Балаклавский icon

Балаклавский



НазваниеБалаклавский
страница1/9
Дата конвертации15.09.2012
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Балаклавский


Свято-Георгиевский мужской монастырь

«Георгиевский монастырь... —

вот истинное место для молитвы,

для созерцания Бога;

тут, действительно,

поклонишься Ему со страхом и трепетом...»

Е. Марков


Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь —

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

С. Есенин



[1]

Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь


Москва

ЦЕНТРКНИГА

2001

[2]

По Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря

© Составление, предисловие, комментарии священник Валентин Ромушин, 1999

© Оформление - С.В.Торлин, 1999

3

Предисловие


На южной окраине нашего отечества, на берегу Чёрного моря, на склоне скалы скромно приютилась и как бы повисла над бездной древнейшая из наших обителей, свидетельница приня­тия Великим князем Владими­ром святого крещения в соседнем с нею Херсонесе.

Это знаменитый по древнос­ти, историческому значению и живописному расположению Ба­лаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь.

Впервые в это святое место Господь привёл меня ещё совсем ребёнком. Тогда я мог заметить здесь только таинственные разва­лины и восхитительные зелёные

[4]

ковры из подорожника, плюща и крапивы. Мог подумать о той по­мощи, которую приносят людям эти целебные растения, но ещё не знал о творившемся здесь когда-то исцелении душ человеческих. Об этом я узнал гораздо позже и полюбил обитель всей душой.

В мои детские годы на скале Явления святого Георгия ещё не стояло креста да и сам таинственный островок называли Монахом. Монах, так назвала скалу, не имеющая подтверждений легенда, ко­торую я не раз слышал в детстве. В ней говорилось о монахе, жив­шем и скончавшемся на скале. Там же погребли и его тело...

О монастыре существует множество легенд и сказаний, исто­рических фактов и предположений. Заглянем же в него и, проне­сясь сквозь столетья, увидим монашеские подвиги, красоты обите­ли и почувствуем бесконечную милость Божию к нашей грешной, многострадальной земле.

Автор.

5
^

Основание обители


Там, на месте диких оргий

Византийцам без ветрил

Мученик святой Георгий

Образ чудный свой явил.

Прот. Алексий Медведев


Невдалеке от Севастополя, возле мыса Фиолент, что в пере­воде с греческого означает "Божья страна", или просто "Бо­жий", уютно расположился мужской монастырь святого Ге­оргия Победоносца.
Более 3 тысяч лет тому назад здесь возвыша­лось капище в честь богини-девственницы Дианы. Здесь тавры и ски­фы приносили своим богам в жертву застигнутых бурей путешествен­ников: обезглавливали их, трупы бросали в море, а головы, как тро­феи, нанизывали на шесты.

В первом веке по Рождестве Христовом святой апостол Андрей Первозванный1, получив в удел Фракию и Скифию, явился в Тав­рию для оглашения её своей проповедью. Слава о храме Дианы ес­тественно привлекла внимание апостола Андрея, так как известно, что святые апостолы направлялись с проповедью святого Евангелия

1 Андрей Первозванный — первый ученик Иисуса Христа, брат святого апосто­ла Петра.

6

преимущественно в препрославленные центры языческого мира. Проповедь святого Андрея имела большой успех и вскоре христиан­ство приняли множество язычников, и не только из херсонесских греков, но также из тавро-скифов, что доказано митрополитом Макарием (Булгаковым) в его труде "История христианства в России" и подтверждено многими современными учёными.

Апостол Андрей по пути обращения язычников в христиан ста­вил жертвенники и назначал епископов из своих, наиболее просве­щённых христианской верой учеников. Эти жертвенники, превра­тившиеся в церкви, ставились в горах, лесах и пещерах, во избежа­ние разрушения их язычниками.

Именно в это время на склоне скалы, величественно возвышаю­щейся над морем, была устроена пещерная церковь, которая и по­служила в девятом веке основанием Георгиевского монастыря. В чет­вёртом веке в ней подвизался (скрываясь от гнева язычников) свя­той Василий, один из семи священномучеников Херсонесских. Вот как об этом рассказывают древние источники.

В 310 году в Херсонес Таврический для распространения христи­анства прибыли епископы Василий и Ефрем. Обличая заблуждения язычников, они возбудили против себя народную ярость. Нечестив­цы осыпали св. Василия ударами и изгнали из города. Удалившись на сто стадий от Херсонеса, святитель поселился в пещерной церк­ви близ горы Парфенон (одно из древних названий мыса Фиолент).

Спустя время, у одного из херсонесских князей умер единствен­ный сын. Его погребли вне города и родители день и ночь с горьким плачем сидели у его могилы. Однажды, во сне, им явился умерший сын и сказал: "Что сидите здесь и рыдаете, не могут боги ваши, без­душные идолы, воскресить меня. Если же хотите видеть меня опять живым, умолите выгнанного вами епископа Василия, чтобы он по­молился обо мне своему Богу. Ибо Бог, Которого он вам проповеду­ет — Единый Истинный, имеющий власть над живыми и мертвыми, и лишь Он может восставить меня из мертвых, молитвами оскорб­ленного вами человека. Его вы найдёте в пещерном храме около горы Парфенон".

7
^
Храм Дианы на мысе Фиолент

Проснувшись, родители отрока рассказали друг другу свои ви­дения и ещё более изумились, когда узнали, что видели одно и то же. С радостью возвратились они в город и рассказали обо всём сво­им родным. В этот же день родители нашли "человека Божия" и при­пали к его ногам, умоляя его воскресить сына. Святой Василий же сказал: "Как я, человек грешный, могу сотворить такое чудо? Но если уверуете в проповеданного мною Бога, получите просимое, ибо Он один силен воздвигать мёртвых из гробов". "Если увидим сына жи­вым, — отвечали родители, — то всё, что нам повелишь, исполним". Тогда святитель вошёл внутрь гробницы, осенил умершего крест-

[8]

ным знамением и, после продолжительной молитвы, возлил на мёр­твого святую воду. Сделал он это по подобию Святого Крещения, во имя Святой Троицы, и тут же юноша ожил и прославил Бога. Ужас объял предстоящих и все припали к ногам святого, называя его ве­ликим, а Бога, им проповедуемого, Истинным и Всемогущим. Епис­копа Василия с честью ввели в Херсонес, после чего князь, со всем своим домом, крестился. И много народа, видя это, крестилось и приобщилось к сонму верных.

Незадолго перед крещением князя Владимира Киевского в Херсонесе, в 891 году, таврические греки-мореплаватели были застиг­нуты у мыса Фиолент страшной бурей. Разъярённые волны несли их к огромным скалам. Видя свою неизбежную гибель, мореплаватели взмолились святому Георгию Победоносцу. Вняв их сердечному воп­лю, святой явился на скале, в 70 саженях1 от берега, и буря тот час же утихла.

Спасённые, поднявшись на скалу, обрели чудную икону святого Георгия, перенесли её на берег и в благодарность за спасение, с бла­гословения скифского епископа, основали на скалистом берегу оби­тель. Более набожные греки, бывшие свидетелями явленного чуда, стали жить при монастыре и положили основание общежительству монастырскому.

Так пещерная церковь близ мыса Фиолент была обращена в Свя­то-Георгиевский мужской монастырь.

Чудотворная икона св. Георгия находилась в сей обители до 1779 года. В том году митрополит Игнатий по приглашению русского пра­вительства переселился из Крыма в Мариуполь вместе с греками и армянами и увёз с собой икону, которую расположил в Харлампиев-ской церкви. Сегодня, обретённый на скале, чудесный образ свято­го Георгия находится в Государственном музее изобразительных ис­кусств Украины, в Киеве, и является одним из самых ценных экс­понатов музея .

1 70 саженей ~ 150 метров.

2 Фотоснимок иконы (без оклада), помещенный на титуле.

9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов