Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы icon

Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы



НазваниеР. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы
Дата конвертации22.09.2012
Размер292.01 Kb.
ТипДокументы

Баканов Р.П. Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) // Журналистская наука в Казанском университете. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. С. 603–615.


Р.П. Баканов

Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана)


Актуальность темы. По данным опросов различных социологических групп, телевидение является главным источником как получения информации, так и развлечений почти для 80% жителей нашей страны. При увеличении количества телевизионных программ и каналов, качество телепередач остается крайне неоднородным по содержанию. Соответственно и отношение населения страны к данному виду средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК) неоднозначно.

Периодически можно прочесть признания от тех, кого сейчас принято называть «телекритиками», что они лишь журналисты, пишущие о телевидении. Само по себе понятие «критик» сегодня неоднозначно – это и вдумчивый, глубокомысленный и беспристрастный аналитик, и обозреватель, кратко пересказывающий сюжет для читателей глянцевых журналов, и специалист по рекламе, деятельность которого сводится к увеличению аудитории читателей «заказанных» произведений. Трансформируются функции критики. При этом, в условиях гиперизбытка информации, критика как направление становится самодостаточной – потребителю развлекательных журналов, чтобы показать свою осведомленность, достаточно прочесть публикации в газетах или журналах. Критика, таким образом, становится скорее препятствием к приобретению книги или периодического издания.

Есть общие определения понятия «критика». Следуя им, можно проводить анализ произведений. Но в своей работе каждый критик руководствуется собственным представлением о творческом идеале. Кроме того, в современных условиях функционирования СМИ, скорее всего не последнюю роль играет и совпадение позиций телекритика с точкой зрения публикующей его выступления редакции.

Телевизионная критика движется в русле общего современного направления литературной критики. Однако анализ творческого своеобразия телевизионной продукции проводится все реже.

Непростая ситуация также складывается сейчас и с пониманием и телекритиками, и аудиторией функций материалов о телевидении. Нередко авторы публикаций предлагают читателям свою точку зрения, при этом, возможно, сознательно играя на некомпетентности или неподготовленности аудитории к адекватному восприятию текстов, содержащих негативную информацию о деятельности конкретной редакции.

Чтобы предметно вести разговор о телевизионной критике как области современной журналистики, необходимо определить, какое место в журналистике она занимает? Наша позиция в данном случае заключается в том, что телевизионная критика это своего рода компас, помогающий аудитории ориентироваться в громадном потоке информации, получаемой посредством телевидения.
Любая критика, выносящая на суд общественности анализ качества только тех медийных продуктов, которые своим появлением вызвали определенный общественный резонанс, избирательна.

Внимание телекритиков, прежде всего, должно быть направлено на все, что отражает представления аудитории о тех или иных ценностях, идеалах, мечтаниях, поскольку именно таков предмет телевизионной критики.

Кроме того, с помощью телевизионной критики у общества есть возможность проводить своего рода творческую экспертизу на предмет соответствия/несоответствия отображаемой телевидением картины мира реальной действительности. С помощью медийной критики аудитория должна, наконец, постараться реализовать свое право общественного контроля над СМИ.

В нашей стране продолжает усиливаться процесс медиатизации общества, идет взаимопроникновение, конвергенция печати и телевидения. В современной российской журналистике медийная критика, по примеру зарубежных стран, должна стать одной из форм не только саморегулирования журналистского сообщества, но и дать аудитории право на озвучивание и отстаивание собственных интересов в отношении СМИ. Разделяя точку зрения Е.Суслова, мы считаем, что практика реализации данного права может стать еще одним важным шагом российского общества к демократии.

С вхождением СМИ России в стадию рыночных отношений, в информационный рынок увеличивается необходимость критического анализа содержательной стороны всех видов СМИ.

Еще одной проблемой является то, каким образом можно побудить российскую аудиторию осознать, что в ее же интересах не только знакомиться с опубликованными выступлениями, содержащими оценку деятельности редакций, но и рассматривать такие материалы и рубрики в качестве реальной возможности по доведению до СМИ собственной точки зрения, оценки их деятельности. Что надо сделать журналистам, чтобы начать полноценный диалог со своей аудиторией?

Изданиям, публикующим медийные рубрики, необходимо пригласить читателя к конструктивному диалогу. Также имеет смысл разъяснения цели и задач медийной критики перед общественностью. Необходимо регулярнее и оперативнее публиковать зрительские письма, приходящие в редакцию. Кроме того, при этом журналистам не следует скрывать свою точку зрения, почему в данном издании была введена медийная рубрика. Должна быть взаимная заинтересованность журналистов и аудитории.

Вторым способом решения данной проблемы может стать медиаобразование. Это предлагают Я.Засурский, А.Короченский, А.Федоров, А.Шариков и некоторые другие российские ученые, считая, что медийная критика как одна из областей современной журналистики должна стать частью гражданского медиаобразования посредством СМИ, войти в программы школьного и вузовского обучения. Критическому восприятию медийного содержания необходимо обучать со школьного возраста.

Данная работа – попытка систематизации и исследования публикаций на телевизионную тему в федеральных газетах и печатных СМИ Республики Татарстан (далее РТ), издающихся на русском языке. Автор рассматривает материалы в газетах, имеющих распространение на всей территории современной России.

Здесь под термином «медиакритика» нами понимается и применяется определение, данное А.Короченским: «Медийная критика – особая область журналистики, которая призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ. Она является одновременно и своеобразным способом рефлексии, самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным зеркалом, которое призвано отражать «блеск и нищету» средств массовой информации, оказавшихся в рыночной среде». В настоящей работе мы считаем телевидение в равной степени средством массовой информации (СМИ) и средством массовой коммуникации (СМК).

Целью нашего исследования является системно-комплексное рассмотрение материалов о телевидении двух регионов нашей страны в современных федеральных и татарстанских газетах. Это позволит определить их место и роль в меняющихся социально-политическом и культурном контексте последнего десятилетия ХХ века.

Из поставленной цели вытекают задачи:

1. Выявить специализированные медиарубрики и материалы, темой которых стало телевидение, в изданиях, выбранных нами для проведения исследования: «Аргументы и факты», «Известия», «КоммерсантЪ-Daily», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московские новости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Российская газета», «Труд». Газеты Республики Татарстан: «Аргументы и факты – регион», «Вечерняя Казань», «Известия Татарстана» (с 1996 г. – «Время и деньги»), «Казанские ведомости», «Комсомолец Татарии» (с 1993 г. – «Молодежь Татарстана»), «Комсомольская правда – Татарстан», «Советская Татария» (с середины 1993 г. «Республика Татарстан»). Тем самым – предпринять попытку описания эмпирической базы в части журналистики о телевидении в данных изданиях, а также установить закономерности эволюции телевизионной критики на страницах указанных газет.

2. Определить проблематику, место, функции и жанры (отдельно информационные и аналитические) публикаций о телевидении в системе материалов как отдельной газеты, так и в целом в газетах РФ и РТ.

3. Систематизировать и определить соотношение и объем информационного потока о телевидении в газетах РФ и РТ.

4. Рассмотреть телевизионную критику как часть критики в целом. Выявить ее направления: рецензирующее, анонсирующее, описательное, комментирующее, критика с политическим оттенком, так называемая «желтая» критика.

5. Установить авторскую оценку ТВ как объекта анализа, содержащуюся в журналистских выступлениях.

6. Отобрать материалы с политической и неполитической составляющей. Имеется в виду связь «телевидение и политика» и «телевидение без политики».

7. Выяснить, являются ли медиарубрики дискуссионным полем между телезрителями и работниками ТВ. Выражаются ли в них ожидания аудитории?

Для решения поставленных задач проведен сплошной контент-анализ некоторых наиболее крупных по тиражу федеральных и республиканских газет. На его основе были выделены проблемы, содержащиеся в материалах, связанных с телевидением как видом СМИ и СМК.

При выборке материалов, посвященных телевизионной теме, мы руководствовались следующими лексическими единицами, присутствующими в тексте: «телевидение», «телевизионная программа», ее наименование, название телекомпании, фамилии популярных телевизионных журналистов, руководителей того или иного канала, либо когда в работе присутствовали ссылки на все вышеперечисленное. Публикация считалась посвященной телевидению тогда, когда данные индикаторы в тексте присутствовали в совокупности.

^ Хронологические рамки исследования. Для изучения публикаций, посвященных телевидению, нами выбран временной период с 1 января 1991 по 1 января 2000 гг. Верхняя граница определяется началом работы В.Путина на посту исполняющего обязанности Президента РФ и произошедшими в связи с этим изменениями в информационной политике России. 1991 год стал переломным для страны: ГКЧП, упразднение Гостелерадио СССР, ликвидация СССР… На медиарынке страны начали появляться негосударственные СМИ. Отечественное телевидение продолжает искать пути дальнейшего развития. Так, произошла коммерциализация эфира, руководители телекомпаний начали ориентироваться на рейтинг конкретных передач. До сих пор идет дискуссия об общественном ТВ. Кроме того, телевидение 1990-х годов переживает возникающие вокруг него конфликты, связанные то с желанием некоторых депутатов (а также политических партий) получить контроль над определенными телеканалами или отдельными передачами (здесь в пример можно привести программу «Парламентский час», более десяти лет выходящую на телеканале «Россия»), то с попытками олигархов использовать ТВ в качестве информационной войны политических конкурентов.

^ Методология исследования. Для решения поставленных задач автор диссертационного исследования в своей работе применяет метод сплошного контент-анализа печатных СМИ, сравнительно-сопоставительный метод и содержательный анализ материалов по интересующей нас теме.

^ Методологическая база. Медиакритика как новое направление в журналистике России пока мало изучена. В основном данная тема является информационным поводом для подготовки отдельных научных статей в профессиональных журналах. Рассматривается не медийная критика как таковая, а одна из ее составных частей – телевизионная критика. Авторы публикаций – известные в нашей стране телевизионные критики: А.Вартанов, А.Качкаева, В.Кисунько, И.Петровская. Как правило, в своих выступлениях они пытаются ответить на вопросы, что представляет собой российская телевизионная критика, каков ее предмет, критерии для объективного анализа передач, каким образом можно повысить эффективность телекритики?

^ Объектом исследования является соотношение публикаций о телевидении в ряде как общефедеральных, так и республиканских русскоязычных печатных средствах массовой информации (газетах), публикующих сообщения на разные темы, имеющих аудиторию во многих городах и районах РТ.

^ Предмет исследования – публикации на телевизионную тему в данных изданиях.

Источниковую базу составил обширный круг первоисточников, который состоит из пяти групп.

Первую группу составили общефедеральные печатные СМИ, которые были изучены диссертантом. Для исследования выбрано десять наиболее тиражных общественно-политических изданий: «Аргументы и факты», «Известия», «КоммерсантЪ-Daily», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московские новости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Российская газета» и «Труд». Однако некоторые газеты исследовались по мере продвижения в регионы, в частности, в РТ. Например, «Независимая газета» анализировалась нами, начиная с 1992 года, а «Московский комсомолец» – с 1995 г.

Во вторую группу вошли печатные СМИ, издающиеся на русском языке и распространяющиеся на территории РТ. Сюда включены и региональные вкладыши к федеральным газетам. Отметим, что «Республика Татарстан», «Известия Татарстана», «Время и деньги», «Молодежь Татарстана», «Казанские ведомости» являются государственными СМИ. Учредителями «Вечерней Казани», «АиФ – регион» и «Комсомольской правды – Татарстан» стали трудовые коллективы редакций и частные лица.

В третьей группе источников – публикации телевизионных критиков и ученых в профессиональных медийных журналах: «Журналист», «Журналистика и медиарынок», «Искусство кино», «Профессия – журналист», «Среда», «Телевидение и радиовещание» (с 1993 г. – «Телерадиоэфир») и «Телефорум». Сюда же отнесем статьи о телевидении в научных журналах «Вестник МГУ. Серия журналистика», а также в научном и учебно-методическом альманахе «Тонус» факультета журналистики и социологии Казанского государственного университета.

Четвертая группа состоит из публикаций в изданиях, в которых не проводился сплошной контент-анализ материалов о телевидении. Это такие газеты, как «Вечерний клуб», «Новая газета», «Общая газета», «Смена» и некоторые другие. Мы изучали содержащуюся в них информацию, однако, в классификацию выявленных материалов о ТВ не включили.

Пятую группу составили сборники, подготовленные учеными («Телевидение вчера, сегодня, завтра»), и сборники, составленные по материалам ежегодных конференций и (или) семинаров.

^ Степень изученности темы. Библиографию можно разделить на несколько групп в зависимости от предмета исследования.

Первая группа: история эволюции телевидения в нашей стране. Представлена работами Р.Борецкого, В.Егорова, Н.Голядкина, И.Кацева, В.Цвик.

Во вторую группу мы отнесли исследования современных проблем телевидения: специфики информационного вещания (С.Агапитова, Я.Назарова, Н.Поздняков, В.Цвик и некоторые другие); качества документально-художественных передач (Ю.Богомолов, А.Вартанов, В.Вильчек, Р.Ильин, Р.Копылова, В.Саппак и другие); ряд работ посвящен анализу психологии экранного творчества (Т.Аникеева, Л.Матвеева, Г.Мельник, Ю.Мочалова, Р.Харрис), взаимодействию телевидения как вида СМИ и СМК со зрителем (Е.Поберезникова); разнообразным техническим аспектам в эволюции телевещания (Г.Бакулев, И.Мелюхин, О.Самарцев и другие); политике на современном телевидении (Е.Вартанова, Г.Вачнадзе, И.Дзялошинский, Ю.Долгова, И.Засурский, Я.Засурский и другие).

В третью группу научной литературы о телевидении включены работы, посвященные проблемам местного телевещания и его взаимодействия с общефедеральной ТВ-системой, представленные трудами ученых, как Республики Татарстан (И.Ахметзянова, Р.Даутовой и некоторых других), так и других регионов России (И.Дзялошинского, Е.Дугина, Р.Овсепяна, В.Олешко).

В следующую группу выделены учебные пособия по тележурналистике. Отметим таких авторов, как Э.Багиров, Г.Бойков, В.Егоров, Г.Кузнецов, А.Юровский.

Отдельно необходимо указать сборники избранных произведений телевизионных обозревателей федеральных печатных СМИ. За период 1998 – 2005 гг. издано три таких сборника-дайджеста Ю.Богомолова, А.Вартанова и И.Петровской. В данных работах отражен процесс функционирования отечественного телевидения за период 1990-х – начала 2000-х годов.

В шестую, заключительную, группу библиографии мы включили литературное творчество работников телевидения: воспоминания и мемуары авторов и ведущих различных телепередач, а также государственных чиновников, работа которых была связана с телевидением, интервью с известными телеперсонами. Авторами такого рода произведений стали В.Антонов, А.Бовин, М.Захарчук и многие другие.

Медиакритика также представлена в сети Интернет. Во многих сетевых СМИ регулярно публикуются обзоры телевизионных передач. Есть и отдельные сайты, посвященные данному направлению в журналистике. Первый в России интернет-журнал медиакритики и медиаобразования создан авторской группой под руководством доктора филологических наук А.Короченского – www.mediareview.by.ru. Здесь публикуются оперативные статьи и обзоры состояния медиакритики в современной России и за рубежом. Девятого июня 2005 г. был запущен проект www.telekritika.ru. Его главный редактор, А.Левкин, как явствует из рубрики «О проекте», позиционирует его как «рассказ о политике на телевидении».

Также есть сетевые СМИ, посвященные анализу принципов функционирования телевидения. Существуют и еженедельные радиопередачи, в которых ведется обозрение «телерепертуара» прошедшей недели (например, «Телепатия» («Маяк»), «Человек из телевизора»» и «Телехранитель» на радио «Эхо Москвы», «Слава говорит» (РСН)).

^ Научная новизна диссертации заключается в установлении закономерностей освещения деятельности телевидения в газетах РФ и РТ 1990-х годов. Впервые предпринята попытка системного описания специализированных газетных рубрик, жанрово-стилевых особенностей авторов – телевизионных критиков. В Приложениях к диссертации впервые собраны различные количественные показатели, подсчитанные автором на основе выявленных публикаций изученных газет.

На материалах, темой которых стало телевидение России, в общественно-политических изданиях как федерального, так и республиканского распространения, определяются приемы и способы подачи информации о ТВ в 1990-х годах.

^ Практическая значимость исследования. Содержащийся в настоящем тексте материал может быть использован как для общих курсов по истории журналистской критики в России, так и для специальных курсов по медиакритике в современной отечественной журналистике и дальнейших исследований в данной области. Кроме того, результаты настоящего исследования могут быть полезными для подготовки работ по современной журналистике России, а также для телевизионных журналистов и медийных критиков.

^ Положения, выносимые на защиту:

- Материалы федеральных и республиканских изданий, темой которых стало телевидение, можно картографировать по нескольким тематическим направлениям. Они системны и поддаются структурированию;

- увеличение количества, объема и периодичности медийных рубрик привело к тому, что телевизионная критика стала постепенно мельчать по объекту исследования;

- телевизионная критика в газетах РФ и РТ постепенно утрачивает аналитику и трансформируется в информационную печатную журналистику о ТВ: информационные жанры все больше вытесняют аналитические. Газеты все чаще помогают ТВ в привлечении аудитории к тому или иному телевизионному проекту;

- телевизионную критику на страницах газет РТ можно охарактеризовать как неполноценную: аналитические выступления крайне редки, передачи оцениваются главным образом по развитию их сюжета;

- поиски новых жанров и художественных приемов в рамках освещения деятельности телевидения свойственны главным образом федеральным изданиям.

В первой главе «Особенности материалов о телевидении на страницах федеральных газет» центральное место отведено картографированию выявленных публикаций о телевидении. В начале первого параграфа «Картографирование совокупности публикаций» кратко представлена история телевизионной критики в нашей стране. Это направление критики появилось почти сразу после начала регулярного телевещания из Москвы на регионы СССР. В 1962 году издана книга театрального критика В.Саппака «Телевидение и мы: четыре беседы», в которой он с позиции телезрителя размышляет, можно ли считать телевидение искусством? На многочисленных примерах телепередач критик анализирует работу дикторов, творчество студий, отдельных авторов с художественно-эстетических позиций.

К началу 1990-х годов отечественная телевизионная критика представляет собой область журналистики, находящуюся в процессе своего становления. Однако четких критериев анализа телевизионного «репертуара» к тому времени выработано не было, оценка давалась, как правило, с точки зрения искусствоведческого подхода к передачам. В начале 1990-х годов на газетную телевизионную критику обращает внимание ряд известных кинокритиков – Ю.Богомолов, А.Вартанов, Л.Польская и другие, – что отчасти связано с усиливающимся кризисом в отечественной киноиндустрии, а также началом развития коммерческого телевидения в России. В данной области журналистики начинает пробовать силы ряд молодых авторов.

В параграфе речь идет о том, что материалы о телевидении (всего в федеральных газетах их выявлено 6526 единиц) можно классифицировать по двум группам в зависимости от авторского подхода к подготовке публикаций: информационной или аналитической. В начале 1990-х годов редакция каждой газеты открывает сразу несколько отдельных рубрик, посвященных телевидению. К концу хронологического периода в целом существует более 30-и специальных медийных рубрик о ТВ. При изучении материалов применен сравнительно-сопоставительный метод.

В результате изучения журналистских выступлений о телевидении, установлено, что все выявленные работы можно классифицировать по двум группам. Первую из них составляют публикации, подготовленные с применением информационного подхода к освещению событий. Здесь представлены материалы информационных жанров – заметки, анонсы, интервью, иногда отчеты. В данной группе представлено восемь тематических направлений (подтем).

Во вторую группу включены работы, подготовленные преимущественно в жанрах аналитических: обозрение, рецензия, корреспонденция, творческий портрет, статья и реплика. Здесь – не только освещение событий в деятельности телекомпаний, но и осмысление причин процесса трансформации российского телевещания в целом. В данной группе представлено 14 тематических направлений.

В параграфе предпринят анализ наиболее значительных по количеству публикаций тематических направлений, представлены критерии формирования каждого из них. Также рассматриваются журналистские выступления о телевидении с точки зрения содержащихся в них авторских оценок: позитивной, нейтральной, негативной и критической.

Контент-анализ проведен по количественным и качественным показателям. ^ Количественные показатели:

1. Частота обращения редакции к конкретной теме (отдельно за каждый год исследуемого периода).

2. Объем публикаций (количество строк и размещение по текстовым модулям полосы).

Качественные показатели:

1. Соответствие названия работы дальнейшему текстовому содержанию.

2. Степень раскрытия темы.

3. Возможность/невозможность для читателя определить-выявить стратегическую и тактическую цели, заложенные в текст авторами материалов.

4. Состав интервьюируемых, их компетентность в комментариях и оценках освещаемой ситуации.

5. Наличие/отсутствие в работах разных и противоположных точек зрения на одну проблему (ситуацию).

6. Наличие/отсутствие ссылок на источники, их компетентность при освещении конкретной проблемы (ситуации).

В результате контент-анализа и содержательного анализа публикаций о ТВ можно сделать вывод, что за период 1990-х гг. 57,6% материалов не содержат оценки деятельности федерального телевидения. В параграфе приведено процентное соотношение каждого тематического направления по отношению к общей численности выявленных материалов о ТВ. Значительное место здесь занимает направление «Презентация-анонс телевизионных передач» (39,1%). Увеличение количества таких публикаций постепенно приводит к частичному вытеснению аналитических работ по телевизионной теме, наблюдается сокращение объемов выступлений, сужение палитры авторских оценок до нейтральной (материалы без оценки).

Во втором параграфе «Функциональное многообразие материалов о телевидении», опираясь на исследование А.П.Короченского, доказывается, что каждая из выявленных публикаций обладает полифункциональностью.

^ Информационно-коммуникативная функция. Ввиду того, что первостепенной задачей СМИ является информирование аудитории, справедливо, на наш взгляд, говорить о функции информационной как преобладающей над остальными. В современном обществе важны факты, их интерпретация отошла на второй план, каждый индивид рассматривает определенное событие в меру своего понимания выдвинутой проблематики. Во всех материалах, посвященных деятельности отечественного телевидения, присутствует информационно-коммуникативная функция. В параграфе отдельно рассмотрены информационная и коммуникативная подфункции. В публикациях данные подфункции проявляются по-разному. Так, в работах, выполненных по информационному поводу, сильнее развита, информационная подфункция. В то же время в обозрениях телевизионного репертуара информационная подфункция отходит на второй план по сравнению с коммуникативной.

^ Оценочная функция. Работая над материалами о телевидении, критики обращают свое внимание на практику ТВ и дают ей собственную оценку: рассматривают как содержание конкретных телепередач, их структуру, работу съемочной группы, так и подвергают оценке ежедневную текущую деятельность ТВ (например, комментируют кадровые назначения в телекомпаниях, осмысливают очередной передел собственности между медиаолигархами, предпринимают попытки вникнуть в суть противостояния журналистов и депутатов и т.д.). Таким образом, работу телевизионного критика в газете за изучаемый период можно охарактеризовать как поясняюще-комментирующую.

Функция мониторинга ситуации вокруг телевидения. Если медиакритика обеспечивает текущий мониторинг СМИ, то телевизионная критика, кроме того, направлена на повседневный мониторинг не только практики и медийного содержания СМИ, но и околомедийных процессов, т.е. различных событий, происходящих вокруг определенных редакций (в нашем случае, телевизионных). Целью мониторинга является описание, познание и на основе этого выявление закономерностей определенных процессов, происходящих в телевизионной (да и не только телевизионной – медийной) среде с дальнейшим постижением их смысла. Однако в своих материалах телевизионные критики не представляют четких критериев, по которым проводилась оценка телевидения. В основном анализ содержания телевизионного репертуара заключается в оценке телепередач на предмет соответствия (или не соответствия) определенным показателям, принятым конкретными критиками за нормативные.

^ Коммерческо-промоцийная функция. В параграфе показано, что здесь на первом плане стоит бизнес-аспект сотрудничества редакции газеты с телекомпанией для продвижения определенного телепроекта ради увеличения его аудитории. Также приведены примеры реализации данной функции.

^ Просветительская функция реализуется в работах телевизионных обозревателей. Как правило, в таких публикациях происходит выявление критиками не только творческого начала в обозреваемых передачах, но и выяснение общего «телевизионного климата». Иными словами, аудитории предлагаются не только содержание различных сюжетов передач, но и характеристика отечественного телевизионного пространства в целом. Отметим еженедельные обозрения А.Вартанова («Труд»), И.Петровской («Независимая газета», «Известия»), Л.Польской, Ст.Рассадина, С.Тарощиной, Г.Черменской (все – «Литературная газета») и некоторых других критиков. В параграфе доказывается, что каждое выступление телевизионного обозревателя, представляющего обзор ТВ-репертуара в изученных газетах, можно рассматривать сквозь призму определенного воздействия на аудиторию. Публикуя письма читателей-телезрителей, содержащих разные оценки деятельности ТВ, редакции стараются добиться определенного общественного мнения о современном телевизионном репертуаре.

^ Регулятивная функция достигается с помощью опосредованного воздействия телекритиков на массовую аудиторию (читателей газет). В роли посредника выступают печатные СМИ. Таким образом происходит формирование определенного общественного мнения. Как явствует из контент-анализа материалов о телевидении, помещенных в изученных нами газетах, здесь преобладает негативная оценка деятельности отечественного ТВ.

Также в параграфе рассмотрены признаки рекреативной (развлекательной) функции и функции прогноза.

Во второй главе диссертационной работы – «Творческий почерк телекритиков: жанрово-стилистический аспект» – в первом ее параграфе «Жанровая специфика газетных публикаций о ТВ» рассматриваются наиболее часто встречаемые жанры материалов о телевидении. Отмечены как информационные: заметка, анонс, интервью, так и аналитические: комментарий, корреспонденция, обозрение, творческий портрет, реплика, мини-рецензия (отзыв), а также один факт журналистского расследования. Однако наибольшее внимание уделено жанрам, составляющим специфику газетной телевизионной критики. Это телевизионное обозрение, рецензия и творческий портрет. Нами выявлена тенденция: на фоне данных жанров происходит постепенное смещение приоритетов авторов медийных рубрик в пользу оперативной фактической информации.

В параграфе утверждается, что совокупность материалов о телевидении на страницах изученных диссертантом федеральных газет в 1990-х гг. имеет разветвленную жанровую структуру. Однако в связи с тенденцией, выраженной в постепенном изменении политики редакций в сторону повышения оперативности информации, в середине периода исследования стала трансформироваться и телекритика. Это проявляется в увеличении публикаций о телевидении, выполненных в информационных жанрах: анонс, заметка и интервью. Аналитика существует, но постепенно становится прерогативой лишь части газет, таких, как «Известия», «Литературная газета», «Московские новости» и «Независимая газета».

Также на примерах показано, что разнообразие оценочной палитры, объекта исследования и неповторимости авторского стиля характерно, прежде всего, для телевизионных обозрений, но публикаций в данном жанре, как видно из контент-анализа, становится все меньше. Обозрениями все чаще называется пересказ содержания отдельных телепередач, пусть и объединенный одной общей темой, оценка программ не с художественно-эстетических принципов построения творческих телевизионных продуктов, а большей частью с субъективной точки зрения (нравится/не нравится). Рассматривая данный жанр отдельно, можно отметить, что в нем наблюдается «творческое расслоение» авторов, пишущих о телевидении, на две группы.

Первая – авторы с большим опытом работы, пришедшие в телекритику из других областей критики. Их обозрения представляют собой не только анализ творческих, художественных и общечеловеческих достоинств/недостатков передач, но и стремление спрогнозировать ситуацию на федеральном телевидении, наметить-определить тенденции его развития на несколько лет вперед.

Вторая группа – авторы без профессионального образования критика. Нередко о телевидении пишут корреспонденты-универсалы, для которых сделать обзор ТВ-передач или написать заметку о факте из телевизионной жизни нашей страны – лишь желание получить очередные строки в газете. Мы считаем, что применение широкого жанрового спектра говорит о желании авторов, пишущих о ТВ, найти новые формы подачи информации о российском телевидении.

^ Второй параграф называется «Стилистические особенности творчества телевизионных критиков». Здесь анализируется творческое своеобразие регулярно публикуемых телевизионных обозревателей: Ю.Богомолова («Московские новости», «Известия»), А.Вартанова («Литературная газета», «Труд»), Л.Захарова (творческий псевдоним «Некто Б.Карлов», «Комсомольская правда»), О.Кучкиной («Комсомольская правда»), Э.Николаевой («Московский комсомолец»), И.Петровской («Независимая газета», «Известия»), Л.Польской («Литературная газета», эпизодически «Московские новости»), С.Тарощиной («Литературная газета») и Е.Чекаловой («Московские новости»).

Результаты анализа качества творческого почерка телекритиков показывают, что большинство авторов при подготовке своих выступлений обращает внимание в основном на схожие темы, освещаемые в других изученных газетах. При этом используются средства: авторская оценка, тропы (как правило, сравнение, ирония, метафора, иногда сарказм), короткие предложения. Всех обозревателей объединяет стремление помочь отечественному телевидению преодолеть низкий уровень подготовки передач, довести до работников этого вида СМИ мнения аудитории. Из различий в творческом почерке отметим разную долю применения описательного типа критики.

Суммируя авторскую специфику, можно сделать вывод, что в такой области современной журналистики, как телекритика наблюдается процесс нивелирования отдельных творческих приемов, присущих конкретным авторам. Можно сказать, что у телеобозревателей постепенно теряется собственное «творческое лицо». Как явствует из контент-анализа материалов о телевидении, во второй половине 1990-х гг. значительно увеличилось число выступлений с описательным типом критики. Несомненно, это результат снижения уровня рецензирующего и комментирующего типов, вследствие чего усредняется качество работ.

Также в параграфе отмечено, что освещение проблем телевидения в федеральных газетах имеет такие основные закономерности:

1. В публикациях о телевидении все более конкретизируется объект описания: внимание авторов постепенно переключается с телепередач на освещение фактов внутренней, закулисной, жизни современного федерального ТВ. При этом приоритет в освещении отдается скандальным темам из светской жизни известных телевизионных персон.

2. В телевизионную критику приходят новые авторы. Эта область современной журналистики в федеральных газетах, как видно из сплошного контента публикаций, не испытывает недостатка в количестве пишущих о телевидении. Параллельно работают авторы – профессиональные критики, пришедшие в критику телевизионную в конце 1980-х годов из других ее областей (литературной, музыкальной, театральной и кинокритики), и более молодые журналисты.

3. В первой половине исследуемого периода каждая газета открывает постоянную телевизионную рубрику и принимает на работу телекритика. Однако разнообразие медийных рубрик не позволяет нам говорить о широком спектре освещения проблем современного телевидения России. Имея хороший кадровый запас телевизионных обозревателей, редакции все-таки испытывают некоторые затруднения с формированием информационного поля по данной теме.

4. Каждый из телевизионных обозревателей обладает собственным неповторимым творческим почерком. В параграфе доказывается, что в материалах медийных рубрик в целом соблюдается концепция информационной политики каждой из газет. Материалы делаются в соответствии с правилами подготовки журналистских выступлений, принятыми в конкретной редакции.

5. В публикациях о телевидении изученных нами газет во второй половине 1990-х годов постепенно проявляется тенденция к увеличению эпатажа, сенсационности и неподтвержденной информации в подаче материала. Данное явление отмечено в «Комсомольской правде», «КоммерсантЪ-Daily» и «Московском комсомольце». Это можно связать не только с происходившими в то время информационными войнами, но и с увеличением оперативной подачи информации во всех исследованных изданиях.

^ Третья глава диссертационной работы – «Телевидение на страницах газет Республики Татарстан». В ее первом параграфе «Картографирование совокупности публикаций о телевидении» впервые предпринята попытка выявления и систематизации материалов о телевидении в русскоязычной печати Республики Татарстан (РТ). В результате контент-анализа обнаружено 316 материалов, темой которых стало телевидение. В диссертации исследуются публикации, в которых речь идет как о федеральных, так и о республиканских телекомпаниях. Количество журналистских выступлений практически не сопоставимо с численностью публикаций о ТВ в федеральных газетах.

Так же, как и в центральных газетах, все выявленные материалы можно классифицировать по двум группам, каждая из которых может быть разделена на несколько тематических направлений. В параграфе публикации структурированы согласно классификации, предложенной нами для сопоставления выступлений о телевидении, опубликованных в федеральных газетах.

Но у совокупности материалов о телевидении в газетах РТ есть своя специфика:

1. Несмотря на несколько сотен выявленных материалов, около 95% данных работ опубликовано вне медийных рубрик, а эпизодически и нерегулярно.

2. Специальные аналитические рубрики выявлены нами лишь в трех изданиях: «Аргументах и фактах – регион», «Вечерней Казани» и «Республике Татарстан».

3. Промо-материалы опубликованы в специальных анонсирующих рубриках, количество которых на протяжении исследованного десятилетия увеличивается.

4. Отмечается небольшой в количественном отношении состав авторов материалов. Как правило, это не профессиональные критики, а представители иных профессий.

5. В значительном количестве материалов речь идет главным образом о деятельности федеральных телекомпаний и лишь иногда – о республиканских и местных.

6. Во второй половине 1990-х годов выявлено увеличение численности публикаций о ТВ, перепечатанных из федеральных СМИ.

Классифицировав все выявленные материалы о телевидении в газетах Республики Татарстан по тематическим направлениям и проведя их сравнительный анализ, можно сказать, что телевизионная критика в республике находится в зачаточном состоянии. Подавляющее большинство работ выполнено по различным информационным поводам. Такие публикации представляют собой либо промо конкретной телепередачи (количество подавляющее – 241 публикация = 76,2% общего количества материалов о телевидении в РТ), либо освещение главным образом проблемных ситуаций как на федеральных, так и на республиканских (городских) телекомпаниях. Суммировав все выявленные материалы о ТВ, можно назвать этот массив журналистских выступлений «подборкой новостей о телевидении глазами журналистов газет РТ». Отметим также крайнюю неравномерность выхода изучаемых материалов: в «Вечерней Казани» опубликовано 120 работ, тогда как в «Молодежи Татарстана» – всего 2, а в «Казанских ведомостях» публикаций о телевидении не выявлено.

^ Во втором параграфе – «Стилистические особенности и качество творческого почерка телевизионных обозревателей» – проанализировано творчество двух авторов: И.Ниоткуда (творческий псевдоним) и В.Лавришко. В рамках исследуемого периода выявлено лишь две медиарубрики, темой которых стал анализ телевизионных передач. Это рубрики «Вместе у TV» («Аргументы и факты – регион») и ее продолжение в «Вечерней Казани» («TV «ВК») в 1994 году, а также «Вместе у телевизора» на страницах «Республики Татарстан» в 1998 г.

В параграфе показано, что в течение этого периода в газетах не появилось авторов, которые бы профессионально вели обозрения телевизионных передач. Ведущие медийных рубрик И.Ниоткуда и В.Лавришко работают не в формате художественно-эстетического осмысления телевизионного «репертуара», а главным образом занимаются пересказом содержания передач, время от времени разбавляя его собственными короткими ремарками об отношении обозревателя к конкретному освещаемому телевизионному «продукту». Телевизионная критика как одна из форм саморегулирования журналистского сообщества в Татарстане является эпизодичной.

Можно сказать, что освещение телевизионных проблем в газетах РТ в некоторой степени повторяет развитие данной темы в федеральных изданиях. Идентичность проявляется по нескольким показателям. Так, в РТ преобладают материалы без оценки (нейтральные работы), вследствие значительного количества анонсов основным является анонсирующий тип критики, все материалы являются полифункциональными. Но есть и отличия: в федеральных изданиях рубрики о ТВ представляют собой более широкое освещаемое проблемно-тематическое информационное поле, выраженное в проанализированных в диссертации отдельных тематических направлениях.

Жанровое разнообразие материалов, по сравнению с публикациями на телевизионную тему в федеральных изданиях, небогато. Представлено анонсом, заметкой, заметкой с комментарием, реже интервью, репликой, информационной корреспонденцией, эпизодически обозрением. Из этого можно сделать вывод, что журналистика о ТВ в газетах РТ имеет информационный характер и часто избегает аналитики.

В Заключении подводятся итоги предпринятого диссертационного исследования, определяются тенденции в освещении деятельности телевидения в федеральных и республиканских газетах, а также намечаются наиболее перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.

За период 1990-х годов в федеральных газетах выявлен огромный массив информации о телевидении (6526 материалов). В изданиях РТ публикаций, посвященных ТВ, значительно меньше (316). Картографирование системы материалов о телевидении и количественный подсчет выявленных тематических направлений, предпринятые нами, позволяют говорить о том, что в большинстве из интересующих нас сообщений на первый план выходят информационная и анонсовая составляющие. В федеральных печатных СМИ доля анонсирующих материалов значительная (40%), а в республиканских – подавляющая (76%).

Количество публикаций о телевидении в федеральных изданиях почти в 17,5 раз превышает численность подобных журналистских выступлений на страницах газет Республики Татарстан. В диссертации приводится шесть факторов, сдерживающих, как нам представляется, развитие телекритики в газетах РТ, среди которых этический, образовательный, финансовый и некоторые другие.

С середины 1990-х гг. на страницах как федеральных, так и республиканских газет критический анализ вытесняется описанием сюжетов передач. Авторы, представители молодого поколения телевизионных обозревателей, судят о достоинствах и недостатках того или иного ТВ-продукта прежде всего с субъективной точки зрения. Принцип «нравится/не нравится передача» постепенно становится преобладающим над анализом художественного своеобразия телепрограмм.

Данная тенденция проявляется в связи с произошедшим в 1990-х гг. снижением ответственности СМИ перед обществом. Трансформируется и телевизионная критика. Она освобождается от необходимости (как в советское временя) выполнять «социальные заказы», отражать установки определенных групп. Можно сказать, что телевизионная критика становится свободнее.

Но вместе с тем она становится и средством для усиления антагонизма между конкурирующими СМИ. Это наглядно проявляется во второй половине 1990-х гг., в период образования медиахолдингов, принадлежащих крупным политическим структурам и бизнес-олигархам. Выявлено, что эпизодически в медийных рубриках осуществляется критика телекомпаний, принадлежащих конкурирующим группам.

Нельзя сказать, что в медийных рубриках состоялся диалог между аудиторией (с ее ожиданиями) и предложениями тележурналистов. Медийные рубрики постепенно превращаются в некую «жалобную книгу» на деятельность современного телевидения, все чаще становясь неким соотношением политической и «желтой» критики. Как результат – известное торможение в развитии медиакритики, осмыслении функций данного направления в России. На страницах изученных газет практически не идет разговор о месте и возможностях телевизионной критики в системе современной журналистики России, крайне редко ставятся вопросы этики. Вместо этого в медийных рубриках – увеличение оперативности освещения событий и снижение уровня анализа.

Перспективные направления дальнейшего исследования – изучение аудитории материалов о телевидении. Важной и актуальной темой является обращение к современной практике телевизионной критики как федеральных, так и республиканских не только печатных СМИ, но и интернет-ресурсов, а также телекритики в радиопередачах. Необходимо основательнее проанализировать творчество телевизионных критиков Москвы и Татарстана, например, С.Варшавчика, Л.Жаржевского, А.Мельмана, Н.Ростовой и других. В этой связи можно рассмотреть место телевизионной критики РТ среди других регионов Поволжья, а также выявить и проанализировать материалы о ТВ в печатных СМИ соседних с Татарстаном республик и областей начала ХХI-го века.

В истории советской телевизионной критики малоисследованным остается период 1960–80-х годов – время ее становления. Следует также остановиться на вопросах, касающихся сравнительной характеристики практики российской и зарубежной телекритики конца ХХ–начала ХХI-го веков. Можно надеяться, что внимание к этой специализированной области журналистики в нашей стране усилится, и данная работа будет дополнена новыми исследованиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баканов Р. Становление медиакритики в Республике Татарстан: образ телевидения России на страницах печати в 1990 – 2004 гг. / Р.П.Баканов // Журналистика. Молодые исследователи. Выпуск третий: Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов / Под ред. Е.С.Сониной. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – С. 98 – 107.

2. Баканов Р.П. Отечественное телевидение на страницах федеральной печати 1990-х гг. / Р.П.Баканов // Журналистика. Молодые исследователи. Выпуск четвертый: Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов / Под ред. А.С.Быковой. – СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2006. – С. 104 – 111.

3. Баканов Р. «От борзописца слышу!» Размышление о специфике медийной критики в Республике Татарстан / Р.Баканов // Журналистика и медиарынок. – 2006. – № 6. – С. 28 – 29.

4. Баканов Р.П. СМИ о самих себе: вариант Татарстана / Р.П.Баканов // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 197 – 202.

5. Баканов Р.П. Общественный контроль или митинг протеста? Телевизионная критика как одна из форм гражданского участия в деятельности СМИ / Р.П. Баканов // Меди@льманах. – 2006. – № 5. – С. 27 – 35.




Похожие:

Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconР. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования
Баканов Р. П. Эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (на примере изданий Москвы и Татарстана): резюме исследования // Тонус....
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconСтановление медийной критики в газетах татарстана все чаще приходится слышать чистосердечные признания от тех, кого принято называть «телекритиками»
Баканов Р. П. Становление медийной критики в газетах Татарстана // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Казань:...
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconР. П. Баканов Развитие телевизионной критики в федеральной печати 1990-х гг.: становление структуры специальных рубрик
Баканов Р. Развитие телевизионной критики в федеральной печати 1990-х гг.: становление структуры специальных рубрик // Тонус. Казань:...
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconОбразов романа «Между двух зорь» сквозь призму исторических событий и религиозно-философской мысли России конца XIX начала XX веков
I проблематика и система образов романа «Между двух зорь» сквозь призму исторических событий и религиозно-философской мысли России...
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconГероев нравы – сквозь призму искового права
Сборник подготовлен студентами заочного отделения 5-го курса юридического факультета Тверского государственного университета 1997...
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconС. П. Яковлева
Африки. Освещение революций 1848 – 1849 гг в Европе дополнено материалами, относящимися к итальянской революции, а история США XIX...
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconЖанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы
Баканов Р. П. Жанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы? Телекритики развлекают аудиторию? // Меди@льманах....
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconИ. В. Куклина Актуальность темы
Епархиальная практика и церковно-государственная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821-1867 гг
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconИ. В. Куклина Актуальность темы
Епархиальная практика и церковно-государственная деятельность московского митрополита Филарета (Дроздова). 1821-1867 гг
Р. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы iconА. Е. Зимбули профессия учителя сквозь призму этики
Как и везде, тут могут случаться разные казусы. Но мы же знаем, что, несмотря на встречающихся кое-где неумеек среди медиков или...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов