы; в деревнях: Омелове и Нефедове – день Вознесения Господня; в Тарантаеве, Реброве и Костяеве, – первое Воскресенье после недели всех Святых, в Петровки; в деревнях: Сойне и Русинове – день Святителя и Чудотворца Николая 9 мая.

Храмовые праздники, в настоящее время, не особенно празднуются приходом, хотя прежде, когда к этим праздникам возвращались из дорог офени-прихожане, с значительною выручкою, праздники эти проводились очень широко и весело. Бывало, прибывши домой, хозяева-офени созывают всех своих приказчиков, которых у иного хозяина было человек до десяти и более, и начинают делать «дуван» (слово офенское), то есть производить раздел барышей от торговли и выдачу жалованья. Раздуванившись, начинают [14] широкое празднование и попойки. В настоящее же время празднуются только праздники местные, деревенские. Проводят эти праздники так: После обедни поднимаются из храма Св. Иконы и в сопровождение всего, почти, приходского народа относятся в праздничную деревню. Здесь прежде всего на конце деревни совершается водосвятный молебен4, после которого Св. Иконы обносятся вокруг деревни в сопровождении Священно-церковно-служителей с пением духов. песней и окроплением Св. водою полей. Молебны служатся во время обхода и в других местах: на полях, на перекрестках дорог и наконец один общий молебен служится Празднику с водоосвящением среди деревни. По окончании общего молебна священно-церковно-служители, после небольшого отдыха обходят со Св. Иконами все дома деревенских житей и служат молебны на дворах. Этим оканчивается духовное торжество в деревне, и иконы [14об.] переносятся в другую деревню тем же порядком, и совершаются такие же Богослужения, а народ оставшийся в первой деревне принимается за угощение.

Гостей собирается на Праздник со всего прихода, иногда очень много, и каждый гость по порядку ходит из дома в дом, не разбирая родственники ли его живут в доме, или нет. На угощение народ приходский очень добр и при приеме гостей приветлив. Угощают обыкновенно вином, чаем, брагою и разного рода закусками. На другой, или на третий день Праздника причт опять является в деревню и обходит все дома жителей, окропляя их, при пении праздничного тропаря, Св. водою. В праздники Св. Троицы и Смоленской Иконы Б. Матери, в прежнее время Священно-церковно- служители утром, до обедни, обходили со Святыми Иконами все дома в селе и служили в каждом доме [15] молебны, но с недавнего времени, лет 10 назад обычай этот, по причине чрезвычайной трудности служения причту, с согласия жителей села, изменен и обходить с Иконами дома и служить в них Праздничные молебны установили за несколько дней до Праздника.


V.

О бумаго - прядильной фабрике.

«Место, время и история построения фабрики. Строитель. Во что обошлась постройка фабрики. Рабочий народ. Управление. Взгляды народа на фабрику. Влияние фабрики на физическое, нравственное и материальное состояние народа. Отношение фабричного народа к храму. Хозяин и его доходы [15об.] от фабрики. Фабричный праздник.»

Ко приходу Южского Смоленского храма принадлежит бумаго- прядильная фабрика, находящаяся в полутора верстах от храма. На месте, где построена фабрика, был сплошной, высокий лес, одна только узенькая тропинка извивалась поперек его и вела к маленькому ручейку. Проезжая, большая дорога лежала в полуверсте от этого места. В пятидесятых годах настоящего столетия, когда еще существовало крепостное право, помещик Иван Александрович Пратасьев, купив с аукциона Южскую вотчину, по совету понимающих дело людей решился в этой вотчине устроить бумаго-прядильную фабрику, находя благоприятствующими тому все местные условия. Обладая большим капиталом и твердым, [16] решительным характером, он не отложил этого дела на долго, а в тотчас же, пригласив директора Англичанина и Архитектора Рейма, избрал место, очистил его и приступил к постройке. Постройка производилась очень спешно, так что через два с небольшим года со времени закладки фабрика была готова, машины были установлены и 1861 году началась работа. Фабрика построена очень красиво и так прочно, что для настоящего времени, то есть в продолжении 16 лет не потребовало еще никакой капитальной поправки. Постройка фабрики обошлась И. Пратасьеву в семьсот тысяч рублей.

Народу на фабрике, всякого – служащего и рабочего находится до 1000 человек и все они получают жалованье от фабрики и имеют фабричное помещение. Народ рабочий набирается, большею частию, из недальных, [16об.] окрестных мест, и только немного семей пришло издалека и живут на фабрике безвыездно. Управляется фабрика – в фабричном деле – директором, в хозяйственном – главным управляющим, хозяин только наблюдает за всем.

В первое время существования фабрики местные жители смотрели на нее с предубеждением. Не понимая дела они думали, что фабрика не только не доставит никаких выгод, но будет им в тягость; в настоящее же время все они убедились, что фабрика для них великое благодеяние: целые семейства от нее только и кормятся, и благомыслящие люди поминают строителя Г. Пратасьева.

Впрочем безусловно хвалить фабрику нельзя, она имеет и дурные [17] стороны, именно: оказывает вредное влияние на физическое и нравственное состояние народа, действует гибельно и на здоровье фабричного народа. Вы с первого взгляда узнаете фабричного человека: он томный, бледный и худой, особенно дети много теряют здоровья на фабрике. Постоянная и днём и ночью усиленная работа, сон и пища безвременные и недостаточные, изнуряют и обессиливают рабочего человека, а воздух спертый, вонючий, наполненный газами и гарью от нефти, которою освещается фабрика, и тонкими волокнами от хлопка засаривает легкие и производит чахотку. В былое время в Южском приходе не имели и понятия о чахотке, но с устройством фабрики чахоткой стали умирать многие.

В нравственном отношении фабричный народ тоже нельзя похвалить, – много в нем [17об.] господствует больших пороков. Живут фабричные люди довольно бедно, оттого, что заработанная их плата мала, и не во время выдается она, что зависит от скупости купца хозяина. В Церковь к Богослужениям, в воскресные и праздничные дни, фабричные люди ходят, но не все, не потому впрочем, чтобы они чуждались православного храма, - раскольников и отщепенцев1 среди них почти нет, – но единственно по своей лености и беспечности. Церковь и духовенство конечно получает от фабричного народа доход, но не большой, – 1, потому, что набирается этот народ как было сказано выше, по большей части, из окрестных селений, а потому в праздники и для исправления треб уходит в свои приходы, – и 2, что получая небольшое жалованье и притом не вовремя, они сами во всем нуждаются. Хозяин фабрики, в настоящее время купец Балин, о котором худого говорить [18] не приходится, а хорошего сказать нечего; фабрика дает ему чистого барыша около 200 000 рублей ежегодно. Праздником фабричным избран день Вознесения Господня2, хотя такое избрание не совсем приятно фабричному народу и не удобно Священно-церковно-служителям, по невозможности в этот день обходить с молебнами помещения фабричного народа; но такова была фантазия управляющего фабрикою.


VI.

О церковной земле.

«Количество церковной земли. В каких местах находится церковная земля. Качество. Кем дополнена церковная земля. Какие строения на церковной земле.»

Земля при Южском Смоленском [18об.] храме усадебная, пахотная и сенокосная, в полной пропорции 33 десятины; именно усадебная 1 десятина и 915 сажень, пахотной 18 десятин 159 сажень, сенокосной 14 десятин и 5 сажень. Плана и межевой книги на эту землю нет, а обозначена пахотная земля на общем плане с крестьянами, а сенокосная на плане землевладельца Пратасьева. Земля нарезана возможно близко к селению в местах и хорошего качества, особенно хороша земля сенокосная.

До 1860 года земли церковной при Южском храме было меньше законной пропорции1, около десяти десятин не доставало в полях и лугах; кроме того луговая земля отведена была в разных местах небольшими полосами и дурного качества. Когда же Г. Пратасьев приобрел Южу со всеми ее угодьями, церковный причт обратился к нему [19] с прошением дополнить церкви недостающее количество земли; что он исполнил очень охотно и дополнил в полях 5 десятин, а в лугах 4 десятины. Кроме того видя, что луговою землею владеть церкви, небольшими полосами в разных местах, неудобно, и что самая луговая земля недоброкачественная, он переменил места покоса, нарезал все количество сенокосной земли в одном месте, избравши для того самую лучшую полосу из всех своих угодий. В настоящее время сена накашивается на церковной земле около 2000 пудов.

Зданий на церковной земле, кроме домов Священно-церковно-служителей, никаких нет. Священно-церковно-служительских домов на церковной земле четыре: один дом Священника, один дом Диакона и два дома Причетников. [19об.]


VII.

О Церковном Причте.1

«Состав причта. Дома и хозяйственные постройки. Содержание причта, занятия. Кто известен из Священно-церковно-служителей Южского храма и чем отличается.»

Состав причта при Южском храме изменялся несколько раз. По сказанию старожилов в прежнее время при Южском храме было два Священника и два причетника, а Диакона не было2; потом до 1870 г. было: Священник, Диакон и два причетника; с этого же года по настоящее время церковный причт составляют: Священник, Диакон и Причетник. По реформе 1876 г. при Южском храме положено быть Настоятелю Священнику и [20] Псаломщику.

Живут Священно-церковно-служители Южского храма в собственных домах; дома их деревянные, построены на церковной земле, вблизи храма, дома посредственные, - нельзя назвать их бедными, но никто не назовет и богатыми, мало чем отличаются от крестьянских домов. Вблизи домов устроены скотные дворы, за ними огороды с грядами для овощей и наконец гуменники, с кое-какими хозяйственными постройками. Садов при домах нет, потому что сады на Южской земле принимаются плохо и требуют для своего разведения и поддержания хлопот и расходов, непосильных для Южского причта.

Содержание причт получает от прихожан и частию от земледелия; содержится он посредственно, - нужды особенной не видит, но не видит также [20об.] ни в чем и довольства. Приход доставляет причту деньги и небольшое количество хлеба; земля родит хлеб очень посредственно, одни только луга дают достаточное количество сена. К облегчению содержания причта служит частью то, что он, пока, не покупает дров для отопления себя, а, по местным условиям, приобретает их почти задаром.

С давних пор Священно-церковно-служители занимаются земледелием, - сами обрабатывают свою землю пахотную и сенокосную. С недавнего только времени Священники не стали сами заниматься земледелием, не имя к тому свободного времени; они отдают свою землю крестьянам из половины. Причт имеет у себя лошадей и всякого рода домашний скот, который, конечно доставляет ему некоторую помощь в пропитании. [21]

Священно-церковно-служители Южского храма, известны по церковным записям и старинным указам с 1739 года,3 и надобно заметить, что с этого времени до 1833 года, т.е. в продолжение целого столетия, священническое место в селе Юже преемственно переходило от отца к сыну, и только в 1833 преемство это прекратилось, и Священническое место стали занимать лица посторонние.4

Первый из Священников села Южи известен Дмитрий, родоначальник целого поколения Южских церковнослужителей. Об нем упоминается в одном старинном указе 1737 г., хранящемся в Южском храме.

Второй Священник Михаил Дмитриев, сын Дмитрия, - о нем упоминается в указе 1763 г. [21об.]

Третий Священник Аверкий Михайлов, сын Михаила, известен по рукоприкладству5 в старых Метрических книгах.

Четвертый Священник Петр Люстров, сын Аверкия, помер в 1833 году.6

Сын же Священника Аверкия Михайлова Никанор Аверкиев был долгое время дьячком в Юже, помер в 1860 г., около 90 лет от роду. Никанор Аверкиев нигде не учился, но читал и пел в храме прекрасно, устав церковный знал хорошо и был вообще человек любознательный, он вел даже записки с выходящими из ряда обыкновенных событиями, к сожалению, записки эти были писаны им то на книгах, то на клочках бумаги, и после его смерти почти все утратилось. От него между прочим узнали мы [22] много преданий о селе Юже и о Южском храме. Диаконами в это время были: Дмитрий Михайлов и сын его Алексей Дмитриев. Дмитрий Михайлов был человек любознательный и, по тогдашнему времени, довольно начитанный, уступивши место сыну своему Алексею, он долгое время находился в заштате и умер в 1832 г.

Пятый священник – Василий Федоров Шепелев, студент Владимирской семинарии, первоначально был Диаконом в селе Верхнем Ландехе7, в 1833 г. определен Преосвященным Парфением во Священника в село Южу; помер в 1847 г. – 47 лет от роду.

В причте его были: Диакон Гавриил Смирнов, исключенный из философского класса и поступивший на место Алексея Дмитриева со взятием его дочери; дьячок Никанор Аверкиев и пономари: Иван Васильев, Петр [22об.] Борисоглебский и Иван Святоезерский, последовательно один за другим.

Шестой священник Андрей Васильев Миртов студент Владимирской семинарии, окончивший курс семинарских наук в 1846 году.8 В 1847 году Преосвященным Парфением определен во Священника на настоящее место. Со времени поступления своего на место до сего 1877 года он проходил должности: Законоучителя, Духовного Депутата, Земского Гласного, Члена училищного Совета, Члена Цензурного комитета, Духовника, присутствовал в Комиссиях: по сокращению благочиний, по уравнению приходов, и получил награды: в 1860 г. наперстный Крест, в память Крымской войны, в том же году, Набедренник; в 1866 г. Скуфью; в 1875 году Камилавку; в 1876 году определен Настоятелем Церкви. [23]

Причт его составляют: Диакон Александр Покровский, зять Диакона Смирнова, из философского класса Владимирской семинарии, хороший чтец, и особенно хороший письмоводитель и певец. Пению научился он во Владимире, бывши долгое время певчим в Архиерейском хоре. В Южу поступил во Диакона в 1861 году; по реформе 1876 года определен он в Южу Псаломщиком.

Дьячок Николай Смиренский из низшего отделения Владимирской семинарии, первоначально исправлял должность Пономаря во Владимире, при Семинарской Богородицкой Церкви; в село Южу поступил в 1860 году. По реформе 1876 года зачислен в Юже Причетником сверхштатным.

[24об. – позднейшая вставка] Седьмой священник Евгений Павлович Алеев9 окончил курс Владимирской Дух. Семинарии по 1-му разряду в 1883 году и определен 6 сент. 1883 года законоучителем и учителем в Южское фабричное училище; а в 1884 г. 29 авг. рукоположен во священника Архиепископом Феогностом к Смоленской, села Южи, церкви. Проходил должность уездного Наблюдателя церковно-приходской школы по Вязниковскому уезду по 4 окт. 1900 года – в продолжение 12 лет состоял членом Благочиннического Совета, - имеет награды: Набедренник, Скуфью, Камилавку, Наперсный золотой Крест. Наперстный крест и Крест с украшениями, а в 1921 году Святейшим патриархом Тихоном и Священным Синодом был награжден «Саном Протоиерея».

В причте его были: Диакон Александр Спиридонович Покровский, который умер от рака желудка – 56 лет – в 1895 году 9 марта. Со смертию его штатное диаконское место закрылось ввиду открытия фабричной Асигкритской церкви в 1895 году 8 июля. Означенная Асигкритская церковь просуществовала до 1923 года (около 30 лет), в настоящее время она закрыта, в это время Южа стала городом. Псаломщики: Павел Петрович Никольский из Духовного училища, поступил на должность 7 декабря 1887 года, на место умершего тестя своего Николая Ивановича Смиренского, который умер от разрыва сердца 23 окт. 1887 года.

Петр Павлович Никольский окончивший курс Владимирской Д. Семинарии поступил в псаломщики на место умершего своего отца (в 1915 году) Павла Петровича Никольского и псаломщиком был до 1928 года 6 декабря.

1917 года 6 мая умерла жена диакона Александра Спиридон. Покровского Мария Гаврииловна Покровская 79 лет от роду, урожденная Смирнова Гавриила Иоанновича, который умер заштатным диаконом в с. Юже 1876 года 27 октября; жена Гавр. Ив. Смир. Анисия Алексеевна дочь Диакона с. Южи Алексея Дмитриевича умерла в 1891 г. 29 октября 78 лет от роду; все погребены в церковной ограде.

[24об.] Восьмой священник Виктор Александрович Покровский окончивший курс Владимирской Духовной Семинарии в 1895 году, проходил должность учителя в Ярцевском фабричном училище в г. Вязниках. 1900 г. 15 августа рукоположен во священника к Николаевской церкви села Шумилово, Суздальского уезда, Епископом Платоном Муромским при Архиепископе Сергие Владимирск. и Суздальск., где и жил почти 29 лет. В 1929 г. 17 января перешел в Южу, на свою родину, где 4 месяца испр. должность псаломщика. В 1929 г. 14 мая Архиепископом Севастианом Управляющим Ив.-Вознесенской епархией определен при Смоленской [25] церкви с. Южа на второе священническое место. 1930 года 9 марта назначен Настоятелем Смоленской церкви с. Южи Архиепископом Павлом Ив.-Вознесенским, а 20 марта 1931 года за № 309-м назначен Благочинным 5-го Шуйского округа Им же. Прапрадед его Дмитрий Михайлович, прадед Алексий Дмитриевич, дед Гавриил Иванович и отец Александр Спиридонович, все четверо последовательно один за другим были диаконами при Смоленской церкви с. Южа, прапрадед Дмитрий Михайлович начал службу церкви Божией около 1770 г.]

[Лист 25 оборван на нижние 2/3 части (очевидно, до написания на нем текста).]

[28 внизу на полях приписка, сделанная, видимо, о.Виктором Покровским] 1930 года 27 января Протоиерей Смоленской церкви села Южи Евгений Павлович Алеев ушел в заштат, прослужив в приходе почти 46 лет на одном месте. 1931 года 18 июня жена его Вера Андреевна Алеева, урожд. Миртова, умерла от паралича 71 года от роду и погр. в церковной ограде.


[23об.] VIII.

«Принесение в село Южу Чудотворных икон. Посещение Архипастырей.»

Село Южа имело благодатное утешение несколько раз принимать у себя Чудотворную Икону Боголюбивыя Божия Матери1, из Боголюбского монастыря. В каждый раз принесение иконы в Южском приходе составлялся в честь Ее Праздник и Богомолье и Св. Икону обносили по многим домам прихожан для освящения их и служения молебнов. Несколько также раз приносилась в Южу Чудотворная Икона Успения Божией Матери из Флорищевой пустыни.2 Святой иконе також учреждались Праздники и обносили Ее по домам. [24]

Посещали Южу и ее храм по нескольку раз Архипастыри Владимирские во время управления своею Владимирскою Епархиею. Преосвященные: Виктор, Ксенофонт, Парфений, Иустин, Феофан3 и Антоний все были в Юже и обозревали здание и документы церковные. Преосвященный Парфений был даже много раз; а Преосвященный Виктор один раз совершал служение в Юже, и при этом рассказывают, что имея надобность, по этому случаю, ночевать в Юже, не благоволил остановиться ни в одном доме, но ночевал в палатке, которую приказал раскинуть неподалеку за селом на восточной стороне. Преосвященные: Иустин, Феофан и Антоний осчастливили своим посещением и освятили Своим Архипастырским благословением дом и семейство Священника Миртова и благоволили кушать в нем чай.

[24 об. и сохранившаяся верхняя часть л.25 – вставка другим почерком о 7-м и 8-м священниках]


[26] ЗАПИСЬ СОВРЕМЕННЫХ СОБЫТИЙ
  1   2




Похожие:

Церковно приходская iconПатрио т
По достоверным данным церковно – приходская школа при храме Николы – Угодника в с. Палкино уже существовала в 1870 г
Церковно приходская iconГалина Усачева, Александр Бурдин. ~~~~~~~~ Образование
Михайловке работали три учебных заведения – одна церковно-приходская и две школы грамотности. Обучение в школах грамотности бывало...
Церковно приходская iconОтчёт о работе мбоу ильинской сош за 1 полугодие 2011-2012 учебного года
Ильинка как 4-х классная церковно-приходская школа. В 1937 году стала семилетней, а в 1963 году получила статус средней школы, и...
Церковно приходская iconПатриаршество Пимена и правление Горбачева: последний период (с октября 1989 по май 1990 годов)
Церковно государственные отношения и церковно государственная идеология. Доклад архиепископа (ныне митрополита) Кирилла Гундяева
Церковно приходская iconСогласована Утверждена Начальник оо советом моу грушевской сош администрации 30. 04. 2011 года (протокол №2) Белокалитвинского района Председатель Совета школы
Грушевка в 1894 году школа была открыта как церковно-приходская, где было 4 класса. Затем на протяжении всего существования менялся...
Церковно приходская iconЦерковно-славянский словарь церковно-славянский словарь
Авва – отец («Отец, отец, оставь угрозы, / Свою Тамару не брани; / я плачу: видишь эти слёзы, / Уже не первые они»«Демон»). («Прощай,...
Церковно приходская iconПрограмма музыкального фестиваля «страна воскресения» в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» 2 ноября Малая спортивная арена «Лужники» Открытие фестиваля
«страна воскресения» в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь»
Церковно приходская iconДевочка и крест
Рогов возвращался в Москву по полупустой Ярославке – церковно-номенклатурной трассе, выложенной аккуратными немцами
Церковно приходская iconИ. В. Куклина Актуальность темы
Епархиальная практика и церковно-государственная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821-1867 гг
Церковно приходская iconИ. В. Куклина Актуальность темы
Епархиальная практика и церковно-государственная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821-1867 гг
Церковно приходская iconМосковская духовная академия кафедра Истории Русской Церкви
Ii обзор основных идейных направлений в церковно–общественной среде по академическому вопросу
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов