Экскурс в историю телевидения icon

Экскурс в историю телевидения



НазваниеЭкскурс в историю телевидения
Дата конвертации13.09.2012
Размер54.41 Kb.
ТипДокументы



Экскурс в историю телевидения



Эксперимент продолжается


«Музыка Петербурга» весенний номер 2001 год

Светлана Рухля


«Да, театр — это пластическое искусство, к тому же искусство, которое живет один миг и сразу сгорает. По поводу театра нельзя теоретизировать, театр рассказывает о себе и объясняет, какой он, только средствами театра. Суть театра можно познать только через театр», — писал выдающийся театральный режиссер Джорджо Стреллер.(1) Так театральный режиссер определил некоторую беззащитность театра: «живет один миг и сразу сгорает», но насколько же неизмеримо беззащитнее было первое телевидение, оно ведь сгорало вообще без следа. В отличие от театрального спектакля, которому предшествовали месяцы репетиций, размышлений, повторений, от которого оставались какие-то оформленные на бумаге записи, какие-то пробные и окончательные фотографии, оно не имело этого — «до» и «после». Что предшествовало выходу на телевидение (ни к чему иронизировать, что выход этот с точки зрения «большого искусства» мог быть убог, все равно все грядущие большие «телесоздания» уходят корнями в элементарный выход перед примитивной телекамерой)? Коротенькая инструкция. Чем был сам этот выход? Выступлением в непривычных, неудобных условиях. Hикаких «особых» средств телевидения тогда не существовало, фактически продолжался эксперимент с недостаточно ясными перспективами. К огромному сожалению, не удалось пока услышать документальные свидетельства музыкантов — участников первых программ. Большинства из них уже нет, с другими — встречи, возможно, еще впереди. К сожалению, ничего не отложилось в памяти одной из участниц передачи 1949 года — Тамары Владимировны Богдановой (Тамара Богданова, заслуженная артистка республики, бывшая солистка Малого театра оперы и балета, обладательница теплого волнующего сопрано, звучавшего в свое время по всей нашей необъятной стране, ибо им пела Марина Юрасова (Теодора Вердье), партнерша Георга Отса в популярной кинокартине 1958 года «Мистер Икс»). Певица, в памяти которой сохранились многочисленные перепитии ее творческой жизни, о телевидении вспомнила лишь то, что «когда-то зачем-то ходила в старое здание телецентра».
Вместе с тем телевидение продолжало свою работу. Частым участником телепередач был оркестр Радиокомитета. Специальные концерты организовывались для молодых исполнителей.
Концерт выпускников художественных ВУЗов Ленинграда в передаче № 73 — 19.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг). Среди участников — Валентина Максимова (впоследствии солистка Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, народная артистка республики) в передаче исполнила арию Джильды из оперы Верди «Риголетто».
В передаче № 91— 21.06.1950 г. Режиссер Стеркин, редакторы Гоухберг, Мушегян. Среди участников - знаменитая впоследствии балерина Алла Осипенко.


Из участников «Концертов молодых исполнителей» следует выделить: студентку 1 курса Консерватории Тамару Богданову, впоследствии солистку Малого оперного театра — в передаче № 105 — 03.09.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг).
В передаче № 137 — 19.11.1949 г. (режиссер Строганов, редакторы Гоухберг, Михлин) Зоя Виноградова исполнила фрагменты из оперетт.
В передаче № 14 — 29.01.1950 г. (режиссер Строганов, редактор Гоухберг) Зоя Майданюк исполнила фрагменты из оперетт.
В передаче № 80 — 09.07.1949 г. (режиссер Ермаков, редактор Гоухберг) Борис Брегвадзе и Hонна Ястребова — молодые солисты балета Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Татьяна Лаврова — молодая солистка Малого театра оперы и балета — впоследствии народная артистка республики, лауреат Государственной премии, будет участницей и последующих телепередач, в одной из них она исполнит фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Вот что писал рецензент, видевший Лаврову на сцене театра: «...И хотя Снегурочка-Лаврова радостно-приветлива с приютившими ее берендеями, в голосе ее все время присутствует чуть холодноватый «металлический» оттенок. Снегурочка просто не понимает, что такое человеческая любовь, страсть, ревность, и, чувствуя себя чужой среди берендеев, обращается за помощью к матери — Весне. Мать дарит ей волшебный венок, холодную душу Снегурочки согревает великое чувство любви. Здесь образ приобретает у Лавровой новые краски. В голосе появляются задушевность, глубокая эмоциональность — он крепнет, звучит более уверенно. Во время дуэта с Мизгирем, когда Ярило-Солнце входит в свои права, в радостном звенящем настроении Снегурочки все ощутимее слышатся интонации тревоги, смятения. Т. H. Лаврова мастерски пользуется своим вокальным дарованием. Снегурочка как бы растворяется, исчезает на глазах у зрителя, голос ее становится все слабее, слабее и постепенно, так что невозможно даже определить этот момент, замирает совсем...» (2)
Телевидению первых лет было несвойственно устраивать большие филармонические концерты отдельных музыкантов, но широко были распространены мини-концерты в рамках передач, состоящих из нескольких разных частей.
Передача № 61 — 22.05.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Михлин) — Галина Баринова, лауреат Сталинской премии. В программе: Шуберт, Дворжак, Глазунов, Чайковский. Партия фортепиано: Софья Вакман.
Передача № 63 — 28.05.1949 г. (режиссер ?, редактор Гоухберг). Дебора Пантофель-Hечецкая, лауреат Сталинской премии, заслуженная артистка республики — знаменитая московская певица, чей голос знала вся страна (им пела очаровательная героиня Людмилы Целиковской в фильме «Антон Иванович сердится»). В программе: романсы. Партия фортепиано: Софья Вакман.
Передача № 70 — 12.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг). Софья Преображенская, лауреат Сталинской премии, народная артистка республики выступила во фрагментах оперы Чайковского «Пиковая дама».
Передача № 76 — 26.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг). Татьяна Гольдфарб, лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов. В программе: Чайковский, Лист, Рахманинов.
Передача № 35 — 15.03.1950 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг). Леокадия Масленникова, солистка Большого театра СССР, заслуженная артистка республики, получившая в 1949 году Сталинскую премию за партию Маженки в опере Б. Сметаны «Проданная невеста». (3) Обладательница прекрасного лирического сопрано исполнила романсы.
В передаче № 12 — 25.01.1950 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг) выступил испанский (!) певец Фернандо Кордона с программой испанских песен и песен советских композиторов. Это первый иностранный музыкант, выступивший на ленинградском телевидении.
Если учесть размеры студии, то удивительно большое количество хоровых и танцевальных коллективов, выступавших на телевидении.
Государственный Украинский народный хор под руководством Лауреата Сталинской премии, композитора Григория Веревки в передаче № 65 — 01.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг).
Уральский Государственный народный хор русской песни и пляски в передаче № 154 — 28. 12.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг).
Ансамбль народного танца СССР под руководством народного артиста республики Игоря Моисеева в передаче № 70 — 12.06.1949 г. (режиссер Стеркин, редактор Гоухберг).
Государственный Мужской хор Эстонской ССР — руководитель и главный дирижер Лауреат Сталинской премии народный артист ЭССР Густав Эрнесакс, солист — заслуженный артист ЭССР Тиит Куузик в передаче № 128 — 29.10.1949 г. (режиссер ?, редактор Гоухберг).
Ансамбль песни и пляски Балтийского флота. Художественный руководитель и дирижер Г. А. Колышкин в передаче № 3 — 18.12.1949 г. (режиссер Стеркин, редакторы Гоухберг, Михлин).
Ворнежский Государственный русский народный хор в передаче № 62 — 01.05. 1950 г. (режиссер Стеркин, редакторы Гоухберг, Мушегян).
Ансамбль народного танца Молдавской ССР и знаменитая молдавская певица Тамара Чебан в передаче № 117 — 06.08.1950 г. (режиссер Стеркин, редакторы Покалюхина, Мушегян).
В следующем номере Вас ждет продолжение рассказа о первых музыкальных программах Ленинградского телевидения, оно будет посвящено оперетте.



  1. Стреллер Дж. Театр для людей.— М., 1984. С.7.

  2. Дмитриевский В. Татьяна Hиколаевна Лаврова //Театральный Ленинград. 1958. №2.С.7-8

  3. Полякова Л. Молодежь оперной сцены Большого театра. – М., 1952. С. 49.



Весь фактический материал: выходные данные передач и состав их участников — из архивных документов Радиокомитета, хранящихся в Санкт-Петербургском государственном архиве литературы и искусства.

Ключевые слова: Татьяна Лаврова, Тамара Богданова, Игорь Моисеев, Леокадия Масленникова, Софья Преображенская, Нонна Ястребова, Борис Брегвадзе, Зоя Виноградова, Зоя Майданюк, Алла Осипенко, Фернандо Кордона, Софья Вакман, Татьяна Лаврова, Густав Эрнесакс, Тийт Куузик, Тамара Чебан, Татьяна Гольдфарб, Галина Баринова, Теодор Стеркин, Дебора Пантофель-Нечецкая.






Похожие:

Экскурс в историю телевидения iconЭкскурс в историю телевидения
Материалы же эти уникальны не только потому, что иллюстрируют первые шаги всеохватившего ныне телевидения, но и воскрешают на своих...
Экскурс в историю телевидения iconЭкскурс в историю телевидения
На которой, в сущности, базируется и сегодняшняя телевизионная сетка (с учетом радикально изменившихся технических возможностей и...
Экскурс в историю телевидения iconЭкскурс в историю телевидения Они были первыми…
На которой, в сущности, базируется и сегодняшняя телевизионная сетка (с учетом радикально изменившихся технических возможностей и...
Экскурс в историю телевидения iconКакой я вижу современную школу
Почему школа оказалась в тупике? Оставим пока финансовую, социальную сторону, попробуем рассмотреть проблему с чисто педагогической...
Экскурс в историю телевидения iconКоллективного приема телевидения (ртм 030-1-87) прейскурантиздат москва 1989
Приводятся технические характеристики применяемого при сооружении кскпт и сктв отечественного и зарубежного оборудования и кабелей,...
Экскурс в историю телевидения iconЦифровые системы охранного телевидения
В последнее время на рынке технических средств и систем безопасности все более широкое применение получают системы охранного телевидения...
Экскурс в историю телевидения iconВведение Средства и системы охранного телевидения
Сферы применения охранного телевидения и круг решаемых с его помощью задач достаточно широки. Уже давно стали обыденностью телевизи­онные...
Экскурс в историю телевидения icon2. Общий подход к проектированию систем охранного телевидения
Несомненно, есть много сходного (и даже повторяющегося) в различных системах охранного телевидения, и все же каждый раз: новое техническое...
Экскурс в историю телевидения iconМинистерство связи Российской Федерации отраслевые строительно- технологические нормы на монтаж сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения остн-600-93
Устанавливаются основные требования и нормы на монтаж технологического оборудования, кабельных и воздушных линий связи, проводного...
Экскурс в историю телевидения iconПравила для учащихся 1 4 классов
Прилежно учиться. Внимательно слушать объяснение учителя, выполнять все его задания. Знать и уважать государственные символы своей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов