Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка icon

Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка



НазваниеКатаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка
учитель математики
Дата конвертации29.08.2012
Размер234.16 Kb.
ТипПояснительная записка

МБОУ « Путинская средняя общеобразовательная школа»


Компетентностно-ориентированные задания для организации

групповой работы на уроках

математики в 5 классе


Выполнила учитель математики

Катаева Валентина Леонидовна.


Путино 2011год

Пояснительная записка

Введение

Данный дидактический материал предназначен для организации самостоятельных работ на уроках математики в 5 классе или 6 классе по любому УМК. Это авторская разработка.

Дидактический материал представлен в виде: задач компетентностно-ориентированного характера для организации групповых самостоятельных работ. Самостоятельные работы носят обучающий характер.

Они способствуют развитию информационной компетенции (работа с разными способами представления информации) и коммуникативной компетенции (умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, аргументировать свою позицию).

Актуальность

Компетентностно-ориентированных задач, направленных на формирование ключевых компетенций для организации работы в группах, в учебниках и дидактических материалах нет.

^ Цель: Формирование ключевых компетенций посредством компетентностно-ориентированных заданий для групповой работы.

Задачи: 1. Создать сборник компетентностно-ориентированных заданий для групповой работы;

2. Апробировать данный материал на уроках математики в 5 классе.

^ Критерии оценки эффективности применения:

- повышенный уровень мотивации (анкетирование учащихся);

- сформированность ключевых компетенций (мониторинг с использованием тестов внешней оценки уровня сформированности компетентностей учащихся И.С. Фишмана).

Низкий уровень –

Коммуникативная компетенция 0 – 4

Информационная компетенция 0 – 3 баллов

.
Средний уровень –

Коммуникативная компетенции 5 – 10 баллов

Информационная компетенция 4 – 7 баллов

Высокий уровень –

Коммуникативная компетенция 11 – 14 баллов

Информационная компетенция 8 – 10 баллов

Частично знает, умеет, овладел, освоил, но не применяет на практике

Знает, умеет, владеет не в полной мере, частично применяет на практике

Знает, умеет, владеет, освоил в полной мере, применяет на практике.


^ Методические рекомендации учителю

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Благодаря таким задачам, школьники увидят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повысит интерес к предмету.

Наиболее эффективными вариантами формирования ключевых компетенций являются такие подходы в организации обучения, как методика «Обучение в команде». Эта методика осуществима в результате работы каждого члена группы. Каждый ученик получает задание по его возможностям и способен оценить собственный вклад в общее дело.

^ Опыт использования

Урок математики в 5классе по теме « Площади. Решение задач.»

Этап урока : Закрепления и совершенствования знаний.

Класс делится на 4 группы по 5 человек. 

Работа в группах:

Распределите роли в группе:

1. Организатор (отвечает за работу группы в целом);

2. Спикер (выступает перед классом с готовым решением группы);

3. Секретарь (записывает высказанные идеи и решения);

4. Критик (высказывает противоположную точку зрения);

5. Контролёр (проверяет, все ли поняли принятое решение).

Правила работы в группе:

1. Сформулируйте цель деятельности на данном этапе урока;

2. Обсудите с товарищами суть проблемы. Будьте внимательны к мнению всех членов группы;

3. Определите роль деятельности и что для этого необходимо;

4. Распределите задание между собой и обозначьте отведенное время;

5. Не забудьте, что для успешной работы вы должны быть единой командой. Помогайте друг другу.

6.С уважением относитесь к другим группам, слушайте их выступление внимательно;

8. Оцените свою работу

3 балла- активно работал сам

2 балла – необходима подсказка

1 балл - необходима помощь

И заполните таблицу:

Ф.И.




вид работы

Оценка в баллах

1

Предлагал решение




2

Нашел площади




3

Рассчитал необходимое количество краски




4

Выбрал магазин и рассчитал стоимость




5

активно работал в группе

(как выполнял роль)




6

Итого за работу в группе





Пример задания:

Каждой группе предложены задания:

Тема: площадь прямоугольника

Проверяемая компетентность: инфомационная

Аспект: извлечение первичной информации

Уровень: 1

Текст задания:

Заканчивается долгожданный ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника со сторонами 5 метров на 4 метра, комната родителей- 6 метров на 5 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола?

Если 1 кг краски расходуется на 5 квадратных метров.

Материалы

Количество

Цена

маг.«ЛиС»

маг.«№3»

маг.«ПМК-17»

Краска половая

3кг

256руб

278руб

292руб

Краска половая

2кг

178руб

186руб

192руб

Краска половая

1кг

92руб

96руб

101 руб

Группа

Выполняет задания.

Заполняет таблицу.

Соотносит собственный ответ с модельным

^ Модельный ответ.№1

Рассчитана площадь пола: 3балла

5 х 4=20 м²

5 х 6=30 м²

Пол -20 м²+30 м²=50 м²

Рассчитана необходимость краски: 2 балла

50:5=10 ------10 кг

Рассчитана стоимость краски: 2балла

256руб*3 +92руб=860руб

Когда задачи решены, спикеры всех групп выступают перед классом с готовым решением группы.

Работа группы оценивается в соответствии в с разработанными критериями

Оценивание работы групп:

3 балла- Задание выполнено полностью: цель общения успешно достигнута высказывания связные и логичные; тема раскрыта в полном объеме.

2 балла- Задание выполнено: цель общения достигнута, высказывания в основном логичные и связные, однако; тема раскрыта не в полном объеме.

1 балл- Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта недостаточно.

0 баллов- Задание не выполнено, цель общения не достигнута

После обсуждения решений, класс выполнял самостоятельную работу, которая также оценивалась в баллах: ( 3балла- все решено верно; 2балла - есть вычислительные ошибки; 1 балл- намечен правильный путь решения; 0- баллов в остальных случаях)

Все баллы заносились в таблицу:



Фамилия Имя

Оценка за работу в баллах

Оценка за урок

самооценка

Работа в группе

Решение задачи

Самост.

работа

итого

1

Гавшина О.

13

1

4

1

19

3

2

Дудин А.

8

1

2

2

14

2


Высокую результативность дают не все учебные группы.

Работа учеников в группе зависит от:

умения учеников сотрудничать при разборе учебного материала;

взаимоотношений во внеучебное время;

качества характера учеников;

уровня знаний учащихся (чтобы учебные группы успешно работали целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями).

Заключение

Данные дидактические материалы позволяют формировать ключевые компетенции посредством компетентностно-ориентированных заданий 1уровня для групповой работы.

Результативность:

Отмечается положительная динамика уровня познавательной мотивации обучающихся: высокая – у 17%, средняя - 58%, низкая - 25% учащихся. 


42% учащихся повысили уровень сформированности коммуникативной компетенции;


50% учащихся повысили уровень сформированности информационной компетенции.

В дальнейшем планируется создать компетентностно-ориентированные задачи 2 и 3 уровня для индивидуальной работы с сильными учащимися.


Дидактические материалы

^ I.Tема: Решение задач с помощью уравнений.

Компетентность: информационная , коммуникативная,

Аспект: первичная обработка информации

Уровень: 1

Сложность задания: 1

№1

Текст задания.

В этом году в саду хороший урожай чёрной смородины. И на свой день рождения ты решил приготовить для друзей салат из чёрной смородины с грецкими орехами. Определи мессу каждого продукта в отдельности для приготовления 600гсалата и заполни таблицу.






Масса




В частях

В г

Смородина

8

?

Орехи

1

?

Сметана

2

?

Сахар

1

?

Всего

?

600 г


источник: рецепт

Эта информация будет тебе полезна.

Из книги « Домашние салаты»: Для приготовления салата из чёрной смородины с грецкими орехами возьмите 8 частей смородины, 2 части сметаны, одну часть очищенных орехов и одну часть сахара. Смородину соединить с сахаром, перемешать. Залить сметаной и посыпать орехами.

инструмент проверки: модельный ответ

1 балл: за каждый правильный ответ

0 баллов: если другой ответ.


Ответ




Масса




В частях

В г

Смородина

8

400?

Орехи

1

50

Сметана

2

100

Сахар

1

50

Всего

?

600 г



№2

Текст задания.

^ У мамы скоро день рождения, ты решил испечь вареники. . Определи мессу каждого продукта в отдельности для приготовления 1 кг теста и заполни таблицу.




Масса




В частях

В г

Творог

16

?

Мука

2

?

Масло

1

?

Сметана

3

?

Сахар

3

?

Всего

?

1000 г

источник: рецепт

Эта информация будет тебе полезна.

Из книги « Кулинария»:^ Тесто для вареников содержит 16 частей творога, 2 части муки, 1 часть масла, 3 части сметаны, 3 части сахара

инструмент проверки: модельный ответ

1 балл: за каждый правильный ответ

0 баллов: если другой ответ.


Ответ




Масса




В частях

В г

Творог

16

640

Мука

2

80

Масло

1

40

Сметана

3

120

Сахар

3

120

Всего

?

1000 г


№3

Текст задания.

Марина с Олей взялись приготовить пирожное “Корзиночка”на «День именинника».Помоги им в расчетах, если в рецепте пирожного написано, что нужно взять 1 часть сахара, 1 часть маргарина, 2 части муки, 1 часть повидла. Сколько грамм потребуется в отдельности сахара, маргарина, муки, повидла на приготовление пирожного, чтобы при замесе теста получилось1100 грамм.




Масса




В частях

В г

Повидло

1

?

Мука

2

?

Маргарин

1

?

Сахар

1

?

Всего

?

1100 г

инструмент проверки: модельный ответ

1 балл: за каждый правильный ответ

0 баллов: если другой ответ.


Ответ




Масса




В частях

В г

Повидло

1

220

Мука

2

440

Маргарин

1

220

Сахар

1

220

Всего

?

1100 г



^ II.Тема: Десятичные дроби

Ключевая компетентность: информационная , коммуникативная

Аспект: Продуктивная групповая коммуникация; первичное извлечение информации

Уровень: I

Сложность задания: 2

№1


Текст задания:

Вас пригласили в качестве судей на соревнования по лыжным гонкам. Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнования и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.

Фамилия участника

Общий результат

Место






































Источник информации:


Протокол соревнования



Фамилия Имя

1 круг

2 круг

3 круг

1

Миша Москвин

1,3мин

2,2 мин

2,52 мин

2

Коля Силкин

1,5 мин

2,23 мин

2,3 мин

3

Витя Шаврин

1,5 мин

2,1 мин

2,21 мин

4

Рома Дудин

1,2 мин

2,51 мин

2,7 мин



Инструмент проверки: (модельный ответ)

2 балла – правильно определены результаты и победитель гонки.

1 балл – допускается 1 ошибка в определении результатов или победителя гонки.

0 баллов – другие варианты ответов.


Общий протокол соревнования


Фамилия участника

Общий результат

Место

Москвин Миша

6,02

2

Силкин Коля

6,07

3

Шаврин Витя

5,81

1

Дудин Рома

6,41

4



№2

Текст задания:

Вас пригласили в качестве судей на соревнования по лыжным гонкам. Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнования и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.

Фамилия участника

Общий результат

Место






































Источник информации:

Протокол соревнования



Фамилия Имя

1 круг

2 круг

3 круг

1

Максим Завгородний

1,6мин

2,23мин

2,5 мин

2

Паша Плешивых

1,3 мин

2 мин

2,32 мин

3

Алексей Дудин

1,8 мин

2,25 мин

2,3 мин

4

Кирилл Катаев

1,4 мин

2,21 мин

2,1 мин



Инструмент проверки: (модельный ответ)

2 балла – правильно определены результаты и победитель гонки.

1 балл – допускается 1 ошибка в определении результатов или победителя гонки.

0 баллов – другие варианты ответов.


Общий протокол соревнования


Фамилия участника

Общий результат

Место

Максим Завгородний

6,33

3

Паша Плешивых

5,62

1

Алексей Дудин

6,35

4

Кирилл Катаев

5,71

2


№3

Текст задания:

Вас пригласили в качестве судей на соревнования по лыжным гонкам. Результаты каждого круга зафиксированы в протоколах. Обсудите на судейской коллегии (в группе) результаты соревнования и выделите победителя гонки. Работу каждого судьи отметьте в бланке ответов по предложенным критериям.

Фамилия участника

Общий результат

Место






































Источник информации:

Протокол соревнования



Фамилия Имя

1 круг

2 круг

3 круг

1

Никита Ажеев

1,53мин

2,1мин

2,5 мин

2

Игорь Коваленко

1,36 мин

2 мин

2,3 мин

3

Андрей Мальцев

1,6 мин

2,13 мин

2,2 мин

4

Рома Попов

1,6 мин

2,31 мин

2,1 мин



Инструмент проверки: (модельный ответ)

2 балла – правильно определены результаты и победитель гонки.

1 балл – допускается 1 ошибка в определении результатов или победителя гонки.

0 баллов – другие варианты ответов.


Общий протокол соревнования


Фамилия участника

Общий результат

Место

Никита Ажеев №1

6,13

4

Игорь Коваленко №2

5,66

1

Андрей Мальцев №3

5,93

2

Попов Рома №4

6,01

3



^ III. Тема: площадь прямоугольника

Проверяемая компетентность: информационная , коммуникативная

Аспект: извлечение первичной информации

Уровень: 1

Сложность задания:1


№1

Текст задания:

Заканчивается долгожданный ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника со сторонами 5 метров на 4 метра, комната родителей- 6 метров на 5 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола?

Если 1 кг краски расходуется на 5 квадратных метров.

Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант.

Материалы

Количество

Цена

маг.«ЛиС»

маг.«№3»

маг.«ПМК-17»

Краска половая

3кг

256руб

278руб

292руб

Краска половая

2кг

178руб

186руб

192руб

Краска половая

1кг

92руб

96руб

101 руб


№2

Текст задания:

Заканчивается долгожданный ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника со сторонами 3 метров на 4 метра, комната родителей- 6 метров на 7 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола?

Если 1 кг краски расходуется на 5 квадратных метров .

Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант

Материалы

Количество

Цена

маг.«ЛиС»

маг.«№3»

маг.«ПМК-17»

Краска половая

3кг

256руб

278руб

292руб

Краска половая

2кг

178руб

186руб

192руб

Краска половая

1кг

92руб

96руб

101 руб



№3

Текст задания:

Заканчивается долгожданный ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника со сторонами 2 метров на 4 метра, комната родителей- 3 метров на 5 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола?

Если 1 кг краски расходуется на 5 квадратных метров.

Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант

Материалы

Количество

Цена

маг.«ЛиС»

маг.«№3»

маг.«ПМК-17»

Краска половая

3кг

256руб

278руб

292руб

Краска половая

2кг

178руб

186руб

192руб

Краска половая

1кг

92руб

96руб

101 руб


№4

Текст задания:

Заканчивается долгожданный ремонт в вашем доме. Осталось только покрасить полы. Твоя комната имеет форму прямоугольника со сторонами 3 метров на 4 метра, комната родителей- 6 метров на 3 метров. Сколько денег потребуется на краску для пола?

Если 1 кг краски расходуется на 5 квадратных метров .

Цену краски узнай из таблицы. Выбери наиболее дешевый вариант

Материалы

Количество

Цена

маг.«ЛиС»

маг.«№3»

маг.«ПМК-17»

Краска половая

3кг

256руб

278руб

292руб

Краска половая

2кг

178руб

186руб

192руб

Краска половая

1кг

92руб

96руб

101 руб


Инструмент проверки

Модельный ответ.№1


Рассчитана площадь пола: 3балла

5 х 4=20 м²

5 х 6=30 м²

Пол -20 м²+30 м²=50 м²

Рассчитана необходимость краски: 2 балла

50:5=10 ------10 кг

Рассчитана стоимость краски: 2балла

256руб*3 +92руб=860руб


Модельный ответ.№3


Рассчитана площадь пола: 3балла

2 х 4=8 м²

3 х 5=15 м²

Пол -8 м²+15 м²=23 м²

Рассчитана необходимость краски: 2 балла

23:5=4 (ост. 3) ------5кг

Рассчитана стоимость краски: 2балла

256руб+178руб=434 руб


Модельный ответ.№2


Рассчитана площадь пола: 3балла

3 х 4=12 м²

7 х 6=42 м²

Пол -12 м²+42 м²=54 м²

Рассчитана необходимость краски: 2 балла

54:5=10 (ост. 4) ------11 кг

Рассчитана стоимость краски: 2балла

256руб*3 +178руб=946руб


Модельный ответ№4.


Рассчитана площадь пола: 3балла

3 х 4=12 м²

3 х 6=18 м²

Пол -12 м²+18 м²=30 м²

Рассчитана необходимость краски: 2 балла

30:5=6 ------6 кг

Рассчитана стоимость краски: 2балла

256руб *2=512руб


Список литературы.

1 Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. – Самара: Изд-во ЦПО, 2005.

2. Виленкин, Н.Я. и др. Математика [Текст]/ Н.Я. Виленкин : Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательство «Мнемозина», 2008.

3. http://www.cerm.ru/index.php?action=article&a=70

4.Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова,.-М.: АПКиППРО, 2005.—101 с.

5.Компетентностный подход // Школьные технологии №1, 2005 год, с.7

6.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.

7. Примерные программы основного общего образования. Математика. М.: Просвещение, 2010




Похожие:

Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требования единства программы. Затем должно идти раскрытие...
Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconОткрытое акционерное общество «комета» пояснительная записка к годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2011 год
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, подготовленной в соответствии...
Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconПрограмма научно-практической конференции Тема: «Инклюзивное образование: опыт, технологии, перспективы» Дата: 17 ноября 2008 года Время: 10. 00 13. 00 часов
Губанова Валентина Леонидовна – заместитель директора умц, куратор ресурсного центра
Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconДокументы
1. /МВН/Пояснительная записка к МВН.doc
2. /МВН/планирование...

Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconСодержание
Пояснительная записка консультанта по управлению и организационному развитию Пригожиной О. П
Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Пояснительная записка
Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconДокументы
1. /Пояснительная записка.doc
Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconДокументы
1. /Пояснительная записка.doc
Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconДокументы
1. /Пояснительная записка.doc
Катаева Валентина Леонидовна. Путино 2011год пояснительная записка iconДокументы
1. /Расчетно-пояснительная записка.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов