Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан icon

Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан



НазваниеР. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан
Дата конвертации22.09.2012
Размер100.13 Kb.
ТипДокументы




Баканов Р.П. Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан // Журналистика: взаимодействие науки и практики. Ростов н/Д: Логос, 2007. С. 96–102.


Р.П. Баканов

Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан


Полноценное высшее образование невозможно без обучения навыкам критического осмысления реальности. Психологи утверждают: в настоящее время каждый житель большого города ежедневно получает до 12 тысяч информационных сообщений разного характера. В связи с этим возникают проблемы, связанные с информационными предпочтениями населения. Огромный поток сообщений не однороден по содержанию. Как в таком случае человеку выявить полезные для себя сведения и не попасться в ловушку информационных коммерсантов, задача которых с наибольшей для себя выгодой продать аудитории товар (информацию) главным образом сенсационного характера?

Мы полагаем, что критическому пониманию деятельности медийных организаций необходимо обучать каждого человека вне зависимости от его рода занятий. Ведь все мы с разной степенью регулярности являемся аудиторией какого-либо средства массовой информации (СМИ). Так, по данным опросов различных социологических групп, сегодня телевидение является основным приоритетом в организации досуга почти для 80% жителей нашей страны. При увеличении количества телевизионных программ и каналов, качество телепередач остается крайне неоднородным по содержанию. Соответственно и отношение населения страны к данному виду СМИ неоднозначно. Исследование зрительских предпочтений, проведенное «Левада-центром» в марте-апреле 2007 года, показывает, что только для 27% опрошенных телевидение является источником информации, 45% респондентов смотрит телевизор ради развлечений. В пресс-бюллетене этого исследовательского центра отмечается, что в 2004 году любителей развлечений было 35% против 47% информационно и политически озабоченных граждан.

Порой медиа стремятся к замещению реальности своим собственным, виртуальным, миром. Иногда доходит до абсурда: среди зрителей немало таких, кто считает, что если событие не показали по телевизору (или о нем не рассказали в газете) – мероприятия не было. Сегодня в процессе конструирования «повестки дня» исключительная роль и решающий голос принадлежат некоторым работникам пресс-служб ключевых государственных структур федерального уровня и редакторскому составу наиболее тиражных массмедиа. Принцип работы прост: чем больше и, желательно, неоднороднее по социальному составу твоя аудитория, тем легче ей манипулировать.

Поэтому в условиях непростых взаимоотношений между СМИ и их аудиторией (постоянное увеличение подписных цен, падение тиража, рост заказных публикаций, а порой и полное отсутствие социальных проблем и т.д.), у населения должен быть своего рода проводник в повседневный мир практической деятельности СМИ. Этот проводник рассказывал бы народу о закулисье отечественных массмедиа.
Вслед за такими учеными, как А.П.Короченским, А.В.Федоровым и А.В.Шариковым мы считаем, что таким проводником в мир медиа может и должно стать такое относительно новое для России направление в журналистике, как медийная критика (медиакритика). Данное направление уже несколько десятилетий существует во многих странах мира, а в России начало развиваться, как показывают наши исследования, только с 1990 года. Мы убеждены, что с помощью критического взгляда на практику современных массмедиа аудитория и каждый человек должны постараться реализовать свое право на выражение собственной позиции в отношении отечественной журналистики.

Однако ответы общественности должны быть, по меньшей мере, четко аргументированы и логичны. Даже если начнется дискуссия между журналистами и аудиторией, например, о качестве публикаций, то работники СМИ, в силу специфики своей деятельности окажутся в более выигрышном положении по части полемики, чем их оппоненты. Поэтому аудиторию сначала необходимо учить внимательному ознакомлению с содержанием СМИ, и только затем культуре диалога. Чтобы не поддаваться на регулярные информационные провокации, народ России должен иметь представление о практике функционирования медийных редакций.

Думается, эту задачу можно попытаться решить посредством развития медиаобразования – направления в педагогике, в 2002 году прошедшего государственное лицензирование. Существует много формулировок данного термина (в том числе и сделанное ЮНЕСКО), но мы обратимся к определению А.В.Федорова: «Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры»1. На наш взгляд, ключевыми здесь являются две задачи: развития личности через критическое восприятие и понимание журналистского творчества (практики СМИ) и обучение различным формам самовыражения посредством медиатехники. В наш насыщенный информацией век без умения критически воспринимать медиатексты, понимания принципов функционирования редакций, знания приемов и методов распространения информации вряд ли можно считать человека медиаграмотным. Поэтому такие российские ученые, как А.П.Короченский, А.В.Спичкин, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков и другие полагают, что каждый человек должен быть медийно грамотен. «Вопрос о необходимости и актуальности медиаобразования … уже принадлежит прошлому», – считает А.В.Федоров2.

Профессор А.В.Федоров утверждает: «Современная система образования в качестве приоритетных целей рассматривает использование средств массовой коммуникации и медиапедагогики для формирования умений ориентации в информационном поле, противостояния манипуляциям общественным сознанием, для адаптации людей к новым социальным условиям жизни, для позитивного развития личности»3. В данном случае нам хотелось бы подчеркнуть тесную связь медиаобразования и медиакритики.

В настоящее время в некоторых регионах нашей страны (Томской, Ростовской и других областях) функционируют специальные центры по обучению граждан, чья деятельность не связана с журналистикой, критическому осмыслению практики современной журналистики. В Республике Татарстан (РТ) пока нет такой организации. Но начало положено: в прошлом учебном году на отделении журналистики Казанского государственного университета в учебный план студентов четвертого курса, обучающихся по специализации «Периодическая печать» (на специализации «Телевидение» на пятом курсе), введена новая дисциплина «Медийная критика в системе современной журналистики России». Курс предназначен для студентов факультетов и отделений журналистики и способствует формированию у слушателей представлений о такой области журналистики как медийная критика.

В данной дисциплине акцент в подаче материала делается на ознакомлении студентов с новым для российской журналистики направлением – медийной критикой. Через анализ специализированных медийных рубрик в ведущих печатных СМИ России и Татарстана большое место уделяется рассмотрению специфики телевизионной критики как в зарубежных странах, так и в России. Это позволит определить место и роль медийной критики в меняющихся социально-политическом и культурном контекстах последнего десятилетия ХХ века – начала века ХХI. Важное значение также придается вопросам медийной этики и проблемам саморегулирования журналистского сообщества. Мы являемся автором-разработчиком этой учебной дисциплины. Перед нами стоят четыре задачи, главными из которых являются:

А). Подготовить студентов для их самостоятельной оценки медийных произведений. Задача преподавателя здесь – помочь студентам определить для себя собственные критерии для анализа, используя примеры из практики отечественных и зарубежных критиков.

Б). Предпринять попытку по выявлению общих и различных тенденций в медийной критике преимущественно печатных СМИ России и Республики Татарстан в 1990-2006 гг. Рассмотреть медийную критику как часть критики: через анализ материалов о медиа, на примерах многочисленных публикаций в федеральных изданиях отечественных телевизионных критиков выявить-поделить материалы по типам критики: рецензирующая, проблемно-постановочная, описательная, анонсирующая, комментирующая, «желтая».

Данный курс продолжается всего 18 часов (9 недель вместе с зачетом), и, как показывает практика, за это время можно только показать общие тенденции развития современной медийной критики в России. На наш взгляд, данный курс скорее практический, чем теоретический. Поэтому много времени на занятиях отводится не только для ознакомления студентов с публикациями критиков с последующим анализом прочитанного, но и постепенной выработке у каждого обучающегося собственных объективных критериев оценки каждого медийного текста. Мы считаем, что эти критерии в течение дальнейшего обучения и практической деятельности обучающихся не должны постоянно изменяться, но постоянно осмысливаться молодым журналистом.

В основу данной учебной дисциплины заложена следующая идея: все публикации в прессе, в которых критически осмысливается практика работы отдельных редакций СМИ (сейчас в российских печатных изданиях регулярно критикуется телевидение), необходимо рассматривать не как этический беспредел, а как разрозненную попытку телевизионных критиков дать аудитории представление об элементарных принципах и приемах функционирования современных массмедиа. Обозревая телевизионный «репертуар» прошедшей недели, эти «внимательные зрители» не только оценивают передачи с точки зрения их художественного уровня, но и рассказывают о современных приемах манипулирования общественным мнением. Таким образом, мы считаем телевизионную критику в газетах одной из форм медийного просвещения населения нашей страны.

Теперь обратимся к проблемам, которые возникают в процессе преподавания данного учебного курса:

  1. ^ Слабая заинтересованность студентов. Как правило, тех, кто обучается по специализации «периодическая печать», немного (до десяти человек), поэтому автор данной работы акцент в преподавании делает именно на анализ прессы. Однако, несмотря на обозначенную в начале курса актуальность данной дисциплины, видно, что некоторые студенты работают кое-как только ради получения желаемого зачета. Видимо, их пока не волнует проблема информационных воздействий, каждое из которых имеет свою целевую аудиторию и четко обозначенный конечный результат. Так кто и каким образом манипулирует нами? Получается, что по окончании курса ребята не смогут ответить на этот вопрос. Хорошо, если о манипулировании они вообще будут иметь представление.

  2. С предыдущей проблемой тесно связано узкое информационное поле обучающихся. Регулярно опрашивая их о главных событиях в регионе, страны и мире на минувшей неделе, мы пришли к выводу, что большинство второкурсников отделения журналистики не следят новостями и не читает в неделю хотя бы пять общественно-политических региональных и федеральных изданий, в том числе и те, в которых регулярно публикуются материалы, в которых критически оценивается современное телевидение. Причины тому называются разные. Как можно учиться правилам конструктивной критики, не знакомясь с творчеством профессионалов в данной области? В рамках дисциплины каждый студент для допуска к зачету обязан написать мини-рецензию (реплику) на какую-либо телепередачу (по желанию студента) или проанализировать одну из информационных кампаний. Однако можно ли говорить об объективности, если так называемый «критик» даже не смотрел передачу?

  3. ^ Быстрое старение эмпирического материала. Как известно, газета живет один день, поэтому произведения медийных критиков быстро теряют свою актуальность. Чтобы выявить наиболее характерные приемы отдельных авторов, необходимо постоянно знакомиться с их творчеством, а значит, работать с архивом, библиотекой. У современных студентов есть другие, более приятные, идеи распоряжения собственным временем.

  4. ^ Снижение количественного и качественного уровня медийной критики в прессе Республики Татарстан. Как показывает проведенный нами мониторинг нескольких наиболее тиражных региональных газет, если в 1990-х годах там существовали специальные рубрики (правда, недолговременные), в которых была критика телевидения, то за первые годы нового века данные рубрики постепенно закрылись, выступления отдельных авторов с оценкой телепередач публикуются крайне редко. Если печатные СМИ Татарстана и пишут сейчас о телевидении, то главным образом в информационных жанрах, сообщая только факты: анонсы передач и фильмов, интервью с известными тележурналистами. Таким образом, сейчас можно констатировать: после 2005 года медийной критики в Татарстане не существует, несмотря на то, что наш регион, по данным Агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа», является одним из лидеров в России по медианасыщенности. Отдельные наши разговоры с редакторами некоторых газет о данном направлении заканчиваются пока безрезультатно: у нас не принято критиковать коллег, пусть даже замечания будут аргументированы. В связи с этим, приходится обучать студентов на свежих примерах федеральной и зарубежной прессы.

Выход видится в создании собственного блога, посвященного теории и практике критики медиа в первую очередь Приволжского федерального округа. В настоящее время такая работа ведется. В данном ресурсе можно публиковать и лучшие студенческие работы.

5. Дисциплина «Медийная критика» в КГУ преподается на старших курсах студентам двух специализаций: «периодическая печать» и «телевидение». В то же время у тех, кто обучается по специализациям «связи с общественностью» и «кибержурналистика», в силу отличия учебных планов, нет такого курса. Кроме того, мы считаем, что начинать формирование критическое отношение к деятельности массмедиа необходимо уже со второго года пребывания молодого человека на отделении журналистики. В Татарстане пока нигде больше нет такой дисциплины.

В развитии медийной критики как нового направления в журналистике России на региональном уровне существует много других проблем. Согласно социологическим данным, большинство населения страны удовлетворено работой современных СМИ. Поэтому мы полагаем, что начинать обучение формирования у людей критического отношения к практике функционирования редакций надо именно с молодежи, предлагая ей актуальные примеры и подталкивая к размышлениям. Наша работа только начинается. Думается, что будущие журналисты должны задуматься о миссии журналиста в современном обществе, как можно быстрее и конкретнее определить свою роль в будущей профессии, цель своей работы и постоянно совершенствовать свои профессиональные знания.


1 Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – С.11.

2 Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах [Текст] / А.В.Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма Е.А., 2003. – С.7.

3 Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах [Текст] / А.В.Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма Е.А., 2003. – С. 7 – 8




Похожие:

Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан icon«От борзописца слышу!»
Баканов Р. «От борзописца слышу!» Размышление о специфике медийной критики в Республике Татарстан // Журналистика и медиарынок. 2006....
Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан iconСтановление медийной критики в газетах татарстана все чаще приходится слышать чистосердечные признания от тех, кого принято называть «телекритиками»
Баканов Р. П. Становление медийной критики в газетах Татарстана // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Казань:...
Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан iconПессимистические заметки: татарский язык в Республике Татарстан
Республике Татарстан в последнее время стали объектом серьезного внимания и дискуссий. Поэтому и мне хотелось бы поделиться некоторыми...
Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан iconДокументы
1. /Информация по социальной реабилитации инвалидов в Республике Татарстан.doc
Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан iconДокументы
1. /Порядок обеспечения инвалидов средствами передвижения в Республике Татарстан.doc
Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан iconПроблемы интенсификации обучения 9 Основные подходы к проблеме интенсификации обучения 9
Особое внимание уделяется вопросам автоматизации процесса интенсивного обучения, методическому и психолого-педагогическо­му обеспечению...
Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан iconДокументы
1. /Об утверждении Гарантированн го перечня реабилитацио ных мероприятий, технических средств...
Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан iconАҢлатма язуы сәгать саны
Татарстан Республикасы дәүләт телләре һәм Татарстан Республикасында башка телләр турында” Татарстан Республикасы Законы (2004 ел,...
Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан iconО проведении первенства Республики Татарстан по классическим и быстрым шахматам
Федерации шахмат по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Республики Татарстан
Р. П. Баканов Проблемы обучения медийной критике в Республике Татарстан iconПрограмма түбәндәге дәүләт документларына нигезләнеп язылды
Татарстан Республикасы дәүләт телләре һәм Татарстан Республикасында башка телләр турында” Татарстан Республикасы Законы (2004 ел,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов