Класса icon

Класса



НазваниеКласса
Дата конвертации12.09.2012
Размер263.62 Kb.
ТипДокументы



Воспитательная система класса


Казакова Ангелина Александровна,

учитель начальных классов

МОУ Беляевской средней

общеобразовательной школы

Оханского района

Пермской области


Введение.

В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: "А кто самый главный человек в школе?" "Однозначно, директор", - ответило бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе - это классный руководитель," - скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок - школа" или "семья - школа" нет более ' важной персоны, чем классный руководитель.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: " А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!" "А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители," - моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни!

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружающими его людьми!

Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важнозанять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.


Уже известно, что на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы нашего учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.

Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в начальном классе. Для решения этой проблемы педагог поставил цель воспитательной системы - поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы. Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать наших воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния". Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя: эта работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.

На каждой ступени обучения учитель проводит исследование личностного развития учащихся.

Целью диагностики является выявление актуального развития той или иной индивидуальной особенности школьника и установления "зоны ближайшего развития", то есть перспективы развития школьника, которую он может достичь при сотрудничестве с учителем и другими взрослыми.

Построение воспитательной системы в начальных классах позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

В то же время вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении четырех лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника начальной школы.


Понятие и сущность воспитательной системы.

^ Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?



Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника. [4]




Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.


Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.


Компоненты воспитательной

системы


Составные части (элементы компонентов)


I. Индивидно-групповой компонент


1. Классный руководитель.

2. Учащиеся класса.

3. Родители учащихся.

4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.


II. Ценностно-ориентационный компонент


1. Цели и задачи воспитания.

2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.

3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.


III. Функционально-деятельностный компонент


1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

2. Основные функции воспитательной системы.

3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.


IV. Пространственно-

временной компонент


1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.

3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

4. Этапы становления и развития воспитательной системы.


V. Диагностико-аналитический компонент


1. Критерии эффективности воспитательной системы.

2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.



Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.

Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде:








Концептуальная модель воспитательной системы класса.


Прежде чем говорить о содержании воспитания, надо посмотреть на себя как на воспитателя. Кто я? Достаточно ли во мне нравственности, честности, справедливости, духовности, культуры, интеллигентности, чтобы нести и отдать детям то лучшее, что есть во мне.

Каков мой авторитет? Ведь, ведя детей ко мне, родители должны быть уверенны, что я не изуродую их ребенка, не причиню ему страданий и боли, буду заботиться о его здоровье, о его настроении, сумею защитить, научу учиться, разовью его способности, подготовлю к дальнейшей жизни.

Для ребенка важно все: как я хожу, как я одеваюсь, как общаюсь с коллегами, искренняя ли моя к нему любовь.

Создание модели воспитательной системы началось еще за год до начала школьной жизни первоклассников, и первый этап можно назвать "Наши первые встречи". В школе уже много лет работает "Школа будущего первоклассника" по подготовке детей к школе. Учитель посещает занятия в детском саду, знакомится с детьми, проводит родительские собрания. Здесь же проверяется умение логически мыслить, общаться со сверстниками. Полученная информация обрабатывается с психологом, предоставляется в виде таблицы, с результатами которой знакомятся родители. Учитель посещает детей на дому, знакомясь с условиями жизни ребенка в семье. А потом трехнедельная июльская подготовка. Это не просто встреча с будущими учениками, а реальная возможность постараться увидеть те проблемы в развитии ребенка которые станут помехой в быстрой адаптации его к условиям школьной жизни и наметить план индивидуальной работы.

В третьем классе обучается восемь детей. Все учащиеся были зачислены в 1 класс на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. До поступления в школу все дети посещали детский сад. При медицинском обследовании всего лишь трое детей были признаны практически здоровыми и определены в первую медицинскую группу, остальные учащиеся отнесены по состоянию здоровья ко второй группе, так как у них заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечные заболевания, нарушения зрения, астма. Только два человека во время тестирования и собеседования показали высокий уровень подготовленности к обучению в школе, а остальные дети - ниже среднего уровня. К сожалению, у большинства будущих первоклассников выявлен бедный словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи и моторики правой руки.

При прохождении трехнедельного курса "Школы будущего первоклассника" практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности.

Процесс обучения учащихся строится на основе принципов традиционной системы с элементами развивающегося обучения.

Методологический основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка. Методическая тема, над которой работает

педагогический коллектив школы: «Осуществление принципов личностно-ориентированного образования," а цель воспитательной системы – осуществление системного подхода к организации совместной деятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации через содержание, методику, форму и технологии воспитательной работы школы, создание образа жизни коллектива, его психологического климата на основе личностно-ориентированного подхода".

Педагогический коллектив школы выявил проблему - поиск наиболее эффективных форм и методов личностно-ориентированного образования и воспитания.

Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет проводиться в системе.


Используя опыт Шемшуриной А.И. [7] и учителей города Ставрополя [1] учителем построена модель воспитательной системы класса.

^ Главная цель воспитательной системы - создание и поддерживание положительной "Я - концепции" у детей младшего школьного возраста.

"Я - концепция" - это представление человека о самом себе - система развивающаяся, и мы, педагоги, родители, окружающие люди должны создать условия, чтобы все ее компоненты (осознание своих физических, интеллектуальных, характеро-логических свойств; самооценка; субъективное восприятие внешних влияний) развивались успешно.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

• развить субъективность личности каждого учащегося;

• создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;

• педагогически поддержать творческие устремления и действия каждого ребенка.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются "индивидуальность", "самостоятельность",

"доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно

&

выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности

классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Учитель верит, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

• Старайся делать добро!

• Бойся обидеть человека!

• Люби и прощай людей!

• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

• Познай мир и себя!

• Стремись найти свою цель в жизни!

• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

Каждый день учащиеся делают какое-нибудь доброе дело. Причем, инициаторами добрых дел являются сами дети.

Помимо классных часов, которые проводятся в системе, об этом говорится на уроках, на индивидуальных беседах.

При подготовке к любому уроку, классному часу, ставится цель, что сегодня ребенок должен получить новые этические знания, причем получить в творческом процессе, путем применения различных форм и методов обучения и воспитания: это путешествия с элементами волшебства, диалоги, обыгрывания ситуаций.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, на занятиях создается увлекательная эмоциональная атмосфера, насыщенная разными примерами из жизни, конкретными фактами. Используется наглядность: от индивидуальной до коллективной, различные словари. Причем, у каждого ребенка есть какой-то словарь: толковый, иностранных слов, фразеологизмов, антонимов, синонимов и прочие, которые детям подарили родители за успехи обучения в школе.

Во избежание переутомления проводятся обязательно физкультминутки с движениями и на релаксацию.


Для реализации программы у педагога есть еще индивидуальные планы с отдельными учащимися, в которых учитываются проблемы воспитания и обучения, которые были выявлены в процессе анкетирования.

Юдин Владимир - Развитие коммуникативных способностей. Занижена самооценка.

Артемьева Анастасия - Отказ от вредных привычек (не любила здороваться).

Садыева Айгуль - Воспитание силы воли на уроках физкультуры. Очень помогло безотметочное оценивание на уроках физкультуры.

Завьялова Елена - Освоение методов самопознания, упражнения по технике быстрого чтения.

^ Главным системообразующим фактором воспитания служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День Знаний, Новогодний праздник, походы, прогулки, папин и дедушкин день, Праздник мам и бабушек, встреча с участниками Великой Отечественной войны, игры - путешествия, До-свидания 1 (2-ой) - 4 класс, день именинников, Последний раз в начальный класс и другие. (Приложение)

Раскрывать творческие способности учащихся помогают учителя и родители, которые опираются на педагогические идеи Мухиной И.А. [4]:

• равенство всех участников;

• ненасильственное привлечение к процессу деятельности;

• отсутствие оценки соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самовоспитанием;

• чередование индивидуальной и коллективной работы;

• ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества;

• выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов (без выбора нет свободы);

• нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.

В классе действуют следующие законы школьной жизни:

Разрешается:

• улыбаться друг другу;

• помогать и уважать друг друга;

• дружить и выручать;

• быть добрым и веселым;

• стараться хорошо учиться. Запрещается:

• хамить, грубить;

• пускать в ход кулаки;

• бездельничать и мешать товарищам;

• говорить друг другу обидные слова.

Каждый учащийся живет в своем домике. Еженедельно у него происходит смена поручений. Это Знайка, Золушка, Лесовичок, Докторенок, Повар. Дети не только оказывают помощь учителю, но и проводят беседы с одноклассниками, стараются быть лучше. Помогают при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий. Воспитательная система класса - максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся "дни открытых дверей" для родителей, родительские собрания с участием детей, встречи с семьями, классные часы. Хорошо сплачивают родителей коллективные дела класса. В начале и конце учебного года у нас проводятся традиционные встречи на природе "Я скучал (а)", "Мои успехи"". Все праздники только с родителями. Вместе ведем наш семейный классный альбом, в котором отражаем самые важные моменты в жизни коллектива. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.

Помогая друг другу и во всем поддерживая детей, учитель и родители смогут выполнить задачу поставленную в 1 классе, - воспитать разносторонне развитого, духовно богатого, творческого человека.

В развитии младших школьников используем социокультурный потенциал нашего села: сухоходная река Кама, действующая церковь, библиотека, Дом культуры.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащиеся в течение 4-х лет смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности [3]:

нравственный потенциал - восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как "семья", "школа", "учитель", "Родина", "природа", "дружба со сверстниками", "уважение к старшим", потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;

познавательный потенциал - наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

коммуникативный потенциал овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками; умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции;

художественный потенциал эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального отношения к произведениям искусства;

физический потенциал - соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Школьники оцениваются по признакам и по уровням формирующих качеств (от высокого уровня до недопустимого) по следующим критериям:

• сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

• развитость креативных способностей учащихся;

• проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

• сформированность классного коллектива.

^ Высокий уровень: наличие положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной позиции.

Средний уровень: самостоятельность, но общественная позиция еще отсутствует.

^ Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями старших и другими высшими побудителями.

Недопустимый уровень: характеризуется отрицательным опытом

поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

Но возможны и риски:

• стремление учащихся уйти из-под контроля;

• неготовность взрослых серьезно относиться к идеям детей;

• конфликты внутри коллектива;

• негативное влияние окружающих (асоциальные семьи).

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного и воспитательного процесса и должен проходить системно в каждом классе примерно 2-4 раза. Например, в 1 классе, в начале года проводится игра "Кольцо любви", где выявляется, что дети любят и, что не любят. Учитель проверяет, делает для себя соответствующие выводы. В течение второй и четвертой четверти проводятся занятия по этике где уделяется внимание тем детям, у которых нет любви к природе, животным, родителям. В конце года проводится повторная игра, результатом которой является сравнение с самим собой "Что я не любил..?", "что я люблю теперь". Так же можно предложить такую игру и родителям для того, чтобы узнать как они знают своего ребенка. (Приложение)

А во втором классе можно расширить границы этой игры и провести в начале года игру Вселенная". Цель игры: организовать детей на совместную деятельность, показать что Вселенная может существовать только тогда, когда мы все вместе, хотя мы все и разные. Ребята на альбомном листе в центре рисуют солнце, а в центре солнечного круга пишут крупную букву "Я". От этого "Я" центра Вселенной надо начертить линии к звездам и планетам. Только нужно объяснить детям, что мы рисуем себя, свой внутренний мир. Планет 13 (мое любимое животное, занятие цвет, лучший друг, любимая игра, что больше всего я люблю в школе и другие). После этого "Звездная карта" каждого позволяет определить возможности каждого ученика, то, что делает детей уникальными. (Приложение)

А родители пишут положительные черты характера своего ребенка и то, что хотели бы они изменить в ребенке к концу 1 класса, затем второго и к концу начальной школы. (Приложение)

Такие работы позволяют следующее:

1. Определить индивидуальные наклонности, интересы, потребности ребят.

2. Выработать общую линию поведения родителей и учителей, обеспечивающую правильное влияние на ребят.

3. Организовать быстрое вовлечение вновь прибывших ребят в коллектив.

4. Организовать общение детей, согласуясь с их индивидуальными особенностями.

5. Дети учатся видеть мнение коллектива, формировать это мнение, выражать общие ценности, проявлять фантазию и творческую инициативу.

В целом план воспитательной работы в классе строится по пяти разделам.

I. Воспитание любви к "малой Родине" (уход за комнатными растениями, беседы, экскурсии в природу, по архитектурным местам села, района, разучивание народных игр, уроки гражданина).

II. Развитие произвольности психических процессов (конкурсы чтецов, викторины, посещение библиотеки, отслеживание познавательных способностей).

III. Формирование качеств, составляющих культуру поведения (работа над правилами школьной жизни, правилами дорожного движения, коллективно-творческие дела).

IV. Развитие навыков самообслуживания, творчества (мероприятия, направленные на развитие самостоятельности, ответственности, самоорганизации: работа в классе по "семейкам", организация жизни в группе продленного двенадцатичасового дня).

А летом дети живут и работают в звене "Юный психолог", где продолжается работа по обогащению у них опыта поведения в окружающем мире, общения с другими людьми - сверстниками и взрослыми.

Данная работа побуждает ребенка более глубоко понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать, главное умение сопротивляться негативному влиянию и при необходимости говорить "нет". (Приложение)

Все занятия обязательно связаны с повседневной деятельностью детей и уроками. Осуществляется единство учебно-воспитательного процесса, где урок и повседневная работа взаимосвязаны. Учитель начинает учебный день с эмоционального заряда доброты. "Здравствуйте, дети!", "Как я во вам соскучилась!", "Улыбнитесь!", "Я вас люблю" и др. Это специальный методический прием: начиная день, высказать свою уверенность, что они будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций. Высказывая свое напутствие, учитель настраивается на доброжелательную волну понимания и расположенности к детям, что само по себе чрезвычайно важно и является основой построения нравственных отношений педагога с детьми, обязывает его к этому. В таком ключе и заканчивается день. После уроков надо организовать этическую пятиминутку, посвященную анализу происшедших конфликтов. Но не с целью морализирования, наказания. На такой ежедневной пятиминутке надо учить детей находить пути выхода из конфликта, предотвращения его. Дети с помощью учителя пытаются разобраться, как можно было избежать возникшего конфликта, а если он уже произошел, как сделать так, чтобы конфликтующие стороны помирились, и никто не ушел домой обиженным. При этом дети с удовольствием участвуют в подобном анализе, находят нравственные решения споров и испытывают глубокое удовлетворение от результатов своих моральных усилий.

На одном из классных часов идет размышление о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений.

У класса есть общая цель. Например, быть дружными и добрыми.

В классе много общих дел. Например, все готовятся к празднику мам и бабушек, Новому году, конкурсам, походам и другим мероприятиям. Все действуют вместе: учат стихи, готовят подарки родителям, гостям, друг другу.

жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников. Например, "Здравствуй, школа!" - "За обе щеки" (праздник для бабушек и дедушек).

Класс учится действовать самостоятельно. Все участвуют в делах класса. Придумывают и проводят свои конкурсы. Идеи подают и родители. Например, "Конкурс причесок", "Малые Олимпийские игры", изготовление подарков для малышей из детского сада.

В праздниках для родителей учитель старается показать каждого ребенка: кто ведущий, кто актер, кто художник, поэт. У детей, у которых в учебе есть проблемы, появляется чувство, что он тоже является членом коллектива, что его ценят и не могут без него.

В нашем классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы - коллектив.

Сейчас у нас трудная цель: стать настоящим коллективом. В этом учебном году учащиеся 1 и 3 классов обучаются вместе.

У многих третьеклассников уже осознанное поведение, они умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, развито умение совершать хорошие поступки.

В классе сложилось коллективное мнение. Ученики ценят коллектив своего класса. Об этом говорят результаты заданий по методике "Герб класса". [4] Это задание дети выполняли самостоятельно. С заданием справились все учащиеся. При внимательном изучении их творческих работ было несложно определить эмоционально-психологическое самочувствие ребенка в классном коллективе, понять, что наиболее важно для него в жизнедеятельности класса, о чем он мечтает.

Садыева Айгуль: "Наш класс называется "Солнышко". Ангелина Александровна наш центр, а мы все лучики".

Старцева Лена представила в виде ромашки: учитель - центр, лепестки -дети, рядом сердце, которое говорит о том, что мы все любим друг друга.

Казакова Света нарисовала желтое солнышко, которое означает наши теплые взаимоотношения в классе. Рядом - книга. Это наш главный школьный предмет, а "5" - обозначает, что большинство в классе учатся на

"отлично".

Поразил герб Злых Лены: "Мы все как "зеленые лягушки" - неумелые, непослушные, а когда встретились с нашей Ангелиной Александровной и превратились в прекрасных золушек и принцев". (Приложение)

Для большинства учащихся класса главная цель - улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками.

У класса есть много дел, которые приносят большую пользу людям -малышам, взрослым, школе.

В классе, по-настоящему дружном, дети искренне, заботливо относятся к каждому. Это видно по тому, как "новенькие" легко вливаются в жизнь нашего коллектива.

Дети ценят знания, умеют их добывать самостоятельно и дают правильную оценку событиям, отношениям, людям. Интересуются познавательной литературой, просят, чтобы на каждом уроке были "пятиминутки" на развитие познавательных способностей.

Постоянно что-то делают: рисуют, лепят, конструируют, читают, отгадывают, поют и т.д. Это воспитывает у них такие качества как трудолюбие и ответственность.

В классе было проведено анкетирование по методике Фридмана Л.М. [6] "Наши отношения" с целью выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.


1 серия утверждений (Для изучения дружбы, сплоченности, конфликтности).

Выбор %

1. Наш класс дружный 8 100

2. В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

3. В классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовешь. 8 100.

4. Наш класс недружный, мы часто ссоримся.

5. Наш класс недружный, в нем трудно учиться.


Вывод: Дети довольны своим коллективом.


2 серия утверждений (Выявить состояние взаимопомощи или ее отсутствие)


Выбор %

1. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания 8 100.

2. В нашем классе помощь оказывается только друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только по просьбе учителя.


Вывод: 7 учащихся из детей считают, что у нас существует система взаимопомощи.


3 серия утверждений (Выявить ответственность друг за друга)


Выбор %

1. В классе принято нести ответственность друг за друга. 8 100

2. В классе плохие поступки волнуют всех. 8 100

3. Мы стараемся, чтобы о наших поступках учитель узнал как можно меньше.

4. Мы не обращаем внимания друг на друга и 5 учителей.


Вывод: У детей высокая ответственность друг за друга.


Следующая методика была проведена с целью определения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Показатель удовлетворенности учащихся школьной жизнью "У" у всех детей больше 3: от 3,1 до 3,8. Это говорит о высокой удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Дети любят свою школу, свой класс, ходят на занятия с радостью, так как их здесь любят, ждут.

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения было проведено с помощью методики Е.Н. Степанова. [3]

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Родители оценивали степень согласия с перечисленными ниже утверждениями. Отвечали 7 человек.

У - удовлетворенность работой школы.

1 человек - 3

2 человека - 3,4 2 человека - 3,5 2 человека - 3,6

Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности. А на 5 утверждение "В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель", все ответили "Совершенно согласен!".


Заключение.

Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание –

это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе,

это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

А.С. Макаренко

Воспитательная концепция класса... Судя по толковому словарю Ожегова - это система взглядов на воспитание, основная мысль воспитания.

^ Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.

Именно в наше время - время сложное, неопределенное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой детской жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.

Школа с новым положением ребенка нужна сегодня не случайно. Общество круто разворачивается к человеческой личности.

Идея развития личности ребенка - узловой момент новой школы.

^ Главная цель воспитания - Человек.

Хочешь воспитать ребенка? Как воспитать личность, не воспитывая? Найти ответы на эти вопросы поможет концептуальная модель воспитательной системы класса, школы.

Главное - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Это значит не быть перед ребенком чем-то высшим, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.

В развитии личности ребенка большую роль играет игровая деятельность. Чем богаче и содержательнее будут все мероприятия, тем больше создается возможностей на формировании нравственных ценностей.

Школе надо выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания его живую душу и живую этику.

Для воспитателя каждый ребенок конкретен. Отсюда - необходимость точного индивидуального подхода, составление индивидуальных программ.

В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.

Создание воспитательной системы в каждом классе начального звена - основная идея работы нашей школы.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя. И нам это удалось!

Наш класс представляет собой группу "Солнышко" со своим девизом, законами. В группе восемь жителей. Наши дети понимают такие ценности, как "семья", "школа", "учитель", "Родина", "природа", "дружба", умеют различать хорошие и плохие поступки людей, могут оценить свои действия и поведение одноклассников, соблюдают порядок во всем и дисциплину. Они наблюдательны, активны, проявляют интерес к познанию, учащиеся умеют говорить и слушать, сопереживать, проявляют внимание, заботу к людям, животным, природе. Они соблюдают режим дня и правила личной гигиены, стремятся быть сильными, быстрыми, ловкими и закаленными.

В классе есть Почетные "жители".

Старцева Елена и Юдин Владимир на традиционной районной "Лыжне Кузнецовой" получили свои первые медали на ленте российского флага на дистанции 3 километр в 2005,году.

Злых Елена заняла 2 место по району в общероссийкой игре "Кенгуру" в 2004 году.

Садыева Айгуль - победитель школьного конкурса "Золотой грамофон".

Казакова Светлана инициатор всех Добрых дел. В этой семье больше всех выписанных детских журналов.

Еще хотелось бы сказать, что классный руководитель, учащиеся гордятся своим "местом жительства" в школе - уютном кабинете. Этот кабинет фактически создан руками родителей и детей. В нем учащиеся любят заниматься, отсюда им не хочется уходить, сюда приходят те дети, которые учились здесь раньше. Члены классного сообщества заботятся о чистоте и уюте.

Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

• Уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе.

• В классе преобладает атмосфера доброжелательности, нет грубости.

• Все дети хорошо чувствуют себя в классном коллективе.

• Учащиеся имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые школьные предметы и любимый учитель.

За 2004/05 учебный год наш класс победил в номинации "Умники и умницы", а за творческую, бурную, активную жизнь был награжден переходящим вымпелом "За честь школы" среди начальных классов.

По построению воспитательной системы класса педагог выступил на курсах повышения квалификации на базе Оханского района "Современное содержание воспитания. Нравственно-половое воспитание школьников", которые прошли с 4 по 14 апреля 2005 года. Руководитель курсами Угольникова Елена Юрьевна.

Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.

Цели, поставленные на 2 года обучения перед классным руководителем, выполнены, но проблема далеко еще не решена.

Сейчас проблема стоит еще острее: найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в сдвоенном классе.


Список литературы.

1. Лаврентьева Л.И. и др. "Нравственное воспитание в начальной школе" // Завуч начальной школы, №№ 3,4,5, 2004 г.

2. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения, Псков, 1998 г.

3. Степанов Е.Н., Классному руководителю о воспитательной системе класса, Москва, 2001 г.

4. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2005 г.

5. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 г.

6. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Л., 1991 г.




Похожие:

Класса iconТема проекта: «Мораль сей басни такова…». (Сборник авторских басен учащихся 5-6 классов)
Г/игизиабихер Эдуард, ученик 6 класса, Захаров Евгений, ученик 6 класса, Мадиев Ибрагим, ученик 5 класса, Минакова Татьяна, ученица...
Класса iconПраздник осени
«Осенний букет» стала Витякова Анна из 11 класса, в номинации «Урожайная грядка» Бузинова Наташа из 7 класса, в номинации «Краски...
Класса iconВикторина «Мы с тобой казаки!» среди 6-8 классов
На первое место вышла команда 7 класса. На втором команда 6 «б» класса «Кубанские ребята». На третьем месте команда 6 «а» класса...
Класса iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Петровска Саратовской области»
Классным руководителям: 9 «А» класса Щербаковой И. В., 9 «Б» класса Полевовой Л. Ю., 11 «А» класса Моляковой Е. А. в срок до 26 марта...
Класса iconТематическое планирование по математике для 3 класса (из расчета 5 часа в неделю, всего 168 час.) Учебник «Математика» для 3-го класса, в 3-х частях
Проверочные и контрольные работы по математике для 3-го класса (авторы: Л. Г. Петерсон, А. А. Невретдинова)
Класса icon14-20 апреля 2012 года в г. Ульяновске состоялся заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», в котором приняли участие обучающиеся г
Йошкар-Ола: Шамова Дарья, ученица 10 класса мбоу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина», Раздорский Михаил, ученик 11 класса мбоу «Гимназия...
Класса iconЛитература призер
Участвовали учащиеся 7 классов (161 человек), 8 классов (201 человек), 9 класса (336 человек), 10 класса (304 человека), 11 класса...
Класса iconДела общешкольные Праздник «Золотая осень»
«Осени». В ней приняли участие все классы нашей школы. Особенно активными в номинации конкурс поделок «Чудо с грядки» были учащиеся...
Класса iconПротокол родительского собрания учащихся 9 классов
Курашева Р. Л. классный руководитель 9 «А» класса Иванова В. П. классный руководитель 9 «Б» класса Севастьянова И. В. классный руководитель...
Класса iconАнализ результатов кдр по математике (22. 12. 2009) учащихся 11 класса (12 класса вечерних школ)

Класса iconРабочая программа по физике физико-математического 8 класса 3 часа в неделю (102 часа) Составитель: Белорусова г и
Программа увеличивает число уроков отведенных на решение задач. Отведено время на повторение, т к учащиеся данных классов сдают переводной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов