И. В. Челышева методика и технология icon

И. В. Челышева методика и технология



НазваниеИ. В. Челышева методика и технология
страница1/23
Дата конвертации22.09.2012
Размер5.86 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Таганрогский государственный педагогический институт»


И.В. Челышева


МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

В ШКОЛЕ И ВУЗЕ


Таганрог

Издательский центр ГОУВПО

«Таганрогский государственный педагогический институт»

2009

УДК 316.77:001.8:373.1.02:372.8+378.02:372.8

ББК 74.580.2+74.202.5

Ч 41


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Таганрогского государственного педагогического института


Рецензенты:

д-р пед. наук, проф. А.В. Федоров,

канд. пед. наук, проф. В.В. Гура


Ч 41

Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе / Под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 320 c.


ISBN 978–5–87976–580–9


В монографии рассматриваются вопросы методики и технологии медиаобразовательного процесса в средних и высших учебных заведениях. Автором представлены теоретические и историко-педагогические основы методики и технологии медиаобразования, наиболее перспективные современные методические подходы, разработанные в практике школьного и вузовского медиаобразования.

Книга предназначена для студентов вузов, аспирантов, преподавателей высшей школы, учителей, исследователей в области педагогики и медиаобразования. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30 «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

УДК 316.77:001.8:373.1.02:372.8+378.02:372.8

ББК 74.580.2+74.202.5



ISBN 978–5–87976–580–9

© Челышева И.В., 2009




© Издательский центр ГОУВПО

«Таганрогский государственный

педагогический институт», 2009





Оглавление



Введение…………………………………………………………………...

Глава 1.
Теоретические и историко-педагогические основы


методики и технологии медиаобразования………………...

1.1. Сущность и основные понятия медиаобразования…………………

1.2. Философско-методологические основы медиаобразования……….

1.3. Генезис методических подходов

к отечественному медиаобразованию………………………………..

Глава 2. Методика и технология медиаобразования

на современном этапе…………………………………………

2.1. Современные методические подходы к медиаобразованию

(теоретические аспекты проблемы)………………………………….

2.2. Методические основы анализа произведений медиакультуры……

Глава 3. Учет возрастных особенностей и медиапредпочтений

школьников и студентов в процессе медиаобразования

3.1. Медиапредпочтения современной детской

и молодежной аудитории……………………………………………..

3.2. Психолого-педагогические особенности медиаобразования

младших школьников…………………………………………………

3.3. Психолого-педагогические особенности медиаобразования

учащихся подросткового возраста…………………………………...

3.4. Психолого-педагогические особенности медиаобразования

старшеклассников и студентов………………………………………

Глава 4. Организация медиаобразовательных занятий

в школьной и студенческой аудитории……………………

4.1. Формы, методы, приемы медиаобразовательного процесса………

4.2. Медиаобразовательные задания для школьников………………….

4.3. Методика осуществления проблемного анализа произведений

аудиовизуальной медиакультуры в студенческой аудитории……..

Заключение………………………………………………………………..

Библиографический список……………………………………………….

Приложение………………………………………………………………..


4


8

8

22


39


55


55

65


82


82


99


108


118


127

127

140


157

305

306

315




Введение





Современная цивилизация, культура, общество, человек – все эти понятия неразрывно связаны с медиакультурой. В настоящее время создания мощной информационной структуры, информация самого разного толка превращается в экономическую категорию. Результатом развития СМИ становится насыщение рынка зрительских интересов, следствием – разделение каналов по тематике, аудиторному, адресному, национальному, территориальному, временному и другим признакам, иными словами, влияние масс-медиа на человека принимает все более профессиональный характер. Поток медиаинформации постоянно растет, появляются все новые телевизионные каналы, периодические печатные издания, интернетные сайты и т.п. Бурное развитие медиатехнологий и расширение их возможностей приводит к тому, что медиа присутствуют сегодня практически в любой сфере человеческой жизнедеятельности, становятся в современных условиях «продуктом» индустрии сознания.

Современные медиа (пресса, радио, телевидение, кинематограф и компьютерные сети) несут людям все виды социальной информации: экономическую, научную, политическую, эстетическую и т.д. Масс-медиа все активнее берут на себя обучающие, просветительские функции, являются своеобразной «параллельной школой» для подрастающего поколения, которое все чаще называют «медийным». И хотя степень осведомленности о различных средствах массовой коммуникации зависит от множества факторов (основными из которых являются возрастные особенности аудитории, наличие медийных средств и т.д.), интерес, проявляемый к медиа, неизменно растет, а свободное время большинства сегодняшних детей и молодежи тесно связано именно со средствами массовой коммуникации. Это неудивительно, ведь «для большинства детей и молодежи современные медиа (и особенно Интернет), гораздо больше, чем простые средства познания окружающего мира. Это их мир, их виртуальная реальность, где всё самое лучшее и худшее может быть как создано, так и уничтожено. Молодежи гораздо больше, чем взрослым, нравится иметь дело с новыми технологиями, и они более непринужденны в этом отношении» [http://assembly.
coe.int/Main.asp?link=http://assembly.coe.int/Documents/WorkingDocs/Doc00/EDOC8753.htm
].

Несмотря на кажущуюся простоту и доступность медийной информации, которой человек, на первый взгляд, довольно легко управляет, он порой, сам того не замечая, становится пассивным объектом информационного мира, в котором далеко не вся информация является всесторонней и достоверной. Постоянно растущая популярность масс-медиа в школьной и молодежной среде определяется использованием терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной и др. функций искусства; опорой на зрелищно-развлекательные жанры (как правило, базирующиеся на мифологии), серийность, сенсационность; гипнотизм, угадывание желаний публики, интуицию и т.д. [Федоров, 2001, с. 7]. По мнению Г.В. Грачева, «основной и центральной мишенью информационного воздействия является человек, его психика. В то же время именно от отдельных личностей, их взаимосвязей и отношений зависит нормальное функционирование отдельных общностей и социальных организаций от малой группы до наcеления страны, государства, общества в целом» [Грачев, 2003, с. 8]. Постоянно растущий поток медиаинформации, в том числе – недостоверной, а иногда и откровенно манипулирующей сознанием индивида, требует от современного зрителя, слушателя, читателя самостоятельного осмысления и критического анализа, выявления эстетического и художественного значения медиатекстов, определения их потенциальных возможностей для развития личности и т.д. В связи с этим, одним из путей обеспечения информационно-психологической безопасности личности выступает умение «читать» произведения медиакультуры, развитие самостоятельного, критического мышления, увеличивающего сопротивляемость манипулятивному воздействию медийной информации.

В современных условиях огромное значение придается качеству школьного и вузовского образования, повышению уровня знаний выпускаемых специалистов самых разных областей. Стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационных сферах. Компетентностный подход, акцентирующий внимание на результативности образования, заключается не в определенной сумме приобретенных школьником или студентом знаний или количестве усвоенной информации, а в способности «человека действовать в различных проблемных ситуациях» [Иванов, Митрофанов, Соколова, 2005, с. 13]. Однако до сих пор, «многие учителя продолжают опираться на репродуктивные (лишенные творческого, критического подхода) методы обучения, серьезно отставая от своих учеников/ студентов технологически» [Федоров, 2004, с. 20]. Постепенно процесс учения перестает быть важным и интересным для ребенка, который привыкает работать по шаблону, по предложенному образцу, не ищет иных решений поставленных задач кроме общеизвестных.

Вместе с тем, современное образование выдвигает новые требования, в соответствии с которыми «центральной фигурой в образовательном учреждении, ее ядром должен стать ученик, студент, слушатель и т.д., причем понимаемый не абстрактно, не как класс, группа или все учебное заведение, а рассматриваемый на уровне отдельного человека во всем его богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей и устремлений. Отсюда основной задачей системы образования становится создание благоприятных условий для их проявления и удовлетворения» [Белозерцев, Черных, 2003, с. 30].

Трудно не согласиться с мнением, что «образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмысливать и применять полученную информацию» [Халперн, 2000, с. 20]. Однако «проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного «взрыва», информационных технологий, возрастания роли информации как экономической категории не актуализируется в контексте школьного образования, выпускники школ оказываются не готовыми к интеграции в мировое информационное пространство» [Зазнобина, 1996, с. 73]. Да и в отечественной высшей школе медиаобразованию не уделяется достаточно серьезного внимания, за исключением единственной, официально утвержденной и зарегистрированной учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в 2002 году специализации № 03.13.30 «Медиаобразование» для будущих педагогов. Стоит ли удивляться, что в повседневной ситуации зачастую в процессе общения с произведениями медиакультуры наблюдается бездумное, «всеядное» поглощение информации, приходящей к человеку с экранов телевизоров, компьютерных мониторов, из радиоприемников. Погружаясь в информационный, виртуальный мир, аудитория часто не вдумывается в смысл медиатекстов. Такая ситуация приводит к тому, что у читателей, зрителей и пользователей масс-медиа не актуализируются потребности в приобретении знаний, общения с прекрасным, в духовно-эстетическом обогащении средствами и на материале произведений медиакультуры. Для молодежи, да и для взрослых зрителей, читателей, пользователей, относящихся к так называемому «всеядному» типу, медиаискусства выполняют, увы, лишь развлекательную или релаксационную функцию.

Проблеме взаимодействия медиа и подрастающего поколения посвящены исследования О.А. Баранова, Е.А. Бондаренко, И.В. Вайсфельда, М.И. Жабского, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Г.А. Полич­ко, А.В. Спичкина, Г.А. Усовой, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шари­кова и др. Медиаобразование в современной социокультурной ситуации «становится средством формирования не только общей информационной культуры ученика и учителя, но и этнокультуры. Оно нацелено на интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина нового общества» [Бондаренко, 2008, с. 26].

В данном издании предпринята попытка рассмотреть основные методические и технологические подходы к медиаобразовательному процессу в средних и высших учебных заведениях, разработанных в практике школьного и вузовского медиаобразования. Автором представлен генезис методических подходов к отечественному медиаобразованию, проанализированы возрастные особенности медиапредпочтений школьников и студентов, организационные принципы медиаобразовательных занятий в школьной и студенческой аудитории.

Библиографический список

Белозерцев Е.П., Черных Л.А. Идея и принцип народности в образовании: современная сельская школы: монография // Серия «Земляки о земляках». Вып. 3. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. 307 с.

Бондаренко Е.А. Информационно-коммуникативная среда современного образования: этнокультурные аспекты медиаобразования // Образовательные технологии ХХI века. ОТ. 08: мат-лы седьмой городской науч.-практ. конф. / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2008. С. 23-28.

Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.

Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-метод. пособие. М.: АПК и ППРО, 2005. 101 с.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественно-научные дисциплины начального общего и среднего общего образования // Медиаобразование / под ред. Л.С. Зазнобиной. М.: Изд-во Москов. ин-та повыш. квалиф. работников обр-я, 1996. С. 72-78.

Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования ХХI века. Н. Новгород: Изд-во «Арабеск», 2001. 272 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д.: ЦВВР. 708 с.

Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие для вузов. Таганрог, 2004. 340 с.

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.


ГЛАВА 1

Теоретические и историко-педагогические основы

методики и технологии медиаобразования




1.1. Сущность и основные понятия медиаобразования


Средства массовой коммуникации (медиа) представляют собой средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором и массовой аудиторией. Различают визуальные (печать, фотография, компьютерная графика); аудийные (звуковые) – звукозапись; аудиовизуальные – кинематограф, телевидение, видео, Интернет) медиа. Медиа могут оказывать на аудиторию неоднозначное влияние. Например, к позитивным возможностям медиа для воспитания и развития личности относят их широкоохватность, массовость, информативность, способность быстро реагировать на происходящие события в мире и т.д. Негативное воздействие медиа связывают с приемами манипулятивного свойства, формирующими у аудитории зависимость от чужого мнения, влияние экранного насилия и др.

В современной литературе по проблемам медиаобразования принята следующая классификация медиа:

  1. по типу основного средства (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.);

  2. по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые – текстовые, графические);

  3. по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.);

  4. по содержанию информации;

  5. по направлению социализации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические);

  6. по функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение проблем, развлечение, социальное управление);

  7. по результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация) [Федоров, Новикова, Челышева, Каруна, 2005, с. 12].

Медиаобразование как специальное направление в педагогической науке, выступающее за изучение школьниками и студентами закономерностей средств массовой коммуникации, призвано помочь учащимся и студентам адаптироваться в мире медиа и произведениях медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, анализировать произведения медийной культуры и т.п. Основной задачей медиаобразования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с. 555].

В разные годы проблеме российского медиаобразования были посвящены исследования О.А. Баранова, Е.А. Бондаренко, И.В. Вайсфельда, М.И. Жабского, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др. Изучение трудов ведущих российских исследователей показало, что трактовка медиаобразования на современном этапе неоднозначна. Профессор Ю.Н. Усов рассматривал медиаобразование как систему использования «средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей» [Усов, 2000, с. 55]. А.В. Федоров под медиаобразованием предлагает понимать «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров, 2001, с. 38]. А.В. Шариков определяет медиаобразование как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких, как, например, математика, физика, география и т.п.» [Шариков, 1991, с. 3]. Л.С. Зазнобина интерпретирует медиаобразование как подготовку «обучающихся к жизни в информатизированном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин» [Зазнобина, 1998, с. 32].

В 2003 году президентом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, профессором А.В. Федоровым был проведен опрос ведущих российских и зарубежных экспертов медиаобразования [Федоров, 2004]. Данный опрос показал, что большинство экспертов высказываются в пользу определения ЮНЕСКО: «Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии… Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Федоров, 2005, с. 331].

В современной социокультурной ситуации медиаобразование, являясь педагогическим направлением, выступает одновременно в качестве неотъемлемой компоненты художественного воспитания, искусствоведения, культурология, истории культуры и искусства, психологии и т.д.

Продукт медиакультуры – медиатекст – представляет собой сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Медиатексты могут быть предназначены для дифференцированной по разным показателям публики: массовой и элитарной, глобальной и локальной, мультинациональной/этнической, городской и сельской, мужской и женской, детской/юношеской и взрослой, атеистической и религиозной, корпоративной и т.д.

В содержательные аспекты медиаобразования входят основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, медиаязык, история медиа и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, клубные, кружковые движения в медиасфере, образовательные и досуговые учреждения и т.д.), технология проведения занятий на медиаматериале.

Изучение произведений медиакультуры опирается на ключевые понятия медиаобразования – «агентство медиа» («источник информации»), «категория медиатекста», «язык медиатекста», «технология медиа», «категория медиа», «аудитория медиа» и др.

^ Агентство медиа (производитель медиатекста, источник медиаинформации, индустрия медиа) – организации, группы лиц (авторы, продюсеры, менеджеры и др.), работающие на телеканале, в издательстве, редакции, киностудии и т.д. и комплекс технических средств, создающих и распространяющих медиатексты, как правило, предназначенные для массовой аудитории.

^ Категория медиа – различные виды (печать, телевидение, кинематограф и др.), формы (рекламные, документальные, образовательные и т.д.) и жанры (статья, интервью, репортаж, драма, комедия и др.) медиатекстов.

^ Аудитория (адресат) медиаобразования – группы людей, на которые рассчитан медиатекст (школьники, студенты, учителя, преподаватели, работники медиасферы – медиатеки, учебного телевидения и т.д.).

^ Технология медиа – 1) аппаратура, инструменты и материалы, необходимые для производства медиатекстов; 2) способы создания медиатекстов (в плане использования конкретных технических средств, композиции, жанра и т.д.).

Медиаязык – комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов. Медиа способны «общаться» с читателями, пользователями или слушателями на вербальном, изобразительном или аудиовизуальном языках. При создании конкретных медиатекстов может применяться комплекс средств и приемов (набор кодов и условностей, с помощью которых переосмысляется и представляется реальность). Например, кино и телевидение используют аудиовизуальный язык, включающий и зрительные и звуковые средства, язык прессы сочетает вербальные (печатный текст) и графические (иллюстрации, фотографии) образы.

^ Репрезентация медиа – процесс отражения (репрезентации) жизни человеческого социума (людей, событий, идей и т.д.) в медиатексте.

В 1987 году Совет Европы принял «Резолюцию по медиаобразованию и новым технологиям», где медиаобразованию придавалось огромное значение: «Медиаобразование должно начинаться как можно раньше и продолжаться все школьные годы в качестве обязательного для изучения предмета» [Федоров, 2001, с. 199]. Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии и Канаде, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, в России медиаобразование школьников и студентов не является обязательным и не входит в школьные и вузовские учебные программы, за исключением открытой и официально зарегистрированной в 2002 году специализации 03.13.30 «Медиаобразование». Вместе с тем, приоритетность и актуальность медиаобразования в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений. Остаются актуальными основные причины все возрастающей роли медиаобразования в современном образовательном процессе, обоснованные известным медиапедагогом Л. Мастерманом (L. Masterman):

1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.

2. Идеологическая важность медиа и их влияния, как отрасли промышленности, на сознание аудитории.

3. Быстрый рост количества медиаинформации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.

4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.

5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

6. Необходимость обучения школьников и студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.

7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [Masterman, 1985, p. 2].

Медиаобразование на всех этапах своего развития неотделимо от медиакультуры, рассматриваемой как совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенной системы их воспроизводства и функционирования в социуме. Здесь далеко не последняя роль отводится так называемой массовой медиакультуре, успех и неизменную популярность которой обусловлена фольклорностью основы, развлекательной жанровой направленности, использовании «эмоциональных перепадов», функций компенсации, рекреации и т.д., в учете типологии медиавосприятия, авторской интуиции и др.).

Например, опора на фольклорность и мифы является одним из мощных стимулов неизменной популярности многих произведений массовой аудиовизуальной медиакультуры. «Многие из жанров массовой культуры сохраняют в своей структуре основные составляющие мифа как формы целостного массового переживания действительности, неподвластной логике практического опыта… Преобладающее большинство из этих жанров выступает как совокупный современный миф со всеми его атрибутами и особенностями оформления» [Костина, 2006, с. 343]. По мнению Г.Г. Почеп­цова, «миф является целой конструкцией, в этом его принципиальная выгодность, поскольку число нужных характеристик теперь будут всплывать автоматически. В случае подключения мифа уже нет необходимости порождать целые тексты, можно только намекать, подсказывая существенные характеристики, подводящие массовое сознание к тому или иному мифу» [Почепцов, 2001, с. 106]. Еще С. Эйзенштейн говорил, что восприятие фильма определяется не сюжетом, не ключевыми мотивами, а «обертонами» – различными компонентами зрительного образа, которые как бы ни с того ни с сего «выныривают» в кадре и впечатляют зрителя [Эйзенштейн, 1956, с. 41].

Мифологичность, сказочность всегда притягательна для зрителя, особенно юного. Неслучайно «во многих популярных медиатекстах в той или иной мере чувствуются отголоски библейских мотивов, древнегреческих мифов, сказок о Золушке, Красной Шапочке, Змее Горыныче, Синей Бороде, Али Бабе и сорока разбойниках и т.п. Безусловно, аудитория (например, школьная) может не замечать этого, но все равно неосознанно тянуться к сказочности, фантастическому действию, мифологическим героям…» [Федоров, 2007, с. 250]. В связи с этим мифическая реальность, созданная масс-медиа, находит отражение практически во всех видах и жанрах медиа. Не исключение в этом смысле – и аудиовизуальные медиатексты. Возьмем, к примеру, одну из традиционных основ культурной мифологии - борьбу Добра и Зла. На основе этой темы в кинематографе и на телевидении существует бесчисленное число мифологических версий, скажем, боевик, «в котором военный спасает мир от ядерной катастрофы, устроенной террористами, приключенческого рассказа, в котором ученый спасает героиню из лап злодеев и находит сокровища, документального репортажа о храбром пожарном, волшебной сказки про богатыря, победившего дракона и т.д. Люди достаточно рано усваивают такие мифы и легко воспринимают информацию, соответствующую им» [Гулевич, 2008, с. 210-211]. Таким образом, любое произведение медиаискусства оказывает на аудиторию так называемое медиавоздействие – в сфере образования и воспитания, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, эмоциональных откликов, распространения информации и т.д.

На основании изучения основных исторических этапов развития медиаобразования в России [Федоров, Челышева, 2002; Челышева, 2006, 2007 и др.] мы можем утверждать, что понятийный аппарат медиаобразования имеет своеобразную эволюцию, расширяясь одновременно с развитием медиа. Например, на ранних этапах развития основным материалом для медиаобразования был кинематограф, а специально организованная работа с кинопроизведением в России вплоть до 30-х годов называлась киноработой. В «практический» период (вторая половина 30-х – начало 50-х годов) работа с медианосителями носила преимущественно технический характер и понималась как кино- (радио-, фото-) любительство.

С развитием медиаискусств, основанных на медиаформе (т.е. форме средств массовой коммуникации) воспроизведений действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.), в 60-е – 70-е годы
ХХ столетия в медиаобразовательном процессе произошли трансформационные процессы, связанные со смещением акцентов медиаобразования (с чисто практического и марксистского к эстетическому), и одновременно расширением понятийного аппарата медиапедагогики. В данный период медиапедагоги оперировали в основном двумя терминами:

а) аудиовизуальная грамотность – система умений и навыков анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звуко-зрительных сигналов (данный термин был впервые введен Ю.Н. Усовым);

б) аудиовизуальное образование – целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями школьников в области экранных искусств.

К концу 70-х годов ХХ столетия появился термин киновоспитание («воспитание культурой экрана») [Врабец, 1975, с. 12], под которым понималась целенаправленная подготовка к восприятию экранных искусств.
В конце 70-х – начале 80-х годов в работах отечественных педагогов наиболее распространенным понятием выступало кинообразование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23




Похожие:

И. В. Челышева методика и технология iconИ. В. Челышева генезис методики эстетического ориентированного медиаобразования в россии*
...
И. В. Челышева методика и технология iconИ. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования
Челышева И. В. Личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования // Формирование профессиональной...
И. В. Челышева методика и технология iconПрограмма «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология»
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом
И. В. Челышева методика и технология iconМетодика диагностика межличностных отношений Т. Лири
Цель. Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, и также исследования представлений...
И. В. Челышева методика и технология iconМетодика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Цель. Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, и также исследования представлений...
И. В. Челышева методика и технология iconУрок математики в 6 классе по теме «Сложение отрицательных чисел» Тип урока : изучение и первичное закрепление нового материала. Цели
Технология: технология деятельностного метода с элементами уровневой дифференциации
И. В. Челышева методика и технология iconТехнология «Технология обработки ткани и декоративно-прикладное творчество»
На рисунке изображена схема изготовления кружевной отделки. Определите вид рукоделия и расшифруйте условные обозначения, заполнив...
И. В. Челышева методика и технология iconГлоссарий (понятийный словарь терминов)
Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность метолов изменения состояния объекта. Технология...
И. В. Челышева методика и технология iconМультимедиа технология. Термин «мультимедиа»
Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию,...
И. В. Челышева методика и технология iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Методика преподавания математики в начальной школе» Методика ознакомления учащихся начальных классов с правилом деления суммы на число
Примеры явных и неявных определений понятий, изучаемых в начальном курсе математики
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов