Критика сми как форма медиапросвещения населения icon

Критика сми как форма медиапросвещения населения



НазваниеКритика сми как форма медиапросвещения населения
Дата конвертации22.09.2012
Размер84.86 Kb.
ТипДокументы




Баканов Р.П. Критика СМИ как форма медиапросвещения населения // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования / Сост. Н.Ф.Федотова. Набережные Челны: Филиал Казанского гос. ун-та, 2007. С. 192–196.


Баканов Роман Петрович, кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры журналистики

Казанского государственного университета, г. Казань


Критика СМИ как форма медиапросвещения населения

Говорить о том, что каждому человеку необходимы пусть начальные, самые примитивные, но навыки общения со средствами массовой информации (СМИ), ученые начали говорить примерно десять лет назад. В постперестроечное время продолжилось развитие российской системы СМИ, новые медиа выходили на рынок практически ежедневно. Существенное влияние на производство, ускоренное распространение и анализ информации оказывает Интернет. Таким образом, человек сегодня ежеминутно находится во власти масс-медиа, он постоянно должен думать о том, какие поступившие данные использовать в повседневной деятельности, а какие нет, какому источнику можно довериться, а кто не заслуживает и секунды внимания…

Кто такой медиаграмотный (медиапросвещенный, медиаобразованный) человек? Ученые (например, Н.Б.Кириллова, А.П.Короченский, С.А.Муратов, А.В.Федоров, А.В.Шариков и другие) считают, что это, прежде всего, индивид, выстраивающий собственные отношения со СМИ главным образом на уровне умственно-логических мотиваций. Иными словами, он знает пути к достижению поставленной цели и использует для себя только ту информацию, которая ему необходима стратегически. Еще эти же ученые говорят, что медиаграмотный человек умеет критически относиться к любой информации, распространяемой с помощью «четвертой власти».

Но чтобы иметь право на критику, необходимо понимать условия функционирования СМИ, более-менее регулярно отслеживать практику этого социального института. Кроме того, надо выработать собственные критерии оценки того или иного сообщения. Без специальных знаний здесь не обойтись. На помощь может прийти медиаобразование. Это научное направление имеет несколько формулировок, но мы обратимся к определению Президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, заведующего кафедрой медиаобразования Таганрогского педагогического института А.В.Федорова: «Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры»1. В Российской педагогической энциклопедии говорится, что основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий2.

Это научное направление тесно связано со многими гуманитарными отраслями знания, в том числе и с журналистикой. Обратим внимание на одну из составных частей медийного образования – критику СМИ. Профессор А.П.Короченский дает такое определение данному термину: «Медийная критика – особая область журналистики, которая призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ. Она является одновременно и своеобразным способом рефлексии, самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным зеркалом, которое призвано отражать «блеск и нищету» средств массовой информации, оказавшихся в рыночной среде»3. В идеале каждый человек по собственному желанию может научиться понимать технологию производства информации в современных условиях. Есть несколько вариантов улучшения собственной медийной грамотности. Например, знакомство с творчеством ведущих критиков, публикующихся в центральных изданиях. Однако, как показывают наши исследования, специфика медийной критики в России такова, что анализа практики функционирования печатной прессы или радио на страницах федеральных (ненаучных) изданий найти практически невозможно, крайне редки пока материалы, в которых оценивается Интернет как средство массовой коммуникации.

Зато периодически публикуются выступления телевизионных критиков. Сегодня телевидение – одно из главных средств формирования общественного мнения. Исследование зрительских предпочтений, проведенное «Левада-центром» в марте-апреле 2007 года, показывает, что только для 27% опрошенных телевидение является источником информации, 45% респондентов смотрит телевизор ради развлечений. В пресс-бюллетене этого исследовательского центра отмечается, что в 2004 году любителей развлечений было 35% против 47% информационно и политически озабоченных граждан4. Поэтому и внимание к данному типу СМИ со стороны печатной прессы велико. Еженедельно на федеральном и местном уровне издается несколько телегидов с анонсами передач и кратким описанием сюжета фильмов и сериалов («Телесемь», «Теленеделя», «Все о ТВ», и другие, в нашей республике – «На волне Татарстана»), многие издания, а отчасти радио и ТВ рассказывают о некоторых моментах из жизни «телезвезд», а также их новых проектах.

Но мы говорим не об этой «светской хронике», но о еженедельных авторских печатных колонках и радиопередачах телекритиков. Найти материалы несложно: откройте пятничные выпуски «Известий» (И.Петровская), «Московских новостей» (Е.Ланкина), «Независимой газеты» (В.Цветкова), взгляните на полосу «Культура» «Газеты» за среду (критик С.Тарощина) или найдите 8-ю страницу «Литературной» (рубрике «ТЕЛЕведение»), ознакомьтесь с обозрениями Ю.Богомолова в «Российской газете» за каждый вторник, в субботу прочтите колонку «TV-обзор» С.Беднова в «Труде». На «Маяке» «Эхе Москвы» и «Свободе» также есть специальные передачи, посвященные анализу ТВ-«репертуара». Мы проводим постоянный мониторинг выступлений о телевидении в федеральной прессе. За 2006 год в десяти центральных газетах выявлено 468 материалов, содержащих разбор тех или иных телепрограмм. Работы можно прочесть и в Интернете на сайтах изданий или специальных ресурсах, на которых есть архивы печатной телекритики. К сожалению, в прессе Республики Татарстан в последнее время численность публикаций с мини-рецензиями на телевизионные передачи заметно снизилась и ограничивается 2-3 выступлениями в год.

Однако пока из-за низких показателей технической оснащенности страны, отсутствия у большинства населения России навыков компьютерной грамотности (а это тоже часть медиаобразования), а также постоянно увеличивающихся подписных цен на федеральные издания делают такое обучение на примерах малоэффективным. Думается, что это – одна из причин того явления, что аудитория не участвует в обсуждении того, что смотрит, слушает, читает. Дискуссия о качестве медийной продукции (если не считать выступления в профессиональных журналах «Журналист», «Журналистика и медиарынок», «Журналистика и культура русской речи» с мизерными тиражами) практически отсутствует. Тем самым, критики становятся своего рода наблюдателями с правом голоса от имени простого народа. Профессионалу гораздо легче аргументировать свою позицию, подбирать примеры, вести диалог, спорить с оппонентами. Медийный критик видится нам посредником между аудиторией и журналистами. Но всегда ли получается в современных условиях выражать собственную точку зрения без оглядки на «корпоративную солидарность»? Сейчас, скорее всего не последнюю роль играет и совпадение позиций телекритика с точкой зрения публикующей его выступления редакции на деятельность той или иной телекомпании. В данном случае исследовательский интерес может вызвать работа медийных критиков в редакциях изданий, принадлежащих к медиахолдингам. По нашему мнению, при этом велик риск «перепрофилирования» автора вместо конструктивного аналитика телепередач в своего рода идеологический рупор по «доведению до сведения» читателей взглядов учредителя своего издания, заключающихся главным образом в формировании негативного имиджа конкурирующих СМИ.

Может, поэтому в российской прессе так редко обсуждают другие газеты, а на ТВ почти не говорят о телевидении? Это тема отдельного разговора.

Мы считаем, что медийная (в том числе и телевизионная) критика это своего рода компас, помогающий аудитории ориентироваться в громадном потоке информации, получаемой посредством телевидения. Любая критика, выносящая на суд общественности анализ качества только тех медийных продуктов, которые своим появлением вызвали определенный общественный резонанс, избирательна. Внимание телекритиков, прежде всего, должно быть направлено на все, что отражает представления аудитории о тех или иных ценностях, идеалах, мечтаниях, поскольку именно таков предмет телевизионной критики.

Медийного критика можно сравнить со спортивным судьей. Только в спорте все честнее и есть четкие критерии нормы и отступления от нее. Практика отечественной медиакритики (в том числе и телекритики), насчитывающая полтора десятилетия5, на данный момент не смогла определить конкретных позиций, критики пока затрудняются сформулировать хотя бы для себя общие принципы, правила для анализа медийной продукции.

Однако есть общие определения понятия «критика». Наверное, следуя им, можно проводить анализ произведений. Но в своей работе каждый критик руководствуется собственным представлением о творческом идеале. Кроме того, с помощью медиакритики у общества есть возможность проводить своего рода творческую экспертизу на предмет соответствия/несоответствия отображаемой телевидением картины мира реальной действительности.

Что касается повышения медийной грамотности населения, то здесь возможна организация в учебных заведениях соответствующих курсов. Например, на отделении журналистики КГУ автор данной работы разработал и читает спецкурс «Медийная критика в системе современной журналистики России», предназначенный для студентов четвертого года обучения (36 часов). В его программе помимо лекций, несколько занятий посвящено практике: слушатели для получения допуска к зачету обязаны самостоятельно проанализировать одну-две теле-, радиопередачи, а также один из газетных номеров (по согласованию с преподавателем). Таким образом, студенты не только знакомятся с лучшими образцами отечественной медийной критики, но и учатся формированию и дальнейшему корректированию самостоятельных критериев для корректного анализа продукции СМИ.

Итак, мы считаем, что в современных условиях каждому необходимы навыки такого взаимодействия со СМИ, при котором человек извлекал бы для себя определенную пользу. Речь идет не о коммерческой прибыли, а о доступности любой информации вне зависимости от того, выгодна она кому-то или нет. Надо учиться искать альтернативные источники. Думается, что медийная критика при этом является лишь одним из первых этапов для непрерывного процесса социализации личности в информационном обществе. Знакомство с работами ведущих российских и зарубежных критиков СМИ может способствовать:

  1. Повышению компетентности конкретного человека в представлениях о критериях оценки медийного контента (необходимо обосновать, почему это «нравится» или «не нравится»);

  2. Началу обмена мнениями о качестве продукции СМИ (при условиях, что отдельные граждане захотят опубликовать собственную точку зрения на проблему, а редакторат – поставить «глас народа» на полосу). Второе условие перестает быть проблемой с дальнейшим развитием online-дневников, с помощью которых распространение своего взгляда на вещи становится делом нескольких секунд;

  3. Увеличению общественного внимания не только к таблоидам-телегидам, но и к выступлениям, содержащим критику медийной продукции, а также продолжению научной и общественной дискуссии о критериях конструктивного анализа (к сожалению, это для России пока может являться только отдаленной перспективой).


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – С.11.

2 Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – С..555.

3 См.: Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка [Текст] / А.П. Короченский. – Р/н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – С.6.

4 http://www.levada.ru

5 Практика телевизионной критики в СССР началась в 1960-м году публикацией статьи В. Саппака «Телевидение и мы» в журнале «Новый мир». Было также много публикаций в центральной и местной прессе. Однако в конце 1960-х гг. на два десятилетия критика телевидения прекратилась. В данной работе мы имеем в виду медийную критику постсоветской России.




Похожие:

Критика сми как форма медиапросвещения населения iconОбщественный контроль или митинг протеста? Телевизионная критика как одна из форм гражданского участия в деятельности сми
Баканов Р. П. Общественный контроль или митинг протеста? Телевизионная критика как форма гражданского участия в деятельности сми...
Критика сми как форма медиапросвещения населения iconКак повысить эффективность управления редакцией? О. П. Пригожина, консультант по управлению и организационному развитию «Осознание, что сми – это бизнес»
Как к этому отнестись? Как к хорошему поводу задуматься над тем, что же нужно предпринять для того, чтобы городские и районные сми,...
Критика сми как форма медиапросвещения населения icon2-я Международная научная конференция «Язык сми как объект междисциплинарного исследования» (Москва) Глубокоуважаемые коллеги!
Филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова совместно с Институтом языкознания ран...
Критика сми как форма медиапросвещения населения iconО проекте центрально-Черноземного Центра Защиты прав сми
Развитие сми региона путем правового образования журналистов и повышения качества управления редакциями сми
Критика сми как форма медиапросвещения населения iconДокументы
1. /Введение отрицательных величин.txt
2. /Всеобщая...

Критика сми как форма медиапросвещения населения iconПонятие как форма мышления
Суждение – форма мышления, отражающая вещи, процессы предметные связи и отношения – это мысленное отражение м б либо истинным, либо...
Критика сми как форма медиапросвещения населения iconНеверная форма глагола. Средний род вместо женского рода
Неверная форма глагола. Так как в данном контексте «звезда» использовано как существительное общего рода, то норма требует глагола...
Критика сми как форма медиапросвещения населения iconПлюсы: За короткое время 9 регионов
Сми + м б., подготовить рекомендательное письмо в регионы о развертывании кампании по продвижению кпмо в сми в рамках августовских...
Критика сми как форма медиапросвещения населения iconWww medialaw
Согласно одной из позиций, если устав редакции не был вовремя представлен в регистрирующий орган, это влечет неминуемую ликвидацию...
Критика сми как форма медиапросвещения населения iconФорма заявки
Заполните данную форму на русском языке и отправьте в Центр Защиты Прав сми по адресу gala@media vrn ru с пометкой "Защита свободы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов