Траур и похороны в традиции караимов icon

Траур и похороны в традиции караимов



НазваниеТраур и похороны в традиции караимов
Дата конвертации15.09.2012
Размер111.1 Kb.
ТипДокументы

Траур и похороны в традиции караимов.


Газзан Аврагъам Кефели (Ашдод).


Существуют народные обычаи, берущие начало в самой основе человеческой природы. К числу таких заповедей относится траур, похороны, и частично - нечистота мертвого. Траур известен людям из самой человеческой природы. Утратив вещи, дорогие для него, человек сообщает окружающим о постигшей его утрате и утешается в этом (в отличии от животных, которые не постигают ни удовольствия, ни ущерба). Вопрошая в душе своей причину утраты, он старается в будущем следить за другими вещами, чтобы также не потерять и их.

В отличие от караимов евреи-талмудисты говорят, что в Торе нет заповеди о трауре кроме дня смерти и дня похорон, что семь дней - не из Закона Торы. В доказательство они приводят довод, что Всевышний удержал Аарона от траура по сыновьям и Йезекиила - от траура по жене. Также и царь Давид не держал траур. Однако караимы опровергают такие суждения на основании того, что Аарон и Йеэекиил были пророками, а Давид - царем, на котором был Святой Дух. Пророчество же нельзя приравнивать ко всем людям.

Семь дней траура известны нам от Моисея: «И держал он траур по отцу семь дней» (Бытие 50:10). Даже если талмудисты и соглашаются с семью днями, то не в связи с этой фразой. Дни траура они начинают считать от дня похорон, а дни до похорон не считаются, как оплакивали смерть патриарха Иакова лишь спустя семь дней после смерти, Караимы же говорят, что в этом случае наши предки следовали обычаю Египта: 40 дней на бальзамирование и 30 – на оплакивание. Выйдя из Египта в землю ханаанскую, они уже держали траур 7 дней, как по Аврааму и Исааку - таков был обычай от дней Эвера, праотца их.

Т.о. траур - обязанность и считается от дня смерти за исключением случая, когда нужно вести покойника к месту погребения. (Некоторые мудреца считают траур от дня похорон, однако все предписания, касающиеся траура, обязывают соблюдать со дня смерти).

Караимские мудрецы выводят 10 запретов, касающиеся траура, из книги пророка Йезекиила (24:17).

Т.о. в первые 7 дней траура запрещено:

1) стричься и бриться,

2) стирать себе одежду,

З) мыться и одевать цветные (светлые) одежды (2 Самуила 14:2),

4) выполнять супружеское сожительство (там же 12:24), хотя можно оставаться наедине без намерения сблизиться.

5) одевать головной убор,

б) одевать обувь (предписывают ходить босиком),

7) усердствовать в любой работе и даже в разговоре,

Но это не так, как у талмудистов, которые говорят, что запрещение это равносильно запрету работы в моэд (праздник, заповеданный в Торе). Т.к.
в траур запрещена работа только в разделе «мутхал» (начинание), а в субботу - еще и в разделе «нолад» (сделанное по приказанию, оставлению),

8) здороваться. Даже если кто-либо здоровается с человеком, тот не должен отвечать, а лишь кивнуть головой.

9) кричать. Даже при чтении Торы и заповедей (криот) нужно говорить шепотом другому, а тот уже громко передает остальным.

10) вставать и прогуливаться, т.к. нужно сидеть на полу (матрасе или ковре, лежащем на полу), чтобы колено не поднималось с земли (Эха 2:10; 2 Самуила 12:20, 13-31).

^ Бинйамин Гавенди добавляет к ним еще 2 предписания:

11) разрывать одежды. Но не так, как считают талмудисты, что другие люди должны их разорвать (Бытие 37:34),

12) одевать вретище на чресла свои (там же), однако последние 2 касаются человека, у которого очень большое горе.

Некоторые мудрецы доводят колличеетво запретов до 25.

В древности было принято утешать человека, находящегося в трауре, как написано в Писании: «И договаривались вместе придти (к нему) чтобы соболезновать ему и утешать его» (Иов 2:11); «Оплакивайте покойного все окружающие его и все, знающие имя его» (Иеремия 48:17).

^ Обязательные при утешении атрибуты - хлеб и вино, как написано: «И хлеба других людей не ешь (Йезекиил 24:Г7); «Да не напоят их из чаши утешения по отцу их и матери их» (Иеремия 16:7); «Бросьте бревно утопающему и дайте вино огорченному душой» (Притчи 31:6).

Т.о. община должна заботиться о ежедневном посещении скорбящего и его утешении с кос танхъумин (чашей утешения) и благословением еды в конце. Однако сам скорбяший не должен угощаться (брать сам еду) по причине великого горя своего. Члены общины по очереди должны приходить к скорбящему и утешать его все 7 дней траура, совершая с ним утреннюю и вечернюю молитвы. Только в субботу (авель шаббат), новолуние и моэд они идут вместе с ним(и) в Дом Собраний (кенасса).

Находящимся в трауре подают бокал с вином (кос танхъумин), который они по очереди отпивают; а потом подают хлеб, разделенный на несколько кусочков (по числу находящихся в трауре). После этого опять подают рюмку с вином, которое нужно выпить до конца.

Кроме 7-дневного траура установлен малый траур до 30 дней, во время которого запрещено ходить на свадьбу или венчание, любой пир, веселиться. (Бытие 50:10; Числа 20:29; Второзаконие 34:6). В это время также запрещено одевать яркие одежды, стричься (хоть бритвой, хоть ножницами).

По отцу и матери, по учителю нужно держать траур до 12 месяцев. Однако этот траур уже слабее первоначального. В этот период можно постепенно переходить на более светлую одежду (но не совсем). Но более этого срока человек не должен держать траур, к.н. «Дети вы Всевышнему Богу вашему» Не делайте надрезов (царапин) на теле вашем и не выстригайте волос меж глазами вашими» (Левит 14:3), ибо это - обычай поклоняющихся Ваал-Пеору.

Мудрецы писали также, что смерть необходима человеку, чтобы он мог покаяться в своих делах, чтобы грехи человека не сожрали его. Кроме того, человек возвращается в прах, из которого он создан: «Ибо прах ты и в прах возвратишься»» (Бытие 3:19); «И возвратится прах в землю, как и дух возвратится к Богу, который дал его» (Эклезиаст 12:7).Смерть не во зло человеку, а в добро: «Ибо душа в теле подобна царю, упавшему с трона и заключенному в темнице. Она поселяется в теле, чтобы достичь следующей ступени совершенства, и после смерти освобождается от тяжести тела и трудностей мира сего».

По Закону Торы человек обязан держать траур в 6 случаях: по отцу, матери, брату или сестре (от отца или от матери), сыну и дочери к.н.: «Ибо только близкие по крови»» (Левит 21:2).

К этому мудрецы добавили также траур по жене и мужу к.н. «И да будут одной плотью!» (Бытие 2:24); а также по учителю, ибо родители дают человеку плоть, а учитель воспитывает его-душу, давая тем самым возможность ей подняться духовно и достичь вечной жизни.

Можно держать траур по родственникам ближних (кроме 6 вышеперечисленных) ради почтения к ним. Например: по внучке (внуку) ради сына (дочери), по тестю (свекру) или теще (свекрови) ради уважения к жене (мужу). Но если это не ради близкого, тогда держать траур не нужно. По другим же родственникам мужа (жены) держать траур не нужно (только ради очень большого почтения).

Не нужно держать траур по сыну и дочери, брату и сестре от рабыни или гойки (некараимки, язычницы), т.к. они не называются близкими (по крови). Но если они - от запрещенного брака (по караимской традиции – мамзер) - тогда можно. Однако по любовнику или любовнице держать траур не нужно. Также верующий не должен оплакивать атеиста1, еретика, выкреста и предателя - все они не заслуживают траура, хотя и являются братьями по крови, ибо они намного хуже вольнодумцев, т.к. находятся в среде общины - «корень, произрашаюший яд и полынь» (Второзаконие 29:17) и вредители для здоровых людей (см. также псалмы 139:21). Нельзя также держать траур по пропавшему без вести, утонувшему, пока смерть этого человека не доказана. Можно держать траур с того дня, когда пришло печальное известие. (Талмудисты в таком случае после 30 дней уже вообще не держат траур).

^ ЗАПОВЕДИ O МЕРТВОМ И ВСЕМ НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ НЕГО.

Некоторые из заповедей Торы называются «мичвот ган-наасот». Многие из народов Земли облегчили себе соблюдение их, говоря, что если сделает её один из них, то остальные простятся. Однако для караимов это - общественные заповеди, т.е. весь Собор (джамаат) должен стараться совершить их (с помощью нескольких людей, а если нужно - всей общины), т.е. все общество должно следить за тем, чтобы обряд был совершен как положено. Например: за порядком инструментов, которые использует могэль при обрезании младенца (берит милла) до окончания обряда; также и при похоронах - за порядком захоронения, инструментов и несущими гроб. Мудрецы говорят, что община, которая не заботится о захоронении мертвых, обречена на истребление. Ибо заповедь о погребении мертвых называется великим благодеянием2 к.н. «Клянись, что ты окажешь мне великое благодеяние» (Бытие 47:29-30). Также и человек, который не хочет соблюдать эту заповедь – безбожник.

Среди обязанностей, необходимых сделать мертвому:

1) закрыть глаза;

2) закрыть все отверстия в теле и закрыть рот, если он открыт;

З) выравнять все части тела (направить) - особенно руки и ноги (однако руки не скрещивают, как у христиан);

4) обмыть тело водой (обычно настоянной травами: мятой, ромашкой или другими (сегодня для этой цели пользуются парфюмерией).

5) одеть в льняной саван (шелковый саван, позолоченные или вышитые одежцы запрещены, т.к. это - дело язычников).

Хоронить умершего нужно обязательно в деревянном гробу. Гроб мастерили силами караимов. В гроб ложили лен (пух) и из белой ткани шили саван: два куска белой ткани сшиваются как капюшон, делают три завязки лентой отрезанный белый материал складывают по длине, но не сшивают. Эти завязки ложат в гроб на лен под плечи, в области пояса и голень. На завязки ложат саван, а потом усопшего. Усопшего закрывают саваном, не завязывая завязки, а только закинув их на саван. Под голову ложат подушку и закрывают гроб. Мужчине в гроб ложат «арба канфот чичит» (необходимый атрибут мужчины во время молебна), а женщине - «шэтар» (брачный контракт). В гроб ложат также листки с молитвами. Мужчине на голову одевают белый колпачек, сшитый из белой ткани.



рис. 1

Одежда должна быть вся новая. Женщинам одевают белую рубашку с рукавами (вроде платья) и панталоны, мужчинам шьют из белой ткани пижаму ( рис. I ). Затем одевают чулки, носки, платья, костюм, Обувь не одевают. Одетого усопшего накрывают белой простынью, и так он лежит до дня похорон. Возле постели, где находится усопший, останавливаются и просят прошения во всем, чем обидели покойного.

Близкие родственники моют и одевают мертвого обязательно не в комнате, а во дворе, после чего можно заносить гроб в комнату. Вокруг гроба становятся на колени остаются в таком положении до окончания молебна. Все время, пока покойный находится в доме, читают «Чиддук гъад-дин» (Суд праведный) - см. IV часть молитвенника по обряду караимов (кынот-заупокойные песнопения), утешают скорбящих, читают скорбные речи о скончавшемся, говорящие о его значительности и важности, упоминавшие о его добрых делах и мудрости.

В доме усопшего гроб с телом лежит на скамеечках посреди комнаты, закрытый крышкой, а сверху накрытый черным суконным покрывалом. Присутствующие на похоронах всегда клали на гроб деньги, которые шли в казну кенассы. Похороны организовывают на 3-й день, но не в субботу и не в моэд.

Гроб должны нести на плече далекие родственники умершего, не подпуская к этому его ближних. Те же, кто не несет гроб, высказывают соболезнования и теплые слова о людских душах. Гроб относили к могилам близких умершего. Любой караим, встретивший похоронную процессию, обязан сопровождать покойного до назначенного места чтобы почтить его. Во время похоронной процессии, чтения «Чиддук гъад-дин» и погребения присутствующие должны быть с покрытыми головами, стоять почтенно и скромно, как положенно в таких случаях. При этом они не должны оплакивать, рыдать, разговаривать друг с другом, т.к. этим они не увеличивают почтение умершему, а уменьшают его (как умершему, его близким - так и всей общине).

Прикасаться к мертвому нельзя. Нельзя плакать и стенать, говорить, готовить гроб и саван пред лицом усопшего (делающий это приравнивается мудрецами к убийце). Перед погребением читают «Чиддук гъад-дин», славят Всевышнего Творца, ибо все пути Его - Суд Праведный. Затем читают пасуки (отрывки из Торы), посвященные мертвым и предназначению человека.

Хоронить мертвого нужно обязательно так, чтобы лицо его было направлено в сторону Иерусалима (такое же направление, при богослужении и расположение алтаря в храме), - т.к. оттуда ожидается приход Мессии и воскресение душ умерших.

Гроб ложат над могилой, открывают его и ложат под голову покойного мешечек с землей. Газзан присыпает глаза мертвого землей. Затем гроб опускают в могилу. Каждый из присутствующих 3 раза посыпает горсть земли. Затем покойника полностью закапывают лопатами и делают холм над могилой. При этом лопату друг другу не подают, а втыкают в землю. После этого скорбящих утешают речами о приходе Мессии и воскрешении мертвых, что усопший воскреснет вместе с ними и утешится от мира сего.

Во время похорон не положено посещать другие могилы, До захоронения не едят мясо и не пьют вино, освобождаются только от молитвы и благословения, (не так, как говорят талмудисты» что это освобождение от всех заповедей Торы). После похорон община собирается в доме усопшего для молитвы за его душу и для введения его близких в траур (о трауре см. выше).

^ О НЕЧИСТОТЕ МЕРТВОГО3.

Как уже было упомянуто выше запрещено прикасаться к мертвому. Эта заповедь ясно изложена в Торе и пророках: «всякий» кто прикоснется на поле к убитому мечем, или к умершему, или к кости человека, или ко гробу, нечист будет семь дней». (Числа 19 : 16), (см. Хаги 2 : II-14), - и относится она ко всем караимам, особенно - к священникам. Для совершения же обрядов, необходимых для мертвого (омовение, одевание и т.д.) у караимов была специальная професиия, занимающаяся похоронами и обработкой усопших. Таких людей называли «кабары». Им запрещалось (после касания к мертвому) прикасаться к другим людям, т.к. этим они делали их нечистыми к.н.: «И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера...» (Числа 19 : 22). Однако сейчас уже нет Храма и нет первосвященника - нет и праха рыжей коровы для очищения от подобной нечистоты. Поэтому мудрецы предписали очищаться в третий и седьмой дни обычной водой. Если человек, ожидая смерти сильно болел, то из комнаты, где он находился, выносили всю посуду (медную, фаянсовую, деревянную). В случае его смерти вещи, находящиеся в комнате, где лежал больной, считались нечистыми. Их нужно было кашировать (всю медную посуду лудили, фаянс кипятили в золе, а деревянную посуду уничтожали совсем). Все, на чем лежал покойник (матрац, одеяло, подушку) уничтожают. Открытые окна, двери, сосуды являются проводниками ритуальной нечистоты. Поэтому если комната, где находился умерший, имеет открытое окно или дверь в другую комнату, то и она становилась нечистой. Если человек прикасается к предметам (воде), которые касались мертвого (постель, одежда и т.д.), то становится нечист до вечера. Гроб, могила, кладбище также являются ритуально нечистыми. По этой причине караимы редко посещают кладбище, а если и посещают, то стараются не прикасаться к могиле. И уж конечно ни в коем случае нельзя есть на кладбище, как это принято у христиан.

После посещения кладбища обязательно моют руки. Ни в коем случае караимы не должны посещать кладбище в субботу, новолуние и моэд.

О заповеди захоронения и сооружения памятника (мачевы) мертвому.

Любая община обязана предназначить место для захоронения мертвых к.н.: «Похороните меня с отцами моими в пещере» (Бытие 49:29); «Дайте мне в собственность место для гроба между вами». (Бытие 23;4). Можно завещать погребение своих костей в месте захоронения предков к.н.: «И вынесите меня из Египта и похороните в могиле их». (Там же; см. также Бытие 50:25 и Исход 13:19), Есть также право приготовить себе могилу при жизни к.н. «В могиле моей, которую я купил себе в земле Ханаанской» (там же). Запрещено хоронить двоих в одной могиле, однако если будет недостаток в земле - тогда можно к.н.: «И было, что, когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев» (Вторая царей 13:21).

Можно хоронить в могиле кости или части тела; например павшего в бою. Обычай караимов Польши и Литвы - выражать почтение умершему касанием (носового) платка к памятнику (могиле). Члены общины обязаны хоронить мертвого в почете и скромности. Ближние упопшего должны установить памятник (мачева) - воспоминание о человеке с обозначением инициалов усопшего и даты смерти, чтобы осталась о нем память в устах людей к.н»: «Что это за памятник, который я вижу?» (Вторая Царей 23-17). Однако мудрецы говорят, что праведники завещают перед смертью не ставить «здание души» на их могилах (т.е. памятники), т.к, слова их и добрые дела – вот память о них, которая не забудется никогда (см. далее кратость намогильного текста на памятнике Исааку Сангари в Иосафатовой могиле).

Тем не менее текст надгробным плит с течением времени все более и более усложнялся, стали добавлять метафоры, цитаты из Та-На-Ха, писать поэтические элегии. Это постепенное их усложнение мы и постараемся проследить в следующем разделе.


1 Атеисты (здесь) - караимы, отделившиеся от общинных дел, уклоняющиеся от исполнения заповедей, почитания праздников, поседения храма (кенасса) и школы (мидраша) .

2


 хесед ве-эмет.

3 Караимский патриарх Анан бен Давид отрицал нечистоту мертвого в «галуте» (изгнании) тем самым вдя по пути талмудистов. Однако уже после его смерти караимские мудрецы вернулись к Закону Торы в решении этого вопроса.(9.41).






Похожие:

Траур и похороны в традиции караимов iconДуховное Управление Религиозных Общин Караимов Украины
От имени Духовного Управления религиозных общин Украины приветствую участников конференции, направленной на объединение крымских...
Траур и похороны в традиции караимов icon«Департамент образования Администрации города Сургут» Декада английского языка 2012
Конкурс стенгазет по темам «Королевская семья», «Британия: города, традиции, известные люди», «Традиции и праздники в англоговорящих...
Траур и похороны в традиции караимов icon« и лишит их самого Сокровища»
Не по отцу и матери мой траур, братья, а по вам. Вы не хотите внять моим пророчествам. Вы обречены
Траур и похороны в традиции караимов iconЛингвистические аспекты еврейской традиции комментирования
Стремление правильно понять библейский текст – основное содержание еврейской культуры и традиции вообще. В связи с этим очень рано...
Траур и похороны в традиции караимов iconДокументы
1. /Похороны в Калифорнии.doc
Траур и похороны в традиции караимов iconДокументы
1. /Свадьбы. Похороны.doc
Траур и похороны в традиции караимов iconСовместный меморандум участников первого всемирного конгресса европейских караимов «караимы и караимство: вчера, сегодня, завтра», состоявшегося в праге, чехия, 22-24 июля 2008

Траур и похороны в традиции караимов iconТрадиционная музыкальная культура
Традиционную музыкальную культуру караимов можно разделить на две части: религиозную и светскую. Обе эти сферы различны по предназначению,...
Траур и похороны в традиции караимов iconЗаключительное слово к первой части
В первой части нашего труда мы сделали попытку краткого описания состояния языка караимов Западной Украины во всех аспектах, за исключением...
Траур и похороны в традиции караимов iconВ поисках новогоднего настроения. Новый год – праздник, овеянный волшебством и чудесами. По доброй традиции организаторы портала «Образование 0»
По доброй традиции организаторы портала «Образование 0» предложили ребятам отправиться вместе с дедом Морозом и Снегурочкой в сказочное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов