Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» icon

Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека»



НазваниеБайер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека»
Дата конвертации22.09.2012
Размер115.5 Kb.
ТипДокументы

Байер Елена Александровна, к.п.н., директор детского дома г. Азов

Латышев Олег Юрьевич, в.н.с. лаборатории «Школьная медиатека» ИСМО РАО, к.филол.н., научный руководитель эксперимента «Использование информационных технологий в образовательных учреждениях для социально незащищенных детей» в детском доме г. Азов.





Е.А.Байер, О.Ю.Латышев


Воспитание олимпийского резерва с использованием
информационных технологий (на примере детских домов)



Аннотация:

Средства информационных технологий способны подержать процесс воспитания олимпийского резерва в детском доме.


Ключевые слова: спорт, информационный, детский дом, тренировка, соревнование, технологии, воспитание, чемпион, интернет-ТВ, выпускник.

BREADING THE OLYMPIC RESERVE by the informational technologies
^ (IN THE ORPHANAGES)



Bayer Elena A., Ph.D., director of the orphanage, t. Azov

Latyshev Oleg Ju. Ph.D., leader scientific worker of Institute of content and methods of learning Russian academy of education


Abstract:

The media of informational technologies may suppose the breading process of the Olympic reserve in the orphanage.


Key words: Sport, informational, Orphanage, training, Competition, technologies,

Breading, champion, Internet-TV, Postgraduate.


Формулировка проблемы данной работы у ряда коллег может вызвать недоумение. И для этого есть прямые видимые основания. Увлечение воспитанников детских домов спортом и работой за компьютером для многих зачастую представлялись дилеммой. И рекомендации специалистов по укреплению детского здоровья состояли в том, чтобы переориентировать подростков, которые всерьёз увлеклись информационными технологиями, на занятия в спортивных секциях. И в ряде случаев это было вполне оправданно. В одном из детских домов, например, у мальчиков – заядлых футболистов – внезапно лопнул мяч. Это случилось в самом начале выходных, когда никто не мог помочь им решить эту проблему. Бравая команда решила её самостоятельно: ребята сели за компьютеры, и начали играть в виртуальный футбол. Занятие, признаться, также захватывающее. И внимание, и смекалку развивает ничуть не хуже настоящего футбола. Но, естественно, не укрепляет мускулатуры, а растущим мальчишеским лёгким и подавно приносит только вред. В ранних работах, говоря о профилактике отрицательного влияния компьютерной техники на детское здоровье, мы также называли занятия настоящим спортом если не просто направлением переориентации интересов воспитанников, то обращали внимание на компенсаторную функцию спортивных секций в тех случаях, когда дети одновременно увлечены и спортом, и информационными технологиями.
Отдавая должное нашим замечательным тренерам, руководителям секций и теперь, мы решили пойти дальше в решении этого вопроса. Исходим из того, что не только занятия детей спортом могут дать воспитанникам возможность сохранять здоровье и одновременно продолжать осваивать тонкости постоянно совершенствующихся информационных технологий. Но и взаимообразно, освоение разнообразных сетевых сервисов, прикладных компьютерных программ и быстро развивающихся аппаратных средств также в совокупности способно содействовать достижению воспитанниками всё больших успехов в спортивных занятиях.

Российский народ с большим воодушевлением воспринял решение Международного Олимпийского комитета сделать столицу отечественных курортов, знаменитый во всех отношениях город Сочи, ещё и столицей Зимних Олимпийских игр 2014 года. Вполне закономерно, что стало это предметом гордости и для воспитанников наших детских домов и интернатов. Тем более, что для старших из них скоро наступит время, когда они смогут участвовать в спортивных соревнованиях для взрослых. Конечно, не только по олимпийским видам спорта – у каждого воспитанника, а значит - и выпускника, индивидуальные спортивные предпочтения и личностные амбиции. Учитывая и поддерживая их в разумных пределах, коллектив детского дома может апеллировать к спортивным интересам ребенка в том числе и при проведении с ним профориентационной работы. Непосредственно профессиональную ориентацию будет справедливо назвать одной из первых форм использования информационных технологий в формировании устойчивого интереса воспитанника в области спорта. Так поступают, например, сотрудники детского дома г. Азова, детского дома №3 г. Шахты Ростовской области, детского дома «Альтаир» Краснодарского края и др. Интернет-ресурсы содержат биографии выдающихся спортсменов и их методические выкладки для желающих следовать по пути кумиров, другие значимые в данном отношении сетевые материалы. В процессе первичного ознакомления с ними воспитанник может получить достаточно чёткое представление о том, не случайным ли был его интерес к данной области укрепления своего здоровья и развития культуры тела, последовательного обретения профессиональных навыков в области данного вида спорта? Если ребёнок выражает беззаветную готовность следовать за своим кумиром, добросовестно выполнять все его сетевые рекомендации, то, видимо, сотруднику детского дома или интерната, ответственному за профориентацию, имеет большой смысл посоветоваться с детдомовским психологом и врачом на предмет соответствия такого сильного детского увлечения психофизиологическим возможностям данного воспитанника. Если ребёнок полностью здоров (на что, к сожалению, с каждым годом остаётся всё меньше надежд), то следует в ближайшем социуме найти для него подходящую спортивную секцию. Большое счастье, если она существует в стенах самого интернатного учреждения, что позволяет его руководству наиболее последовательно следить за промежуточными результатами детских занятий тем или иным видом спорта. В свою очередь, посещающие её занятия воспитанники могут посоветоваться с тренером, насколько достоверны скачанные в Интернете методические рекомендации какого-нибудь олимпийского чемпиона, или просто маститого, авторитетного для детей спортсмена. Не выдаёт ли себя за «олимпийского небожителя» какой-то неудачливый тренер, или просто человек, не имеющий к спорту ни малейшего отношения, обозлившийся на весь мир, и желающий отомстить за это и в том числе - ни в чем не повинным детям? Конечно, такой случай – экстремальный, возможны и просто разночтения между рекомендациями реального высококлассного специалиста и возрастными возможностями ребёнка. Руководитель детдомовской секции может посетить заинтересовавшую воспитанников сетевую страницу и вынести справедливое решение. Это в том случае, если дети (как это часто бывает) окажутся расторопнее взрослых. Всё ещё находятся руководители интернатных учреждений, стремящиеся пресекать подобные поползновения. Психике воспитанников при этом наносится, увы, только вред, причём многосторонний. Дети почувствуют, что запретный плод не в меру сладок, и найдут возможность добыть интересующую их информацию другим путём. Некоторые – даже украв деньги у воспитателя или товарища по группе, самовольно отлучившись с территории интернатного учреждения в компьютерный клуб за пределами детского дома, будучи спровоцирован взрослыми на совершение целой цепочки противоправных действий, всего-то из-за большого желания заниматься спортом успешнее сверстников. Но даже это – не самое страшное. С информацией, добытой подобным путём, воспитанник тем более вряд ли подойдёт к тренеру из детского дома, чтобы убедиться в её достоверности. И м ожжет получить вред при самостоятельном использовании непроверенных данных. К слову, за подобное поведение его могут ещё и удалить с занятий секции. Но решимость воспитанника заниматься спортом вряд ли при этом исчезнет. Вот о чём рассказал, например, во время нашей поездки в Сомленский детский дом Мухтар Гусенгаджиев, занесённый в Книгу рекордов Гиннеса как «самый гибкий мужчина планеты». Будучи наказанным в детстве, Мухтар был заперт в чулан площадью не более одного квадратного метра. Будущий рекордсмен провёл там около шести часов. Уже тогда Мухтар обладал огромным стремлением к совершенству, и не желал терять ни минуты даром. Пришедшие освободить его из «заточения» взрослые были немало удивлены, застав Мухтара выполняющим упражнения на растяжку от узких стен чулана. Во избежание подобных казусов руководителю спортивной секции в детском доме лучше заблаговременно изучить весь спектр материалов сети, на которые при самостоятельном обращении может пасть взгляд его учеников. Отсортировав материал на предмет соответствия задачам секции, следует выстроить разнородные страницы различных сайтов в логической последовательности, которая поможет затем ребятам правильно понять написанное, внимательно подойти к рассмотрению учебного материала, учитывая все нюансы в следовании этим рекомендациям. Учитывая, что с каждым годом всё большее число прославленных спортсменов и их тренеров выражает желание общаться со своими поклонниками посредством «мировой паутины», можно прибегнуть к непосредственному контакту с ними, чтобы получить более подробные разъяснения по содержанию обнародованных спортсменами методик, интервью и т.д. Практика показывает, что многие тренеры детдомовских секций не делают этого просто в силу своей особой деликатности. Именно деликатные, скромные люди первыми приходят на помощь детям-сиротам, в том-то и смысл ситуации. Однако у нас на протяжении 15-го года существования Российской Детдомовской семьи сформировался некоторый опыт приглашения выдающихся спортсменов к участию в нашей «семейной» передаче «Моя большая детдомовская семья» на Новом планетарном телевидении молодёжи. www.nptm.ru/detdom.htm Что приятно, никто из чемпионов не отказал нам в силу особой занятости или амбициозности. Максимум, что нам доводилось делать в некоторых случаях, это, по рекомендации самих суперменов, связываться с их менеджерами, и договариваться о времени участия в нашей передаче, чтобы исключить накладки со съёмками и тренировками спортсменов.. Конечно, наша беседа с каждым из больших спортсменов протекала более в русле человеческих ценностей, нежели спортивной терминологии и конкретных рекомендаций по тем или иным тренировкам. Мы стремились на примере невиданного внутреннего роста этих людей показать детям и их детдомовским наставникам, как много и качественно можно работать над собой, одновременно с определёнными группами мышц развивая внимание и волю, целеустремлённость и великодушное отношение к сопернику во время соревнования. При этом практически с каждой спортивной звездой мы договаривались и о том, что в случае возникновения массового интереса к распространяемым ими методикам в нашей детдомовской среде мы сможем пригласить чемпионов провести своеобразные мастер-классы как на Интернет-телевидении, так и непосредственно в наиболее пассионарных в этом отношении детских домах. И такая практика тоже существует. Уже второй год мы выступаем в детских домах России вместе с тридцатикратным рекордсменом мира в области силовых упражнений, моим 19-летним преемником на посту главы Российской Детдомовской семьи Брюсом Хлебниковым. До прошлого года мы выступали по отдельности, стремясь одновременно охватить как можно больше интернатных учреждений, а недавно к нам присоединился уже упомянутый здесь Мухтар Гусенгаджиев. Даст Бог, продолжение пополнения звёздной комнады следует. Ни для кого и никогда не было секретом, что полпредом Брюса в переписке по электронной почте с поклонниками и последователями по просьбе его семьи на протяжении семи лет выступал Ваш покорный слуга. И только с появлением в доме Хлебниковых выделенной линии Интернет, совпавшим с совершеннолетием юного Самсона, Брюс стал самостоятельно общаться в сети. Аналогично могут поступать и другие занятые люди, в их числе – чемпионы мира и Европы. По отзывам многих, общение с такими людьми через доверенных лиц практически ничем не уступает непосредственному сетевому общению со звёздами спорта. Более того, в отсутствие таких полпредов Вам пришлось бы существенно дольше ждать ответа, который нужен был Вам ещё вчера, иногда – как воздух. И это действительно так, если учитывать, как быстро загораются каким-то увлечением дети. И ничуть не дольше гаснут, если увлечение своевременно не было никем по достоинству не оценено и не поддержано. Подобное «шефство» происходит и над книгами спортсменов. Например, Валентин Иванович Дикуль – артист цирка, прославленный тяжелоатлет и выдающийся врач – много лет собирал материал для книги, которую так долго ждали его страждущие пациенты, а не только поклонники его таланта. И именно помощь приятелей – журналистов и писателей – стала едва ли ни основной движущей силой в процессе появления книги на свет.

Среди наших замечательных сотрудников интернатов есть и такие, что смогли растрогать сердца чемпионов, и пригласить их работать в стены своих учреждений, начать вести секции при интернатах или детских домах. И наоборот, некоторые из них начинали свой трудовой путь в интернатских стенах. Один из героев нашей телепередачи – чемпион мира по рукопашному бою среди профессионалов Павел Болоянгов. Будучи ещё совсем молодым человеком, Павел руководил спортивной секцией в школе-интернате для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Конечно, в силу огромной занятости, сейчас Павел не смог бы при всём желании продолжить это полюбившееся ему дело, со своими любимыми учениками и воспитанниками. И снова Интернет предлагает компромиссный вариант. На сайте «Мой мир» www.my.mail.ru у чемпиона теперь есть свой «мир», блог, сообщество. По любезному приглашению Павла в его сетевое сообщество с радостью вступил и автор этих строк. В свою очередь, всё больше воспитанников, а главным образом – выпускников детских домов, приходит в качестве друзей на мою «мировую» страничку. Любой из них получит мою хорошую рекомендацию, если захочет подружиться с кем-то из звезд спорта, эстрады и т.п., также ставших моими сетевыми друзьями. И тоже получат возможность непосредственного общения с серьёзными спортсменами. К слову, мы с воспитанниками Азовского детского дома регулярно общаемся со звёздами спорта и эстрады посредством Интернет-услуг.

Ограничивается ли влияние информационных технологий на процесс совершенствования наших воспитанников в области спорта только сетевыми коммуникациями? Разумеется, нет. Такие технологии можно использовать и в отсутствие Интернета. Следует помнить о том, что персональный компьютер только потому и носит название ПК/PC, что это далеко не единственный вид компьютера. Задумываемся мы над этим, или нет, но и турникет в метро или на промышленном предприятии, и кассовый аппарат в магазине – это тоже по своей сути компьютеры. Разумеется, каждый – со своим «джентльменским набором» свойств и качеств сообразно выполняемым ими функциям. То же самое можно сказать и о многих «продвинутых» спортивных тренажёрах, диагностических аппаратах (подходят ли Вам занятия этим видом спорта именно сейчас и вообще?), тонометрах, наконец, тоже необходимых во время спортивных занятий. И если сейчас Интернет ни в одном из этих устройств пока не нужен, то в дальнейшем он также может потребоваться. Для чего? Например, для передачи полученных данных (результатов тренировок, диагностических данных – что необходимо спортсмену в данный момент – отдых? Нагрузки? Если да, то какие конкретно? На отдалении от места событий (тренировок, соревнования и т.д.) эти данные могут обобщаться, сравниваться с предыдущими показателями у данного спортсмена, равно как и у его коллег. Из этого могут вытекать дальнейшие рекомендации, которые можно получить не только от непосредственного тренера, но и от людей, находящихся очень далеко от происходящего.

Всё более широко распространённым становится мобильное телевидение. И если сейчас количество каналов уже очень велико, но всё-таки ещё не безгранично, то при быстром развитии сетевых сервисов каждый вид спорта может вполне рассчитывать на появление специального канала. Что может при этом происходить? Будут доступны не только новости в области данной спортивной дисциплины из любых уголков мира, что уже само по себе серьёзно мотивирует к занятиям этим видом спорта. Также может возрасти значимость дистанционного обучения. Вскоре можно будет, не сходя с ринга или теннисного корта, получать рекомендации первоклассных специалистов, что называется, из первых рук. Ярко, красочно, убедительно, и главное – достоверно. В ближайшее же время всё всё ещё будет гораздо сложнее. Но и к быстро наступающим переменам тоже нужно готовиться. Если кто-то ещё не до конца в этом уверен, имеет смысл вспомнить о том, какую неготовность продемонстрировали люди при многократном увеличении информационного потока как такового, но не это предмет данной работы – об этом мы (да и мы ли только, главным-то образом?) уже неоднократно писали. Следует в настоящий момент не столько сетовать на то, что какая-то информация всё ещё не находится, а лучше приготовится к тому, что, наоборот, будет видно и слышно всё, что происходит в любой точке планеты. И вопрос вскоре будет стоять – как правильно, без хаоса в сознании, отфильтровать этот широкий, упругий и несмолкающий поток, чтобы нужное только Вам, и только сейчас, стало доступным. Что ещё важнее – сделать так, чтобы именно своевременная, конкретная и достоверная информация стала достоянием и источником формирования знания, умения и навыка у Ваших воспитанников и учеников. Как в области конкретных спортивных занятий, так и в других областях, чтобы личность выращиваемого Вами спортсмена была яркой и многогранной, интересной и полезной окружающим людям.

Обобщим сказанное. Воспитание как олимпийского резерва,, так и будущих представителей других, пока ещё не олимпийских видов спорта, с использованием информационных технологий представляется целесообразным, и предполагает учёт следующих особенностей протекания данного процесса:

  1. Необходимо использовать сетевые методические рекомендации, которыми щедро делятся с поклонниками и последователями представители «большого» спорта.

  2. Руководителям спортивных секций в детских домах (или других секций, посещаемых воспитанниками детского дома), следует с большим вниманием подходить ко всем сетевым материалам по физическому совершенствованию, способным оказаться в поле зрения воспитанников, давая им конкретную и своевременную оценку, и доводя свои соображения до сознания своих учеников.

  3. Ведущими критериями отбора сетевых материалов руководителем секции должен стать учёт психофизиологических особенностей воспитанников, стадия освоения ими спортивной дисциплины, а также логическая последовательность изучения рекомендаций, полученных из различных сетевых источников.

  4. Обмен сведениями, полученными в сети Интернет руководителем и учениками, должен проходить в атмосфере открытости, полного взаимного доверия, чтобы ученик всегда руководствовался исключительно полной и достоверной сетевой информацией.

  5. Взрывной характер роста информационного побуждает обратиться не только к качественной, но и к количественной фильтрации получаемой информации. Соображения педагогического такта, высокой пользовательской культуры руководителя могут и должны становиться залогом своевременных и последовательных спортивных достижений у участников работы спортивных секций детских домов – будущих активных участников олимпийского резерва.




Похожие:

Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconРевина Наталья Николаевна; призеры (III место) участники агитбригады мбоу «оош №3» учителя Сатаева Адиля Александровна, Трунова Елена Александровна; в конкурс
Трунова Елена Александровна; в конкурсах Лучшая разработка виртуальной экскурсии
Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconСостав родительского комитета моу дод «Городской Дворец детского ( юношеского) творчества»
Клуб «Кинолог Тесленко Ольга Александровна Студия компьютерной графики Аникеева Роза Александровна Лаборатория «Сияние»
Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconПленков Олег Юрьевич
Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет социальных наук
Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconБезь Елена Николаевна
На начало 2008-09 уч г. Школьная команда представлена следующим составом: Безь Елена Николаевна
Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconКосарев Олег Юрьевич
К воде склонившись, стал косяк коней послушный, вон грив его вдоль кромки стройный ряд!
Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconДокументы
1. /Лекции по философии. (Никитина Елена Александровна)/Лекция 1.rtf
2. /Лекции...

Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconПубличный доклад муниципального общеобразовательного учреждения Беляевской средней общеобразовательной школы
Владимировна – заместитель директора по учебно-методической работе, Долгих Елена Александровна – заместитель директора по воспитательной...
Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconПотетюрина Елена Александровна г. Бирюч, 2010г. Вид урок
«Социально экономическое и политическое развитие Франции в 20-30-е годы. Мировой экономический кризис»
Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconАнализ ставок, применяемых в портах Ростов – на – Дону, Азов. Для т/х «Волго – Дон»
Ростов – на – Дону, Азов, флаг Россия, загранплавание, погрузка лесом – 2660 тонны
Байер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека» iconНеделя в «Защиту живого» с 5 по 9 октября на базе Дома Детского Творчества проходила районная Неделя в «Защиту живого»
С 5 по 9 октября на базе Дома Детского Творчества проходила районная Неделя в «Защиту живого». В рамках недели мы приняли участие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов