Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования icon

Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования



НазваниеР. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования
Дата конвертации22.09.2012
Размер110.17 Kb.
ТипДокументы


Баканов Р.П. Эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (на примере изданий Москвы и Татарстана): резюме исследования // Тонус. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2006. № 14. С. 6–12.

Р.П. Баканов


ЭВОЛЮЦИЯ ГАЗЕТНОЙ ТЕЛЕКРИТИКИ в 1991 – 2000 гг. (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ МОСКВЫ И ТАТАРСТАНА): РЕЗЮМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


В рамках диссертационного исследования мы изучили публикации о телевидении, как в федеральных изданиях, так и в русскоязычных газетах Республики Татарстан (РТ). Мы выбрали для исследования десять наиболее тиражных общественно-политических федеральных изданий: «Аргументы и факты», «Известия», «КоммерсантЪ-Daily», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московский комсомолец», «Московские новости», «Независимая газета», «Российская газета» и «Труд».

Газеты РТ: «Аргументы и факты – регион», «Вечерняя Казань», «Известия Татарстана» (с 1996 г. – «Время и деньги»), «Казанские ведомости», «Комсомольская правда в Татарстане», «Комсомолец Татарии» (с 1992 г. – «Молодежь Татарстана») и «Советская Татария» (с середины 1993 г. – «Республика Татарстан»).

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Мы считаем, что увеличение рубрик, посвященных телевидению, стало реакцией, ответным словом редакций печатных СМИ на события вокруг насыщенной телевизионной жизни. Однако увеличение их количества, объема и периодичности (что выявлено во второй половине 1990-х гг.), стремление к оперативности, на наш взгляд, привело к тому, что телевизионная критика стала постепенно мельчать. Редакциям газет необходимо ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, стремиться освещать как можно больше событий чтобы представить аудитории разнообразную палитру действительности. Из содержательного анализа работ явствует, что, занимаясь оперативной фиксацией текущих событий в мире телевидения, авторы материалов все чаще не вписывают эти события в общий процесс становления и эволюции отечественного телевидения, не показывают степень развития ТВ как культурного явления. В журналистских выступлениях о телевидении на протяжении хронологического периода исследования все меньше размышляется над историко-культурным становлением общества, проблемы которого отражает ТВ на всем своем историческом пути.

Объектом внимания в материалах о телевидении все реже становятся передачи, тематический репертуар телеканалов, творчество телевизионных студий. На первый план выходит популярная ТВ-личность со своими увлечениями, запросами и мнением по определенному поводу. При этом в материалах уменьшается количество обсуждаемых проблем, наблюдается тенденция к усилению описательности факта. Телевизионная критика в изученных нами газетах тяготеет к «светскости», светской хронике.

Данное явление характерно и для телевизионной критики Республики Татарстан.

2.
За хронологический период исследования в федеральных газетах выявлен огромный массив информации о телевидении (6526 материалов). В изданиях РТ публикаций, посвященных ТВ, значительно меньше (316). Картографирование системы критической журналистики о телевидении и количественный подсчет выявленных тематических направлений, предпринятые нами, позволяют говорить о том, что в большинстве из интересующих нас сообщений на первый план выходят информационная и анонсовая составляющие. В федеральных печатных СМИ доля анонсирующих материалов значительная (40%), а в республиканских – подавляющая (76%).

В этой связи среди установленной в исследовании полифункциональности каждого материала о телевидении на первое место выходят определенные три: информационно-коммуникативная, рекреативная и коммерческо-промоцийная функции. Во второй половине 1990-х годов увеличивается и усиливается развлекательная подача информации. Важное место здесь занимают промо-материалы: на страницах как федеральных, так и республиканских газет во второй половине десятилетия все больше рассказывается о подготовке к эфиру новых телевизионных проектов, о героях, занятых в съемках и т.д. При этом задействован почти весь спектр информационных жанров: наиболее часто встречаются анонс, заметка и интервью. Нам не удалось выяснить, являются ли данные материалы скрытой рекламой.

Определим тенденцию: газеты, применяя приемы раскрутки ТВ-продукции, все более становятся партнерами телевидения. Тем самым, продолжается конвергенция сфер телевидения и печати. По нашему мнению, средства массовой информации, таким образом, продолжают поиск новых форм и приемов по привлечению аудитории.

Если говорить о месте публикаций о телевидении в системе материалов, то, по нашему мнению, их общая доля на протяжении хронологического периода исследования незначительно увеличивается. Мы не ставили задачу провести количественный замер газетных строк медийных рубрик, однако, можно сказать, что объем и площадь некоторых рубрик в конце хронологического периода по сравнению с его началом несколько увеличились до одной-двух полос не чаще одного раза в неделю. Но на фоне общей проблематики конкретных газетных номеров место телевизионных рубрик можно охарактеризовать как крайне незначительное.

3. Количество публикаций о телевидении в федеральных изданиях почти в 17,5 раз превышает численность подобных журналистских выступлений на страницах газет Республики Татарстан. Данный факт можно объяснить несколькими причинами: во-первых, не столь разветвленной системой телевидения в РТ, что главным образом выражается в меньшем количестве принимаемых телевизионных каналов в РТ в 1990-х годах.

Во-вторых, мы считаем, что редакции многих республиканских газет довольно часто не видят в работе местного телевидения, находящегося в процессе становления и поиска собственного «творческого почерка», объекта критики. Отдельные попытки некоторых изданий ввести специальные рубрики через несколько месяцев оканчиваются неудачей, и рубрики закрываются. Отметим бессистемность телевизионной критики в РТ по сравнению с критикой на страницах федеральных газет. И выскажем предположение по территориальному признаку: в Казани в то время было гораздо меньше редакций СМИ, чем в Москве. Численность населения здесь также гораздо меньше, чем в столице России, поэтому есть вероятность, что объектом критики может оказаться знакомый журналист, что не всегда может быть в Татарстане адекватно воспринятым с морально-этической точки зрения. Возможно, это связано с неадекватными менталитету многих журналистов, их повседневным и служебным отношениям и привычкам, сохранившимся у них с советского времени.

В-третьих, нежеланием редакций республиканских газет разбирать детально творчество федеральных телеканалов. На наш взгляд, здесь есть два проблемных аспекта:

А). Нежелание редакций республиканских изданий дублировать на своих страницах ранее опубликованные обозрения из федеральных печатных СМИ[1].

Б). Отсутствие в Казани и Республике Татарстан профессионально подготовленных критиков, которые бы не только владели законами жанра, но и, что немаловажно, пользовались авторитетом у работников телевидения. В РТ до сих пор не существует образовательных учреждений, имеющих право вести профессиональную подготовку критиков хотя бы по какому-либо одному из направлений ее деятельности.

В-четвертых, немногочисленными событиями местной телевизионной жизни, достойных освещения в республиканской прессе.

В-пятых, отсутствием школ, традиций, творческой базы, кадрового резерва, форм, специфики местной телевизионной критики. Данная область журналистики в 1990-е годы, на наш взгляд, на страницах газет РТ лишь начинает свое становление и развитие. Однако мы не можем пока с уверенностью заявлять о наличии/отсутствии материалов, посвященных телевидению, в газетах РТ в советское время – данная тема еще ждет своего изучения. Мы планируем исследовать ее в будущем.

В-шестых, финансовой нецелесообразностью содержания в штате редакции телевизионного обозревателя из-за ограниченного бюджета редакций.

Думается, что в связи с вышеизложенными причинами на страницах республиканских газет по сравнению с федеральными более чаще выявлены примеры массовой телевизионной критики. Однако если в московских газетах для писем-мнений читателей-телезрителей делались отдельные, как правило, полосные подборки, то в республиканских – мнения публиковались отдельно и эпизодически. В таких материалах преобладает негативная оценка деятельности, в основном, местного телевидения.

4. Все материалы о телевидении можно дифференцировать по нескольким типам критики. Однако среди выявленных с середины 1990-х годов преобладающим становится анонсирующий тип, а показатели других постепенно снижаются. Тем самым, по нашему мнению, такое явление в журналистике как телевизионная критика постепенно трансформируется в печатную журналистику о ТВ. Аналитика снижается, усиливаются продвижение определенных медийных продуктов и интервью со «звездами» телеэкрана.

Кроме того, с середины 1990-х гг. критический анализ вытесняется описанием сюжетов передач, авторы, в основном, представители молодого поколения телевизионных обозревателей, судят о достоинствах и недостатках того или иного ТВ-продукта прежде всего с субъективной точки зрения. Принцип «нравится/не нравится передача» постепенно становится преобладающим над анализом художественного своеобразия телепрограмм.

Мы предполагаем, что данная тенденция проявляется в связи с произошедшим в 1990-х гг. снижением ответственности СМИ перед обществом. Трансформируется и телевизионная критика. Она освобождается от необходимости советского времени выполнять «социальные заказы», отражать установки определенных групп. Можно сказать, что телевизионная критика становится свободнее.

Но вместе с тем она становится и средством для выпадов между конкурирующими СМИ. Это наглядно проявляется во второй половине 1990-х гг., в период образования медиахолдингов, принадлежащих крупным политическим олигархам. Мы выявили, что эпизодически в медийных рубриках силами печати осуществляется взаимная критика телекомпаний-соперниц. Данный вывод сделан нами из содержательного анализа «Независимой газеты», принадлежащей в то время Б.Березовскому, и «Московского комсомольца» (медиахолдинг, близкий к мэрии г. Москвы). Подобные выступления эпизодически выявлены и на страницах газет РТ. Но как таковых медиахолдингов в тот период в Казани не было, поэтому выпады были не в сторону конкретного телеканала, а в сторону определенной ТВ-персоны (например, ведущего информационно-аналитического обозрения). Мы не располагаем документальными подтверждениями о заказном характере таких материалов. Однако стилистика авторов публикаций дает нам право сделать такое предположение.

Таким образом, увеличивается доля «желтой» телекритики, основанной чаще всего также не на анализе ТВ-передач с художественной точки зрения, а на эпатаже и провокации. Литературный критик Н.Иванова назвала эти качества «основным методом работы литературно-художественной критики»[2]. Мы считаем, что в последней трети 1990-х годов данную характеристику все чаще можно применить и к телевизионной критике на страницах некоторых из изученных нами федеральных газет.

5. В результате проведенного исследования мы установили, что хронологический период можно поделить на две части по факту преобладающих оценок в федеральных газетах:

А). 1991–94 гг. – преобладает негативная оценка деятельности отечественного телевидения (общая совокупность – около 60%).

Б). 1995–99 гг. – преобладает нейтральная оценка. Каждый год ее общая совокупность увеличивается и в итоге данная оценка (или отсутствие оценки) становится преобладающей на протяжении всего периода исследования – 57,6%.

В изученных газетах РТ преобладающей также является нейтральная оценка (материалы без оценки) – 85,4%.

Таким образом, мы пришли к выводу, что телевизионная критика дает некоторую самостоятельность при оценке качества телевизионных передач читателю. При общей нейтральной позиции критиков, в конкретных изданиях нами выявлена вся палитра оценок: от позитивных до критических. Каждую из изученных нами как федеральных, так и республиканских газет можно охарактеризовать как издание, имеющее одну из приоритетных оценок, выставляемой деятельности телевидения.

6. Несмотря на все более увеличивающуюся в общем контенте печати степень материалов на политические темы, по нашему мнению, нельзя согласиться с Г.Кузнецовым, писавшем в 1996 году о «крайней политизированности отечественной телекритики»[3]. Количественный подсчет публикаций, выполненный в рамках конетент-анализа, свидетельствует, что количество работ на тему политики и телевидения почти в три раза меньше, чем с политической составляющей. Такая же ситуация и с газетами в РТ. Однако в количественный анализ не включены материалы, которые по своей стилистике можно отнести к заказным. Повторимся, у нас нет для подтверждения этого достаточных доказательств.

7. Материалы о телевидении в газетах России и Татарстана в подавляющем своем большинстве имеют монологичный характер. Работники телевидения лишь эпизодически выступают преимущественно в виде интервью. Если рассматривать медийные рубрики в качестве некоего «поля одновременной игры» телевизионных критиков и работников телевидения, то, на основе проведенного содержательного анализа журналистских выступлений, мы смогли установить, что «поле» это представляет собой, образно выражаясь, игру «в одни ворота»: телекритики, часто используя описательный метод, оценивали телевизионный репертуар, а работники ТВ почти всегда не реагировали на оценки. Таким образом, мы делаем вывод, что нельзя считать данные рубрики неким диалогом между телезрителями и работниками телевидения.

Нельзя сказать, что в медийных рубриках состоялся диалог между аудиторией (с ее ожиданиями) и предложениями работников телевидения. Медийные рубрики постепенно превращаются в некую «жалобную книгу» на деятельность современного телевидения, все чаще становясь неким соотношением политической и «желтой» критики. Как результат – за хронологический период настоящего исследования выявлено некоторое торможение в развитии медиакритики и осмыслении функций данного направления в России. На страницах изученных газет практически не идет разговор о месте и возможностях телевизионной критики в системе современной журналистики России, крайне эпизодически ставятся вопросы этики. Вместо этого в медийных рубриках – увеличение оперативности освещения событий и снижение уровня анализа до поверхностного.

Мы также считаем, что ситуацию с освещением деятельности телевидения на медиарынке Татарстана за хронологический период диссертационного исследования можно охарактеризовать как спокойную, а обстановку с телекритикой – как штилевую.

Таким образом, подытожим: телевизионная критика – это процесс, как область российской журналистики продолжающее свое становление уже в первом десятилетии ХХI-го века.

^ Перспективные направления дальнейшего исследования – изучение аудитории телевизионной критики. Необходимо выяснить, какое место телекритика занимает среди предпочтений читателей газет, нужна ли им эта особая область журналистики. С помощью социологического опроса представляется возможным определить, помогает ли современная телевизионная критика ориентироваться в огромном потоке ТВ-информации, какой портрет телевидения она создает, формирует ли общественное мнение?

Также видится необходимой работа по дальнейшей систематизации материалов о телевидении. Усовершенствованию исследования может помочь электронная база данных, в которой будут содержаться все выявленные публикации. Кроме того, это облегчит труд в классификации работ по многим составляющим.

Важной и актуальной темой является обращение к современной практике телевизионной критики как федеральных, так и республиканских не только печатных СМИ, но и интернет-ресурсов, а также телекритики в редиопередачах. Необходимо основательнее проанализировать творчество телевизионных критиков Москвы и Татарстана, например, С.Варшавчика, Л.Жаржевского, А.Качкаевой, А.Мельмана, Н.Ростовой, и других. В этой связи можно рассмотреть место телевизионной критики (журналистике о телевидении) РТ среди других регионов Поволжья, а также выявить и проанализировать материалы о ТВ в печатных СМИ соседних с Татарстаном республик и областей начала ХХI-го века.

В истории советской телевизионной критики малоисследованным остается период 1960–80-х годов – время становления данной части критики. Мы читаем, что следует также остановиться на вопросах, касающихся сравнительной характеристики практики российской и зарубежной телекритики конца ХХ–начала ХХI-го веков.

Кроме того, в дальнейших исследованиях имеет необходимость рассмотреть телевизионную критику в частности и медиакритику в общем в контексте саморегулирования журналистского сообщества, этического аудита профессии журналиста. Также телевизионную критику можно рассмотреть как составную часть в структуре медиаобразования, осмыслить данное новое направление в современной журналистике России с точки зрения его пользы в образовательном процессе.

Стоит надеяться, что внимание к этой специализированной области журналистики в нашей стране усилится, и данная работа будет дополнена новыми исследованиями.

ПРИМЕЧАНИЯ


1. Перепечатанные материалы нами также выявлены. Они помещались крайне эпизодически. Однако их небольшой количественный рост отмечен с 1998 года, да и то только на страницах «Вечерней Казани».

2. См.: Иванова Н. Между. О месте критики в прессе и литературе / Н.Иванова // Новый мир. – 1996. – №1. – С.205.

3. Кузнецов Г. В двух зеркалах / Г. Кузнецов // Журналист. – 1996. – № 12. – С. 42 – 45.




Похожие:

Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconР. П. Баканов Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) Актуальность темы
Баканов Р. П. Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов (на материалах изданий Москвы и Татарстана) // Журналистская наука в Казанском...
Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconСравнительно-сопоставительный метод в изучении материалов, посвященных тв, опубликованных в федеральных газетах в 1991 – 2000 гг
Баканов Р. П. Сравнительно-сопоставительный метод в изучении материалов, посвященных тв, опубликованных в федеральных газетах в 1991...
Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconСтановление медийной критики в газетах татарстана все чаще приходится слышать чистосердечные признания от тех, кого принято называть «телекритиками»
Баканов Р. П. Становление медийной критики в газетах Татарстана // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Казань:...
Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconРезюме изучите материалы по составлению резюме. Составьте свое резюме. Что нужно указать в резюме
Личные данные: Ф. И. О., дата рождения, семейное положение, адрес, телефон, факс, e-mail
Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconГурикова Сергея Ростиславовича Я, Гуриков Сергей Ростиславович, родился в г. Москве. В 1991 году закон
Москвы. С 2000 г работаю в Красногорском оптико – электронном колледже преподавателем дисциплин в области информационных технологий,...
Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconЖанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы
Баканов Р. П. Жанровая специфика газетных публикаций о телевидении в 1990-е годы? Телекритики развлекают аудиторию? // Меди@льманах....
Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconРезюме Цель
Институт геологии и нефтегазового дела.(Геофизические методы исследования скважин)
Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconКак создать качественное и привлекательное резюме? Проектная работа учащихся
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что резюме неотъемлемая "часть гардероба" любого соискателя на квалифицированную работу....
Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconУстав государственного образовательного учреждения
Раменки зарегистрирован Отделом по ре­гистрации некоммерческих организаций департамента общественных и межре­гиональных связей Правительства...
Р. П. Баканов эволюция газетной телекритики в 1991 – 2000 гг. (На примере материалов москвы и татарстана): резюме исследования iconРусские мыслители о положении Русской православной церкви в конце XIX в. (на примере материалов дискуссии между В. С. Соловьевым и Л. А. Тихомировым в 1892 1894 гг.)
Русские мыслители о положении Русской православной церкви в конце XIX в. (на примере материалов дискуссии между В. С. Соловьевым...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов