Медиаобразовательная компетентность учителя icon

Медиаобразовательная компетентность учителя



НазваниеМедиаобразовательная компетентность учителя
Дата конвертации22.09.2012
Размер50.65 Kb.
ТипДокументы

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

С.В. Агашкова

ГОУ СОШ № 515 г. Москвы

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию.

Эффективность образования, основанного на современных информационных технологиях, часто зависит не столько от типа используемых технологий, сколько от качества педагогической работы по применению этих технологий для решения собственно образовательных задач.

Прогресс информационных технологий обуславливает изменения в профессиональной деятельности педагога.

Существенным достоинством информационных технологий является то, что их применение позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (развитие мышления и способностей учащихся, формирование модельных представлений).

Медиаобразованность - объективная, всеобщая, принципиально новая характеристика личности учителя, представляющая собой сложное социально-психологическое образование, содержащее в себе элементы общего, в которых отражена связь личности с окружающей действительностью, и индивидуального, в котором проявляется своеобразие данной личности, включающее в себя жизненный опыт, специфику сознания, чувств, поведения. Связь с учащимися отражается в системе медиазнаний, медиаумений и ценностного отношения к медиаобразованию, составляющих сущность медиаобразованности учителя.

Результативность формирования медиаобразованности педагогов определяется следующими критериями:

  1. медиазнаниями;

  2. медиаумениями;

  3. ценностным отношением к медиаобразованию. Медиаобразовательные технологии позволяют развивать

профессиональные компетенции, творческий и интеллектуальный потенциал педагога. Ежегодно педагоги и учащиеся школы участвуют в Интернет-проектах, что благоприятно отражается на образовательном процессе. Учителю необходимо постоянно думать о том, как сделать процесс обучения более

результативным, учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. Благодаря медиаобразовательным технологиям учитель может:

  1. получать информацию о педагогической и методической литературе;

  2. организовывать работу школы в образовательных проектах, конкурсах и викторинах.


  3. обмениваться информацией по методике преподавания в рамках виртуальных методических объединений;

  4. участвовать в международных проектах;

  5. создавать свои сайты.

Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Анализ методической литературы позволяет назвать некоторые подходы к определению понятия «компетентность». Под компетентностью понимают:

- сложное интегративное качество личности учителя, обусловливающее
готовность осуществлять некоторую деятельность; это не отдельные знания или
умения и не их совокупность, а свойство, позволяющее человеку осуществлять
деятельность целиком;

  • совокупность способностей, качеств и свойств личности учителя, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

  • личные возможности учителя, его квалификация (знания и опыт), позволяющая ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.

Рост профессиональной компетентности требует приобретения личностного опыта творческого применения информационных технологий в педагогической практике, что затруднительно без периодического повышения квалификации в течение всей жизни.

Мы уверены, что повышение уровня медиаграмотности учителя необходимо, потому что медиаобразование - это одна из составляющих профессиональной компетентности учителя. Конечно, учителя чаще всего используют на своих уроках традиционные формы обучения, но по результатам проведенного в нашей школе анкетирования, мы можем увидеть, что учащиеся отдают предпочтение практическим занятиям (использование на уроках электронных презентаций, цифровых микроскопов, видеофильмов).

Учителю необходимо постоянно в своей практике апробировать новые информационные технологии, формировать и развивать навыки информационной культуры учащихся, что, в конечном счете, будет характеризовать уровень медиаобразованности учащегося.

Главной задачей школы на 2008-2009 учебный год является — способствовать росту профессиональной компетентности учителя посредством освоения им современных информационно технологий.


42

43

Учителями были апробированы методические условия развития языковых, коммуникативных, социокультурных компетенций учащихся на уроках английского языка, информационных - на уроках географии, информационно-коммуникативных - на физике и биологии.

Учитель сам определял, с помощью каких компьютерных технологий он достигнет поставленной цели в учебном процессе. Но очень важно научить и самого педагога грамотно использовать информационные технологии при решении конкретных педагогических исследовательских задач.

Применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету; использование компьютера позволяет усилить мотивацию учения. Ученики становятся более самостоятельными, коммуникабельными, уверенными в себе.

Опыт работы школы позволяет сделать вывод о том, что повышать профессиональную компетентность учителя в области медиаобразования необходимо постоянно.


44


Агашкова С.В. Медиаобразовательная компетентность учителя // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С..42-44.




Похожие:

Медиаобразовательная компетентность учителя iconЧем обусловливается центральная роль учителя в шко­ле?
Вопрос 14 Личность учителя (преподавателя). Профессиональная подготовленность и профессиональная компетентность
Медиаобразовательная компетентность учителя iconМедиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Грекова Л. В. Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников // Образовательные технологии...
Медиаобразовательная компетентность учителя iconДпп. В. 04. Профессиональная компетентность будущего учителя
Рабочая программа составлена на основании результатов научных исследований лаборатории проблем качества подготовки специалистов Псковского...
Медиаобразовательная компетентность учителя iconДень учителя
Старшеклассники были учителями, а учителя учениками. Уроки проводились как обычно. В честь этого в клубе проходил праздничный концерт,...
Медиаобразовательная компетентность учителя icon«Учимся общаться»
Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения
Медиаобразовательная компетентность учителя iconЦель изучить уровень
Программа наблюдений предполагала выявление состояния организационной, обучающей и воспитывающей деятельности учителя, определение...
Медиаобразовательная компетентность учителя iconФгосы направлены на формирование компетентности
Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области
Медиаобразовательная компетентность учителя iconКлючевые образовательные компетенции компетентность
Интегральная характеристика качеств личности; результат подготовки человека для выполнения деятельности в определенных областях
Медиаобразовательная компетентность учителя iconТема «Компетентный учитель компетентный ученик»
Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности
Медиаобразовательная компетентность учителя iconДиагностическая анкета успешности учителя
Фамилия, имя, отчество учителя
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов