О службе и жизни icon

О службе и жизни



НазваниеО службе и жизни
Дата конвертации07.09.2012
Размер54.4 Kb.
ТипДокументы

О службе и жизни


С 1982 по 1987 год я проходил службу в должности начальника штаба 45 ртбр в войсках ПВО ГСВГ, в г. Мерзебурге (округ Галле).

Служба была интересной и поучительной. Командовал бригадой полковник Мигунов В.Ф., начальником РТВ ПВО ГСВГ был полковник Щербаков С.Г. Лишь здесь я в полной мере убедился в необходимости и в реальной возможности иметь мобильную группировку сил и средств ПВО, в т.ч. РТВ. Совсем другими глазами стал я смотреть на приграничные бригады РТВ, где пришлось служить раньше. Конечно, войсковая и объектовая ПВО решает разные задачи, но высокая мобильность радиотехнических подразделений и частей, на мой взгляд, важна везде.

Однако сейчас я о другом хотел сказать. 3 мая 2005 года, будучи уже давно гражданским человеком, я по «Радио России» услышал передачу, где обозреватель Андрей Свитенко беседовал с писателем-фронтовиком Борисом Львовичем Васильевым («А зори здесь тихие...», «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился» и др.). Васильев рассказал, что Гитлер, узнав о том, что в Бухенвальде расстреляли Эрнста Тельмана, приказал коменданта лагеря отстранить от должности, разжаловать в рядовые и отправить на фронт. Гитлер заявил: «Немцы немцев не убивают». Это к тому, что на Гитлера мы порой смотрим однобоко. Честно говоря, меня это очень удивило. Если это так и было, то мотив был чисто политическим. Близился конец войны, вот и решили, убрав потенциального лидера новой Германии, разыграть спектакль. В фашистских лагерях погибло немало немцев.

А мне вспомнился наш военный городок в Мерзебурге, где располагался штаб 45 ртбр, штаб авиационной дивизии ВВС ГСВГ, наш совмещённый КП и аэродром одного из иап дивизии. В годы войны это был городок «Люфтваффе». У одного из зданий, с его тыльной стороны, стоял небольшой совсем памятник Э. Тельману (стела). Было непонятно, почему выбрали такое неудачное место для памятника, да и сам он напоминал скромное кладбищенское надгробие. Как впоследствии выяснилось, дело было в следующем. Эрнста Тельмана (1886 - 1944), содержавшегося в Берлине в тюрьме Моабит, по приказу Гитлера переправляли в концлагерь Бухенвальд. На автомашине заканчивался бензин, и команда сопровождения решила заехать в авиационный городок в Мерзебурге, заправить машину, переночевать, а наутро ехать дальше. Тельмана на ночь поместили в подвал того здания, где позже поставили стелу, организовали охрану. Гитлеру стало известно, что Тельман к указанному сроку в Бухенвальд не прибыл. Рано утром в Мерзебург приехала команда эсэсовцев. Людей, сопровождавших Тельмана, расстреляли. А его самого срочно доставили в концлагерь, где 18 августа 1944 года он был убит. На этом месте в Бухенвальде после войны поставили памятник, я видел его в 1985 г., когда был там на экскурсии.

За время моей службы в ГДР отношения с населением Мерзебурга и с офицерами 1 дПВО ННА у нас были самыми доброжелательными, товарищескими.
Было организовано совместное боевое дежурство подразделений 45 ртбр и РТВ 1 дПВО ННА. Когда по графику работали наши подразделения, на сутки к нам прибывал расчет немецкого подразделения и работал на КП (ПУ) ртб (орлр), и наоборот. Ежегодно подводились итоги совместного несения боевого дежурства. Устанавливались не только хорошие служебные, но и личные отношения у советских и немецких офицеров. Дело не обходилось и без курьёзов. Как-то по замене на должность командира роты в Эрфурт прибыл капитан Плохой. При встрече немецкие офицеры стали уточнять у меня, кто там новый командир. Я ответил: «В Эрфурте теперь командир роты капитан Плохой». На русском немцы говорили довольно хорошо, многие закончили наши военные ВУЗы. Тем не менее, ответ мой их очень озадачил. Чего же так сразу о новом человеке? Я и говорю: «Да нет, он сам по себе очень хороший, но фамилия у него Плохой». Мы посмеялись от души. А вскоре начальником РТВ 1 дПВО ННА был назначен подполковник Поммер. Ну, у них двойные согласные произносятся как один звук, Помер, то есть. Когда он представлялся, то пошутил, я мол, ещё не помер. Тоже посмеялись. Его фамилия на русский лад была бы, пожалуй, Лимонов (понятно, что фамилии не переводятся). Жена у него была русская. К сожалению, было что-то роковое в этой фамилии, офицер погиб в автокатастрофе. Жена с детьми решила в Россию не возвращаться, осталась жить в Котбусе.

Очень тёплые отношения сложились у 45 ртбр с коллективом нефтеперерабатывающего завода в Люцкендорфе, близ Мерзебурга. Прямо на это завод по нефтепроводу нефть подавалась из Башкирии. Башкирские нефтяники бывали здесь с визитами дружбы.

В те годы в газетах можно было прочитать, как Запад ругает страны соцлагеря, отгородившиеся от него «железным занавесом». Я думал, что это некая гипербола, штамп недругов-империалистов по поводу прочности наших с ними границ. Но вот как-то раз я с группой офицеров бригады на УАЗ-469 ехал по югу ГДР из роты Штанхейд в ртб Штельцен. Дорога петляла среди гор, дело шло к вечеру. Мы ориентировались по дорожной карте. Выяснилось, что бензина у нас только-только хватит. Стали выбирать дорогу покороче. Вдруг подъехали к шлагбауму. Из домика вышел немецкий капитан и сказал, что тут погранзона, проезд запрещён. Возвращаться по окружной дороге было уже невозможно, бензина бы точно не хватило. Он позвонил своему начальству, и нас пропустили. Через пару километров дорога вышла к границе ГДР с ФРГ. Метрах в 50-ти справа от дороги шла КСП, за ней на железобетонных столбах, сверху загнутых, на высоте до 4 метров была натянута колючая проволока, от земли на 3 метра высотой закреплена сетка-рабица, а по ней ещё одна сетка, более густая, и высотой метра 2, так что через это сито противоположная сторона почти не просматривалась. Столбы стояли часто, а вдоль КСП на ж/б опорах располагались вышки с пограничниками, метрах в 300-х друг от друга. Пограничники держали на прицеле своих автоматов нашу машину, пока она проезжала от вышки к вышке. Плюс ко всему вдоль КСП стояли столбы электрического освещения со светильниками дневного света. Слева от дороги тянулись деревенские дома. Тут я и понял, что «железный занавес» - это не литературный образ, а объективная реальность.

Службу немецкие пограничники несли чётко. В одной из наших приграничных рот солдат ночью уехал на автомашине в самоволку. Двигатель заглох, и он пошёл пешком. Куда он направлялся, сказать трудно, то ли заблудился, то ли умысел имел определённый. Но оказал вблизи границы, где в секрете находился немецкий пограничник. На оклик он не среагировал, и немец открыл огонь на поражение. Солдат погиб.

Совершенно иная картина была на германо-чешской границе. Когда я отдыхал в санатории в Бад - Эльстере, мы ходили на прогулку в сторону границы. Асфальтированная дорога была перекрыта обычным шлагбаумом из трубы. Он был заперт на замок. Никто не нёс тут службу. Метрах в 300-х на чешской территории виднелась деревня. Слева и справа от шлагбаума нет никаких ограждений, КСП, просто идёт просека среди леса. На ней довольно редко стоят полосатые столбы с табличками. На них с одной стороны по-немецки, с другой по-чешски написано: «Государственная граница». И всё. Я прошёл по просеке, прочитал, что написано на табличках, и вспомнил, Как выглядит граница СССР и Польши, когда проезжаешь Брест. Есть разница. Что касается воздушной границы ГДР и ФРГ, то и наши истребители разворачивались над Гамбургом, и их над Эрфуртом, а легкомоторники порой и дальше залетали. Я уже не говорю о известном случае, когда наш истребитель с территории Польши, оставленный катапультировавшимся лётчиком, самостоятельно пролетел на средней высоте через границу Польши и ГДР, ГДР и ФРГ, ФРГ и Бельгии и упал на её территории, выработав горючее, без какого-либо воздействия! А будь он нацелен на штаб-квартиру НАТС в Брюсселе? Это не Матиас Руст, который крался к нам на предельно малых высотах!

Был случай, когда воздушный хулиган из ФРГ, неоднократно нарушавший границу на легкомоторном самолёте, был обстрелян нашим истребителем. Раненый, он сумел под прикрытием ЛЭП дотянуть до своей территории. Где и был привлечён к ответственности властями ФРГ.

В целом факты нарушения воздушной границы ГДР иностранными самолётами рассматривались с учётом чрезвычайной концентрации противостоящих вооружённых сил НАТО и Варшавского Договора. Это не носило характер безудержного самоедства, что случалось порой в таких ситуациях на территории СССР.

Служба в ГСВГ была настоящей школой боевой выучки, в первую очередь для офицерского корпуса наших Вооружённых Сил. Особенно для тех, кто стремился эту школу пройти с максимальной эффективностью. Более всего запомнился тот перисд, когда Главнокомандующим ГСВГ был генерал армии М.М. Зайцев. При сменившем его П.Г. Лушеве стало не так интересно. Сегодня мы учимся в других школах, поближе. А те, кого мы сдерживали на дальних рубежах, теперь наступают нам на пятки в Прибалтике, Польше, Чехии и на других направлениях. Природа не терпит пустоты, вот в чём вопрос.


В.В. Шредер




Похожие:

О службе и жизни iconПравительствующий Сенат Княжества Балтия
В рамках установления персональной ответственности подданных, состоящих на княжеской службе и поддержания трудовой дисциплины Казначейству...
О службе и жизни icon15 августа 2008 года «День легкого дыхания»
«Дыхательные гимнастики на службе здоровых легких» беседа о ценности здоровых легких в жизни человека с медицинской сестрой, закрепленной...
О службе и жизни iconПриказ №553 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы в целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса
Утвердить Положение о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы
О службе и жизни iconГод выпуск г и. численность г и. в службе

О службе и жизни iconДобровольная подготовка граждан к военной службе

О службе и жизни iconЧин всего в службе с содержанием от казны

О службе и жизни iconДокументы
1. /Жизнь происходит из жизни/LCFL00CH.rtf
2. /Жизнь...

О службе и жизни iconСеминара «Я и мои товарищи», где была использована накопительная система баллов; в нем приняли участие все учащиеся класса и все заработали только положительные оценки, т к. у каждого ребенка за время «штурма» было накоплено достаточное количество баллов. В 7а классе было проведено 2 мероприятия: «Ф
Майи, Улиной Кати, Ткачевой Маши. В конце мероприятия дети исполнили по своему желанию два гимна: гимн Кубани и гимн России. Яна...
О службе и жизни iconУказатель имен
На земском поприще и государевой службе Глава в союзе русского народа
О службе и жизни iconДокументы
1. /Жизнь происходит из жизни/LCFL00CH.rtf
2. /Жизнь...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов